Сделай Сам Свою Работу на 5

Себестоимость продукции - это денежное выражение непосредственных затрат предприятия на производство и реализацию продукции.





Себестоимость продукции - синтетический, обобщающий показатель, характеризующий все стороны деятельности предприятия, а также отражающий эффективность его работы.

В себестоимость продукции включают следующие затраты:

- на подготовку производства и освоение выпуска новых видов продукции, пусковые работы;

- исследование рынка;

- непосредственно связанные с производством продукции, обусловленные технологией и организацией производства, включая расходы на управление;

- на совершенствование технологии и организации производственного процесса, а также улучшение качества изготавливаемой продукции;

- на сбыт продукции (упаковка, транспортировка, реклама, хранение и др.);

- набор и подготовку кадров;

- другие денежные расходы предприятия, связанные с выпуском и реализацией продукции.

Себестоимость отдельных изделий (видов продукции)

При определении себестоимости отдельных видов продукции (работ, услуг) используется группировка затрат на единицу продукции по статьям калькуляции, необходимая в процессе ценообразования на разные виды изделий (продукции), расчета их рентабельности, анализа затрат на производство одинаковых изделий с конкурентами и т.д.



Различают плановые и фактические калькуляции.

Главный объект калькулирования - готовые изделия (продукция), предназначенные для отпуска за пределы предприятия.

Перечень статей калькуляции, их состав и методы распространения затрат по видам продукции (работ, услуг) определяются отраслевыми методическими рекомендациями по вопросам планирования, учета и калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг) с учетом характера и структуры производства.

На большинстве предприятий промышленности принята следующая типовая (приблизительная) номенклатура калькуляционных статей затрат:

1) сырье и материалы;

2) энергия технологическая;

3) основная заработная плата производственных рабочих;

4) дополнительная заработная плата производственных рабочих;

5) отчисления на социальные нужды с основной и дополнительной заработной платы производственных рабочих;

6) содержание и эксплуатация машин и оборудования;

7) цеховые (общепроизводственные) расходы;



8) общехозяйственные расходы;

9) подготовка и освоение производства;

10) внепроизводственные расходы (на маркетинг и сбыт).

Сумма первых семи статей образует цеховую себестоимость, девяти - производственную, и всех статей - полную себестоимость продукции.

В условиях перехода на рыночные отношения многие малые и средние предприятия используют сокращенную номенклатуру калькуляционных статей.

Структура себестоимости по калькуляционным статьям показывает: соотношение затрат в полной себестоимости продукции, что израсходовано, куда израсходовано, на какие цели направлены средства. Она позволяет выделить расходы каждого цеха или подразделения предприятия.

Если в смете затрат на производство объединены только экономически однородные элементы затрат, то в статьях калькуляции только некоторые являются однородными, а остальные включают различные виды расходов, т.е. являются комплексами.

К факторам, обеспечивающим снижение себестоимости, относятся: экономия всех видов ресурсов, потребляемых в производстве, - трудовых и материальных; повышение производительности труда, снижение потерь от брака и простоев; улучшение использования основных производственных фондов; применение новейшей технологии; сокращение расходов по сбыту продукции; изменение структуры производственной программы в результате ассортиментных сдвигов; сокращение затрат на управление и другие факторы.

Расходы, связанные с производством продукции, учитываются на счете 20 «Основное производство». При этом используется позаказный, попроцессный или попередельный методы калькулирования себестоимости или их комбинации.



Позаказный метод применяется:

– при единичном (мелкосерийном) производстве или при выполнении работ по договорам подряда (возмездного оказания услуг);

– при производстве технически сложных изделий (кораблестроение, авиационная промышленность и т. п.);

– при выпуске продукции с длительным производственным циклом (строительство, энергетическое машиностроение и т. п.).

При позаказном методе все затраты учитываются по конкретному заказу или группе однородных заказов. На каждый заказ (группу) открывается карточка. Так как типовых форм карточек нет, организация может разработать их самостоятельно. В карточке обычно указывается номер заказа, описание работ, срок, необходимый для выполнения заказа, а также количество единиц продукции, которое нужно произвести. Затраты по каждому заказу регистрируются по мере прохождения изделия по стадиям производства.

При позаказном методе к счету 20 целесообразно открывать отдельные субсчета для учета затрат по каждому открытому заказу. Назвать эти субсчета можно, например, по номерам заказов: «Заказ № 1», «Заказ № 2» и т. д. Прямые затраты, которые непосредственно связаны с выполнением заказа, отражаются по дебету счета 20 в корреспонденции со счетами учета расходов. При этом делаются проводки:

Дебет 20 Кредит 10 (70, 68, 69...)
– учтены прямые затраты на выполнение производственного заказа.

