Сделай Сам Свою Работу на 5

Современная система образования 96 глава





Имеет изд-во; выпускает ч Вестник Киевского ун-та» (с 1958), науч. и уч. лит-ру.

Лит. (на укр. яз.): История Киевского университета, 1834 — 1959, К., 1959; M e л —н и к Л. Г., Киевский университет. (Крат—430

кий ист. очерк), К., 1979; Киевский университет. Документы и материалы. 1834—1984. К., 1984 (на укр., рус. яз.). Л. В. Шевченко.

КИЛПАТРИК(Kilpatrick) Уильям Херд (20.11.1871, Уайт-Плейнс, шт. Джорджия, — 13.2.1965, Нью-Йорк), амер. педагог, ученик и последователь Дж. Дьюи. Образование получил в Мерсеровском ун-те (1891) и ун-те Джонса Хопкинса. В 1890-х гг. начал работать шк. учителем в шт. Джорджия; преподавал в Мерсеровском ун-те (1897—1906), в 1903—05 его президент. В 1909—38 преподаватель, проф. пед. о колледжа Колумбийского ун-та (Нью-Йорк).

К. — сторонник прагматистской педагогики, рассматривал школу как инструмент демократии в сфере образования. Разработанная им пед. система («экспери-ментализм») опирается на философию прагматизма и психологию бихевиоризма. К. отвергал традиц. школу, основанную на передаче учащимся готовых знаний вне связи с реальными запросами и жизненными потребностями детей. Отрицал необходимость шк. программ, классно-урочной системы, подчёркивал значение положительного подкрепляющего воздействия воспитателя на ребёнка. Процесс обучения предлагал строить на основе расширения и обогащения индивидуального жизненного опыта учащихся. Призывал к отказу от разделения уч. и внеуч. деятельности, стремясь строить пед. процесс как организацию деятельности ребёнка в социальной среде. Широкую известность в США и др. странах получила работа К. «Метод проектов» (1918, рус. пер. 1925), в к-рой он развивал идею обучения через организацию «целевых актов». Различал 4 вида проектов: созидательный (производительный), потребительский (его целью является потребление в широком смысле слова, включая развлечение), проект решения проблемы (или к.-л. интеллектуальных затруднений, к-рые могут являться сопутствующими и в созидательном проекте, но здесь выступают как ведущие), проект-упражнение. В последующих работах — «Основы метода» (1925, рус. пер. 1928), «Воспитание в условиях меняющейся цивилизации» (1926, рус. пер. 1930) и др. — К. отстаивал тезис о том, что школа должна готовить учащихся к жизни в условиях динамично меняющегося общества, к столкновению с ещё неизвестными проблемами будущего. В этом контексте противопоставлял ориентации школы на традиц. уч. предметы, не обладающие инструментальной жизненной ценностью, задачу вооружения ребёнка методами решения проблем, поиска, исследования. Учение рассматривал не как усвоение или запоминание, но как ориентацию в конкретных жизненных ситуациях. Жизнь школы, обучение и воспитание, построенные на уважении к личности, по К., направлены не на подготовку «рабочей силы», но на включение ребёнка в процесс осмысления и переустройства окружающей действительности.





В США долгое время пользовалась популярностью составленная К. «Хрестоматия по философии педагогики» (1923).

С о ч.: The Montessori System examined, N. Y. a. o.], 1914; Froebel's Kindergarten..., N. Y., 1916; Our educational task, Chapel Hill, 1930; Education and tue social crisis, N. Y., 1932; Remaking the curriculum, N. Y. — Chi., 1936; Group education fpr a de-mocracy, N. Y., 1940; Selfhood and civilization, N. Y., 1941; Philosophy of education, N. Y., 1951.

