Сделай Сам Свою Работу на 5

ЧАСТЬ I. МЕЧ СВЯТОГО БОРИСА 18 глава





– Хватит сопли размазывать! – прикрикнул боярин, разъярясь. – Я тебе для чего велел в монастыре жить? А ты мне тут… Чудеса не диво, их и волхвы творить умеют.

– Да не слыхал я, чтоб волхвы хоть одного мертвого оживили, – нагло заявил раб.

Наслав Коснячич бросил в него сапогом.

– О том, для чего послан в монастырь, имею вести, – увернувшись, сказал Колчек.

– С того бы и начал, – поутих боярин. – Говори, что вызнал.

– Прослышал от одного монастырского парубка, будто тот чернец Федор, который ныне юродствует и бесами повелевает, а прежде затворником под землей жил, обрел в пещерах некое сокровище. Будто бы и злато там, и сребро, и сосуды ценные, и будто чернец этот хотел с таким сокровищем выйти из монастыря да уйти в другую землю, там купить села и зажить богато.

– Известно, о чем эти черные вороны мечтают, – позлорадствовал тысяцкий, жадно слушая. – Дальше, дальше! Где те сокровища теперь?

– В пещерах и остались. Не ушел он никуда, монах этот. Другой чернец, приятель его, отговорил.

– А в котором месте закопано, кто знает?

Колчек сильно пожал плечами.

– Да разве ж кто скажет. Чернецы-простецы цену золоту не ведают, оно для них как грязь.



– Ну-ну, сказывай сказки, – молвил тысяцкий. – Видали мы таких бессребреников в рясах на пирах у князей. Еще узнал что?

– Не-а. И не хочу боле ничего вызнавать, – отрубил Колчек. – На село отправляй, хозяин, там отработаю тебе кабалу.

Наслав Коснячич сложил из пальцев кукиш и показал рабу.

– Видал? Будешь сидеть в монастыре сколько мне надо. Заупрямишься – велю тебя бросить в яму с крысами. А поможешь найти то сокровище – тебе долю выделю и кабалу твою порву, на волю пущу. Пошел назад, холоп!

Колчек уныло повесил голову, поворотился, а в дверях глянул на хозяина.

– В монастыре мое имя – брат Николай. Раб Божий.

Сказав сие, удалился с непреклонным видом.

 

 

В яркий полдень князь Святополк Изяславич велел челяди завесить окна в палате, затворить двери и зажечь свечи. Биричу приказал гнать из хором всех, кто явится по его, Святополкову, душу с надоеданьями. При себе оставил одного тысяцкого, да и того задвинул в тень за креслом.

Великий князь принимал у себя в терему трех важных иудеев, возглавлявших хазарскую общину, что размещалась у Жидовских ворот. С жидами Святополк Изяславич был дружен, но строг. Дружбу крепил золотом и серебром, всяко радея о том, чтобы она была не тонка и ручеек, текший к нему в казну, превращался в полноводную реку. Однако не забывал о том, что коварные жиды распяли Христа и за это Бог предал их в руки других народов, потому обходиться с ними подобает сурово, как с покоренным племенем. Оттого отношения князя с хазарами-лихоимцами были подобны чашам весов – то взмывали до подобострастия, то падали в холодное презренье.



Нынче Святополк Изяславич пребывал в равновесии. Князю требовался звонкий металл, но ласкать иудеев, которые по всем христианским странам вдруг стали неспокойны, не хотелось.

– Хорошо, каган Святополк, мы дадим тебе то, что ты просишь, – изрек Самуил Парнас, к которому двое других хазар обращались с почтением. – Мы соберем серебро, которое, как ты говоришь, нужно тебе для восстановления войска и города после набега язычников. Но и мы попросим у тебя…

– О чем это?.. – Князю страшно не понравились последние слова иудейского старейшины. – С каких пор я стал исполнителем ваших просьб?

– Наша просьба не потребует от тебя великих усилий, каган Святополк, и не введет в искушение, от которого почитатели Христа просят в своих молитвах избавить их.

