Сделай Сам Свою Работу на 5

ЧАСТЬ I. МЕЧ СВЯТОГО БОРИСА 20 глава





– Олег твою землю обложил данью и твоих воинов в заточении держит, да еще замышляет захватить Новгород.

– К тому же приласкал возле себя волхва и слушает богомерзкие словеса.

– А глядя на него, и полоцкий Всеслав зашевелится.

– И вас я выслушал, мужи бояре, – изрек Мономах. – Теперь ты, владыко, молви слово. Тебя тоже прямо касается, коли речь зашла о Новгороде.

– Нынче за трапезой, князь, я тебе все сказал. Но если желаешь, повторюсь. Лучше и прекраснее всего братьям жить в мире. Сказано: если не простите прегрешений брату, то и вам не простит Отец небесный. Не заставляй, князь, Олега ожесточаться сердцем. Он ведь, думаю, пошел в твою землю из опасений, что ты будешь мстить ему за сына, чтобы заведомо укрепиться и усилиться. А простишь ему кровь своего чада, и он усмирится. Так разумею, князь.

– Как же, усмирится Гориславич! – фыркнул Георгий.

– Его усмирять надо как полоцкого Всеслава, – зашумели бояре. – Огнем и мечом.

– Мстислав, слыша тебя, владыко, был бы доволен, – перекрикнул их князь. – Да и он придется тебе по сердцу, коли так.

Княжи мужи насторожились.

– А что Мстислав?

– Понуждает меня к миру с Олегом, – объявил Мономах. – Написал в грамоте, что нужно возложить суд на Бога и не мстить, а помириться и договориться. Еще написал, что если на Руси будет раздрай, то сами же погубим свою землю. У Руси немало врагов – налетят со всех сторон как коршуны на кровавый пир. Тот же Всеслав постарается, и ляхи обрадуются, а о половцах и говорить не стану.



Княжи мужи удивленно примолкли. Посреди тишины прозвучала горькая досада:

– Он твой сын, князь, – сказал воевода Ратибор.

– Добрый сын, – согласился епископ Никита.

– Мстислав по молодости и неопытности написал так, – возразил Степан Климятич. – На Руси порядок должен быть, тогда и враги не порадуются.

– Сперва и я так думал, – молвил Владимир. – Но теперь хочу так же смириться. Хочу избегнуть войны, потому что мир на Руси мне дороже чести. Где мир, там и порядок. Говоришь, воевода, что Киев и Переяславль будут смеяться надо мной? А может, они скажут, что князь Мономах избавил русскую землю от лишней крови?

– Не верю я, князь, что без войны обойдется, – заявил Ратибор.



– Князь! Дозволь и мне вставить короткое слово.

Бояре дружно повернули головы к беловолосому старцу, сидевшему на совете по приглашению князя безо всякой, по их мнению, надобности.

– Говори, Янь Вышатич.

– Твоя дружина нужна здесь, в Смоленске, чтобы стеречь полоцкого Всеслава, буде он захочет повторить свои прежние походы на Новгород. А вместо тебя в Ростов пойду я. Мне все равно туда идти ради дела, так могу и послом твоим быть.

– Найдутся послы и покрепче, – недовольно высказалась дума.

– Ради какого дела, боярин, идешь в Ростов? – поинтересовался Мономах.

– Ищу книжника Нестора, которого выкупили из половецкого плена и увезли дружинники Олега.

– Нестор был в плену у поганых? – потрясенно воскликнул князь. – Я не знал о том!

– Нашелся Нестор! – обрадовался Никита. – Хвала Господу!

– А ты, князь, положись на Бога, – продолжал старец, – и жди вестей. Да неплохо было б тебе для большей сговорчивости Олега призвать к себе союзных половцев, которых ты посадил на своей земле.

– Кого дать тебе из моей дружины, Янь Вышатич? – подумав, спросил Владимир Всеволодич.

– Есть у меня один храбр в подмогу. Пожалуй, его и хватит.

– Дам тебе сотню отроков, боярин, и езжай с Богом к Олегу, – подытожил князь.

Княжи мужи оскорбленно безмолвствовали.

