Сделай Сам Свою Работу на 5

ЧАСТЬ I. МЕЧ СВЯТОГО БОРИСА 21 глава





– Он не просит, а предлагает, – возразил боярин.

– Ну, это все равно, как назвать, – отмахнулся Олег и опять переменил разговор: – Так ты вернешь мне моего холопа?

Нестор, сидевший с другой стороны от боярина с четками в руках, как будто не слышал разговора.

– Богохульствуешь, князь, – покачал головой Янь Вышатич. – Монах никому не принадлежит кроме Господа. А ты, купив чернеца, уподобился поганым и жидам.

– Не называй меня жидом, старик, если не хочешь сесть в поруб, – внезапно разгневался Олег. – Жиды мне враги.

– В церковном уставе не писано, что нельзя купить монаха, – с сомнением молвил боярин Иванко Чудинович.

– Князь заплатил за него три цены раба, – вставил Колыван Власьич.

– Ты потерял свое имущество при бегстве из Суздаля, – напомнил Олегу Янь Вышатич. – Так что нечего спрашивать о том, что подобрали другие. Я взял Нестора и дал ему волю.

– Зачем же ты притащил его сюда? – зло спросил князь.

– Надеялся пробудить твою совесть, Олег Святославич. Да видно, она от колдовства твоего кудесника впала в забытье.

– Не верь им, княже, – прошипел волхв. – Оскорбишь богов, если поверишь хоть слову этого старика. Некогда он казнил на Белом озере двух слуг Велеса, исполнявших волю бога, а перед смертью вдоволь истерзал их. Теперь он хочет посрамить тебя, наслав морок. Не мое тут колдовство! – страшным голосом вскричал он, направив посох на Добрыню. – Посмотри, княже, с чем пришли к тебе послы Мономаховы. Покажи, ты, отродье волота, что висит у тебя на шее!



Князь, бояре и Янь Вышатич уставились на грудь Добрыни. Медведь, засмущавшись от взглядов, достал крест на цепочке. Волхв плюнул.

– Не то! Камень покажи.

Добрыня вытащил солнечный камень на жесткой нитке из конского волоса. Внутри желтого сияния распластал лапки жук-навозник.

– Ведовской камень! – торжествующе возгласил кудесник. – Он имеет огромную силу. Любое заклятье, произнесенное на него, сильнее десяти обычных. Кто владеет им, тот повелевает духами и берет от них знания. Мономаховы послы хотят ворожить против тебя, княже, в твоем же доме!

Камнем заинтересовался и Нестор – вытянул шею, чтоб лучше видеть.

– Откуда он у тебя? – надрывался волхв.



– Да, откуда? – повторил Янь Вышатич.

– От матери. – Добрыня застыдился, будто уличенный в чем-то срамном, и спрятал камень поглубже за пазуху.

Нестор громко вздохнул и перекрестился. Янь Вышатич рассмеялся.

– Ты, князь, поверишь, что мертвый камень причинит тебе зло? Что мы приехали сюда для этого? Плохого ты себе советчика выбрал.

– Буду думать с боярами, – объявил Олег, закончив переговоры.

Выйдя из хором во двор, Янь Вышатич с досадой спросил Добрыню:

– Ты нарочно это сделал?

– Что сделал?

– Показал волхву камень.

– Я думал волхвы боятся креста, а не камней, – пожал плечами Медведь.

– Совсем не в ту сторону своротил разговор этим глупым камнем!

– Поведай, Добрыня, – вдруг попросил книжник, – кто была твоя мать.

Сев на коней, все трое направились к владычному подворью, где им назначено было жить. Епископ в Муроме бывал лишь наездами – для того лишь, чтоб в очередной раз выслушать нежелание муромы отвергнуться идольского служения и жалобы здешних попов. Потому хоромы оставались едва обжитыми, полупустыми.

