Б. Влияние давления в капиллярном клубочке нефрона на фильтрацию мочи.
Цель работы. Изучить влияние изменения давления в клубочке на величину фильтрации.
ХОД РАБОТЫ. Увеличьте давление в мензурке до 100 мм рт. ст. Запишите данные.
РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТЫ
Радиус приносящего сосуда
| Радиус выносящего сосуда
| Давление в мензурке,
мм рт.ст.
| Давление в клубочке
| Клубочковая фильтрация
| Объём мочи
| 0,55
| 0,35
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ВЫВОД: (отметьте, какое влияние оказывает фильтрационное давление на величину диуреза).
РАБОТА № 3. Влияние гормонов на процесс мочеобразования.(выполняется на виртуальной модели нефрона). («Практикум …», работа № 4.34, с.174).
Цель работы: Убедиться в том, что объём образованной мочи изменяется под действием гормонов антидиуретического (АДГ) и альдостерона.
ХОД РАБОТЫ. (Описание работы выдается на занятии)
Концентрационный градиент
| Альдостерон
| АДГ
| Объём мочи
|
| -
| -
|
|
| +
| -
|
|
| -
| +
|
| ВЫВОД: (опишите механизм изменения количества образованной мочи под влиянием АДГ и альдостерона).
Подпись преподавателя – Дата –
З А Н Я Т И Е № 9
ТЕМА ЗАНЯТИЯ. Итоговое занятие по разделам «Физиология обмена веществ и энергии», «Физиология терморегуляции», «Физиология выделения».
ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К:
ТЕСТИРУЮЩЕЙ ЧАСТИ ЗАНЯТИЯ.
Используйте вопросы предшествующих занятий данных разделов.
СЕМИНАРСКОЙ ЧАСТИ ЗАНЯТИЯ.
1. Представление о влиянии на уровень основного обмена степени функционирования различных желёз внутренней секреции.
2. Понятие питания. Представление о физиологических нормах питания, диетическом и лечебном питании.
3. Понятие биологической полноценности питательных веществ (белков, жиров).
4. Суточная потребность в белке в зависимости от возраста, вида труда, состояния организма. Понятие азотистого равновесия, положительного и отрицательного баланса азота.
5. Суточная потребность в жирах, углеводах, минеральных солях и витаминах.
6. Закон изодинамии питательных веществ (Закон Рубнера), его ограничения.
8. Представление о физиологических основах рационального питания и принципах составления пищевых рационов.
9. Представление об основных видах нарушения обмена веществ в организме.
10. Понятие о гипо- и гипертермии. Представление об условиях, механизмах и значении возникновения этих состояний, возможных неблагоприятных последствиях их чрезмерной выраженности.
11. Понятие о коэффициенте очищения.
12. Понятие об инкреторной функции почек (эритропоэтины, простагландины, ренин и др).
13. Представление о выделительной и невыделительных (барьернозащитная, терморегуляторная) функциях кожи.
ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ, ДОКЛАДОВ И ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ УИ и СРС
1. Влияние невесомости и перегрузки на основной обмен.
2. Связь основного обмена с функциями эндокринной системы.
3. Энергетический обмен стареющего организма.
4. Внешние и внутренние факторы регуляции обмена веществ.
5. Нервные механизмы терморегуляции.
6. Гуморальные механизмы терморегуляции.
7. Механизм искусственной и естественной гипотермии.
8. Механизм искусственной и естественной гипертермии.
9. Температурная схема тела, значение поддержания её постоянства.
10. Роль почек в регуляции кислотно-основного равновесия организма.
11. Роль почек в поддержании постоянства осмотического давления крови.
12. Роль почек в регуляции эритропоэза.
13. Участие почек в регуляции водно-солевого обмена.
14. Клинико-физиологические методы исследования мочеобразовательной функции почек.
ПРОФИЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ.
1. Особенности иннервации потовых желёз, их участие в терморегуляции.
2. Физиологические основы гипотермии.
3. Особенности терморегуляции у пожилых и старых людей.
4. Энергетические затраты организма в старческом возрасте.
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЗАНЯТИЮ
А. ОСНОВНАЯ.
1. Нормальная физиология. Учебник для студентов стоматологических факультетов медицинских вузов. 2006 г. Под ред. В.П. Дегтярева, С.М. Будылиной. М., Медицина, гл. 7, Кровь, стр. 267-286.
2. Руководство к практическим занятиям по нормальной физиологии / под ред. С.М. Будылиной, В.М. Смирнова. М., Изд. Центр «Академия», 2010, 336 с.
Б. ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ.
1. В.П. Дегтярев, А.Ю. Шишелова. Краткий курс нормальной физиологии. Учебное пособие, 2008 г, стр. 38-110.
2. Медицинская физиология: учебник / А. Г. Гайтон, Холл Дж.Э.; пер. с англ. (под ред. В. И. Кобрина). -М.: Логосфера, 2008. - 1258 с.
