Сделай Сам Свою Работу на 5

Современная система образования. 24 глава





Преодолевая схематичные представления о ребёнке, Л.-становилась внимательнее к нему и, следовательно, разнообразнее как в тематическом, так и в худож. отношении. Уменье пристально всматриваться в жизнь растущего человека, начиная от первого его шага, первых игрушек и первых психол. проблем, отличает поэзию А. Л. Барто. В лирич. манере рисовала дет. жизнь Е. А. Благинина: в её стихах чувства, поступки, дела ребёнка псл-ны значения, детей связывает со старшими глубокая привязанность («Вот какая мама», «Посидели в тишине»). Образ маленького человека, осваивающего мир как некое чудо, стал главным и в весёлых лирич. стихах евр. поэта Л. М. Квитко (вошедших в рус. поэзию в переводах

Маршака, С. В. Михалкова, М. А. Светлова, Благининой и др.).

Склонность к эксцентрич. шутке, невероятностям, перевертышу были характерны дтя авторов журн. «Ёж» и «Чиж» Д. Хармса («Отряд», «Врун», «Игра», «Иван Иваныч Самовар»), Ю. Д. Владимирова («Чудаки», «Оркестр», «Евсей»), Н. А. Заболоцкого («Как мыши с котом воевали», «Сказка о кривом человечке»). По творческой манере был близок им и А. И. Введенский, автор публицистич. стихов для детей ст. возраста, стихотворных рассказов, лирич. миниатюр для малышей (сб. «На реке», «Путешествие в Крым», «Лето», стихотворение с дидактич. основой «Кто?»). Новые пути в поэзии для детей открывало творчество С. В. Михалкова, соединившего юмористич. начало с лирическим и публицистическим («Дядя Стёпа», «А что у вас?», «Мы с приятелем»).



Большой путь прошла дет. проза 20- 30-х гг. Трудными оказались поиски путей освещения в Л. событий Революции и Гражд. войны. Потерпели неудачу попытки дать представление о рев. событиях для мл. читателей через камерный игрушечный мир («Бунт кукол» Городецкого, «Война игрушек» Н. Я. Агнивцева), для подростков — через невероятные приключения героев-детей («Ванька Огнев и его собака Партизан» Ф. Г. Каманина, «Тайна Ани Гай» С. Т. Григорьева), хотя лучшие из них — «Красные дьяволята» П. А. Бляхина, «Макар-следопыт» Л. Е. Остроумова, унаследовавшие традиции приключенч. книги нач. 20 в., — сохранились в круге дет. чтения. Первыми книгами, соединившими правдоподобное изображение событий с занимат., приключенч. сюжетом, были повести «Ташкент — город хлебный» А. Н. Неверова, «Р. В. С.», «Школа» А. П. Гайдара, рассказы и повести Григорьева «С мешком за смертью», «Красный бакен», «Паровоз ЭТ—5324». На мн. вопросы ребёнка, по-новому осваивающего мир, отвечали произв. С. Г. Розанова («Приключения Травки»), Б. С. Житкова («Что бывало», «Что я видел»). Герои Житкова — моряки, рабочие, охотники — постоянно держат экзамен на мужество, товарищество, честь; в трудных испытаниях раскрывается истинное лицо человека. Вместе с персонажами книг Н. Огнева («Дневник Кости Рябцева»), Л. А. Кассиля («Кондуит» и «Швамбрания»), Н. Г. Смирнова («Джек Восьмёркин — американец»), Л. Будогоской («Повесть о рыжей девочке» и «Повесть о фонаре») юный читатель задумывался, какой должна быть новая жизнь. Из кн. «Республика Шкид» Г. Белых и Л. Пантелеева, «Часы» Пантелеева, «Салажонок» С. А. Колбасьева, «Десять вагонов» Б. М. Левина, повестей А. В. Кожевникова он узнавал, как уходил в прошлое старый мир, как становились полноправными гражданами бывшие беспризорники. Сильное воздействие на умы оказывала написанная для взрослых, но вошедшая в круг чтения подростков «Педагогическая поэма» А. С. Макаренко.



