Сделай Сам Свою Работу на 5

Русская демократическая культура и великий ученый казахского народа Шокан Уалиханов





П.П. Семенов-Тянь­-Шанский (1827-1914) совершил путешествия на Ал­тай, в Семиречье и Среднюю Азию, подготовил географическую серию «Россия. Полное гео­графическое описание». Два тома этой се­рии - «Киргизский край» и «Туркестанский край» – о природе, занятиях населения Казахстана.

Выдающийся востоковед академик В.В. Радлов изучал язык, обычаи, обряды, историю и фольклор, хозяйство. Он опубли­ковал серию текстов «Образцы народной литературы тюркских племен». В.В.Вельяминов-Зернов в книгах «Исследование о касимовских царях и царевичах», «Ис­торические сведения о киргиз-кайсаках» написал исто­рию Казахского ханства в ХV -XVI вв. и историю Младшего жуза в середине XVIII века. А.И.Добросмыслов исследовал историю казах­ско-русских отношений в XVIII в. в труде «Тургайская область. Исторический очерк». Тру­ды Н.Н.Аристова: «Заметки об этническом составе тюр­кских племен», «Опыт выяснения этнического состава киргиз-казахов Большой Орды и каракиргизов». Материалы по обычному праву каза­хов опубликовали Добросмыслов, Гро­деков, полити­ческий ссыльный Маковецкий. В книге Красовского«Область сибирских кирги­зов» уделено внимание вопросам происхождения казах­ского народа.



Великий украинский поэт Т.Г.Шевченко, отбывал в 1847-1857 годах ссылку на казахской земле. Его рисунки «Казахская семья», «Казах на лошади», «Байгуши» отображают быт казахов. В стихотворении «Мои думы» поэт сравнивает жизнь казаха и украинца.

Отделы вос­токоведения Казанского и Пе­тербургского университетов изучали Сред­нюю Азию и Казахстан. Большую роль в изучении истории Казахстана сыграли подотделы, отделы и отделе­ния Русского географического общества в Оренбурге, Семи­палатинске, Омске и других городах. Областные статистические комитеты, созданные во вто­рой половине XIX века, со­брали обширный материал по статистике, истории, этногра­фии, материальной культуре казахского края.

В середине XIX века творил выдающийся казахский ученый Шокан Уалиханов. Имя, дан­ное ему при рождении, было Мухаммед-Канапия, а Шоканом ласково назвала его мать. Родился Шокан в 1835 году в крепости Кусмурун (Кушмурун). Детские годы его прошли в Kyшмypyнe, а затем в ауле его предков - Сырымбете. В начальной частной аульной школе в Кушмуруне Шокан овладел основами арабского, персидского, средневекового тюркского (чага­тайского) языков. На его воспитание оказала влияние бабушка Айганым. Неоднократно в ауле Шокана были академик Шренк, декабристы Семенов, Штейнгель, Ба­саргин, студенты Казанского уни­верситета Сотников, Косты­лецкий, Сейфуллин.



С 1847 по 1853 год Шокан обучался в Сибирском кадет­ском корпусеОмска. Большое влияние на него оказали преподаватели Костылецкий и Лободовский. В 1853 году Шо­кан заканчивает кадетский корпус в офицерском звании корнета. Принял участие в 1855 году в поездке генерала Гасфорта по Центральному Ка­захстану, Тарбагатаю, Семиречью. Участвуя в иссык-кульской экспедиции 1850 года, Шокан осуществил съемку бассейна Иссык-Куля, написал «Дневник поездки на Иссык-Куль» и «Записки о кирги­зах». Во время экспедиции знакомится с Семено­вым-Тян-Шанским. Осенью 1856 года Шокан посещает Кульджу, ведет переговоры с китайскими властями об улучшении торговых связей.

Шо­кан записал боль­шой отрывок огромного кыргызского эпического цикла «Манас».

В 1858-1859 годах Шокан совершил знаменитую поездку в Кашгар. Его труд «О состоянии Алтышара» был высоко оценен в научном мире.

В 1859-1861 годы в Петербурге Шокан Уалиханов работает в военно-политических и научных учреждениях. Шокан поддерживал связи с востоковедами Григорьевым, Васильевым, Вельяминовым-Зерновым. Среди друзей Шокана был выдающийся писатель Ф.М.Достоевский. В 1865 году в газете «Русский инвалид» публикуется последний труд Шокана Уалиханова о восстании дунган в Цинской империи.



Работы Шокана: «Аблай», «Казахское родословие», «О мусульманстве в степи», «Следы шаманства у казахов», «О кочевьях казахов».

Народное образование и литература

Созданный в 1868 году Туркестанский статистический комитет, Семипалатинский областной статкомитет, орга­низованный в 1878 году, распространяли науку и знание, основы грамотности.

В исследовании Казахстана, публикации трудов влия­тельным было Русское географическое общество, его Тур­кестанский и Западносибирский отделы, Семипалатинский подотдел внесли большой вклад в организацию научных экспедиций, освоение при­родных богатств.

