Сделай Сам Свою Работу на 5

Детская игра в непредсказуемость





Посмотрите на классики, на то, как расположены квадраты. Сложность этой игры заключается в том, как они пронумерованы. Цифры идут не подряд: вам все время нужно искать глазами номер следу­ющего квадрата. Кто ошибается — попадает в огонь, умирает. Это игра в непредсказуемость. Только бу­дучи непредсказуемым, можно добраться до смер­ти и выйти от нее живым.

Никто не отдает себе отчета в том, насколько важ­на эта игра для человеческого сознания. Это неод­нократное, поочередное проигрывание ситуации уми­рания учит нас обращаться со смертью, учит быть внимательным, а значит — непредсказуемым.

Игра в классики и станет сегодня вашим практи­ческим занятием. Можете считать ее инициацией, потому что мы сейчас будем играть в умирание.

Правила игры вы вспомнили еще в начале заня­тия. Я лишь сделаю от себя небольшое добавление. Тот, кто «сгорит», или «умрет», должен будет весь остаток занятия вести себя так, как, по его мнению, следует вести себя мертвецу. Я не дам вам никаких ориентиров: пусть сработают ваши собственные сте­реотипы. Просто постарайтесь войти в роль мертве­ца как можно глубже.



* * *

Затем Кастанеда сказал, что можно начинать. То ли от волнения, то ли от сложности расположения классов, но добраться до центра в нужном порядке не удавалось никому. Настала моя очередь прыгать. До этого я внимательно следил за каждым проходящим лабиринт. Я видел, что ошибки их были примитив­ными и происходили в основном от отсутствия вни­мания. Я сконцентрировался, впрыгнул в первый квадрат и почти сразу услышал оклик:

— Сгорел! Яков, сгорел!

Я посмотрел под ноги и увидел, что это действи­тельно так: я стоял в квадрате с номером 11. Как я мог спутать его с единицей? Делать было нечего: те­перь я должен был изображать мертвеца. Я посмот­рел на тех, кто «умер» до меня. Им не пришло в голо­ву ничего лучшего, как улечься на пол и притворить­ся мертвыми.

Я захотел соригинальничать и стал изображать из себя духа. Я сел в тень одного из студентов и начал двигаться вместе с тенью. Когда он поднялся для иг­ры в классики, тень его сократилась, а я прыгнул в угол. Не знаю, как назвать это переживание, но, ког­да я сидел в тени, со мной что-то происходило. При­чем я понял это только когда оказался в углу. Пока Кастанеда не велел нам «воскреснуть», я сидел в уг­лу и дрожал. Дрожь эта не была наигранной, меня действительно трясло, как при лихорадке. Я дрожал от страха, потому что не знал, что произошло. Я ни­чего не делал, просто сидел и твердил про себя: «Я — дух, который живет в тени». Когда тот, в чьей тени я прятался, встал, мое тело само бросилось в угол.



* * *

Никто из слушателей не добрался до центра. Все «сгорели» по пути и теперь изображали, кто как мог, мертвецов. Большинство просто лежали на полу с за­крытыми глазами. Однако по их позе угадывался характер «смерти»: кто-то, спеленатый саваном, лежал на спине, как и полагается покойнику, кто-то лежал ничком, раскинув в стороны руки, словно упал со ска­лы или с лошади; кто-то «умер» в жестоких корчах, а кто-то был «погребен» ритуальным способом, в по­зе спящего младенца.

Но все это были «порядочные» «покойники», умер­шие, как полагается умирать человеку. Один я, став­ший после «смерти» беспокойным духом, сидел в уг­лу и благодаря этому мог наблюдать все, что проис­ходило в комнате. Когда отпрыгали и «умерли» все, Кастанеда подошел к классам и стал прыгать сам. Я увидел, как серьезно и сосредоточенно он подошел к этой игре. Он ни разу не ошибся и дошел до цент­ра целым и невредимым. Стоя в «огне», он велел нам «воскреснуть». Мы поднялись со своих мест и сели на стулья вокруг классиков. Кастанеда дождался, пока мы рассядемся, затем двинулся в обратном на­правлении. Он снова не ошибся ни разу. После того, как он покинул последний квадрат, он велел одной из девушек взять губку и стереть классы. Затем он объявил, что занятие окончено.



Для меня это было полной неожиданностью: я по­лагал, что он должен объяснить нам этот опыт. Су­дя по реакции остальных, не я один испытал что-то странное во время этой игровой смерти. Мы набросились на него с вопросами, но он жестом приказал нам молчать.