Особенно была любима читателями лит. сказка — жанр, меньше прочих испытывавший влияние идеологич. стереотипов. Богатство вымысла, увлекат. сюжет, герой, к-рый близок читателю, — осн. особенности сказок «Три толстяка» Оле-ши, «Золотой ключик, или Приключения Буратино» А. Н. Толстого, пьес «Красная шапочка» и «Снежная королева»

Е. Л. Шварца, «Волшебник Изумрудного города» А. М. Волкова. Большой популярностью пользовались повесть-сказка «Старик Хоттабыч» Л. И. Лагина и юмористич. «Приключения капитана Врунге-ля» А. С. Некрасова.



Важнейшие вопросы этики и морали стали основой дет. рассказов M. M. Зощенко («Самое главное», «Рассказы о Леле и Миньке»). Тревоги юности, её потребность любить, жажда подлинных человеческих отношений нашли выражение в книге Р. И. Фраермана «Дикая собака Динго, или Повесть о первой любви». Романтикой подвига увлекала юного читателя кн. «Два капитана» В. А. Каверина, органично соединившая приключенч. жанр с бытовым. Непросто завоёвывал своё место в Л. худож. мир Гайдара, для к-рого характерно подобное сочетание жанров. Вокруг его книг возникали споры: писателя упрекали в настроениях жертвенности, в использовании устаревших для вос-питат. воздействия средств «задушевности» (дискуссия о «Воен. тайне», 1935).

Во 2-й пол. 30-х гг. в офиц. воспитат. политике серьёзная роль отводилась ге-роич. примеру, что обусловило распространение биография, жанра. Появились произв. ленинианы (рассказы Зощенко, А. Т. Кононова), получившей особенное развитие в послевоен. годы, книги о деятелях партии («Железный Феликс» Ю. П. Германа, «Грач — птица весенняя» С. Д. Мстиславского, «Мальчик из Уржума» А. Г. Голубевой и др.). Обширную библиотеку составили ист. и ист.-рев. книги для детей и юношества (Ал. Ал-таев, Ю. Н. Тынянов, В. Б. Шкловский, Т. А. Богданович, С. П. Злобин, В. Ян, Э. И. Выгодская, В. П. Беляев, 3. К. Ши-шова, Григорьев).

Чувствовать красоту родной природы, свою связь с ней помогали книги Н. И. Плавилыцикова, Бианки, Е. И. Чарушина, отличающиеся глубиной филос. видения мира произв. M. M. Пришвина. Эти писатели создали в сов. дет. Л. жанр науч.-худож. книги, получивший развитие в 60—80-е гг. Начало науч. публицистике положили кн. М. Я. Ильина («Рассказ о великом плане», «Рассказы о вещах», «Как человек стал великаном»), Житкова («Телеграмма», «Гривенник», «Пароход»); Паустовский в «Кара-Бугазе» и «Колхиде» сочетал традиции худож. прозы и публицистики.

Значит, роль в развитии сов. Л. для детей и юношества и в объединении дет. писателей сыграли журналы для детей «Мурзилка», «Пионер», «Дружные ребята», «Костёр» и др., в к-рых сотрудничали мн. видные дет. писатели — Маршак, Житков, Б. Ивантер, Н. Олейников, Шварц и др. В журн. «Дет. лит-ра» (1932—41) систематически давались оценки и анализ новинок дет. книги. Большое значение имело создание изд-ва «Дет. лит-ра» (1933; см. Издательства детской литературы).

Одной из самых значительных в лит-ре становится тема Вел. Отеч. войны 1941 — 1945. Из худож.-док. книг читате^» узнавал о своих сверстниках, участниках и героях войны («Четвёртая высота» Е. Я. Ильиной, «Повесть о Зое и Шуре» Л. Т. Космодемьянской, «Партизан Лёня Голиков» Ю. М. Королькова, «Улица младшего сына» Кассиля и М. Л. Поля-новского и др.). Много внимания в этих книгах уделялось довоен. времени, рассказу о том, как складывался характер и духовный облик героя.

Писатели стремились донести до юного читателя суровую правду жизни людей на войне и в тылу (кн. «Сын полка» В. П. Катаева, «На ялике», «Маринка» Пантелеева, «Дорогие мои мальчишки» Кассиля, «Иван» В. О. Богомолова).

Е. О. Путилова.

