РАБОТА № 6. Определение порогов обонятельной чувствительности (ольфактометрия).
(«Практикум …», работа № 6.20, с.249)
ЦЕЛЬ РАБОТЫ.Определить обонятельные пороги для различных пахучих веществ.
Ольфактометрия - метод определения порога обонятельной чувствительности. Под порогом обонятельной чувствительности понимают наименьшее количество паров пахучего вещества, вызывающее обонятельное ощущение.
РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТЫ
(Полученные данные внести в таблицу)
Пахучее вещество
| Порог обонятельной чувствительности, мл
| 1.
|
| 2.
|
| ВЫВОД:(Указать, что является адекватным раздражителем для обонятельных рецепторов).
Подпись преподавателя – Дата –
ЗАНЯТИЕ № 3 (12)
ТЕМА ЗАНЯТИЯ: Условные рефлексы, механизмы их формирования и торможения, типы ВНД.
ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЗАНЯТИЮ
1. Понятие ВНД.
2. Представление о проявлениях ВНД (инстинкты, условные рефлексы, психические процессы.
3. Понятие условного рефлекса.
4. История открытия условных рефлексов. Значение работ И.П.Павлова и его последователей в создании учения об условных рефлексах и физиологии ВНД.
5. Сравнительная характеристика условных и безусловных рефлексов.
6. Правила (условия) и стадии выработки условных рефлексов.
7. Классификация условных рефлексов по критериям: соотношения природы условного и безусловного раздражителей (натуральные и искусственные); биологической значимости безусловного раздражителя (пищевые, оборонительные, половые и др.); вида рецепторов, возбуждаемых условным раздражителем (звуковые, световые и т.д.); сложности условного рефлекса (рефлексы 1, 2, 3 и т.д. порядков); характера изменения деятельности организма (положительные, отрицательные); соотношения времени действия условного и безусловного раздражителей (наличные – совпадающие; отстающие, запаздывающие – и следовые); отношения условного раздражителя к первой или второй сигнальным системам.
8. Понятие временной связи.
9. Павловские и современные представления об уровнях локализации временной связи и механизмах ее образования.
10. Значение условных рефлексов в приспособлении животных и человека к условиям существования.
11. Понятие торможения в ВНД.
12. Виды торможения в ВНД: безусловное (запредельное и внешнее -гаснущий и постоянный тормоз), условное или внутреннее (угасательное, дифференцированное, условный тормоз, запаздывающее), условия их возникновения.
13. Современное представление о механизмах торможения в ВНД.
14. Значение торможения условных рефлексов.
15. Понятие типа ВНД.
16. Классификация и характеристика типов ВНД.
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЗАНЯТИЮ
А. ОСНОВНАЯ
1. Нормальная физиология. Учебник для студентов стоматологических факультетов медицинских вузов (под ред. Дегтярева В.П., Будылиной С.М.), М., Медицина, 2006, с. 620-641.
2. Руководство к практическим занятиям по нормальной физиологии / под ред. С.М. Будылиной, В.М. Смирнова. М., Изд. Центр «Академия», 2010, 336 с.
СХЕМЫ ПРОТОКОЛОВ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ
РАБОТА № 1. Выработка условного вегетативного рефлекса
На звук звонка и на слово «звонок».
(«Практикум …», работа № 7.4, с.261)
ЦЕЛЬ РАБОТЫ. Убедиться в том, что: 1. условные рефлексы вырабатываются в соответствии с определенными правилами; 2. условные рефлексы, выработанные на раздражители первой сигнальной системы, могут реализовываться при действии раздражителя второй сигнальной системы.
РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТЫ
Протокол выработки условного вегетативного (зрачкового) рефлекса
№
сочетаний
| Действие раздражителей
| наличие (+) или
отсутствие (-) условно-
рефлекторной реакции
| условного
| безусловного
(затемнение)
| Звонок
| Слово «звонок»
| 1.
| +
| -
| +
|
| 2.
| +
| -
| +
|
| 3.
| +
| -
| +
|
| 4.
| +
| -
| +
|
| 5.
| +
| -
| +
|
| 6.
| +
| -
| -
|
| 7.
| +
| -
| +
|
| 8.
| +
| -
| +
|
| 9.
| +
| -
| +
|
| 10.
| +
| -
| -
|
| 11.
| -
| +
| -
|
| ВЫВОД:(1. Отметить, на каком сочетании наблюдалась первая условно-рефлекторная реакция. 2. Указать роль словесных сигналов при выработке и проявлении условных рефлексов у человека. 3. Объяснить механизм формирования временной связи с точки зрения И.П. Павлова).
