|
ВЕЛИКИЙ ШЕЛКОВЫЙ ПУТЬ НА ТЕРРИТОРИИ КАЗАХСТАНА
Формирование Великого Шелкового пути
В III- II тыс. до н.э. появились отдельные участки Шелкового пути - «Лазуритовый путь» (соединял Среднюю Азию со Средиземноморьем и Индией) и «Нефритовый путь» (связывал Восточный Туркестан с Китаем). В середине I тыс. до н.э. стал функционировать «Степной путь». По описаниям Геродота можно проследить его направление: из Причерноморья к Иртышу и на Алтай. По этому пути распространялись меха и шкуры, иранские ковры, изделия из драгоценных металлов.
В VI-V вв. до н.э. китайский шелк стал вывозиться на Запад. В середине II в. до н.э. Шелковый путь начинает функционировать как регулярная дипломатическая и торговая артерия. В 138 г. из Ханьской столицы вышел посольский караван князя Чжан-Цзяня. Он первым прошел по прямому пути из внутренних районов Китая в Центральную Азию и смог добраться до сегодняшнего Афганистана. Вслед за ним по этому пути пошли на Запад караваны с шелком, а в Китай - с товарами Средиземноморья, Ближнего и Среднего Востока, Средней Азии. Вскоре международная торговля перешла в руки торговцев из Согда.
В VI-VII вв. наиболее оживленным становится путь, который проходил из Китая на запад через Семиречье и Южный Казахстан, т.к. дорога через Фергану стала опасной из-за междоусобиц местных правителей, а богатые тюркские каганы стали крупными потребителями заморских товаров. В течение столетий наибольшую значимость попеременно приобретали те или иные участки и ответвления, другие отмирали, а города и торговые станции на них приходили в упадок. Политическая ситуация на континенте определяла выбор маршрутов купцами и дипломатами,
В Семиречье благодаря Шелковому пути ему возник целый ряд городов, а на юге Казахстана он способствовал быстрому росту городов, оказавшихся на самой трассе.
В источниках первой половины I тыс. н. э. упоминаются лишь два города - Чигу в Семиречье (резиденция правителей усуней) и Битянь в Южном Казахстане (столица кангюев). Уже в начале ХII в. Сюань - Цзян сообщает о нескольких десятках городов. Наиболее крупными из них были Суяб, Тараз и «город на Белой реке», позднее названный Испиджаб. В китайских дорожниках V II - XII вв. и арабских маршрутниках VIII - XII вв. перечислены уже десятки городов, находившихся на Шелковом пути.
Шелковый путь через Среднюю Азию, Южный Казахстан и Семиречье функционировал вплоть до XIV в., но междоусобицы и войны, приведшие к гибели здесь городской культуры, а также освоение морских путей привели к его угасанию.
Казахстанский участок Шелкового пути
Из Шаша (Ташкент) дорога шла в Испиджаб. Испиджаб назывался в китайских дорожниках «городом на Белой реке», а в XI в. МахмудКашгарский объяснил, что «Сайрам - название Белого города (Ал-мединат - ал-Байда), который называется Испиджаб». Первым крупным городом: стоявшим на Шелковом пути в Таласской долине, был Джувикат, проехав который караваны попадали в Тараз - один из древнейших городов Казахстана, известный уже в VI в. Источники называют Тараз «городом купцов». Кроме того, он был столичным центром тюргешей, а затем - карлуков и Караханидов.
Рядом с Таразом находился город Джамукат (на правом берегу р. Талас, недалеко от Жамбыла), основанный согдийцами из Бухары. Развалины называются сейчас Костобе - «Двойной бугор». В равнинной части долины стоял город Атлах, у стен которого в 751 г. произошла битва арабов с китайцами. Из Тараза путь шел на восток по пустынной местности к городу Кулану, который китайцы называли «Цзюйлень», был известен как «приятный городок на границах страны тюрок со стороны Мавераннахра». Дорога приводила в один из крупнейших городов Семиречья - Навакет. Название это переводится как «Новгород». Навакет известен как резиденция тюркских каганов и как город согдийцев. Из Навакета - в крупнейший город Семиречья - Суяб. Он был столицей западных тюрок, затем тюргешей, карлуков. Позднее роль столицы переходит к городу Баласагуну, известному как столица Караханидов, затем - карахытаев.
В Х - XII вв. одно из ответвлений Шелкового пути пересекало всю Илийскую долину с юго-запада на северо-восток. Трасса Шелкового пути проходила через небольшие городки, находившиеся на месте Кастека, Каскелена и Алматы, и достигала города Тальхиза. На месте современного с. Дунгановка обнаружено одно из крупнейших городищ Илийской долины. В этом городе, как свидетельствует посетивший его в 1253 г. странствующий монах ВильгельмРубрук, жили «сарацины», то есть иранские купцы. Из Икиогуза путь шел к Каялыку - столице карлукских джабгу. Город славился своими базарами, и в нем, кроме мусульман, жили христиане, имевшие свою церковь. Об этом сообщает ВильгельмРубрук, посол французского короля ЛюдовикаIX к монгольскому хану Мунке, посетивший город.