3. Нормальная физиология (под ред. К.В.Судакова). М., «ГЭОТАР-Медиа», 2012. - 875 с.
4. Физиология человека (ред. - Р. Шмидт, Г. Тевс). М., Мир, 2007.
5. Физиология человека (под ред. Покровского В.М., Коротько Г.Ф.), М., Медицина, 2003, гл. V, стр. 229-274.
РАЗДЕЛ ПРЕДМЕТА: Физиология сенсорных систем. Физиология высшей нервной деятельности (ВНД).
ЦЕЛЬ ИЗУЧЕНИЯ РАЗДЕЛОВ ПРЕДМЕТА:
Усвоить знания, необходимые для принципиального
понимания механизмов процессов:
1) функционирования рецепторного, проводникового и коркового отделов сенсорных систем;
2) переработки информации на различных уровнях переключения сенсорных систем;
3) взаимодействия сенсорных систем.
4) инстинктивной, условнорефлекторной и психической деятельности;
5) интегративной деятельности и состояний мозга: мотиваций, эмоций, памяти, сна и др.;
6) целенаправленного поведения.
Получить представление о клинико-физиологических
методах исследования функций сенсорных систем:
1) слуховых пробах Вебераи Ринне;
2) аудиометрии;
3) ольфактометрии.
4) густометрии.
5) эстезиометрии,
6) выработке условного рефлекса; определения типа ВНД; определения объема кратковременной слуховой памяти; определения динамики вегетативных функций при эмоциональных воздействиях с помощью установки BIOPAС; определения объема, переключаемости и устойчивости внимания.
ЗАНЯТИЕ № 1 (10)
ТЕМА ЗАНЯТИЯ: Общие свойства сенсорных систем. Физиология зрительной и слуховой сенсорных систем.
ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЗАНЯТИЮ
1. Понятие органа чувств. Представление об основных и вспомогательных структурах органа чувств.
2. Понятие анализатора с позиций учения И.П. Павлова.
3. Понятие сенсорной системы. Соотношение понятий «сенсорная система» и «анализатор».
4. Понятие периферического (рецепторного) отдела сенсорной системы, рецептора. Классификации рецепторов.
5. Функциональные свойства и особенности рецепторов.
6. Функциональные свойства и особенности проводникового отдела сенсорной системы.
7. Специфический и неспецифический пути распространения возбуждения от рецепторного отдела сенсорной системы к корковому.
8. Функциональные свойства и особенности коркового отдела сенсорной системы. Функциональные отличия нейронов, входящих в состав различных корковых зон. Представление о моно- и полимодальности нейронов, о механизме взаимодействия сенсорных систем.
9. Зрительная сенсорная система. Общая морфологическая и функциональная характеристика ее отделов.
10. Механизмы рецепции и восприятия цвета. Основные виды нарушения восприятия цвета.
11. Поле зрения и острота зрения. Методы их определения.
12. Понятие рефракции, аккомодации и адаптации глаза. Механизмы этих процессов, их аномалии (астигматизм, близорукость, дальнозоркость, пресбиопия).
13. Слуховая сенсорная система. Общая морфологическая и функциональная организация ее отделов.
14. Механизмы рецепции и восприятия звука.
15. Понятие бинаурального слуха, его механизм и значение.
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЗАНЯТИЮ
А. ОСНОВНАЯ
1. Физиология человека (под ред. Покровского В.М., Коротько Г.Ф.), М., Медицина, 2003, с. 541-561.
2. Нормальная физиология. Учебник для студентов стоматологических факультетов медицинских вузов (под ред. Дегтярева В.П., Будылиной С.М.), М., Медицина, 2006, с. 518-564.
3. Руководство к практическим занятиям по нормальной физиологии / под ред. С.М. Будылиной, В.М. Смирнова. – М., Изд. Центр «Академия», 2011, 336 с.
СХЕМЫ ПРОТОКОЛОВ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ
РАБОТА № 1. Определение поля зрения.
(«Практикум …», работа № 6.3, с.233)
ЦЕЛЬ РАБОТЫ. Освоить метод определения поля зрения.
Пространство, видимое глазом при фиксации взгляда в одной точке, называется полем зрения. Определение поля зрения проводится для каждого глаза отдельно с помощью периметра Форстера.
РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТЫ
(Полученные данные внести в таблицу)
Направленность
| Поле зрения правого глаза, градусы
| Для белого цвета
| Для зеленого цвета
| Вверх
|
|
| Вниз
|
|
| Вправо
|
|
| Влево
|
|
|
Схема периметрического снимка полей зрения
Вверх
Влево Вправо
Вниз
ВЫВОД:(Сравнить величину полей зрения для белого и зеленого цветов. Объяснить причину их различий).
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|