ЧАСТЬ I. МЕЧ СВЯТОГО БОРИСА 21 глава
– Он не просит, а предлагает, – возразил боярин.
– Ну, это все равно, как назвать, – отмахнулся Олег и опять переменил разговор: – Так ты вернешь мне моего холопа?
Нестор, сидевший с другой стороны от боярина с четками в руках, как будто не слышал разговора.
– Богохульствуешь, князь, – покачал головой Янь Вышатич. – Монах никому не принадлежит кроме Господа. А ты, купив чернеца, уподобился поганым и жидам.
– Не называй меня жидом, старик, если не хочешь сесть в поруб, – внезапно разгневался Олег. – Жиды мне враги.
– В церковном уставе не писано, что нельзя купить монаха, – с сомнением молвил боярин Иванко Чудинович.
– Князь заплатил за него три цены раба, – вставил Колыван Власьич.
– Ты потерял свое имущество при бегстве из Суздаля, – напомнил Олегу Янь Вышатич. – Так что нечего спрашивать о том, что подобрали другие. Я взял Нестора и дал ему волю.
– Зачем же ты притащил его сюда? – зло спросил князь.
– Надеялся пробудить твою совесть, Олег Святославич. Да видно, она от колдовства твоего кудесника впала в забытье.
– Не верь им, княже, – прошипел волхв. – Оскорбишь богов, если поверишь хоть слову этого старика. Некогда он казнил на Белом озере двух слуг Велеса, исполнявших волю бога, а перед смертью вдоволь истерзал их. Теперь он хочет посрамить тебя, наслав морок. Не мое тут колдовство! – страшным голосом вскричал он, направив посох на Добрыню. – Посмотри, княже, с чем пришли к тебе послы Мономаховы. Покажи, ты, отродье волота, что висит у тебя на шее!
Князь, бояре и Янь Вышатич уставились на грудь Добрыни. Медведь, засмущавшись от взглядов, достал крест на цепочке. Волхв плюнул.
– Не то! Камень покажи.
Добрыня вытащил солнечный камень на жесткой нитке из конского волоса. Внутри желтого сияния распластал лапки жук-навозник.
– Ведовской камень! – торжествующе возгласил кудесник. – Он имеет огромную силу. Любое заклятье, произнесенное на него, сильнее десяти обычных. Кто владеет им, тот повелевает духами и берет от них знания. Мономаховы послы хотят ворожить против тебя, княже, в твоем же доме!
Камнем заинтересовался и Нестор – вытянул шею, чтоб лучше видеть.
– Откуда он у тебя? – надрывался волхв.
– Да, откуда? – повторил Янь Вышатич.
– От матери. – Добрыня застыдился, будто уличенный в чем-то срамном, и спрятал камень поглубже за пазуху.
Нестор громко вздохнул и перекрестился. Янь Вышатич рассмеялся.
– Ты, князь, поверишь, что мертвый камень причинит тебе зло? Что мы приехали сюда для этого? Плохого ты себе советчика выбрал.
– Буду думать с боярами, – объявил Олег, закончив переговоры.
Выйдя из хором во двор, Янь Вышатич с досадой спросил Добрыню:
– Ты нарочно это сделал?
– Что сделал?
– Показал волхву камень.
– Я думал волхвы боятся креста, а не камней, – пожал плечами Медведь.
– Совсем не в ту сторону своротил разговор этим глупым камнем!
– Поведай, Добрыня, – вдруг попросил книжник, – кто была твоя мать.
Сев на коней, все трое направились к владычному подворью, где им назначено было жить. Епископ в Муроме бывал лишь наездами – для того лишь, чтоб в очередной раз выслушать нежелание муромы отвергнуться идольского служения и жалобы здешних попов. Потому хоромы оставались едва обжитыми, полупустыми.