– Ведовка она была, – заговорил Добрыня. – С огненными волосами. Сам не помню ее, а от людей и ярославских волхвов слышал. Сказывали, будто посадник Твердята с отроками наткнулся на нее в лесу во время лова. При том спугнули медведя. Тот медведь ее и заломал. А под ней пищало дите – то был я. Мать сняла с шеи камень и сказала, чтоб повесили мне. Еще наказала, чтоб, как вырасту, отомстил бы отцу. А кто отец, не успела сказать, померла. Посадник с отроками сами додумали – медведь за своим дитем приходил, а она не хотела отдавать. Так меня и прозвали – Медведем, медвежьим сыном.



– Верно ли, что ведовка? – переспросил Нестор.

– Волосы острижены – куда ж вернее? Для колдовства стригла.

– Ну и что – отомстил отцу? – недоверчиво усмехнулся боярин.

– Отомстил. Только сказывать не буду.

Добрыня затосковал и больше в тот день не произнес ни слова. Во владычном терему забился в свою клеть и не казал носа до самой ночи.

Тем временем князь, ничего не надумав с боярами, погнал всех и сидел в одиночестве.

– Слышу твои мысли, княже, – раздался внезапно замогильный голос.

Олег вздрогнул, ощутив дуновение холода, как из погреба. Открылась со скрипом дверь, князь замер в ожидании.

– Кто там? – почувствовав страх, крикнул он.

Из-за двери вышел Беловолод. Олег выдохнул.

– Что пугаешь меня, чертов колдун! – разозлился он.

– Не я, а пришлые тебя напугали, что ты готов им покориться, княже, – упрекнул волхв.

– Может, знаешь способ, как мне воевать сразу против двух дружин? – вскипел Олег. – Ты обещал мне подмогу полоцкого князя. Где его полки?

– Так ведь и ты, княже, не дошел до Новгорода.

– Теперь и не дойду!

– Знаю способ, княже, – вкрадчиво сказал кудесник. – Если не побоишься…

– Страшусь только позора, когда опять изгонят с Руси. Чего еще мне бояться?

– Тогда возьми послов в плен, отними у волота ведовской камень и отдай мне! – сверкая очами, Беловолод наклонился к князю, почти дышал ему в лицо. – Волота убей, а чернеца и злобного старика я от твоего имени принесу богам. За такую жертву, княже, требуй от богов чего хочешь – все получишь!

– Почему зовешь его волотом? – растерянно спросил Олег. – Разве он не человек? Он крест носит.

– Волот, только дурной, – тихо засмеялся чародей. – Его легко обмануть – вот попы и обманули. И ты, княже, обмани, а камушек мне отдай и богов одари человечьей кровушкой.

Олег встал. Беловолод не сводил с него близкого огненного взгляда. Князь сгреб его бороду и рванул на себя.

– Я христианин! В твоих поганых требах душу марать не стану. А с волотом сам разбирайся, как знаешь.

Он отпихнул волхва. В кулаке остался клок длинных седых волос. Олег разжал руку и брезгливо стряхнул его. Беловолод торопливо подхватил плывущие в воздухе волосья, злобно глянул в спину уходящему князю.

 

Янь Вышатич и Нестор коротали ночь в истобке при свечах. От боярина сон до утра гнали ветхие годы, монаху привычно проводить полночи на молитве. Но книжник был растревожен, и молитва в эту ночь не ложилась на сердце. Сон сбежал и от Добрыни, а вместе с ним сбежал с подворья сам Добрыня. Нестор слышал только ржание коня на дворе и скрип несмазанных воротин.

– Куда это он навострился? – монах пришел с вопросом к Яню Вышатичу.

– Бог его знает. Добрыня для меня и поныне загадка. Насмотрелся я на него в пути из Смоленска. Со всяким встречным зверьем ласков и будто разговор ведет, спрашивает о чем-то. С людьми на человека похож, а с бессловесной тварью – на зверя. Видно, что скучает по лесу. Однажды в дороге пропал с ночи на полдня, отроки на морозе глотки сорвали, пока кричали его. Вернулся – словом не обмолвился, да поглядел так, что я все свое возмущение в кулаке зажал. С оленьей кротость поглядел. Это Медведь-то. Ты ведь Нестор, не веришь в то, что он о себе рассказывает? Невозможно человеку от зверя родится.

– Язычники в это верят.

