Неолит (5 тыс.- 3 тыс. лет до н.э.)
Люди начинают заниматься скотоводством и примитивным земледелием. Появился настоящий производительный труд. В науке это событие называется неолитическойреволюцией.
Техника обработки камня достигла высочайшего уровня. Люди научились пилить, шлифовать, полировать камень, изготавливать миниатюрные каменные пластины (микролиты), которые служили вкладышами составных орудий - ножей, серпов. Это деревянная или костяная основа ножа, в которой пропиливались пазы, куда вставлялись и закреплялись с помощью смолы или рыбьего клея пластины. Получалось удобное легкое орудие с острыми режущими краями.
Новые приемы обработки камня: отжимная ретушь, а позднее шлифовка и сверление постепенно приводят к большей специализации в производстве неизвестных ранее орудий труда, таких, как зернотерки, ступки, топоры, мотыги.
Из глины научились лепить и обжигать на кострах прочную посуду - керамику. Сделанная вручную, она отличалась ассиметричностью линий, несложный геометрический орнамент наносился по сырой глине.
Появились зачатки горного дела, началось освоение металла: меди, золота, свинца. Из меди изготавливались первые орудия и боевое оружие, из золота - украшения. Из шерсти и растительных волокон люди стали ткать и шить одежду с помощью костяных шильев и игл.
Расширилась сфера деятельности женщин, изменилось их положение в обществе. Родовая община представляла собой материнский род (родственников по линии матери). На орудия и средства производства сохранялось общественная собственность. Дела решал родовой совет.
Погребения эпохи неолита свидетельствуют о возникновении зачаточных религиозных представлений. Усопших укладывали в могилы, иногда обложенные камнями, а иногда оставляли в пещере, закрытой большим камнем. В могилу клали различные дары - украшения, каменные орудия, пищу. В Северном Казахстане у с. Железинки обнаружено погребение с сожжением (кремацией) трупа.
Наиболее известная неолитическая стоянка является Саксаульская (Кзылординская обл.) в Приаралье, где найдены кварцитовые изделия. Стоянки: Ботай (Костанайская область), Каратургай (Центр. Каз.), Караунгур (Каратау, Юж. Каз.).
БРОНЗОВЫЙ ВЕК (II -I тыс. до н.э.)
Во II тысячелетии до н.э. была изобретена технология получения бронзы - сплава меди и олова. Орудия из металла стали вытеснять каменные. Это время названо бронзовым веком (II-I тысячелетия до н.э.)
Эпоха бронзы делится на три периода: ранний, средний и поздний.
Главной отраслью у племен, населявших территорию Казахстана в период бронзы, было скотоводство. Постепенно создавались условия для перехода к кочевому скотоводству. Земледелие в горных районах Казахстана утвердилось еще в 4 тысячелетии до н.э., т.е. люди вели комплексное хозяйство.
Развитие скотоводства требовало больше мужского труда, что привело к усилению роли мужчины в обществе. Происходит крушение матриархального рода. На смену ему пришли патриархальные семейно-родовые отношения. Зарождается первое общественное разделение труда, пастушеские племена выделяются из остальной массы населения.
На базе трех составляющих: древней металлургии бронзы, пастушеского скотоводства и мотыжного земледелия происходит ускоренное развитие человеческого общества эпохи бронзы.
Андроновская культура - самая крупная культура эпохи бронзы, распространенная от Енисея до Урала. Первые памятники андроновской культуры обнаружены у села Андроново близ города Ачинска в Южной Сибири. Один из основных районов расселения - Центральный Казахстан, где изучено свыше 30 поселений и более 150 могильников. Культура эпохи бронзы в Казахстане названа Бегазы-дандыбаевской по названию памятников – мавзолеев Бегазы и Дандыбай. В Северном и Западном Казахстане открыты андроновские памятники: Алексеевское и Садчиковское (близ р. Тобол), Петровка и Боголюбово (Приишимье). Предшественник древних городов - Аркаим на границе Костанайской и Челябинской области. В Семиречье и на юге Казахстана обнаружены крупнейшие скопления рисунков в Тамгалы и в горах Каратау. В низовьях Сырдарьи, в Приаралье открыт памятник эпохи поздней бронзы - мавзолей Тегискен. Покойника сжигали вместе с мавзолеем.
