ТЕМА ЗАНЯТИЯ: Обмен веществ и энергии, терморегуляция.
ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЗАНЯТИЮ.
1. Понятие об ассимиляции и диссимиляции веществ, обмене веществ в организме и обмене веществ между организмом и окружающей средой, как основных условиях сохранения гомеостаза и жизни организма.
2. Понятие о питательных веществах (белках, жирах, углеводах), их обмене и специфическом синтезе в организме.
3. Пластическая и энергетическая роль питательных веществ. Потребность организма в минеральных веществах (макро- и микроэлементах), витаминах, их значение.
4. Представление об энергетическом балансе организма. Представление об обмене энергии между организмом и внешней средой Принципы учета прихода (получения) и расхода энергии организмом.
5. Компоненты суточных энергетических затрат организма: основной обмен, специфическое динамическое действие питательных веществ, рабочая прибавка (рабочий обмен). Величина рабочего обмена при различных видах труда.
6. Понятие и значение калориметрии. Принципы методов прямой и непрямой (полный и неполный газоанализ) калориметрии. Понятие дыхательного коэффициента и калорического эквивалента кислорода. Их величины и значение для определения энергозатрат организма.
7. Условия определения основного обмена. Зависимость его величины от пола, возраста, веса, поверхности тела, вида профессиональной деятельности, географического места жительства и прочих факторов.
8. Принципы составления пищевых рационов. Калорическая ценность различных питательных веществ. Понятие их физической и физиологической калорической ценности.
9. Понятие пойкило- , гомойо- , гетеротермии и терморегуляции.
10. Представление о температуре различных участков кожных покровов и внутренних органов тела (температурная схема тела), ее суточном колебании.
11. Схема функциональной системы, обеспечивающей поддержание постоянства температуры внутренней среды организма.
12. Понятие химической терморегуляции (теплопродукции). Обмен веществ, как источник тепла. Роль различных органов в процессе теплопродукции.
13. Понятие физической терморегуляции (теплоотдачи). Способы отдачи тепла (излучение, конвекция, кондукция (проведение), испарение.
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЗАНЯТИЮ
И ВЫПОЛНЕНИЯ УИ и СРС
А. ОСНОВНАЯ
1. Нормальная физиология. Учебник для студентов стоматологических факультетов медицинских вузов. 2006 г. Под ред. В.П. Дегтярева, С.М. Будылиной. М., Медицина, стр. 457-517.
2. Руководство к практическим занятиям по нормальной физиологии / под ред. С.М. Будылиной, В.М. Смирнова. – М., Изд. Академия, 2010, 336с.
СХЕМЫ ПРОТОКОЛОВ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ
РАБОТА № 1. Расчет основного обмена по данным веса, пола, роста, возраста.(«Практикум …», работа № 4.19, с. 156).
ЦЕЛЬ РАБОТЫ. Научиться определять средне-статистическую величину основного обмена с помощью таблиц.
РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТЫ
(Полученные данные занести в таблицу)
Величина обмена по данным веса, ккал
|
| Величина обмена по данным роста и возраста, ккал
|
| Итого:
|
| ВЫВОД:(оценить полученные результаты и указать, на что расходуется энергия основного обмена).
Подпись преподавателя – Дата –
РАБОТА N 2. Определение величины отклоненияосновного обмена от нормы(Практикум, раб. № 4.20, с.157).
ЦЕЛЬ РАБОТЫ.Вычислить величину отклонения основного обмена от нормы по формуле или номограмме Рида.
РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТЫ.
Формула Рида: Процент отклонения = 0,75 х (частота пульса + пульсовое давление х 0,74) – 72.
Величины параметров сердечно-сосудистой системы:
ЧСС – ; АДС – ; АДД – ; ПД – .
Найденный процент отклонения – .
ВЫВОД:(отметить, соответствуют ли норме полученные данные, если допустимым считается отклонение не более 10% от средне-статистической нормы).
РАБОТА № 3. Участие потовых желез в процессе терморегуляции(описание работы выдается на занятии). («Практикум …», работа № 4.32, с.172).
ЦЕЛЬ РАБОТЫ.Убедиться, что потовые железы принимают участие в отдаче тепла организмом.
РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТЫ.
(Описать характер изменения цвета субстрата, нанесенного
на ладонную поверхности руки, после ФН).
ВЫВОД: (объяснить, почему и при каких условиях усиление потоотделения сопровождается увеличением теплоотдачи).
РАБОТА № 3. Схема ФУС, обеспечивающая поддержание постоянство температуры тела.
