Сделай Сам Свою Работу на 5

Милосердие, или любовь к ближнему, и добрые дела 7 глава





(VII) «В сочинениях некоторых Отцов и современных учёных утверждается, что Бог увлекает за собой человека только с его согласия, так что воля человека играет некоторую роль в его обращении; но эти утверждения противоречат здравым суждениям, поскольку поддерживают ложное мнение о власти выбора человека над его обращением» (с. 582).

(VIII) «Во внешних, мирских, делах, открытых рассудку, человеку оставлено определённое количество разума, умения и способностей, хотя и эти жалкие остатки крайне недостаточны. Эти таланты, сами по себе незначительные, к тому же отравлены и заражены врождённой болезнью, так что ни к чему не годны в глазах Бога» (с. 641).

(IX) «В своём обращении, которое превращает его из сына гнева в сына милости, человек не содействует Святому Духу, ввиду того что обращение человека — дело одного Святого Духа, без всякой помощи» (стр. 219, 579 сл., 663 сл., Приложение, с. 143). Когда же человек возрождён, он может уже содействовать силой Духа Святого, хотя при этом в нём самом остаётся крайняя немощь. Он делает добрые дела лишь настолько и поскольку Святой Дух руководит им, ведёт и направляет его; но он не так сотрудничает с Духом Святым, как две лошади, запряженные в одну карету» (с. 674).



(X) «Первородный грех — это не преступление, совершённое на деле, а нечто глубоко привитое и врождённое человеческой природе, субстанции и сущности, служащее источником всех грехов, совершённых на деле, таких как дурные мысли, разговоры и злые поступки» (с. 77). «Врождённый недуг, поразивший всю его природу, — это ужасный грех, по сути — начало и глава всякого греха, корень и источник, от которого происходит любой проступок» (с. 640). «Этим грехом, будто духовной проказой, проникающей повсюду, вплоть до самых внутренностей и глубин сердца, заражена и осквернена вся природа человека в глазах Бога; за эту нечистоту человеческая личность проклята и осуждена Божьим законом, и таким образом мы по природе сыны гнева, рабы смерти и проклятия, пока благодаря заслуге Христа не освобождены и не спасены от этого зла» (с. 639). «В результате мы совершенно не имеем или лишены изначальной праведности, или образа Божьего, созданного вместе с нами в Раю, и в этом причина бессилия, глупости и тупости, делающих человека непригодным ко всему Божественному и духовному. Вместо утраченного образа Божьего человек получил в удел внутреннюю, наиболее злую и глубокую, непостижимую и невыразимую развращённость всей своей природы и всех своих способностей, в особенности высших и главных способностей души, в духе, разуме, сердце и воле» (с. 640).



465. Вот каковы наставления, догматы и предписания современной церкви относительно свободы выбора человека в духовных и природных делах, а также о первородном грехе. А приведены они были здесь для того, чтобы яснее показать отличительные особенности наставлений, догматов и предписаний новой церкви по этим вопросам. Ибо из контраста этих двух формулировок истина является в свете, так же, как и у тех художников, которые изображают уродливое лицо рядом с красивым, что позволяет глазу ясно видеть красоту одного и уродливость другого. Предписания же новой церкви следующие.

 

 

I

 

В саду Эдемском было два дерева, одно - дерево жизни, другое - дерево познания добра и зла, и это означает, что человеку дана свобода выбора в духовных вопросах

466. Многие считают, что Адам и Ева в книге Моисеевой не означают первых созданных людей, и в подтверждение этой точки зрения они приводят доказательства, что были люди и до Адама, основанные на летописях и хронологиях некоторых народов, а также слова, сказанные Каином, первенцем Адама, Иегове:

Я буду изгнанником и скитальцем на земле, и всякий, кто встретится со мной, убьёт меня. Поэтому Иегова сделал Каину знак, чтобы никто, встретившись с ним, не убил его.



Бытие 4:14, 15

И пошёл Каин от лица Иеговы и поселился в земле Нод, и построил город.

Бытие 4:16, 17

 

Из этого следует, что земля была населена и до Адама.