В Л. для детей и юношества послевоен. периода действовали противоречивые тенденции. Как и всё иск-во, Л. 40-х — 1-й пол. 50-х гг. пережила период бесконфликтности и фальсификации действительности. Непременными чертами мн. произв. на воеп.-патриотич. тему были пионерская романтика, плакатная образность и сентиментальность. Получили распространение т. н. шк. повести, где жизнь детей представала чрезвычайно прикрашенной, а худож. задачи вытеснялись примитивной дидактикой. Однако в это же время создавались произв. иной направленности, более соответствовавшие реальности и потребностям юного читателя. В этом смысле офиц. пед. установка на формирование гармонической, высо-конравств. личности ориентировала дет. Л. на общегуманистич. ценности, развитие любознательности и расширение кругозора юношества. Демокр. перемены в обществ, жизни страны в сер. 50—60-х гг. открыли перед писателями новые творческие возможности. Мн. писатели обратились к опыту рус. классики и фольклора. Отражая в книгах трудности и противоречия своего времени, они стремились проникнуть во внутр. мир ребёнка, понять его подлинные потребности, радости, огорчения. Внешний, событийный сюжет или вообще утрачивал значение, или становился средством раскрытия духовных конфликтов в повседневной жизни. Непривычная худож. форма показалась лит.-пед. критике психологически слишком сложной для восприятия ребёнка или подростка. Но произв. Ф. А. Вигдоровой, В. В. Голявкина, М. С. Бременера, В. К. Арро, С. М. Георгиевской, А. И. Мусатова были рассчитаны на читателя, готового к усилию мысли и напряжению чувств. Они помогали его взрослению. Бескомпромиссным взглядом оценивал совр. действительность в своих книгах Н. И. Дубов («Мальчик у моря», «Сирота», «Горе одному», «Беглец»). Его юные герои проходят трудный путь становления, но они не одиноки, рядом с ними оказываются старшие, живущие по законам совести, готовые прийти на помощь словом и делом. В иной манере — забавно о серьёзном — писали свои книги H. H. Носов («Витя Малеев в школе и дома», «Приключения Незнайки и его друзей» и др.), Ю. В. Сотник («Белая крыса», «Про наши дела»), Ю. Хазанов («Мой марафон»), В. Медведев («Баранкин, будь человеком!»), В. Ю. Драгунский («Денискины рассказы»). Юмор положения не становился здесь самоцелью, а помогал исследовать многообразие жизни, раскрыть характер героя.

Как продолжатели традиций отеч. прозы, привносящие в книги для детей и подростков свойственные ей внимание к проблемам совести, психологизм, точность реалистич. худож. слова, получили известность А. Я. Бруштейн («Дорога уходит в даль»), А. Г. Алексин («А тем временем где-то...», «Поздний ребёнок», «Мой брат играет на кларнете», «Безумная Евдокия», «Раздел имущества», «Сигнальщики и горнисты»), А. А. Ли-ханов, Р. М. Достян, Ю. Я. Яковлев. Примечат. явлением в Л. 80-х гг. стала

повесть В. К. Железникова«Чучело», оспаривающая укоренившуюся точку зрения, согласно к-рой коллектив всегда прав. Здесь правда оказывается на стороне девочки, противопоставившей своё нравств. отношение к жизни жестокости и бездушию своих сверстников.

Мн. писатели обратились к оригинальным жанровым формам. На основе восточной лит. традиции Л. Соловьёв создал «Повесть о Ходже Насреддине», полюбившуюся читателям разных возрастов. Мастерское использование приёмов модернистской прозы отличает повесть о послевоен. детстве Е. Дубровина «В ожидании козы». Эстон. прозаик Я. Раннап построил едкую и смешную сатирич. повесть о школе «Агу Сихвка говорит правду» в форме серии объяснит, записок, где юный озорник ехидно подражает стереотипам речи и мышления взрослых.

Одновременно развивалась манера приподнято-романтич. изображения действительности (А. А. Кузнецов, Ю. И. Коринфц, Р. П. Погодин, Ю. И. Коваль, эстон. писатель X. Вяли). В произведениях В. Мухиной-Петрин-ской, 3. Журавлёвой, В. П. Крапивина, укр. прозаика В. Близнеца передано то естественно-праздничное, поэтич. переживание бытия, к-рое свойственно мн. впечатлит. натурам в детстве и отрочестве. Романтич. оттенок присутствует также в ист. произв. Ал. Алтаева и Шишовой.

