Сопротивление шаруа и крестьян политике сплошной коллективизации
Сопротивление крестьян приняло различные формы: уход в города и на стройки; откочевки в другие регионы, даже за границу; убийство активистов, партийных, советских, работников; создание вооруженных отрядов; восстания.
В 1929-1931 гг. было убито 460 партийно-советских работников.
В 1929-1931 гг. в Казахстане прошла волна вооруженных выступлений. Нередко восставшие шли под лозунгами «Во имя ислама», «отмена советских законов против баев», «Долой Советскую власть». Однако истинной причиной этих выступлений были принудительная коллективизация, разрушение векового уклада жизни, раскулачивание.
Крупным очагом народного недовольства с февраля по май 1930 г. был Семипалатинский округ. Сильный резонанс по всей республике имело восстание тургайских шаруа (Батпаккаринское восстание), квалифицированное Казкрайкомом как проявление бандитско-басмаческого движения.
Мятежным районом стали Каракумы, куда стекались большие массы недовольных политикой коллективизации не только юга, но и Центрального и Западного Казахстана (по данным ОГПУ - 5000 человек). Требования восставших: возврат из ссылки репрессированных, возврат конфискованного имущества и скота; свобода религии; добровольность коллективизации.
Каракумское выступление, как и другие, было подавлено, тройка ПП ОГПУ в Казахстане приговорила 175 чел. к расстрелу.
Упорством и умелой организацией отличалось восстание в Сузакском районе. Наряду с осуждением беззакония в требованиях звучали и религиозные мотивы. Восставшие заняли районный центр Сузак, убили руководителей района. Восстание было жестоко подавлено. Райцентр Сузак был разрушен. Многие, спасаясь от расправы, откочевали в пески Муюнкумов. ПП ОГПУ по Казахстану было привлечено к уголовной ответственности 311 участников Сузакского восстания, из них 68 - к расстрелу, 152 - в лагеря сроком от 3 до 10 лет, 21 - выслан в Сибирь на 3 года, 10 выслано в пределах Казахстана на 3 года.
Следствия проводились поверхностно, с грубейшими нарушениями процессуального закона, по многим делам отсутствуют достаточные доказательства. Внесудебный орган - «тройка» - не исследовал материалы уголовных дел. Смертные приговоры выносились списками.
Крупным центром повстанческого движения стала Адаевская степь.
Часть повстанцев была вынуждена покинуть пределы Казахстана и откочевать в Туркмению, в Иран и Афганистан, в Китай. Почти поголовно истреблены восставшие весной 1931 г. в Абралинском, Чингистауском и Чубартауском районах Каркаралинского округа.
Без учета террористических актов на территории республики имели место 372 восстания, в них участвовало около 80 тыс. человек.
Индустриализация страны за счет разорения аула и деревни, разрушения образа жизни кочевых хозяйств, репрессии при кооперировании крестьян - таковы причины крестьянских восстаний.
Борьба с последствиями сталинской модели коллективизации сельского хозяйства
ЦК Компартии 17 сентября 1932 г. принял постановление «О сельском хозяйстве, и, в частности, животноводстве Казахстана». Было указано на необходимость учитывать уровень развития и степень подготовленности крестьян, предложено в животноводческих районах создавать ТОЗы как переходную ступень к артели.
Руководство Казкрайкома и СНК республики (Ф.И.Голощекин, У.Исаев, И.Курамысов, Е.Ерназаров, С.Голодов) не понесло никакой ответственности. Были ликвидированы искусственно созданные колхозы. В зерновых районах вместо коммун были организованы сельхозартели, а населению возвращены насильственно обобществленные скот и имущество.
Советское государство для устройства оседающих кочевых хозяйств отпустило более 2 млн. пудов хлеба и более 30 млн. рублей.
К концу 1934 года на колхозных полях республики работало около 9 тыс. тракторов. В феврале 1935 г. съезд колхозников-ударников принял примерный Устав сельхозартели.
К концу второй пятилетки (1933-1937) в Казахстане было создано около 200 совхозов. На полях работало свыше 24 тыс. тракторов, около 8 тыс. комбайнов. Был завершен переход казахов от кочевого образа жизни к оседлому. На их устройство правительство отпустило 40 млн. рублей.
В 1940 г. на колхозных и совхозных полях работало более 41 тыс. тракторов, 11,8 тыс. зерновых комбайнов, около 14 тыс. грузовых автомобилей. Сельхозтехника была сосредоточена в 330 МТС и 194 совхозах. Былоподготовлено 116 тыс. механизаторов, трактористов, комбайнеров. В 1938-1940 гг. оставшиеся 1338 ТОЗов перешли на устав сельхозартели, число которых в результате составило 6,9 тыс.
