Русская демократическая культура и великий ученый казахского народа Шокан Уалиханов
П.П. Семенов-Тянь-Шанский (1827-1914) совершил путешествия на Алтай, в Семиречье и Среднюю Азию, подготовил географическую серию «Россия. Полное географическое описание». Два тома этой серии - «Киргизский край» и «Туркестанский край» – о природе, занятиях населения Казахстана.
Выдающийся востоковед академик В.В. Радлов изучал язык, обычаи, обряды, историю и фольклор, хозяйство. Он опубликовал серию текстов «Образцы народной литературы тюркских племен». В.В.Вельяминов-Зернов в книгах «Исследование о касимовских царях и царевичах», «Исторические сведения о киргиз-кайсаках» написал историю Казахского ханства в ХV -XVI вв. и историю Младшего жуза в середине XVIII века. А.И.Добросмыслов исследовал историю казахско-русских отношений в XVIII в. в труде «Тургайская область. Исторический очерк». Труды Н.Н.Аристова: «Заметки об этническом составе тюркских племен», «Опыт выяснения этнического состава киргиз-казахов Большой Орды и каракиргизов». Материалы по обычному праву казахов опубликовали Добросмыслов, Гродеков, политический ссыльный Маковецкий. В книге Красовского«Область сибирских киргизов» уделено внимание вопросам происхождения казахского народа.
Великий украинский поэт Т.Г.Шевченко, отбывал в 1847-1857 годах ссылку на казахской земле. Его рисунки «Казахская семья», «Казах на лошади», «Байгуши» отображают быт казахов. В стихотворении «Мои думы» поэт сравнивает жизнь казаха и украинца.
Отделы востоковедения Казанского и Петербургского университетов изучали Среднюю Азию и Казахстан. Большую роль в изучении истории Казахстана сыграли подотделы, отделы и отделения Русского географического общества в Оренбурге, Семипалатинске, Омске и других городах. Областные статистические комитеты, созданные во второй половине XIX века, собрали обширный материал по статистике, истории, этнографии, материальной культуре казахского края.
В середине XIX века творил выдающийся казахский ученый Шокан Уалиханов. Имя, данное ему при рождении, было Мухаммед-Канапия, а Шоканом ласково назвала его мать. Родился Шокан в 1835 году в крепости Кусмурун (Кушмурун). Детские годы его прошли в Kyшмypyнe, а затем в ауле его предков - Сырымбете. В начальной частной аульной школе в Кушмуруне Шокан овладел основами арабского, персидского, средневекового тюркского (чагатайского) языков. На его воспитание оказала влияние бабушка Айганым. Неоднократно в ауле Шокана были академик Шренк, декабристы Семенов, Штейнгель, Басаргин, студенты Казанского университета Сотников, Костылецкий, Сейфуллин.
С 1847 по 1853 год Шокан обучался в Сибирском кадетском корпусеОмска. Большое влияние на него оказали преподаватели Костылецкий и Лободовский. В 1853 году Шокан заканчивает кадетский корпус в офицерском звании корнета. Принял участие в 1855 году в поездке генерала Гасфорта по Центральному Казахстану, Тарбагатаю, Семиречью. Участвуя в иссык-кульской экспедиции 1850 года, Шокан осуществил съемку бассейна Иссык-Куля, написал «Дневник поездки на Иссык-Куль» и «Записки о киргизах». Во время экспедиции знакомится с Семеновым-Тян-Шанским. Осенью 1856 года Шокан посещает Кульджу, ведет переговоры с китайскими властями об улучшении торговых связей.
Шокан записал большой отрывок огромного кыргызского эпического цикла «Манас».
В 1858-1859 годах Шокан совершил знаменитую поездку в Кашгар. Его труд «О состоянии Алтышара» был высоко оценен в научном мире.
В 1859-1861 годы в Петербурге Шокан Уалиханов работает в военно-политических и научных учреждениях. Шокан поддерживал связи с востоковедами Григорьевым, Васильевым, Вельяминовым-Зерновым. Среди друзей Шокана был выдающийся писатель Ф.М.Достоевский. В 1865 году в газете «Русский инвалид» публикуется последний труд Шокана Уалиханова о восстании дунган в Цинской империи.
Работы Шокана: «Аблай», «Казахское родословие», «О мусульманстве в степи», «Следы шаманства у казахов», «О кочевьях казахов».
Народное образование и литература
Созданный в 1868 году Туркестанский статистический комитет, Семипалатинский областной статкомитет, организованный в 1878 году, распространяли науку и знание, основы грамотности.
В исследовании Казахстана, публикации трудов влиятельным было Русское географическое общество, его Туркестанский и Западносибирский отделы, Семипалатинский подотдел внесли большой вклад в организацию научных экспедиций, освоение природных богатств.
