Сделай Сам Свою Работу на 5

ВРАЩАТЕЛЬНЫЕ ДВИЖЕНИЯ НА ПОЛУ





Техника вращения в классическом танце требует от исполни­теля умения свободно и точно ориентироваться в пространстве, правильно помещать центр тяжести тела на опорную ногу, стойко удерживать прямизну вертикальной оси тела, верно воспроизво­дить форму исполняемого движения, хорошо чувствовать его ритм и динамику.

Основа, на которую опирается правильное и устойчивое враще­ние, - это профессионально поставленные и хорошо отработанные движения ног, рук, корпуса и головы, а также хорошо развитая сила мышц, выносливость, волевая выдержка и внимание учени­ка. Например, малый или большой пируэт начинается не с его изучения, а гораздо раньше — с элементарной постановки всего те­ла в экзерсисе у станка и на середине зала, в adagio и в allegro.

Большое и устойчивое количество пируэтов, исполненное в стремительном темпе, но на низких полупальцах, с угловатыми руками, изогнутыми движениями корпуса или головы, не раскры­вает прекрасную природу движения человека. В искусстве клас­сического танца вращение всегда должно быть стройным по форме, устойчивым по технике, стремительным по ритму и вдохновенным по характеру.



ПИРУЭТЫ (LES PIROUETTES)

Пируэты в классическом танце подразделяются на малые (petits) и большие (grands).

Пируэты, в которых свободная нога во время вращения на опор­ной занимает положение sur le cou-de-pied, называются малыми пируэтами. Пируэты, которые выполняются в позы с отведенной ногой на 90°, называются большими пируэтами. Малые и большие пируэты имеют свои разновидности и могут выполняться с по­мощью различных подходов в направлении en dehors или en de­dans.

Техника выполнения малых и больших пируэтов состоит из трех моментов: а) вращательного толчка, б) собственно вращения и в) его окончания. В этой последовательности и рассматривают­ся все формы и правила выполнения пируэтов.

МАЛЫЕ ПИРУЭТЫ

Следует напомнить, что вращательный толчок к малым пируэ­там осуществляется с различных подходов, у каждого из этих под­ходов есть своя форма и свои исполнительские особенности. Сам же пируэт, то есть момент вращения всего тела, фиксирует еди­ную форму, единый исполнительский прием. Завершение малого пируэта й его начало могут быть самыми разнообразными по фор­ме и степени исполнительской трудности. Все эти факторы необ­ходимо принимать во внимание при освоении техники малого пи­руэта и отрабатывать в равной мере.



Пируэт со II позиции

Пируэт en dehors. Исходная позиция ног — V, epaule­ment croise. Делается demi-plie и выпрямление из него при помо­щи releve на высокие полупальцы с поворотом en face. Далее нога, стоящая в V позиции спереди в вытянутом положении, раскрыва­ется в сторону на 45°, опорная остается на высоких полупальцах. Затем выполняется demi-plie по II позиции на обе ноги и переход из него в один пируэт en dehors на высокие полупальцы. Делается это при помощи вращательного толчка и перевода освободив­шейся ноги в положение sur le cou-de-pied спереди. Вращение про­исходит на ноге, которая фиксировала полупальцы по II позиции и в противоположную от нее сторону, то есть en dehors. После этого опорная нога переходит на demi-plie, другая переводится возле нее и одновременно опускается в V позицию назад. Все упражнение заканчивается epaulement croise.

Во время выполнения releve на полупальцы по V позиции ру­ки из подготовительного положения поднимаются в 1-ю позицию. В момент отведения ноги в сторону на 45° они раскрываются во 2-ю позицию. При переходе в demi-plie на II позицию рука, соответствующая направлению вращения, переводится в 1-ю позицию, другая остается во 2-й. Когда выполняется вращательный толчок, руки энергично и округло соединяются в 1-й пониженной позиции с небольшим посылом их в направлении en dehors, помогая тем са­мым действию ног. На завершающем demi-plie руки приоткрыва­ются во 2-ю пониженную позицию.