Значит, влияние на Л. 50—70-х гг. оказали приключенч. романы и повести, лит. сказки, в т. ч. переводные. Дет. проза этого периода включает созданные на разл. языках многонац. страны истории подростковых робинзонад, ребячьих похождений в духе Тома Сойера и Гека Финна, опасных игр, в результате к-рых дети разоблачают преступников. Из произведений подобного жанра читателям полюбились мастерски написанные повести А. Н. Рыбакова «Кортик» и «Бронзовая птица», поэтика к-рых восходит к «Судьбе барабанщика» Гайдара. Особым обаянием отличаются такие приключенч. повести, как «Ребята с улицы Черноголовых» Л. Ждановой, ставшие известными в переводах «Невидимые тени» X. Гюль-назаряна (Армения), «Фантазёр — покоритель вершин» О. Иоселиани (Грузия), «История с летающими тарелками» Я. Рауда (Эстония) и нек-рые др. Для наиб, интересных произв. этого жанра, как правило, характерна ироническая или откровенно пародийная интонация, дающая автору возможность, не принимая всерьёз изображаемые события, использовать стандартные сюжеты как повод для выражения своего мировидения.

Атмосфера игры, нередко связанная с нарушением традиц. жанровых канонов, присуща сказкам, сказочным повестям и притчам, к к-рым дет. писатели охотно обращались в 60—80-е гг. Таковы полу пародийные театрализов. сказки Э. Н. Успенского, сказки Т. Александровой, сочетающие фольклорные и совр. мотивы, романтич. сказочно-приключенч. произв. Ф. Кнорре, С. Л. Прокофьевой и Крапивина; фантастич. повести В. Алексеева, филос. сказки Р. Погодина, сказки-притчи Р. Овсепяна (Армения), повести-сказки К. Сая (Литва) и С. Вангели (Молдова), построенные из стихов и прозы, волшебных историй и нравоописат, этюдов мозаичные композиции 3. Халила (Азербайджан), живописные ритмизиро-ванные сказки-миниатюры И. Зиедонаса (Латвия).

60—80-е гг. ознаменовались бурным интересом к науч. фантастике. Подростки увлекались кн. Р. Брэдбери, К, Саймака, Р. Шекли, но их огромной популярности не уступал успех отеч. романов и повестей. Постоянный интерес вызывают и книги 20—30-х гг. «Аэлита» и «Гиперболоид инженера Гарина» А. Н. Толстого, «Голова профессора Доуэля» и «Человек-амфибия» А. Р. Беляева, «Пылающий остров» А. П. Казанцева, а также изданные позже «Туманность Андромеды» И. А. Ефремова, произв. Г. С. Мартынова, И. И. Варшавского, Г. И. Гуревича, А. П. Днепрова, А. Н. и Б. Н. Стругацких, А. И. Шалимова, А. А. Щербакова, А. и С. Абрамовых, К. Булычёва, Д. А. Биленкина, Е. И. Парнова и др. Остросюжетные, насыщенные совр. проблематикой, они волновали дерзостью мысли, чуткостью авторов к запросам дня (в связи с чем нек-рые произв. этого жанра — роман «Час быка» Ефремова, повесть «Гадкие лебеди» Стругацких, впоследствии вышедшая под назв. «Время дождя», подверглись полит, запрету).

В Л. 60—70-х гг. наметилась своеобразная «диффузия» жанров. Стирались чёткие границы между худож. прозой и науч.-худож., науч.-популярной лит-рой. Произв. И. Андроникова, Н. Я. Эйдель-мана, в занимат. форме приобщающие школьников к литературоведению и истории, могут служить образцами хорошей рус. прозы. «Сказания о титанах» Я. Э. Голосовкера, дающие подросткам представление об антич. мифологии, проникнуты поэзией древних преданий и трагич. мироощущением двадцатого столетия. Кн. о живой природе В. Чаплиной, Г. А. Скребицкого, Н. Я. Сладкова, Г. Я. Снегирёва, И. И. Акимущкина читаются как полноценные худож. произведения, отличающиеся духом гуманности, чувством ответственности человеказа всё живое. Увлекательно и доступно рассказывают детям о мире совр. науки Д. С. Данин, о диких и домашних растениях — Н. Л. Дилакторская и H. M. Вер-зилин, о минералах — А. Е. Ферсман, о ремёслах — Ю. А. Арбат, о живописи — Л. Н. Волынский. В жанре науч. публицистики в 80-х гг. работали писатели А. М. Маркуша, Р. К. Баландин, Г. И. Кублицкий. В науч.-худож. Л. большое значение имеет биогр. тема — жизнь знаменитых учёных (книги Л. Э. Разгона о физике П. Н. Лебедеве, об астрономе П. К. Штернберге). Далёкие на первый взгляд от гуманитарных проблем, науч.-популярные книги для юношества помогают читателю почувство-вовать, как многообразна и сложна действительность, тем самым закладывая основы совр. мировоззрения. Во 2-й пол. 70-х гг. достигла высокого уровня дет. публицистика (Е. Богат, Л. Жу-ховицкий, Л. Крелин и др.), к-рая говорила с читателем в осн. на гуманитарные темы — о совести, достоинстве разума, чувства, личности человека, лНа 60—70-е гг. приходится расцвет поэзии, с раннего детства воспитывавшей в читателях чувство слова. В произв. И. П. Токмаковой, В. В. Берестова, Б. В. Заходера, Я. Л. Акима, Э. Э. Мош-ковской, Ю. П. Мориц, Г. В. Сапгира, А. М. Кушнера, Л. Мезинова, В. Левина, Ю. Кушака, Р. Сефа, В. Лунина, О. Дри-за есть фантазия и юмор, неподдельное чувство, тонкий лиризм, озорство. В это время продолжали также работать поэты

