|
Pas jete с продвижением в сторону по полпируэта
Данное движение имеет форму малого pas jete с прыжком, но выполняется без него и с продвижением. Начинается оно с demi- plie на опорной ноге при положении другой sur le cou-de-pied спереди, откуда нога раскрывается в сторону II позиции на 45°. Далее, без промедления, одновременно с вращательным посылом осуществляется продвижение и вставание на высокие полупальцы (pas degage); освободившаяся нога переводится в положение sur le cou- de-pied сзади. В этом положении делается полупируэт en dedans с окончанием в demi-plie на опорной ноге. После этого исполняется такое же движение с полупируэтом en dehors, во время которого освободившаяся нога подводится sur le cou-de-pied спереди, и т. д. Данное jete обычно выполняется не менее четырех раз подряд, начинаясь с ноги, находящейся спереди в V позиции, с положения sur le cou-de-pied или раскрытой ногой на 45°.
Особенность этих jete состоит еще в том, что на первом вставании на полупальцы делается полупируэт en dedans, на втором — en dehors и т. д., в то время как вращение происходит все время в одну и ту же сторону. Объясняется это тем, что каждый последующий полупируэт выполняется со сменой опорной ноги, по отношению к которой и определяется направление вращения.
Перед первым полупируэтом на demi-plie рука, соответствующая направлению продвижения, находится в 1-й позиции, другая— во 2-й. Во время раскрывания ноги в сторону рука из 1-й позиции раскрывается во 2-ю. В момент перехода на раскрытую ногу рука, соответствующая направлению полуоборота, переводится из 2-й позиции в 1-ю. На втором demi-plie (со спины) все делается так же и т. д. Корпус на каждом demi-plie выдерживается фронтально; если pas jete выполняется по диагонали, то epaulement.
Голова в самом начале упражнения повернута в сторону продвижения; на первом полупируэте en dedans сохраняет это положение; на первом полупируэте en dehors она несколько быстрее корпуса поворачивается в первоначальное положение и т. д.
Данное jete можно исполнять в обратном порядке, начиная первый полупируэт en dehors с раскрывания ноги, находящейся сзади в V позиции или в положении sur le cou-de-pied. Руки и корпус при этом действуют так же. Голова в самом начале повернута в сторону продвижения; в момент выполнения полупируэта en dehors она несколько быстрее корпуса поворачивается лицом в ту же пространственную точку; на полупируэте en dedans голова продолжает сохранять это же положение и т. д.
Изучать такого рода полупируэты рекомендуется по четыре раза вправо и влево. Музыкальный размер — 2/4; раскрывание ноги делается затактно, 1/4 — полупируэт en dedans, 1/4 — demi-plie в положении sur le cou-de-pied и т. д. Каждый четвертый полупируэт заканчивается переводом свободной ноги в V позицию назад, в demi-plie. Затем все выполняется в обратном порядке.
Здесь важно хорошо проработать каждую составную часть каждого полупируэта, то есть четкое раскрывание ноги на 45°; достаточно широкое и решительное продвижение в сторону II позиции; соразмерный вращательный посыл; вставание на высокие и упругие полупальцы; эластичный спуск и твердый постав опорной ноги на demi-plie с хорошим упором на пятку; точное (повышенное) положение sur le cou-de-pied; прямое и подтянутое положение корпуса; отчетливое движение рук и головы, не говоря уже о выворотности ног, собранных бедрах, свободно раскрытых и опущенных плечах, пластичном переводе рук, определенной устремленности взгляда.
Далее можно перейти к изучению этих полупируэтов на каждую четверть двудольного музыкального такта и включать их в комбинированные задания экзерсиса на середине зала.
Tours chaines
Название это означает стремительную непрерывную цепь оборотов по прямой, диагонали или по кругу.
Выполняется tours chaines на высоких полупальцах с подтянутыми и соединенными ногами по I полувыворотной позиции.
Каждый оборот в tours chaines делится на два равномерных полупируэта, которые зрительно не улавливаются, так как выполняются очень быстро и сливаются в единое целое. Переход от одного полупируэта к другому производится с минимальным продвижением на расстояние разведенных носков и без разъединения ног в сторону II или IV позиции.
