|
Основные правила развития высших психических функций
Общие положения, лежащие в основе развиваемой нами исторической теории высших психических функций, позволяют нам сделать некоторые выводы, связанные с важнейшими правилами, которые управляют интересующим нас процессом развития.
1. История развития каждой из высших психических функций является не прямым продолжением и дальнейшим усовершенствованием соответствующей элементарной функции, но предполагает коренное изменение направления развития и дальнейшее движение процесса в совершенно новом плане; каждая высшая психическая функция является, таким образом, специфическим новообразованием.
В плане филогенеза раскрытие этого положения не представляет никаких трудностей, ибо биологическое формирование и историческое формирование какой-либо функции настолько резко отграничены друг от друга и настолько явно принадлежат к разнородным формам эволюции, что представляют два процесса в чистом и изолированном виде. В онтогенезе обе линии развития сложно сплетены и поэтому неоднократно вводили в заблуждение исследователя, сливаясь для наблюдателя в неразличимое целое, вследствие чего всегда возникала иллюзия, что высшие процессы являются простым продолжением и развитием низших. Мы приведем лишь одно фактическое соображение, подтверждающее наше положение на материале сложнейших психических операций: остановимся на развитии счета и арифметических процессов.
В ряде психологических исследований установился взгляд, что арифметические операции ребенка являются с самогоначала сложной символической деятельностью и вырастают из элементарных форм операций с количествами путем непрерывного развития.
Опыты, проведенные в нашей лаборатории (Кучурин, Н. А. Менчинская), убедительно показывают, что о прямом, постепенном усовершенствовании элементарных процессов здесь не может быть и речи и что смена форм счетных операций есть глубокая качественная смена участвующих в них психических процессов. Наблюдения показали: если в начале развития операция с количествами сводится лишь к непосредственному восприятию определенных множеств и числовых групп и ребенок вообще не считает, а воспринимает количество, то дальнейшее развитие характеризуется ломкой этой непосредственной формы и замещением ее иным процессом, где участвует ряд опосредованных вспомогательных знаков, и в частности таких, как расчленяющая речь, использование пальцев и других вспомогательных объектов, переводящих ребенка к процессу пересчета. Дальнейшее развитие счетных операций снова связывается с радикальными перестройками принимающих в них участие психических функций, и счисление с помощью сложных счетных систем
снова представляет качественно особое психологическое новообра зование. }
Мы приходим к выводу, что развитие счета сводится к участию в нем основных психических функций, переход от дошкольной ариф- | метики к школьной не есть простой, непрерывный процесс, но про- .,, цесс преодоления первичных элементарных закономерностей и'.,,, замены их новыми, более сложными. Покажем это на конкретном, ■ примере.
Если для маленького ребенка процесс счета целиком определяла/! ется восприятием формы, то в дальнейшем это отношение ] тывается и самое восприятие формы определяется расчленяющими Ш задачами счета. В наших опытах мы давали маленькому ребенкуч" пересчитывать фигуру креста, выложенную из шишек. Как резул* тат мы неизменно получали ошибку: ребенок, воспринимающий эт_, фигуру как целостную систему креста, пересчитывал средний эле-J мент, входящий в обе перекрещивающиеся системы, дважды, значительно позднее он передвигался к другому типу процесса; вое приятие с самого начала определялось задачами счета и расчленя,^ лось на три отдельные группы элементов, которые и пересчитывав лись последовательно. В этом процессе мы не можем не видеть, / смены двух психологических способов поведения с эмансипацией от! •*§ непосредственной связи сенсорного и моторного полей и с переращ боткой восприятия сложными психологическими установками.
Все эти исследования с убедительностью показывают, что люционизм в изучении развития детского поведения должен _ пить место более адекватным идеям, учитывающим совершений! своеобразный, диалектический характер процесса образования, новых психических форм. ,
2. Высшие психические функции не надстраиваются, как второй, J этаж, над элементарными процессами, но представляют новые психологические системы, включающие в себя сложное cnjie»S| тение элементарных функций, которые, будучи включены в новую,| систему, сами начинают действовать по новым законам; каждая^ высшая психическая функция представляет, таким образом, едоод j ство высшего порядка, определяемое в основном своеобразным, сочетанием ряда более элементарных функций в новом целом.