– Ведовка она была, – заговорил Добрыня. – С огненными волосами. Сам не помню ее, а от людей и ярославских волхвов слышал. Сказывали, будто посадник Твердята с отроками наткнулся на нее в лесу во время лова. При том спугнули медведя. Тот медведь ее и заломал. А под ней пищало дите – то был я. Мать сняла с шеи камень и сказала, чтоб повесили мне. Еще наказала, чтоб, как вырасту, отомстил бы отцу. А кто отец, не успела сказать, померла. Посадник с отроками сами додумали – медведь за своим дитем приходил, а она не хотела отдавать. Так меня и прозвали – Медведем, медвежьим сыном.
– Верно ли, что ведовка? – переспросил Нестор.
– Волосы острижены – куда ж вернее? Для колдовства стригла.
– Ну и что – отомстил отцу? – недоверчиво усмехнулся боярин.
– Отомстил. Только сказывать не буду.
Добрыня затосковал и больше в тот день не произнес ни слова. Во владычном терему забился в свою клеть и не казал носа до самой ночи.
Тем временем князь, ничего не надумав с боярами, погнал всех и сидел в одиночестве.
– Слышу твои мысли, княже, – раздался внезапно замогильный голос.
Олег вздрогнул, ощутив дуновение холода, как из погреба. Открылась со скрипом дверь, князь замер в ожидании.
– Кто там? – почувствовав страх, крикнул он.
Из-за двери вышел Беловолод. Олег выдохнул.
– Что пугаешь меня, чертов колдун! – разозлился он.
– Не я, а пришлые тебя напугали, что ты готов им покориться, княже, – упрекнул волхв.
– Может, знаешь способ, как мне воевать сразу против двух дружин? – вскипел Олег. – Ты обещал мне подмогу полоцкого князя. Где его полки?
– Так ведь и ты, княже, не дошел до Новгорода.
– Теперь и не дойду!
– Знаю способ, княже, – вкрадчиво сказал кудесник. – Если не побоишься…
– Страшусь только позора, когда опять изгонят с Руси. Чего еще мне бояться?
– Тогда возьми послов в плен, отними у волота ведовской камень и отдай мне! – сверкая очами, Беловолод наклонился к князю, почти дышал ему в лицо. – Волота убей, а чернеца и злобного старика я от твоего имени принесу богам. За такую жертву, княже, требуй от богов чего хочешь – все получишь!
– Почему зовешь его волотом? – растерянно спросил Олег. – Разве он не человек? Он крест носит.
– Волот, только дурной, – тихо засмеялся чародей. – Его легко обмануть – вот попы и обманули. И ты, княже, обмани, а камушек мне отдай и богов одари человечьей кровушкой.
Олег встал. Беловолод не сводил с него близкого огненного взгляда. Князь сгреб его бороду и рванул на себя.
– Я христианин! В твоих поганых требах душу марать не стану. А с волотом сам разбирайся, как знаешь.
Он отпихнул волхва. В кулаке остался клок длинных седых волос. Олег разжал руку и брезгливо стряхнул его. Беловолод торопливо подхватил плывущие в воздухе волосья, злобно глянул в спину уходящему князю.
Янь Вышатич и Нестор коротали ночь в истобке при свечах. От боярина сон до утра гнали ветхие годы, монаху привычно проводить полночи на молитве. Но книжник был растревожен, и молитва в эту ночь не ложилась на сердце. Сон сбежал и от Добрыни, а вместе с ним сбежал с подворья сам Добрыня. Нестор слышал только ржание коня на дворе и скрип несмазанных воротин.
– Куда это он навострился? – монах пришел с вопросом к Яню Вышатичу.
– Бог его знает. Добрыня для меня и поныне загадка. Насмотрелся я на него в пути из Смоленска. Со всяким встречным зверьем ласков и будто разговор ведет, спрашивает о чем-то. С людьми на человека похож, а с бессловесной тварью – на зверя. Видно, что скучает по лесу. Однажды в дороге пропал с ночи на полдня, отроки на морозе глотки сорвали, пока кричали его. Вернулся – словом не обмолвился, да поглядел так, что я все свое возмущение в кулаке зажал. С оленьей кротость поглядел. Это Медведь-то. Ты ведь Нестор, не веришь в то, что он о себе рассказывает? Невозможно человеку от зверя родится.
– Язычники в это верят.
