|
Милосердие, или любовь к ближнему, и добрые дела 14 глава
В другой раз я увидел сатану, которого наказывали его товарищи. Я спросил за что, и мне сказали, что он, заткнув ноздри, ходил к тем, кто пахнет небесами, и вернулся с этим запахом на одежде. Много раз случалось, что трупная вонь, поднимавшаяся из открытой пещёры в аду, врывалась мне в ноздри, вызывая приступ тошноты.
Все изложенное может служить обоснованием того, почему в Слове обоняние означает восприятие. Во многих его местах говорится о том, что Иегова вдыхает угодный Ему запах жертвоприношений, и что масло для помазания и воскурений делалось из ароматических веществ. С другой стороны, Сынам Израиля повелевалось выносить все нечистое за пределы своего стана и там, вырыв яму, закапывать свои нечистоты (Втор. 23:12, 13). Причина в том, что стан Израиля символизировал небеса, а пустыня вокруг него — ад.
570. Четвёртое воспоминание.
Однажды я беседовал с новоприбывшим духом, который много времени, ещё живя в мире, посвятил размышлениям о небесах и об аде. Под новоприбывшими духами подразумеваются те, что недавно умерли, а духами они называются потому, что они становятся духовными людьми. Как только он попал в духовный мир, он сразу стал подобным же образом раздумывать о небесах и об аде; при этом ему становилось радостно, когда он думал о небесах, и грустно, когда он думал об аде. Поняв, что он находится в духовном мире, он немедленно принялся расспрашивать, где небеса, где ад, что они собой представляют и чему они подобны.
Ему ответили: «Небеса — над Твоей головой, ад — у тебя под ногами, ведь ты сейчас находишься в мире духов, который как раз между небесами и адом. Но невозможно в нескольких словах описать, что такое небеса и чему они подобны, а равно и что такое ад и чему он подобен».
Тогда в страстном желании это узнать он упал на колени и горячо молился Богу о наставлении. В то же мгновение справа от него явился ангел, который поднял его и сказал: «Ты молил дать тебе наставление о небесах и об аде. Выспроси и узнай, что такое удовольствие, и будешь знать». С этими словами ангел исчез.
Тогда новоприбывший дух сказал себе: «Что бы это могло значить: выспроси и узнай, что такое удовольствие, и будешь знать, что такое небеса и ад, и как они выглядят?» Он покинул своё пристанище и пустился путешествовать, спрашивая всех встречных: «Будьте добры, скажите, что такое удовольствие?» «Что за вопрос? — говорили некоторые. — Каждый знает, что такое удовольствие. Радость и счастье — что же ещё? Удовольствие есть удовольствие. Всегда одно и то же. Мы не можем его определить».
Другие сказали: «Удовольствие — это веселье ума, ведь если ум весел, то на лице — улыбка, речь полна шуток, на сердце легко, и человек доволен». А кто-то сказал: «Удовольствие состоит лишь в том, чтобы пировать и вкушать лакомства, пить и пьянеть от благородного вина, а затем заниматься беседами на различные темы, особенно о забавах Венеры и Купидона».
Выслушав всё это, новоприбывший дух рассердился и сказал про себя: «Это ответы деревенщин, а не образованных людей. Такие удовольствия — это не небеса и не ад. Вот бы мне встретить какого-нибудь мудреца». Покинув этих людей, он стал расспрашивать, где есть мудрые.
Затем его увидел ангельский дух, который сказал ему: «Я понял, что ты горишь желанием знать, что самое общее в небесах и что самое общее в аду. Это — удовольствие. Итак, я возьму тебя с собой на возвышенность, где каждый день собираются те, что ищут следствия, те, что вникают в причины, и те, что исследуют конечные цели. Ищущие следствия называются знающими духами, или воплощениями Знания. Вникающие в причины называются умными духами, или воплощениями Ума. Исследующие конечные цели называются мудрыми духами, или воплощениями Мудрости. Прямо над ними в небесах находятся те ангелы, которые видят по конечным целям причины, а по причинам — следствия; благодаря этим ангелам просвещаются все три собрания».
С этими словами он взял духа-новичка за руку и отвел его на пригорок, где собрались те, кого называют мудрыми, которые исследуют конечные цели. «Простите, что взошёл сюда, к вашему собранию, — сказал им дух, — но дело в том, что с раннего возраста я размышлял о небесах и об аде. Я недавно в этом мире, и некоторые из тех людей, что встретились мне, говорили, что небеса здесь над головой, а ад — под ногами; однако они не сказали мне, что они собой представляют и чему они подобны. Постоянные мысли об этом не давали мне покоя, и я молился Богу. Тогда ко мне явился ангел и сказал: „Расспроси и узнай, что такое удовольствие, и будешь знать“. Я расспрашивал, но тщетно. Поэтому прошу, расскажите, будьте добры, что такое удовольствие».
