Сделай Сам Свою Работу на 5

Пример расчета стоимости списанных материалов методом ФИФО





ЗАО «Смена» отражает списание материалов в эксплуатацию (производство) методом ФИФО.

Остаток краски на складе на начало мая 2011 года составлял 40 банок по цене 800 руб. за единицу (всего на сумму 32 000 руб.). За май 2011 года на склад «Смена» поступило следующее количество краски:

– первая поставка – 120 банок по цене 600 руб., на сумму 72 000 руб.;

– вторая поставка – 20 банок по цене 1200 руб., на сумму 24 000 руб.;

– третья поставка – 10 банок по цене 1000 руб., на сумму 10 000 руб.;

– четвертая поставка – 15 банок по цене 800 руб., на сумму 12 000 руб.

Всего за май приход составил:

– в денежном измерении:

72 000 руб. + 24 000 руб. + 10 000 руб. + 12 000 руб. = 118 000 руб.;

– в количественном измерении:

120 шт. + 20 шт. + 10 шт. + 15 шт. = 165 шт.

Расход в количественном выражении составил 110 банок, в том числе 17 мая 50 банок и 25 мая 60 банок.

Порядок действий организации в зависимости от конкретного метода применения ФИФО различается.

1. При использовании метода взвешенной оценки.

В конце месяца определяется стоимость списанных материалов. Расход за месяц составил 110 банок. Значит, стоимость материалов будет следующей:

–40 банок из остатка на начало месяца на сумму 32 000 руб. (40 шт. × 800 руб./шт.);



– 70 банок из первой поставки в течение месяца на сумму 42 000 руб. (70 шт. × 600 руб./шт.).

Общая стоимость списанных материалов составит:

32 000 руб. + 42 000 руб. = 74 000 руб.

Остаток материалов на конец месяца составит:

32 000 руб. + 118 000 руб. – 74 000 руб. = 76 000 руб.

Средняя стоимость единицы списанных материалов составит:

74 000 руб. : 110 шт. = 673 руб./шт.

2. При использовании упрощенного метода взвешенной оценки.

В конце месяца определяется остаток материалов в количественном выражении. Он составит:

40 шт. + 165 шт. – 110 шт. = 95 шт.

Стоимость остатка определяется в следующем порядке:

– 15 банок из четвертой партии на сумму 12 000 руб. (25*800);

– 10 банок из третьей партии на сумму 10 000 руб. (10*1000);

– 20 банок из второй партии на сумму 24 000 руб. (20*1200);

– 50 банок из первой партии на сумму 30 000 руб. (50 шт. × 600 руб./шт.).

Итого остаток составит:

12 000 руб. + 10 000 руб. + 24 000 руб. + 30 000 руб. = 76 000 руб.

Стоимость материалов, списанных в течение месяца, равняется:

32 000 руб. + 118 000 руб. – 76 000 руб. = 74 000 руб.

Средняя стоимость единицы списанных материалов равняется:



74 000 руб. : 110 шт. = 673 руб./шт.

3. При использовании метода скользящей оценки.

При каждом отпуске стоимость списываемых материалов определяется следующим образом:

– при списании первых 40 банок их цена была 800 руб. (использован остаток на начало месяца) на общую сумму 32 000 руб. (40 шт. × 800 руб./шт.);

– при списании следующих 70 банок их цена была 600 руб. (использованы материалы из первой поставки) на общую сумму 42 000 руб. (70 шт. × 600 руб./шт.).

Стоимость материалов, списываемых в течение месяца, составит:

32 000 руб. + 42 000 руб. = 74 000 руб.

Материалы списывались в следующих количествах:

– 17 мая – 50 банок. Их средняя стоимость составит 760 руб./шт. ((40 шт. × 800 руб./шт. + 10 шт. × 600 руб./шт.) : 50 шт.);

– 25 мая – 60 банок. Их средняя стоимость составит 600 руб./шт.

Метод оценки по средней себестоимости

При использовании этого метода стоимость списанных материалов определяется по формуле:

 

Средняя стоимость = Стоимость остатка материалов на начало месяца + Стоимость материалов, поступивших за месяц : Количество материалов на начало месяца + Количество материалов, поступивших за месяц

Об этом сказано в пункте 75 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 28 декабря 2001 г. № 119н.

Преимуществом данного метода является стабильная цена отпускаемых материалов, даже если в течение месяца происходят резкие колебания закупочных цен.

При списании материалов в определенном количестве формируется проводки на основании средней стоимости единицы материалов (приложение 1 к Методическим указаниям, утвержденным приказом Минфина России от 28 декабря 2001 г. № 119н).



Пример расчета стоимости списанных материалов методом оценки по средней себестоимости

ЗАО «Смена» отражает списание материалов в эксплуатацию (производство) методом оценки по средней себестоимости.

Остаток краски на складе на начало мая 2011 года составляет 40 банок по цене 800 руб. за единицу (всего на сумму 32 000 руб.). За май 2011 года на склад «Смена» поступило следующее количество краски:

– первая поставка 4 мая – 120 банок по цене 600 руб., на сумму 72 000 руб.;

– вторая поставка 11 мая – 20 банок по цене 1200 руб., на сумму 24 000 руб.;

– третья поставка 17 мая – 10 банок по цене 1000 руб., на сумму 10 000 руб.;

– четвертая поставка 24 мая – 15 банок по цене 800 руб., на сумму 12 000 руб.

Всего за май приход составит:

– в денежном измерении:

72 000 руб. + 24 000 руб. + 10 000 руб. + 12 000 руб. = 118 000 руб.;

– в количественном измерении:

120 шт. + 20 шт. + 10 шт. + 15 шт. = 165 шт.

