Сделай Сам Свою Работу на 5

Пример отражения в бухучете поступления материалов по договору купли-продажи (поставки). Стоимость материалов формируется с использованием счетов 15 и 16





В ОАО «Мастер» поступило 100 банок краски по цене 1180 руб. (в т. ч. НДС – 180 руб.). Расходы на доставку материалов составили 29 500 руб., в том числе НДС – 4500 руб. Материалы оприходованы на склад. Учетной политикой организации предусмотрено использование счетов 15 и 16. Учетная цена поступившей краски – 1200 руб.

Общая стоимость поступившей краски составила 118 000 руб. (1180 руб. × 100 шт.) в том числе НДС – 18 000 руб. (180 руб. × 100 шт.).

«Мастер» должен сделать в учете такие проводки:

Дебет 15 Кредит 60

– 100 000 руб. (118 000 руб. – 18 000 руб.) – отражено поступление материалов от поставщика;

Дебет 15 Кредит 60

– 25 000 руб. (29 500 руб. – 4500 руб.) – учтена стоимость доставки материалов от поставщика.

В фактическую себестоимость поступившей краски были включены затраты по ее доставке. Поэтому фактическая себестоимость всей партии краски составила:

100 000 руб. + 25 000 руб. = 125 000 руб.

Дебет 19 Кредит 60

– 22 500 руб. (18 000 руб. + 4500 руб.) – учтен НДС по приобретенным материалам (с учетом расходов на доставку);

Дебет 68 субсчет «Расчеты по НДС» Кредит 19

– 22 500 руб. – принят к вычету НДС (при наличии счета-фактуры поставщика);



Дебет 10 Кредит 15

– 120 000 руб. (1200 руб. × 100 шт.) – оприходованы материалы на сумму учетной стоимости;

Дебет 16 Кредит 15

– 5000 руб. ((1250 руб. – 1200 руб.) × 100 шт.) – отражено отклонение фактической себестоимости от учетной стоимости;

Дебет 60 Кредит 51

– 147 500 руб. (29 500 руб. + 118 000 руб.) – произведена оплата поставщику за поступившие материалы и транспортной компании за доставку материалов.

Безвозмездное поступление материалов

Если материалы поступают безвозмездно, то передающая сторона должна представить такие же документы, как и при возмездном поступлении материалов. Фактическая себестоимость материалов, поступивших безвозмездно, определяется по их рыночной цене. Рыночной будет та цена, по которой организация может продать данный вид материалов. Такие правила установлены в пункте 9 ПБУ 5/01.

Установить рыночную цену можно, ориентируясь на уровень цен, сложившийся на день получения актива. Сведения об уровне текущих рыночных цен должны быть подтверждены документально или путем проведения экспертизы. Это следует из пункта 10.3 ПБУ 9/99.



Если расходы по доставке берет на себя принимающая сторона, то в фактическую себестоимость материалов следует включить эти затраты (п. 65 и 66 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 28 декабря 2001 г. № 119н).

В бухучете безвозмездное поступление материалов необходимо отразить проводкой:

Дебет 10 (15) Кредит 98-2

– учтены безвозмездно поступившие материалы.

При списании безвозмездно полученных материалов в производство (на другие цели) необходимо отразить доход:

Дебет 98-2 Кредит 91-1

– признан доход от использования безвозмездно полученных материалов (стоимость фактически израсходованных материалов).

Такой порядок установлен Инструкцией к плану счетов.

Поступление материалов в качестве вклада в уставный (складочный) капитал

Если материалы поступают в качестве вклада в уставный капитал, то составляется акт приема-передачи. Унифицированная форма такого документа не установлена, поэтому его можно составить в произвольной форме.

Фактическая себестоимость материалов, внесенных в счет вклада в уставный (складочный) капитал, равна денежной оценке, согласованной учредителями (участниками, акционерами) организации (п. 8 ПБУ 5/01). Она может быть увеличена на сумму транспортно-заготовительных расходов (п. 65 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 28 декабря 2001 г. № 119н).

