|
Дальнейшее развитие знаковых операций
Мы описали структуру и генетические корни знаковых операций ребенка. Однако было бы неправильно думать, что опосредование-с помощью известных внешних знаков есть вечная форма высших психических функций; внимательный генетический анализ убеждает нас как раз в обратном и заставляет думать, что и эта форма поведения является лишь известным этапом в истории психического развития,. вырастающего из примитивных систем и предполагающего переход на дальнейших ступенях к значительно более сложным психологическим образованиям.
Уже наблюдения над развитием опосредованного запоминания, которые мы привели выше, указывают на чрезвычайно своеобраз-
ный факт: если вначале опосредованные операции протекали исключительно с помощью внешних знаков, то на позднейших этапах развития внешнее опосредование перестает быть единственной операцией, с помощью которой высшие психологические механизмы решают стоящие перед ними задачи. Опыт показывает, что здесь изменяются не только формы употребления знаков, но коренным образом меняется и самая структура операции. В самом существенном мы можем выразить это изменение, если скажем, что из внешне опосредованной она становится внутренне опосредованной. Это выражается в том, что ребенок начинает запоминать предложенный ему материал по способу, описанному нами выше, но только не прибегает к помощи внешних знаков,- которые с этой минуты становятся не нужны ему.
Вся операция опосредованного запоминания протекает теперь как чисто внутренний процесс, по внешнему виду которого нельзя сказать, что он чем-либо отличается от первоначальной формы непосредственного запоминания. Если судить только по внешним данным, может показаться, что ребенок просто стал запоминать больше, лучше, как-то усовершенствовал и развил свою память и, самое главное, вернулся к тому способу непосредственного запоминания,от. которого его оттолкнул наш эксперимент. Но возвращет ние назад только кажущееся: развитие, как это часто бывает, движется здесь не по кругу, а по спирали, возвращаясь к пройденной точке на высшей основе.
Этот уход операций внутрь, эту интериоризацию высших психи ческих функций, связанную с новыми изменениями в их структуре, мы называем процессом вращивания, имея в виду главным образом следующее: то, что высшие психические функции строятся первона чально как внешние формы поведения и опираются на внешний знак, ни в какой мере не случайно, но, напротив, определено самой психологической природой высшей функции, которая, как мы гово рили выше, не возникает как прямое продолжение элементарных процессов, но является социальным способом поведения, приме ненным к самому себе. ,i,
Перенос социальных способов поведения внутрь системы индивидуальных форм приспособления вовсе не есть чисто механический перенос; он не совершается автоматически, но связан с изменением структуры и функции «всей операции и составляет особую стадию в развитии высших форм поведения. Перенесенные в сферу индивидуального поведения, сложные мформы сотрудничества начинают функционировать по законам того примитивного целого, органическую часть которого теперь они составляют. Между положением, что высшие психические функции (неотделимой частью которых является использование знаков) возникают в процессе сотрудничества и социального взаимодействия, и положением, что эти функции развиваются из примитивных корней на основе более низких, или элементарных, функций, т. е. между социогенезом высших функций и их естественной историей, существует генетическое, а не логичес-
кое противоречие. Переход от коллективной формы поведения t индивидуальной первоначально снижает уровень всей операции; $ поскольку она включается в систему примитивных функций, принт мая качества, общие всем функциям этого уровня. Социальные формы поведения более сложны, и их развитие идет впереди у ребенка; становясь же индивидуальными, они снижаются и начв* нают функционировать по более простым законам. Например, эго центрическая речь как таковая по структуре более низкая, чем обычная речь, но как стадия в развитии мышления она выше, чем ] социальная речь ребенка того же возраста, поэтому, может быт£; Пиаже рассматривает ее как предшественницу социализированной | речи, а не как форму, производную от нее. >t>
Таким образом, мы приходим к Заключению, что каждая высшая психическая функция неизбежно носит вначале характер внешней \ деятельности. Вначале знак представляет собой, как правило> вн#«! шний вспомогательный стимул, внешнее средство аутостимуляцюЫ Это обусловлено двумя причинами: во-первых, корни такой опврщ ции лежат в коллективных формах поведения, которые всегдаcnrwtAi сятся к сфере внешней деятельности, и, во-вторых, это происходив из-за примитивных законов индивидуальной сферы поведения, котй*'; рые еще не выделены из внешней деятельности, не обособлены of j непосредственного восприятия и внешнего действия, например! практического мышления ребенка. ■ . к
Факт «овнутривания» знаковых операций экспериментально пр# слежен в двух ситуациях: в массовых опытах с детьми различных возрастов и в индивидуальных опытах — путем длительного экспв* риментирования с одним ребенком. В работе Леонтьева для | цели в нашей лаборатории было проведено через опыт с непосреД» ственным и опосредованным запоминанием большое количестве детей начиная с 7 лет и кончая подростками. Изменение количеств! заполненных в обоих случаях элементов составляет две линии, -pj крывающие динамику знаковых операций в течение всего процесс^* детского развития. Рисунок показывает линию развития непосреди/| ственного и опосредованного запоминания в различных возряМ стах*.