– Мы с тобой не язычники.

– Мы не язычники, – согласился Нестор. – Но и христианин может зачать дитя по-звериному.

– Как это?

– Как всякая бессловесная тварь, возбужденная похотью. По-скотски, без венца и благословения.

– Почему говоришь об этом? – недоумевал Янь Вышатич.

– Потому что Добрыня – твой сын, боярин.

– Что? – страшное изумление прошло по лицу старика почти судорогой. – Что ты сказал?!

– Он твой сын. Вспомни, Янь Вышатич, тот поход за данью на Белоозеро, в который ты взял и меня, тогда еще отрока. Вспомни волхвов, поднявших смердов на мятеж. Вспомни ночь, когда ты возлег на ложе с красноволосой девой, дочерью волхва, заворожившей твою дружину танцем русалий. Ее звали Жива…

– Ты помнишь ее имя, – подавленно пробормотал старик, – а я давно позабыл.

– Наутро ты судил ее за то, что она пыталась убить тебя ночью. Ты велел сжечь ей волосы, а она в ответ поклялась отомстить тебе через семя, которое взяла у тебя.

– Нет, – все сильнее качал головой потрясенный боярин, не веря словам книжника. – Не мучь меня, Нестор. У меня нет детей. Моя жена не смогла родить мне. И никакая ведьма не могла родить мне сына, если Бог не дал мне этого! Зачем ты все это придумал?..

– Добрынин солнечный камень – он висел у нее на шее. Я хорошо рассмотрел его тогда. Я ничего не придумал, Янь Вышатич. И короткие волосы, и слова о мести отцу…

– Да посмотри на него! – вскричал старик. – Похож он хоть каплю на меня? Никогда в моем роду не было такого зверообразия. Медведь его отец, медведь, а не я!

Трясущимися руками он сжал голову, а локти поставил на колени и застонал.

– Для чего ты терзаешь меня? Я давно смирился со своей недолей, давно простил Богу… Господи, что я говорю… помилуй меня, грешного и убогого…

Он убрал руки и распрямился, направил невидящий взгляд на Нестора.

– У меня нет сына. Запомни это. Тебе привиделось. Это морок, наваждение. Ничего не было.

– Было, – упорствовал книжник.

Янь Вышатич сполз с лавки на колени.

– Молю, Нестор. Давай забудем. Ты мне как сын, и к Добрыне душа стала прирастать. Но не говори, что он мое детище. Я давно замолил тот грех, покаялся перед Богом и перед Марьей. Она простила меня…

Глаза старика наполнились влагой. Нестор бросился к нему, тоже упал на колени, обнял.

– Прости, отец. Я же знаю, как ты страдал, что у тебя нет чада…

Они поднялись вместе. Янь Вышатич взялся одной рукой за стену, а второй оттолкнул монаха.

– Марья простила меня – понимаешь? Я любил ее больше жизни, до самой ее смерти. И сейчас люблю. А теперь ты приходишь и суешь мне под нос плод того блудного греха. Мне снова надо просить у нее прощения, да только нет ее рядом!.. – боярин сорвался в крик и ударил кулаком о стену. – Нет, Нестор, – отдышался он, – худое дело ты затеял. Как буду теперь смотреть на него? Как смогу терпеть его возле себя? Он будет всегда напоминать мне о том, что мне нет прощения!

Книжник сел на лавку.

– Добрыня не плод греха, – сказал он глухо, в расстройстве. – Он плод твоего покаяния, боярин, за совершенный грех.

– Что ж так страшно и неблагообразно мое покаяние? – горько усмехнулся Янь Вышатич. – Закончим этот разговор, Нестор. Добрыня не мой сын, а я устал. Ступай к себе. И прошу – держи рот на замке.

– Прости меня, отец, – повторил Нестор, покидая истобку.

 

 

…Медведь снял рукавицу и обтер ладонью мокрое от снежинок лицо. Он сидел на княжьем дворе уже долго, дровяница успела покрыться за это время слоем снега. Ветер и мороз не донимали храбра, но бесплодное ожидание в закутке между дровяными чурбаками затягивалось. Добрыня был уверен, что волховник непременно появится ночью во дворе, но ведь за долгие часы и зад мог примерзнуть к бревну.