— Смерть — это личное дело каждого, — строго произнес он. — Смерть не обсуждают на людях. Ва­ше тело получило бесценный опыт, и когда-нибудь вы поймете смысл пережитого. Я в любом случае не сумею вам объяснить ничего внятно. Запомните толь­ко, что постоянное умирание и возвращение с того света — это и есть непредсказуемость. Всякий раз, когда ваш враг преследует вас, вы должны умереть для него. Умереть — значит стать невидимым, уме­реть — значит перестать интересовать. И всякий раз, когда ваш враг уверится в том, что вы умерли, вы должны воскреснуть. И сделать это желательно под самым его носом, чтобы привести его в замешатель­ство. В этом случае вы выиграете битву и заберете силу своего врага.

 

Домашнее знание: встреча с дверью

На этот раз нашим домашним заданием была прак­тика непредсказуемости. Нам надо было разрешить привычную ситуацию непривычным способом.

Обычно, когда я возвращался домой, то сил у ме­ня хватало лишь на то, чтобы перекусить что-ни­будь, сполоснуться в душе и лечь спать. Так было и в этот раз. Разогревая консервированные колбаски, я подумал, что вот это и есть предсказуемая ситуа­ция: прихожу домой, достаю из холодильника бан­ку, открываю ее... Как можно изменить этот шаб­лон? Лишь только я подумал об изменении, как на меня навалилась дикая усталость. Она буквально по­давила меня, я чувствовал, что валюсь с ног. Мною овладело настойчивое желание как можно быстрее добраться до постели. Но вдруг я осознал, что вот так-то никогда не было. За ужином я немного отды­хал и приходил в себя, затем шел в душ и только по­том в постель.

«Значит, битва»,— подумал я и решил бороться. Превозмогая сонливость, я открыл еще банку с пер­цем чили и банку бобов, смешал все это и поставил в микроволновку. Я знал, что острая пища не даст мне как следует выспаться. Я был прав: всю ночь меня мучила изжога, я то и дело просыпался и шел на кух­ню, чтобы выпить стакан воды. Когда я проснулся в третий раз, то поймал себя на том, что это уже тоже стало шаблоном, и подумал, что надо его сломать. Особых идей у меня не было, поэтому я решил прос­то не включать свет, а идти на кухню в темноте. Я жил в этой квартире уже три года и знал все ее закоулки, поэтому в таком «приключении» не было ничего за­ведомо опасного.

Я вспомнил слова Кастанеды о том, что мир ночью меняется до неузнаваемости, и усмехнулся. Чтобы попасть в кухню из моей комнаты, нужно было спус­титься с лестницы и пройти небольшим коридорчи­ком. Я без труда миновал лестницу, вошел в коридор; вот уже блеснула невдалеке ручка холодильника: ве­роятно, на нее упал лунный луч. Я уверенно двинул­ся вперед, как вдруг налетел на дверь, да так, что ис­кры из глаз посыпались! Я был в буквальном смысле ошарашен: эта дверь выросла передо мной совершен­но неожиданно! Мы почти никогда не закрываем ее, и я точно помнил, что в прошлый раз, когда я уходил с кухни, дверь была открыта! Конечно, ее мог закрыть Ловенталь, но он, насколько мне известно, никогда не спускается по ночам в кухню. Особенно странным было то, что я отчетливо видел металлическую руч­ку холодильника — как бы можно было разглядеть ее сквозь дверь?

Во всяком случае, к изжоге у меня прибавилась еще одна проблема. Лоб мой гудел: удар был доволь­но чувствительным. Я включил свет на кухне (жела­ния продолжать эксперимент у меня не осталось), до­стал лед, приложил его ко лбу. Изжога как будто бы отступила. Спать больше не хотелось, и я решил за­няться записями.


День четвертый

Присутствие смерти

Делитъся впечатлениями о своих домашних опытах перед началом занятия у нас уже вошло в привычку. Увидев меня с шишкой на лбу, Кастанеда рассмеялся:

— Вижу, опыт непредсказуемости вам удался. Нучто ж, вам и первое слово.

Я ответил:

— Да, вполне.

И рассказал о своем ночном приключении. Карлос выслушал меня очень внимательно, толь­ко снова засмеялся, услышав о моем столкновении с дверью.

— А вы говорите — мир ночью остается прежним, —сказал он, отсмеявшись. — Вот вам и подтвержде­ние!

И все засмеялись вслед за ним. У меня были сме­шанные чувства. С одной стороны, я чувствовал, как группа расположилась ко мне, но в то же время мне было немного обидно: лоб-то свой!

— Встреча с дверью — это тоже встреча со смер­тью, — далее Кастанеда продолжал совершенно серь езно. — Хотя опыт Якова был довольно неуклюж, все же не будем считать, что он не удался.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.