Мудрые ответили: «Удовольствие составляет всё в жизни, как для тех, кто в небесах, так и для тех, кто в аду. Те, кто в небесах, испытывают удовольствие от добра и истины, а те, кто в аду, — от зла и лжи. Ибо всякое удовольствие относится к любви, а любовь есть само существо человеческой жизни. Поэтому, раз человек есть человек в зависимости от того, какова его любовь, то и от того, каковы его удовольствия. Чувство удовольствия создаётся деятельностью любви. В небесах её деятельность сопровождается мудростью, а в аду — безумством. Деятельность всегда порождает удовольствие в том, в ком она осуществляется. Но небеса и ады испытывают разного рода удовольствия; небеса любят добро, и поэтому испытывают удовольствие, творя добро, а ады любят зло и испытывают удовольствие, творя зло. Итак, если ты знаешь, что такое удовольствие, ты узнаешь и что такое небеса и ад, и каковы они.
Но расспроси и узнай об удовольствии у тех, кто вникает в причины; они называются умными. Они находятся, как выйдешь от нас, направо».
Выйдя, он пошёл в другое собрание, объяснил, зачем он пришёл, и попросил рассказать ему, что такое удовольствие. Эта просьба их обрадовала, и они сказали: «Это правда, если знаешь о том, что такое удовольствие, то знаешь и о том, что такое небеса и ад и чему они подобны. Воля, благодаря которой человек является человеком, ни на шаг не двинется без удовольствия. Ведь воля сама по себе — не что иное, как склонность какой-нибудь любви, а значит — какого-нибудь удовольствия. Ибо желание порождается каким-либо удовольствием и последующим удовлетворением; а поскольку именно воля заставляет разум мыслить, ни малейшей мысли не бывает без удовольствия, которое оказывает своё влияние из воли. Причиной тому служит влияние, которым Господь приводит в действие всё, что есть в душе и уме ангелов, духов и людей. Такое действие вызывается втеканием любви и мудрости, и в этом заключается влияние, которое и есть сама деятельность, порождающая всякое удовольствие. В своих началах оно называется блаженством, счастьем и наслаждением, а в своих проявлениях — приятностью, прелестью и удовольствием, в общем же смысле — добром. Духи ада переворачивают в себе всё наоборот, превращая добро в зло, а истину в ложь, однако удовольствие остаётся удовольствием. Ибо без постоянного удовольствия у них не было бы воли, а поэтому ни чувств, ни жизни вообще. Отсюда понятно, что такое удовольствие ада, а также небес, и каковы они».
После того как он это выслушал, его проводили в третье собрание, где искали следствия те, что назывались знающими. Они сказали: «Сойди на нижнюю землю и взойди на верхнюю землю; там ты познаешь и почувствуешь удовольствия небес и ада».
Тут на некотором расстоянии разверзлась земля, и через образовавшуюся расщелину вышли три дьявола, как бы горящие с виду из-за удовольствия своей любви. Ангелы, сопровождавшие духа-новичка, понимали, что эти три дьявола с умыслом были подняты из ада, и крикнули им: «Не подходите ближе, а расскажите оттуда что-нибудь о ваших удовольствиях».
«Вы, наверное, знаете, — сказали те в ответ, — что каждый, называют ли его добрым или злым, испытывает своё собственное удовольствие, так называемый добрый — своё, а так называемый злой — своё».
«В чем же ваше удовольствие?» — спросили их. Они сказали, что удовольствие их состоит в распутстве, мщении, мошенничестве и богохульстве. Тогда их спросили, чему подобны их удовольствия. Они сказали, что со стороны они воспринимаются как зловоние испражнений, трупная вонь и гнилостный запах от луж с мочой. «И вам кажется всё это приятным?» — спросили их. «В высшей степени», — ответили они. «Тогда, — сказали им, — вы подобны грязным животным, которые живут в таких же условиях». «Ну, подобны — так подобны. Тем не менее именно эти условия услаждают наше дыхание», — ответили они.
«Что ещё можете вы рассказать?» — спросили их. Они ответили, что каждому позволено испытывать своё собственное удовольствие, даже самое мерзкое, с точки зрения других, если он не тревожит добрых духов или ангелов. «Но поскольку наши удовольствия не позволяют нам не тревожить их, нас отправляют в рабочие лагеря, где с нами жестоко обращаются. Там нас лишают наших удовольствий и запрещают их, и это называется адскими мучениями; они представляют собой своего рода внутреннюю боль».
«Зачем же вы тревожите добрых людей?» — спросили их. Они сказали в ответ, что не могут ничего поделать. «Какое-то бешенство одолевает нас, когда мы видим ангела, или ощущаем Божественную сферу Господа вокруг него». «Так вы тогда и в самом деле дикие звери», — сказали мы, услышав это.
Немного позже, увидев духа-новичка в окружении ангелов, эти дьяволы пришли в безумие, которое выглядело, как пламя ненависти. И чтобы они не сделали чего-нибудь плохого, их бросили обратно в ад. Потом появились ангелы, которые видели по конечным целям причины, а по причинам — следствия, из небес, расположенных над теми тремя собраниями. Они казались окруженными сиянием света. Этот свет, спускаясь вниз серпантином, принёс с собой венок цветов и возложил его на голову новоприбывшего духа. Затем из света раздался голос: «Эти лавры даны тебе, потому что с ранних лет ты размышлял о небесах и об аде».
Глава 10
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|