Ряд моментов сразу же бросается в глаза: обе линии не распс гаются случайно, но обнаруживают известную закономерности» Совершенно понятно, что линия непосредственного запоминагавМ располагается ниже линии запоминания опосредованного, обе обнаруживают некую тенденцию роста. Однако рост неравномерен» | на отдельных отрезках детского развития: если до 10—11 лет #| бенно резко растет внешнеопосредованное запоминание, от кото* ■ рого нижняя линия заметно отстает, то именно в этот период наст^ пает перелом, и в старшем школьном возрасте обнаруживает осо** бую динамику рост памяти внешненеопосредованной. По темпу ои»' перегоняет линию развития внешнеопосредованных операций.
• В рукописи рисунок не приводится. См.: Леонтьев А. Н. Избр. психол. проиэй.1? ■ В2т. М., 1983. Т. 1.С. 55,56,58. — Примеч. ред. »
Анализ этой схемы, названной нами условно параллелограммом развития и остающейся устойчивой во всех опытах, показывает, что она обусловлена формами, играющими первостепенную роль в развитии высших психических процессов у ребенка. Если для первого этапа развития было характерно, что ребенок в состоянии опосредовать свою память, только прибегая к известным внешним приемам (отсюда резкий рост верхней линии), оставляя не опирающееся на внешние знаки запоминание в существенном, непосредственном, почти механическом удержании в памяти, то на втором этапе развития происходит резкий скачок: внешние знаковые операции в целом достигают предела, но зато теперь ребенок начинает перестраивать внутренний, не опирающийся на внешние знаки процесс запоминания; натуральный процесс опосредуется, ребенок начинает применять известные внутренние приемы — и резкое повышение нижней кривой указывает на совершившийся перелом.
В развитии внутренних опосредованных операций фаза применения внешних знаков играет решающую роль. Ребенок переходит к внутренним знаковым процессам потому, что он прошел фазу, когда эти процессы были вовне. В этом нас убеждают серии индивидуальных экспериментов: измерив коэффициент натурального запоминания у ребенка, мьс в течение некоторого времени производим с ним опыты с внешнеопосредованным запоминанием, а затем снова проверяем операции, не опирающиеся на применение внешних знаков. Результаты показывают, что даже в опыте с умственно отсталым ребенком происходит сначала значительный рост внешнеопосредо-ванного, а потом я непосредственного запоминания, которое после промежуточной серии опытов дает в 2—3 раза лучший эффект, перенося, как показывает анализ, приемы внешней знаковой операции на внутренние процессы. <
В описанных операциях мы присутствуем при процессе двоякого рода: с одной стороны, натуральный процесс подвергается глубокой перестройке, превращаясь в обходной, опосредованный акт, с другой *— и сама знаковая операция изменяется, переставая быть внешней и перерабатываясь в сложнейшие внутренние психологические системы. Двойное изменение и символизируется в нашей схеме переломом обеих кривых, совпадающим в одной точке и указывающим на внутреннюю зависимость этих процессов. Мы присутствуем здесь при процессе величайшей психологической важности: то, что было внешней операцией со знаком, известным культурным способом овладения собой извне, превращается в новый интрапси-хологический слой, рождает новую психологическую систему, несравненно более высокую по составу и культурно-психологическую по генезису.