В произведении «Тайны небесные», изданном мною в Лондоне, я привёл достаточно полное доказательство того, что Адам и Ева означают самую древнюю церковь на этой земле. Я доказал также, что Эдемский сад означает мудрость людей этой церкви, дерево жизни означает Господа в человеке и человека в Господе, дерево познания добра и зла означает человека не в Господе, а в своём собственном, то есть всякого, кто думает, что он всё делает сам по себе, даже добро. Есть от этого дерева — значит усваивать это зло.

467. Эдемский сад в Слове означает не сад, а разумность, а дерево означает не дерево, а человека. Что сад Эдемский означает разумность и мудрость, можно увидеть из следующих отрывков:

Твоей разумностью и мудростью приобрел ты богатство себе[88].

Иез. 28:4;

 

И в продолжении этой главы:

Полный мудрости, ты был в Эдеме, Божьем саду; твои одежды были украшены всякими драгоценными камнями.

Иез. 28:12, 13

 

Это сказано о князе и царе Тира, отличительным качеством которого считалась мудрость, поскольку Тир в Слове означает церковь относительно познания истины и добра, которое служит средством для мудрости; драгоценные камни для его одежды тоже означают то, что известно об истине и добре; ведь князь и царь Тира не был в саду Эдемском.

В другом месте у Иезекииля:

Ассур был кедр на Ливане. Кедры в саду Божьем не скрывали его. Ни одно дерево в саду Божьем не равнялось ему красотой. Все деревья Эдемские в саду Божьем завидовали ему.

Иез. 31:3, 8, 9

 

И далее:

Кому равнялся ты в славе и величии среди деревьев Эдема?

Иез. 31:18

Это сказано об Ассуре, поскольку Ассур в Слове означает рассудок и разумность, происходящую от него.

У Исаии:

Иегова утешит Сион, развалины его сделает Эдемом, и пустыню его — садом Иеговы.

Исаия 51:3

 

Сион здесь — это церковь, Эдем и сад Иеговы — мудрость и разумность.

В Откровении:

Побеждающему дам вкусить от дерева жизни, которое посреди Рая[89] Божьего.

Откр. 2:7

Посреди улицы, на той и другой стороне реки — было дерево жизни.

Откр. 22:2

 

Эти отрывки ясно показывают, что сад в Эдеме, где, как сказано, находился Адам, означает разумность и мудрость, поскольку то же самое сказано о Тире, Ассуре и Сионе. Сад означает разумность и в других местах Слова, как, например, в Исаия 58:11; 61:11; Иерем. 31:12; Амос 9:14; Числа 24:6. Источником такого духовного понимания значения слова «сад» являются изображения в духовном мире. Сады там встречаются везде, где ангелы обладают разумностью и мудростью; такие явления вокруг них образуются самой разумностью и самой мудростью, которые у них — от Господа. Это происходит из-за соответствий, потому что всё, что существует в духовном мире, являет собой пример соответствия.

468. Дерево означает человека, что доказывается следующими местами из Слова:

И узнают все деревья полевые, что Я, Иегова, укорочу длинное дерево, а короткое дерево удлиню; иссушу зеленеющее дерево, а засохшему дам распуститься.

Иез. 17:24

Блажен тот, чье удовольствие — в законе; будет он как дерево, посаженное возле потоков воды, которое приносит плод свой во время своё.

Пс. 1:1, 2, 34; Иерем. 17:8

Хвалите Иегову, деревья плодоносные.

Пс. 148:9

Деревья Иеговы водой насыщены.

Пс. 103:16

Топор лежит у корня дерева; всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают.

Матф. 3:10; 7:16—21

Или признайте дерево хорошим и плод его хорошим; или признайте дерево худым и плод его худым, ибо дерево узнается по плоду.

Матф. 12:33; Лука 6:43, 44

Я зажгу огонь, который пожрёт всякое зеленеющее дерево и всякое сухое дерево.

Иез. 20:47

 

Из-за того, что дерево означает человека, было постановлено, что в земле Ханаанской каждое плодовое дерево, плоды которого ещё негодны в пищу, считалось необрезанным (Левит 19:23, 24). Поскольку маслина означает человека небесной церкви, сказано о двух пророчест­вовавших свидетелях, что они были двумя маслинами, стоявшими перед Богом всей земли (Откр. 11:4; подобно тому Зах. 4:3, 11, 12). Также в псалмах Давида:

Я как зеленеющая маслина в доме Божьем.