Важную роль играло в жизни андроновцев скотоводство. Разводили, в основном, коров, также овец, коз и лошадей, двугорбых верблюдов – бактрианов (верблюд был приручен в III тыс. до н. э., в Казахстане - во II тысячелетии).
Первые пастушеские племена были оседлыми. Земледелие было примитивным (мотыжным) и играло в хозяйстве вспомогательную роль. Андроновцы вели оседлый образ жизни до I тысячелетия до н.э. Их хозяйство было смешанным. В период поздней бронзы усиливается роль скотоводства, увеличивается поголовье скота. Зарождается яйлажный (полукочевой) тип скотоводства. При нем женщины и дети занимаются земледелием, а мужчины весной уходят со стадами на дальние пастбища, а осенью возвращаются домой. Так постепенно из придомного выросло яйлажное или отгонное скотоводство, а затем и кочевое, при котором использовались и степные, и пустынные пастбища, что позволило резко увеличить численность стад. По мере перехода к кочевому и полукочевому скотоводству менялся состав стада, в нем уменьшалось количество крупного рогатого скота, зато увеличивалось число баранов и коней. В Х - IX вв. до н.э. у андроновцев преобладает коневодство.
Глиняную посуду лепили вручную, гончарного круга не знали, затем обжигали. Керамику украшали геометрическим орнаментом, фестонами и меандрами. Орнамент оберегал содержимое сосудов от «сглаза» и «порчи».
Горное дело и древняя металлургия в эпоху бронзы были широко распространены на территории Казахстана и играли важную роль в хозяйстве андроновских племен. Рыхлые руды добывали «кайлованием». В плотных породах использовали метод «огневой проходки», при котором разводили костер, а когда порода нагревалась, охлаждали ее водой и рудное тело давало трещины.
Остатки плавильных печей обнаружены на Атасу, Суукбулаке, у аула Канай. Использовались ковка, литье, тиснение и чеканка. Развивалось ткацкоеремесло. Андроновцам уже были известны ткацкий станок и веретено. На стоянках Атасу, Канай, Алексеевское найдены каменные и костяные деталей от веретен.
Ювелирное искусство на территории Казахстана зародилось во II тысячелетии до н.э. (XVI-XIV вв.). Среди андроновских украшений наиболее часто встречаются серьги в виде колец с сомкнутыми концами из медной проволоки, обернутой листовым золотом. Археологическим символом андроновской культуры являются серьги и подвески в полтора оборота, свернутые из прогнутых узких медных пластин, обтянутых листовым золотом.
Жили андроновцы в землянках и полуземлянках, они же использовались для содержания скота зимой. Юрта возникла в древности, и прототипом ее, прообразом было легкое круглое жилище андроновцев.
Поселение Аркаим имеет признаки города: система фортификаций – укреплений; наличие строгого плана застройки; деление на несколько зон - жилую, производственную, общественную.
Переход к скотоводству положил начало патриархально-родовым отношениям. На смену материнскому роду пришел отцовский род. Весь скот, излишки продуктов и товары, полученные в обмен, принадлежали мужчине, потому что он стал главным производителем материальных благ. Орудия труда, домашнее имущество и животные были общими. Продукты коллективного труда делились поровну. Все дела решало народное собрание. Оно избирало старейшин рода и смещало их, строго следило за соблюдением родовых обычаев и традиций.
Труд человека стал производительнее. Теперь отдельная семья могла прокормить себя. На смену родовой коллективной собственности пришла собственность отдельной семьи. Вторым следствием перехода племен к скотоводству было зарождение семейной, а затем частнойсобственности и имущественного неравенства. Появились родовые вожди, жрецы и военачальники.
У андроновцев культ мертвых занимал особое место. В раннем периоде андроновской культуры (XVIII-XIV вв. до н.э.) покойника сжигали на костре. Этот ритуал был связан с культом огня. Позже обычай трупосожжения сменился новым: умершего клали в каменный склеп в скорченном состоянии на левом или правом боку. Все погребения андроновских могил ориентированы головой на запад или на юго-запад, потому что круглый курган с могилой в центре считался подобием мира. Ориентация на запад была ориентацией на бога, ведающего связью с потусторонним миром. Труп в могилу клали в скорченном виде - это поза младенца в утробе матери. Покойника связывали. Бога смерти Яму называли «связывающим мертвецов» и изображали держащим веревку. Духам умерших поклонялись, верили в их покровительство и защиту, могилы считались священными. Это был культ предков.