 

 

Придя в Ростов, Олег Святославич не задержался в нем надолго. Сторожи приносили худые для князя вести. Новгородская рать двигалась скорым шагом, уже заняла крепостицу Кснятин возле Шернского леса. Оттуда до Ростова несколько дней пути.

Когда новгородцы появились у стен ростовского детинца, воевать тут было уже не с кем. Олег, досадуя и злясь, но не решаясь на бой, отвел дружину к Суздалю. Больше всего злился на брата Ярослава, накаркавшего это позорное бегство.



– Не вини меня, брат, – насупился тот, – за то, что ты слабость свою принял за силу, а теперь разочаровался.

– Не воздал ты, княже, чести богам, – тянул свое волхв, – за то, что даром, без боя, получил Ростов. Не исторг из града скверных попов и церкви их не попалил. А исполнил бы обещанное…

Олег, взъярясь, вцепился в вотолу кудесника, рванул на себя.

– Без боя взял, без боя и отдал. Своих обетов на меня более не вешай!

– Богам нужны дары! – Беловолод дал ему отпор суровым взглядом. – Принеси жертву, княже.

– Тебя велю принести в жертву, – сердясь, обещал Олег. Обещал и брату: – Из Суздаля уж никуда не побегу.

Однако слова неведомого старца, явившегося Ярославу, гнули волю князя в дугу. И в Суздале он долго не просидел. Новгородцы торопились догнать его. В летнее время Олег бы еще попытался оборонить град, укрытый с трех сторон реками. Но теперь лед вымостил подходы к валам со стенами, а каково томиться в осадном сидении, князь уже испытал в Стародубе.

– Вот и кончилось мое ростовское княжение, – усмехался сам над собой Олег. Он стоял на стене детинца и прощально смотрел на речку Каменку, блиставшую на солнце серебряной броней. – Чем отпраздновать это завершение? Чем отблагодарить братца Володьшу за щедрость и гостеприимство?

Справа из-за стены виднелись темные кровли посада, высокими столбами стояли печные дымы. Суздальцы, в отличие от ростовцев, показали ему зубы, когда он натиском брал их город. Нашлось много противников и на посаде. Уже после, войдя в ворота, он силой смирил градских. Одних посажал в темницы, других ограбил и выгнал.

Не хотелось князю, чтобы суздальцы радовались его посрамлению.

– В полон взять их, что ли? – размышлял Олег. – Кого не продам в Муроме, тех отошлю весной в степь.

– Отяготимся рабами, князь, – отсоветовал боярин Колыван Власьич. – Мстислав за полоном пуще погонится, не уйдем от него. Да и тут время потеряем. Уходить надо.

– Запали город, княже! – вдохновился Беловолод. – Отблагодари суздальцев огненным знамением.

– А что! – задумался Олег. – И отблагодарю!

– И новгородцам пристанища не дашь, – одобрил боярин. – Повернут вспять от пожарища.

– К делу, Колыван, – заторопился князь…

Последними занялись пламенем Дмитровские ворота, которыми покинула город дружина. Перейдя по льду реку, Олег остановился последний раз посмотреть на Суздаль. Скакали, догоняя своих, отроки, пускавшие в городе красного петуха. Пожарище разрасталось, обводя заревом небо над городом. Из заборол высовывались языки, плескали на ветру как алые стяги.

– Зачем, брат? – уныло спросил Ярослав, ужасаясь зрелищу.

– А разве в латынах не жгут неприятельских градов? – желчно спросил Олег. – Король Генрих воюет небось не молитвой и не крестом смиряет своих князей.

– Генрих еретик, а ты христианин. Тебе бы жалеть человеческие души.

– Убирайся в Смоленск и там подпевай на богомолье брату Давыду, – озлился Гориславич. – Но тогда и Мурома себе не требуй.

– Я останусь с тобой, – упрямо молвил Ярослав.

Хвост дружины уже скрылся в ближнем лесу, через который шла дорога. У реки остался один волхв. Он досадовал, что князь не вспомнил о заречном монастыре, хотя тот стоял на виду и крестом упирался в небо. Его тоже следовало сжечь дотла – вымести прочь чернеческий дух, очистить место, где прежде поклонялись Велесу.

