|
Особенности организации образовательного процесса по
ФОРМИРОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ
На первом году жизни у ребенка важно сформировать первоначальные представления о количественных и качественных различиях предметов ближайшего окружения.
Задача - учить детей разнообразно действовать с предметами: собирать однородные предметы вместе, отсоединять часть предметов (игрушек) от основной группы, с помощью взрослого отбирать игрушки одинакового цвета, величины, формы (такие же), передвигать их в разных направлениях: вперед, назад, вправо, влево от себя (туда-сюда), нанизывать, накладывать один предмет на другой и т. п.
В первой младшей группе с детьми не проводятся специальные игры по развитию математических представлений. Отдельные понятия, такие как «много - один», «один - много», «много - мало», «мало - много», могут быть рассмотрены в ходе регламентированных игр-занятий в качестве их составной части (занятия по ознакомлению с окружающим миром, конструированию, лепке и др.). Подобные занятия с математическим содержанием проводят с небольшими подгруппами детей (6-8 человек).
Важное требование - строгая дозировка программного материала, доступность и привлекательность содержания детям, их деятельностно-игровой характер.
В организации работы по ознакомлению детей с количеством, величиной, цветом, формой предметов выделяется несколько этапов, в ходе которых последовательно решается ряд общих дидактических задач.
Необходимо:
• приучать малышей наблюдать за действиями взрослых с предметами, слушать, как эти действия характеризуются;
• привлекать детей к активному участию в совместных с воспитателем действиях по составлению групп однородных предметов, сопровождать действия соответствующими словами, поощрять их речевую активность;
• побуждать детей называть свойства предметов, повторять сказанное за воспитателем
(о количестве, величине, форме, цвете предметов).
Таким образом, для формирования элементарных представлений о количестве важно создать условия для развития восприятия и речи.
В процессе игр-занятий воспитатель учит детей рассматривать различные группы предметов, замечать их существенные признаки (цвет, форму, величину); группировать однородные предметы по указанным признакам, называть их количество, оперируя понятиями «много -один», «один - много», «много - мало», «мало - много».
ПРОГРАММНЫЙ МАТЕРИАЛ
Количество: привлекать детей к формированию групп однородных предметов. Учить различать количество предметов: много - один (один - много), много - мало (мало - много).
Величина: привлекать внимание детей к предметам контрастных размеров и их обозначении большой (дом) - маленький (домик), большая (матрешка) - маленькая (матрешечка), i (мяч) - маленький (мяч) и т. д.
Форма :учить различать предметы по форме и называть их (кубик, кирпичик, шар).
Ориентировка в пространстве: продолжать накапливать у детей опыт практического освоения окружающего пространства. Учить находить спальню, игровую, туалет и другие комнаты. Расширять опыт ориентировки в частях собственного тела (голова, лицо, руки, ноги,
Учить двигаться за воспитателем в определенном направлении.
К концу года ребенок первой младшей группы может:
• активно участвовать в образовании групп из однородных предметов;
• различать много предметов и один предмет; различать большие и маленькие предметы, называть их размер; узнавать шар и куб; знать расположение и назначение основных помещений группы, «где мы играем, спим, раздеваемся и одеваемся на прогулку»;
• показывать на себе, где находится голова (что находится на голове), ноги, лицо, руки.
ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ игр по (ФЭМП)
Мес.
| Тема и цель занятия 1-й недели
| Тема и цель занятия 2-й недели
| Тема и цель занятия 3-й недели
| Тема и цель занятия 4-й недели
| Цвет
|
| Игра 1
| Игра 2
| Игра 3
| Игра 4
| Цветная вода
| Цветные кубики
| Ниточки для шариков
| Бегите ко мне!
| Сентябрь
| Знакомить детей с цветами.
| Учить сравнивать цвета по принципу «такой — не такой», подбирать пары одинаковых по цвету предметов.
| Учить детей различать цвета по принципу «такой — не такой»; знакомить с названиями цветов.
| Учить детей находить предмет определенного цвета по образцу (зрительное соотнесение); развивать внимание.
| Октябрь
| Игра 5
| Игра 6
| Игра 1
| Игра 2
| Наряжаем кукол
| Разложи по коробочкам
| Форма
| Учить подбирать цвета по принципу «такой не такой»; находить предмет определенного цвета по образцу; знакомить с названиями цветов.
| Учить находить предмет определенного цвета по образцу; закреплять знание цветов.
| Разложи фигуры по местам!
| Катится — не катится
| Познакомить с плоскими геометрическими формами — квадратом, кругом, треугольником, овалом, прямоугольником; учить подбирать нужные формы разными методами.
| Познакомить с объемными геометрическими телами — шаром, кубом.
| Форма
| Ноябрь
| Игра 3
| Игра 4
| Игра 5
| Игра 6
| Фигуры играют в прятки
| Почтовый ящик
| Найди нужную фигуру
| Разложи фигурки
| Познакомить с объемными геометрическими телами — кубом и шаром; учить подбирать нужные формы.
| Познакомить с объемными геометрическими фигурами разной формы; учить подбирать нужные формы.
| Учить находить нужную форму методом зрительного соотнесения.
| Учить сортировать предметы в соответствии с их формой, подбирать нужную форму методом зрительного соотнесения.
| | | | | | | | Мес.
| Тема и цель занятия 1-й недели
| Тема и цель занятия 2-й недели
| Тема и цель занятия 3-й недели
| Тема и цель занятия 4-й недели
| Величина
|
| Игра 1
| Игра 2
| Игра 3
| Игра 4
| Спрячь в ладошке!