Одна из отправных точек на казахстанском участке Шелкового пути - Испиджаб. На караванной дороге, которая шла вдоль Сырдарьи, наиболее крупными городами были Отрар(Фараб) и Шавгар. Рядом с Отраром находился город Кедер, бывший в Х в. главным в Отрарском оазисе. О нем было известно как о «месте стечения купцов из разных стран». На месте современного г. Туркестана в Х - XII вв. сформировался город Яссы, где жил и проповедовал известный поэт, суфий АхмедЯссауи.
Товары Шелкового пути
Главным предметом торговли оставался шелк. Шелк наряду с золотом превратился в международную валюту, им одаривали царей и послов, выплачивали жалованье наемному войску и государственные долги. Золотые византийские солиды имели широкое хождение и применялись в качестве международной валюты.
К числу редкостных по значению находок, свидетельствующих о международной торговле, относится серебряный клад из Отрара. В нем представлены монеты восточно-туркестанских городов, европейские монеты из Крыма, малоазийские, казахстанские. Клад содержит своего рода «визитные карточки» городов, стоящих на Шелковом пути. В кладе были также слитки серебра в виде линз и овальных брусочков. Они могли служить в качестве денег.
По Шелковому пути распространялись не только товары, но и мода на художественные стили, например, тимуридский стиль в керамике.
Великий Шелковый путь привел к взаимодействию и взаимообогащению культур. Наряду с распространением товаров, культурных образцов и эталонов в искусстве, архитектуре, настенной живописи, по странам Востока и Запада распространялось искусство музыки и танца, зрелищных представлений.
Пути религий
По Шелковому пути распространялись также религиозные идеи. Из Индии через Среднюю Азию и Восточный Туркестан в I в. до н.э. проник буддизм. Роль основных миссионеров буддизма взяли на себя согдийцы. Буддийский монастырь I-III вв. найден археологами в Термезе на Каратобе. Буддийские памятники открыты в долине Санзара, на городище Гяуркала в Мерве. Буддийский монастырь VII-VIII вв. Аджина-тепе исследован в долине Вахша на юге Таджикистана. В первой половине VII в.буддистами становятся правители западных тюрок. На Юге Казахстана и в Семиречье буддистские сооружения найдены на городищах Чуйской долины: Ак-Бешиме, Красной Речке, Новопокровском, Новопавловском. Одной из интереснейших находок является подземныймонастырь VI-VIII вв. неподалеку от города Испиджаба (Сайрама).
Христианство распространялось с Запада на Восток изСирии. В VII-VIII вв. христианство несторианского толка широко распространилось в городах Южного Казахстана и Семиречья. В IX-Х вв. митрополия (церковно-административный округ) образована во владениях карлуков, в Таразе и Мирки действовали церкви. В XI в. христиане обратили в свою веру монгольское племя кереитов. В ХII в. учреждена митрополия Кашгара и Навакета. В 1203 г. Чингис-хан разорил княжество кереитов, но христиане играли в его империи значительную роль. Жена младшего сына Чингис-хана Тулуя была христианкой. О христианах Илийской долины, имевших церковь в Каялыке, свидетельствует ВильгельмРубрук. Остатки христианского монастыря XIV в. найдены на берегу Иссык-Куля, христианской церкви - на городище Ак-Бешим, городов Джамуката и Навакета. К выдающимся памятникам религиозного искусства XIV в. относятся кайраки – надгробные камни с христианской символикой, обнаруженные в Семиречье и Восточном Туркестане.
Манихейство возникло в III в. в Иране. Оно представляло синтез зороастризма и христианства. Из христианства манихейство заимствовало идею мессианства, а из зороастризма - идею борьбы добра и зла, света и тьмы. Ведущую роль в распространении манихейства играли согдийцы. Манихейцы жили в Южном Казахстане, в Турфанском оазисе, семиреченских городах Баласагуне и Чигильбалыке. Медальон манихейского божества найден при раскопках Тараза.
Зороастрийская вера (идея борьбы добра и зла, света и тьмы) была занесена в Казахстан в VI - VII вв. согдийцами. В Казахстане получил распространение особый вариант зороастризма, отличный от каноническогo. Он был связан с местными языческими культами - культом огня, рода, предков, животных. Находки, связанные в этой религией, представляют собой захоронения в оссуарuях (глиняных ящиках для костей), хумные захоронения. Памятники этой религии найдены в сырдарьинских городах. Иранский поэт Дакики сказал, что из всех благ мира он избрал для себя вино, музыку, уста красавиц и веру Зороастра.
В VIII-IX вв. начинается исламизация населения. Наибольшему влиянию мусульманской культуры в VIII в. подверглись карлуки. В начале Х в. ислам принял родоначальник династии Караханидов Сатук, а его сын Богра-Хан в 960 г. объявил ислам государственной религией. В XI-XII вв. ислам распространился среди кыпчаков. В Таразе и Мирки христианские церкви превратили в мечети. В Х-ХI вв. построена мечеть в Баласагуне (Семиречье). Наиболее ранняя группа мусульманских мавзолеев открыта в Буранинском городище. Сохранились фрагменты мавзолеев Бабаджа-хатун (Х в.), Айша-Биби (ХI-ХШ вв.), Сырлы-там на Сырдарье (XII в.).
Шелковый путь является ярким феноменом мировой цивилизации. В его оазисах обнаружены замечательные памятники культуры и искусства, предметы быта и культа, принадлежавшие разным религиям. В городах Казахстана создалась благоприятная почва для взаимопроникновения и взаимообогащения непохожих культур.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|