Абай участвовал в работе Семипалатинского областного статистического комитета. Наи­большую известность приобрела открытая в 1883 году в Семипалатинскеобщественнаябиблиотека. Бесплатные библиотеки открылись в Тургае и Оренбурге.

Необходимость в подготовке переводчиков, служа­щих требовали увеличения русско-казахских школ. Русско-казахские школы, открытые в 1861 году в Троиц­ке, в крепости Оренбург возле Тургая, в форте Каза­линска, привлекали на учебу казахскую молодежь.

Для развития просвещения казахам было дано право на добровольный сбор средств. А для открытия при мечетях мектебов необходимо было получить особое разрешение от уездного правления. Казахским шаруа за небольшую плату было разрешено отдавать своих детей на учебу в школы в казачьих ста­ницах и русских деревнях.

Первая казахская учительская школа открылась в 1883 году в городе Орске Оренбургской губернии. Ускорило решение этого дела назначение Ибрая Алтынсарина инс­пектором школ Тургайской области. Открытые в 1872 году в Омске и в 1879 году в Ташкенте учительские институты отно­сились к средним учебным заведениям. В Казахстане не было ни одного специального технического учебного заведения.

Пра­вительство препятствовало получению образования в мектебах и медресе, не желая распространения исламской религии в Средней Азии и Казахстане. «Меры по борьбе с мусульманством в восточной части России» оренбургского губернатора Крыжановского (1867 год) явились проявлением административного давления по ограничению исламских школ. 26 марта 1870 г. преподавание русского языка в мектебах при мечетях было признано обязательным. В медресе - высших исламских учебных за­ведениях - изучались следующие пред­меты: фараиз - закон о наследовании и разделе имущества; усул-фиких - исследование мусульманских законов; хикмет - энциклопедия исторических, философ­ских и ecтecтвeнных наук; наху - грамматика арабского языка, акаид - догматика, монтик - логика, арифметика, русский язык.

Ыбырай Алтынсары-улы

(1841-1889) выдающийся просветитель общественный деятель, педагог-новатор. С 1844 года, после смерти отца, воспитывался у дедаБалгожи. В 1857 году с золотой медалью окончил школу при орен­бургской пограничной комиссии. Ал­тынсары-улы работал писарем у своего деда Балгожи-бия, затем переводчиком в Оренбургском областном правлении. В 1864 году Ыбырай назначается учителем школы в Оренбургском укреплении под Торгаем. Реформы 1867-1868 гг. Алтынсары-­улы встречает положительно. На страницах местной периоди­ческой печати Ыбырай осуждал аграрную политику царизма.

Главным делом всей жизни Ыбырая была его просветительская деятельность. В 1879 году Ыбырай Алтынсары-улы был назначен инспектором школ Тургайской области. Его мероприятия по развитию просвещения проходили отбор у губернато­ра, что ограничивало его просветительскую работу. Он завещал принадлежащие ему землисельскохозяйст­веннойшколеТоргая. Алтынсары-улы - основоположник женского образования в крае, в городе Ыргыз (Иргиз) открыта школа-интернат для казахских девочек. Ос­нованная в Троицке, переведенная в Оренбург учительская школа была передовым учебным заведе­нием. Недовольство чиновников вызвал выбор им учителей для преподавания в аульных и волостных школах.

Для русско-казахских школ написал два учебных пособия: «Киргизская хрестоматия» и «Основное руководство по обучению киргиз русскому языку». «Киргизская хрестоматия» способствовала вытеснению привычной для населения арабской графи­ки. Алтынсары-улы постоянно призывал молодежь к знаниям.

В рассказе «Кыпшак Сейткул» поддержал идею развития земледелия в произведениях «Талантын пайдасы» («Польза от стремления»), «Байлык неде?» («В чем богат­ство?») выражал свою мечту о светлом будущем казахского народа.

Абай Кунанбай-улы

(1845-1904)- великий поэт, ос­новоположник казахской классической письменной литера­ туры, мыслитель и композитор. Настоящее имя Ибрагим. Родился в 1845 году в Чингизских горах Семи­палатинской области. Отец Абая Кунанбай - правитель рода Тобыкты. Мать Улжан ласково называла его Абай. Начальное образование Абай получил в ауле у муллы. Отец отдал Абая на учебу в медресе Ахмета Ризы, одновременно Абай посещает русскую шко­лу. Кунанбай, желая привлечь своих сыновей к управлению народом, забрал Абая, не дав ему закончить образование. Абай отходит от управления, считая родовые распри напрасной тратой сил, и не оп­равдывает надежд отца.

На формировании его демократического мировоззрения повлияли политические ссыльные Михаэлис, Леонтьев, Гросс, Долгополов. Абай призывал изучать русский язык и культуру. Абай почитал Пушкина, Лермон­това, Салтыкова-Щедрина, Толстого. Написал песни на переведенные отрывки из «Евгения Онегина». Сын Абдрахман закончил Петербургское артиллерийское училище. Памятник художественно-фи­лософской прозы Абая - «Гаклия».

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.