Сделай Сам Свою Работу на 5

ЧАСТЬ I. МЕЧ СВЯТОГО БОРИСА 32 глава





Добрыня был нелюбопытен и не придал значения той жадности, с какой книжник вытягивал из него рассказ. Ответ Нестора поставил его в тупик, и второй вопрос последовал не скоро – монах успел вновь погрузиться в думы.

– Зачем?

– Что зачем? – вынырнул Нестор.

– Записывал. Разве голова у тебя дырява, отец?

– Ведь не для себя одного записал, – объяснил Нестор. – У всего рода человечьего голова дырява. А надо, чтобы не изгладились из памяти грехи наши, за которые Господь посылает нам беды. Чтоб те, кто в грядущем прочтет сие и еще более того написанное, вспоминали о тех грехах. Чтобы зрели, как Господь врачует нас и дарует полезное для исправления нашего зла.

Добрыня из всего этого рассуждения вынес одно.

– Люди творят много зла, – сказал он с протяжным вздохом.

– А будут еще больше, – предрек книжник.

После недолгого молчания Медведь снова спросил:

– Тяжко, отец, жить в человечьей шкуре?

– Тяжело нести в себе человеческие грехи, – подумав, ответил Нестор. – Зверю, к примеру, легче. Всякая Божья тварь повреждена падением первого человека Адама и страждет от этого. А все же зверю бессловесному перед Господом на суде не стоять и дела его перед всеми не обличатся.



За Дорогобужем навстречу по раскисшей дороге прополз короткий обоз из четырех телег, сильно нагруженных. Оттеснив храбра и монаха в обочину, проехали три десятка конных, оцепивших обоз. Путников они оглядели с лютым подозрением, лица у всех были разбойно-угрюмые. В конце обоза Нестор узнал боярина Наслава Коснячича, киевского тысяцкого. Боярин окатил чернеца жгучей ненавистью из-под бровей и свирепо вдавил каблуки сапог в бока коня. Жеребец заржал и поскакал, расплескивая жидкую снежную кашу.

Молча проводив обоз взглядами, продолжили путь. Через сотню саженей Добрыню защекотало, он оглянулся. Сейчас же рванул повод и, вздыбив коня, поставил его поперек дороги. Сорвавшаяся с тетивы тысяцкого стрела ушла вбок – у боярина дрогнула рука. Опустив лук и процедив ругательство, не слышное из-за дальности, он поскакал за обозом.

Нестор, ехавший впереди и ничего не видевший, спросил, когда храбр нагнал его:

– Что это как будто просвистело мимо, ты не заметил, Добрыня?



– Не заметил, – пробурчал Медведь.

Только когда обоз скрылся без следа за туманной полосой на краю окоема, он перестал оглядываться.

Но лишь через три дня, у Белгорода близ Киева, Добрыня посчитал, что жизни монаха более нет угрозы. Остановив коня невдалеке от белых стен града, окутанных молочной пеленой тумана, он сказал:

– Прощай, отец.

– Ты что, Добрыня? Не едешь в Киев? – удивился книжник.

– Другой путь у меня, отец.

– Что ж я скажу Яню Вышатичу?

– Что от меня слышал, то и скажешь. Пусть передаст князю Мономаху, от кого пошла клевета.

– Почему сам не скажешь? Ты дознался, тебе и честь.

– Не надо мне людской чести, – заугрюмел Медведь. – Еще скажи старцу Яню, чтоб, если захочет, позаботился о моей жене и ребятенке.

– Да куда ты, Добрыня?! – встревожился Нестор. – Будто насовсем уходишь…

– Насовсем, отец. Не поминай злом.

Повернув коня, Медведь поехал едва видной дорогой мимо града.

– Жене-то твоей молвить ли что? – прокричал Нестор, совсем сбитый с толку.

– Скажи: из лесу пришел, в лес и ушел.