Он выбрался из своего укрытия, откуда весь двор был бы как на ладони, если б не темнота. В терему горели только два окошка, одно на нижнем ярусе, другое вверху. Добрыня подошел к нижнему, заглянул. Отроки палили свечи в молодечной, сражаясь в шахи-маты. За другим окном, он не сомневался, бдел кудесник.

Легко скрипнула дверь под сенью крыльца. Кто-то из гридей, поленившись добежать до выгребной ямы, пустил свысока струю в свежий снег. Добрыня скатал снежок, подышал на него для прочности и кинул в отрока.

Гридин, торопливо подвязав порты и напрасно ища меч на поясе, остановился на нижней ступени крыльца. Достал из-за голенища засапожник.

– А ну выходи, кто б ты ни был! – грозно велел он.

– Позови волхва, отрок, – показался перед ним Добрыня.

Гридин узнал его, но на всякий случай поднялся на три ступени, чтоб быть выше ростом.

– Тебе чего надо на княжом дворе? Чего рыщешь, как тать?

– Волховник мне нужен, позови.

– Щас всех из гридницы и молодечной сюда позову, – погрозил кметь.

– Меня не возьмете, а из ваших покалечу кого-нибудь, – предупредил Медведь. – Князю убыток. Лучше позови волхва.

– Ладно, – подумав, присмирел отрок и убрал нож. – Зачем тебе волхв?

– Для ворожбы, зачем еще.

– А говорили, ты сам знатный ворожей, – разочарованно протянул гридин, уходя.

Беловолод явился быстро. Пятерней задвинул обратно за дверь голову любопытного отрока, спустился с крыльца. Темный двор казался пустым.

– Выходи, волот. Я тебя чую.

Он хотел пройти дальше, но тут был схвачен сзади за ворот.

– Врешь, волхв, ничего ты не чуешь.

Добрыня уволок его к амбарам, кинул задом на гору счищенного со двора старого снега, и сам навис над ним.

– Поплатишься за это, – скрипнул зубами волхв и умолк, привороженный слабым желтым сиянием перед самым носом.

Солнечный камень блеснул в свете месяца, глянувшего сквозь лохмотья туч.

– Будет твоим, – сказал Добрыня.

– Что хочешь за него? – жадно выдохнул Беловолод.

– Чтоб ты уговорил князя просить у Мстислава мира.

– Не в моей силе…

Добрыня встряхнул его.

– В твоей. Князь тебя слушает. Когда он согласится, отдам тебе камень. Твой ответ?

Беловолод жарко дохнул и показал в улыбке зубы.

– Мой ответ – да. Уговорю князя. А не обманешь с камнем?

– Не обману. – Добрыня достал с груди крест и поцеловал.

Волхв поморщился.

– Велесом клянись.

– Ты сперва голым задом на снегу попрыгай, – отказался Медведь, убрал камень и крест за пазуху, пошел к дровяницам.

Возле тына поставил чурбак, подтянулся и перелез со двора на улицу. Оседлал ждавшего коня.

На владычном подворье он тихо распряг жеребца, поставил в конюшню и задал корма. В доме, проходя в сенях, заметил светлую полоску под дверью изложни, где почивал боярин. Из клети слышались громкие воздыхания и горячие мольбы.

Из-за двери Несторовой клети тоже проливался тусклый свет. Чернец молился по-книжному, читая мудреные словеса, которые порой и называл чудно – Софией, премудростью Божьей.

Добрыня мало понимал в книгах, но верил на слово, что они мудры. Мудрее всех волхвов на свете, мудрее старых богов.

И хотя он целовал крест кудеснику, все равно перемудрить волхва – это его, Медведя, София.

Он стоял под дверью и, приникнув лбом к ободверине, вслушивался в негромкое, размеренное чтение книжных слов. Чем плотнее они набивались в его голову, тем легче укладывались там, как семечки в подсолнухе, и тем яснее становилось, что к старой вере возврата нет. Будет лишь узнавание новой…

 

 

Назавтра Олег Святославич позвал в ту же палату бояр и послов.