83 (319-322)

Корпус все время удерживается прямо. На всех трех demi-plie он равномерно опирается на обе ноги, в момент вращательного толчка целиком передается на опорную ногу и с небольшим посы­лом устремляется в направлении en dehors, помогая действию ног и рук. Голова в начале и в конце упражнения, а также во время выполнения releve на полупальцы по V позиции фиксирует поло­жение en face; в начале пируэта голова несколько задерживается и, поворачиваясь скорее, раньше, чем корпус, возвращается в исходное положение. Таким образом голова выполняет вращатель­ный толчок как бы самостоятельно, вначале с некоторым запозда­нием, но потом быстрее, чем все тело (рис. 148).

Ритмическая раскладка для первоначального изучения этого упражнения может быть следующей. Музыкальный размер - 2/4; demi-plie делается затактно, 1/4 - releve по V позиции на по­лупальцы, 1/4 — раскрывание ноги на II позицию, 1/4 — это поло­жение удерживается, 1/4 — demi-plie по II позиции, 1/4 — пируэт, 2/4 — фиксируется его остановка на полупальцах, 1/4 — заключи­тельное demi-plie в V позицию, с которого данное упражнение мо­жет повториться с другой стороны.

Пируэт en dedans. Исходная позиция ног — V, epaule­ment croise. Делается demi-plie и выпрямление из него при помо­щи releve на высокие полупальцы с поворотом en face. Далее но­га, стоящая в V позиции сзади в вытянутом положении, раскры­вается в сторону на 45°, опорная остается на высоких полупаль­цах. Затем выполняется demi-plie по II позиции равномерно на обе ноги и переход из него в один пируэт en dedans на высокие полупальцы. Осуществляется это при помощи вращательного толчка и перевода освободившейся ноги в положение sur le cou-de- pied спереди. Вращение происходит на ноге, которая фиксировала полупальцы по II позиции, и в ту же сторону, то есть en dedans. После этого опорная нога переходит на demi-plie, другая перево­дится возле нее и одновременно опускается в V позицию вперед, выдерживая epaulement croise.

Руки во время выполнения releve на полупальцы по V позиции из подготовительного положения поднимаются в 1-ю позицию, в момент отведения ноги в сторону на 45° они раскрываются во 2-ю позицию. При переходе в demi-plie на II позицию рука, соответствующая направлению вращения, переводится в 1-ю позицию, другая остается во 2-й. Когда выполняется вращательный толчок, руки энергично и округло соединяются в 1-й пониженной позиции с небольшим посылом их в направлении en dedans, помогая дейст­вию ног. На завершающем demi-plie руки приоткрываются во 2-ю пониженную позицию.

Корпус все время удерживается прямо. На всех трех demi- plie он равномерно опирается на обе ноги. В момент вращательного толчка тяжесть корпуса целиком передается на опорную ногу и с небольшим посылом устремляется в направлении en dedans, помо­гая действию ног и рук.

Голова в начале и в конце данного упражнения, а также во время выполнения releve на полупальцы по V позиции фиксирует положение en face. В начале пируэта несколько задерживается и, поворачиваясь скорее, чем корпус, возвращается в исходное поло­жение раньше, чем он. Это и есть вращательный толчок, который голова выполняет не одновременно с ногами, руками и корпусом, а как бы самостоятельно, с некоторым запозданием и быстрее, чем все тело.

Ритмическая раскладка для первоначального изучения этого упражнения такая же, как для малого пируэта en dehors со II по­зиции.

Пируэт с IV позиции

Пируэт en dehors. Исходная позиция ног — V, epaulement croise. Делается demi-plie. Далее на ноге, стоящей сзади, выполня­ется releve на высокие полупальцы с поворотом в efface, другая нога одновременно поднимается в положение sur le cou-de-pied спереди. Затем выполняется demi-plie на опорной ноге, одновре­менно другая нога переводится в IV позицию назад на croise и, вытягиваясь в колене, примыкает к полу всей ступней. Вслед за этим на обеих ногах выполняется углубленное demi-plie, с которо­го делается пируэт en dehors на ноге, стоящей спереди. Выполняет­ся это при помощи вращательного толчка обеими ногами, то есть перехода опорной ноги на высокие полупальцы и перевода другой в положение sur le cou-de-pied спереди. В конце пируэта опорная нога снова переходит на demi-plie, а другая возле нее, вытягива­ясь в колене, отводится назад на croise в IV позицию и примыкает к полу всей ступней. Наконец, делается выпрямление из demi-plie, и сзади стоящая нога через вытянутый носок закрывается в исход­ную V позицию epaulement croise.