– Вот-те на… – растерялся книжник. – Как же так? Ведь не зверь ты, в лесу прятаться. И не язычник, живущий звериным обычаем. Крещен ведь ты…

Ничего этого Медведь уже не слышал. В сердце у него пел зов родного леса, а в голове переливалось ладами медвежье ворчанье, каким медведица встречает своего хозяина.

 

 

Князь Владимир Всеволодич исполнил просьбу, присланную слепым теребовльским Васильком. Дружина его вернулась в Переяславль, а киевскому Святополку было сказано: «Один иди против Давыда и сделай так, чтобы он не мог больше творить козни».



Сразу за тем Мономах ускакал в Ростов. Ибо эта распря выдернула его из течения важных дел, среди которых первым было возведение новых церквей в полуночных градах Руси, окруженных языческими лесами и капищами. По пути князь остановился на день в Суздале. Поклонился могиле епископа Ефрема, молился о его душе, возрадовался о вставших уже высоко стенах собора, который закладывал осенью с владыкой.

Волынский же князь Давыд Игоревич собственное обещание позабыл. Не только не отпустил пленника и не дал ему, как говорил, который-нибудь из своих градов, но перед самой Пасхой, когда узнал от верных людей, что Мономах подался в Ростов, подвигся с дружиной в земли Василька Ростиславича. Хотел действовать нахрапом, однако не вышло. Навстречу злодею выступил с войском брат Василька Володарь. Давыд заперся от него в граде Божеске и просидел в осаде половину пасхальной четыредесятницы. Наскучив сидением, послал бояр к Володарю за миром и купил его ценой свободы для Василька.

Вскоре Давыд об этом пожалел. Когда оба Ростиславича соединили свои дружины, он вспомнил о словах Василька, желавшего мести, и о том, как сам посмеялся над этим желанием своего пленника. Тогда он посчитал речи слепца пустыми. Теперь Давыду стало горячо на собственной земле.

Ростиславичи взяли на копье град Всеволож, запалили деревянную городьбу и дома. Градские люди в безумье бежали от огня. Сидевший на коне перед воротами слепой князь ловил чуткими ноздрями запах страха, который они источали.

– Секите их! – заразившись безумием, прокричал он и рукой показал на толпу, сбившуюся в стадо. Он не видел ничего, но ему казалось, что это человечье стадо ревет и воет от ужаса, точно так же как выл и ревел он сам, когда ему вырезали глаза. – Иссеките всех! Всех!! Чтобы никого не осталось!..

Дружинники исполнили приказ. Град Всеволож был стерт с лица земли и на версту окружен трупами.

Объезжая место своей победы, напитанное невинной кровью, Василько содрогался от плача. Он помнил, что когда-то хотел простить Давыда. Но зло, сотворенное над ним, оказалось сильнее. Оно не знало милости.

Давыд со своей дружиной заперся во Владимире-Волынском. Не захотел открытой сечи, надеялся на крепкие стены града, ратную силу кметей и градских ополченцев. Подошедшее войско Ростиславичей крепко обложило город и село на осаду. Изготовились к долгому стоянию, повыгребли из смердьих амбаров в окрестных селах жито и корм коням, согнали скотину, сами села пожгли.

Однако слепой Василько, помня кровь под Всеволожем, хотел удержаться от пролития новой. Уговорил и брата. Под стены города поскакали с белыми тряпицами на копьях переговорщики.

– Князья Володарь и Василько Ростиславичи велят так сказать вам, владимирские люди, – закричали переговорщики снизу вверх, откуда через заборола на них поглядывали градские. – Мы пришли не город ваш взять и не с вами биться, а за врагами своими – за мужами князя вашего Туряком, Василем и Лазарем. Эти бояре подговорили Давыда, и он, послушав их, содеял гнусное дело. Пусть выдаст нам этих врагов и мы уйдем с миром, а либо иначе будем биться с вами не на жизнь, а на смерть.

Переговорщики повернули назад – немедленного ответа не ждали. Градские, побросав оружие на стенах, повалили на вечевую площадь и ударили в било. После отправили на двор Давыда градского волостеля с десятком ополченцев. Те заявили, что из-за трех бояр город биться не будет, и пригрозили князю открыть ворота перед вражьим войском, если не отдаст Ростиславичам кого хотят.