Пс. 51:10

 

А также у Иеремии:

Зеленеющею маслиною, красующеюся приятными плодами, именовал тебя Иегова.

Иерем. 11:16, 17

 

Есть ещё и другие места, но их слишком много, чтобы приводить все их здесь.

469. Сегодня любой, обладающий хоть какой-то внутренней мудростью, может понять, или догадаться, что описания Адама и его жены имеют некий духовный смысл, хотя никто доныне не знал, в чём он состоит, потому что духовный смысл Слова открыт только теперь. Ведь каждый может без труда видеть, что Иегова не стал бы сажать в саду два дерева, из которых одно было бы камнем преткновения, если бы это не служило неким духовным символом. Представление о том, что Адам и Ева были прокляты за то, что ели от дерева, и это проклятие распространяется с того времени на всех людей, так что весь род человеческий проклят за ошибку одного человека, причём такого, который не имел зла, происходящего от плотского вожделения или порочности сердца, — можно ли совместить с Божественной справедливостью? В частности, почему Иегова не удержал Адама, когда тот собирался есть, раз Он видел это, и почему Он не сбросил змея в преисподнюю до того, как тот соблазнил их?

Однако, друг мой, Бог не делал этого потому, что, поступив так, Он отобрал бы у человека свободу выбора; а это именно то, что делает человека человеком, а не животным. Когда это известно, становится совершенно ясно, что два дерева, одно из которых ведёт к жизни, а другое — к смерти, изображают свободу выбора человека в духовных вопросах. Более того, не они источник наследственного зла, которое происходит от родителей, передающих своим детям склонность к тому злу, что владеет ими самими. Истинность этого станет ясна всякому, кто исследует поведение, характер и лица детей, или даже целых семей, происходящих от одного отца. Тем не менее от каждого члена семьи зависит, воспримет ли он или отвергнет свою наследственность, поскольку каждому дано сделать свой выбор. Это частное значение дерева жизни и дерева познания добра и зла было подробно разъяснено выше, в 48.

 

 

II

 

Человек не есть жизнь, он лишь принимает жизнь от Бога

470. Обычно думают, что жизнь человека — его собственная, то есть что он не только вместилище жизни, а сама жизнь и есть. ­Такое общее убеждение сложилось потому, что кажется, будто человек живёт, то есть чувствует, думает, говорит и действует, совершенно самостоятельно. Вследствие этого утверждение, что человек — вместилище жизни, а не сама жизнь, непременно воспринимается как нечто неслыханное или парадоксальное теми, чье мышление основано на чувствах, поскольку это противоречит видимому положению вещей. Я связал с внешней видимостью источник неверного убеждения, будто человек есть жизнь, и, следовательно, жизнь, введённая в человека при сотворении, передаётся затем по наследству. Однако причина этого заблуждения, основанного на внешности, в том, что большинство людей в настоящее время природны и лишь немногие духовны; природный же человек основывает свои суждения на внешней видимости и заблуждениях, ею обусловленных, которые диаметрально противоположны данной истине, что человек не есть жизнь, а служит лишь вместилищем жизни.

То, что человек не есть жизнь, а лишь принимает её от Бога, ясно доказывается на следующем основании: всё сотворенное по сущности своей является конечным, и человек, будучи конечен, мог быть создан только из того, что конечно. Вот почему в книге Создания говорится о том, что Адам был создан из земли и пыли её, откуда и имя его — Адам, что означает «земля». На самом деле, все люди созданы исключительно из тех материй, что находятся в земле или испускаются землёй в атмосферу. Испускаемое землёй в атмосферу усваивается человеком с помощью лёгких, а также через поры кожи по всему телу; более грубый материал усваивается в виде пищи, состоящей из произведений земли.

Что касается человеческого духа, то он создан также из конечного материала. Что такое человеческий дух, если не вместилище жизни ума? Конечный материал, из которого он создан, — это духовные субстанции из духовного мира, переданные нашей земле и хранящиеся на ней. Если бы они не находились на ней наряду с материальными субстанциями, ни одно семя не могло бы быть оплодотворено изнутри и далее удивительным образом развиваться без всякого отклонения от первоначального своего строения, а затем приносить плоды и новые семена. И ни один червь не мог бы размножаться при помощи испарений из земли и газов, выделяемых растениями, которые оплодотворяют атмосферу.