Руки во время выполнения первого releve на полупальцы пере­водятся из подготовительного положения в 1-ю позицию; в момент перевода ноги в IV позицию назад раскрываются в третий arabes­que; при выполнении пируэта энергично и округло соединяются в 1-й пониженной позиции с небольшим посылом в направлении en dehors, поддерживая таким образом действие ног.

Вместе с окончанием пируэта руки приоткрываются во 2-ю по­ниженную позицию и на последнем закрывании ноги в V позицию плавно опускаются в подготовительное положение.

Корпус все время удерживается прямо. На всех трех demi-plie он опирается равномерно на обе ноги; по IV позиции с вытянутой сзади ногой и во время пируэта целиком передается на опорную ногу; во время вращательного толчка с небольшим посылом уст­ремляется в направлении en dehors, помогая действию ног и рук.

Голова в самом начале упражнения повернута к выдвинутому вперед плечу. Во время выполнения последующих движений, в том числе и пируэта, она остается обращенной лицом и взглядом в том же направлении, с которого начиналось все упражнение, и только в конце пируэта поворачивается en face. Вращательный толчок голова выполняет с некоторым запозданием, но возвращается в ис­ходное положение быстрее, чем корпус. На последнее закрывание рук в подготовительное положение голова поворачивается к дру­гому выдвинутому вперед плечу.

Ритмическая раскладка для первоначального выполнения этого упражнения может быть следующей. Музыкальный размер — 2/4; начальное demi-plie делается затактно, 1/4 — первое releve на по­лупальцы, 1/4 — это положение выдерживается, 1/4 — переход в третий arabesque, 1/4 — углубленное demi-plie на обеих ногах по IV позиции, 1/4 — пируэт, 1/4 — фиксируется его остановка на полупальцах, 1/4 — вторичный перевод ноги в IV позицию назад, 1/4 — завершающее закрывание ноги в V позицию, с которой все упражнение можно повторить в другую сторону.

Пируэт en dedans. Исходная позиция ног — V, epaule­ment croise. Делается demi-plie. Далее при помощи releve на ноге, стоящей сзади, осуществляется переход на высокие полупальцы с поворотом в efface, другая нога одновременно поднимается sur le cou-de-pied спереди. Вслед за этим выполняется demi-plie на опор­ной ноге одновременно другая нога переводится в IV позицию на­зад на croise и, вытягиваясь в колене, примыкает к полу всей ступ­ней. Затем делается один пируэт en dedans на ноге, стоящей спе­реди. Делается это при помощи вращательного толчка обеими но­гами, то есть перехода опорной ноги на высокие полупальцы и перевода другой в положение sur le cou-de-pied спереди. В конце пируэта опорная нога переходит на demi-plie, другая нога одно­временно ставится в V позицию вперед тоже на demi-plie.

Руки во время выполнения первого releve на полупальцы под­нимаются из подготовительного положения в 1-ю позицию. В мо­мент перевода ноги в IV позицию назад рука, противоположная направлению вращения, раскрывается во 2-ю позицию, другая остается в 1-й. Когда делается вращательный толчок, руки энергич­но и округло соединяются в 1-й пониженной позиции с небольшим посылом в направлении en dedans, помогая тем самым действию ног. На завершающем demi-plie по V позиции они приоткрывают­ся во 2-ю пониженную позицию.

Корпус все время удерживается прямо. На первом и послед­нем demi-plie (по V позиции) он равномерно опирается на обе ноги, на demi-plie с раскрытой ногой по IV позиции целиком пере­дается на опорную ногу. В момент вращательного толчка корпус с небольшим посылом устремляется в том же направлении, помогая действию ног и рук.

Голова в начале и в конце данного упражнения повернута к выдвинутому вперед плечу. Во время перевода ноги назад в IV по­зицию голова поворачивается en face с очень небольшим наклоном к руке, раскрываемой во 2-ю позицию. В момент перевода ноги в сторону на 45° голова выравнивается и несколько задерживается с началом пируэта, затем поворачивается быстрее корпуса и рань­ше его возвращается в исходное положение.

Ритмическая раскладка для первоначального изучения этого пируэта может быть следующей. Музыкальный размер — 2/4; de­mi-plie делается затактно, 1/4 — первое releve на полупальцы, 1/4 — это положение выдерживается, 1/4 — перевод ноги в IV по­зицию назад, 1/4 — это положение тоже выдерживается, 1/4 — пи­руэт, 1/4 — фиксируется его окончание на полупальцах, 1/4 — за­ключительное demi-plie в V позицию, 1/4 — battement tendu в сто­рону с переменой позиции назад на demi-plie, с которого все уп­ражнение можно повторить в другую сторону.