В этой витиеватой речи князю послышалась насмешка над христианской верой.

– Одно то, что имею дело с врагами Христа, есть жесточайшее искушение, – повторил он слышанные от епископа слова. Тогда они были произнесены в укор князю, теперь князь укорял ими иудеев. – Жесточайшее! – с довольным видом прибавил он.



– Что ж, князь, – сказал Исаак бар Коген, знатный и умный хазарин, державший треть Киева в должниках, – тогда пошли свою дружину грабить и жечь наши дома, убивать нас и наших жен с детьми, как делают теперь в латинских странах те, кто назвались крестоносцами.

– Для чего мне так делать? – моргнул Святополк, подозревая хазарскую хитрость.

– Ведь мы просим у тебя защиты, а ты не хочешь нам дать ее.

– От кого защиты? – князь полыхнул взором, распрямил плечи. – Нешто моим жидам кто угрожает?

– По городу ходит некий торговый человек, – вкрадчиво заговорил Иуда бар Ханукка, ростовщик пожиже, чем бар Коген, – у которого на выплату долга ушло все имение. От огорчения он тронулся умом и призывает градских людей громить наши дома, отнять у нас все имущество, а самих изгнать из Киева. И много таких, кто с ним соглашается.

– Я разберусь с этим купцом, – пообещал Святополк.

Трое хазар склонили головы в знак благодарности.

– Знает ли великий каган, что в Константине-граде назначен для Руси митрополит? – продолжал разговор Парнас.

– Не знает. – Князь от неожиданности подскочил на месте. – Греки шлют митрополита? Отчего так вдруг? Почему я узнаю про то от врагов Христовой веры?

– Ты мог бы узнать об этом, князь, от друзей Христовой веры, но только через месяц или позже, – ответил бар Коген. – Что же до твоего вопроса «отчего», то мы можем догадываться, что это связано с известными тебе и всем событиями, которые не вполне знающие люди называют преддверием конца света и второго пришествия Распятого.

– А как называют это хазары? – насторожился Святополк Изяславич.

– Мы называем это пришествием времени, когда Бог соберет свой народ Израиль из всех земель в священном городе Иерусалиме и совершит со своими людьми новый завет. Он даст нам Мессию, который восстановит царство Израиля во всей земле.

– Темные вы, жиды, – пренебрежительно молвил князь. – У нас Новый завет в церквах читают. А вы, Христа отвергая, из-за купчишки, на вас рыкающего, трясетесь.

– И тебе, великий каган Святополк, есть от чего потряхиваться, – с поклоном сказал Парнас. – Митрополита на Русь выбрали несговорчивого.

– Что мне митрополит! – покривился князь. – Митрополиты наезжают, а князья остаются. Греческие попы нам не указ, свои расплодились.

– Радостно слышать это от великого кагана, – приложил руку к сердцу бар Ханукка. – Но мы, бедные иудеи, не обладаем такой свободой и просим тебя, каган Святополк, защитить нас от митрополита, когда он водворится в Киеве. Ибо мы боимся, что он воздвигнет тебя и твой народ против нас, как то и в ромейском царстве происходит – ныне повсюду обрушивается на иудеев гнет.

– Я сказал уже, что никто вас не тронет, – с властным достоинством произнес князь. – Но за это вы…

– Да, да, мы как раз собирались предложить тебе, каган Святополк, немалую выгоду, – поспешно заговорил Парнас, – и хотели просить твоего согласия.

– Да чего ж тут спрашивать, – слегка удивился князь. – Я и так согласен.

– Ты согласен, – подхватил бар Коген, – чтобы у нас было твое разрешение самим продавать наших должников, а не отдавать их на твой, великого кагана, суд?

Святополк Изяславич, не ждавший такого поворота, сделал возражающий жест. Хазары, торопясь, не дали ему раскрыть рот.

– Мы ведь о твоей выгоде печемся. А какая тебе выгода от того, что долговые ямы забиты неимущими должниками. Они бестолку гниют там, на киевском торгу их не продать – твои люди серебром и имением отощали. А мы можем торговать ими в латинских странах. Там русов не считают христианами и не запрещают, как в Византии, продавать. В сарацинских землях также охотно берут славянских рабов. У тебя будет много серебра от этой торговли, каган Святополк.

