Сделай Сам Свою Работу на 5

ГРЕКО (ДОМЕНИКО ТЕОТОКОПУЛИ)





(1547—1614)

 

Греко учился у Тициана. Техника живописи его, однако, мало походит на технику его учителя, от которой отличается и быстротой и нервозностью исполнения, приближающей ее, до известной степени, к современной технике живописи.

Большинство его произведений исполнены следующим обра­зом.

Рисунок выполнен твердыми энергичными линиями на белом клеевом грунте, который вслед за тем покрыт коричневой крас­кой, подобной жженой умбре, притом таким образом, что белый грунт виден через нее. Затем следовала моделировка форм в светах и полутонах белилами, причем полутоны получали серый перламутровый тон, недостижимый простым смешением красок. Белила наносились поверх коричневой прокладки без примеси других красок, в тенях же коричневый тон оставался часто совершенно нетронутым. Поверх этой хорошо просохшей подготов­ки следовала прописка светов широко и корпусно, в значитель­но более светлом тоне, нежели первая прокладка белилами, с расчетом на заканчивание живописи главным образом прозрач­ными лессировками, придававшими произведению тон и глуби­ну теней. Света, полутоны и тени давали уже подмалевок, и потому следовавшая затем прописка (в прозрачных тонах) и заканчивала произведение, вероятно, в один прием.



Желая воспроизвести эту технику современными средства­ми, следует поступать таким образом.

Берегся белый меловой грунт и на нем выполняется рису­нок так, чтобы он сквозил через прозрачный слой коричневой краски (жженой умбры), наносимой тотчас же поверх рисунка на всю плоскость картины. Умбра разводится с яйцом, казеи­ном или же с масляным лаком. В последнем случае краска дол­жна быть хорошо просушена. Для быстроты работы по масля­ной лаковой коричневой прокраске можно моделировать формы белилами на яичной или казеиновой темпере или же тертыми на масляном лаке, который составляется из 3/4даммаро­вого или мастичного скипидарного лака и 1/4льняного масла. В последнем случае белила должны быть приготовлены таким образом, чтобы они не нуждались в разжижении их ски­пидаром при живописи полутонов, что могло бы растворять краску и, следовательно, испортить эффект. После просыхания этой подготовки дальнейшая живопись ведется вышеуказанным путем.



Техника живописи Греко может быть, при случае, исполь­зована и в современной живописи. Произведения даже больших размеров при этом методе исполняются быстро и требуют нич­тожного количества красок, причем прочность живописи при употреблении постоянных красок гарантирована безусловно.


МОНУМЕНТАЛЬНАЯ ЖИВОПИСЬ

ВВЕДЕНИЕ

 

Монументальной живописью называется живопись, непо­средственно связанная с архитектурой. Базой для нее служат плоские и сферические поверхности наружных и внутренних стен здания, потолков, сводов и других его частей. Она состоит из орнаментов, арабесок и картин.

Чем больше такая живопись дополняет и выявляет стиль здания, тем более она соответствует названию монументальной. Та живопись, которая служит лишь украшением архитектуры, но мало или ничего не прибавляет к стилю ее, называется про­сто декоративной живописью. Прекрасными образцами мону­ментальной живописи являются росписи, покрывающие здания древнего Египта, Помпеи, росписи времен Ренессанса и др.

В задачу монументальной живописи входит прежде всего выявление архитектурных форм и их стиля, что возможно лишь при достижении наибольшей гармонии между живописью и ар­хитектурой. Живопись в данном случае не имеет самостоятель­ного значения, а находится до известной степени в подчинении у архитектуры. Это сообщает ей своеобразный характер, выра­жающийся в особой трактовке изображаемых форм, красок, све­та и тени и пр. Декоративная стенная живопись, назначение которой состоит лишь в украшении архитектуры, также подчи­няется особым законам по отношению к трактовке форм, красок, и пр., так как и она должна быть в гармонии со своей архитек­турой. Во всякой стенной декоративной живописи, таким обра­зом, подход к разрешению живописной задачи всегда отличен от подхода станковой живописи, так как в данном случае раз­решается не только живописная задача, но и архитектурная.



Монументальная живопись получила свое начало в глубокой древности и достигла высокой степени развития еще задолго до того времени, когда живопись развилась в самостоятельное ис­кусство, отделившееся от архитектуры и получившее название станковой живописи. Монументальная и вообще стенная декора­тивная живопись представляет самостоятельный отдел в живо­писном искусстве; вот почему художник, приступающий к укра­шению стен росписями, должен иметь специальную художествен­ную подготовку. Живопись эта имеет и самостоятельную техни­ку; базой для нее служит не холст, а стены здания, построенные из материалов, свойства которых необходимо знать, и освоение их требует специальной подготовки. Технические познания в стенной живописи поэтому живописцу также необходимы, и при отсутствии их ему не следует выступать на поприще стенной декоративной живописи.