84 (322-325)

Пируэт с V позиции

Пируэт en dehors. Исходная позиция ног — V, epaule­ment croise. Сначала выполняется demi-plie и releve на полупаль­цы с поворотом en face. Затем вновь делается demi-plie по V пози­ции, и нога, стоящая сзади, приемом releve переходит на высокие полупальцы, другая нога одновременно поднимается sur le cou-de- pied спереди. Выполняется это при помощи вращательного толчка обеими ногами в направлении en dehors, то есть в сторону, проти­воположную опорной ноге, на которой и делается один пируэт. На­конец, опорная нога вновь переходит на demi-plie, а другая возле нее одновременно опускается назад в V позицию, выдерживая epaulement croise.

Руки на первом releve по V позиции из подготовительного по­ложения поднимаются в 1-ю позицию. На втором demi-plie рука, противоположная направлению вращения, раскрывается во 2-ю по­зицию, другая остается в 1-й. В момент вращательного толчка они энергично и округло соединяются в 1-й пониженной позиции с не­большим посылом в направлении en dehors, поддерживая, таким образом, действия ног. Во время пируэта руки удерживают указан­ную позицию. Вместе с заключительным demi-plie они приоткры­ваются во 2-ю пониженную позицию и в момент выпрямления из него опускаются в подготовительное положение.

Корпус все время удерживается прямо. На первом и послед­нем demi-plie, на полупальцах по V позиции он равномерно опи­рается на обе ноги. В момент пируэта целиком передается на опорную ногу. На вращательном толчке корпус с небольшим посы­лом устремляется в том же направлении, помогая действию ног и рук. Голова в начале и в конце упражнения повернута к выдви­нутому вперед плечу. Во время выполнения releve на полупальцы по V позиции она поворачивается en face. В начале пируэта голова несколько задерживается, затем поворачивается быстрее корпуса и раньше, чем он, возвращается в исходное положение, тем самым выполняя вращательный толчок как бы самостоятельно, с некото­рым запозданием и более быстрым завершением пируэта, чем все тело.

Ритмическая раскладка данного упражнения может быть сле­дующей. Музыкальный размер — 2/4; demi-plie выполняется за­тактно, 1/4 — releve на полупальцы по V позиции, 1/4 — demi-plie перед пируэтом, 1/4 — пируэт, 1/4 — заключительное demi-plie, с которого все упражнение можно повторить в другую сторону.

Пируэт en dedans. Исходная позиция ног —V, epaule­ment croise. Сначала выполняется demi-plie и releve на полупальцы с по­воротом en face. Далее снова делается demi-plie по V позиции, и нога, стоящая спереди, приемом releve переходит на высокие полу­пальцы, другая нога одновременно поднимается sur le cou-de-pied спереди. Выполняется движение при помощи вращательного тол­чка обеими ногами в направлении en dedans, то есть в сторону опорной ноги, на которой и делается один пируэт. В заключение опорная нога снова переходит на demi-plie, а другая одновременно опускается вперед в V позицию, фиксируя epaulement croise.

Руки на первом releve по V позиции из подготовительного положения поднимаются в 1-ю позицию. На втором demi-plie рука, соответствующая направлению вращения, раскрывается во 2-ю по­зицию, другая остается в 1-й. В момент вращательного толчка они энергично соединяются в 1-й пониженной позиции с небольшим посылом в направлении en dedans, подкрепляя таким путем дейст­вия ног. Во время пируэта руки фиксируют указанную позицию. Вместе с заключительным demi-plie они приоткрываются во 2-ю пониженную позицию и в момент выпрямления из него опускают­ся в подготовительное положение.

Корпус удерживается прямо. На первом и последнем demi-plie, на полупальцах по V позиции он равномерно опирается на обе ноги. Во время пируэта корпус целиком передается на опорную ногу, в момент вращательного толчка с небольшим посылом уст­ремляется в том же направлении, способствуя действию ног и рук.

Голова в начале этого упражнения повернута к выдвинутому вперед плечу; при выполнении releve на полупальцы по V позиции поворачивается en face; в начале пируэта она немного задержива­ется, затем поворачивается быстрее корпуса и возвращается в ис­ходное положение раньше, чем он.