– Мы с тобой не язычники.
– Мы не язычники, – согласился Нестор. – Но и христианин может зачать дитя по-звериному.
– Как это?
– Как всякая бессловесная тварь, возбужденная похотью. По-скотски, без венца и благословения.
– Почему говоришь об этом? – недоумевал Янь Вышатич.
– Потому что Добрыня – твой сын, боярин.
– Что? – страшное изумление прошло по лицу старика почти судорогой. – Что ты сказал?!
– Он твой сын. Вспомни, Янь Вышатич, тот поход за данью на Белоозеро, в который ты взял и меня, тогда еще отрока. Вспомни волхвов, поднявших смердов на мятеж. Вспомни ночь, когда ты возлег на ложе с красноволосой девой, дочерью волхва, заворожившей твою дружину танцем русалий. Ее звали Жива…
– Ты помнишь ее имя, – подавленно пробормотал старик, – а я давно позабыл.
– Наутро ты судил ее за то, что она пыталась убить тебя ночью. Ты велел сжечь ей волосы, а она в ответ поклялась отомстить тебе через семя, которое взяла у тебя.
– Нет, – все сильнее качал головой потрясенный боярин, не веря словам книжника. – Не мучь меня, Нестор. У меня нет детей. Моя жена не смогла родить мне. И никакая ведьма не могла родить мне сына, если Бог не дал мне этого! Зачем ты все это придумал?..
– Добрынин солнечный камень – он висел у нее на шее. Я хорошо рассмотрел его тогда. Я ничего не придумал, Янь Вышатич. И короткие волосы, и слова о мести отцу…
– Да посмотри на него! – вскричал старик. – Похож он хоть каплю на меня? Никогда в моем роду не было такого зверообразия. Медведь его отец, медведь, а не я!
Трясущимися руками он сжал голову, а локти поставил на колени и застонал.
– Для чего ты терзаешь меня? Я давно смирился со своей недолей, давно простил Богу… Господи, что я говорю… помилуй меня, грешного и убогого…
Он убрал руки и распрямился, направил невидящий взгляд на Нестора.
– У меня нет сына. Запомни это. Тебе привиделось. Это морок, наваждение. Ничего не было.
– Было, – упорствовал книжник.
Янь Вышатич сполз с лавки на колени.
– Молю, Нестор. Давай забудем. Ты мне как сын, и к Добрыне душа стала прирастать. Но не говори, что он мое детище. Я давно замолил тот грех, покаялся перед Богом и перед Марьей. Она простила меня…
Глаза старика наполнились влагой. Нестор бросился к нему, тоже упал на колени, обнял.
– Прости, отец. Я же знаю, как ты страдал, что у тебя нет чада…
Они поднялись вместе. Янь Вышатич взялся одной рукой за стену, а второй оттолкнул монаха.
– Марья простила меня – понимаешь? Я любил ее больше жизни, до самой ее смерти. И сейчас люблю. А теперь ты приходишь и суешь мне под нос плод того блудного греха. Мне снова надо просить у нее прощения, да только нет ее рядом!.. – боярин сорвался в крик и ударил кулаком о стену. – Нет, Нестор, – отдышался он, – худое дело ты затеял. Как буду теперь смотреть на него? Как смогу терпеть его возле себя? Он будет всегда напоминать мне о том, что мне нет прощения!
Книжник сел на лавку.
– Добрыня не плод греха, – сказал он глухо, в расстройстве. – Он плод твоего покаяния, боярин, за совершенный грех.
– Что ж так страшно и неблагообразно мое покаяние? – горько усмехнулся Янь Вышатич. – Закончим этот разговор, Нестор. Добрыня не мой сын, а я устал. Ступай к себе. И прошу – держи рот на замке.
– Прости меня, отец, – повторил Нестор, покидая истобку.
…Медведь снял рукавицу и обтер ладонью мокрое от снежинок лицо. Он сидел на княжьем дворе уже долго, дровяница успела покрыться за это время слоем снега. Ветер и мороз не донимали храбра, но бесплодное ожидание в закутке между дровяными чурбаками затягивалось. Добрыня был уверен, что волховник непременно появится ночью во дворе, но ведь за долгие часы и зад мог примерзнуть к бревну.