– Размыслив со своей дружиной, я решил, – сказал князь, обводя всех усталыми после ночи без сна глазами, – просить у Мстислава мира, а у брата Владимира братской любви, – быстро закончил он.

От Добрыни не укрылось переглядывание Олеговых бояр, для которых ответ князя стал неожиданностью. Он посмотрел на Яня Вышатича. Старик с самого утра был странен, словно захворал или видел во сне упыря. Был изжелта-бледен, молчалив и удручен. Медведю казалось – даже телом иссох за ночь. А самое главное, светлые очи боярина никак не хотели смотреть на Добрыню прямо, все время съезжали в сторону, и ноги боярина обходили Добрыню широким крюком. «Не прознал ли, что я договаривался ночью с волховником?» – обеспокоился храбр. Но сам же унял свою тревогу: когда посольское дело увенчается успехом, боярину нечего будет сердиться на Добрыню за тайные сговоры с кудесником.

Однако вот он успех – князь Олег надумал замириться, а Янь Вышатич как сидел понурым грибом, так и сидит, радостью не осветится. Добрыня осторожно подпихнул его в бок – надо же отвечать князю.

Боярин встал и в пояс поклонился Олегу.

– Благодарствую, князь. Порадовал старика. Будь уверен – и Мстислав, и князь Владимир исполнят оба свои слова.

– Уповаю на то, Янь Вышатич, – отозвался Олег и простодушно попросил: – А может, отдашь чернеца? Обещаю – холопить его не стану, только при мне будет.

– Не могу, князь, отдать тебе свободного. Он сам решит, где и при ком ему быть. Да на что тебе монах?

– Клад хочу найти, – усмехнулся Олег. – А чернец подскажет, где искать.

– Так спроси у волховника, где искать.

– Черт с тобой, боярин, не согнешь тебя, – рассмеялся князь. – Но на пиру со мной и с дружиной ты посидишь нынче, мед по бороде и усам разольешь! И чернеца с собой приведи, пусть он моего угощения отведает.

Янь Вышатич снова поклонился и пошел из палаты, забыв про Добрыню.

– Благодарствую, князь, – пробурчал Медведь, повторив слова боярина, и боком тиснулся к двери.

В сенях его нагнало шипенье Беловолода:

– Куда, волот, торопишься? Исполняй свое обещание.

Добрыня снял с пояса калиту на шнурке, бросил в руки волхву. Тот жадно схватил, вытряс на ладонь солнечный камень, страстно зажал в кулаке. Храбр молча зашагал дальше.

На дворе он хотел было завести разговор со стариком, поведать, как обхитрил волховника. Янь Вышатич, сжав зубы, скрипнул:

– Уйди, Христа ради.

Добрыня в великом недоумении и обиде смотрел, как старик, сгорбясь на коне, выезжает со двора.

…Пир был нешумен и необилен. По чести сказать, князю Олегу и веселиться было не о чем. Но дружине иных поводов для пира кроме верной службы князю не требуется. Пир – и награда дружине, и любовь князя к своим мужам, и поддержание в них ратного духа. Однако в малом пиру чести все же меньше, чем в большом, когда и сама земля бывает хмельна от пролитых на нее меда и браги.

Янь Вышатич сидел посреди застолья скушный. Добрыня вливал в глотку одну кружку за другой, и с каждой становился мрачнее, а на вид звероватее. Книжник, пригубив чашу, в который раз вставал и откланивался. Два Олеговых дружинника, меж которыми князь усадил чернеца, клали ему на плечи руки и возвращали на скамью.

После пятой круговой чаши князь изумленно воззрился на опустевшее место Яня Вышатича.

– А где?..

– Нездоров боярин, – отговорился Добрыня, тяжело подняв себя со скамьи.

Он подошел к Нестору, рукой отодвинул дружинника, сел на его место. Княж муж, схвативши со стола серебряную корчагу с вином, собрался уже затеять бой, но увидел вопрошающий взгляд Медведя и охладел.