Это положение, которое имеет решающее значение в исследод нии образования и структуры высших психических функций, мы; проследили в наших опытах с реорганизацией восприятия при вкл* чении речи и более широко — на взаимном и глубоком изменении функций при образовании сложной психологической систем*^ «речь — практическая интеллектуальная операция». В указа* случаях мы действительно наблюдали образование сложных логических систем с новыми функциональными отношен» между отдельными членами системы и соответствующими измене ниями самих функций. Если восприятие, связанное с речью, начш нает функционировать уже не по законам сенсорного поля, а по законам, организуемым системой внимания, если встреча символи- ,|
ческой операции с употреблением орудия дает новые формы опосредованного овладения объектом с предварительной организацией собственного поведения, то здесь приходится говорить о некотором общем законе психического развития и образования высших психических функций.
В сериях психологических исследований мы пришли к убеждению, что как наиболее примитивные, так и наиболее сложные из высших психических функций подвергаются такой перестройке; проведенное в нашей лаборатории психологическое исследование подражания (Л. И. Божович и Л. С. Славина) показало, что примитивные формы отображающего механического подражания, включаясь в систему знаковых операций, образуют новое целое, начинают строиться по совершенно новым законам и получают другую функцию. В других опытах, посвященных психологическому исследованию процесса образования понятий по методике, выработанной Сахаровым, наши сотрудницы Котелова и Пашковская показали, что и на высших этажах психических процессов включение сложных речевых функций связывается с созданием совершенно новы* форм категориального поведения, не наблюдавшихся до этого вовсе.
3. При распаде высших психических функций, при ^болезненных процессах в первую очередь уничтожается связь символических и натуральных функций, вследствие чего происходит отщепление ряда натуральных процессов, которые начинают действовать по примитивным законам, как более или менее самостоятельные психологические структуры. Таким образом, распады высших психических функций представляют собой процесс, с качественной стороны обратный их построению.
Пожалуй, трудно представить себе более ярко' общий распад высших психических функций при нарушении речевой символики, чем при афазии. Поражение речи сопровождается здесь и выпадением (или значительным нарушением) знаковых операций; однако это выпадение отнюдь не протекает как изолировантЛй моносимптом, но влечет за собой общие и глубочайшие нарушения в деятельности всех высших психических систем. В специальных сериях исследований мы могли установить, что афазик, у которого выпадают высшие знаковые операции, в практических действиях целиком подчинен элементарным законам оптического поля. В другой серии мы экспериментально установили резкие изменения, характерные для активной деятельности афазика, которая возвращается к примитивной нераздельности сенсорной и моторной сфер: непосредственное моторное проявление импульсов с невозможностью задержать свое действие и образовать отсроченное во времени намерение, неумейие трансформировать с помощью перемещения внимания раз возникший образ, полная неспособность в рассуждении и действии отвлечься от осмысленных и привычных структур; возвращение к примитивным формам отображающего подражания — вот те глубочайшие последствия, которые связаны с поражением высших символических систем.
Исследования афазии показывают с исключительной убедитель» ностью, что высшие психические функции не существуют просто рядом с низшими или над ними; в действительности высшие функции настолько проникают в низшие и настолько реформируют все, даже наиболее глубокие слои поведения, что их распад, связанный с отслоением низших процессов в их элементарных формах, в корне меняет всю структуру поведения, откидывая его к наиболее примщ тивному, «палеопсихологическому» типу деятельности.
экспериментирования, которую со стороны методической мы охарактеризуем ниже и сущность которой заключается в создании процессов, раскрывающих реальный ход развития интересующей исследователя функции.
Экспериментально-генетическое исследование и дает нам возможность изучить проблему в трех взаимно связанных аспектах: мы опишем структуру, происхождение и дальнейшую судьбу знаковых операций ребенка, подводящих нас вплотную к пониманию внутренней сущности высших психических процессов.
Глава IV
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|