Политические партии и течения в период от Февраля до Октября 1917 года
Носителем идеи национального освобождения выступила национальная демократическая интеллигенция. Во главе ее стал чингизид, высокообразованный деятель российского либерального демократического движения, член ЦК кадетской партии в прошлом Алихан Букейханов. Его единомышленники: А. Байтурсынов, М. Дулатов, А. Ермеков, Ж.и Х. Досмухамедовы, Ж. Акбаев и другие.
Социальную основу алашского движения составляли интеллигенты, отражавшие интересы степной элиты - биев, батыров, баев-полуфеодалов, взявшие ориентацию на капиталистический путь развития. Они отражали также интересы широких оппозиционных демократических масс - шаруа, рабочих, городской демократии. Лейтмотивом движения стала идея освобождения казахского народа от колониального ига, создания суверенного автономного национального государства.
После Февральской революции алашское движение, ведущее свое начало с 1905 года, вновь активизировалось. В апреле - мае 1917 г. состоялись областные съезды партии «Алаш».
В Оренбурге 21-26 июля 1917 г. Состоялся Общеказахский съезд, на котором присутствовали делегаты от Акмолинской, Семипалатинской, Тургайской, Уральской, Семиреченской, Сырдарьинской, Ферганской областей и Букеевской Орды. Казахскую демократическую общественность волновала проблема казахской государственности, демократических реформ, создание предпосылок для самоопределения нации. Съезд признал необходимым образовать казахскую политическую партию «Алаш» и выработать ее программу. Съезд записал: «В России должна быть демократическая федеративная парламентская республика», казахские области «должны получить территориально-национальную автономию».
Активизировалось мусульманское движение. В апреле 1917 г. мусульманский съезд Туркестана решительно защитил идею федерализма. Было избрано Центральное шуро, (Совет) мусульман Туркестана, председатель - Мустафа Чокай.
В мае 1917 г. состоялся Всероссийский съезд мусульман. Съезд заявил: «мир без аннексий и контрибуций на основах самоопределения народностей». Съезд признал формой государственного устройства России демократическую республику на национально-территориально-федеративных началах. Вопреки протестам 250 мулл была принята резолюция: «мусульманки в политических и гражданских правах должны быть равноправны с мужчинами». Съезд высказался против многоженства и калыма, записал: необходимо ввести 8-часовой рабочий день, еженедельный непрерывный отдых в 42 часа, обучение в начальных школах должно происходить на материнском языке, всеобщее начальное обучение, обязательное и бесплатное. Заки Валидов (Тоган) выдвинул идею независимости вceгo Typкeстана. В Центральное шуро мусульман России от Казахстана вошли Ж. Досмухамедов и Аккагаз Досжанова.
Второй Всероссийский съезд мусульман, состоявшийся после июльских событий 1917 г., выработал платформу к выборам в Учредительное собрание.
В сентябре 1917 г. образована первая мусульманская партия - партия туркестанских федералистов. Съезд туркестанских и казахских мусульман - «улема» (17-20 сентября 1917 г.) создал партию «Иттифок-и-муслимин» (Союз мусульман), которая выдвинула идею Туркестанской автономии в составе Российской республики. «Улема» и «Шуро-и-исламия» были далеки от сепаратистских идей отделения Туркестана от России. Эти политические течения наряду с защитой устоев шариата и адата отстаивали демократические нормы.
Большевики, эсеры, кадеты и другие политические партии вели агитацию на митингах, собраниях, в казармах, на предприятиях. В марте 1917 г. созданы социал-демократические группы в Омске, Оренбурге, Уральске, Ташкенте и Верном. В большевистскую партию после Февральской революции вступили А. Асылбеков, Б. Серикбаев, С. Мендешев, Т. Бокин, М. Джанибеков, С. Apгaнчеев, С. Сейфуллин, Т. Рыскулов, А. Майкутов.
В крае, где рабочий класс составлял лишь 1,2 % населения, решающую роль в борьбе за власть Советов сыграли солдаты местных гарнизонов, запасных полков, беднейшие слои казахских шаруа и крестьян-переселенцев.