Лит Childs J L, American pragma-tism and education, № Y, 1956, Ch 7, С r e-m i n I A, The transformation of the school. Progressivem in American education 1876- 1957, № Y, 1961 M. В Кларин

КИНДЕРМАН(Kindermann) Фердинанд (27.9.1740, Кенигсвальде, ныне Крало-вице, близ Шлукнова, Чехия, — 25.5. 1801, Лейтмериц, ныне Литомержице, там же), австр. педагог, организатор нар. школ. Учился в Пражском ун-те. Был священником. Под влиянием И. И. Фельдшера открыл школу в своем доме в Каплице (1771). С 1773 ввел в школе обучение ручному ремесл. труду, с.-х. работам и др. С 1775 гл. шк. инспектор Богемии (Чехии), руководитель школы в Праге, где началась систематич. подготовка учителей нар. школ. В 1786—90 директор Пражского сиротского ин-та. Разработал систему обучения в индустриальных школах. Предусматривал смену разл. видов уч. деятельности, разнообразие занятий, способствующих умственному и нравств. развитию учащихся. Был убежден, что ремесл. обучение должно способствовать правильному воспитанию детей, их практич. подготовке к будущей жизни, а также облегчению материального положения малоимущих семей. Реформировал сеть сел. школ в Чехии, добивался регулярного посещения школ детьми. Проводя офиц. курс австр. властей, создавал также школы для чеш. детей с обучением на нем. языке.



Соч. Nachricht von der Landschule zu Kaplitz in Böhmen, Prag, 1774, Kurze Beschreibung des Propstes von Schulstem, von der Entstehungs- und Verbreitungsart der Industn-alklassen m den Volksschulen. Dresden, 1792.

Лит -StveräkV, MrzenaJ., Fel-biger a Kindermann reformatofi hdoveho skol-stvi, Praha, 1986.

 

КИНЕЛЁВВладимир Георгиевич (р. 28.1.1945, с. Усть-Калманка Алтайского края), организатор высш. образования, педагог; акад. РАО (1994), д-р техн. наук (1984), проф. (1987). В 1968 окончил МВТУ (ныне МГТУ), впоследствии преподавал там же (в 1984—90 проректор). С 1992 пред. Гос. к-та Рос. Федерации по высшему образованию, в 1996—98 мин. общего и проф. образования Рос. Федерации; одновременно в янв. 1996— 1997 зам. пред, пр-ва Рос. Федерации. Труды в области механики и матем. моделирования процессов в ракетных двигателях.

Один из авторов гос. программ развития образования и высш. школы России (1991, 1994) и Закона об образовании (1992, 1995). Руководил разработкой научно-метод. основ и нормативной базы многоуровневой системы подготовки специалистов в России, гос. стандартов высш. и ср. проф. образования, внедрением новых принципов финанс. и экон. деятельности вузов. В нач. 90-х гг. выступил одним из инициаторов реформы гуманитарной подготовки специалистов в ср. проф. и высш. уч. заведениях.

Соч.: Объективная необходимость. История и перспективы реформирования высш. образования России, М., 1995; Высш. образование в России до 1917 г. Очерк истории, М., 1995 (ред ).

 

КИНОдля детей и юношества, область киноискусства. Термины — «детское кино», «подростковое кино», «кино для детей и юношества» носят достаточно условный характер и употребляются по аналогии, напр. с термином «детская литература», гл. обр. для удобства в профессиональном общении и во взаимоотношениях со зрителями. Несмотря на богатую практику, множество достижений, продолжительный исторический путь, единой формулы, к-рая могла бы

служить для определения К. и устраивала бы всех, до сих пор нет.

Проблема специфики и «точного адреса» К. решается много лет и уходит корнями в споры о специфике иск-ва 19 в., в к-рых ещё В. Г. Белинский высказал идею о том, что худож. произведение для детей должно быть одинаково интересно и для взрослых. Двуадресность, многозначность худож. образа в К. ча-

сто воспринималась нек-рыми киноведами и теоретиками воспитания как неже-лат. для детей намеки и ассоциации Но в иск-ве, в т. ч. в К., не может быть двуадресности, адрес один — человек. Дет. кино растет от общего ствола кине-матографич. древа, и юный зритель неотделим от взрослого. В любой нац. кинематографии можно найти примеры, когда фильмы, снятые в жанрах «взрослого кино», становились любимыми для неск. поколений детей разного возраста. Специфика дет. К. определяется особенностями возрастного восприятия иск ва и действительности, к рую оно отражает. К. — искусство массового зрителя. Оно требует демократичности формы и одновременно филос. глубины и яркости образов. Можно себе представить крупное произведение киноискусства, не понятое в данный момент массовым зрителем, но произведение для детей, к-рое можно будет понять через много лет, представить нельзя.