Ритмическая раскладка для первоначального изучения данного упражнения такая же, как для малого пируэта en dehors с V по­зиции.

Ниже излагаются общие правила выполнения вращательного толчка, пируэта и остановки после него.

Все малые пируэты независимо от того, с какой позиции они начинаются, выполняются с demi-plie, что позволяет «удобнее взять» вращательный толчок, то есть перейти на опорную ногу с должной силой и расчетом. При этом обе ноги, сохраняя точность исходной позиции, должны выворотно и твердо опираться на всю ступню и особенно на пятки. Вращательный толчок выполняется одновременно обеими ногами. Опорная нога в этот момент упруго и выворотно переходит приемом releve на высокие полупальцы, что придает ступне отвесное положение, прямизну вертикальной оси у ее основания и способствует более стройному, легкому и устойчивому вращению, тогда как при средних полупальцах (не говоря уже о низких) оно становится приземистым. Другая нога, занимая положение sur le cou-de-pied спереди, отделяется от по­верхности пола столь же активно и так же, как опорная, с хорошим нажимом на всю ступню и особенно на пятку. Делать это надо расчетливо, не слишком сильно или слабо, так как можно легко нарушить равновесие тела. Очень важно, чтобы в этот момент подтянутая тазобедренная часть тела и копчик точно и своевремен­но подавались на опорную ногу.

Когда выполняется пируэт, то колено, щиколотка и подъем опорной ноги должны быть хорошо подтянуты, а пальцы плотно и эластично прижаты к поверхности пола. Колено свободной ноги выворотно отводится назад, ступня вытягивается и точно фиксиру­ется в положении sur le cou-de-pied. В конце пируэта опорная нога переходит на demi-plie эластично и не раньше, чем пятка ее кос­нется пола. Другая нога с положения sur le cou-de-pied одновре­менно и тоже эластично ставится в V или IV позицию, с кончика пальцев на всю ступню. В целом переход на demi-plie после пируэ­та следует выполнять мягко, без каких-либо соскоков с полупаль­цев или расслабленных переступаний.

Руки в момент вращательного толчка посылаются с соразмер­ной силой на один пируэт, ни больше и ни меньше. Во время пи­руэта руки активно участвуют в движении всего тела, с апломбом выдерживая округлое положение. Прижимать их к диафрагме или далеко отводить вперед от себя недопустимо, так же как произво­дить ими неустойчивые действия или нарушать 1-ю пониженную позицию. Вообще и на вращательном толчке и в пируэте руками следует действовать решительно, отчетливо и точно. После пируэта руки также должны приоткрываться смело, но уже мягче и сдер­жаннее, подчеркивая тем самым устойчивый характер пируэта и финального demi-plie.

Корпус все время удерживается подтянуто и собранно. В мо­мент вращательного толчка он не должен поворачиваться в проти­воположную сторону, это нарушает стройность исходного положе­ния и технику перехода на опорную ногу. Очень важно, чтобы пле­чи и бедра ученика на всех стадиях выполнения пируэта находи­лись на одной плоскости, а центр тяжести тела — всегда точно на опорной ноге. Корпус и опорная нога во время пируэта должны представлять собой единый стройный стержень, который может хорошо выдержать устойчивое вращение всего тела. Поэтому опу­щенные и раскрытые плечи, крепко «взятая» спина и поясница здесь обязательны.

Голова, как уже указывалось выше, во время пируэта несколь­ко задерживается, затем быстрее, чем корпус, поворачивается в исходное положение. Активное и самостоятельное участие головы во вращении позволяет ученику смотреть прямо и почти непрерыв­но в одну пространственную точку, не распыляя своего внимания по всему учебному залу. Кроме того, голова должна двигаться стро­го по той же вертикали, что и корпус и опорная нога, не задержи­вая и не ускоряя своего вращательного движения, не зажимая или слишком ослабляя мышцы шеи. Голова во время пируэта должна двигаться свободно и легко, но достаточно отчетливо.

В целом действия ног, рук, корпуса и головы должны быть строго согласованы между собой, особенно в момент вращательного толчка, когда малейшая разобщенность их движения может отри­цательно повлиять на устойчивое выполнение пируэта и его за­вершение.