Он выбрался из своего укрытия, откуда весь двор был бы как на ладони, если б не темнота. В терему горели только два окошка, одно на нижнем ярусе, другое вверху. Добрыня подошел к нижнему, заглянул. Отроки палили свечи в молодечной, сражаясь в шахи-маты. За другим окном, он не сомневался, бдел кудесник.
Легко скрипнула дверь под сенью крыльца. Кто-то из гридей, поленившись добежать до выгребной ямы, пустил свысока струю в свежий снег. Добрыня скатал снежок, подышал на него для прочности и кинул в отрока.
Гридин, торопливо подвязав порты и напрасно ища меч на поясе, остановился на нижней ступени крыльца. Достал из-за голенища засапожник.
– А ну выходи, кто б ты ни был! – грозно велел он.
– Позови волхва, отрок, – показался перед ним Добрыня.
Гридин узнал его, но на всякий случай поднялся на три ступени, чтоб быть выше ростом.
– Тебе чего надо на княжом дворе? Чего рыщешь, как тать?
– Волховник мне нужен, позови.
– Щас всех из гридницы и молодечной сюда позову, – погрозил кметь.
– Меня не возьмете, а из ваших покалечу кого-нибудь, – предупредил Медведь. – Князю убыток. Лучше позови волхва.
– Ладно, – подумав, присмирел отрок и убрал нож. – Зачем тебе волхв?
– Для ворожбы, зачем еще.
– А говорили, ты сам знатный ворожей, – разочарованно протянул гридин, уходя.
Беловолод явился быстро. Пятерней задвинул обратно за дверь голову любопытного отрока, спустился с крыльца. Темный двор казался пустым.
– Выходи, волот. Я тебя чую.
Он хотел пройти дальше, но тут был схвачен сзади за ворот.
– Врешь, волхв, ничего ты не чуешь.
Добрыня уволок его к амбарам, кинул задом на гору счищенного со двора старого снега, и сам навис над ним.
– Поплатишься за это, – скрипнул зубами волхв и умолк, привороженный слабым желтым сиянием перед самым носом.
Солнечный камень блеснул в свете месяца, глянувшего сквозь лохмотья туч.
– Будет твоим, – сказал Добрыня.
– Что хочешь за него? – жадно выдохнул Беловолод.
– Чтоб ты уговорил князя просить у Мстислава мира.
– Не в моей силе…
Добрыня встряхнул его.
– В твоей. Князь тебя слушает. Когда он согласится, отдам тебе камень. Твой ответ?
Беловолод жарко дохнул и показал в улыбке зубы.
– Мой ответ – да. Уговорю князя. А не обманешь с камнем?
– Не обману. – Добрыня достал с груди крест и поцеловал.
Волхв поморщился.
– Велесом клянись.
– Ты сперва голым задом на снегу попрыгай, – отказался Медведь, убрал камень и крест за пазуху, пошел к дровяницам.
Возле тына поставил чурбак, подтянулся и перелез со двора на улицу. Оседлал ждавшего коня.
На владычном подворье он тихо распряг жеребца, поставил в конюшню и задал корма. В доме, проходя в сенях, заметил светлую полоску под дверью изложни, где почивал боярин. Из клети слышались громкие воздыхания и горячие мольбы.
Из-за двери Несторовой клети тоже проливался тусклый свет. Чернец молился по-книжному, читая мудреные словеса, которые порой и называл чудно – Софией, премудростью Божьей.
Добрыня мало понимал в книгах, но верил на слово, что они мудры. Мудрее всех волхвов на свете, мудрее старых богов.
И хотя он целовал крест кудеснику, все равно перемудрить волхва – это его, Медведя, София.
Он стоял под дверью и, приникнув лбом к ободверине, вслушивался в негромкое, размеренное чтение книжных слов. Чем плотнее они набивались в его голову, тем легче укладывались там, как семечки в подсолнухе, и тем яснее становилось, что к старой вере возврата нет. Будет лишь узнавание новой…
Назавтра Олег Святославич позвал в ту же палату бояр и послов.