(схема выдается на занятии)
ВЫВОДЫ: (Указать, что является системообразующим фактором ФУС терморегуляции).
Подпись преподавателя - Дата -
ЗАНЯТИЕ № 8
ТЕМА ЗАНЯТИЯ: Выделительная функция почек. Регуляция мочеобразования.
ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЗАНЯТИЮ.
1.Понятие процесса выделения. Его значение для поддержания постоянства параметров внутренней среды организма.
2. Выделительные органы. Представление об их участии в реализации выделительной функции организма.
3. Понятие о главных и второстепенных выделительных органах.
4. Почка – главный выделительный орган, ее общая морфо-функциональная характеристика.
5. Особенности кровообращения в почке.
6. Принципиальное строение нефрона, его основных компонентов. Схема кровоснабжения нефрона.
7. Представление об основных положениях фильтрационно-реабсорбционно-секреторной теории образования мочи.
8. Механизм фильтрации крови в почке (клубочковой фильтрации), его регуляция.
9. Понятие первичной (начальной) мочи, её отличие от крови.
10. Понятие реабсорбции, её обязательной (облигатной) и избирательной (факультативной) формах на уровне собирательных трубок и канальциевого аппарата нефронов.
11. Представление об активных и пассивных процессах, лежащих в основе реабсорбции. Понятие пороговых и непороговых веществ.
12. Поворотно-противоточный механизм концентрации мочи на уровне петли Генле и собирательной трубки.
13. Механизмы регуляции процесса реабсобции. Роль основных гуморальных факторов: альдостерона и антидиуретического гормона.
14 Представление о процессе секреции в почечных канальцах.
15. Понятие вторичной (конечной) мочи, её отличие от первичной.
16. Представление о невыделительных функциях почек (регуляция объёма жидкости, осмотического давления, кислотно-основного равновесия, количества неорганических и органических веществ, давления крови, кроветворения).
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЗАНЯТИЮ.
А.ОСНОВНАЯ.
1. Физиология человека (под ред. Покровского В.М., Коротько Г.Ф.), М., Медицина, 2003, гл. XI, стр. 490-523.
2. Нормальная физиология. Учебник для студентов стоматологических факультетов медицинских вузов. 2006 г. Под ред. В.П. Дегтярева, С.М. Будылиной. М., Медицина, гл. 13, Выделение, стр. 491-517.
3. Руководство к практическим занятиям по нормальной физиологии / под ред. С.М. Будылиной, В.М. Смирнова. М., Изд. Центр «Академия», 2010, 336 с.
СХЕМЫ ПРОТОКОЛОВ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ
РАБОТА № 1. Изучение макро- и микроанатомического строения почки, мочевыводящих органов, кровеносного русла почки.
ЦЕЛЬ РАБОТЫ. По рисункам и схемам изучить строение почек, мочевыводящих путей (мочеточников, мочевого пузыря, мочеиспускательного канала), нефрона.
РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТЫ.
(Нарисовать схему нефрона и его кровеносных сосудов)
На рисунке обозначить:
1. Приносящая (афферентная) артериола; 2. Почечное (мальпигиево) тельце: а) капилляры мальпигиевого тельца, б) капсула Боумена-Шумлянского; 3.Выносящая (эфферентная) артериола; 4.Проксинальный сегмент нефрона; 5.Петля нефрона (петля Генле), её колена: тонкие – а) нисходящее и б) восходящее; толстое – в) восходящее; 6.Дистальный сегмент нефрона; 7. Собирательная трубка; 8. Капилляры канальцев нефрона.
ВЫВОД: (перечислить особенности кровоснабжения почки и нефрона).
РАБОТА № 2. Влияние различных факторов на скорость клубочковой фильтрации и объём конечной мочи (выполняется на виртуальной модели нефрона).
А. Влияние радиуса кровеносных сосудов клубочка нефрона на фильтрацию.
Цель работы:исследовать влияние изменения радиуса приносящей и выносящей артериол на величину фильтрации и объём конечной мочи.
ХОД РАБОТЫ. (Описание работы выдается на занятии)
РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТЫ
Радиус приносящего сосуда
| Радиус выносящего сосуда
| Давление в мензурке
мм рт.ст.
| Давление в клубочке
| Клубочковая фильтрация
| Объём мочи
| 0,4
| 0,4
|
|
|
|
| 0,55
| 0,4
|
|
|
|
| 0,55
| 0,35
|
|
|
|
| ВЫВОД: (отметить, как влияет изменение радиуса: а) приносящего и б) выносящего сосудов клубочка на фильтрацию).
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|