Можно ли разумно полагать, что Бесконечное может создать то, что не было бы конечным, то есть что человек, будучи конечным, представляет собой нечто иное, нежели форму, которую Бесконечное может оживить благодаря своей жизни? Это-то и подразумевается в следующих словах:

Иегова Бог создал человека из праха земного и вдохнул в его ноздри дыхание жизни.

Бытие 2:7

Бог, поскольку Он бесконечен, есть жизнь в Нём Самом. Эта жизнь не может быть создана и воспроизведена в человеке, ибо это сделало бы его Богом. Такое представление о творении было безумием змея, то есть дьявола, и от него передалось Еве и Адаму, ведь он сказал:

В тот день, когда вы попробуете плодов этого дерева, откроются глаза ваши, и вы будете, как бог.

Бытие 3:5

 

Это пагубное убеждение, что Бог воспроизвёл Самого Себя, вселившись в человека, было у людей самой древней церкви в её последние времена, когда близился её конец; мне довелось слышать об этом из их собственных уст. Из-за этого ужасающего верования, что они, таким образом, боги, они находятся внутри глубокой пещёры, к которой никто не в состоянии подойти близко и не упасть от внутреннего головокружения. В предыдущем разделе сообщалось, что Адам и его жена означают и описывают древнейшую церковь.

471. Каждому понятно, если он способен мыслить, возвысив рассудок над уровнем чувств, что жизнь не может быть создана. Ибо что такое жизнь, если не внутренняя деятельность любви и мудрости? А ведь они — в Боге, и они — Бог. Именно эту жизнь на самом деле можно назвать жизненной силой по существу. Кому это понятно, должно быть понятно также, что жизнь не может быть повторена ни в ком, если она не связана с любовью и мудростью. Кто станет или может отрицать, что всё добро любви и вся истина мудрости — от одного Бога, и насколько человек принимает их от Бога, настолько он имеет жизнь от Бога и называется рождённым от Бога, то есть возрождённым? И наоборот, насколько человек не принимает любовь и мудрость или, что почти тоже самое, милосердие и веру, настолько он неспособен принять жизнь от Бога, то есть жизнь по существу, а принимает жизнь ада, то есть перевернутую жизнь, известную как духовная смерть.

472. Из всего сказанного мы можем понять и заключить, что следующее несотворимо: (1) Бесконечное, (2) любовь и мудрость, (3) а потому и жизнь, (4) свет и тепло, (5) даже деятельность, если рассматривать её саму по себе. Однако органы для принятия всего этого могут быть и были сотворены. Эти утверждения можно проиллюстрировать следующими сравнениями. Свет нельзя создать, но соответствующий орган, глаз, — можно. Звук, то есть действие атмосферы, нельзя создать, но соответствующий орган, ухо, — можно. Тепло тоже создать нельзя, а тепло — первоисточник деятельности, однако всё в трёх царствах природы создано так, что может принимать тепло и соразмерно этому принятию подвергается воздействию, а не действует само.

Таков закон творения, что для всех активных элементов существуют пассивные элементы, и они связаны между собой, образуя единое целое. Если бы активные элементы тоже создавались, как и пассивные, то какая нужда была бы в солнце, с его теплом и светом? Все сотворённое могло бы продолжать существовать и без них, не так ли? Тем не менее, если убрать тепло и свет, вся сотворённая вселенная превратилась бы в хаос.

Само солнце этого мира состоит из сотворённых субстанций, от деятельности которых получается огонь. Эти примеры приведены ради иллюстрации. С человеком было бы то же самое, если бы в него не проникал и не принимался им духовный свет, который в сущности своей есть истина и вместе с тем духовное тепло, которое по своей сущности есть любовь. Весь человек — не более чем форма, устроенная так, чтобы быть способной к принятию света и тепла, как природного, так и духовного мира, ибо эти два мира соответствуют друг другу. Отрицание того, что человек есть форма, принимающая любовь и мудрость от Бога, повлекло бы за собой отрицание и всякого наития, в том числе и наития всего Божьего добра, а значит, и возможности соединения с Богом. Тогда не имеют никакого смысла слова о том, что человек может быть жилищем и храмом Божьим.