90 (342-346)
В этой связи необходимо заметить, что некоторые танцовщики, выполняя tours chaines, удерживают ноги не в I позиции, а так, как это им удобно. Для достижения же наиболее виртуозного темпа, точного рисунка, компактности, слитности и устойчивости вращения необходим не случайный, а определенный прием движения ног, с которого и начинают изучать tours chaines.
Нельзя выполнять tours chaines на низких полупальцах, полусогнутых коленях, соединенных носках и разведенных пятках. Ноги должны быть в своем движении точны до предела, и только в случае какой-либо неудачи можно нарушить I позицию, чтобы подправить равновесие тела или ритм вращения, то есть на одно мгновение, в одном или двух полупируэтах. Начинается tours chaines с вращательного посыла, выполняемого приемом pas degage или pas tombe по IV позиции вперед. В первом случае tours chaines выполняется путем вставания на высокие полупальцы и начинается с полупируэта en dedans, затем en dehors и т. д. Во втором случае tours chaines начинается с полупируэта en dehors, так как в момент вытягивания опорной ноги из demi-plie свободная нога подставляется в I позицию на полупальцы одновременно с поворотом тела, и поэтому первый полупируэт может быть выполнен только en dehors. Само вытягивание из demi-plie должно выполняться не сразу и резко, а с эластичным переходом на высокие полупальцы и заканчиваться на втором полу- пируэте.
Tours chaines начинается, как правило, с быстрого темпа, возрастающего к концу, и неожиданно прерывается четкой и устойчивой остановкой в какую-либо малую позу. Вращательный посыл при этом берется энергично и решительно, но расчетливо, чтобы «не сбиться» с линии правильного продвижения и не нарушить связь одного полупируэта с другим. Кроме того, запас вращательной энергии следует расходовать экономно, строго соблюдая равномерность полуповорота в 180° и расстояние между пальцами ног, находящихся в I позиции, что позволит осуществлять более слитное и устойчивое вращение.
Конечное убыстрение tours chaines рекомендуется выполнять с некоторым сокращением расстояния между носками ног, это позволит несколько уменьшить продвижение, но значительно ускорить вращение и устойчивее выйти в финальную позу. Выход нз tours chaines следует выполнять четко, но не «сваливаясь» с высоких полупальцев, а примерно на двух последних полупируэтах эластично начать с них спускаться.
Остановка в tours chaines может быть выполнена при окончании последнего полупируэта en dehors: в V позицию назад, с переводом освободившейся ноги через положение sur le cou-de-pied спереди или приемом pas degage, выполненным вперед в малую позу на effacee назад, с твердо и выворотно поставленной ногой на пол. Руки в начале вращательного посыла одновременно с раскрыванием ноги вперед по IV позиции стремительно проходят положение первого arabesque и без всякого промедления округло соединяются в 1-й пониженной позиции, удерживаясь до последнего полупируэта, на котором раскрываются в исполняемую позу.
При каждом полупируэте en dedans руки, округло соединенные в 1-й позиции, едва заметно помогают вращению, а на убыстренных финальных оборотах несколько сдвигаются одна над другой. Рука, соответствующая направлению вращения, удерживается обычно сверху, другая снизу. На последнем полупируэте руки в темпе раскрываются в заданное положение.
Корпус во время первого отведения ноги вперед (pas degage или pas tombe) подается на нее, затем выпрямляется и в подтянутом состоянии удерживается до конца вращения. Причем он не должен отставать или слишком подаваться в направлении продвижений, это всегда нарушает темп и устойчивость вращения, заставляет ноги двигаться не точно по I полу выворотной позиции и «разыскивать» более правильную точку опоры. В финальной позе корпус должен занять соответствующее положение решительно и с апломбом.