От дороги к монастырю вела натоптанная тропа. До тына ему оставалось полсотни шагов, когда из ворот высыпало несколько чернецов. Беловолод ничком упал на сугроб, чтобы не заметили его. Но монахи были заняты взволнованным гляденьем на пожар, и на взметнувшуюся со снега фигуру не обратили внимания. Волхв вприпрыжку добежал до ворот, осмотрел пустой двор и припустил к церкви. Обогнул деревянное строение, пал на колени в сугроб и стал выковыривать из пазов болотный мох. Накрошив горку, принялся с бормотаньем заклятий высекать огонь.

Искры вылетали из огнива, мох дымился, но огонь не появлялся. Распарясь от усилий, волхв умылся снегом и продолжил. Кремень перестал давать даже искру. Беловолод стал тереть камни о вотолу, потом снова зачиркал о кресало. Высеченная искра попала на вотолу, рыжий мех затлел огоньком. Кудесник не раздумывая засыпал его снегом. Болотный мох не загорался.

– Не получается? – раздалось сзади.

Беловолод, увлекшись, не обернулся.

– Всуе трудишься, человек. Господь сказал: без Меня не можете ничего творить. Помолись Богу Единому, может, Он подаст тебе огонь.

Волхв повернулся всем туловищем к говорившему. Перед ним стоял поп, начальствующий над другими попами, пискуп с нагрудным знаком власти. Но ни один пискуп не умел внушать такого ледяного ужаса, как этот.

– Не бойся, я не морок и не навий дух.

– Уйди, пискуп, – прохрипел Беловолод, отвернулся и, призывая богов, стал бешено сечь огниво.

– Нет тебе попущения жечь обитель. И заклятия твои не помогут.

Бросив камни, волхв подскочил и с криком побежал к воротам. Монашек, видевший его бегство, в удивлении заглянул за церковь. Кроме кучки мха и развороченного сугроба сперва ничего там не нашел. Но подойдя ближе, заметил странные следы на нетронутом снегу – две оплывшие продолговатые и неглубокие вмятины, будто от чего-то горячего. Монашек долго стоял над ними, не зная, чему приписать все это.

 

 

…Дорога зимним лесом под бледным утренним солнцем бежала добрая, легкая. Среди еловых лап мелькал серый хвост любопытной белки, подслушивавшей разговор путников. Ветер ерошил верхушки деревьев, шутя сыпал на ездоков порошей.

– Скажи, отец, – смущенно говорил храбр, – как перехитряешь смерть? Поди она не раз за тобой приходила.

– Ни к чему мне со смертью хитрить, – простосердечно ответил Янь Вышатич. – Давно прошу Бога прибрать мою душу, чтобы там снова соединиться с моей Марьей. Но, видно, еще не до самого дна я испил свою чашу. И жить вроде более не для чего и не для кого, а Господь дает жить. Внуков и правнуков мне не нянчить. А ведь человек отдает свою жизнь потомству. Мне отдавать некому, вот и зажился. Вместо внуков, считай, живу… Но можно и по-другому рассудить. Всю жизнь, с младых ногтей, для Руси жил, ей одной служил, хотя и разным князьям. Вот и отдарила она меня. А не то, чаю, еще на что-нибудь сгожусь ей… У тебя-то с потомством как?

– К весне кто-нибудь народится.

– Если девка, окрести Марьей, – попросил старый воин.

– А если сын, назову Янем, – решил Добрыня. – Крестным будешь ему, отец?

– Если доверишь.

Боярин был тронут – от чувств заволокло влагой очи. Чтобы скрыть это, Янь Вышатич крикнул назад:

– Эй, Горазд, взбодри своих отроков, чтоб не плелись как на похоронах. А то и в Суздале не застанем Олега Святославича! Уж больно прыток князь.

До Ростова отряд боярина так и не дошел. Повстречали в пути новгородского отрока, поспешавшего с вестью в Смоленск, и повернули коней в иную сторону.