Казахстан богат наскальными рисунками - петроглифами. Рисунки Тамгалы, Ешкиольмес, Каратау, Маймака, Тарбагатая, Букентау изучались археологами и стали достоянием мировой культуры. Крупнейшим скоплением наскальных рисунков является район Семиречья (урочище Тамгалы). Изображение дикого быка-тура - один из наиболее распространенных рисунков на скалах Казахстана. Бык - символ плодородия, могущества и силы. Главное божество – солнцеголовый Митра сравнивается и отождествляется с быком.
На рисунке в горах Ешкиольмес Митра с головой, окруженной солнечными лучами, показан стоящим на быке. Излюбленным сюжетом в наскальном искусстве был образ двугорбого верблюда - бактриана. Распространено изображение колесниц, в Каратау их 49.
Проведение первой борозды должно было обеспечить богатый урожай. Право проведения первой борозды предоставлялось царю.
Люди имели европеоидный антропологический тип, язык - индоиранский.
В эпоху бронзы в развитии человеческого общества произошли коренные изменения: развивались скотоводство и земледелие, добыча руды и металлургия, производства металлических (бронзовых) орудий труда, оружия и украшений, строительство жилищ, натуральный обмен. Это привело к росту населения, появлению крупных родоплеменных союзов, к миграции племен в поисках новых земель для заселения. Культурные и экономические связи со Средиземноморьем и Малой Азией способствовали расцвету культуры племен эпохи бронзы.
СОЮЗЫ ПЛЕМЕН И РАННИЕ ГОСУДАРСТВА
Саки
В начале I тысячелетия до н.э. люди освоили казахстанские степи. VIII - VII вв. до н.э.для племен, населявших территорию Казахстана, началась эпоха открытия и широкого использования железа. В Казахстане были богатые месторождения меди и олова, и железо на первых порах с трудом пробивало себе дорогу.
Развивалось кочевое скотоводство. Рост стада требовал новых пастбищ, и между родами и племенами происходит борьба за землю, начинаются войны. Побежденные племена вынуждены уходить в другие районы. Выделяются более сильные племена. Внутри союза племен происходит постоянно процесс хозяйственного, политического и культурного взаимодействия, духовного сближения, слияния языков.
Уникальные памятники раннежелезного века – курганы (долина Чиликты, южнее оз. Зайсан; на правом берегу р. Или; Тасмола в Центральном Казахстане).
Сведения об эпохе раннего железа на территории Казахстана встречаются в священной книге древних иранцев – Авесте, греческих и латинских трудах Геродота, Страбона, Птолемея. Наиболее интересны тексты, составленные по приказу персидских царей Дария и Ксеркса
Территории Казахстана в VII - IV вв. до н.э. занимало могущественное племя саков. Саки расселились на территории Южного, Восточного и Центрального Казахстана. Были и другие племена, но о них нет исторических сведений.
Саки говорили на восточно-иранских и протюркских языках, имели монголоидные черты. Многие греческие авторы называли их восточными скифами. Материальная культура и общественный строй сакских племен имеет сходство со скифами, населявшими степные районы европейской части России и Украины.
Древние персидские письменные источники называют саков «могучие мужи», иранские источники - «туры с быстрыми конями».
Сакские племена делились на три группы:
1. Заморские саки-тарадарайя проживали в Приаралье (низовья Сырдарьи и Амударьи).
2. Саки-тиграхауда, носящие остроконечные шапки - в районе средней Сырдарьи и Амударьи, в Семиречье, на Тянь-Шане. Их изображение встречается на рельефах дворца Ксеркса в Персеполе.
3. Саки-хаомаварга, изготовляющие напиток хаому, расселялись в долине Мургаба.
Господствующее место в хозяйстве саков занимало скотоводство, в сочетании с земледелием, образ жизни: оседло-кочевой.
Существовало три вида скотоводства:
1. Кочевое скотоводство (Западный и Центральный Казахстан). Основными видами скота у кочевников были лошадь, овца и верблюд - наиболее приспособленные для дальних кочевок.