Голова во время подхода поворачивается лицом в направлении предстоящего продвижения, взгляд устремлен прямо в ту же сторону. В момент первого полупируэта она несколько задерживается, на втором стремительно и раньше, чем корпус, поворачивается в исходное положение и т. д. В конце tours chaines голова занимает положение, соответствующее исполняемой позе, слегка подчеркивая финал вращения.
Заканчивать tours chaines можно в первый или второй arabesque; позой с руками, раскрытыми во 2-ю пониженную позицию, в 3-ю позицию, с одной рукой в 1-й позиции, другой — во 2-й или 3-й. Корпус и голова при этом занимают положение, соответствующее построению исполняемой позы. Как исключение из правила, tours chaines может завершаться в большие позы на demi-plie или на одно колено.
В целом tours chaines следует выполнять легко, с волевым посылом, технически блестяще, но без показного эффекта и нарочитого заключения. Tours chaines так же, как малые пируэты, является не менее действенным средством сценической выразительности. Например, в роли Параши или Джульетты tours chaines многое «говорит», многое раскрывает. Разумеется, при этом соответственно меняется темп, ритм, характер, учебное положение рук, корпуса и головы, иными словами, упражнение преображается в танцевальный жест, сохраняя, однако, первооснову техники вращения.
Все это преподаватель должен учитывать и применять на практике, а именно в период, когда хорошо будет освоено вращение, вводить tours chaines в различные учебные задания, меняя соответственно ритм и характер его исполнения. Это хорошо воспитывает не только виртуозность вращения, но и его пластичность, столь необходимую на сцене.
Подходить к изучению tours chaines рекомендуется не раньше, чем будут хорошо освоены малые пируэты и полупируэты, особенно приемы pas emboites, что подводит учеников к технике быстрого вращения без проходящего demi-plie.
Кроме того, tours chaines рекомендуется изучать замедленно и как бы по разделениям в виде следующего упражнения. Исходная позиция ног — V, epaulement croise. Исполняется: pas degage вперед с поворотом на 1/4 круга en dehors и четыре полных оборота по диагонали вниз, то есть восемь полупируэтов. Последний полупируэт делается с переводом освободившейся ногиsut le cou-de- pied вперед (что фиксируется) и опусканием ее назад в V позицию на demi-plie. Такая остановка необходима. Она приучает ученика заканчивать tours chaines без лишнего форса и отрабатывает устойчивость перехода в V позицию, а впоследствии в финальную позу. Здесь рекомендуется каждый оборот начинать с очень небольшого отведения ноги вперед по IV позиции, в сторону продвижения. Это мера временная, но она позволяет в замедленном темпе развивать чувство ритмической целостности каждого оборота, а также детально отрабатывать действия ног.
В дальнейшем, когда ученики перейдут к убыстренному изучению tours chaines, такого рода отведение ноги постепенно устраняется и все обороты исполняются слитно с соединенными ногами по I полу выворотной позиции1.
Руки вначале находятся в подготовительном положении. Затем в момент demi-plie и перевода ноги, стоящей впереди, в положение sur le cou-de-pied, рука, соответствующая направлению предстоящего вращения, поднимается в 1-ю позицию, другая -— во 2-ю. Вместе с раскрыванием ноги приемом pas degage руки действуют, как в первом arabesque. Далее, на каждом полном обороте они округло соединяются в 1-ю пониженную позицию и тотчас раскрываются в положение первого arabesque. На последнем, четвертом обороте руки не раскрываются в 1-й пониженной позиции, а на финальном demi-plie опускаются округло и плавно в подготовительное положение. Следует подчеркнуть, что на каждом arabesque рука, устремленная в 1-ю позицию, как бы указывает направление продвижения, другая берет вращательный посыл. Руки соединяются без задержки как момент проходящий.
Корпус во время исполнения pas degage подается на шагающую ногу и удерживается все время прямо и подтянуто. В момент маленького отведения ноги перед каждым следующим оборотом корпус подается в том же направлении, но гораздо сдержаннее, чем в самом начале.
Голова при выполнении pas degage повернута лицом в сторону продвижения. Во время всех оборотов она несколько задерживается и, обгоняя корпус, приходит в исходное положение раньше него, как в малом пируэте. На завершающем demi-plie голова поворачивается в противоположную сторону, к выдвинутому вперед плечу, фиксируя положение epaulement.