– Выдай бояр! За тебя еще можем стоять, князь, а за них мы не в ответе! А иначе сдадимся, тогда сам с дружиной промышляй о себе.

– Нет их в городе, – со страшной досадой цедил Давыд. – В Луческ отослал.

– Лукавишь с нами, князь! За какой нуждой отослал всех троих?

– А не ваше собачье дело.

– Отроков дружинных дай, князь, сами их воротим из Луческа!

– А нету их в Луческе, – злорадно сказал Давыд, – не доехали.

– Куда ж подевались? – хмуро вопрошали градские.

– Может, в Шеполь подались, может, и в Турийск.

– Не шути с нами, князь, – опять стали грозить ему. – Слышал же – отворим ворота, и дружина твоя тебе не поможет против Ростиславичей. Больно злы они на тебя и твоих мужей. Во Всеволоже крови не напились.

– В Турийске ищите, клятая чернь, – обозлился вконец Давыд.

Оружный отряд из градских людей и княжих кметей был беспрепятственно пропущен через осадное становище. На другой день он вернулся. В поводу вели двух коней со связанными на седлах боярами – Лазарем и Василем.

– Туряк где?! – скрежетнул зубами Василько Ростиславич, узнав о передаче только двух пленных.

– Не нашли, – объяснили градские. – Сбежал, собака.

– В Киев навострился Туряк, – мстительно сказал Лазарь, обиженный тем, что их двоих схватили, а третий оказался ловчее. – У князя Святополка защиты искать побежал.

– Ничего, брат, выкурим и из Киева облезлого лиса, – пообещал Володарь.

Мир с Давыдом заключили назавтра. А в третий день на рассвете пленных бояр повесили на деревьях. Двое сыновей слепого князя, только вошедших в возраст, когда отрок может согнуть боевой лук, поглумились над мертвыми – сделали из них мишень для стрельбы.

Ростиславичи отвели дружины в свои грады. В Киев немедленно помчалось посольство с требованием выдать беглого боярина, приговоренного княжьим судом к смерти.

Святополк Изяславич напустил на себя вид, будто не расслышал требованья. Послов приютил, сытно накормил, сладко напоил и отпустил с миром. Да и с походом на Давыда киевский князь не торопился.

Через два месяца, с середины лета, вся поднепровская Русь почувствовала на себе обиду Ростиславичей. На свои княжения оба брата сели так выгодно, что держали у себя всю соляную добычу и торговлю. Галицкой солью вся Русь засаливала припасы на зиму – мясо, рыбу и всякую овощь. Без этих летних засолов зимой остаться страшно, соль всегда раскупали у купцов пудами прямо с ладей и обозов.

Ростиславичи, не побрезговав убытками своих же купцов, а значит, и собственной недостачей, перекрыли торговым людям пути. Киев, Чернигов и Переяславль все лето ждали лодей из Галича и Перемышля, но так и не дождались. Перекупщики, первыми почуявшие, куда дует ветер, быстро вздули цены на запасы соли. Торжища вскипели возмущением и бранью, однако нужда не тетка. Кто мог – сокрушался, но брал задорого, кого гнула к земле скудость – плакались и злобились, грозили торговцам, сообща измысливали способы пограбить купцов за их жадность.

В Киеве к осени дошло до бесчинств черного люда. Объявились шайки, ночами с оружием налетавшие на купецкие дворы, лившие кровь и обчищавшие амбары. Одна бойничья шайка покусилась на боярское владение, то ли спутав двор, то ли ошалев от наглости. Половина душегубов осталась на том дворе в лужах собственной крови.

По дворам нарочитой чади и житьих людей стал ходить калика перехожий в рваной рясе и с медным крестом на груди. Крест был большой, напрестольный, нижним концом свисал на чресла бродяги и оттягивал ему шею. Калика останавливался перед воротами усадеб, во всеуслышанье изрекал, что настало время беззакония, собирал вокруг толпу черни и предвещал гнев Господень на головы беззаконников, держащих соль.