– Чего удумали-то, жиды! – неодобрительно отозвался князь.

– К пользе твоей удумали, – настаивали хазары.

– Ну, будь по-вашему, – грозно сказал Святополк Изяславич. – Но за мое согласие будете отдавать мне двойную против прежней долю.

– Будем, – легко согласились они.

Князь небрежно взмахнул дланью.

– Подите прочь, жиды.

Когда хазары удалились друг за дружкой, из-за княжьего кресла выпростался на свет тысяцкий Наслав Коснячич.

– Доволен ли ты, князь, что я позвал к тебе хазар?

Святополк Изяславич ласково взял его за бороду и притянул к себе голову боярина.

– Коснячич, – сказал князь задушевно, – сделай так, чтоб я больше не видел их у себя в хоромах. Хитрых рож мне и без того хватает. Впредь говорить с ними только через тебя буду.

– Как велишь, князь, – кивнул тысяцкий, освободив бороду.

– А откуда они узнали про митрополита? – задумался Святополк.

– Из Таврии в Киев много жидов прибывает нынче. А может, и из самого Царьграда. Узнали как-нибудь.

– Зачем это они в Киев прибывают? – нахмурился князь.

– Возле Царьграда собирается толпами оружный сброд из латынских стран с крестами на рубахах. Великое войско, – по лицу боярина скользнула язвительная усмешка. – Тамошние жиды опасаются, что с ними будет то же, что и в латынах. Оттого и бегут.

– От угров были вести, будто жиды спешат в Иерусалим. Будто среди них ходят некие грамотки, зовущие их в Святой город. Что ж в Киев-то бегут? – вопрошал Святополк. – Не нравится мне это, Коснячич.

– Не тревожься, князь. Слыхал же ты от церковных и чернецов, как они Киев другим Иерусалимом зовут. Может, и хазары им поверили? – лукаво улыбнулся тысяцкий. – Для тебя, князь, это хорошо. Больше жидов – больше серебра. Хазары умеют выжимать из людишек прибыль. Нам бы у них научиться.

Морщины на лбу князя разгладились.

– Узнал ты, кто еще из моих бояр и житьих людей приноровился давать серебро в рост?

– Узнал. Вот грамотка, князь. – Тысяцкий извлек из калиты на поясе узкий свиток. – В ней имена.

Святополк Изяславич в нетерпении развернул пергамен.

– Воевода Путята? – изумился он, прочтя первое имя. – И ведь меня попрекал, что жидов привечаю! А у самого рыло в пуху. Веришь ли, Коснячич, иногда побаиваюсь моего воеводу. Никогда не знаю, что у него на уме. – Проглядев список, князь затолкал пергамен под зарукавье. – С купчинами ты потолкуй. А боярам я сам разъясню, что негоже не платить князю мыто.

– Сделаю. Позволь, князь, совет дать.

– Говори, боярин.

– Ежели греки впрямь митрополита пришлют… Станет он совать нос туда и сюда…

– Не мнись, Коснячич, говори как есть.

– Обузить бы ему поприще, князь, чтоб тебе не досаждал своим поповским нравоученьем.

– Дельный совет, – одобрил Святополк, – да как его обузишь?

– Страви его, князь, с печерскими монахами. Пущай поборется с земляными червями. Их так-то просто не одолеть, за них немало из нарочитой чади вступятся. А все ж пусть потрудится. Тебе двойная польза – митрополита займешь и чернецов присмиришь. Они во всем тебе поперек встали, так надо монастырь тот разорить, а монахов разогнать. Сколько на Руси княжьих да боярских обителей – пускай в них селятся. А этот, ничейный, стоит на великую досаду тебе, князь. И время удачное для такого дела, пока они погорельцами живут. Запрети, князь, дружине и градским давать серебро на поновление монастыря.