2. Полукочевое скотоводство (Восточный Казахстан, Семиречье, районы Центрального и Западного Казахстана, подножие Тянь-Шаня и Алтайских гор).
3. Оседлое (юг Казахстана, долины Сырдарьи, Чу, Келеса). Здесь преобладало поливное земледелие, а в стаде было много крупного рогатого скота.
Коневодство было одним из важнейших направлений скотоводства саков. Важную роль играли бараны, верблюды разводились в Западном и Южном Казахстане. Скотоводство сочеталось с земледелием. Выращивали просо, ячмень, пшеницу, поля орошались с помощью каналов. Со временем у оседлого сакского населения появились не только селения, но и города, в которых процветали ремесла и торговля.
Высокого уровня развития у сакских племен достигли промыслы и ремесла, связанные с добычей металла и его обработкой. Из бронзы сакские мастера отливали кинжалы, наконечники стрел и копий, предметы конской упряжи, украшения, зеркала, а также котлы и жертвенники, многие из которых являются произведениями искусства. Саки совершенствовали обработку железа и производство железных изделий.
В Чиликтинском кургане (Восточный Казахстан) найдены бронзовые наконечников стрел, колчан, украшенный золотыми бляшками в виде оленей. Ранние кочевники пользовались деревянной, кожаной, глиняной посудой. Сакская керамика небольших размеров, округлых, шаровидных форм. Вся посуда изготовлялась вручную. Археологи часто находят на территории Семиречья - в Илийской долине и Прииссыккулье медные и бронзовые котлы и жертвенники.
В I тысячелетии до н.э. саки имели торговые связи с народами Алтая, Сибири, Европы и Востока. Существовали отдельные участки Великого Шелкового пути: «лазуритовый», «нефритовый». Лазурит, добываемый на Памире, вывозился в Иран и Месопотамию, а нефрит - из Кашгарии в Китай. В середине I тысячелетия до н.э. стал функционировать «степнойпуть». Начинаясь в большой излучине р. Хуанхэ, он пересекал восточные и северные отроги Алтая, степи Казахстана и Причерноморья, достигал земель греков и этрусков. По этому пути к сакам попадали китайский шелк, иранские ковры.
В эпоху саков в обществе происходят большие изменения. Обособляется патриархальная (отдельная) семья. Появляются небольшие группы курганов, в которых захоронены члены семейной общины. В VII- III вв. до н.э. сакские племена объединяются в союзы. Во главе этих союзов стоят верховные вожди. Их называют царями. Цари избираются советом вождей тех племен, которые входят в союз. Вождь избирался всеми членами племени. Государственные дела обсуждались на народном собрании. Царь распределял между родами и племенами пастбища и другие земельные угодья для перекочевки, следил, чтобы не было столкновений между родами и племенами, руководил объединенными войсками во время военных походов.
Сакские женщины пользовались большими правами. Они участвовали в войнах наравне с мужчинами и могли быть верховными вождями. Массагетами в VI в. до н.э. управляла царица Томирис. Широко известно также имя сакской царицы Зарины.
Пленников превращали в рабов и использовали в домашнем хозяйстве, рабство носило патриархальный характер. У саков развивается военная демократия, сложившаяся еще в эпоху бронзы. Происходит формирование государства. В сакском обществе выделялись три группы населения: воины, жрецы, остальные общинники (пастухи и земледельцы). Каждому сословию соответствовали свои традиционные цвета: воинам - красный, жрецам - белый, общинникам - желтый и синий. Из сословия воинов происходили вожди и цари. Во время празднеств самый меткий стрелок по древней традиции получал право повелевать людьми.
Царь считался избранником богов, посредником между небом и землей, центром мира, носителем земного процветания, его отождествляли с солнечным божеством. Царь проводил первую борозду на весенней пахоте, что демонстрировало его связь с народом. В 1969 г. в Иссыкском кургане в ходе раскопок был обнаружен «золотой человек» - юноша-воин, царь саков. Погребение датировано V веком до н.э. Он был воином, о чем говорит оружие, в том числе золотая стрела, жрецом (на голове надет островерхий колпак, рядом лежит зеркало), пастухом, о чем свидетельствует плеть.