– Не тревожься, боярин, – весело отозвался сотник Горазд, – дальше Руси не убежит.

– Я не об Олеге тревожусь. За книжником, который с ним, по всей Руси гоняюсь, никак не поспею.

– И об этом не беспокойся, Янь Вышатич. Нестора спасать мне не впервой! Из тьмутараканской передряги его выдернули и здесь потянем.

Добрыня вдруг придержал коня, стал ловить ноздрями воздух. В такие мгновенья он больше всего становился похож на потревоженного зверя, ищущего, с какой стороны приближается опасность. Старый боярин уже привык к его повадкам и доверял чутью храбра.

– Что, Добрыня?

– Гарью веет.

– Торопиться надо, – решил Янь Вышатич.

Пустили коней вскачь. До Суздаля оставалось верст тридцать, их одолели к полудню. Дорога вывела к посаду, чернеющему остовами домов, над которыми еще курился едкий дым и разносился вой погорелых женок. Меж руин бродили люди в надежде спасти хоть какой скарб. Поле за сгоревшей посадской стеной превратилось в обширный скотный двор. Спасенная хозяевами дворовая живность на все лады ржала, мычала, мекала, блеяла и лаяла.

– Тут и чутья не нужно, – заломив шапку набок, дивился Горазд, – не найдем мы здесь князь-Олега.

Мимо посада вышли к реке, делающей крутую петлю. В узком пространстве петли еще вчера красовался суздальский детинец, а нынче над обгорелым трупом города погребально каркали вороны.

– В самое яблочко твои слова, отец, – хмуро проговорил Добрыня. – Приплелись на похороны.

– Служил отцу Олегову, князю Святославу, – горько произнес боярин, – не чаял, не гадал, что сын будет жечь русские грады.

Берегом обогнули обвалившиеся черноугольные стены, вышли к остаткам ворот. За рекой, будто нечаянная радость, озарялась солнечными лучами церковь уцелевшего монастыря, Дмитровского подворья киевской Печерской обители. На берегу перед монастырем одиноко стоял чернец в накинутом на голову клобуке – то ли молился, то ли горевал, глядя на пепелище.

– Эй! – закричал ему Горазд. – Скажи, чернец, нет ли в том монастыре книжника Нестора?

– Для чего он вам? – слабо донеслось в ответ.

– Раз спрашиваем, значит, нужен.

– Кому я нужен?

Янь Вышатич утер слезящиеся от мороза глаза и поскакал по льду к иноку. Добрыня наблюдал бесстрастно, а сотник Горазд в изумленном восторге хлопнул себя по ляжкам:

– Ну, книжная душа! Мы его опять спасать едем, а он снова на бережку нас встречает.

Старый боярин слез с коня и от души расцеловал чернеца.

– Как ты, Нестор? – тряс его за плечи Янь Вышатич. – Когда поганые выжгли Феодосьев монастырь, я ведь думал, что больше не увижу тебя.

– Со мной ничего худого не случилось, – отвечал книжник. Он пытался радоваться нежданной встрече, но голос оставался деревянным: – А Русь горит. Церкви горят, монастыри, книжни, грады…

– Да что с тобой? – снова встряхнул его боярин.

– Так и должно быть. А со мной ничего. Бог ко мне излишне милостив… Тоскливо только на душе.

– Зачем ты понадобился Олегу?

– Олегу? – переспросил монах. – Князь заплатил за меня цену раба. Некогда я сам продал себя в рабство твоему ключнику, боярин. Ныне Господь отдал меня в чужие руки, чтобы я вспомнил о смирении.

– Олег выкупил тебя для холопства? – в гневе произнес Янь Вышатич.

– Моя гордыня смердела до самых небес, а я не замечал того…

– Ты больше не раб! – сердито сказал боярин. – И чтоб доказать это, поедешь со мной к Олегу. Я объясню ему, что покупать первого книжника на Руси как последнего холопа постыдно для князя. Даже отец его не додумался бы до такого, хотя и выкрал однажды блаженного Антония из его пещеры.

– И где теперь этот Олег? – спросил, подъехав, Добрыня.