Проклятья слышались и на вечевом собрании. Киевский люд по примеру владимирцев выставил из своей среды посланцев к князю Святополку, чтобы потребовать выдачи боярина, которого он покрывает. На княжьем дворе посланцев схватили и бросили в поруб. Вече взбурлило. Горячие головы пообещали князю мятеж вроде того давнишнего, когда из Киева выгнали его родителя.

Святополк Изяславич с удвоенной силой принялся выкорчевывать крамолу. С тех пор как исчезла угроза войны с Мономахом, киевский князь испытанным способом укреплял себя в стольном граде. Глубоко в душу запали ему слова боярина Ивана Козарьича, сказанные прошлой осенью: «Многие в Киеве предпочли бы ныне князя Владимира». Среди этих многих – и нарочитых, и простолюдинов – Святополк стал насилием насаждать любовь к себе. Кого просто грабил, посылая отроков в посадские концы на разбой, кого, раздев до нитки, сажал в яму и требовал больше либо гнал из города. А противившихся велел убивать со всеми домочадцами. Много посадских родов искоренил таким образом.

Мятежное вече показало князю, что не всех еще искоренил.

 

 

Купцов было десятеро без одного. Поснимав шапки, они обступили Святополка Изяславича, грызшего лесные орехи, и уныло жаловались:

– Чернец из Феодосьевых пещер, по имени Прохор, по прозванию Лебедник, причиняет нам многий ущерб.

– Отнимает у нас наше имение, нажитое правым трудом.

– Обнищали мы и в скудость впали, князь, от этого беззаконника, чернеца Прохора.

Поглядев на широкие чрева купцов, на лоснящиеся щеки и плюнув скорлупкой, князь поинтересовался:

– Каким это дивом приключилась с вами скудость от неведомого чернеца?

– Тот злопакостный Прохор перешибает нам соляную торговлю.

– Всем, которые приходят к нему, он дает соль безотказно. Уже вся чернь о нем знает и в монастырь за солью бегает.

– Отчего это? – Святополк поперхнулся орехом. – Неужто монах торгует солью по меньшей цене?

– Он дает соль задаром и обильно, князь. Сколько кто просит мер, столько и дает.

– А мы из-за этого в жестокую печаль поверглись, потому как чернец лишает нас законного дохода.

– На торгах теперь никто соли не берет. Прежде две меры соли на куну брали, а теперь за ту же цену и десяти мер никому не нужно. Сущее разорение, князь!

– Куна за две меры? – подивился Святополк. – Неужто такая дороговизна?

– Что ты, князь, разве это дорого? – дружно возразили купцы. – Соль нынче дороже серебра.

– Найди, князь, управу на чернеца. А мы, когда свое получим, у тебя в долгу не останемся.

– Если же не обуздать его, то и тебе, князь, убыток причинится. Соляного мыта не досчитаешься.

– Ладно, ладно, не ропщите, купецкие люди, – забыв про орехи, Святополк быстро крутил на пальце колечки бороды, что свидетельствовало о важном раздумье. – Помогу вам в вашей беде.

– А что сделаешь, князь? – полюбопытствовали торговцы, повеселев.

– Ради вас пограблю чернеца. Отниму у него всю соль и нечего ему будет раздавать.

Просители переглянулись.

– А как распорядишься той солью, князь? – выпытывали они, беспокоясь за свой барыш.

– Вот это уже не ваше дело, купцы, – хрустнул Святополк орехом. – Мое слово вы услышали – грядите с миром.

Жалобщики удалились, а князь призвал к себе иных из думных бояр. Спросил, по какой цене продавать соль, которую он отнимет у монастыря. Бояре обдумали вопрос и решили:

– По высокой, князь, но не выше, чем на торжищах. А лучше перебить купцам цену. У них куна за две меры, а ты продавай за куну две меры и еще половину.

– Мудро, – согласился Святополк.

Тотчас в монастырь отправились два десятка отроков из младшей дружины и дворские холопы на трех телегах.