ст. поколения — Барто, Благинина, Михалков.

В Л. 2-й пол. 80-х-нач. 90-х гг. значит, событием стал выход в свет прозаич. сб. «Абориген», «Ловля бабочек и брошенный друг», «Я летаю во сне», повествующие о проблемах повседневности, состоянии семьи и школы, духовном облике совр. подростка. Среди произв., вошедших в эти сборники, наиб, интересными в худож. отношении оказались вещи подлинно трагические, такие, как повести «Горбунок» Н. Соломко, «Кривой четверг» Л. Синицыной, «Абориген» Ю. Ко-роткова, «Кассеты Шохина» С. Винокуровой, рассказывающие о тяжёлых, часто приводящих к трагич. исходу драмах подростков. Лирич. настроением отличаются повести «Из жизни Кондрашек» И. Чудовской, «Маленькая ночная серенада» В. Романова, Занимат. повествование, меткие психол. наблюдения характерны для повестей и рассказов Л. Евгень-евой (сб. «Лягушка»). Увидели свет некоторые произведения, в своё время не допущенные к публикации, в частности повести Б. Житкова «Утюг» и Ю. Даниэля «Бегство».

Поборниками свободы творческого поиска в Л. для детей и юношества, обновления её духа и форм, возрождения традиций Хармса, Введенского, Олейникова выступили члены лит. объединения «Чёрная курица» (О. Григорьев, М. Москвина, Т. Собакин и др.). В дет. поэзии получили распространение игровые жанры, представленные парадоксальными, с элементами абсурда, стихами (В. Друк, А. Филинов и др.).

С 1990 Рос. дет. фондом издаются журналы «Трамвай» для детей мл. возраста и «Мы» для подростков, привлёкшие читателя яркостью и оригинальностью. Пользуются популярностью лит. альманахи «Мальчик» и «Девочка», создатели к-рых ставят перед собой задачу помочь нравств. становлению растущих мужчин и женщин, сформировать у них хороший эстетич. вкус.

В 50—70-х гг. появились новые переводы и пересказы для детей произв. мировой Л., нар. сказок. В круг дет. поэзии вошли баллады Э. Лира, шуточные стихи А. Милна. Во мн. любимых детьми переводных произв. детство выступает как некая автономная страна, законы к-рой не умеют понять взрослые («Король Ма-тиуш Первый» Я. Корчака, «Маленький принц» А. де Сент-Экзюпери). Персонажи книг Дж. Барри («Питер Пэн и Бенди»), Милна («Винни-Пух и все-все-все»), П. Траверс («Мэри Поппинс») попадают в воображаемый мир, где живут увлекательной, активной жизнью. Юные читатели наслаждаются игровой стороной этих сказок, взрослым они открывают многое в сложном мире ребёнка.

Большой популярностью пользуются книги швед, писательницы А. Линдгрен «Малыш и Карлсон, к-рый живёт на крыше», «Пеппи Длинныйчулок», «Мио, мой Мио!». Весёлые приключения героев, мягкий юмор произв. Линдгрен раскрывают полноту жизни, создают поучительные характеры.