Трудности в определении специфики К. приводят к значит, «разбросу» в мнениях от утверждения, что никакого дет. кино не существует, до признания его особым творческим методом. Настойчиво ставится вопрос об особой «педагогичности» дет. кино, к-рая будто бы обязательно должна присутствовать в фильме, даже в ущерб художественности пусть худож. уровень дет. фильма невысок, важнее его воспитат. значение. Сторонники такой точки зрения не учитывают, что если низок худож. уровень фильма, в к-рый заложена идея любви к отечеству или к матери, и фильм не волнует, то зритель остается равнодушным к самой идее. Положит, идея, воплощенная шаблонно, стерто, даже отталкивает. К. воспитывает не потому, что оно «для детей», а потому, что оно — искусство. Образы, созданные в произведениях дет. К., помогают открывать мир в его сложностях и конфликтах, побуждают к сопереживанию, а значит, и к самопознанию, дают толчок душеобразующим процессам.

Чаще всего к сфере дет. и юношеского К. относят создаваемые специально игровые, анимационные (мультипликационные), документальные, науч.-познават., учебные фильмы. Игровые фильмы снимаются гл. обр. в жанрах сказки, фантастики, комедии, киноповести, приключенческом, историч. или историко-биографическом. Отмеченная специальная направленность творчества проявляется в ориентации на определенные возрастные категории юных зрителей, но в этом смысле К. имеет свою динамику, ставшую особенно очевидной в 60- 80-х гг. от четкого разделения картин, предназначавшихся ранее конкретным возрастным группам детей и подростков, К. пришло к т. н. семейному или «межвозрастному» фильму.

В совр. мире, насыщенном проблемами, связанными с ростом отчуждения между людьми, с распадом семей и др., в мире, где культура уходит из искусства, а иск-во находится под угрозой превращения в нек-рую разновидность сферы обслуживания, роль К. чрезвычайно значительна. К. не только развлекает, оно проникает в тайну феномена детства, способствует познанию разл. моделей мира. Оно обращается не только к детям, но и к взрослым родителям, обществу, государству во имя защиты человеческого духа, основополагающих, нравств. цепяостей. Детство стало одной из глобальных проблем человечества; детство — экологическая ниша духовности. Понимание явлений детского кино требует учитывать совокупность разл. подходов, сосуществующих на разных плоскостях кинемато-графич. деятельности.

В России детские сеансы эпизодически организовывались с нач. 20 в. Демонстрировались привозные ленты (так называемая детская лондонская серия А. А. Ханжонкова), фильмы зачинателя рус. мультипликации В. А. Ста-ревича «Стрекоза и муравей», — «Веселые сценки из жизни животных», — «Рождество обитателей леса». Кино использовалось как уч. пособие: снимались преим. фильмы видовые, географические, научно-познават. На формирование худож. дет. К. значит, влияние оказал рус. драма-тич. театр с его яркой образностью, ставший к нач. 20 в. абсолютным лидером зрелищных искусств и достигший мировой славы. Серьёзную роль в развитии отечеств. К. сыграл худож. опыт рус. дет. литературы.