– И умно говоришь, и глупо, боярин. Как могу запретить? Все равно что обратно Русь из крещеной в некрещеную превратить. Нелепо сие. Верить во Христа и являть благочестие – это нам от прадеда князя Владимира завещано. А чернецов присмирить я бы и рад, да ведь феодосьевы монахи от притеснений еще дерзновеннее делаются. Помнишь игумена? Если б я не велел держать его в затворе, он бы мне и из Турова укоризны слал… Однако ты прав, Коснячич. Митрополит будет мне занозой. Брат Владимир наверняка сойдется с ним близко и против меня настроит. А через митрополита и бояр, и градских к себе привлечет. Володьша обольщать умеет, когда хочет. На него и так уже с восторгами смотрят. Как же, страж Руси, гроза степняков! Воитель за землю Русскую! Князь-ратоборец! А Святополк киевский – так, прихлебатель, таракан на великом на столе. Стена подпиленная.

– Наговариваешь на себя князь, – заверил тысяцкий. – Против Олега черниговского ты Мономаха повел, а не он тебя.

Святополк Изяславич скроил кислую гримасу.

– С Олегом воевать – невелика честь. Оттого Володьша и бережется от такой войны. Братолюбивым хочет прослыть, ангельской чистотою сверкать. Того и гляди крылья отрастит, – брюзжал князь, ожесточаясь. – Вот бы ему те крылья подпалить!

– А не подпалить, так замарать, – с готовностью подсказал Наслав Коснячич. – Запятнать ангельскую-то чистоту, а князь?

Святополк долго и пытующе смотрел ему в глаза.

– Сможем ли?

– Дело нехитрое.

– Говори.

Тысяцкий подобрался, как рысь перед прыжком, даже замер на несколько мгновений. Только усы трепетнули в предчувствии добычи.

– Олег тебе, князь, и Мономаху крест целовал, а исполнять обещанного не торопится либо вовсе не хочет. Не замирили вы его, а, блазнится мне, только разозлили. Он теперь как тур, которого жалят оводы. Из Смоленска слышно, будто Олег, придя туда, хотел выгнать брата Давыда и сесть на его место. А не сумел оттого, что смоляне воспротивились. Ну да ты знаешь… С Давыдом он помирился и взял у него часть дружины, да пошел к Рязани. Чуешь, князь, отчего к Рязани да с большим войском?

– На волжских болгар идет? – сморщился Святополк.

– Ближе.

– На Муром? – выдохнул князь, загоревшись взором.

– А в Муроме-то сидит-посиживает сынок Мономахов! – в лад с князем воодушевился тысяцкий. – Из Курска пожаловал, на муромский стол сам себя посадил, Олеговых дружинников обидел. Может, конечно, статься, – размыслил Наслав Коснячич, – они миром уговорятся. Олег, сколько помню, крестил старших сыновей Мономаха… Надо бы тебе, князь, гонца к Олегу засылать, чтоб тайно обещал ему твою помощь в войне. А если к миру дело пойдет – чтоб порушил его, как сумеет. Воевать станут – Мономах заступится за своего щенка.

– Заступится ли? – промолвил князь. – Сомневаюсь я, Коснячич. Он и мне говорил, что Изяслав пошел на Муром от ветра в буйной голове, от злого советованья дружины. Прогонит Олег мальчишку – Володьша и ухом не поведет. Мы ведь под Стародубом сами хотели Олегу Муром дать.

– Ухом он, может, не поведет, когда мальчишка подобру-поздорову унесет из Мурома ноги. А ежели не унесет? – тысяцкий глядел на князя змеем-искусителем. – Ежели этот Изяслав повторит другого Изяслава, твоего отца, князь?

– Отец погиб в сече против того же Олега, – закаменев лицом, проговорил князь. – Восемнадцать лет назад.

– Мономах не простит Гориславичу гибели сына, – все настойчивее внушал тысяцкий, побелев от волнения. – Все братолюбие слетит с него как шелуха с зерна. Умоются оба в крови! А уж о митрополите Мономах и думать забудет. Решайся, князь!

Святополк сжал пятерней свиту на груди боярина, нависавшего над ним, жарко дохнул ему в лицо.

