На результат целенаправленной деятельности.
(«Практикум …», работа № 7.15, С.274).
ЦЕЛЬ РАБОТЫ. Убедиться в том, что на результативность целенаправленной деятельности оказывает влияние обстановочная афферентация.
РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТЫ.
Таблица результатов однотипной целенаправленной деятельности (ЦНД) в различных условиях.
ЦНД
в
позе:
| № задачи и ее выражение
| Время решения задачи, с
| Правильность решения
задачи ( + или - )
| дискретное
| среднее
| Сидя
| 1.
2.
3.
|
|
|
| стоя
на
левой
ноге
| 1.
2.
3.
|
|
|
|
ВЫВОД: (Отметить, на какие параметры результата и каким образом влияет афферентное возбуждение от проприорецепторов мышц, которое является одним из компонентов обстановочной афферентации).
РАБОТА № 8. Влияние цели на результат деятельности.
(«Практикум …», работа № 118, c.264).
Цель — это предвосхищение результата в сознании.
ЦЕЛЬ РАБОТЫ. Убедиться в том, что характер цели влияет на результат деятельности.
РЕЗУЛЬТАТ РАБОТЫ
Таблица результатов деятельности в зависимости от характера цели.
Группа студентов
| Цель
| Результат
| 1. Первая
| читать по горизонтали
|
| 2. Вторая
| читать по вертикали
|
| ВЫВОД:(Отметить, как влияет на результат деятельности предварительная постановка цели).
РАБОТА № 9. Схема функциональной системы
Поведенческого акта.
ЦЕЛЬ РАБОТЫ. Ознакомиться с основными компонентами ФУС поведения.
РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТЫ.
(зарисовать схему ФУС поведенческого акта по П.К. Анохину)
ВЫВОД:(Отметить значение результата деятельности, как системообразующего фактора).
Подпись преподавателя – Дата –
РАЗДЕЛ
ФИЗИОЛОГИЯ ЧЕЛЮСТНО-ЛИЦЕВОЙ ОБЛАСТИ
ЦЕЛЬ ИЗУЧЕНИЯ РАЗДЕЛА РАЗДЕЛА:усвоить знания необходимые для принципиального понимания механизмов следующих процессов:
1. Полифункциональность органов челюстно-лицевой области.
2. Функции челюстно-лицевой области (сенсорная, пищеварительная, защитная, коммуникативная и др.).
3. Характеристика функциональной системы сохранения целостности тканей челюстно-лицевой области.
4. Особенности функциональной организации ноцицептивной системы челюстно-лицевой области
5. Коммуникативная функция ЧЛО: роль мимики в общении, структурно-функциональные особенности мимических мышц, их иннервация.
6. Значение органов полости рта для фонации и речеобразования
ЗАНЯТИЕ № 1 (14).
ТЕМА ЗАНЯТИЯ. Сенсорные функции ЧЛО. Вкусовая и соматосенсорная системы.
ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЗАНЯТИЮ
1. Значение афферентации с рецепторов полости рта в формировании восходящих активирующих влияний на различные отделы центральной нервной системы.
2. Настройка деятельности различных отделов пищеварительного конвейера афферентными влияниями с рецепторов полости рта.
3. Роль рецепторов полости рта в проявлении специфически-динамического действия пищи.
4. Вкусовая сенсорная система как индикатор функционального состояния организма.
5. Вкусовое восприятие при различных видах целенаправленной деятельности.
6. Зависимость вкусовых ощущений от деятельности обонятельной, тактильной, температурной и др. сенсорных систем. Висцеролингвальные отношения (гастролингвальный рефлекс).
7. Электрофизиологические методы исследования афферентных влияний с рецепторов полости рта.
8.Соматосенсорная система: тактильная, температурная и болевая сенсорные системы.
9. Классификация тактильных, температурных и болевых рецепторов.
10. Методы исследования соматосенсорной системы. Пространственный порог тактильной чувствительности.
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЗАНЯТИЮ
А. ОСНОВНАЯ
1. Нормальная физиология. Учебник для студентов стоматологических факультетов медицинских вузов (под ред. Дегтярева В.П., Будылиной С.М.), М., Медицина, 2006, с. 399-436.
2. Руководство к практическим занятиям по нормальной физиологии / под ред. С.М. Будылиной, В.М. Смирнова. – М., Изд. Центр «Академия», 2010, 336 с.
3. Физиология челюстно-лицевой области (под ред. С.М. Будылиной, В.П.Дегтярева). – М., «Медицина», 2001, с. 87-161.
СХЕМЫ ПРОТОКОЛОВ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ
РАБОТА № 1. Определение порогов вкусовой чувствительности.