Тот процесс вращивания культурных форм поведения, на котором мы только что остановились, связан с глубокими изменениями в деятельности важнейших психических функций, с коренной перестройкой психической деятельности на основе знаковых операций. С одной стороны, натуральные психические процессы, как мы
видим их у животных, перестают существовать в чистом виде, вклю чаясь в перестроенное на культурно-психологической основе системы поведения в новое целое. Это новое целое с необходимей стью включает в себя прежние элементарные функции, которые, однако, продолжают существовать в них в снятом виде, действуя уже по новым, характерным для всей возникшей системы законо мерностям. , i
С другой стороны, резко перестраивается и сама операция упо»,,. | требления внешнего знака. Будучи решающей, важной операцией у ^ f ребенка младшего возраста, она сменяется здесь существенно дру| \ гими формами: внутреннеопосредованный процесс начинает поль*л зоваться совершенно новыми связями и новыми приемами, непохо-* ! жими на те, которые были характерны для внешней знаковой one» ^ рации. Процесс испытывает здесь изменения, аналогичные тем^Л которые наблюдались при переходе ребенка от внешней речи к внуч тренней. В результате процесса вращивания культурно-психологи ческих операций мы получаем новую структуру, новую функцию прежде применявшихся приемов и совершенно новый состав слож* ных психических процессов. ,
Было бы чрезвычайно примитивно думать, что дальнейшая, перестройка высших психических процессов под влиянием употреби Y ления знака происходит на основе перенесения всей готовой знаков вой операции внутрь; было бы столь же неправильно считать, что в развитой системе высших психических процессов происходит проЧ, стое надстраивание высшего этажа над низшим и одновременное существование двух относительно самостоятельных форм поведем ния — натуральной и опосредованной. На самом деле в результате вращивания культурной операции мы получаем качественно новое, сплетение систем, резко отличающих психологию человека от эле^ ментарных функций поведения животного. Эти сложнейшие сплете ния остаются еще не изученными, и мы можем указать сейчас лишь на несколько основных моментов, характерных для них. t
При вращивании, т.е. при переносе функций внутрь, происходит сложная перестройка всей ее структуры. Существенными моментами перестройки являются, как показывает эксперимент, следующие: 1) замещение функций; 2) изменение натуральных функций (элементарных процессов, образующих основу для высшей функции и составляющих часть ее); 3) возникновение новых психологических функциональных систем (или системных функций), которые прини-, мают на себя в общей структуре поведения роль, осуществляющу- , юся до того отдельными функциями.
Кратко мы могли бы пояснить эти три момента, внутренне связав» ных друг с другом, на изменениях, происходящих при вращивании в высших функциях памяти. Даже в самых простых формах опосредованного запоминания факт замещения функции проявляется с полной очевидностью. А. Бине не напрасно называл мнемотехнику запоминания ряда чисел моделью числовой памяти. Эксперимент показывает, что в подобном запоминании решающий фактор
составляют не сила памяти или уровень ее развития, но деятель ность по сочетанию, построению структур, усмотрению отношений, мышление в широком смысле и другие процессы, которые заме щают память и определяют структуру этой деятельности. При пере ходе деятельности внутрь само замещение функций ведет к вербали зации памяти и в связи с этим к запоминанию с помощью понятий. Благодаря замещению функции элементарный процесс запомина ния сдвигается с места, которое он первоначально занимал, но еще не отделяется от новой операции, а использует ее центральное поло жение во всей психологической структуре и занимает новую пози цию по отношению, ко всей новой системе совместно действующих функций. Войдя в эту новую систему, он начинает функционировать в соответствии с законами того целого, частью которого он теперь является. -,-■■-■ ■
В результате всех изменений новая функция памяти (которая стала теперь внутренним опосредованным процессом) только по названию оказывается сходной с элементарным процессом запоминания; в своей же внутренней сути это новое специфическое образование, имеющее собственные законы.
''.с.. ' . Глада V .'.■.'.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|