Когда ученики хорошо освоят движения экзерсиса на полупаль­цах и различные повороты (en tournant), предусмотренные учеб­ной программой предмета, можно перейти к изучению подготови­тельных упражнений к пируэту. Описания их здесь опускаются, так как они выполняются точно по изложенной выше схеме пируэ­тов со II, IV и V позиции и по той же первоначальной ритмиче­ской раскладке, но без вращения. Это позволит ученикам лучше усвоить исходные приемы, с которых будет выполняться пируэт; вернее переносить и фиксировать центр тяжести тела на высокие полупальцы пока еще предполагаемого пируэта; строже выдержи­вать вертикальность и подтянутость всего тела, столь необходимую для выполнения будущего пируэта; основательнее овладеть разны­ми остановками, которыми будет заканчиваться пируэт.

85 (326-329)

 

 

По мере изучения подготовительных упражнений можно при­ступать к освоению самого пируэта в той же последовательности, в которой они излагались выше, то есть со II, IV и V позиции, сначала en dehors затем en dedans. Пируэт делается при этом воз­можно сдержаннее, чтобы ученик мог хорошо понять и «почувст­вовать» все стадии поворота своего тела вокруг вертикальной оси и особенно головы.

Когда и это будет хорошо усвоено, подход к пируэту можно вы­полнять несколько быстрее. Например, пируэт en dehors со II пози­ции можно выполнять следующим образом. При музыкальном размере в 2/4 demi-plie делается затактно; 1/4 - releve на полу­пальцы по V позиции, 1/4 — раскрывание ноги в сторону на 45°, 1/4 — demi-plie по II позиции, 1/4 —пируэт, 1/4—остановка после него на полупальцах, 1/4 — завершающее demi-plie в V позиции, 1/4 — выпрямление из него, 1/4 — снова demi-plie, чтобы начать все упражнение с другой ноги.

Далее еще больше можно ускорить подход к выполнению пи­руэта. В этом случае demi-plie делается затактно, 1/4 — releve на полупальцы, 1/8 — раскрывание ноги в сторону на 45°, 1/8 — demi- plie по II позиции, 1/4 —пируэт и 1/4 — завершающее demi-plie по V позиции.

Когда начинают осваивать два пируэта, подход к ним исполня­ется еще короче: demi-plie делается затактно, 1/4 — опорная нога поднимается на высокие полупальцы, другая одновременно энер­гично отводится в сторону на 45°, 1/4 — demi-plie по II позиции, 2/8 — два пируэта, 1/4 — завершающее demi-plie в V позицию. Ког­да осваиваются три и большее количество пируэтов, то весь под­ход к demi-plie по II позиции можно выполнять затактно и даже при помощи прыжка petit pas echappe на II позицию. По этой схе­ме выполняются и пируэты en dedans.

Пируэт с IV позиции и en dehors и en dedans тоже можно вы­полнять с более быстрого подхода. Например, demi-plie делается затактно, 1/4 — releve на полупальцы, 1/8 — перевод свободной но­ги назад в IV позицию, 1/8 — углубленное demi-plie, 1/4 — пируэт, 1/4 — завершающее demi-plie в V позицию. Это подход к двум или трем пируэтам.

В дальнейшем пируэты с IV позиции можно выполнять с еще более короткого подхода: исходное demi-plie, releve на полупальцы и переход свободной ноги в IV позицию назад делаются затактно, пируэты выполняются в течение одного или двух тактов в 2/4 вме­сте с завершающим demi-plie. Кроме того, пируэты с IV позиции так же, как и со II, могут делаться с petit pas echappe на IV по­зицию при тех же условиях, которые указывались.

Пируэты с V позиции выполняют и с сокращенного подхода, то есть предварительное releve на полупальцы по V позиции опуска­ется, и сам пируэт делается затактно в течение одного или двух тактов в 1/4 вместе с заключительным demi-plie в V позицию.

Данный пируэт так же, как оба предшествующих, можно вы­полнять с какого-либо маленького прыжка, заканчивающегося в V позицию, например petit changement de pied, petit assemble и т. д. И прыжок и пируэт следует при этом связывать между со­бой в единый темп.