Становление отечественного дет. К. происходило в период Гражд. войны, когда бездомное, голодное детство стало нац. трагедией. Первый игровой фильм был поставлен в 1918 («Сигнал» по В. М. Гаршину, режиссёр А. А. Арка-тов), но настоящий успех пришёл к К. в 1923, когда на студии «Госкинпром» Грузии режиссёр И. Н. Перестиани снял лриключенч. фильм «Красные дьяволята». С 1924 производство худож. картин для детей стало систематическим. К. развивалось под знаком поисков своего героя, своих тем и языка. В кон. 20-х гг. успехом пользовались фильмы О. И. Преображенской («Федькина правда», «Каштанка»), В. М. Петрова («Золотой мёд» и др.). В нач. 30-х гг. появились первые работы создателей популярных у детей и подростков картин Н. И. Лебедева («Настоящие охотники», — «Товарный № 717» и др.) и В. Н. Журавлёва («Реванш» и др.). Выход звуковых фильмов «Путёвка в жизнь» (1931, реж. Н. В. Экк) и «Рваные башмаки» (1933, реж. М. А. Барская), прочно вошедших в «подростковый» репертуар, обозначил вступление К. на путь зрелости. Эти фильмы не потеряли по сей день силы художеств, воздействия. В 30-х гг. К. получило стабильное бюджетное финансирование, производств, мощности, технику, систему кинопроката. В короткие сроки дет. К. сложилось как уникальное самостоятельное направление кинематографа.

В 1936 на базе студии «Межрабпом-фильм» (осн. в 1924) была организована первая в мире студия детских фильмов «Союздетфильм», ныне Центральная студия детских и юношеских фильмов им. М. Горького. Фильмы М. С. Донского «Детство» (1938) и «В людях» (1939), снятые на этой студии, длительное время служили своего рода эталоном подхода к специфике дет. фильма. С. А. Герасимов снял картину «Учитель» (1939), открыв новые возможности кинематографа для юношества.

Облик К. 30-х гг. в значит, мере определялся сотрудничеством с киностудиями известных писателей и драматургов: В. П. Катаева («Белеет парус одинокий», реж. В. Г. Легошин, 1937), А. П. Гайдара («Тимур и его команда», реж. А. Е. Разумный, 1940), Л. А. Кассиля («Брат героя», реж. Ю. В. Васильчиков, 1940),

Кадр из ф. «И тогда я сказал — нет...» (1974).

А. Я. Бруштейн, А. Л. Барто и др. По произведениям С. Я. Маршака, С. В. Михалкова были сняты популярные мультфильмы. Возможности художеств, осмысления формирования характера, нравств. самоопределения в детстве и юности привлекали известных мастеров киноискусства: Я. А. Протазанова («Семиклассники», по пьесе В. А. Любимовой, 1938), И. А. Савченко («Дума про казака Га-лоту», по Гайдару, 1937) и др.

Мир К. 2-й пол. 30-х гг. стал более многообразным: появились ленты приключенческие («Дети капитана Гранта» и «Остров сокровищ» В. П. Вайнштока,

«Джульбарс» и «Гайчи» В. А. Шнейдерова), научно-фантастич. («Космический рейс» Журавлёва). В картинах были заняты мн. талантливые актёры; знаменитые роли Н. К. Черкасова (Паганель в «Детях капитана Гранта») и О. Н. Абдулова (Джон Сильвер в «Острове сокровищ») можно причислить к актёрским шедеврам отечеств, кино.

Новый этап в развитии жанров К. связан с творчеством А. А. Роу, к-рый впервые поставил игровой фильм-сказку («По щучьему велению», 1938), и А. Л. Птушко, к-рый в «Новом Гулливере» (1935) соединил кукольную мультипликацию с игровыми актёрскими эпизодами.

Детское кино переживало период своего расцвета. Однако под влиянием жёстко внедрявшихся офиц. идеологич. установок мн. произведения страдали или излишней и примитивной назидательностью, или безмятежным оптимизмом. Драматургия фильма превращалась в логически просчитываемый набор сцен, где гл. мысль складывалась из суммы отдельных эпизодов.

И всё же К. развивалось по своим законам. Новое худож. качество К. обрело с выходом на экраны киносказки «Золушка» (1947). В этом фильме гармонично соединились таланты писателя Е. Л. Шварца, режиссёра Н. Н. Кошеве-ровой, актёров Я. Жеймо, Э. П. Гарина, Ф. Г. Раневской, В. В. Меркурьева, А. А. Консовского.