– Ушел в Муром, – ответил Нестор.

– И нам туда же, отец?

– Туда же, – кивнул Янь Вышатич. – Нестора я нашел, осталось княжье дело.

– Не ходок я теперь по княжьим делам, боярин, – продолжал печалиться книжник. – Оставь меня в обители, прошу. Нынче мои дела – молитва да скорбь о своих грехах. Ни о чем ином не помышляю.

– И о книгах не помышляешь? – не поверил старый воин.

– И о книгах, – вздохнул монах. – Все труды мои погибли в огне вместе с книжней. Отболела у меня в груди эта боль, и ныне к книгам не прикасаюсь.

– Как это сгорели?! Да ты что говоришь, Нестор! – всей душой возмутился Янь Вышатич. – Цела и книжня печерская, и твои пергамены! Тебя дожидаются!!

– Целы! – на мгновенье вспыхнул радостью книжник. Но сразу вновь поник. – Как же целы, когда я сам видел огонь, который пожирал все…

– Да не сгорела книжня, – яростно закричал на него боярин. – Крест тебе в том поцелую! Дождь загасил пламя, монахи мне рассказывали!

– Не сгорела, – завороженно повторил Нестор. – Целы мои пергамены. Спасен труд многих лет… – Взор монаха, ненадолго зажегшись блеском, опять потускнел. – Все равно… Не вернусь туда. Покончено с книгами. Неспроста, думаю, Господь привел меня в здешнее подворье, дальше от князей и от стольноградских искусов. Здесь тишина и безмолвие – самая монашеская жизнь.

– Не силен я в истолковании Божьей воли, – рек боярин, которому весьма не по нраву пришлись слова книжника. – Я тебе так, по-простому скажу, Нестор. Рехнулся ты от горестей. Но я этого не оставлю. Хочешь, не хочешь, а поедешь со мной в Муром, хотя бы и пришлось тебя силой привязать к седлу. Ты меня знаешь, и в упрямстве тебе со мной не тягаться.

– Вяжи силой, Янь Вышатич, – твердо сказал книжник. – А пока не привяжешь, я тут останусь.

Нестор повернулся и зашагал к монастырю.

– Хорошо же! – ответил боярин, влезая на коня.

Прежде чем пускаться снова в путь, предстояло еще дождаться в Суздале князя Мстислава.

 

 

В суздальском детинце спаслись от пожара несколько хоромин. Огонь облизал их, но сожрать не решился. На одном из дворов Янь Вышатич с Добрыней и сотней отроков переночевали, а наутро в город вошла новгородская дружина. Ночью на Суздаль белым саваном лег свежий снег, приукрасил обугленные развалины. Боярин и князь Мстислав встретились посреди улицы, спешились и обнялись.

– Возмужал, князь, – одобрил Янь Вышатич, – на гордость отцу. Добрый воин стал.

– Что отец? – нетерпеливо спросил Мстислав, смущенный похвалой старого дедова дружинника. – Намерен ли воевать с дядей? Олег по доброй воле ушел из его земли.

– Его доброй волей мы со вчерашнего дня любуемся, – усмехнулся боярин, показав на погоревшие дворы. – Как ушел, так и обратно придет. Князь Владимир желает помирить Олега, но для этого нужно хорошее войско неподалеку.

– А кто это с тобой, боярин? – заинтересовался новгородский князь. – Таких устрашительных мужей отродясь не видывал.

– Это Добрыня, – просто ответил Янь Вышатич. – При случае может заменить небольшую дружину.

Медведь кургузо мотнул головой для приветствия и повторил попытку сделаться тенью боярина. Однако тень была слишком приметной.

– Надо же, – восхищенно сказал Мстислав. – Эй, Добрыня Рагуилович! – отнесся он к своему воеводе. – Не ударь в грязь лицом перед тезкой!

– Не ударю, князь, – проворчал воевода, выезжая вперед на мощном коне – скакун послабже не смог бы носить такого мужа, равного в обхвате двухсотлетнему дубу.

Прочие дружинники, еще не разъехавшиеся по городу в поисках крова и очага, сгрудились теснее, перекрыв всю улицу.