Добрыня отломил кусок лосятины и положил на блюдо перед Нестором.

– Угощайся, отец, раз князь угощает.

Книжник оторвал мясное волоконце и отправил в рот.

– А теперь скажи, – продолжал храбр, – какой упырь старика покусал? Я ради дела оберега своего не пожалел, отдал волховнику. А он теперь и видеть меня не желает, будто я ему глаза мозолю. Чем я ему в душу наплевал?

– Ты отдал свой камень волхву? – переспросил монах. – Для чего?

– Чтоб князья миром поладили, – пробурчал Добрыня. – Ты не тревожься, он не сможет творить волшбу с этим камнем. Я поутру снес его в церковь и окунул в крещеную воду.

– Простодушен ты, Добрыня, – вздохнул книжник. – Волшбу творят не камнем и не иным чем, а одной лишь бесовской силой. Впрочем, святая вода не повредит.

– Угу, – отозвался Медведь.

– А на боярина ты не держи обиду…

– Эй, отче Нестор, – перекрикнул князь хриплого песельника, дравшего струны гуслей. – Понеже ты теперь не холоп, окажу тебе честь – садись со мной рядом.

– Чересчур велика для меня честь, князь, – встав, поклонился монах. – Отпусти душу на покаяние.

– Не пущу, отче. Дорог ты мне! Эй, мужи братия, помогите черноризцу, коли сам не в силах дойти.

Двое дружинников подхватили монаха под руки, перемахнули через скамью и, живо приведя к князю, тем же образом усадили одесную. Расторопный холоп поставил перед ним чашу, наполнил вином.

Песельника сменили скоморохи с трещотками и бубнами, заскакали меж столов по-козлиному, задрыгали ногами.

– А что, Нестор, – наклонился к монаху князь, – не слыхал ли ты о сокровищах, укрытых в пещерах под Феодосьевым монастырем?

– Слыхал, князь, и не я один, – косясь на нечистые пляски, ответил книжник. – Об этих сокровищах всякому ведомо, кто читал житие блаженного отца нашего Антония.

Олег Святославич подпер голову кулаком, задумался.

– А при чем тут Антоний? Кто посмел разгласить тайну в житийном писании?! – Князь хотел плеснуть гневом, но размягчивший его хмель не дал разгореться ярости.

– Нет в том никакой тайны, князь. Учитель наш Антоний, устроивший в горе обитель, сперва вселился в готовую пещерку, ископанную в древности варягами. Некогда варяги, ходившие к грекам для торговли, хоронили там свои богатства. Но однажды так случилось, что они не вернулись из греков, а сокровища остались. И доныне лежат там зарытые, однако никто не знает, в каком точно месте.

– Не монастырь, а казнохранилище, – пробормотал Олег, запив услышанное добрым глотком меда. – Что ж князь Святополк? Читал это житие? Знает о варяжской пещере?

– Это мне неведомо, князь.

– А если узнает и велит раскопать пещеры?

– Доныне Бог не попустил святотатства, – уклончиво ответил Нестор. Но слишком хорошо он представлял себе нрав Святополка Изяславича, чтобы не усомниться в действиях киевского князя.

– А о пропавшей казне моего отца, князя Святослава Ярославича, ты ничего не слыхал? Может, в монастыре кто поминал о ней?

Раздумья Нестора прервал вопль:

– Пожар, князь!

…Горело владычное подворье. Прозевавшие огонь холопы бегали по двору с ведрами и корчагами, мешались под ногами у Добрыни. Он рычал на них, распихивал тумаками и требовал топор.

Огонь он заметил издалека. На пиру сидеть стало совсем тоскливо, и Добрыня исчез с княжьего веселья, как перед тем Янь Вышатич. Когда спешился на дворе, хоромы полыхали уже сильно. Пламя вылезало из нижних лопнувших слюдяных оконцев, лизало верхний ярус. Холопы жили в отдельно поставленной челядне. В доме мог быть лишь один человек.