Дет. и юношеское кино шло тем же путём развития, что и весь отеч. кинематограф, испытывая давление полит, конъюнктуры и вульгарной идеологизации. И всё же в отношении к фильмам для детей цензура оказывалась, вольно или невольно, менее ортодоксальной. Обращаясь к естеств. человеческим чувствам, создатели дет. фильмов могли вступать в диалог со зрителем о гуманистич. ценностях, не связанных непосредственно с полит, установками, проповедовать идеалы добра, милосердия, благородства, дружеской верности, чести, совести, чистосердечия. В поддержании этих традиций состоит особая заслуга К. перед отеч. киноиск-вом.

Создателям ряда картин удавалось донести до зрителя понимание детства и юности как самоценного мира, полного нравств. коллизий и глубоких чувств: «Первоклассница» (реж. И. А. Фрэз, по Шварцу, 1948), «Чук и Гек» (реж. И. В. Лукинский, по Гайдару, 1953), «Два друга» (реж. В. В. Эйсымонт, по H. H. Носову, 1955), «Дикая собака Динго» (реж. Ю. Ю. Карасик, по Р. И. Фраерману, 1962). Студия им. М. Горького в течение мн. лет определяла развитие К.

«Оттепель» кон. 50-х — нач. 60-х гг. вызвала взрыв детской темы в кинематографе. Она вышла за пределы собственно дет. фильма и стала одной из самых заметных в отечеств, киноискусстве. Все режиссёрские дебюты 60-х гг. были связаны с темами нравственной чистоты, ясности. Ребёнок как «рыцарь без страха и упрёка» — таков главный герой фильмов А. А. Тарковского («Каток и скрипка», 1961; «Иваново детство», 1962), С. Ф. Бондарчука («Судьба человека», 1959), Г. Н. Данелии и И. В. Таланкина («Серёжа», 1960), А. С. Михалкова-Кон-чаловского («Мальчик и голубь», 1962), M. M. Хуциева («Два Фёдора», 1959). Темы познания мира, самопознания и самотворения становились едва ли не самыми важными в творчестве режиссёров центральных и республиканских студий. Эти темы разрабатывали Р. Чхеидзе и Т. Абуладзе в Грузии, А. Жебрюнас в Литве, Т. Океев в Казахстане, Э. Ишму-хамедов в Узбекистане и др.

Объединение «Юность», организованное на — «Мосфильме» в 60-е гг., стало новым лидером детского кино. Здесь поставили свои фильмы А. Н. Митта («Друг мой, Колька», 1961, совм. с А. А. Салтыковым, по сц. А. Г. Хмелика; «Звонят, откройте дверь», 1966, по сц. А. М. Володина), Э. Г. Климов («Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещён», 1964), Р. А. Быков («Айболит—66», 1967; «Внимание, черепаха!», 1970), Э. Г. Кеосаян (сериал «Неуловимые мстители», 1967—71), В. И. Кремнев и Э. А. Гаврилов («Мимо окон идут поезда», 1966), Птушко («Сказка о царе Салтане», 1966; «Руслан и Людмила», 1973). В жанровом отношении детское кино стало многообразнее, отдельные его разновидности в 70-е гг. образовали целостные явления в К., как, напр., школьная киноповесть. В лучших фильмах этого ряда явственно звучали вопросы чести и достоинства, добра и зла, правды и лжи.

Несмотря на успех у зрителя и худож. достоинства, фильмы «Доживём до понедельника» (1968) С. И. Ростоцкого, «И тогда я сказал — нет...» (1974) П. О. Арсенова, снятые на студии им. М. Горького, «Не болит голова у дятла» (1975) и «Ключ без права передачи» (1977) Д. К. Асановой, «Чужие письма» (1976) И. А. Авербаха, поставленные на «Лен-фильме», вызывали не только споры, естественные для незаурядных произведений иск-ва, но и яростные нападки дог-матич. педагогики и киночиновников. Объединение «Юность» в 1971 было закрыто. И всё же дет. К. продолжало двигаться вперёд, несмотря на административные удары. Традицию отечеств, фильма-сказки продолжили B. C. Бычков («Город мастеров» по Т. А. Габбе, 1966), Б. В. Рыцарев («Волшебная лампа Ала-дина», 1967; «Принцесса на горошине», 1977), М. И. Юзовский («Там на неведомых дорожках», 1983; «После дождичка в четверг», 1985). Горизонты детского кино расширили социальная драма Н. Г. Хубова «Предательница» (1970), комедия В. А. Грамматикова «Усатый нянь» (1978), кинофантазия Р. Быкова «Автомобиль, скрипка и собака Клякса» (1976), фантастич. дилогия Р. Н. Викторова «Москва — Кассиопея» и «Отроки во Вселенной» (1974—75), киноповести С. А. Соловьёва «Сто дней после детства» (1975), «Спасатель» (1980), «Наследница по прямой» (1982), Н. И. Лебедева и Э. В. Ясана «В моей смерти прошу винить Клаву К.» (1980).