РАБОТА № 2. Угасательное торможение вегетативного
Зрачкового рефлекса на звонок.
(«Практикум …», работа № 7.4, с.261)
ЦЕЛЬ РАБОТЫ. Выявить условия, при которых возникает угасательное торможение.
РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТЫ:
Протокол выработки угасательного торможения зрачкового рефлекса.
№№
сочетаний
| Действие раздражителей
| наличие (+) или
отсутствие (-) условно-
рефлекторной реакции
| условного
"звонок"
| безусловного
(затемнение)
| 1.
| +
| -
|
| 2.
| +
| -
|
| 3.
| +
| -
|
| 4.
| +
| -
|
| ВЫВОД:(1. Отметить, что необходимо соблюдать, чтобы выработать угасательное торможение; 2. Указать, какое значение в приспособительной деятельности имеет угасательное торможение).
РАБОТА № 3. Внешнее торможение целенаправленной
Деятельности человека.
(Описание работы выдается на занятии).
ЦЕЛЬ РАБОТЫ.Наблюдать торможение текущей условнорефлекторной деятельности.
РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТЫ
(Описать, в чем проявилось внешнее торможение).
ВЫВОД:(1. Назвать вид наблюдавшегося внешнего торможения. 2. Описать механизм его возникновения и отметить его значение).
РАБОТА № 4. Определение типа высшей нервной
Деятельности у человека.
(Описание работы выдается на занятии)
ЦЕЛЬ РАБОТЫ.Овладеть способом психофизиологического тестирования для определения своего типа высшей нервной деятельнсти.
РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТЫ
1. Таблица результатов психофизиологического тестирования.
2. Характеристика нервных процессов испытуемого:
1) сила — ;
2) подвижность — ;
3) уравновешенность — .
ВЫВОД:(Отметить: 1. совпадает ли найденный тип ВНД с Вашими личными наблюдениями, 2. какому темпераменту по Гиппократу он соответствует).
Подпись преподавателя – Дата –
ЗАНЯТИЕ № 4 (13)
ТЕМА ЗАНЯТИЯ: Физиологические основы психических функций.
ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЗАНЯТИЮ
1. Понятие психической функции.
2. Понятие высших психических функций.
3. Виды основных психических функций (ощущение, восприятие, представление, внимание, эмоция, мотивация, память, речь, мышление, сознание).
4. Представление о физиологических и психо-физиологических методах исследования психических функций.
5. Понятие ощущения. Представление о природе ощущения.
6. Понятие восприятия. Представление о его механизме.
7. Понятие внимания. Виды внимания. Представление о механизмах внимания с позиций Павлова и Ухтомского. Физиологические корреляты внимания.
8. Понятие мотивации. Классификация мотивации. Представление о механизме их возникновения. Роль в этом процессе гипоталамуса и коры больших полушарий.
9. Понятие эмоции. Виды эмоций. Представление о механизме их возникновения. Роль различных структур мозга в формировании эмоциональных состояний. Биологическая и социальная роль эмоций.
10. Понятие памяти. Виды памяти. Представление о механизмах кратковременной и долговременной памяти.
11. Понятие мышления. Виды мышления. Развитие абстрактного мышления в онтогенезе человека. Роль различных структур мозга в реализации процесса мышления.
12. Понятие сознания. Представление о под- и сверхсознании,их соотношении с сознанием.
13. Сон: определение, виды, фазы естественного сна, значение, физиологические корреляты сна, оценка с помощью ЭЭГ.
14. Понятие речи. Виды речи и функции речи. Представление о механизмах речи, функциональной асимметрии коры больших полушарий головного мозга, связанной с развитием речи у человека.
15. Понятие о целенаправленном поведении.
16. Анализ компонентов функциональной системы поведенческого акта.
17. Представление о труде как об одном из проявлений целенаправленной деятельности человека.
18. Виды целенаправленного поведения.
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЗАНЯТИЮ
А. ОСНОВНАЯ
1. Нормальная физиология. Учебник для студентов стоматологических факультетов медицинских вузов (под ред. Дегтярева В.П., Будылиной С.М.), М., Медицина, 2006, с. 643-673.
2. Руководство к практическим занятиям по нормальной физиологии / под ред. С.М. Будылиной, В.М. Смирнова. М., Изд. Центр «Академия», 2010, 336 с.
СХЕМЫ ПРОТОКОЛОВ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ
РАБОТА № 1. Определение объема кратковременной
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|