Красное крыльцо терема густо объяло пламя. Не пройти было и через черный вход – рванув дверь, Добрыня едва не умылся дохнувшим в лицо огнем. Кто-то из челяди дал ему наконец топор. Медведь остановил другого холопа с двумя ведрами, опрокинул на себя воду, колкую от льда.

Коротким закрытым гульбищем терем соединялся с маленькой домовой церковью. Добрыня срубил дверь храма, перед алтарем нашел другую дверь и выломился на гульбище. С топором кинулся на запертый вход терема, вынес дверь и, прикрываясь рукавом, вошел в дымные сени.

Лестница только занималась огнем. Он поднялся наверх, плечом стал вышибать двери. Янь Вышатич стоял на коленях в изложне, наполненной дымом. Когда Добрыня вошел в клеть, треснуло от жара окно, пламя ворвалось внутрь. Боярин, хрипя, схватил икону и попытался оттолкнуть Медведя. Но сил уже не осталось. Старик, лишившись чувств, начал заваливаться. Добрыня поднял его на руки.

– Погоди, отец, это еще не смерть. Ты и теперь ее обманешь.

Он вынес боярина тем же путем во двор, положил на меховую полсть, расстеленную холопом.

– Жив? – спрыгнул с коня Иван Чудинович, посланный князем.

Двор наводнили дружинные отроки, вооруженные баграми для раскатки бревен. Засучив рукава и разгоняя бранью холопов, весело принялись за дело.

– Задохнулся малость, – ответил Добрыня. На лбу и бороде у него нависла седая бахрома от замерзшей влаги. – Ты вот что, боярин. Отправь отроков искать волховника.

– Что его искать. Он к князю прилип – не отлепишь.

– Говорю тебе – нет его с князем, – негромко рыкнул Медведь. – Знает, что искать его будут.

– Да на кой? – раздраженно бросил княж муж.

– Он поджег. Больше некому. Сперва в подклети запалил, потом подпер оба входа бревнами и добавил огня снаружи.

– Откуда так точно знаешь?

– Видел. Огонь из подклета шел.

– Я велю разыскать волхва, – кивнул Иван Чудинович.

Янь Вышатич, очнувшись, закашлял. Прибежавший за дружиной Нестор упал возле него в снег, бережно поднял голову боярина.

– Не оставляй нас, отец, – попросил он.

Старик перевел взгляд на Добрыню, хотел что-то сказать. Но только хрипнул горлом, а на глазах блеснули слезы.

 

Ясные краски образа золотились в теплом свете лампады. Икона – окно в горний мир, из которого в темную клеть души смотрят глаза Спаса. Судье, не имеющему греха, человеческая душа дороже всего, что есть на земле. Он хочет, чтобы и человек ценил свою душу так же…

В длинной исподней сорочице и враспояску князь стоял босиком перед образом.

– Премудрости наставник и смысла податель, неразумным учитель и нищим заступник! Утверди в разуме сердце мое. Владыка! Дай мне дар слова, устам моим не запрещай взывать к Тебе: милостивый, помилуй падшего!.. Пощади меня, Спасе, когда воссядешь судить дела мои, не осуждай меня на огонь вечный, не обличай яростью твоей…

Он упал на колени, затем грудью на пол.

– Преклонись душа моя и помысли о делах, содеянных тобой, и очистись слезами…

Встав, князь открыл дверь клети, кликнул гридина:

– Позови владыку.

Вместе с епископом Ефремом в горницу вплыло благовоние церковных воскурений. Князь подошел под благословение.

– Прости, владыко, что встречаю тебя в исподнем. Не имею хотения украшать тело одеждой, когда душа истерзана и кровоточит.

– Все в рубищах предстанем перед Христом на суде, – перекрестился епископ.

– Сядь, владыко, и выслушай.

Усадив Ефрема на лавку, князь поместился на низкой скамейке для ног. Запустил руки в спутанные кудри, опершись локтями о колени.

– Знаю, что я тленен, владыко, и годами немолод. Потому помышляю, как страшно впасть в руки Бога не покаявшимся и не устроившим мира в самом себе. А я с братом враждую! Тоскую о сыне моем, Изяславе, погибшем во вражде. Злую он себе честь добыл и душу ни за что сгубил. Меня ввел в позор и печаль, ненавистью к брату вооружил… До сих пор мне грудь теснит ледяная глыба – ненависть к Олегу. – Князь вдавил пальцы в грудь, будто хотел ногтями разорвать плоть, как рубаху.