Начало развиваться телевизионное кино для детей: «Уроки французского» <реж. Е. И. Ташков, 1978), «Про Красную Шапочку» (1977) и «Приключения Буратино» (1976, реж. Л. А. Нечаев), «Приключения Электроника»(1982, реж. К. Л. Бромберг).

Стремление художников к правде жизни, взаимоотношений, характеров представлялось идеологич. и пед. чиновникам опасным, ведущим к дегероизации киноискусства. При адм. вмешательстве в К. нередкими стали примитивная назидательность, элементарность драматургии. Кинематограф «пупсикового обаяния» находил своих подвижников и теоретиков. В отд. годы лишь мультипликац.

А 28 Рос. педагогическая энц.. т. 1

кино удавалось удерживать актуальный уровень проблемности и художественности. Возникла опасность деградации игрового дет. кино, утраты его связи со зрителем.

К сер. 80-х гг. начался новый этап демократизации К. уже на другом уровне — уровне жёсткой и даже жестокой правды. Заражающая искренность героев, способность на духовный подвиг, анализ жизненных явлений, одинаково драматичных для детей и взрослых, сделали

картины о подростках событиями общественной жизни. Обращаясь к болезненным, порой трагическим явлениям современности, К. преследовало гл. цель — поиск нравств. идеала («Пацаны», реж. Асанова, 1983; «Чучело», реж. Р. Быков, 1984).

В 80-е гг. в К. вошли элементы молодёжной субкультуры, традиц. сюжетные схемы сочетались с репортажно снятыми сценами концертов и «тусовок» современной молодёжи, зазвучали подлинные голоса молодых бунтарей («Курьер», реж. К. Г. Шахназаров, 1986; «Взломщик», реж. В. Г. Огородников, 1987; «Асса», реж. Соловьёв, 1987; «Игла», реж. Р. М. Нугманов, 1989).

Палитра совр. К. остаётся далеко не полной: не хватает фильмов, напр., ист. и историко-биографич. тематики. Мало снимается комедийных фильмов; их лишь частично способен заменить популярный у детей киноальманах «Ералаш» (с 1974, гл. ред. Хмелик).

Сформировавшиеся в этот период де-мократич. обществ.-по л итич. тенденции побудили кинематографистов к поискам новых форм и принципов работы со зрителями, методов социальной и нравственной защиты детей. С 1989 самостоятельно (ранее — только в рамках Моск. фестиваля) начали проводиться междунар. фестивали фильмов для детей. В 1989 был создан Всесоюзный центр кино и телевидения для детей и юношества, в составе к-рого объединились студии в Москве, Ташкенте, Ашхабаде, Алма-Ате, Киеве, Минске, Перми, Санкт-Петербурге. В 1992 на основе Центра создан Междунар. фонд развития кино и телевидения для детей и юношества.