– Размыслив со своей дружиной, я решил, – сказал князь, обводя всех усталыми после ночи без сна глазами, – просить у Мстислава мира, а у брата Владимира братской любви, – быстро закончил он.
От Добрыни не укрылось переглядывание Олеговых бояр, для которых ответ князя стал неожиданностью. Он посмотрел на Яня Вышатича. Старик с самого утра был странен, словно захворал или видел во сне упыря. Был изжелта-бледен, молчалив и удручен. Медведю казалось – даже телом иссох за ночь. А самое главное, светлые очи боярина никак не хотели смотреть на Добрыню прямо, все время съезжали в сторону, и ноги боярина обходили Добрыню широким крюком. «Не прознал ли, что я договаривался ночью с волховником?» – обеспокоился храбр. Но сам же унял свою тревогу: когда посольское дело увенчается успехом, боярину нечего будет сердиться на Добрыню за тайные сговоры с кудесником.
Однако вот он успех – князь Олег надумал замириться, а Янь Вышатич как сидел понурым грибом, так и сидит, радостью не осветится. Добрыня осторожно подпихнул его в бок – надо же отвечать князю.
Боярин встал и в пояс поклонился Олегу.
– Благодарствую, князь. Порадовал старика. Будь уверен – и Мстислав, и князь Владимир исполнят оба свои слова.
– Уповаю на то, Янь Вышатич, – отозвался Олег и простодушно попросил: – А может, отдашь чернеца? Обещаю – холопить его не стану, только при мне будет.
– Не могу, князь, отдать тебе свободного. Он сам решит, где и при ком ему быть. Да на что тебе монах?
– Клад хочу найти, – усмехнулся Олег. – А чернец подскажет, где искать.
– Так спроси у волховника, где искать.
– Черт с тобой, боярин, не согнешь тебя, – рассмеялся князь. – Но на пиру со мной и с дружиной ты посидишь нынче, мед по бороде и усам разольешь! И чернеца с собой приведи, пусть он моего угощения отведает.
Янь Вышатич снова поклонился и пошел из палаты, забыв про Добрыню.
– Благодарствую, князь, – пробурчал Медведь, повторив слова боярина, и боком тиснулся к двери.
В сенях его нагнало шипенье Беловолода:
– Куда, волот, торопишься? Исполняй свое обещание.
Добрыня снял с пояса калиту на шнурке, бросил в руки волхву. Тот жадно схватил, вытряс на ладонь солнечный камень, страстно зажал в кулаке. Храбр молча зашагал дальше.
На дворе он хотел было завести разговор со стариком, поведать, как обхитрил волховника. Янь Вышатич, сжав зубы, скрипнул:
– Уйди, Христа ради.
Добрыня в великом недоумении и обиде смотрел, как старик, сгорбясь на коне, выезжает со двора.
…Пир был нешумен и необилен. По чести сказать, князю Олегу и веселиться было не о чем. Но дружине иных поводов для пира кроме верной службы князю не требуется. Пир – и награда дружине, и любовь князя к своим мужам, и поддержание в них ратного духа. Однако в малом пиру чести все же меньше, чем в большом, когда и сама земля бывает хмельна от пролитых на нее меда и браги.
Янь Вышатич сидел посреди застолья скушный. Добрыня вливал в глотку одну кружку за другой, и с каждой становился мрачнее, а на вид звероватее. Книжник, пригубив чашу, в который раз вставал и откланивался. Два Олеговых дружинника, меж которыми князь усадил чернеца, клали ему на плечи руки и возвращали на скамью.
После пятой круговой чаши князь изумленно воззрился на опустевшее место Яня Вышатича.
– А где?..
– Нездоров боярин, – отговорился Добрыня, тяжело подняв себя со скамьи.
Он подошел к Нестору, рукой отодвинул дружинника, сел на его место. Княж муж, схвативши со стола серебряную корчагу с вином, собрался уже затеять бой, но увидел вопрошающий взгляд Медведя и охладел.