– Борись, князь. Все это от наущения сатаны.

– Борюсь, владыко. Силы Господь дает. А то б и не знал, как мне Олега простить… А простить надо. Надо, отче! – с усилием вытолкнулись слова, словно камень вышел из груди. – Иначе и мне не простится… Я же – человек. Грешнее всех людей. Мой грех – война с братом. Не нужно было начинать ее. Мои вины – и половецкие рати давешним летом, и смерть Изяслава, и злоба Олега… Прочти, владыко.

Владимир протянул руку и взял со скрыни трубку пергамена, еще не скрепленного печатью.

– Нынче написал это письмо Олегу. Боюсь, не услышал он меня через моих послов. От Мстислава был скорый гонец, что Олег согласился на мир. Только тревожно мне. Жду Олеговых бояр, а сам лишь о том думаю, как бы мне и второго сына не лишиться. Мстислав доверчив и не распознает обмана. Олег же наторел в этом…

Ефрем развернул грамоту, стал внимательно читать на вытянутых руках. Послание было длинным, князь излил в нем всю душу. Удивление владыки возрастало от строки к строке.

– …Не от нужды пишу это тебе, – неспешно тек голос епископа, – не от беды какой, посланной Богом для вразумления. Но душа мне моя дороже всего на свете. Сам поймешь это, а примешь мое слово по-доброму или с поруганием, увижу из твоего ответа.

Закончив чтение, Ефрем возвысился в полный рост и положил руки на голову Мономаха.

– Да пребудет на тебе благословение Божье. Никто из русских князей не смирялся так, как ты, князь. И да будет благословен твой род вовеки.

– Ты знаешь, владыко, что моя дружина не согласна со мной. Исполни мою просьбу – отвези сам эту грамоту Олегу.

Ефрем сел на лавку.

– Хорошо, князь. Мне и путь будет в радость, когда повезу твои слова. А что дружина не согласна, так это и не диво. Ты ведь, князь, каешься перед убийцей своего сына. Много ли найдется на Руси мужей, кто поймет это и оценит?

– Знаю такого мужа. И о нем у меня тоже просьба, владыко. Если встретишь в пути чернеца Нестора, печерского книжника, передай ему мою повинную. Прав он был, когда остерегал меня от войны с Олегом, а я не послушал его и прогнал.

– Передам. Но чернецы иное, князь, чем дружинные мужи. Тем паче книжник. Нестор причастен к летописцу, а в летописце разумеющему человеку открывается Бог, промышляющий о Своем творении. И в прошлых и в нынешних людских деяниях книжник научается видеть больше, чем простой смертный.

– Воистину так, отче. И мой грех он увидел…

– Однако монах не Господь Бог, чтобы читать в душах людей, – предостерег Ефрем. – Он тот же грешник… Скажи, князь, что означают слова в твоем письме: «Вот сидит подле тебя сын твой крестный с малым братом своим; если захочешь и их убить, то воля твоя»? Ты отправишь к Мстиславу кого-то еще из сыновей?

– Конечно, отправлю. – Взор князя отвердел. – Вместе с тобой. Ведь и ты, владыко, хотя бываешь прозорлив, но не можешь предугадать, как поведет себя Олег. Я пошлю к Мстиславу подмогу – половцев, которых привел Кунуй, и своих дружинников. Во главе рати поставлю Вячеслава.

– Отроку лишь тринадцать лет.

– И мне было тринадцать, когда отец послал меня в первый поход. Зато Олег не увидит в нем угрозы.

– Отдаешь невинного отрока в жертву… – все больше изумлялся Ефрем.

– Уповаю, что Бог остановит руку Олега.

– Но Олег и в самом деле может занести меч для удара, – задумчиво сказал владыка. – Ведь в твоем письме нет ни слова о том, чтобы вернуть ему Чернигов.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.