473. Но человек не знает об этом по свету собственного рассудка, потому что заблуждения, порождаемые верой во внешнюю видимость, воспринимаемую внешними чувствами тела, загораживают этот свет. У человека нет иного чувства, кроме того, что его собственная жизнь делает его живым по той причине, что посредствующее ощущает главное, как своё собственное, и не может поэтому отличить главное от посредствующего. Главная и посредствующая причины действуют как одна причина в соответствии с теоремой, известной учёным. Главная причина — жизнь, посредствующая причина — человеческий дух. По внешней видимости и животные обладают созданной в них жизнью, но это такой же обман, ибо они представляют собой органы, приспособленные к принятию света и тепла природного мира и духовного мира. Каждый вид животных — это форма, образуемая определённой природной любовью, которая принимает свет и тепло духовного мира опосредованно, через небеса или ад; благородные животные — через небеса, свирепые звери — через ад. Человек — единственное создание, принимающее свет и тепло, то есть мудрость и любовь, прямо от Господа. В этом его отличие от животных.

474. Сам Господь учит нас у Иоанна, что Он есть жизнь в Самом Себе, и поэтому сама жизнь:

Слово было у Бога, и Слово было Бог. В Нём была жизнь, и жизнь была светом людям.

Иоанн 1:1, 4

Как Отец имеет жизнь в Себе, так и Сыну дал иметь жизнь в Себе.

Иоанн 5:26

Я — путь, истина и жизнь.

Иоанн 14:6

Кто последует за Мной, у того будет свет жизни.

Иоанн 8:12

 

III

 

Пока человек живёт в мире, он поддерживается посередине между небесами и адом и находится при этом в духовном равновесии. Это и есть свобода выбора

475. Чтобы знать, что такое свобода выбора, необходимо знать, что служит её источником. Главным образом по её источнику узнают не только о её существовании, но и что она собой представляет. Источник её находится в духовном мире, где Господь содержит ум человека. Ум человека есть дух его, который живёт после смерти; а дух его находится постоянно в обществе схожих с ним духов из того мира, равно как и среди людей природного мира, посредством материального тела, покрывающего его. Человек не знает, что относительно своего ума он пребывает среди духов, потому что духи, в обществе которых он находится в духовном мире, думают и говорят духовно, а дух человека, который ещё живёт в материальном теле, думает и говорит природно. Духовная мысль и речь непонятны и неслышны природному человеку, и наоборот; духи невидимы по той же причине. Тем не менее, когда дух человека общается с духами в их мире, он присоединяется к ним в духовном мышлении и духовной речи, поскольку ум человека внутренне духовен, будучи природным внеш­не. Поэтому его внутреннее позволяет ему сообщаться с духами, а внешнее — с людьми. Именно благодаря такому сообщению человек имеет обо всём представление и может размышлять аналитически. Без такого сообщения человеческое мышление не выходило бы за пределы мышления животного и не отличалось бы от него. И если человека лишить контакта с духами, он тотчас же умрёт.

Однако, чтобы стало понятным, каким образом человек поддерживается посередине между небесами и адом и находится поэтому в духовном равновесии, что и даёт ему свободу выбора, я должен разъяснить всё это. Духовный мир состоит из небес и ада; небеса находятся над головой, ад — под ногами, но не в центре земного шара, на котором люди живут, а под землями духовного мира, которые тоже от духовного начала, поэтому не являются протяжёнными пространствами, а только представляются таковыми.

Между небесами и адом располагается широкий промежуток, который тем, кто находится в нём, представляется целым миром. В этот промежуток из ада поднимаются в изобилии испарения зла, а с небес нисходит добро, тоже в изобилии. Это и есть та пропасть, о которой говорил Авраам богатому человеку в аду:

Между нами и вами утверждена великая пропасть, чтобы те, кто хочет, не могли перейти отсюда к вам и оттуда к нам не переходили.

Лука 16:26

 

Все люди духом своим находятся посреди этого промежутка ради одной только цели — чтобы у них была свобода выбора.

Поскольку этот промежуток настолько велик, что видится его обитателям как целый мир, он называется миром духов. Он населён, кроме того, духами, потому что именно туда сначала попадает каждый после смерти и там приготовляется либо к небесам, либо к аду. Там он находится в обществе духов, так же, как прежде был среди людей. Чистилища там нет; это басня, сочиненная римскими католиками. Подробно об этом мире я писал в книге «Небеса и ад» (421—535), изданной в Лондоне в 1758 году.