Печерская обитель, которой Святополк Изяславич вернул наконец игумена, подвохов от князя не ждала. Потому обоз впустили беспрепятственно, хотя и удивились пустым телегам. Когда десятник попросил показать путь к келье Прохора Лебедника, некоторые из чернецов зашептались в недоуменьи:

– Прослышали, что Прохор соль раздает.

– Разве у князя тоже недостача в соли? И серебра мало, чтобы купить на торжище?

– Святополку серебра всегда мало, – повздыхали.

Чернец, которого десятнику указали как Прохора, смиренно выслушал пожелание посмотреть на его соль. Вокруг кельи Лебедника топталось множество градских людей и сельских смердов в лаптях, баб и даже мальцов. У всех в руках были пустые кожаные мешки. На дружинников они взирали неприветливо и с тревогой.

Так же молча Лебедник привел десятника на задворки кельи и рукой махнул на бочку, доверху полную соли.

– Это все?

– У меня есть только эта старая бочка, – отозвался чернец, – да и та взята у келаря. А амбаров для хранения добра у меня нет.

– Как же говорят, что ты эту соль раздаешь всему Киеву? – не верил десятник. – Твоей бочки на два дома едва хватит. Не то что на улицу. Показывай, где еще держишь соль!

– Из этой бочки черпаю кому сколько нужно, – упорствовал монах. – Господь так устроил – чем больше черпаю, тем больше ее становится. Не знаю, чего ты хочешь от меня, служивый.

– Хочу по воле князя забрать у тебя всю соль.

Десятник велел отрокам звать холопов и грузить соль в телеги. Ждавшие своего череда простолюдины заволновались, загомонили.

– Цыц! – прикрикнул на них десятник.

– Пошто хочешь взять силой, – не выказав беспокойства, спросил Прохор, – то, что даю людям даром?

Кметь сунул ему под нос здоровенный кулак.

– Порассуждай еще, ветошь драная.

Прохор отступил и тихо ушел в келью. Холопы под злое гудение черни ведрами ополовинили бочку, ссыпали соль на телегу. На вторую с натугой взгромоздили саму бочку. Третья телега оказалась лишней.

– Горькой будет князю эта соль, – сказал кто-то из чернецов, укоризненно провожавших отроков с обозом за монастырские ворота.

– Если утаили хоть сколько, – крикнул на прощанье десятник, – вернемся и разорим все амбары!

Простолюдины со стонами и жалобами рвались в келью Прохора.

– Отче, отче! Нет ли у тебя еще соли?! Погибнем без нее, отче!

– Разве с пустым руками нас отпустишь?

Какая-то баба села прямо в пыль на земле и завыла:

– Ой-ёй! Проклят буди, кто ограбил чернеца!..

Лебедник вышел из кельи.

– Не реви, баба, – строго внушил он ей, – и не кляни ни князя, ни людей его. Не слышали вы разве слова Господни? – обратился он ко всем. – Не злословь начальствующего в народе твоем! Так сказано в святом Писании. А вы что думаете – мятежом себе правду и имение добыть?

– Писанием чрева не насытишь, блаженный отче, – сумрачно отозвалось простонародье.

– Зато Господь вас насытит. Ступайте с Богом, милые, – смягчился монах и предрек: – Через три дня с княжьего двора выбросят эту соль. А вы тогда пойдите и разберите ее.

Вскоре как обоз с солью прогрохотал по брусчатой мостовой Бабина торга, княжий тиун доложил Святополку Изяславичу о прибытии добра. Спросил также, как поступить с ним. Князь, отложив дела и взяв наличных советных мужей, пошел осмотреть товар.

Холопы скинули с груза на первой телеге покрывавшую холстину. Взорам открылась гора грязно-серого цвета, вовсе на соль не похожая. Походив вокруг телеги, князь промолвил:

– Это что ж такое? – сквозь задумчивость в его вопросе пробивался нарождающийся гнев.

Десятник, отбиравший соль у монаха, в недоумии тер затылок.