ЗДАНИЕ И ЕГО СТРОИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

 

СТРОИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

 

Живопись, именующаяся монументальной, в художественном и материальном отношениях тесно связана с архитектурой. Ес­тественно поэтому, что живописец, расписывающий здание, должен вести свою работу в полном контакте с архитектором — строителем его.

Контакт этот может быть наиболее тесным и полным лишь в том случае, когда архитектор имеет ясное представление о технических процессах монументальной живописи, живописец же в свою очередь обладает хотя бы элементарными познания­ми в строительном деле и его материалах, с которыми он при­ходит в непосредственное соприкосновение в своей работе.

Исходя из сказанного, автор дает здесь краткие сведения о строительных материалах, знакомство с которыми, он полагает, принесет живописцу-монументалисту несомненную пользу.

СТРОЕВОЙ КИРПИЧ

 

Кирпич — строительный материал, долговечность которого испытана тысячелетиями, поэтому большинство жилых зданий создается и поныне из так называемого строевого кирпи­ча, получающегося, подобно прочим видам кирпича, обжигом глины.

Нормальный строевой кирпич должен быть в меру обожжен, притом на дровах, а не на минеральном топливе. Он не должен содержать в себе зерен кварца, извести и растворимых солей: хлористых, сернокислых, азотнокислых (селитры) и углекислых. Эти соли при растворении выделяются на поверхности кирпи­чей в виде кристаллов преимущественно белого цвета, но иногда и желтого и зеленого; они делают штукатурку рыхлой и портят живопись.

Описываемые отрицательные явления имеют место, когда при фабрикации кирпичей глина и вода перед употреблением в дело не были достаточно очищены.

Нормальный кирпич хорошо впитывает в себя воду, и пото­му крепкое сцепление с ним наносимых на него штукатурок вполне обеспечено. На этом основании как для фресковой жи­вописи, так и для других способов ее очень важно получать стены в кирпиче, кроме того, подготовка их под живопись дол­жна вестись с растворами особого состава, притом специалиста­ми. Со стен, оштукатуренных общепринятым способом, необхо­димо снимать штукатурку, когда требуется подготовка их под живопись специального характера. Очищая их поверхность, при­ходится открывать их поры, заполненные известью прежней штукатурки, и делая насечку на самих кирпичах и в порах их.

ПЕСОК

 

Песок — продукт разрушения различных горных пород — находится на берегах морей и рек, в оврагах и у подножия гор, почему и носит названия: горный, морской, речной и овражный песок. В зависимости от происхождения состав его бывает раз­личным.

Хороший песок как для строительного дела, так и для фрес­ки должен быть острого, твердого и прочного зерна, не содер­жать в себе глинистых и землистых примесей, органических частей, слюды, растворимых водою веществ и пр. Все посторон­ние примеси, находящиеся в песке, тщательно удаляются из не­го. Органические вещества уничтожаются прокаливанием песка, минеральные же удаляются промыванием и просеиванием его.

Очистка песка необходима, так как пыль и ил, находящиеся в нем, окутывая песчинки, препятствуют им непосредственно соприкасаться с цементирующим веществом в растворах и, та­ким образом, парализуют его действие. Глина, содержащаяся в песке в значительном количестве, способствует растрескиванию штукатурок. Присутствие ее в песке практически узнается опу­сканием незначительного количества песка в стакан с чистой водой и взбалтыванием. При наличии глины в песке вода стано­вится мутной.

Просушенный песок после промывки просеивается через соответствующие сита. Крупным песком называется песок с зер­ном в 2—5 миллиметров в поперечнике; средним — с зерном от 0,5 до 2 миллиметров; мелкий песок имеет зерна в попереч­нике менее 0,5 миллиметра.

Лучшим песком для фрески является кварцевый, но он ред­ко встречается в природе в большом количестве и притом в чи­стом виде. Из других видов песка весьма пригодны пески, по­лучившиеся от разрушения шиферных, известковых и трахито­вых пород.

Песок с успехом может быть заменен во фреске толченым и просеянным мрамором, кроме того, пемзой, фарфором, фаянсом, обожженным бисквитом и трепелом (инфузорной землей).

АЛЕБАСТР (ГИПС)

 

Гипс — сернокислый кальций, встречающийся в природе в различных видах. Один из них, имеющий чешуйчатое строение, носит название алебастра.

В обожженном (до известной степени) виде гипс приобрета­ет способность твердеть с водою, чем пользуются для примене­ния его в архитектуре и скульптуре. Гипс служит для приготов­ления штукатурок и искусственного мрамора. Он отчасти растворим в воде.

ИЗВЕСТЬ

 

Материал этот, издавна применяющийся в архитектуре и живописи, получается обжигом горных пород известняков, со­стоящих главным образом из углекислой извести (углекислого кальция) и бОльших или меньших примесей, состоящих из окис­лов железа, марганца, магния, глины, кварцевого песка, слюды, графита, битума и угля. Количество и состав примесей и обус­ловливают цвет этой горной породы[121].

Высший сорт извести получается обжигом белого мрамора, состоящего почти целиком из кристаллических зерен кальцита (известкового шпата).