Добрыня отломил кусок лосятины и положил на блюдо перед Нестором.
– Угощайся, отец, раз князь угощает.
Книжник оторвал мясное волоконце и отправил в рот.
– А теперь скажи, – продолжал храбр, – какой упырь старика покусал? Я ради дела оберега своего не пожалел, отдал волховнику. А он теперь и видеть меня не желает, будто я ему глаза мозолю. Чем я ему в душу наплевал?
– Ты отдал свой камень волхву? – переспросил монах. – Для чего?
– Чтоб князья миром поладили, – пробурчал Добрыня. – Ты не тревожься, он не сможет творить волшбу с этим камнем. Я поутру снес его в церковь и окунул в крещеную воду.
– Простодушен ты, Добрыня, – вздохнул книжник. – Волшбу творят не камнем и не иным чем, а одной лишь бесовской силой. Впрочем, святая вода не повредит.
– Угу, – отозвался Медведь.
– А на боярина ты не держи обиду…
– Эй, отче Нестор, – перекрикнул князь хриплого песельника, дравшего струны гуслей. – Понеже ты теперь не холоп, окажу тебе честь – садись со мной рядом.
– Чересчур велика для меня честь, князь, – встав, поклонился монах. – Отпусти душу на покаяние.
– Не пущу, отче. Дорог ты мне! Эй, мужи братия, помогите черноризцу, коли сам не в силах дойти.
Двое дружинников подхватили монаха под руки, перемахнули через скамью и, живо приведя к князю, тем же образом усадили одесную. Расторопный холоп поставил перед ним чашу, наполнил вином.
Песельника сменили скоморохи с трещотками и бубнами, заскакали меж столов по-козлиному, задрыгали ногами.
– А что, Нестор, – наклонился к монаху князь, – не слыхал ли ты о сокровищах, укрытых в пещерах под Феодосьевым монастырем?
– Слыхал, князь, и не я один, – косясь на нечистые пляски, ответил книжник. – Об этих сокровищах всякому ведомо, кто читал житие блаженного отца нашего Антония.
Олег Святославич подпер голову кулаком, задумался.
– А при чем тут Антоний? Кто посмел разгласить тайну в житийном писании?! – Князь хотел плеснуть гневом, но размягчивший его хмель не дал разгореться ярости.
– Нет в том никакой тайны, князь. Учитель наш Антоний, устроивший в горе обитель, сперва вселился в готовую пещерку, ископанную в древности варягами. Некогда варяги, ходившие к грекам для торговли, хоронили там свои богатства. Но однажды так случилось, что они не вернулись из греков, а сокровища остались. И доныне лежат там зарытые, однако никто не знает, в каком точно месте.
– Не монастырь, а казнохранилище, – пробормотал Олег, запив услышанное добрым глотком меда. – Что ж князь Святополк? Читал это житие? Знает о варяжской пещере?
– Это мне неведомо, князь.
– А если узнает и велит раскопать пещеры?
– Доныне Бог не попустил святотатства, – уклончиво ответил Нестор. Но слишком хорошо он представлял себе нрав Святополка Изяславича, чтобы не усомниться в действиях киевского князя.
– А о пропавшей казне моего отца, князя Святослава Ярославича, ты ничего не слыхал? Может, в монастыре кто поминал о ней?
Раздумья Нестора прервал вопль:
– Пожар, князь!
…Горело владычное подворье. Прозевавшие огонь холопы бегали по двору с ведрами и корчагами, мешались под ногами у Добрыни. Он рычал на них, распихивал тумаками и требовал топор.
Огонь он заметил издалека. На пиру сидеть стало совсем тоскливо, и Добрыня исчез с княжьего веселья, как перед тем Янь Вышатич. Когда спешился на дворе, хоромы полыхали уже сильно. Пламя вылезало из нижних лопнувших слюдяных оконцев, лизало верхний ярус. Холопы жили в отдельно поставленной челядне. В доме мог быть лишь один человек.