Могильник Бесшатыр в долине реки Или. Он состоит из многочисленных курганов, самый большой из которых достигает высоты пятиэтажного дома. В одном из курганов оказалась деревянная постройка из массивных стволов тянь-шаньских елей.
Геродот и другие авторы древности повествуют о войнах саков с персами, о победе саков над ахеменидским царем Киром. Царица Томирис приказала бросить голову Кира в бурдюк, наполненный кровью: «Насыться же теперь кровью, которую ты всегда жаждал». В 519-518 гг. до н.э. поход против саков-тиграхауда предпринял Дарий I. Чтобы спасти свою землю, царицу и народ от персов, пастух Ширак завел персов в пустыню, и они оказались на грани гибели. Однако, в результате длительной войны с персами, часть саков все же была покорена ими. Они стали платить Дарию дань, а также посылать своих воинов для участия в персидских войнах. В составе персидской армии саки воевали в Египте, Греции, отличились в битвах при Фермопилах.
ВIV в. до н.э.АлександрМакедонский, разгромив и подчинив державу Ахеменидов, начал завоевание Средней Азии. В 330-327 гг. до н. э.Александр Македонский захватил левобережье Сырдарьи. Греко-македонское войско жестоко обошлось с жителями сырдарьинских городов, всех мужчин истребили, женщин, детей и добычу забрали. Это вызвало всенародное восстание в Средней Азии, которое было подавлено самым жестоким образом. На Сырдарье был построен город, названный Александрия Эсхата (Александрия Крайняя). Сакские племена, живущие за Сырдарьей остановили продвижение великого завоевателя на Восток. После смерти Александра Македонского в 323 г. до н.э. держава его распалась, Александрия Эсхата была разрушена.
Главным у саков был культ вождя и царя. Об этом говорит захоронение в иссыкском кургане вождя или царя союза племен. По одежде и регалиям видно, что саки отождествляли его с солнечным божеством. У них Солнце было владыкой. Изображения на головном уборе имели символическое значение. «Золотые горы» и «деревья», нашитые по окружности шапки, представляют картину мира, подвластного солнечному владыке. Считалось, что вождь находится в центре вселенной и, как Солнце, обозревает ее со всех сторон. Но «золотой человек» еще и воин, защищающий этот мир, и жрец. Об этом говорят его оружие и регалии. Спереди шапку украшала эмблема - пара золотых крылатых коней с козлиными рогами, из их спин «вырастают четыре золотые стрелы». Эта эмблема - «царский знак», олицетворяющий власть вождя над миром: птица - небо, конь - земля, козел - подземный мир, четыре стрелы - четыре части света.
У саков был культ предков и культ огня. Археологи определили, что у саков Семиречья существовали «храмы огня». Саки поклонялись силам природы. Боги перевоплощались в различных животных и птиц, в фантастических зверей, таких, как крылатые кони, кони-грифоны. Конь в мифологии саков связывался с солнцем и огнем, кабан - с культом бога грома.
С VII в. до н.э. возник «звериный стиль» в искусстве. Главной темой его были изображения зверей и мифических чудовищ. Ими украшались бронзовые котлы, жертвенники, оружие, одежда и конская сбруя. Археолог Эдинг писал, что он вышел «из лесов и долин». Основой искусства «звериного стиля» были сохранившиеся с глубокой древности мифы о происхождении людей от различных животных. Предком племени обязательно выступал какой-либо зверь. Вещи с изображением зверей считались священными, играли роль талисманов и амулетов. «Звериный стиль» в III-II вв. до н.э. превратился в орнамент, в начале нашей эры исчезает.
Ювелирное искусство достигло у саков высокого совершенства. Мастера были знакомы с литьем, штамповкой золота. Изделия из золота, серебра, бирюзы украшали человека и его одежду, сбрую коня, предметы быта. Широко развивались резьба по дереву, кости, камню. Использовались сердолик, халцедон, агат, бирюза.
Часть сакских памятников Приаралья - Чирик-рабат, Бабиш-мулла, Баланды - оставлена апасиаками – водными саками. О них сообщает греческий географ Страбон. Городище Чирик-рабат (возле Кзыл-Орды) было столицей апасиаков. Цитадель Чирик-рабата служила храмом и местом захоронения знатных особ.