– Этот мальчишка родился в тот год, когда погиб отец. Мономах назвал сына Изяславом в его честь… Я не буду посылать гонца к Олегу. Ступай вон, Коснячич. С глаз долой!

Сильным толчком в грудь князь отпихнул тысяцкого. Взмахивая руками, тот отлетел к двери, втемяшился в нее задом и скрылся в сенях. Святополк Изяславич встал и, обходя палату, принялся вдумчиво гасить пальцами заплывшие свечи.

Оставшись в темноте, он громко, с натугой расхохотался.

 

 

Скачка на коне вытрясала душу третью седмицу. Ехали через всю Русь – немеряные пути-дороги забрали все силы, оставили в теле одну только боль. Тело превратилось в отбивную, и ему было все равно куда лечь – хоть на сковороду. И даже желательнее на сковороду, дабы скорее отмучиться и более ничего не чувствовать. Потому что и на самом мягком ложе боль во всех костях и суставах еще долго будет напоминать о том, как велика Русь.

В Рязани Нестор свалился с коня, дополз до охапки сена и, сомкнув веки, вновь оказался в седле. Бесконечная дорога стелилась под ноги даже во сне. Но далеко она не увела. Монаха грубо растолкали и велели куда-то идти. Он не имел представления, где находится и куда его ведут. Раздирая слипавшиеся глаза, заметил только, что двор обширен, многолюден и богато устроен.

В хоромах пришлось подниматься по лестнице. Нестор едва волочил ноги, пытался упасть, но подхватили, и наверху он оказался чуть жив. В таком виде предстал перед князем. Узнал того сразу – и по голосу, и по взгляду, в котором жила одержимость. Князь же смотрел на чернеца с брезгливым сомнением.

– Ну и зачем мне полудохлый чернец?

– Для чего-нибудь сгодится, князь, – бодро прозвучал ответ Мстиши Колывановича. – Это он с дороги задохлый, а так живучий. Мы с Вахрамеем доподлинно знаем. На вид он, конечно, не особо примечательный, зато на плечах не голова, а целая книжня. Опять же, князь Мономах доверял ему тайные дела. Ну, мы тебе говорили…

Князь Олег Святославич подошел ближе к иноку.

– Ты книжник?

– Нестор-книжник, – глядя ему в глаза, ответил чернец. – Некогда, князь, ты обещал повесить меня на дереве за ноги.

– Нестор-книжник! – Олег шлепнул ладонью себе по лбу. – Ну как же, помню. Это ведь ты составил житие святых князей Бориса и Глеба?

– Я, князь.

– Ты убедил моего брата Мономаха подражать Борису в братолюбии!

Взор Олега наполнялся все большим интересом.

– Я, князь, – тише ответил Нестор.

– И это ты поучал меня и брата будто власть имеющий, а князья перед тобой будто несмышленые дети.

– Я, князь… – едва слышно произнес книжник.

Олег резко развернулся к Мстише.

– Сколько вы заплатили за него половцам?

– Пять гривен – обычную цену раба.

– Скажу тиуну, чтоб выдал вам пятнадцать гривен.

Так же быстро он обернулся к Нестору.

– Отныне ты купленный раб. Мой холоп! Что хочу, то и сделаю с тобой.

– Ты мог сделать со мной что хотел еще тогда, в Чернигове, князь, – прошелестел губами Нестор.

– Вешать тебя на дереве мне нынче не любопытно. – Олег приставил палец к подбородку, с улыбкой задумавшись. – Будешь моим светочем веры и придворным хронистом, как у ромейских царей. Будешь составлять мне книги, для души спасительные и для ума усладительные… Да нет, пожалуй, сделаю тебя своим писцом, – передумал князь. – Сегодня мне как раз нужно отправить грамотку в Муром… Или нет?.. Ты ведь, кажется, миротворить любишь? Бориса и Глеба во образец ставишь. Только князь переяславский, Владимир Мономах, верно, забыл все твои слова про святого Бориса. На меня, брата своего, с другим братом войной пошел, из отчего града выгнал и своего посадника там посадил. Сына на меня натравил, Муромскую землю отнял. Пора ему снова напомнить о братолюбии. Ну, говори, пойдешь как раб мой мирить меня с Владимиром и Святополком?