Красное крыльцо терема густо объяло пламя. Не пройти было и через черный вход – рванув дверь, Добрыня едва не умылся дохнувшим в лицо огнем. Кто-то из челяди дал ему наконец топор. Медведь остановил другого холопа с двумя ведрами, опрокинул на себя воду, колкую от льда.
Коротким закрытым гульбищем терем соединялся с маленькой домовой церковью. Добрыня срубил дверь храма, перед алтарем нашел другую дверь и выломился на гульбище. С топором кинулся на запертый вход терема, вынес дверь и, прикрываясь рукавом, вошел в дымные сени.
Лестница только занималась огнем. Он поднялся наверх, плечом стал вышибать двери. Янь Вышатич стоял на коленях в изложне, наполненной дымом. Когда Добрыня вошел в клеть, треснуло от жара окно, пламя ворвалось внутрь. Боярин, хрипя, схватил икону и попытался оттолкнуть Медведя. Но сил уже не осталось. Старик, лишившись чувств, начал заваливаться. Добрыня поднял его на руки.
– Погоди, отец, это еще не смерть. Ты и теперь ее обманешь.
Он вынес боярина тем же путем во двор, положил на меховую полсть, расстеленную холопом.
– Жив? – спрыгнул с коня Иван Чудинович, посланный князем.
Двор наводнили дружинные отроки, вооруженные баграми для раскатки бревен. Засучив рукава и разгоняя бранью холопов, весело принялись за дело.
– Задохнулся малость, – ответил Добрыня. На лбу и бороде у него нависла седая бахрома от замерзшей влаги. – Ты вот что, боярин. Отправь отроков искать волховника.
– Что его искать. Он к князю прилип – не отлепишь.
– Говорю тебе – нет его с князем, – негромко рыкнул Медведь. – Знает, что искать его будут.
– Да на кой? – раздраженно бросил княж муж.
– Он поджег. Больше некому. Сперва в подклети запалил, потом подпер оба входа бревнами и добавил огня снаружи.
– Откуда так точно знаешь?
– Видел. Огонь из подклета шел.
– Я велю разыскать волхва, – кивнул Иван Чудинович.
Янь Вышатич, очнувшись, закашлял. Прибежавший за дружиной Нестор упал возле него в снег, бережно поднял голову боярина.
– Не оставляй нас, отец, – попросил он.
Старик перевел взгляд на Добрыню, хотел что-то сказать. Но только хрипнул горлом, а на глазах блеснули слезы.
Ясные краски образа золотились в теплом свете лампады. Икона – окно в горний мир, из которого в темную клеть души смотрят глаза Спаса. Судье, не имеющему греха, человеческая душа дороже всего, что есть на земле. Он хочет, чтобы и человек ценил свою душу так же…
В длинной исподней сорочице и враспояску князь стоял босиком перед образом.
– Премудрости наставник и смысла податель, неразумным учитель и нищим заступник! Утверди в разуме сердце мое. Владыка! Дай мне дар слова, устам моим не запрещай взывать к Тебе: милостивый, помилуй падшего!.. Пощади меня, Спасе, когда воссядешь судить дела мои, не осуждай меня на огонь вечный, не обличай яростью твоей…
Он упал на колени, затем грудью на пол.
– Преклонись душа моя и помысли о делах, содеянных тобой, и очистись слезами…
Встав, князь открыл дверь клети, кликнул гридина:
– Позови владыку.
Вместе с епископом Ефремом в горницу вплыло благовоние церковных воскурений. Князь подошел под благословение.
– Прости, владыко, что встречаю тебя в исподнем. Не имею хотения украшать тело одеждой, когда душа истерзана и кровоточит.
– Все в рубищах предстанем перед Христом на суде, – перекрестился епископ.
– Сядь, владыко, и выслушай.
Усадив Ефрема на лавку, князь поместился на низкой скамейке для ног. Запустил руки в спутанные кудри, опершись локтями о колени.
– Знаю, что я тленен, владыко, и годами немолод. Потому помышляю, как страшно впасть в руки Бога не покаявшимся и не устроившим мира в самом себе. А я с братом враждую! Тоскую о сыне моем, Изяславе, погибшем во вражде. Злую он себе честь добыл и душу ни за что сгубил. Меня ввел в позор и печаль, ненавистью к брату вооружил… До сих пор мне грудь теснит ледяная глыба – ненависть к Олегу. – Князь вдавил пальцы в грудь, будто хотел ногтями разорвать плоть, как рубаху.