476. С детства и до старости каждый человек меняет своё местонахождение в мире духов. В младенчестве он содержится в восточной части, ближе к северу. В детстве, когда он начинает обучаться первым понятиям религии, он постепенно уводится с севера к югу. В юности, когда он начинает мыслить сам по себе, он перемещается на юг, а позже, когда он уже в состоянии судить самостоятельно и быть самому себе хозяином, соразмерно своему развитию в предметах, относящихся внутренне к Богу и любви к ближнему, перемещается к юго-востоку. Однако, если он отдает предпочтение злу и усваивает его, он движется на запад. Ибо в духовном мире у каждого место, где он живёт, определяется по сторонам света. Восток населён обладающими добром от Господа, поскольку там находится солнце, посреди которого — Господь. Север населён невежественными, юг — умными, запад — злыми.

Человек не телом своим находится в этом промежутке, или средней области, а духом; и при изменении состояния духа, в сторону добра или зла, он переносится из одной стороны света в другую и входит в общества тех, кто там живёт. Но необходимо понимать, что это не Господь переносит человека туда-сюда, а сам он движется в разных направлениях. Если он выбирает добро, тогда он вместе с Господом, или, скорее, Господь вместе с ним переносит его дух ближе к востоку. Если же он выбирает зло, тогда он вместе с дьяволом, точнее, дьявол вместе с ним переносит его дух ближе к западу. Нужно заметить, что там, где упоминаются небеса, там подразумевается и Господь, поскольку Господь — всё для небес; а где упоминается дьявол, имеются в виду также и ад, поскольку там находятся все дьяволы.

477. Человек содержится в этом огромном пространстве, причём всё время в его середине, единственно с той целью, чтобы у него была свобода выбора в духовных вопросах. Ибо это положение, между небесами и адом, то есть между добром и злом, представляет собой духовное равновесие. Все находящиеся в этом пространстве своим внутренним связаны или с ангелами в небесах, или с дьяволами в аду; причём в настоящее время либо с ангелами Михаила, либо с ангелами дракона. После смерти каждый отправляется к своим людям в этом пространстве и присоединяется к тем, чья любовь подобна его собственной. Потому что именно любовь соединяет там любого человека с подобными ему и позволяет ему дышать свободно и продолжать прежний образ жизни. Но затем постепенно то внешнее, которое не составляет единого целого с внутренним, сбрасывается, и, когда это совершается, добрый возводится на небеса, а злой уходит в ад, каждый — к таким же, как он, с которыми он составляет одно по своей господствующей любви.

478. Каково это духовное равновесие, то есть свобода выбора, можно пояснить на примерах природного равновесия. Оно подобно равновесию человека, привязанного за туловище или за руки к двум людям одинаковой силы, которые, стоя справа и слева от него, тянут его в разные стороны. При этом человек, стоящий посередине, может свободно поворачиваться и в том, и в другом направлении, будто бы и нет никакой силы, приложенной к нему. Если он пойдёт направо, то потянет человека слева за собой, так, что тот может упасть. То же самое может быть, даже если слабый человек будет связан таким же образом с тремя сильными мужчинами справа и с тремя, такой же силы, слева; то же и если он будет привязан к двум верблюдам или лошадям.

Духовное равновесие, то есть свободу выбора, можно сравнить с весами, на обе чаши которых положены одинаковые гири; если хоть немного добавить на одну из чаш, то указатель шкалы придёт в движение. То же самое и с шестом, или с большим бревном, уравновешенным на своём центре тяжести. Все отдельные внутренние части человеческого тела, например сердце, лёгкие, желудок, печень, поджелудочная железа, селезёнка, кишечник и так далее, также находятся в состоянии равновесия; и именно благодаря этому они выполняют свои функции в совершенном спокойствии. И в мышцах то же самое; если бы не было в них того же равновесия, всякое действие и противодействие прекратились бы, и человек был бы уже не в состоянии действовать, как человек. Поскольку всё в теле находится в таком состоянии равновесия и в мозгу также всё находится в равновесии, значит, и в уме тоже; а в уме всё имеет отношение к воле и разуму.