За май 2011 года 110 банок краски отпущено в производство, в том числе:

– 10 мая – 60 банок;

– 23 мая – 50 банок.

Остаток на конец месяца составил 95 банок (40 шт. + 165 шт. – 110 шт.).

Порядок действий организации в зависимости от конкретного способа применения оценки по средней себестоимости различается.

1. При использовании метода взвешенной оценки.

В конце месяца рассчитывается средняя себестоимость списываемых материалов. Она составит:

(32 000 руб. + 118 000 руб.) : (40 шт. + 165 шт.) = 732 руб./шт.

Всего за месяц было списано:

110 шт. × 732 руб./шт. = 80 520 руб.

Остаток на конец месяца составит:

32 000 руб. + 118 000 руб. – 80 520 руб. = 69 480 руб.

2. При использовании метода скользящей оценки.

При каждом отпуске материалов определяется стоимость списываемых материалов следующим образом.

10 мая средняя себестоимость составит:

(32 000 руб. + 72 000 руб.) : (40 шт. + 120 шт.) = 650 руб./шт.

Общая сумма материалов, которые были списаны в этот день:

60 шт. × 650 руб./шт. = 39 000 руб.

23 мая средняя себестоимость составит:

(32 000 руб. + 72 000 руб. + 24 000 руб. + 10 000 руб.) : (40 шт. + 120 шт. + 20 шт. + 10 шт.) = 726 руб./шт.

Общая сумма материалов, которые были списаны в этот день:

50 шт. × 726 руб./шт. = 36 300 руб.

Всего за месяц будет списано:

39 000 руб. + 36 300 руб. = 75 300 руб.

Остаток на конец месяца составит:

32 000 руб. + 118 000 руб. – 75 300 руб. = 74 700 руб.

Реализация материальных ценностей

Продажа материалов оформляется накладной на отпуск материалов на сторону (форма № М-15). При перевозке материалов к покупателю автотранспортом дополнительно необходимо оформить товарно-транспортную накладную (форма № 1-Т). Такие правила установлены пунктом 120 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 28 декабря 2001 г. № 119н.

Если организация является плательщиком НДС, необходимо выставить покупателю счет-фактуру (п. 3 ст. 168 НК РФ).

В бухучете доходы и расходы, связанные с продажей материалов, относятся к прочим доходам и расходам (абз. 6 п. 7 ПБУ 9/99, абз. 5 п. 11 ПБУ 10/99). Продажу следует отразить следующими проводками:

Дебет 91-2 Кредит 10

– списана стоимость реализованных материалов;

Дебет 91-2 Кредит 23 (20, 60...)

списаны расходы, связанные с продажей материалов (например, расходы по транспортировке);

Дебет 91-2 Кредит 68 субсчет «Расчеты по НДС»

– начислен НДС с реализации (если операция облагается этим налогом);

Дебет 62 (76, 73...) Кредит 91-1

– отражена реализация материалов (на дату перехода права собственности).

Если договором предусмотрен особый порядок перехода права собственности, то продажу материалов следует отразить в бухучете с использованием счета 45 «Товары отгруженные». Проводки в этом случае будут выглядеть следующим образом:

Дебет 45 Кредит 10

– переданы материалы покупателю;

Дебет 45 Кредит 23 (20, 60...)

– списаны расходы, связанные с продажей материалов (например, расходы по транспортировке);

Дебет 45 (76) Кредит 68 субсчет «Расчеты по НДС»

– начислен НДС с реализации (если операция облагается этим налогом);

Дебет 91-2 Кредит 45

– списана себестоимость материалов на дату перехода права собственности (реализации) включая расходы, связанные с реализацией;

Дебет 62 (76, 73...) Кредит 91-1

– отражена реализация материалов (на дату перехода права собственности).

Чтобы определить цену списываемых материалов (т. е. сумму, которая списывается со счета 10), используются один из способов их оценки:

– по себестоимости каждой единицы запасов;

– ФИФО;

– по средней себестоимости.

Выбор метода оценки стоимости списываемых материалов закрепляется в учетной политике для целей бухучета.

Такие правила установлены пунктом 73 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 28 декабря 2001 г. № 119н.

Если организация учитывает материалы с использованием счетов 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» и 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей», при их продаже сумму отклонений от учетной стоимости материалов нужно списать. Сделать это нужно в конце месяца, когда будет известна стоимость материалов, поступивших за месяц, и сумма отклонений с нее. Для этого необходимо определить средний процент отклонений, относящийся к списываемым материалам, по формуле:

Средний процент отклонений, относящийся к списываемым материалам =   Остаток отклонений в стоимости на начало месяца + Сумма отклонений по материалам, поступившим в течение месяца   × 100%
  Стоимость остатка материалов на начало месяца (в учетных ценах) + Стоимость материалов, поступивших за месяц (в учетных ценах)  

Рассчитав средний процент, определяется сумма отклонений в стоимости, которая списывается на себестоимость проданных материалов. Для этого используется формула:

Сумма отклонений, списываемая на себестоимость проданных материалов = Средний процент отклонений, относящийся к списываемым материалам × Учетная стоимость списываемых материалов

 

В бухучете необходимо оформить эту операцию проводкой:

Дебет 91-2 (45) Кредит 16

– списана часть отклонений в стоимости материалов (в конце месяца), если организация использует учетные цены.

Такой порядок предусмотрен в пункте 87 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 28 декабря 2001 г. № 119н.

Порядок уплаты налогов при реализации материалов зависит от системы налогообложения, которую применяет организация.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.