– Борись, князь. Все это от наущения сатаны.
– Борюсь, владыко. Силы Господь дает. А то б и не знал, как мне Олега простить… А простить надо. Надо, отче! – с усилием вытолкнулись слова, словно камень вышел из груди. – Иначе и мне не простится… Я же – человек. Грешнее всех людей. Мой грех – война с братом. Не нужно было начинать ее. Мои вины – и половецкие рати давешним летом, и смерть Изяслава, и злоба Олега… Прочти, владыко.
Владимир протянул руку и взял со скрыни трубку пергамена, еще не скрепленного печатью.
– Нынче написал это письмо Олегу. Боюсь, не услышал он меня через моих послов. От Мстислава был скорый гонец, что Олег согласился на мир. Только тревожно мне. Жду Олеговых бояр, а сам лишь о том думаю, как бы мне и второго сына не лишиться. Мстислав доверчив и не распознает обмана. Олег же наторел в этом…
Ефрем развернул грамоту, стал внимательно читать на вытянутых руках. Послание было длинным, князь излил в нем всю душу. Удивление владыки возрастало от строки к строке.
– …Не от нужды пишу это тебе, – неспешно тек голос епископа, – не от беды какой, посланной Богом для вразумления. Но душа мне моя дороже всего на свете. Сам поймешь это, а примешь мое слово по-доброму или с поруганием, увижу из твоего ответа.
Закончив чтение, Ефрем возвысился в полный рост и положил руки на голову Мономаха.
– Да пребудет на тебе благословение Божье. Никто из русских князей не смирялся так, как ты, князь. И да будет благословен твой род вовеки.
– Ты знаешь, владыко, что моя дружина не согласна со мной. Исполни мою просьбу – отвези сам эту грамоту Олегу.
Ефрем сел на лавку.
– Хорошо, князь. Мне и путь будет в радость, когда повезу твои слова. А что дружина не согласна, так это и не диво. Ты ведь, князь, каешься перед убийцей своего сына. Много ли найдется на Руси мужей, кто поймет это и оценит?
– Знаю такого мужа. И о нем у меня тоже просьба, владыко. Если встретишь в пути чернеца Нестора, печерского книжника, передай ему мою повинную. Прав он был, когда остерегал меня от войны с Олегом, а я не послушал его и прогнал.
– Передам. Но чернецы иное, князь, чем дружинные мужи. Тем паче книжник. Нестор причастен к летописцу, а в летописце разумеющему человеку открывается Бог, промышляющий о Своем творении. И в прошлых и в нынешних людских деяниях книжник научается видеть больше, чем простой смертный.
– Воистину так, отче. И мой грех он увидел…
– Однако монах не Господь Бог, чтобы читать в душах людей, – предостерег Ефрем. – Он тот же грешник… Скажи, князь, что означают слова в твоем письме: «Вот сидит подле тебя сын твой крестный с малым братом своим; если захочешь и их убить, то воля твоя»? Ты отправишь к Мстиславу кого-то еще из сыновей?
– Конечно, отправлю. – Взор князя отвердел. – Вместе с тобой. Ведь и ты, владыко, хотя бываешь прозорлив, но не можешь предугадать, как поведет себя Олег. Я пошлю к Мстиславу подмогу – половцев, которых привел Кунуй, и своих дружинников. Во главе рати поставлю Вячеслава.
– Отроку лишь тринадцать лет.
– И мне было тринадцать, когда отец послал меня в первый поход. Зато Олег не увидит в нем угрозы.
– Отдаешь невинного отрока в жертву… – все больше изумлялся Ефрем.
– Уповаю, что Бог остановит руку Олега.
– Но Олег и в самом деле может занести меч для удара, – задумчиво сказал владыка. – Ведь в твоем письме нет ни слова о том, чтобы вернуть ему Чернигов.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|