Применение попроцессного метода характерно для производств, в которых готовая продукция создается в результате последовательной переработки исходного сырья в одном или нескольких технологических подразделениях. При этом результаты переработки сырья, которые появляются на промежуточных стадиях производственного процесса, не могут однозначно рассматриваться ни как готовая продукция, ни как полуфабрикаты (добывающая и текстильная промышленность, производство цемента, химволокна, пластмасс, лакокрасочных изделий и т. п.).

При попроцессном методе учет затрат ведется по каждому процессу. Для этого открываются калькуляции. На практике в качестве калькуляций удобно использовать ведомости учета затрат на производство, которые ведутся по всему выпуску продукции или каждому подразделению организации. Типовых форм ведомостей учета затрат на производство нет, поэтому организация может разработать их самостоятельно. Ведомости заполняются на основании первичных учетных документов (накладных, расчетно-платежных ведомостей, авансовых отчетов и т. д.). Например, затраты на сырье и материалы отражаются на основании лимитно-заборных карт (форма № М-8) или требований-накладных (форма № М-11).

Прямые затраты, непосредственно связанные с производственным процессом, отражаются по дебету счета 20 в корреспонденции со счетами учета расходов. При этом делаются проводки:

Дебет 20 Кредит 10 (68, 69, 70...)

– учтены прямые затраты по производственному процессу.

Объектом калькулирования себестоимости при использовании попередельного метода учета затрат является та или иная стадия производственного процесса (передел). Если структура производства организована таким образом, что каждый передел выполняется специализированным цехом (участком, бригадой), себестоимость определяется по каждому производственному подразделению. Таким образом, объектом калькулирования себестоимости при попередельном методе может быть как готовая продукция, так и полуфабрикаты, изготовленные на каждом технологическом переделе.

Применение попередельного метода характерно для любых производственных процессов, в которых можно выделить группы постоянно повторяющихся технологических операций (металлургия, нефтеперерабатывающая, химическая, пищевая, легкая промышленность).

При попередельном методе прямые расходы учитываются на счете 20:

Дебет 20 Кредит 10 (21, 23, 29, 69, 70...)

– учтены прямые затраты на производство продукции.

Затраты на содержание, организацию и управление цехами (другими производственными подразделениями) основного, вспомогательного и обслуживающего производств относятся к общепроизводственным расходам. В состав общепроизводственных расходов включаются:

– стоимость материалов, запасных частей, использованных для обслуживания и ремонта производственного оборудования;

– затраты на оплату труда сотрудников, занятых обслуживанием производства (мастеров, начальников цехов, технологов, рабочих, осуществляющих техническое обслуживание и ремонт технологического оборудования), с отчислениями на социальные нужды;

– амортизационные отчисления и затраты на ремонт основных средств и иного имущества, используемого в производстве;

– расходы на демонтаж оборудования, затраты на материалы, детали, покупные полуфабрикаты, используемые при наладке оборудования;

– арендная плата за помещения, машины, оборудование и другие основные средства, используемые в производстве;

– расходы, связанные с эксплуатацией основных средств, непосредственно задействованных в производстве (газ, топливо, электроэнергия и т. д.);

– амортизационные отчисления по нематериальным активам, используемым в производстве;
– стоимость недостач и потерь от простоев, порчи ценностей в производстве и на складах и т. п.

В течение отчетного периода общепроизводственные расходы отражаются по дебету одноименного счета 25. При этом учет расходов на счете 25 ведется в разрезе каждого производственного подразделения. В учете общепроизводственные расходы отражаются проводками:

Дебет 25 Кредит 10

– списана стоимость материалов, запасных частей, использованных для обслуживания и ремонта оборудования;

Дебет 25 Кредит 70

– начислена зарплата сотрудников общепроизводственного персонала;

Дебет 25 Кредит 69

– начислены взносы на обязательное пенсионное (социальное, медицинское) страхование и взносы на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний с зарплаты общепроизводственного персонала;

Дебет 25 Кредит 23 (60, 76)

– списаны расходы на содержание помещений (ремонт, плата за аренду помещений, оборудования, оплата коммунальных услуг и т. д.);

Дебет 25 Кредит 02 (05)

– начислена амортизация по основным средствам (нематериальным активам), используемым в основном (вспомогательном) производстве.

Такой порядок следует из положений пункта 9 ПБУ 10/99, Инструкции к плану счетов, письма Минфина России от 8 ноября 2005 г. № 07-05-06/294.

В конце отчетного периода счет 25 закрывается. Накопленные на этом счете расходы списываются в дебет счетов: 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательные производства», 29 «Обслуживающие производства и хозяйства», пропорционально показателям, которые должны быть установлены в учетной политике для целей бухучета (п. 7 ПБУ 1/2008).

Базой для распределения косвенных расходов между основным, вспомогательным и обслуживающим производствами могут быть, например, следующие показатели:

– заработная плата основных производственных рабочих;

– прямые затраты при цеховой структуре организации;

– количество отработанных машино-часов работы оборудования;

– размер производственных площадей;

– материальные затраты;

– объем выработки в натуральных или стоимостных показателях.

