Сделай Сам Свою Работу на 5

Политические партии и течения в период от Февраля до Октября 1917 года





Носителем идеи национального освобождения выступила национальная демокра­тическая интеллигенция. Во главе ее стал чингизид, высокооб­разованный деятель российского либерального демократическо­го движения, член ЦК кадетской партии в прошлом Алихан Бу­кейханов. Его единомышленники: А. Байтурсынов, М. Дулатов, А. Ермеков, Ж.и Х. Досмухамедовы, Ж. Акбаев и другие.

Социальную основу алашского движения составляли интел­лигенты, отражавшие интересы степной элиты - биев, батыров, баев-полуфеодалов, взявшие ориентацию на капиталистический путь развития. Они отражали также интересы широких оппози­ционных демократических масс - шаруа, рабочих, городской демократии. Лейтмотивом движения стала идея освобождения казах­ского народа от колониального ига, создания суверенного авто­номного национального государства.

После Февральской революции алашское движение, ведущее свое начало с 1905 года, вновь активизировалось. В апреле - мае 1917 г. состоялись областные съезды партии «Алаш».

В Оренбурге 21-26 июля 1917 г. Состоялся Общеказахский съезд, на котором присутствовали делегаты от Акмолинской, Семипалатинской, Тургайской, Уральской, Семиреченской, Сырдарьинской, Ферганской областей и Букеев­ской Орды. Казахскую демократическую общественность волновала пробле­ма казахской государственности, демократических реформ, соз­дание предпосылок для самоопре­деления нации. Съезд признал необходимым образовать казахскую политическую партию «Алаш» и выработать ее программу. Съезд записал: «В России должна быть демократическая федеративная парламентская республи­ка», казахские области «должны получить территориально-национальную автономию».



Активизировалось мусуль­манское движение. В апреле 1917 г. мусульманский съезд Туркестана решительно защитил идею федерализма. Было избрано Центральное шуро, (Совет) мусульман Туркестана, председатель - Муста­фа Чокай.

В мае 1917 г. состоялся Всероссийский съезд мусульман. Съезд заявил: «мир без аннексий и контрибуций на основах само­определения народностей». Съезд при­знал формой государственного устройства России демократическую республику на национально-территориально-федератив­ных началах. Во­преки протестам 250 мулл была принята резолюция: «мусульманки в политических и гражданских правах должны быть равноправны с мужчинами». Съезд высказался против многоженства и калыма, записал: необходимо ввести 8-часовой рабочий день, еженедельный непрерывный отдых в 42 часа, обучение в начальных шко­лах должно происходить на материнском языке, всеобщее началь­ное обучение, обязательное и бесплатное. Заки Валидов (Тоган) выдвинул идею независимости вceгo Typкeстана. В Центральное шуро мусульман России от Казах­стана вошли Ж. Досмухамедов и Аккагаз Досжанова.



Второй Всероссийский съезд мусульман, состоявшийся пос­ле июльских событий 1917 г., выработал платформу к выборам в Учредительное собрание.

В сентябре 1917 г. образована первая му­сульманская партия - партия туркестанских федералистов. Съезд туркестанских и казахских мусульман - «улема» (17-20 сентября 1917 г.) создал партию «Иттифок-и-муслимин» (Союз мусульман), которая выдвинула идею Туркестанской авто­номии в составе Российской республики. «Улема» и «Шуро-и-исламия» были далеки от сепаратистских идей отделения Туркестана от России. Эти политические течения наряду с защитой устоев шариата и адата отстаивали демо­кратические нормы.

Большевики, эсеры, кадеты и другие политические партии вели агитацию на митингах, собраниях, в казармах, на предприятиях. В марте 1917 г. созданы социал­-демократические группы в Омске, Оренбурге, Уральске, Ташкенте и Верном. В большевистскую партию после Февральской революции вступили А. Асылбеков, Б. Се­рикбаев, С. Мендешев, Т. Бокин, М. Джанибеков, С. Apгaнчеев, С. Сейфуллин, Т. Рыскулов, А. Майкутов.



В крае, где рабочий класс составлял лишь 1,2 % населе­ния, решающую роль в борьбе за власть Советов сыграли солда­ты местных гарнизонов, запасных полков, беднейшие слои казахских шаруа и крестьян-переселенцев.