Для подтверждения рыночной стоимости вклада в виде материалов акционерное общество должно привлечь независимого оценщика. Для ООО независимая оценка имущественного вклада обязательна, только если его размер превысит 40 000 руб. (с 01.01.2011г.) При этом учредители (участники, акционеры) могут утвердить стоимость имущества, внесенного в уставный капитал, не выше оценки независимого эксперта (т. е. ниже или в той же сумме). Такие правила установлены пунктом 2 статьи 15 Закона от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ и пунктом 3 статьи 34 Закона от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ.



Поступление материалов в качестве вклада в уставный капитал следует отразить проводкой:

Дебет 10 (15) Кредит 75-1

– получены материалы в качестве вклада в уставный капитал.

Такой порядок установлен Инструкцией к плану счетов.

Изготовление материалов собственными силами

Если организация планирует использовать готовую продукцию (ее часть) в качестве материала для другого вида производства, то при передаче ее на склад составляется требование-накладная по форме № М-11 (п. 57 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 28 декабря 2001 г. № 119н).

Себестоимость материалов, изготовленных организацией самостоятельно, определяется исходя из фактических затрат, связанных с их производством. Затраты на изготовление материалов формируется в том же порядке, что и затраты по готовой продукции. Такие правила предусмотрены в пункте 64 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 28 декабря 2001 г. № 119н, пункте 7 ПБУ 5/01 и Инструкцией к плану счетов.

Если готовая продукция полностью направляется для использования в качестве материалов, то на счет 43 «Готовая продукция» ее можно не приходовать, а сразу относить на счет 10 «Материалы». Такой порядок предусмотрен Инструкцией к плану счетов. Если организация выбирает этот вариант, его нужно закрепить в учетной политике для целей бухучета.

Поступление материалов изготовленных собственными силами, следует отразить проводкой:

Дебет 10 (15) Кредит 20 (23, 21)

– поступили на склад материалы, изготовленные собственными силами.

Такой порядок установлен Инструкцией к плану счетов (счета 20, 21, 23).

Поступление материалов при ликвидации основных средств

При поступлении материалов, полученных при ликвидации основных средств (за исключением зданий и сооружений), необходимо заполнить требование-накладную по форме № М-11 (п. 57 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 28 декабря 2001 г. № 119н). Если материалы получены при разборке зданий (сооружений), при их поступлении составляется акт по форме № М-35 (раздел 3 Указаний, утвержденных постановлением Госкомстата РФ от 30 октября 1997 г. № 71а).

Фактическая себестоимость таких материалов определяется по их рыночной цене. Рыночной будет та цена, по которой организация может продать данный вид материалов. Такие правила устанавливает пункт 9 ПБУ 5/01.

Поступление материалов от ликвидации основных средств следует отразить проводкой:

Дебет 10 (15) Кредит 91-1

– поступили материалы от ликвидации основных средств по рыночной цене.

Такой порядок установлен Инструкцией к плану счетов.

window.document.body.scroll = 'no'; //изменение высоты в текущей закладке top.makeHeight('withBottTab',activeTabIdx); top.HideLoading(true);//спрятать "окно загрузки" Учет приобретения материалов (товаров) в таре

Тару, поступившую от поставщика вместе с материалами (товарами), учитывают в момент оприходования этих материалов (товаров) (п. 178 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 28 декабря 2001 г. № 119н).

Тара, в которой поступили материалы (товары), может быть возвратной или невозвратной (ст. 517 ГК РФ, п. 179 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 28 декабря 2001 г. № 119н).

К возвратной таре относится многооборотная тара. Ее организация должна вернуть, даже если в договоре поставки это не предусмотрено. Возвращать такую тару не нужно, если в договоре указано, что она возврату не подлежит. Тару однократного использования организация должна вернуть, если это предусмотрено договором. В остальных случаях такая тара относится к невозвратной. Об этом сказано в статье 517 Гражданского кодекса РФ и пунктах 162, 163, 179 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 28 декабря 2001 г. № 119н.

Бухучет невозвратной тары зависит от того, входит ли ее стоимость в стоимость материалов (товаров) или организация оплачивает тару отдельно.

Если стоимость тары не выделена отдельно, учитывать ее обособленно не нужно, так как она формирует стоимость материалов (товаров), которые поступили в данной таре (п. 63 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 28 декабря 2001 г. № 119н, п. 6 ПБУ 5/01).