Польск. поэт Юлиан Тувим точно выразил универсальный характер Л., сказав, что если под обстрел попадают лень, хвастовство, болтливость, самонадеянность, если в стихах царят добрый смех, шутка, игра, веселье — значит, это для всех детей. Достоянием дет. Л. России, как и мн. др. стран, стали книги Э. Кестнера и Дж. Крюсса (Германия), А. Маршалла (Великобритания), Дж. Рода-ри (Италия), писателей стран Вост. Европы А. Босева, Д. Габе, М. Алечкович, В. Незвала, Ф. Грубека, А. Секоры. Высокий проф. уровень отличает переводы и пересказы произв. заруб, писателей на рус. яз. Т. Г. Габбе, А. И. Любарской, Заходера, Токмаковой, Коринца, Берестова, В. Орла, Ю. Вронского, Акима и др.

Органичной частью отеч. Л. стали произв. мировой дет. классики 2-й пол. 20 в. — филос. сказки «Властелин колец» Дж. Р. Толкьена, «Порог» и «Маг земно-морья» У. Ле Гуин, кн. Т. Янсон и др.

В Рос. Федерации изучением и пропагандой лит-ры для детей и юношества занимаются спец. центры (Дома дет. книги в Москве и С.-Петербурге), кафедры Л. в разл. уч. заведениях и др. Возобновилось (с 1966) издание лит.-критич. журн. «Дет. лит-ра». С 1966 сов. дет. писатели принимают участие в работе Меж-дунар. совета по книгам для детей и юношества. Раз в 2 года спец. жюри совета присуждают премии и дипломы им. X. К. Андерсена лучшим дет. писателям и художникам дет. книги.

И. Н. Васюченко.

Лит." Маршак С. Я., Воспитание словом. Статьи, заметки, воспоминания, М., 1961; Горький М., О дет. лит-ре, детском и юношеском чтении, M., 19891; Белинский В. Г., Чернышевский Н. Г., Добролюбов Н. А., О дет. лит-ре, М., 19S32; Луначарский А. В., О дет. лнт-ре, дет. и юношеском чтении, М., 1985; Саввин Н., Основные направления дет. лит-ры, Л., 1926; Материалы по истории русской дет. лит-ры (1750—1855), под ред. А. К. Покровской, Н. В. Чехова, в. 1—2, М., 1927 — 29; Бабушкина А. П., История рус. дет. лит-ры, М., 1948; К о и Л. Ф., Сов. дет. лит-ра. 1917—29, М., 1960; Чуковская Л — К., В лаборатории редактора, M., 19632; Ивич А., Воспитание поколений. О сов. лит-ре для детей, М., 1960; Разгон Л. Э., Волшебство популяризатора, M., 19662; Шкловский В. Б., Старое и новое. Книга статей о дет. лит-ре, М., 1966; Рассадин С. Б., Так начинают жить стихом. Книга о поэзии для детей, М., 1967; Смирнова В. В., О детях и для детей, М., 1967!; Л у и а и о-ва И., Полвека. Очерки, М., 1969; М о т я — III о в И., Авторитет доброго слова. Заметки о междунар, сотрудничестве в дет. лит-ре, М., 1975; Се тин Ф. И., Возникновение рус. дет. лит-ры, М., 1978; его же, История рус. дет. лит-ры, кон. X — первая пол. XIX в., М., 1990; Брандис Е. П., От Эзопа до Джанни Родари. Заруб, лит-ра в дет. и юношеском чтении, M., 19802; Б е-гак Б. А., Сложная простота. Очерки об иск-ве дет. лит-ры, М., 1980; Александров В. П., В желуде — целое дерево... (Из опыта совр. сов. многонац. дет. лит-ры), М., 1981; Павлова Н. И., Лирика детства. Некоторые проблемы поэзии, М., 1987; II у-тилова Е. О., Очерки по истории критики сов. дет. лит-ры. 1917 — 1941, М., 1982; её ж е, Вступит, ст., в кн.: Русская поэзия детям, Л., 1989.

Дет. лит-ра. Критич. сб., под ред. А. В. Луначарского, М. — Л., 1931; Вопросы дет. лит-ры. 1952—1957. Сб. ст., М. — Л1953—58; Дет. лит-ра. Сб. ст. в 1950, [1958- 1990], М. — Л., 1951 — 90; О лит-ре для детей. Сб. ст., в. 1 — 29, Л1955—86; Сов. дет. лит-ра. Сб. ст., М., 1958; Для человека растущего. Сб. ст., М., 1959; см. также Библиография детской литературы.