Зарубежное кино для детей и юношества началось гл. обр. с мультипликации. В США игровое дет. кино не получило широкого развития. Однако в репертуар для детей и юношества вошли первоначально не предназначенные для дет. аудитории немые комич. фильмы с их общедоступным языком эксцентризма, экзотичностью и обязательным наличием морального урока. В этом смысле родоначальниками К. в Америке можно считать Ч. Чаплина, Б. Китона, Г. Ллойда, М. Норман, братьев Маркс и целую плеяду др. эксцентриков, к-рых сменили романтич. герои Д. Фэрбенкса и Р. Новарро. Постепенно сформировалась тенденция к постановке «семейного» фильма, предназначенного для зрителей всех поколений, при к-рой использовался определённый коммерч. приём: дети, стремившиеся неск. раз посмотреть полюбившийся фильм, приводили каждый раз на просмотр взрослых. Одновременно достигался и воспитательный эффект, возможно, не запланированный первоначально. Путь к семейному фильму пролёг через всю историю амер. кино, начавшись с фильма Чаплина «Малыш» (1921), в к-ром была найдена кинематографич. специфика, привлекательная для всех возрастов одновременно. Здесь впервые были продемонстрированы широкие возможности детей-актёров, наилучшим способом отвечающих органич. естественности самого К. Специально для детей снималось немного фильмов; одним из наиб, знаменательных примеров стала картина «Волшебник из страны Оз» (1939, реж. В. Флеминг, в гл. роли — Д. Гарленд).

Фильмы Дж. Лукаса (эпопея «Звёздные войны», 1977), С. Спилберга («Инопланетянин», 1982), Р. Земекиса (сериал — «Назад в будущее») открыли новый этап в мировом К., органично соединив возможности совр. кинотехнологии, традиционных для амер. кинематографа жанров (комикс, вестерн, волшебная сказка) и разл. версии «американской мечты» с её общезначимыми гуманистич. ценностями.

Амер. модель развития К. восприняли кинематографисты Японии. В 80-х гг. определились возможности взаимодействия япон. и амер. К. для детей, связанные с переходом ряда голливудских студий к япон. владельцам. Значит, роль в япон. К. играет организация «Движение за фильмы для детей и родителей». На экранах Рос. Федерации с успехом прошли полнометражные японские мультфильмы «Принцы-лебеди», «Русалочка», ф. «Маленький беглец» (СССР — Япония).

В большинстве стран Вост. Европы производство фильмов для детей в 50- 70-х гг. составляло значит. долю. В каждой стране нац. кинематография имела свои типологич. особенности, во многом определявшиеся культурными традициями. Так, в Чехословакии особое место заняла киносказка (реж. О. Лип-ский, В. Ворличек, М. Голлы, Ю. Яку-бичко, П. Швец), в Болгарии — дидактич. сюжет на совр. материале (реж. И. Грыб-чева, М. Естатиева, Д. Петров), в Венгрии делались попытки использовать зрелищные «чудеса» кинотехники («Шабаш ведьм», реж. Я. Рожи).

В стадии становления находится дет. К. в Китае, где долгое время оно не получало необходимой поддержки. В 1984 было образовано Китайское об-во детских и юношеских фильмов, дважды в год проводится конкурс дет. фильма «Телёнок».

В наст, время во многих странах мира имеются нац. центры дет. кино. С 1953 периодически проводятся международные кинофестивали дет. фильмов в Венеции, Карлови-Вари, Канне, Бомбее, Москве.

Во мн. странах получили признание такие ленты, как франц. «Белла, каждый день был праздник» (1975, реж. Р. Вернаяде), «Великая ночь» (1971, реж. П. Гута), «Перелом миокарда» (1990, реж. Ж. Фанстен); «Пеппи-Длинный чулок» (1968, реж. О. Хеллбум, ФРГ — Швеция); итал. «Виноград из Саламанки» (1975, реж. М. Манфреди), «Приключения Пиноккио» (реж. Л. Ко-менчини), «Кид — звезда Запада» (1975, реж. Аморозо); «Цветок поведения» (1967, реж. X. Партаиен, Финляндия). Популярны ф. «Волшебное приключение» (Испания), «Карлсон, который живёт на крыше» (Швеция), «Лавочка чудес» (Бельгия), «Стумпа влюбляется» (Норвегия).