Однако, если организация планирует использовать тару в своей деятельности или продать, ее нужно учесть по рыночной цене в составе прочих доходов организации. Рыночная цена определяется исходя из суммы, которая может быть получена при продаже данной тары (абз. 2 п. 9 ПБУ 5/01). При этом делается проводка:

Дебет 10-4 (41-3) Кредит 91-1

– оприходована тара, стоимость которой организация не оплачивает.

Такой порядок установлен в пунктах 42, 44, 178 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 28 декабря 2001 г. № 119н, и Инструкции к плану счетов.

В договоре может быть предусмотрено, что организация должна оплатить невозвратную тару отдельно от поступивших в ней материалов (товаров). В этом случае тара учитывается по фактической себестоимости. Фактическую себестоимость полученной тары необходимо определить по данным первичных документов. Наименование, количество и стоимость тары должны быть выделено отдельной строкой в товаросопроводительных документах (например, в платежном требовании, счете, товарно-транспортной накладной и т. п.). Также тара может поступить на основании отдельного первичного документа. Такой порядок установлен в пунктах 42, 44, 178 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 28 декабря 2001 г. № 119н. Поступление невозвратной тары в этом случае следует отразить проводками:

Дебет 10-4 (41-3) Кредит 60 (76)

– оприходована тара, стоимость которой организация оплачивает отдельно;

Дебет 19 Кредит 60 (76)

– учтен НДС по приобретенной таре.

Если организация не планирует в дальнейшем использовать невозвратную тару, стоимость которой оплачена отдельно, она учитывается вместе с приобретенными в ней материалами (товарами) (п. 178 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 28 декабря 2001 г. № 119н). В этом случае делается проводка:

Дебет 10-1 (41-1) Кредит 60 (76)

– оприходованы материалы (товары) в таре;

Дебет 19 Кредит 60 (76)

– учтен НДС по приобретенным материалам (товарам) в таре.

Такой порядок установлен в Инструкции к плану счетов (счета 10, 41, 19).

Возвратная тара не включается в стоимость реализуемой продукции. Поэтому ее стоимость должна быть выделена в первичных документах на поставку материалов (товаров) отдельной строкой. Цена возвратной тары, которую организация должна перечислить поставщику в случае невозврата тары, должна быть определена в договоре (договор купли-продажи, поставки и т. д.). Об этом говорится в пункте 174 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 28 декабря 2001 г. № 119н.

Договором на поставку материалов (товаров) может быть предусмотрено, что для исполнения обязательства по возврату тары организация должна внести залог. В этом случае поступившую тару учитывают по залоговой стоимости, которая установлена в договоре. При перечислении залога за тару делаются проводки:

Дебет 60 (76) Кредит 50 (51...)

– перечислена сумма залога в обеспечение обязательства по возврату тары;

Дебет 009

– отражена сумма, перечисленная поставщику материалов (товаров) в обеспечение обязательства по возврату тары.

Такой порядок установлен в пунктах 164, 182 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 28 декабря 2001 г. № 119н, Инструкции к плану счетов.

Поступление возвратной тары учитывается по стоимости, которая указана в первичных документах на поставку материалов (товаров) или по залоговой стоимости. При этом делается проводка:

Дебет 10-4 (41-3) Кредит 60 (76)

– получена возвратная тара, стоимость которой организация оплачивает отдельно.

Возврат тары поставщику необходимо оформить проводкой:

Дебет 60 (76) Кредит 10-4

– возвращена поставщику материалов (товаров) возвратная тара.

Такой порядок следует из пунктов 182 и 183 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 28 декабря 2001 г. № 119н, Инструкции к плану счетов (счета 10, 41).

После возврата тары поставщик должен вернуть организации средства, которые ранее были перечислены ему за тару (залоговая стоимость). При поступлении средств от поставщика делается проводка:

Дебет 50 (51...) Кредит 60 (76)

– возвращена сумма залога.

Кредит 009

– списана сумма, перечисленная ранее поставщику в обеспечение обязательства по возврату тары.

Такой порядок установлен в пункте 164 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 28 декабря 2001 г. № 119н, и в Инструкции к плану счетов.

Порядок учета тары при расчете налогов зависит от того, какую систему налогообложения применяет организация.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.