В 1917 году в Аулие-Ата (Жамбыл) и Мерке образовался «Революционный союз казахской молодежи» (Т.Рыскулов), в Акмолинске - организация «Жас казах» (С.Сейфуллин). Позднее многие члены этих организаций боролись за установление Советской власти в Казахстане.
Осенью 1917 г. в Казахстане возникла национально-политическая организация - партия «Уш-Жуз», которая стала союзницей большевиков в борьбе с алашордынцами. Руководителем этой партии был Кольбай Тогусов.
В Семипалатинске организация кадетов издавала газету «Свободная речь». Кадеты были сторонниками единой, неделимой России, конституционной монархии, переселенческой политики. Член ЦК кадетской партии А. Букейханов заявил о несогласии с программой и выходе из партии.
Весной 1917 г. в городах возникли организации эсеров. Лозунги этой партии: «землю надо передать тем, кто ее обрабатывает», «земля - собственность всего народа», осуждение колониальной политики царизма обеспечили ей временный успех. К лету 1917 г. в их руках оказались все Советы (кроме Черняевского). В Уральске, Гурьеве, Петропавловске, Павлодаре, Кокчетаве, Семипалатинске функционировали отделения казачьей партии.
Казахстан в канун Октябрьского переворота
Временное правительство получило от империи классовые, социальные, экономические, национальные, религиозные противоречия. Оно не вывело страну из войны, не решались национальный, аграрный вопрос, надвигался голод. Недовольство политикой Временного правительства росло с каждым днем. Все новые позиции завоевывали Советы рабочих, солдатских, крестьянских депутатов.
В отдельных регионах создавались Советы по классовому принципу (в Ташкенте - Совет мусульманских рабочих депутатов). С. Асфендиаров отмечал, что движения, призывающие к единению всех мусульман России, уделяли внимание политическим и культурно-просветительским проблемам, а вопросы защиты экономических интересов широких масс населения не решали. Организаторы опасались раскола среди мусульман, т.к. это вызвало бы оппозицию городской буржуазии, баев-полуфеодалов и духовенства.
В ряде районов создавались Советы казахских депутатов. По мере роста сознания масс они объединялись с Советами крестьянских депутатов (в июне 1917 г. - Кустанайский уездный Совет крестьянских и казахских депутатов, в Усть-Каменогорске - уездный Совет крестьянских, казачьих и казахских депутатов).
Нарастало революционное движение. В мае 1917 г. бастовали рабочие-казахи рудника Даубай Семипалатинской области, требовавшие повышения заработной платы, улучшения жилищно-бытовых условий. Выступления рабочих были в Риддере.
По инициативе Советов рабочих депутатов летом 1917 г. был введен 8-часовой рабочий день на предприятиях Петропавловска, Семипалатинска, Уральска, Перовска, на предприятиях горнозаводской и нефтяной промышленности.
Не получив от Временного правительства земли и хлеба, трудящиеся Казахстана стали самостоятельно решать аграрный вопрос. Они расправлялись с ненавистными волостными управителями и аульными старшинами, насильственно захватывали их землю и скот. На борьбу за землю и хлеб поднялись и крестьяне переселенческих деревень. В июле 1917 года в селе Красивом Атбасарского уезда крестьяне забрали из казенного зернохранилища 12 тыс. пудов хлеба.
29 августа 1917 г. резолюцию о необходимости передачи всей власти Советам принял Перовский Совет, 5 сентября - Семипалатинский Совет. В сентябре 1917 г. рабочие-кожевники Петропавловска приняли решение об упразднении местных органов власти Временного правительства. В октябре крестьяне Семиречья на митингах выразили недоверие областному комиссару Временного правительства. Манифестация солдаток состоялась в Перовске, массовые демонстрации и выступления женщин проходили в Павлодаре, Петропавловске, Верном, Аулие-Ате.
ОКТЯБРЬСКИЙ ПЕРЕВОРОТ 1917 ГОДА. УСТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ В КАЗАХСТАНЕ
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|