В 1917 году в Аулие-Ата (Жамбыл) и Мерке образовался «Революционный союз казахской молодежи» (Т.Рыскулов), в Акмолинске - орга­низация «Жас казах» (С.Сейфуллин). Позднее многие члены этих организаций боролись за установление Советской власти в Казахстане.

Осенью 1917 г. в Казахстане возникла национально-политическая организация - партия «Уш-Жуз», которая стала союзницей большеви­ков в борьбе с алашордынцами. Руководителем этой партии был Коль­бай Тогусов.

В Семипалатинске организация кадетов из­давала газету «Свободная речь». Кадеты были сторонниками единой, неделимой России, конституционной мо­нархии, переселенческой политики. Член ЦК кадетской партии А. Букейханов заявил о несогласии с программ­ой и выходе из партии.

Весной 1917 г. в городах возникли организации эсеров. Лозунги этой партии: «землю надо передать тем, кто ее обрабатывает», «земля - собственность всего наро­да», осуждение колониальной поли­тики царизма обеспечили ей временный успех. К лету 1917 г. в их руках оказались все Советы (кроме Черняевского). В Уральске, Гурьеве, Петропавловске, Павлодаре, Кокче­таве, Семипалатинске функционировали отделения казачьей партии.

Казахстан в канун Октябрьского переворота

Временное правительство получило от империи классовые, социальные, эко­номические, национальные, религиозные противоречия. Оно не вывело страну из войны, не решались национальный, аграрный вопрос, надвигался голод. Недовольство политикой Временного правительства росло с каждым днем. Все новые позиции за­воевывали Советы рабочих, солдатских, крестьянских депутатов.

В отдельных регионах создавались Советы по клас­совому принципу (в Ташкенте - Совет мусульман­ских рабочих депутатов). С. Асфендиаров отмечал, что движения, призывающие к единению всех мусульман России, уделяли внимание политическим и культурно-просветительским проблемам, а вопросы защиты экономических интересов широких масс населения не решали. Организаторы опаса­лись раскола среди мусульман, т.к. это вызвало бы оппозицию городской буржуазии, баев-полуфеодалов и духовенства.

В ряде районов создавались Советы казахских депутатов. По мере роста сознания масс они объединялись с Советами крес­тьянских депутатов (в июне 1917 г. - Кустанайский уездный Совет крестьянских и казахских де­путатов, в Усть-Каменогорске - уездный Совет крестьянских, казачьих и казахских депутатов).

Нарастало революционное движение. В мае 1917 г. бастовали рабочие-казахи рудника Даубай Семипалатинской области, тре­бовавшие повышения заработной платы, улучшения жилищно-­бытовых условий. Выступления рабочих были в Риддере.

По инициативе Советов рабочих депутатов летом 1917 г. был введен 8-часовой рабочий день на предприятиях Петропавлов­ска, Семипалатинска, Уральска, Перовска, на предприятиях гор­нозаводской и нефтяной промышленности.

Не получив от Временного правительства земли и хлеба, тру­дящиеся Казахстана стали самостоятельно решать аграрный во­прос. Они расправлялись с ненавистными волостными управи­телями и аульными старшинами, насильственно захватывали их землю и скот. На борьбу за землю и хлеб поднялись и крестьяне переселенческих деревень. В июле 1917 года в селе Красивом Атбасарского уезда крестьяне забрали из казенного зернохранилища 12 тыс. пудов хлеба.

29 августа 1917 г. резолюцию о необходимости передачи всей власти Сове­там принял Перовский Совет, 5 сентября - Семипалатинский Совет. В сентябре 1917 г. рабочие-кожевники Петропавловска при­няли решение об упразднении местных органов власти Времен­ного правительства. В октябре крестьяне Семиречья на митин­гах выразили недоверие областному комиссару Вре­менного правительства. Манифестация солдаток состоялась в Перовске, массовые демонстрации и выступления жен­щин проходили в Павлодаре, Петропавловске, Вер­ном, Аулие-Ате.

ОКТЯБРЬСКИЙ ПЕРЕВОРОТ 1917 ГОДА. УСТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ В КАЗАХСТАНЕ

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.