– Пойдем, Янь Вышатич, поговорим о делах, – предложил Мстислав.

– Вроде потеха будет? – тот хотел остаться.

– Пускай дружина тешится, – с улыбкой ответил князь. – Нам до того ли сейчас?

Удивляясь смиренномудрию юного князя, боярин двинул коня рядом с ним.

– Так ты Добрыня? – приступил меж тем к храбру новгородский воевода.

Медведь смотрел на него с безмятежным любопытством.

– Ну поглядим, по добру ли, по праву ли носишь это имя.

Добрыня Рагуилович, перекинув ногу, скатился с седла. Скинул в снег мятель и шапку, отстегнул с пояса меч, отдал ближнему кметю. Медведь, глядя на него, проделал то же, только палицу подвесил к седлу.

Два Добрыни встали друг против друга по краям неширокой утоптанной дороги.

– Я свое имя не украл, – предупредил Медведь.

– Поглядим, – ухмылялся воевода, – кто из нас сядет в сугроб.

Он шагнул ближе, сделал замах, но не ударил.

– Бей! – велел Добрыня Рагуилович. – Ну бей же! – раззадоренно скалился он, подставляя открытую грудь. – Посади меня в сугроб!

– Бей! Ударь первым! – кричали новгородцы храбру. – Не бойся, Добрыня, воевода зря не убьет!

Медведь не двигался.

– Да что стоишь, как чур деревянный?! – все больше ярился воевода.

– Не бью без причины, – спокойно объяснил Добрыня.

Новгородец с размаху приложил кулаком ему в грудь. У любого из дружинников вокруг от такого удара затрещали бы ребра. Добрыня не пошевелился.

– Вот причина. Сгодится? – воевода подул на кулак.

– Где? – спросил Медведь.

Из дружинных глоток вырвался хохот и понесся, распугивая галок.

– Ну, – усмехнулся Добрыня Рагуилович. – А так?

От второго удара храбр слегка покачнулся.

– И так?

Медведь перехватил кулак воеводы левой рукой, а правой ухнул новгородцу пониже ключицы. Добрыня Рагуилович устоял, отшагнув назад.

– Пощекотал, – снова усмехнулся он и треснул храбра по уху.

Медведь постоял, осоловевши, а затем мягко осел в сугроб.

– Не Добрыня, – тряхнув рукой, подытожил воевода и пошел к коню.

Храбр потряс головой, чтобы не звенела, поднялся, позвал:

– Эй.

Двинулся новгородцу навстречу и сходу врезал ему в челюсть. После этого глаза воеводы несколько мгновений могли смотреть только на переносицу. Затем он размахнулся, а Медведь, наклонясь, взял его за ноги и запрокинул тяжелую тушу себе на спину. Сделал пару шагов, сбросил Добрыню Рагуиловича в сугроб. Отряхнул руки и пошел. Новгородская дружина кулаками прикрывала ухмылки.

– Стой! – раздалось грозно из сугроба. Воевода выбрался на дорогу и, потирая челюсть, согласился: – Добрыня…

– И чего ты к имени прицепился? – буркнул Медведь, надевая меховой плащ.

– Добрыня – имя знаменитое. – Боярин сплюнул в снег кровь. – Не знаешь, что ли, про дядю старого князя Владимира, крестившего Новгород?

– Не знаю.

– Так пойдем я тебе расскажу за бочонком-другим доброго меда, – дружелюбно сказал воевода.

– И нам удели того меду, Добрыня Рагуилович, – попросили дружинники.

– А вам за ваши поганые усмешки над воеводой не полагается меду, – сердито ответил он.

…Ожидания Олега не сбылись – новгородский князь, придя в выжженный Суздаль, утвердился в нем надолго. Градские люди быстро разбирали горелые руины, использовали на дрова или свозили за город. Обратно из лесу гнали обозы свежей древесины, ставили город заново. Спорили только о том, что рубить в первую очередь – городьбу или дома. Мстислав рассудил их, велев прежде пускать дерево на жилье, а уж потом на укрепления.

– Пока здесь стою – я ваша защита, – обещал он суздальцам. – Олег больше не причинит вам зла.