– Кто же станет слушать раба, – безучастно промолвил Нестор.

Князь захохотал.

– А ведь верно! – тыча в монаха пальцем, он повернулся к отроку. – Кто станет слушать раба!

Мстиша улыбался, хлопая глазами.

– Значит, быть тебе при мне писцом, – решил Олег и ударил в ладоши, вызывая сенного холопа. – Пергамен и чернила! – приказал вошедшему, а Колывановичу велел: – Поди пока вон. После призову.

Холоп быстро принес потребное для письма.

– Садись и пиши, – сказал князь монаху. – Да смотри, не испорть пергамен, не то будешь наказан… Пиши. Чаду моего брата Владимира и сыну моему во святом крещении Изяславу, князю курскому, своею волею и безрассудством севшему на столе града Мурома. Велю тебе немедля выйти из Мурома и идти в землю отца твоего, куда хочешь, в Ростов или Курск. А это – земля моего отца, и сам хочу здесь сесть по закону русскому, и с отцом твоим заключить на это договор, как оба мы, я ему и он мне, целовали в том крест у Стародуба. Отец твой Мономах, выгнал меня из моего града, а тебе, отрок, молоко на губах не отерший и у меня на руках лежавший, не следует искать чужого и лишать меня отчего хлеба. Не надейся на многолюдство своей дружины, которую ты собрал против меня. Бог на моей стороне, и правда у меня, а не у тебя. Если же не послушаешь меня, твоего отца крестного, пожалеешь вскоре…

Рука монаха привычно чертила письмена, а душа трепетала. Прежде и доныне воевали на Руси и брат с братом, и племянники с дядьями, но такого, чтобы сын с крестным отцом, чьи узы по духу крепче кровных, еще не бывало. Случись такая война на Руси, вся земля содрогнется от ужаса и восплачет.

– Скажи, чернец, – обратился к нему князь, – что сделает Бог с Изяславом, если тот не покорится мне?

– Боюсь и думать о том, – горестно ответил Нестор. – За иные преступления не Господь карает, а сами себя наказываем своими грехами.

– Изяслав сам себя накажет? – переспросил Олег.

– Не сомневайся, князь, – с тихой тоской молвил книжник.

Олег открыл дверь и крикнул в сени, чтоб звали отрока. Мстиша Колыванович явился тотчас и с письмом был отправлен скорым гонцом в Муром.

– Князь, – попросил Нестор, – позволь мне найти приют в которой-нибудь монашеской обители. Хотя и имею теперь звание раба, но иноческое звание первее и выше.

– Хоть всю Рязань с округой обойди, – с насмешкой сказал Олег, – не сыщешь никакой обители. Тут и церквей-то – раз-два и обчелся. В челядню ступай. А не то на дворе живи, как хочешь…

Две седмицы Рязань вместе с князем пребывала в неизвестности – уступит ли Изяслав требованию Олега либо упрется, захочет воевать, как повзрослевший щенок со старым волчарой? Но на мирный исход мало кто рассчитывал. Нрав молодого Мономашича, заостренный, подобно мечу, воинственным курским боярством, был известен. Пока Олег сидел в Рязани, отовсюду шли вести, что по призыву Изяслава в Муроме собираются ратные отряды из Суздаля, Ростова, Ярославля и далекого Белоозера. Готовились к войне и дружинники Олега.

Она разразилась сразу после того, как отрок Колыванович привез ответное послание из Мурома. Грамота гласила: «Моя дружина исполчилась и не хочет иного. Жду тебя перед городом в поле. Сразимся».

Перед выступлением из Рязани Олег позвал к себе нового раба. Сидя на коне, бросил монаху письмо Изяслава.

– Любуйся, книжник, сколь братолюбия на Руси! Сын желает стать отцеубийцей. Вот как Мономах творит мир в Русской земле!