Усуни
Земли саков-тиграхауда в Семиречье заняли племена усуней, которые пришли во II в. до н.э. Говорили усуни на древнетюркском языке. Усуни занимали территорию от реки Чу на западе до Тянь-Шаня на востоке, от озера Балхаш на севере до Иссык-Куля на юге. (Населения 630 тыс., человек, 120 тыс. дворов, 180 тыс. воинов.) Столица усуней город Чугучэн (город Красной долины) находилась на берегу Иссык-Куля. Усуни вели упорные войны с кангюями и гуннами за пастбища, торговые пути. Имели широкие дипломатические и родственные связи с Китаем.
Скотоводство играло в жизни усуней определяющую роль. Хозяйство усуней было комплексным - скотоводческо-земледельческим. Разводили лошадей, овец, коз, двугорбых верблюдов, ослов. В стаде преобладали овцы и лошади. Оседлые уйсуни жили в постоянных жилищах, построенных из сырцового кирпича и камня, а кочевые - в юртах. Ювелирные изделия украшались зернью (напаивание золотых шариков).
В усуньском обществе существовало имущественное неравенство, имелись богатые, племенная и родовая знать, дружинники, жрецы и рядовые скотоводы и земледельцы. Общество усуней достигло уровня государственности. Глава государства носил титул гуньмо. Частная собственность распространялась не только на скот, но и на землю. Знатные усуни одевались в одежду из шелковых и тонких шерстяных тканей, рядовые - из грубошерстных тканей, кожи, овчины.
Объем и размер кургана, возведенного над могилой человека, говорили о его положении в обществе и богатстве. Ювелирные изделия, оружие, украшения усуней отражали их религиозные представления и взгляды на мир. Интерес представляет диадема (I в. до н. э.-II н.э.), найденная в Каргалинском ущелье, недалеко от г. Алматы, на высоте 2300 м. Главной идеей диадемы было изображение модели вселенной: животные символизировали жизнь земли, птицы - небо, крылатые кони - солнце. Сведения об усунях оставил китайский историк Сыма-Цянь.
Кангюи
В III в. до н.э. на юге Казахстана сформировалось объединение Кангюй. Оно находилось в бассейне Сырдарьи и предгорьях Каратау. Это было кочевое государство, в состав которого входили оседлые и кочевые племена. Говорили они на иранских и древнетюркских языках. Кангюев насчитывалось 600 тысяч человек или 120 тысяч дворов. Ставка называлась Битянь.
Кангюй был связан политическими, экономическими и культурными связями с Китаем, Парфией, Римом, Закавказьем, вел войны с гуннами, усунями и подчинило Бухару, Хорезм и другие области Средней Азии. Через территорию государства проходил Великий Шелковый путь, который оно стремилось сохранить под контролем.
Население занималось скотоводством и поливным земледелием. В хозяйстве преобладали коневодство и овцеводство, также разводили коров, верблюдов, яков. Земля обрабатывалась каменными и металлическими кетменями (мотыгами). Строили множество водохранилищ и прудов. Большую роль играла охота.
Из глины делали посуду способами круглой лепки и на гончарном круге. Использовали хумы - бочкообразные сосуды из необожженной глины для хранения зерна. Материалом для изготовления ювелирных изделий были хрусталь, сердолик, агат, янтарь, коралл.
У кангюев существовало имущественное неравенство. Власть у племен кангюй стала переходить по наследству - от отца к сыну. Войны превратились в средство обогащения имущих. Пленных обращали в рабов. На земле кангюев были города. Один из них - Кок-мардан.
Среди кангюев были распространены культ природы и культ предков, обожествляли они также солнце, луну, звезды. Приносили в жертву сверхъестественным силам домашних животных. Небесные светила служили основой летоисчисления, по ним определяли дорогу во время перекочевок, время полевых работ, регулировали религиозные обряды.
Особый интерес представляет могильник Мардан-куик в Отрарском оазисе.
Гунны
Хунну (гунны) положили начало Великому переселению народов, что привело к падению Римский империи. Племена гуннов во главе с Атиллой произвели опустошительные набеги на европейские страны. Хунну пришли из Центральной Азии в последних веках до нашей эры - первых веках нашей эры.