– Ну коли так, – обрадовались погорельцы, – поставим себе хоромины лучше и краше прежних.

В первый же день князь освободил из ям заточенных Олегом дружинников и градских – тех, которые не задохнулись в дыму. Воины, стыдясь, что не смогли оборонить город от Олега, рвались вдогонку за ним. Мстислав осадил их:

– Отец не хочет мстить. Вам и подавно не пристало думать о мести, рушить волю вашего князя.

Суздальские кмети склонили головы.

На второй день князь провожал в Муром послов.

– Не забудь, Янь Вышатич, передать дяде мои слова.

– Не забуду, князь. Да как же мне и забыть про твои слова, когда ты так ласков с князем Гориславичем, – по-доброму сказал боярин.

– Для меня он не Гориславич, а крестный, – возразил Мстислав. – А Господь учит пресекать зло милосердием.

Выйдя из города, посольский отряд направился к Дмитровскому монастырю. Здесь оба – Нестор и Янь Вышатич сдержали свое слово. Один отказывался ехать, другой велел отрокам силой посадить его на коня и в пути сторожить с двух сторон.

– Зачем неволишь чернеца, отец? – спросил Добрыня в дороге.

– Затем, что он монах Феодосьевой обители, – помедлив, ответил боярин. – А блаженный Феодосий созидал монастырь так, чтоб из него по Руси шло духовное утешение и просвещение. Чтоб каждый черноризец в нем жил не только для своей души, но и для мира, для всех русских людей.

– Ты знал этого Феодосия, отец?

– Знал и почитал. И верю, что его прославят в святых. Как-то раз он сказал мне: монах всегда и во всем должен делать себе принуждение, а иначе он не монах. Нестору хочу напомнить о том же. Все понимаю – у кого нынче на Руси мир и покой в душе, кого миновали тяжкие мысли о судьбе своей земли? Но складывать руки и пускать нюни никому нельзя. Иначе будет еще хуже. Сейчас даже чернецы должны работать на Русь. Больше того – наравне с князьями должны вкладываться в устроение русской земли.

– Кто ж им даст княжью власть? – не понял Добрыня.

– Устроять землю можно и не имея власти. Одним духом любви Христовой и книжным словом.

Боярин перевел дух. Выговорилось все за несколько мгновений, а ведь раздумывал над этим не один год.

– Вот так, – самому себе ответил он. – Скоро слово сказывается, да не скоро дело делается.

– Как в Муроме дело будем делать, отец? – спросил о своем Добрыня. – Принуждением или добром?

– Как придется.

Медведь залез пятерней под кожух и поскреб тело. В седле сидели уже несколько седмиц, а в Суздале после пожара не осталось ни одной бани.

– Помыться бы. Что мы за княжьи послы – грязные, провонявшие.

Янь Вышатич принюхался, проверил за пазухой.

– Не чувствую. Зима же.

Добрыня не ответил. Он-то слышал, как зачихала от человечьего запаха хитрая лиса, притаившаяся в подлеске. Кого-то поджидала – да только не людей…

 

 

– Ты пришел вернуть мне моего холопа, Янь Вышатич? – такими словами встретил князь Олег послов, быстрым шагом войдя в палату и выхватив острым взглядом каждого из прибывших.

По лавкам расселись Олеговы бояре. Возле спинки княжьего кресла встал длиннобородый, увешанный знаками и гремучими оберегами волхв.

– Здрав будь, князь, – в пояс поклонился боярин, бывший воевода князя Святослава, отца Олега. – Неужто даже не поздороваешься после того, как не виделись с тобой двадцать лет?

– Для чего тебе здоровье, старик, в таких летах? – без приязни ответил князь. – Я ведь думал, ты помер давно. А ты не только жив, но и бегаешь на службе у Мономаха. Не пора ли тебе на покой?

– Пора, князь, – согласился Янь Вышатич. – Если б ты не мутил воду на Руси, был бы мне покой.

– А мне-то блазнится, воду мутит как раз Володьша.