Чем больше пируэтов исполняет ученик, тем сильнее и реши­тельнее он должен брать вращательный толчок, тем больше все тело должно быть подтянуто и собрано, что, однако, не означает скованности его действий, а лишь экономное и достаточно расчет­ливое усилие, позволяющее стойко выдержать заданное количест­во и темп предстоящих пируэтов. Другими словами, силу враща­тельного толчка надо всегда умело соразмерять с количеством, темпом и характером пируэтов. Например, при выполнении трех-пяти и большего количества пируэтов рука, соответствующая на­правлению вращения, в момент взятия вращательного толчка энер­гично откидывается из 1-й позиции во 2-ю и тотчас соединяется с другой рукой. Корпус также более активно посылается в направ­лении вращения. Голова на каждом пируэте ритмично и чеканно осуществляет свой поворот.

Малые пируэты на сцене могут выполняться стремительно или сдержанно, холодно или темпераментно, с динамическим нарас­танием или спадом, то есть становятся ярким и тонким вырази­тельным средством эмоционального состояния актера-танцовщика. Но для этого всегда должен браться вращательный толчок соответ­ствующей силы. А это подготавливать и хорошо отрабатывать нуж­но еще в школе, в учебных заданиях различного плана и через весь урок. Конечно, все это осваивается годами, с постепенным усложнением различных подходов к пируэту. Если же у ученика не развито чувство расчетливого и решительного толчка к пируэту, то техника его не может стать устойчивой и разнообразной по сво­ему характеру.

Учащимся, еще недостаточно постигшим технику вращения, не следует разрешать «вертеть» пируэты больше заданного количества и тем более в темпе, для них недоступном. Такая преждевремен­ность обычно ведет к частым срывам равновесия, неуверенности в своих силах, желанию обойти трудности изучения правильного и красивого вращения, к примирению с укореняющимися ошиб­ками и т. д.

Увеличивать количество выполняемых пируэтов от одного года к другому необходимо постепенно и последовательно, с индивиду­альным подходом к каждому ученику. Не исключена опасность того, что преждевременное увлечение количеством пируэтов за счет качества их выполнения может стать для ученика самоцелью. Пусть лучше будет усвоено меньше пируэтов, но в безукоризнен­ной форме и подлинно классическом стиле.

Иногда ученики пытаются восстановить равновесие при помо­щи изворотливого балансирования верхней частью тела или опор­ной ступни, лишь бы «вытянуть» как можно больше пируэтов. Восстанадаивать равновесие возможно только одним путем — лег­ким и едва заметным соскальзыванием высоких полупальцев на упруго вытянутой опорной ноге для нахождения новой, правильной точки опоры. Если тело ученика хорошо поставлено, такого рода соскальзывания со временем прекратятся.

В старших и выпускных классах, где ученики исполняют с одного подхода большое количество пируэтов, необходимо отраба­тывать умение постепенно и до предела «выжиматься» на самые высокие полупальцы; постепенно повышать свободную ногу с по­ложения sur le cou-de-pied до уровня колена; плавно сдвигать руки одна над другой, сохраняя закругленность их положения (1-я по­зиция); до предела подтягивать корпус и диафрагму (на самом глубоком вдохе), спуская и раскрывая плечи; усиливать враща­тельное движение головы; наконец, предельно активизировать общую подтянутость и собранность всего тела.

При большом количестве пируэтов недопустимо «оседать», надо стройно, решительно и неуклонно как бы вырастать по вертикаль­ной оси тела, но не с искаженными, а в меру свободными мышцами лица, готовыми в будущем верно отобразить внутреннее стремле­ние изображаемого героя. Кроме того, сознание и воля ученика должны находиться в это время в состоянии полной готовности устранить возможную потерю равновесия, так как малейшая «ус­тупчивость» в этом отношении ведет к техническому, следователь­но, и художественному, браку.

Устойчивое и эмоциональное окончание пируэтов, особенно многократных, является чрезвычайно важным элементом в тан­цевальной технике. Можно выполнить большое количество пируэ­тов в отличном стиле, стремительном темпе и увлеченном характе­ре, но недостаточно устойчивое или формальное окончание резко снизит их художественную ценность. Пируэты всегда должны за­канчиваться устойчиво и эмоционально, в строгой манере, без ка­ких-либо нарочитых жестов на зрителя. Устойчивое и эмоциональ­ное окончание пируэтов — это мастерство больших артистов. Чтобы окончание пируэта отрабатывалось правильно, необхо­димо осуществлять его в едином темпе, прекращая инерцию вра­щения сразу энергичным но достаточно мягким и устойчивым дей­ствием рук, ног, корпуса и головы.