ВIII в. до н.э. во главе хуннских племен стал шаньюй (правитель) по имени Модэ. Он осуществил ряд завоеваний, заключил с ханьским (китайским) императором договор «о мире и родстве», получил в жены китайскую царевну и обязал китайцев выплатить хунну дань. Под властью хунну оказалась огромная территория от Забайкалья до Тибета, от восточного Туркестана на западе до реки Хуанхэ.
В 55 г. до н.э. хуннское государство разделилось на две части - южную и северную. Правитель северных гуннов Чжи-Чжи заключил союз с Кангюем против государства Усунь. В войске Чжи-Чжи воевали римские наемники из армии Марка Красса. Чжи-Чжи был разгромлен китайцами.
Вторая волна переселения хунну началась в 93 г. н.э. В IV в. н.э. хунну с другими кочевыми племенами достигли южнорусских степей, дошли до Дуная и поселились в Венгрии под именем гуннов.
Хунну были прототюрками, и с их проникновением в Казахстан началась тюркизация восточно-иранских племен кангюев. В первой половине I тысячелетия н.э. меняется антропологический тип жителей Казахстана. У племен Семиречья и Южного Казахстана появляются монголоидные черты.
Главную роль в жизни хунну играло скотоводство. Хунну вели кочевой образ жизни, а также оседлый. Занимались и земледелием. Важную роль играла охота. Высокого развития достигло военное дело. Основу войска составляла подвижная маневренная конница. На вооружении конника были лук и стрелы. Жили в войлочной юрте.
В хуннском обществе были сильны черты патриархально-родовых отношений. Хунну делились на 24 рода, во главе стояли старейшины. Старейшины составляли совет. Народное собрание, которое собиралось три раза в год, и совет старейшин решали государственные дела. Появились частно-семейная и личная собственность на скот и на землю. Рабы из военнопленных использовались в качестве домашней прислуги.
Во главе страны стоял шаньюй, неограниченный монарх. Ему подчинялись князья-темники (близкие родственники шаньюя). Их было 24 по количеству родов. Темники назначали тысячников, сотников. Для содержания аппарата управления взимались налоги. Имелась у хунну и письменность. Таким образом, появление у хунну частной собственности на скот и землю, существование примитивного бюрократического аппарата, введение налога как формы эксплуатации, наличие права свидетельствовали о переходе хунну к классовому обществу и государству.
В III-V вв. н.э. сакский звериный стиль вытеснен полихромным стилем, для которого характерно разнообразие технических приемов - инкрустация (вставки цветных камней),зернь(напаивание золотых шариков),скань(напаивание витой проволочки),шнуровое плетение золотых проволочек, перегородчатая эмаль. Изделия в полихромном стиле найдены в курганах Чиликты, Жиланды, Бесоба, Алакульской впадины. Полихромный стиль достиг расцвета в IV - V вв. н.э. О гуннах писал древнеримский историк Аммиан Марцелин.
Сарматы
По сведениям Диодора с III в. до н.э. племенные союзы сарматов, занимавшие районы Западного Казахстана, начинают завоевание скифских территорий. К сарматам относились роксоланы, аланы, сираки. Сарматы были ираноязычными племенами, но с приходом гуннов начинается их тюркизация.
В концеII в. до н.э. сарматы выступают на стороне скифов в их войне с Митридатом. В I в. до н.э. в союзе с Митридатом ведут войну с Римом. В 49 г. до н.э. римляне вместе с сарматским племенем аорсов побеждают другое сарматское племя - сираков. Аланы доходят до северного Причерноморья, вместе с хунну достигают Испании. Задолго до приходов хунну сарматы приняли их подданство.
Главную роль в хозяйстве сарматов играло кочевое скотоводство. Глиняные сосуды имели яйцевидное или шаровидное тулово. Главным оружием был лук со стрелами. Луки склеивались рыбьим клеем из двух и более пород дерева. Сарматы объединялись в союзы и государства. Сведения письменных источников о сарматах отрывочны, и основные сведения об их жизни нам дает археология. Богатые захоронения сарматов найдены в Чингирлауском районе Западно-Казахстанской области вблизи села Лебедевка. Сохранившиеся погребения с вещами греческой работы свидетельствуют о тесных торговых связях сарматов с городами-колониями греков на Черноморском побережье, о влиянии греческой культуры на развитие сарматского общества.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|