– Что ты хочешь, князь? – страдальчески спросил Нестор, сжимая в руке злополучный лоскут пергамена.

– Ничего, – отрывисто произнес Олег. – Бесплодна твоя проповедь о святом Борисе, и поучения напрасны… Пойдешь с войском, в обозе.

– Почему этот раб в монашеской рясе? – полюбопытствовал Ярослав Святославич, всюду сопровождавший брата. – И почему ты так зол на него?

– Бог отдал его мне в руки. А зачем не знаю, – мрачно ответил Олег. – Может быть, для того, чтоб он пил вино моей ярости…

Брегом Оки до Мурома чуть менее трехсот верст. Растянувшись вдоль реки долгой лентой, дружина и обоз подошли к древней столице дикого племени мурома в самом начале осени. Солнце еще плескало дневным жаром, а ночи тайком узорили листву огненными красками, торопясь обнажить леса, подобно нетерпеливому мужу, срывающему покровы с юной жены.

Еще не выйдя из леса, князь узнал от сторожи, пущенной вперед, что рать Изяслава стоит, как обещано, в поле недалеко от стен города. И рать эта велика, вдвое больше Олеговой.

Выстроив по берегу вооружившиеся полки, Олег Святославич сказал краткое слово:

– Я привел вас, чтобы победить. Так победим!

Рязанцы, смоленцы и черниговцы согласно выкрикнули славу князю и пошли на бой. Войско встало ратным порядком перед полками противника, натянутые тетивы согнули луки. Над полоскавшими стягами взметнулся свист посвистелей. Навстречу друг другу понеслись две тучи с тысячами жал, прошли друг дружку насквозь и накрыли обе рати. Поле огласилось воплями и ржанием коней. Обе стороны поливали одна другую стрелами, расстраивая порядки противника, пока не взгремели трубы – знак, что пора сойтись в сече.

Ярослав несся впереди левого полка, выставив копье. Это был первый бой в его жизни, и упоение битвой, бешеной скачкой, столкновением лоб в лоб, первой пролитой кровью врага заглушило все прочие чувства. Он кричал, сам не слыша себя, и ощущал свой крик только по сведенным судорогой мышцам лица. Он делал все то, что делали другие: увязнув в гуще сражающихся, бросил копье, рубился мечом, отбивался щитом. Смерти не ждал и не боялся, хотя видел ее вокруг. На него словно накатило безумие, спасавшее и от страха, и от неверных действий, которые могли погубить, – тело работало само, не прибегая к рассудку.

И вдруг все кончилось. Спасительное нечувствие схлынуло, разум вновь подчинил себе тело, и рот князя наполнился горькой слюной страха. Он увидел не чью-то, а свою смерть. Стрела, метившая в него, была далека, их разделяло пространство сечи, но ему казалось, что лучник находится совсем близко, в десяти шагах. За челом лука он увидел лицо стрелка и за мгновенье разглядел его во всех чертах. Лицо отрока было безусым, полные губы подрагивали в усмешке, и глаза с длинными ресницами под налобником шлема… принадлежали девице.

Ярослав увидел и то, что она заметила его догадку. Уголок ее губ дернулся, а глаза сощурились. «Не надо! – молча взмолился Ярослав. – Не убивай меня!»

О девах-воительницах, сражавшихся наравне с мужами, он слышал только сказки, которые рассказывала старая Брунгильд. В этих сказках всегда говорилось о такой седой древности, которую и представить невозможно, потому что тогда еще не пришла на землю Христова вера. Но Ярослав давно понял, что на Руси седая древность со своими темными богами еще не кончилась и вряд ли уйдет скоро. А значит, и воинственные девы здесь не удивительны.

Он не знал, чем может умолить ее. И выпалил первое, что легло на душу.

– Я возьму тебя в жены! – прокричал он, не надеясь, что она услышит его.

Но ведь она могла прочесть его крик по губам. И снова усмешливо дернула уголком рта. И опустила лук. И развернула коня. А напоследок глянула так, будто отпечатала: «Я напомню тебе твои слова».