В ноябре 1938 г. в Казахстан с Дальнего Востока было переселено 18536 семей корейцев (около 102 тыс. человек), образовано 57 колхозов, состоящих из корейцев-переселенцев, преимущественно в Кзыл-Ординской и Алма-Атинской областях.
КУЛЬТУРНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО
Ликвидация неграмотности взрослого населения (ликбез)
В условиях перехода к мирной жизни встала необходимость в ликвидации неграмотности, подготовке кадров, повышении культурного уровня трудящихся.
В апреле 1924 г. в Казахской АССР было организовано общество «Долой неграмотность». В 1921-1927 гг. в республике обучалось около 200 тыс. человек. К концу 1928 г. в республике было лишь 25% грамотных, среди казахов около 10%. В декабре 1931 г. ввели всеобщее обязательное обучение неграмотного населения в возрасте от 15 до 50 лет.
Расходы на образование Казахстана в 1928 г. - 12 млн. руб., в 1932 - 60, в 1937 г. - 447, в 1940 г. - 682 млн.
В 1928 году начался Всеказахстанский культурный поход. В 1930 г. в нем участвовало около 5 тыс. комсомольцев - культармейцев. За годы довоенных пятилеток бойцами культурного фронта стали 65 тыс. комсомольцев.
В 1936 году в ликпунктах обучалось более полумиллиона человек. Методическую помощь оказывали журнал «Аул мугалим» («Аульный учитель»), газета «Тоте жол» («Прямой путь»).
В 1939 году грамотность населения республики достигла 65%, а среди казахского населения - 40%. Ряд городов - Алма-Ата, Караганда, Аулие-Ата (Тараз), Риддер (Лениногорск), Чимкент, поселки Карсакпай, Степняк стали районами сплошной грамотности.
Всего за 1926-1939 гг. грамотность населения Казахстана в возрасте 9-49 лет возросла с 25,2% до 83,6%. Задачу полного искоренения неграмотности удалось выполнить в конце 50-х годов.
В 1929 году казахская письменность переведена с арабской графики на латинскую, в 1940 - с латинской на кириллицу. Казахи были искусственно оторваны от арабского, мусульманского мира, культурного наследия Востока.
Народное образование
В мае 1926 г. Совет Народных Комиссаров принял «Устав единой трудовой школы Казахской АССР». Был взят курс на сокращение одно- и двухгодичных школ и увеличение «трехлеток» и «четырехлеток». Для девушек восточных национальностей были открыты школы в Чимкенте, Алма-Ате, Туркестане, Урде.
В 1930/31 учебном годубыл введен всеобуч в оседлых районах, с весны 1931 г. - в районах с кочевым населением. Шефство над всеобучем взял комсомол Казахстана.
Деятели национальной интеллигенции принимали активное участие в создании учебников на родном языке. Иллюстрированный букварь, созданный А.Байтурсыновым, выдержал в 20-е годы несколько изданий.
В создании учебников и методической литературы для казахских школ в 20-е гг. принимали активное участие С.Сейфуллин, С.Садвакасов, Г.Мусрепов, М.Дулатов, М.Жолдыбаев, М.Жумабаев, К.Кеменгеров.
Организаторами издания учебников на казахском языке выступили члены редакционной коллегии при Госиздате Казахской АССР в составе А.Байтурсынова, А.Букейханова, С.Садвакасова, Х.Болганбаева, Ж.Аймаутова. В числе первых книг, рекомендованных к печати, были сборники стихов Абая и басен-загадок А.Байтурсынова, издание которых было заказано в Казани. Составителем первого учебника алгебры на казахском языке был К.И.Сатпаев, географии - Букейханов.
Осенью 1932 г. были устроены в детские дома 68 тыс. детей, а на 1 января 1933 г. взято на учет более 45 тысяч беспризорных. За 1934/35 учебный год число интернатов увеличилось с 127 до 221.
Положительную роль в школьном строительстве республики сыграло постановление ЦК партии и СНК СССР от 2 сентября 1933 г. о подготовке кадров для Казахстана, предусматривавшее развитие средних учебных заведений, подготовку кадров для вузов, посылку специалистов в Казахстан.
Накануне войны в Казахстане было более 44 тыс. учителей. В 1939 г. 160 учителей Казахстана были награждены орденами и медалями. Звания «Заслуженный учитель Казахской ССР», удостоены С.Кобеев, Л.И.Добранская, Н.В.Волков, С.Акишев, А.Акатов, Ш.Сарыбаев и другие.
Были созданы предпосылки для формирования новой национальной интеллигенции.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|