Следует заметить, что устойчивое окончание пируэта зависит не только от точности его выполнения, но и от соразмерности исходного толчка. Если он взят слишком сильно, то завершение пируэта может оказаться неустойчивым по технике и случайным по характеру. Поэтому, выполняя пируэты, надо предвидеть всю протяженность их развития, начиная от вращательного толчка до завершающей остановки. Соразмеряя количество, темп и характер предстоящих пируэтов, необходимо всегда иметь в виду их окон­чание, которое не будет устойчивым и убедительным, если к нему начинают готовиться во время вращения, а не до него.

Вращательный толчок, собственно вращение и остановка после него есть одно целое, на чем держится и отрабатывается техни­ка пируэта.

Когда будут хорошо усвоены два пируэта с вышеуказанными окончаниями, можно перейти к другим их видам. Например, в кон­це пируэтов en dehors свободная нога с положения sur le cou-de- pied переводится назад в IV позицию на croise и, вытягиваясь в колене, легко касается кончиками пальцев пола; опорная нога остается вытянутой в колене; руки раскрываются во 2-ю понижен­ную позицию; корпус удерживается прямо, но с очень незначи­тельным отклонением влево или вправо; голова вторит этому от­клонению корпуса, поворачиваясь к выдвинутому вперед плечу, взгляд устремлен в том же направлении.

86 (330-333)

Такое окончание пируэтов en dehors является традиционным и обязательным в учебной работе как образец мужского исполнитель­ства в школе классического танца и выполняется, конечно, в стро­гой манере. Кроме того, завершение пируэта может выполняться в других малых позах с раскрыванием свободной ноги носком на пол на 45° или 90° в сочетании с demi-plie или без него. Опорная нога при этом всегда выворотно и упруго, без всяких подскоков и вихляний, утверждается на всей ступне с плотно поставленной на пол пяткой. Руки, корпус и голова с апломбом и в едином темпе за­нимают свои положения. Потерю равновесия при всех этих оконча­ниях можно восстанавливать так же, как во время выполнения самого пируэта, то есть не балансирующим движением тела, а лег­ким и едва заметным соскальзыванием опорной ступни на более правильную точку опоры.

Ниже рассматриваются сложные подходы к выполнению малых пируэтов.

Пируэт с grand рlie

Выполняется данный подход к малым пируэтам с grand plie по I, IV и V позиции. Отличается он от вышеописанного тем, что перед пируэтом во время grand plie пятки обеих ног ученика отде­лены от пола, это и является для него новым, еще не освоенным приемом вращательного толчка.

Выполнять переход в пируэт следует здесь без прикосновения пяток к полу; напротив, полупальцы, уже зафиксированные в ниж­ней точке grand plie, надо одновременно повышать с вытягиванием колена опорной ноги. Пируэт должен начинаться не с нижней точ­ки grand plie, а примерно на половине выхода из него, иначе опор­ная нога будет вытягиваться с опозданием, а другая слишком рано примет положение sur le cou-de-pied, что придаст исполнению гро­тесковый характер.

Во время исполнения grand plie рука, противоположная направ­лению вращения, переводится из 2-й позиции в 1-ю, другая остает­ся во 2-й. В момент вращательного толчка руки округло соединя­ются в 1-й пониженной позиции и так удерживаются в пируэте. Корпус и голова в это время действуют здесь так же, как в малых пируэтах, выполняемых с demi-plie.

Заканчиваются данные пируэты обычно в больших позах с раскрыванием ноги приемом developpe на II или IV позицию.

Изучать их следует с grand plie по I, V и IV позиции, причем сначала en dehors, затем en dedans и не отдельно, а в упражнении adagio. Ритмическая раскладка при этом может быть следующей. Музыкальный размер — 6/8; один такт — на grand plie, 3/8 — пиру­эт, 3/8 — остановка в большой позе. В дальнейшем этот пируэт можно выполнять с двумя оборотами и более, на целый такт в 6/8 или 4/4.

Все правила выполнения grand plie, пируэта и финальной позы соблюдаются здесь полностью, так же как и выворотность ног, слитность, мягкость и апломб движения.

Ниже рассматриваются подходы к малым пируэтам, которые выполняют стоя на одной ноге и с переходом на раскрытую ногу, то есть с petit temps releve, pas tombe и pas coupe..

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.