Животные, птицы, рыбы и насекомые тоже обладают свободой; но они движимы телесными чувствами, возбуждаемыми аппетитом и удовольствием. Человек немногим отличался бы от них, если бы он был также свободен в действии, как свободен в мысли; он тоже руководствовался бы телесными чувствами сообразно потребностям вожделений и удовольствий. Иное дело, если человек принимает сердцем духовные учения церкви и с помощью них управляет своей свободой выбора. Господь отводит его от вожделений и злых удовольствий, как и от врождённых стремлений к ним; он стремится к добру и отворачивается от зла. При этом Господь переносит его ближе к востоку и к югу в духовном мире и вводит в небесную свободу, свободу истинную.

 

 

IV

 

Из того, что зло дозволено каждому в его внутреннем человеке, очевидно, что у человека есть свобода выбора в духовных вопросах

479. Утверждение о том, что у человека есть свобода выбора в духовных вопросах, необходимо подтвердить сначала общими соображениями, а затем частными, которые всеми признаются с первого слова. Вот общие соображения. (1) Адам, мудрейший из людей, и его жена позволили змею обольстить себя. (2) Их первенец Каин убил своего брата Авеля, а Иегова Бог не сказал им ничего, чтобы предотвратить это событие, но лишь когда оно произошло, проклял Каина. (3) Израильский народ поклонялся золотому телёнку в пустыне, и Иегова видел, но не помешал этому. (4) Давид сделал перепись населения, за что его народ был поражён чумой, от которой умерли многие тысячи; но не до, а после того как это произошло, Бог послал к нему пророка Гада для назначения наказания. (5) Соломону дозволено было учредить идолопоклоннические культы. (6) Многим царям после него дозволялось осквернять храм и святые предметы церкви. И наконец, этому народу было дозволено распять Господа. (7) Мухаммеду было дозволено основать религию, которая во многих отношениях не соответствует Святому Писанию. (8) Христианская религия разделилась на множество сект, а каждая из них — на многочисленные еретические течения. (9) В христианстве много безбожников, и многие хвастаются безбожными делами, равно как и хитростью и обманом, даже по отношению к набожным, справедливым и честным людям. (10) Несправедливость часто торжествует над справедливостью в судах и деловых отношениях. (11) Даже безбожники добиваются почтения и становятся руководителями в гражданской и церковной жизни. (12) Дозволяются войны, во время которых погибают многие тысячи и множество народов, городов и семей подвергаются грабежу и испытывают другие беды. Как можно объяснить всё это, если не наличием у каждого человека в отдельности свободы выбора? В моей книге «Божественное провидение» (издана в Амстердаме в 1764 году, 234—274) показано, что законы дозволенности тоже являются законами Божественного провидения; в ней также объясняются упомянутые выше факты.

480. Есть несметное множество частных подтверждений тому, что в духовных вопросах столько же свободы выбора, сколько в природных. Пусть любой спросит себя, если хочет, может ли он думать семьдесят раз на дню или триста раз в неделю о Боге, Господе, Святом Духе и о Божественных предметах, известных как духовное церк­ви. Испытывает ли он какое-либо побуждение, и есть ли какое-либо удовольствие, или хотя бы какое-нибудь желание, которое побуждало бы его делать это, будь он верующий или нет? Испытайте себя, в каком бы вы состоянии сейчас ни находились, можете ли вы думать хоть о чём-то вообще не по свободному выбору, в разговоре ли, в молитве ли Богу, или когда проповедуете, или когда слушаете? Не правда ли, свобода выбора крайне важна для всего этого? На самом деле, без свободы выбора во всех отношениях, до мельчайших деталей, вы сможете дышать не более, чем статуя. Ибо дыхание следует за мышлением и выражающей его речью на каждом шагу. Я сказал «не более, чем статуя», а не «не более, чем животное», потому что дыхание животного зависит от его природной свободы выбора, тогда как человеческое дыхание зависит от его свободы выбора в природных и духовных делах одновременно, поскольку человек рождается не так, как животное. Животное рождается сразу со всеми знаниями, сопутствующими его природной любви в том, что касается питания и размножения. Человек же вообще лишён врождённых понятий и получает при рождении только способность знать, понимать и быть мудрым и склонность любить себя и мир, а также ближнего и Бога. Поэтому и сказано, что, если его лишить свободы выбора во всех частностях его желания и мысли, он сможет дышать не более, чем статуя, а не животное.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.