– Запылилась по дороге, что ли, – промямлил он, не ведая, как объяснить перемену цвета солью.

– Ослеп, дурень, или обвести меня захотел?! – запылал Святополк. – Говори, куда монастырскую соль подевал!

– Да она это, – струхнул дружинник и попятился. – Отроки подтвердят. Что у чернеца взяли, то и привезли. У холопов спроси, князь, они соль грузили.

Отроки, заслышав замятню у обоза, собрались вокруг поглазеть. Кто ездил в монастырь засвидетельствовали правдивость десятника. Холопы опрокинули на телегу бочку – в ней оказался тот же прах.

– Ты куда смотрел, огузок? – сердито подступил к десятнику боярин Славята Нежатич, взяв за грудки. – Чернец тебе труху вместо соли подсунул, а ты и рад для князя стараться!

Крепкой оплеухой он свалил кметя в грязь под ногами.

– А ну поди сюда, – велел Святополк десятнику, когда тот поднялся. – Если это, по-твоему, соль – пробуй.

Кметь приблизился, с осторожностью взять щепоть серой трухи. Понюхав, лизнул. Тотчас стал яростно плеваться.

– Не соль? – съехидствовал князь.

– Да какая… Пепел! Тьфу…

– Чернец кметям очи отвел, князь! – взбурлили бояре. – Настоящую соль припрятал. Расследовать надо это дело.

– Заклятье на соль наложено, – предположил тиун, вертевшийся вокруг телег. – Подожди, князь, несколько дней, может, расточится заклятье и соль сделается солью.

Святополк согласился подождать, горя желанием разузнать все доподлинно. Ведь и волхвы умеют ворожить, но ни от кого из них князь никогда не видел, чтобы соль на глазах обращалась в пепел.

Ждали три дня, и в третий день прах не сделался солью. Между тем по городу расползалась глумливая молва, что князь награбил в монастыре целый обоз пепла и теперь не знает, как с добром поступить. Смеялись над князем на торгах и на улицах, в церквах и в домах, в боярских усадьбах, житьих хоромах и в посадских избах.

Не стерпев сраму, Святополк Изяславич приказал ночью тайно опростать телеги подалее от своего двора. Холопы исполнили, а наутро в городе уже знали: с ведрами, с корчагами, с мешками торопились к Ручаю, где свалено было награбленное достояние. Градские весело и быстро вычерпали рукотворную гору соли, оставив лишь следы на земле. По этим следам отправленные ради невероятных слухов княжьи люди и дознались, что пепел вновь стал солью.

Услышав про чудо, князь ослабел ногами и едва не сел на пол мимо скамьи. Его поддержали.

– Как сие могло сотвориться? – бледный, спросил Святополк думных мужей, собранных в большем, чем три дня назад, числе. – Нынче я у всей киевской черни притча на языках. Позорище! – укорял он бояр.

– Сотворилось это, князь, оттого, верно, – высказался один, – что чернец Прохор своей молитвой делал соль из пепла.

– Да как возможно! – не поверил Святополк в один голос с другими.

– Не знаю, как возможно, только это не первое чудо. Лебедник за то прозван так, что прежде соли из пепла делал из лебеды хлеб и кормил им множество народа в голодные лета. Сказывали, будто хлеб тот бывал сладок лишь когда взят с благословением, а когда тайком схищен, то от полынной горечи во рту нельзя было есть его. То же и с солью, думаю, князь.

– Сам хочу испытать это чудо, – по размышлении сказал Святополк.

Следующим утром в ворота Печерской обители постучались трое простолюдинов. Привратник, впустив пришельцев, долго и с беспокойством таращился им вслед – слишком разбойной поблазнилась ему наружность богомольцев. На глаза у всех троих были низко надвинуты клобуки, а у одного снизу черной тряпицей отхвачено еще пол-лица и очи бегают, высматривая, как мыши по пустому амбару. У других двоих к тому же угадывались под длинными вотолами мечи.