Через миг Ярослав потерял ее из виду. Оглянувшись, он понял, что пропустил перелом в битве. Муромская рать была опрокинута и бежала через поле – иные к лесу, прочие к городу. От одного к другому в Олеговом войске передавалась весть – убит Изяслав, сын Мономаха, князь курский.

Тех, что ушли лесом, не стали нагонять. Рязанская рать на хвосте у разбитого врага вломилась в Муром. Теряющих на ходу оружие кметей Изяслава били в спины, хватали, сдергивали с коней, вязали. Последним, знаменуя победу, в город въехал Олег Святославич, облаченный в княжье золоченое корзно поверх кольчуги и шапку вместо шлема. Медленным шагом, оглядывая пленных и мертвых на улицах, правил коня к детинцу. За ним ехал Ярослав, жадно и любопытно вертел головой, рассматривая схваченных муромлян. Спешась за стеной детинца, Олег торжественно перекрестился на церковную маковку и поклонился в пояс.

Вслед за победителями вели понурого коня с телом Изяслава, без всякой чести мешком положенного на седле. Олег глянул на него мельком и распорядился увезти в единственный муромский монастырь у Спаса на Бору.

– Жаль погубленной юности, но он сам выбрал это, – молвил князь, надев шапку.

– Что с пленными сделаем, князь? – спросил боярин Иванко Чудинович. – Много взяли, пять сотен или более наберется. Муромлян, я чаю, среди них меньше, чем ростовских людей.

– Заковать всех и в ямы, – коротко отрезал Олег Святославич.

– Своих ростовских дружинников князь Мономах с тебя стребует.

– Пускай требует. Не его воля здесь, а моя.

– В Муроме сядешь, князь? – поинтересовался Колыван Власьич, из-за плечей которого выглядывали Вахрамей с Мстишей. – Город торговый и небедный, но тебе здесь невелика честь. Не пощупать ли нам Ростовскую землю? Мономах у тебя Чернигов отнял, а ты у него отбери Суздаль.

– Владимиру так и эдак теперь воевать со мной, – убежденно сказал Олег. – Поглядим, чья пересилит.

– А ты не гляди, князь, – с задором выкрикнул из-за спины отца Вахрамей. – Ты руку протяни да возьми себе Мономаховы города. А просто глядеть небось скушно!

– Зубастые у тебя сынки, Колыван, – рассмеялся Олег.

– Моя выучка, – похвалился боярин и, повернувшись, взял старшего за ухо. Сказал тихо: – Не лезь вперед отца!

Князь ушел в хоромы, прихватив с собой одного Ярослава. Здешним холопам уже велено было готовить пир на всю дружину. Олег прошелся по терему, где никогда не бывал и где жили большей частью не князья, а их посадники. Набрел на робеющего ключника.

– Много ль моего имения утекло в Переяславль, пока Изяслав княжил? – осведомился князь.

– Нисколь не утекло, вся дань тут оседала, – затрепетал раб. – Позвать тиуна, хозяин?

– После, – отмахнулся Олег. – Не до того мне. Снаряди холопа пошустрее в дружинный обоз, там пусть разыщет чернеца Нестора и велит ему быть ко мне. Да поскорее!

Князь сел на кресло в светлице, где советовался со своей дружиной юный Изяслав, откинул голову и устало прикрыл глаза.

– Ну, братец, – обратился он к Ярославу, – хороша ль тебе Русь? Иль в латынцах веселей жилось?

– Без своего владения нигде не весело, брат. Хочу просить тебя, – с жаром сказал тот, – отдай мне на княжение Муром!

– Ишь чего захотел, – усмехнулся Олег, раскрыв глаза. – А я где сяду?

– Не знаю. – Ярослав сделался вдруг бледным. – Только я тебе Муром не отдам! Я с ним обручился.

– А я еще в Стародубе, когда в первый раз тебя увидел, догадался, что ты с придурью, братец, – пожал плечами Олег. – Город не девка, чтоб с ним обручаться… Ладно, подумаю, куда тебя сажать. Сегодня победа легко далась. Плох тот воин, который не ищет других побед.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.