 

ЛИТТ(Litt) Теодор (27.12.1880, Дюссельдорф, — 16.7.1962, Бонн), нем. философ и педагог, один из основоположников «педагогики культуры». Учился в Боннском и Берлинском ун-тах. В 1904—18 преподавал в гимназиях, в 1914—17 работал в департаменте просвещения Мин-ва культов Пруссии. Проф. ун-тов Боннского

(1919 и с 1947) и Лейпцигского (1920—37; 1945—47). В период фаш. диктатуры досрочно ушёл на пенсию.

Осн. пед. идеи сформулировал в трудах «Мысли о культуроведческом принципе обучения» («Gedanken zum kulturkundlichen Unterrichtsprinzip», 1925), «Руководить или растить?» («"Führen" oder "wachsenlassen"», 1927), «Самопознание человека »(«Selbsterkenntnis des Menschen», 1938) и др. Последователь духовно-ист, школы В. Дильтея, идеи к-рого трактовал в духе неогегельянства. В педагогике видел опосредующее звено между культурой и «воспитат. действительностью» — одну из наук о духе, постигающих его социально-культурную целостность. По Л., культурологич. ориентация педагогики предполагала содержат, анализ как духовной организации отд. личности, так и состояния культурной общности. «Педагогика культуры» призвана, по Л., открыть перед человеком «иррациональную конкретность» жизненной действительности и дать личности ист. осознание своей уникальности, охватывающей осн. тенденции становления целостного «нац. духа». В обучении Л. противопоставлял пассивному рациональному познанию предметного мира природы (к-рое он видел у позитивистов) активно-личностный подход к ценностям духовной культуры. Акцентировал внимание на гуманитарном образовании. Методом пед. познания считал интерпретацию «воспитат. феномена», проявляющуюся в переживании, в т. н. вхождении в язык, нравственность, иск-во и др. «объективации духа». Воспитание Л. определял как личностный перенос идеального содержания от человека к человеку и как «духовное становление» в совм. жизни с людьми. В «педагогике культуры» Л. видел прежде всего «методику мышления», направленную на «высвечивание» воспитат. эффекта. Л. особое внимание уделял взаимодействию образования и политики («организованной воли гос-ва») и теоретически обосновывал необходимость полит, воспитания молодёжи бурж. гос-вом. Оказал значит, влияние на формирование офиц. доктрины воспитания в ФРГ, а также на социально-критическую педагогику и пед. антропологию.

Соч.: Die Philosophie der Gegenwart und ihr Einfluß auf das Bildungsideal, Lpz., 19303; Das Bildungsideal der deutschen Klassik und die moderne Arbeitswelt, Bonn, 19596; Pädagogik und Kultur. Kleine pädagogische Schriften, 1918—1926, Bad Heilbrunn, 1965.

Jlum.: Sinn und Geschichtlichkeit. Werk und Wirkungen Theodor Litts, hrsg. von J. Derbo-lav [u. a.], Stuttg., 1980. В. Б. Куликов.

ЛИТЦ(Lietz) Герман (28.4.1868, Думге-невиц, о. Рюген, — 12.6.1919, Хаубинда, Тюрингия), нем. педагог, сторонник нового воспитания. Изучал теологию и философию в Йенском ун-те. В 1896—97 знакомился с постановкой уч.-воспитат. дела в «новой школе» С. Редди в Великобритании. Основал систему частных сел. воспитат. домов для мальчиков и юношей 8- 12 лет (Ильзенбург, 1898), 12—15 лет (Хаубинда, 1901), 15—18 лет (Биберш-тейн, 1904). Эти интернаты, по замыслу Л., должны были воспитывать «духовную элиту», способную противостоять разрушающей человеческий дух действительности. Среди уч. предметов Л. особо выделял изучение нац. истории, лит-ры, иск-ва. Образовательная подготовка у Л. подчинялась воспитат. задачам: выработка миропонимания, формирование воли (по Л., «фундаментальной функции»

человека) и характера определяли весь образ жизни и быта воспитанников. Широко применялся физич. труд (гл. обр. с.-х.), к-рый Л. рассматривал как важное средство оздоровления духа и тела. В интернатной общине, своеобразной «воспитат. провинции», призванной, по мысли Л., формировать в учащихся дух нац. единства, культивировались естеств., доверит, отношения между учителями и воспитанниками. Л. стремился воспитат. средствами создать будущее общество как «великий синтез духа и тела, физич. и умственного труда». К этому будущему, как он считал, ведут не полит, реформы и учреждения, а самопожертвование, воодушевление, любовь и сила, поставленные на службу новому воспитанию. В пед. соч. Л. выступал последователем Ж. Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци. Критиковал герм. ср. школы за перегруженность программ книжными знаниями, за одностороннее увлечение преподаванием иностр. языков и математики. В сел. воспитат. домах Л. стремился преодолеть разрыв между теорией и практикой, опираясь из «действие», на общинную активность.