К. США, Японии, Германии, Франции постепенно концентрируется вокруг теле — и видеоэкрана. Сериалы, постоянные герои, ведущие телепрограмм стали спутниками целых поколений. Домашние ви-деотеки открывают новый этап общения К. со зрителем. Коммерч. подход неоднозначно влияет на развитие дет. К., одновременно поощряя его совершенствование и сдерживая масштабы. Здесь имеют место две тенденции: свободное рыночное финансирование по типу американского и дотационное государственное. В целом по экономич. причинам в большинстве стран Зап. Европы фильмы для детей занимают относительно неи дети» с 20-х гг., когда К. вошло в быт. Педагоги-исследователи и методисты тех лет (в СССР А. Гельмонт, В. Правдолюбов, М. Крупенина, Н. Жинкин и др.) солидарны при оценке чрезвычайной воспитат. роли худож. фильма. Контакт детей с экраном сразу стал пед. проблемой, т. к., будучи крайне притягательным для ребёнка и подростка, К. всегда существовало вне влияния школы. К тому же быстро выяснилось, что реальное воздействие К. на сознание и душу ребёнка часто не совпадает с намерениями авторов фильма.

Существование К. в сфере досуга, разнообразие технических средств его распространения (экран кинотеатра, видеоэкран дома и в видеозале, трансляция по телевидению) делают доступным любое кинозрелище, независимо от его возрастного адреса. Однако собственно дет. К. вызывает интерес в осн. у школьников мл. и ср. возраста. Благодаря возможностям телевидения и видеокино аудитория дет. фильма хорошо знакома и со взрослым репертуаром.

Т. о., наряду с творческой задачей определить специфику дет. К. существует и постоянная необходимость изучения дет. аудитории, интересующейся К. любого возраста. Предметом науч.-практич. интереса и пед. анализа становятся кинопотребности юного зрителя как относительно постоянные, связанные с психо-физиол. характеристиками возрастного развития, так и достаточно динамично изменяемые под воздействием обществ.-культурных процессов.

Уже в 20-е гг. педагогов смущала чрезмерная привязанность детей к К. Со временем проблема усложнилась, о чём свидетельствуют социологич. исследования. Подрастающие поколения 20—40-х гг. были прежде всего читателями, а затем кинозрителями, 50—60-х гг. — читателями и кинозрителями в равной мере. Анализ кон. 70-х — нач. 80-х гг. выявил приоритетное положение в сфере реальных худож. предпочтений школьников музыки и К. Практич. доступность кинозрелища любого жизненного содержания зрителям всех возрастов делает работу художников дет. К. особенно сложной. Будучи одним из наиб, предпочитаемых способов проведения досуга, К. служит средством психол. разрядки, предлагает темы для общения со сверстниками и является для них как бы облегчённой моделью взрослого мира. Представление упрощённой модели окружающего мира в дет. фильме, на к-ром порой настаивают педагоги, на фоне доступности любого киноматериала по др. каналам средств массовой коммуникации приводит к потере авторитета дет. К., особенно в среде подростков. Социолого-пед. ситуация, т. о., понуждает драматургов и режиссёров дет. фильма учитывать как возможности возрастного восприятия, так и лидирующие, злободневные для подрастающего поколения морально-психол-проблемы. Создатели дет. фильма становятся педагогами, исследователями, публицистами, художниками, взявшими на себя долю ответственности за социаль-но-нравств. формирование нового поколения.

Кинопроиз-во и кинопрокат представляют зрителям большие возможности для выбора. До сер. 80-х гг. при гос. монополизме на кинопроиз-во студии страны выпускали на экран ежегодно до 150 новых фильмов, одновременно кинобольшое место в общей кинопродукции. Благодаря этому во мн. странах сложился устойчивый интерес к опыту развития дет. кино в Рос. Федерации. Этот опыт изучают, достижения используют мн. национальные кинематографии. В сущности, отечественное дет. кино является своеобразным уникальным явлением со своей историей, особенностями и парадоксами развития, р. л. Быков. Социально-психологические особенности детского восприятия К.Педагогика была поставлена перед проблемой «кино

прокат предлагал ок. 100 фильмов заруб, произ-ва. К кон. 80-х гг. гос. и не-гос. киностудии снимали до 500 новых лент ежегодно. О кол-ве фильмов на экранах видеотек нет достоверных сведений. Рядом с новыми фильмами в прокате существуют ленты выпуска прошлых лет; св. 600 худож. фильмов (в т. ч. до 80 новых) в год демонстрируются по телевидению.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.