В целом упражнение надо выполнять не спеша, четко прорабатывая каждый полупируэт. Музыкальный размер — 2/4; pas degage исполняется затактно, каждый полупируэт на 1/4 (всего восемь), два такта фиксируют положение sur le cou-de-pied, выполненное после четвертого оборота, на 2/4 делается заключительное demi-plie в V позицию, 1/4 — осуществляется перевод ноги, стоящей впереди в положении sur le cou-de-pied, на 1/4 нога раскрывается вперед приемом pas degage, и все упражнение повторяется с другой ноги.
После этого темп и количество tours chaines можно несколько увеличить, добавляя к упражнению еще два оборота (всего шесть), заканчивая их также в V позицию назад с проходящим, а не фиксированным положением sur le cou-de-pied.
1 В учебной практике используются способы освоения tours chaines по III и V позиции ног, дающие в конечном счете положительные результаты. Но лично я предпочитаю изучать это виртуозное движение по I позиции — с его первоосновы.
91 (346-349)
Далее можно еще больше ускорить темн и исполнять данное упражнение с руками, соединенными в 1-й пониженной позиции, не разъединяя ноги перед каждым оборотом и с таким же окончанием в V позицию. В этом случае музыкальный темп следует несколько замедлить, а каждый оборот выполнять на 1/4 такта.
Когда и это усложнение будет хорошо усвоено учениками, можно количество оборотов довести до восьми, заканчивая последний приемом pas degage (через переходящее demi-plie) в малую позу первого или второго arabesque.
Данное упражнение делается в каждую сторону отдельно, по группам: в момент, когда первая группа учеников заканчивает tours chaines и выдерживает финальную позу в четыре такта, вторая группа уже вступает. И, наконец, tours chaines вводят в комбинированные задания adagio и прыжки; выполняют по диагонали до двенадцати или шестнадцати оборотов, с помощью tours chaines убыстряют вращение до виртуозного темпа и изучают по кругу в количестве тридцати двух оборотов.
Tours chaines с подхода pas tombe следует выполнять в виде вращательного толчка, который берется сильнее, чем обычный, — с pas degage. Выполняется pas tombe с V позиции приемом battement tendu или battement tendu jete на полупальцах; с положения sur le cou-de-pied и даже приемом небольшого sissonne tombe, то есть с маленьким прыжком.
Руки в данном случае не принимают положения первого arabesque, а остаются закругленными по тем же позициям и сразу же очень энергично посылаются в 1-ю пониженную позицию. Корпус и голова действуют так же, но темп вращения, особенно к концу, возрастает до 1/8 доли музыкального такта на каждом обороте.
По кругу tours chaines следует изучать в умеренном темпе, чтобы можно было хорошо усвоить правильное его очертание и выход на заключительную диагональ.
Руки в данном случае удерживаются не в 1-й пониженной позиции, а расширенно, почти по 2-й. Это помогает более устойчиво двигаться по кругу и точнее сохранять его очертания. При выходе на диагональ руки действуют обычно. Корпус и голова сохраняют прежнее положение, взгляд устремлен тоже по линии продвижения.
Когда движение будет проработано, темп вращения по кругу можно постепенно ускорять и переходить к выполнению двух кругов меньшего диаметра, но по-прежнему с заключительным выходом на диагональ.
Чтобы овладеть техникой исполнения tours chaines, полезно начинать его сразу после малых пируэтов en dehors через быстро проходящее маленькое pas tombe и заканчивать с хода воздушными турами, комбинировать с jete en tournant, saut de basque и т. д.
В каком бы количестве, рисунке, сочетании и темпе ни изучался tours chaines, необходимо всегда отрабатывать не только его технику и устойчивость, но и музыкально-ритмическую четкость исполнения каждого оборота, непрерывную слитность и эмоциональную увлеченность, без которых самое виртуозное вращение останется только холодным, внешним эффектом.
92 (349-35)
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|