– А ты перекрестись, князь, да помолись, чтоб не блазнилось. Небось от волховных шептаний и заклинаний тебе всякое мерещится.

– Как говоришь с князем! – стукнул посохом волховник.

– Как Бог положил на ум, так и говорю, – не посмотрев на кудесника, отвечал боярин. – Ты, князь, верно сказал – у дверей иной жизни стою. А перед смертью правда из уст легко льется. Так ты послушай меня, старого дружинника, не побрезгуй. У князя Владимира я на службе не числюсь. А его волю исполняю как приложение к своей собственной. Он хочет с тобой мириться и договариваться, и нет у него злого умысла против тебя. Мономах готов простить тебе кровь сына, если сам явишь добрую волю. Другой его сын, Мстислав, передает тебе такие слова: «Буду во всем послушен тебе как младший и крестник твой. Не стану преследовать с дружиной. Ты же посылай своих бояр к моему отцу и верни ему дружину, которую заточил в Муроме. Не лишай себя милости Бога стоянием во вражде и не губи Русь, отчину нашу».

– Не губить, значит, отчину, которую отняли у меня? – зло усмехнулся Олег.

– Потому и отняли, что ты не жалеешь Русь. Кому ты служишь, князь, своей земле или поганым?

– Князь на земле только богам служит! – опять стукнул волхв.

– Не греми своей палкой, чудодей, – сказал Янь Вышатич. – Она твоим словам весу не прибавит. Добрый князь Христу служит, а у худого свои боги – гордыня и зависть.

– Не я служу, а мне служат, – надменно произнес Олег. – На то я и рожден в княжьем роду, отцами и дедами возвышен. Мне дана воля – жалеть свою землю или драть как ледащую кобылу.

– Пошто же ей такая честь – ледащей кобылой сделаться? – воскликнул боярин. – Может, и деды твои были не Ярославом Мудрым и не Владимиром Крестителем, а рабами на скотобойне?.. Пошто сжег Суздаль? Пошто Русь на съедение степнякам отдаешь?

– Захочу – не один Суздаль гарью станет, а вся Русь! – запальчиво крикнул Олег.

– Тот Владимир, что Руси веру переменил, рабом и был – холопкой рожден, – зло напомнил волховник. – И рабскую веру от греков привез.

– Господь наш зовет людей сделаться сынами Божьими, и дал им образец – Сына Божия, Иисуса Христа. Разве ты, князь, не человек и не имеешь нужды смириться как Христос, чтобы спастись от тления?

Янь Вышатич почувствовал, как сбоку его дергают.

– Отец, – шумно прошептал Добрыня, – руки у меня чешутся на волховника. Он не даст тебе договориться с князем. Дай мне убрать его.

– Сиди смирно, – процедил боярин. – Если словами не одолеем – и силой не возьмем.

– Я только сломаю ему челюсть, а убивать не стану.

– Сиди и молчи, – сердито велел Янь Вышатич.

Медведь ослабил ворот рубахи и стал медленно скрести за пазухой, глядя на волхва.

– Что же Мономах и Мстислав не послали ко мне своих бояр? – вдруг сменил тему Олег, не любивший богословия, в котором был не силен. – Если бы хотели по чести сладить дело, послали бы своих первых мужей, а не безлепицу из трех голов, которую вижу перед собой: древнего старика, чернеца-раба и вот этого. – Олег кивнул, не зная, как назвать Медведя.

– Потому и не послали, что по чести ты, князь, должен был бы посылать своих мужей к Мономаху, как первый проливший кровь, а не он к тебе. Сам посуди – побежденному ли требовать послов от победителя? Мы к тебе с добром пришли от твоего брата, а ты к этому добру еще прибытка требуешь, – в сердцах укорял его старик.

– А кто тут побежденный? – Олег повертел головой, кривляясь. – Вы, мужи бояре, не видали – не выбегал отсюда побежденный, про которого Янь Вышатич говорит?

– Да таких в твоей дружине не водится, князь, – ухмыльнулся Колыван Власьич.

Олег развел руками.

– Ошибся ты, Янь Вышатич. А вот Мономах не считает меня побежденным, коли сам мира просит.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.