Например, в производствах со значительной долей расходов на оплату труда косвенные расходы целесообразно распределять пропорционально зарплате основных производственных рабочих. Косвенные расходы следует распределить пропорционально материальным затратам (стоимость сырья, материалов, запасных частей и т. д.) в том случае, если они составляют значительную долю в себестоимости произведенной продукции.

Затраты, связанные с управлением организацией, организацией ее хозяйственной деятельности, содержанием ее общего имущества, относятся к общехозяйственным расходам. В состав общехозяйственных расходов включаются:

– затраты на оплату труда административно-управленческого и общехозяйственного персонала (с отчислениями на социальные нужды);

– арендная плата, амортизация, затраты на текущий ремонт зданий, сооружений и инвентаря общефирменного и управленческого назначения;

– затраты на охрану;

– расходы на подготовку кадров и подбор персонала;

– представительские расходы;

– расходы на оплату услуг связи;

– коммунальные расходы;

– канцелярские и почтово-телеграфные расходы;

– расходы на охрану труда и т. п.

В течение отчетного периода общехозяйственные расходы отражаются по дебету одноименного счета 26:

Дебет 26 Кредит 10 (21)

– списаны материалы (полуфабрикаты собственного производства), израсходованные на общехозяйственные нужды;

Дебет 26 Кредит 70

– начислена зарплата административно-управленческого и общехозяйственного персонала;

Дебет 26 Кредит 69

– начислены взносы на обязательное пенсионное (социальное, медицинское) страхование и взносы на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний с зарплаты административно-управленческого и общехозяйственного персонала;

Дебет 26 Кредит 60, 76

–учтена в составе общехозяйственных расходов стоимость работ (услуг), выполненных сторонними организациями (например, аудиторские, консультационные услуги);

Дебет 26 Кредит 02 (05)

– начислена амортизация по основным средствам (нематериальным активам) общехозяйственного и управленческого назначения.

Общехозяйственные расходы, которые отражаются на одноименном счете 26, учитываются одним из следующих способов:

– списываются на счет 20 «Основное производство»;

– учитываются сразу в расходах на производство продукции (т. е. на счете 90 «Продажи»);

– учитываются на счете 97 «Расходы будущих периодов».

В первом случае общехозяйственные расходы будут учитываться в составе расходов основного производства (т. е. по дебету счета 20 (Инструкция к плану счетов)), формируя полную себестоимость готовой продукции.

Во втором – они будут непосредственно формировать финансовый результат (убыток) отчетного периода (т. е. учитываться по дебету счета 90-2 (Инструкция к плану счетов)).

В третьем случае расходы не будут учитываться в себестоимости (формировать убыток) до тех пор, пока организация не начнет получать доходы. Как только организация начнет получать доходы, эти затраты нужно будет переносить на себестоимость продукции (работ, услуг), с производством которой они были связаны. Порядок переноса расходов будущих периодов на себестоимость организация должна определить самостоятельно (п. 65 Положения по ведению бухгалтерского учета и отчетности). Например, такие расходы можно списывать:

– равномерно в течение периода, утвержденного приказом руководителя организации;

– пропорционально доходам, полученным от реализации, и другими способами.

Установленный порядок списания расходов будущих периодов следует закрепить в учетной политике для целей бухучета (п. 4 ПБУ 1/2008).

Списание общехозяйственных расходов (после распределения) отражается проводкой:

Дебет 20 (23, 29) Кредит 26

– списаны общехозяйственные расходы, связанные с деятельностью основного (вспомогательного, обслуживающего) производства.

В случае, когда формируется «сокращенная» себестоимость готовой продукции, общехозяйственные расходы полностью списываются на реализацию независимо от того, сколько продукции было реализовано в отчетном периоде.

Дебет 90-2 Кредит 26

– включены в себестоимость продаж общехозяйственные расходы.

Такие правила установлены пунктами 5 и 12 ПБУ 9/99 и Инструкцией к плану счетов (счета 20, 25, 26).

Общехозяйственные расходы (например, зарплату управленческого персонала, расходы на аренду офиса и другие расходы, связанные с освоением и развитием бизнеса), как и остальные расходы, нужно учитывать независимо от того, приведут они к получению дохода или нет (п. 16–18 ПБУ 10/99). Поэтому, даже если организация не получает доходов от своей деятельности, эти расходы все равно должны быть полностью отражены на счетах бухучета.

Порядок признания косвенных расходов на производство продукции в бухгалтерском и налоговом учете может различаться. Расхождения в учете косвенных расходов приводят к появлению постоянных и (или) временных разниц.

Такой вывод следует из положений пунктов 4, 8, 12, 15 и 18 ПБУ 18/02.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.