(описание работы выдается на занятии)
ЦЕЛЬ РАБОТЫ. Определить пороги различных вкусовых веществ.
Под порогом вкусовой чувствительности понимают наименьшую концентрацию раствора вкусового вещества, которая вызывает вкусовое ощущение.
РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТЫ
(Полученные данные внести в таблицу)
Вкусовое вещество
| Порог вкусовой чувствительности, %
| Сладкое
|
| Соленое
|
| Кислое
|
| Горькое
|
| ВЫВОД:(Указать, какие вкусовые вещества обладают наибольшим и наименьшим порогом вкусовой чувствительности и почему).
РАБОТА № 2. Термоэстезиометрия кожи и слизистой оболочки полости рта: определение плотности расположения терморецепторов.
Термоэстезиометрия – метод изучения температурной (тепловой и холодовой чувствительности). Под плотностью расположения терморецепторов понимают их количество на единицу исследуемой поверхности.
ЦЕЛЬ РАБОТЫ.Освоить метод определения плотности расположения терморецепторов и убедиться в ее различии на коже и слизистой оболочки полости рта.
(Описание работы выдается на занятии)
ВЫВОД:(сравнить полученные данные, объяснить причину их различия).
РАБОТА №3. Эстезиометрия кожи и слизистой оболочки полости рта: определение пространственных порогов тактильной чувствительности..
(Описание работы выдается на занятии)
Эстезиометрия - это метод изучения тактильной чувствительности. Различают пространственную чувствительность, которая определяется пространственным порогом, и абсолютную чувствительность, которая определяется по силовому порогу.
Под пространственным порогом понимают наименьшее расстояние между двумя точками кожи или слизистой оболочки полости рта, при одновременном раздражении которых возникает ощущение двух прикосновений.
ЦЕЛЬ РАБОТЫ:Освоить метод определения пространственных порогов и убедиться в различии порогов на коже и слизистой оболочке полости рта.
РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТЫ заносятся в таблицу.
Исследуемые
участки
| Порог пространственной
чувствительности (мм)
| Количество терморецепторов на 1,0 см2
| тепловых
| холодовых
| 1. Кожа верхней губы
2. Красная кайма
верхней губы
3. Кончик языка
|
|
|
| ВЫВОД:(сравнить полученные данные, объяснить причину их различия).
Дата - Подпись преподавателя –
ЗАНЯТИЕ № 2 (15)
ТЕМА ЗАНЯТИЯ: Физиология боли. Защитные функции ЧЛО.
ЦЕЛЬ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ:усвоить знания, необходимые для понимания механизмов следующих процессов:
1. Рецепции и восприятия боли;
2. Формирование болевых ощущений;
3. Реагирования организма на болевые раздражители;
4. Функционирования эндогенных аналгетических систем мозга и регуляции болевой чувствительности.
ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЗАНЯТИЮ
1. Характеристика функциональной системы сохранения целостности тканей челюстно-лицевой области.
2. Целостность тканей как константа организма.
3. Аппараты реакции функциональной системы, обеспечивающей сохранение целостности тканей:
а) моторный и секреторный компоненты защитных реакций;
б) буферные, бактерицидные и антитоксические свойства слюны;
в) барьерная функция слизистой оболочки полости рта;
г) факторы специфической и неспецифической резистентности;
д) оборонительное (защитное) поведение, его активные и пассивные формы.
4. Боль как компонент афферентного синтеза функциональной системы сохранения целостности тканей организма, ее физиологическое значение.
5. Особенности функциональной организации ноцицептивной системы челюстно-лицевой области.
6. Эндогенная система контроля и регуляции болевой чувствительности.
7. Взаимодействие ноцицептивной и антиноцицептивной систем как механизм регуляции болевой чувствительности.
8. Виды болей в челюстно-лицевой области (одонтогенные, лицевые, отраженные, фантомные боли).
9. Методы исследования болевой чувствительности челюстно-лицевой области.
10.Физиологические основы различных видов обезболивания в стоматологии.
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЗАНЯТИЮ
А. ОСНОВНАЯ
1. Нормальная физиология. Учебник для студентов стоматологических факультетов медицинских вузов (под ред. Дегтярева В.П., Будылиной С.М.), М., Медицина, 2006, с. 595-620.
2. Руководство к практическим занятиям по нормальной физиологии / под ред. С.М. Будылиной, В.М. Смирнова. – М., Изд. Центр «Академия», 2010, 336 с.
3. Физиология челюстно-лицевой области (под ред. С.М. Будылиной, В.П.Дегтярева). – М., «Медицина», 2001, с. 46-64, 65-85.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|