К облегчению вратарника, ничего непотребного в обители эта троица не сотворила. Стукнув в келью Прохора Лебедника, они попросили соли. Недолгое время спустя смиренный чернец вынес им в лохани несколько горстей. Ссыпав в подставленный мешок, присовокупил на словах:

– Покоряйтесь власти княжеской, братья. Не распаляйте в своих душах огня адского на князя, не взращивайте в сердцах мятежное семя.

– А кто тебе, отец, сказал, что мы не чтим князя? – грубо спросил один из просителей.

– Сорока наболтала, – будто легкомысленно ответил чернец. – Ступайте, люди добрые, и не творите лиха. Памятуйте: не напрасно властителю дан меч, ибо он отмститель в наказание тем, кто делает зло.

– Всем так говоришь, отче? – удивленно осведомился тот из пришельцев, у которого лицо было замотано тряпкой.

– Всем.

– А если властитель сам делает зло, как наш князь, и тогда повиноваться? – развязно спросил он же.

– И тогда покоряйтесь. Немилостивый властелин дается Богом за злые и непотребные дела людей, за грехи всей земли. – Подумав, пристально глядя на пришельцев, монах прибавил: – Однако и властитель тот не избегнет суда Божия. Суд будет без милости к тому, кто сам не творит милости.

Двое из просителей придвинулись к чернецу с явной угрозой. Но третий, замотанный, рванул их обеими руками, увлекая за собой. Не оглядываясь, они быстро пошли к монастырским воротам…

Два дня после этого в княжьих хоромах только и разговоров было про то, что никогда еще не видели князя в таких слезах и жестоких томлениях. По всем ближним клетям разносились протяжные и жалостные вздохи Святополка Изяславича, запершего себя в повалуше.

На третий день вновь с раннего утра в монастырские ворота въехал обоз из пяти груженых телег. Во главе его в обитель пешком вступил сам киевский князь. Поклонившись монахам и игумену Иоанну, князь простер руку над обозом:

– Принимайте, отцы, мое покаяние.

– Велик ли грех, князь, в котором каешься таким обильем? – оторопел игумен.

– А разве не помнишь, отче, моей ненависти к тебе и туровского заточения? – слегка смутился Святополк.

– Помню, что благодатным было это заточение для меня, – ответствовал настоятель. – Как жесткою щеткой почистился я твоей немилостью, князь.

– А сколько насилия и препятствий я чинил обители, тоже не помнишь, отче? – стал пытать Святополк.

– Нам это помнить ни к чему, князь.

– Желал бы и я забыть, будто бы ничего не было, – сожалеюще промолвил князь. – А ведь было! Простите, если можете, отцы.

Он повесил обнаженную голову на грудь.

– Бог простит, княже, – с радостью на лицах говорили один за другим иноки.

– Привез вам соль вместо отобранной, – сообщил Святополк. – Творите милость, отцы, раздавайте убогим. А обо мне знайте, что не только сам не сотворю вам больше насилия, но и прочим закажу. Воспылаю любовью к вашей обители и святым отцам Антонию и Феодосию, какой и мой отец пылал.

– Благодарение Богу, князь, – низко, до земли, поклонился игумен Иоанн.

– Позвольте, отцы, также почтить чудотворца Прохора, – попросил Святополк. – Убедился я своими очами, что он воистину угодник Божий, и хочу воздать ему хвалу.

– Хвала ему, князь, будет излишней, – предупредил настоятель, – как и всякому иноку подвизающемуся. А поговорить можешь.

После Святополк Изяславич долго сидел в тесной келье Лебедника. Каял себя, назидался из уст монаха, слушал терпеливо. Наконец признался:

– А ведь это я к тебе приходил два дня назад за солью. Ты, отче, не признав меня, пролил мне целебный елей на сердце, потому как увидел я, что ты утишаешь мятеж, готовый разгореться в Киеве. А затем ты же поразил меня ужасом, ибо я не был готов к таким словам.

– Суд Божий похищает человека, как тать в ночи, – обронил Прохор.