Абай участвовал в работе Семипалатинского областного статистического комитета. Наибольшую известность приобрела открытая в 1883 году в Семипалатинскеобщественнаябиблиотека. Бесплатные библиотеки открылись в Тургае и Оренбурге.
Необходимость в подготовке переводчиков, служащих требовали увеличения русско-казахских школ. Русско-казахские школы, открытые в 1861 году в Троицке, в крепости Оренбург возле Тургая, в форте Казалинска, привлекали на учебу казахскую молодежь.
Для развития просвещения казахам было дано право на добровольный сбор средств. А для открытия при мечетях мектебов необходимо было получить особое разрешение от уездного правления. Казахским шаруа за небольшую плату было разрешено отдавать своих детей на учебу в школы в казачьих станицах и русских деревнях.
Первая казахская учительская школа открылась в 1883 году в городе Орске Оренбургской губернии. Ускорило решение этого дела назначение Ибрая Алтынсарина инспектором школ Тургайской области. Открытые в 1872 году в Омске и в 1879 году в Ташкенте учительские институты относились к средним учебным заведениям. В Казахстане не было ни одного специального технического учебного заведения.
Правительство препятствовало получению образования в мектебах и медресе, не желая распространения исламской религии в Средней Азии и Казахстане. «Меры по борьбе с мусульманством в восточной части России» оренбургского губернатора Крыжановского (1867 год) явились проявлением административного давления по ограничению исламских школ. 26 марта 1870 г. преподавание русского языка в мектебах при мечетях было признано обязательным. В медресе - высших исламских учебных заведениях - изучались следующие предметы: фараиз - закон о наследовании и разделе имущества; усул-фиких - исследование мусульманских законов; хикмет - энциклопедия исторических, философских и ecтecтвeнных наук; наху - грамматика арабского языка, акаид - догматика, монтик - логика, арифметика, русский язык.
Ыбырай Алтынсары-улы
(1841-1889) выдающийся просветитель общественный деятель, педагог-новатор. С 1844 года, после смерти отца, воспитывался у дедаБалгожи. В 1857 году с золотой медалью окончил школу при оренбургской пограничной комиссии. Алтынсары-улы работал писарем у своего деда Балгожи-бия, затем переводчиком в Оренбургском областном правлении. В 1864 году Ыбырай назначается учителем школы в Оренбургском укреплении под Торгаем. Реформы 1867-1868 гг. Алтынсары-улы встречает положительно. На страницах местной периодической печати Ыбырай осуждал аграрную политику царизма.
Главным делом всей жизни Ыбырая была его просветительская деятельность. В 1879 году Ыбырай Алтынсары-улы был назначен инспектором школ Тургайской области. Его мероприятия по развитию просвещения проходили отбор у губернатора, что ограничивало его просветительскую работу. Он завещал принадлежащие ему землисельскохозяйственнойшколеТоргая. Алтынсары-улы - основоположник женского образования в крае, в городе Ыргыз (Иргиз) открыта школа-интернат для казахских девочек. Основанная в Троицке, переведенная в Оренбург учительская школа была передовым учебным заведением. Недовольство чиновников вызвал выбор им учителей для преподавания в аульных и волостных школах.
Для русско-казахских школ написал два учебных пособия: «Киргизская хрестоматия» и «Основное руководство по обучению киргиз русскому языку». «Киргизская хрестоматия» способствовала вытеснению привычной для населения арабской графики. Алтынсары-улы постоянно призывал молодежь к знаниям.
В рассказе «Кыпшак Сейткул» поддержал идею развития земледелия в произведениях «Талантын пайдасы» («Польза от стремления»), «Байлык неде?» («В чем богатство?») выражал свою мечту о светлом будущем казахского народа.
Абай Кунанбай-улы
(1845-1904)- великий поэт, основоположник казахской классической письменной литера туры, мыслитель и композитор. Настоящее имя Ибрагим. Родился в 1845 году в Чингизских горах Семипалатинской области. Отец Абая Кунанбай - правитель рода Тобыкты. Мать Улжан ласково называла его Абай. Начальное образование Абай получил в ауле у муллы. Отец отдал Абая на учебу в медресе Ахмета Ризы, одновременно Абай посещает русскую школу. Кунанбай, желая привлечь своих сыновей к управлению народом, забрал Абая, не дав ему закончить образование. Абай отходит от управления, считая родовые распри напрасной тратой сил, и не оправдывает надежд отца.
На формировании его демократического мировоззрения повлияли политические ссыльные Михаэлис, Леонтьев, Гросс, Долгополов. Абай призывал изучать русский язык и культуру. Абай почитал Пушкина, Лермонтова, Салтыкова-Щедрина, Толстого. Написал песни на переведенные отрывки из «Евгения Онегина». Сын Абдрахман закончил Петербургское артиллерийское училище. Памятник художественно-философской прозы Абая - «Гаклия».
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|