Соч.: Emlohstobba, В., 1897; Die deutsche Nationalschule, Lpz. — Veckenstedt, 1920; Die ersten drei deutschen Landerziehungsheime. 20 Jahre nach der Begründung, Veckenstedt am Harz, 19192.

Лит.: Опытные школы в Германии. Сб. ст., пер. с нем., М., 1926. П. А. Лебедев.

ЛИХАНОВАльберт Анатольевич (р. 13.9.1935, г. Киров), писатель, обществ, деятель, ч.-к. РАО (1993; ч.-к. АПН СССР с 1990). По окончании Уральского ун-та (1958) на журналистской работе в газ. «Кировская правда», «Комсомольское племя», «Комсомольская правда», с 1967 ответств. секретарь и в 1975—88 гл. ред. журн. «Смена». Инициатор создания Сов. дет. фонда (1987), задачей к-рого стали защита прав ребёнка, улучшение жизни детей — сирот, инвалидов, оставшихся без попечения родителей. Пред. Правления этого фонда, в 1991 получившего назв. Рос. дет. фонд. През. Междунар. ассоциации дет. фондов. Участвовал в организации науч. исследований по проблеме трудного детства, в подготовке правительств, постановлений, направленных на охрану интересов детей.

Трилогия Л. «Семейные обстоятельства» («Чистые камушки», «Лабиринт», «Обман»; все — 1974), романы и повести «Мой генерал» (1975), «Солнечное затмение» (1977), «Кикимора» и «Магазин ненаглядных пособий» (1983), «Последние холода» (1984), «Детская библиотека» (1985) и книги для взрослых «Голгофа» (1979), «Благие намерения» (1980), «Высшая мера» (1982), «Драматическая педагогика» (1983, 19903) посвящены проблемам нравств. воспитания подростка, вступающего в сложные взаимоотношения с окружающим миром, ответственности взрослых за детей. Нек-рые произведения Л. экранизированы (худож. фильм «Благие намерения» получил премию Междунар. католич. opr-ции кино и аудиовизуальных средств, 1986). Гос. пр. РСФСР (1980), Междунар. пр. им. Я. Корчака (1987).

Соч.: Собр. соч., т. 1—4, М., 1986—87.

Лит.: М о т я III о в И., А. Лиханов, М., 1981.

ЛИХАЧЕВБорис Тимофеевич (р. 10.8. 1929, Москва), педагог, акад. РАО (1993; д. ч. АПН СССР с 1990), дер пед. наук, проф. (1970). В 1952 окончил пед. ф-т МШИ. До 1968 преподавал в Вологодском

пед. ин-те, одновременно (1960—62) директор его базовой школы. В 1968—70 зам. нач. Отд. пед. науки МП СССР. В 1970—85 директор НИИ ХВ, с 1985 в НИИ теории и методики воспитания АПН, с 1992 зав. лаб. экологии, культуры личности в ин-те развития личности.

Под руководством и при участии Л. исследованы проблемы теории и практики эстетич. воспитания. Результаты исследований опубликованы в коллективных монографиях «Эстетич. воспитание школьников» (1974), «Эстетич. воспитание в школе. Вопросы системного подхода» (1980), «Эстетич. воспитание школьной молодёжи» (1981), «Система эстетич. воспитания школьников» (1983).

Л. изучал закономерности воспитания как саморазвития дет. личности и как целенаправленный пед. процесс системы методов воспитания и психол. воздействия и др.

Соч.: Эстетика детской жизни, [Вологда], 1968; Эстетика воспитания, М., 1972; Теория коммунистич. воспитания, М., 1974; Общие проблемы воспитания школьников, Ми979; Воспитат. аспекты обучения, Ми982; Простые истины воспитания, М., 1983; Теория эстетич. воспитания школьников, М., 1985.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.