– Не кори меня, отче, что пограбил тебя, – вздохнул князь, – и что серебро у градских силой отбирал. Ведаешь, что брат Владимир понуждает меня воевать с волынским князем. Война много серебра берет. Но теперь даю тебе крепкое слово, что с этого дня никому ради Бога не причиню вреда.

– И купцам, у которых нынче отобрал соль? – отрешенно улыбнулся монах.

От его улыбки князю захотелось провалиться сквозь землю.

– Так ведь крамольники они, отче, – потупясь, забормотал он. – Тебе позавидовали, меня наущали против тебя. По заслугам обрели.

– Не делай так больше, князь, – попросил чернец-смиренник.

– Не буду. – Вскинув голову, Святополк спросил вдохновенно: – Как это у тебя получается, отче?

– Что, князь?

– Да вот это… соль из пепла… сладкий хлеб из лебеды… и про купцов – как узнал?..

– На непаханой земле несеяный хлеб имею милостью Божьей, – ответил Лебедник, – и где не спрашиваю, там ответ получаю. Много ли мне надо? А Господь много дает. Не мне, а другим через меня.

– Отныне стану всюду возвещать о твоих чудесах и знамениях, отче, – возгоревшись духом, сказал князь, – и хвалить Бога, что открыл мне такого светоносного чернеца, как ты. А то ведь и не чаял, что обрящутся в моей земле таковые чудотворцы… Ты вот что, отче, – Святополк озарился новым помыслом, – пообещай, что если я помру раньше тебя, то ты своими руками положишь меня в гроб и будешь молиться обо мне. В этом явишь мне свое прощение и незлобие. А если ты прежде меня отдашь Богу душу, то и я на своих плечах отнесу тебя ко гробу в ваших пещерах. Тем заглажу вину перед тобой.

Расцеловав чернеца, князь покинул монастырь.

С тех пор Святополк Изяславич не числил печерских иноков в своих врагах, а благоволил как собственной дружине. Только однажды, два года спустя, омрачилась его дружба с Феодосьевым монастырем. Война с Давыдом Игоревичем длилась второй год, когда с Волыни пришла весть о гибели сына киевского князя. Гонцы привезли в Киев последние слова Мстислава. Будто перед смертью он узнал стрелу, влетевшую в него, и прохрипел:

– Это чернецы, которых я убил, отомстили мне.

Горяча на скаку кровь, Святополк ворвался на коне в монастырь. Захлебывался воплем: отчего монахи не простили сына, не отмолили, не сберегли?! Наконец разрыдался на плече у Прохора Лебедника. Успокоенный тихим говором смиренника, вскоре затих, как дитя доверившись чернецу. И побрел, ведомый под руку, на поклон Пречистой Богородице для молитв о погибшем сыне…

 

 

Медведь с шумом, подламывая ветки, выкатился из берлоги. Невдалеке от лаза сел на земле с вытянутыми ногами и стал мотать головой, вытрясая привидевшийся страх.

Еще накануне ему вспоминался мертвый охотник, которого он по весне сбросил в болотистый овраг. От воспоминанья отчего-то стало зябко, защемило в груди тоской. Была б полная луна, захотелось бы выть на луну, как воет Серый со своими собратьями. Но ночь случилась темная, беззвездная. А из тьмы, как из земли, выполз мертвый охотник. Он был в болотной тине, склизкий и подгнивший, в глазах светились зеленые огоньки. Протягивая к Медведю руки, скрежетал, как заржавленные дверные петли: «За что убил меня?.. Темно… страшно… Не видят очи мои света!.. Пошто сгубил?..»

Медведь поднялся. Мертвый человек сгинул, но надо было сделать так, чтобы он не пришел снова. Не долго думая, Медведь подцепил к меховым сапогам лыжи, за спину закинул лук, на пояс повесил топор и пустился в путь. Берлогу себе он устроил в самой глухой чаще леса, с трех сторон загородив подступы к ней засеками. Никто из людей, случись они тут, не распознал бы в этих дебряных завалах чье-то рукотворенье. До оврага на берегу реки, на дне которого упокоился мертвый охотник, ходу было около пяти верст.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.