Накрой платком!
| Покормим кукол
| Большие и маленькие кубики
| Две коробки
| Декабрь
| Познакомить с понятием величины, с величиной предметов, с понятиями большой, маленький.
| Знакомить с величиной в ходе практических действий с предметами, с понятиями большой, маленький, средний по величине
| Обучать умению сравнивать предметы по величине методом зрительного соотнесения; сортировать предметы двух резко различающихся размеров; учить понимать и использовать в речи понятия: большой, маленький, такой же, одинаковый по величине.
| Закреплять знания о величине, умение сравнивать предметы по величине способом зрительного соотнесения.
| Январь
| Игра 5
| Игра 6
| Игра 7
| Игра 1
| Пирамидки
| Две башни
| Два поезда
| Гуляем в темноте
| Знакомить детей с величиной в ходе практических действий с игрушками, учить сравнивать предметы по величине способом наложения.
| Закреплять знания о величине предметов; познакомить с понятиями высокий, низкий, одинаковые па высоте.
| Познакомить детей с таким свойством величины, как длина; с понятиями длинный, короткий, одинаковые по длине, учить использовать знания о длине в ходе практических действий с предметами; развивать глазомер, сравнивая предметы по длине на расстоянии.
| Развивать зрительные ощущения, формировать представления о темноте.
|
Мес.
| Тема и цель занятия 1-й недели
| Тема и цель занятия 2-й недели
| Тема и цель занятия 3-й недели
| Тема и цель занятия 4-й недели
| Свет
| Расположение в пространстве
|
| Игра 2
| Игра 3
| Игра 1
| Игра 2
| Гуляем в темноте
Цели.Развивать зрительные ощущения, формировать представления о темноте
| День и ночь
Цели.Развивать зрительные ощущения, формировать представления о свете и темноте Ход занятия
| Тут и там
Цели.Знакомить с пространственными отношениями, выраженными словами: тут, там, далеко, близко.
| Возьми игрушку
Цели.Знакомить с пространственными отношениями, выраженными словами: далеко, близко, дальше, ближе, рядом; развивать глазомер; учить определять направление, в которомнаходится предмет.
| Февраль
| Развивать зрительные ощущения, формировать представления о темноте
| Развивать зрительные ощущения, формировать представления о свете и темноте Ход занятия
| Знакомить с пространственными отношениями, выраженными словами: тут, там, далеко, близко.
| Знакомить с пространственными отношениями, выраженными словами: далеко, близко, дальше, ближе, рядом; развивать глазомер; учить определять направление. которомнаходится предмет.
| Март
| Игра 3
| Игра 4
| Игра 5
| Игра 6
| Вверх и вниз
Цели.Знакомить с пространственными отношениями, выраженными словами: сверху, снизу, вверх, вниз.
| Возьми в руку!
Цели. Знакомить с пространственными отношениями, выраженными словами правый, левый, справа, слева.
| Где же мишка?
| Найди свою игрушку
Цели. Учить узнавать знакомые предметы среди других; развивать внимание и память.
Целостный образ предмета
Целостный образ предмета
Целостный образ предмета
| Знакомить с пространст-венными отношениями, выраженными словами: сверху, снизу, вверх, вниз.
| Знакомить с простран-ственными отношениями, выраженными словами правый, левый, справа, слева.
| Знакомить с расположением объектов в пространстве относительно друг друга.
| Учить узнавать знакомые предметы среди других; развивать внимание и память.
| Количество
| Апрель
| Игра 1
| Игра 2
| Игра 3
| Игра 4
| Собери целое
Цели.Учить собирать целый предмет из отдельных частей; развивать мышление.
| Собери картинку из кубиков
Цели.Закреплять умение воспринимать целостное изображение предмета, составлять целостное изображение предмета из отдельных частей; развивать внимание.
| Зайцы и лиса
Цели.Учить детей различать количество предметов, познакомить с понятиями один, много, ни одного; развивать внимание.
| Собираем шишки
Цели.Учить детей различать количество предметов; познакомить с понятиями много, мало.
| Учить собирать целый предмет из отдельных частей; развивать мышление.
| Закреплять умение воспринимать целостное изображение предмета, составлять целостное изображение предмета из отдельных частей; развивать внимание.
| Учить детей различать количество предметов, познакомить с понятиями один, много, ни одного; развивать внимание.
| Учить детей различать количество предметов; познакомить с понятиями много, мало.
|
| Игра 5
| Игра 6
| Игра 7
| Игра 8
|
| Грибы на поляне
| Песочница
| Наполни кувшин
| Картинка
| Май
| Учить детей различать количество предметов, обозначать количество словами: один, мало, много, ни одного.
| Учить детей определять количество сыпучего материала, познакомить с понятиями мало, много, больше, меньше, столько псе (одинаково
| Учить детей определять количество сыпучего материала, познакомить с понятиями много, мало.
| Учить умению различать коли-чество предметов на картинках; закреплять понятия, служащие для обозначения количества: мало, много, один, ни одного, поровну.
| | | | | | | | | РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ
Ведущие цели взаимодействия детского сада с семьей — создание в детском саду необходимых условий для развития ответственных и взаимозависимых отношений с семьями воспитанников, обеспечивающих целостное развитие личности дошкольника, повышение компетентности родителей в области воспитания.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|