Обжиг известняков ведется различными способами и с раз­личным топливом. Здесь применяются дерево, каменный уголь и пр. Для фресковой живописи пригодна лишь известь, получа­ющаяся только при древесном топливе, так как при обжиге камня с помощью угля известь переходит частично в гипс. Под продолжительным действием довольно высокой тем­пературы камень теряет воду и углекислый газ, уменьшается значительно в весе и обращается в так называемую «жженую», или «негашеную», известь, именующуюся также «кипелкою». Весьма важно, чтобы камень-известняк был в меру обожжен, т. е. чтобы все его части были освобождены от углекислого газа и чтобы, таким образом, в нем не было «недожога». При боль­шом содержании в известняке глины и излишка высокой темпе­ратуры получается «пережог» его. Недожженная и пережженная известь к употреблению негодна.

Чистая известь, т. е. содержащая незначительное количество посторонних примесей, обладает белым цветом, образует хоро­шее тесто и носит название «жирной извести», тогда как известь, в которой содержится от 30 до 45% магнезии, называется «тощей». В присутствии магнезии и глины известь лишена бе­лизны, и другие свойства ее также иные.

Во фреске обычно пользуются жирной известью, содержащей ничтожное количество магнезии. Позднейшее изучение фреско­вого дела, однако, указывает на то, что и тощая известь дает также в ней хорошие результаты, причем позволяет писать по свежей штукатурке значительно дольше, нежели жирная известь, так как «схватывает» медленнее. При исследовании фресковых росписей в Аугсбурге в их извести найдено большое количество магнезии, тем не менее живопись сохранилась прекрасно.

Жженая известь по извлечении ее из печи сохраняет форму камня, бывшую до обжига, и потому носит название «комовой». Ее необходимо предохранять от действия на нее влаги и угле­кислого газа, содержащегося в воздухе, для чего рекомендуется держать жженую известь в сухом помещении на каменном полу, засыпав ее слоем порошка сухой гашеной извести.

Жженая известь, т. е. безводная окись кальция, имеет спо­собность химически соединяться с водой, жадно поглощать ее даже из воздуха, причем она рассыпается — «гасится», отделяя большое количество тепла, и превращается «в гашеную известь» (или «морянку»), т. е. в водную окись кальция, сильно увели­чиваясь в объеме, в хороших сортах — в 31/2 раза.

Известь хороших качеств, в меру и свежеобожженная, с трой­ным по весу извести количеством воды гасится очень быстро, развивая высокую температуру, и обращается в тестообразную массу тонкого мучнистого строения без крупинок и твердых кусков; известь пережженная не гасится вовсе, слабо обожжен­ная — медленно, даже годами.

Наилучший способ гашения извести есть тот, при котором она сразу смешивается с необходимым для этого количеством (дождевой или речной) воды, так как только в этом случае получается материал с тонкой мучнистой организацией и известь сохраняет всю свою вяжущую силу. Три весовые части воды на одну весовую часть извести есть максимум воды, необходимой в данном случае, причем все указанное коли­чество воды должно быть влито в сосуд перед погружением в него извести, так как при недостаточном количестве воды из­весть гасится неправильно и в результате получается зернистый материал, мало пригодный для дела.

На практике, однако, не всегда приходится иметь дело с без­укоризненным материалом, а обыкновенно одна из частей из­вести гасится скорее, другие медленнее, и потому принято за пра­вило выдерживать гашеную известь более или менее долго до употребления, так как только при таком условии можно быть уверенным в погашении всех ее частиц. Опасность употребления в дело не вполне погасившейся извести заключается в том, что не погасившиеся части ее погасятся позднее, причем, поглотив воду из воздуха и увеличиваясь в объеме, нарушат целость слоя штукатурки. Поэтому для большей гарантии прочности штука­турки рекомендуется обыкновенно употреблять в дело давно гашеную известь, пробывшую с водой не менее одного года.

Жженая и гашеная извести обладают следующими свой­ствами:

1) Они имеют едкий щелочной характер и потому изменяют растительные и некоторые минеральные краски, разлагают жи­ры, обмыливая их, вследствие чего разрушается и масляная живопись, написанная по непросохшей и невыстоявшейся шту­катурке.

2) С водой жженая известь образует известковое тесто, обладающее склеивающими свойствами; с большим количеством воды образует молочного цвета жидкость — «известковое моло­ко», при отстаивании которого получается прозрачная «изве­стковая вода», содержащая в себе растворенную известь. Во всех названных видах известь сохраняет свои вяжущие свой­ства.

Гашеная известь — единственный строительный материал, вяжущими свойствами которого давно уже пользуются не толь­ко в архитектуре, но и в живописи. Все прочие материалы (це­мент, гипс и т. п.) лишены этих свойств. Эта особенность гашеной извести вытекает из следующих ее свойств. Она способна растворяться в воде, причем 1 г извести растворяется прибли­зительно в 11/2 литрах ее. В этом растворе гидрат окиси каль­ция под действием углекислого газа, находящегося в воздухе, переходит в углекислую известь, быстро образующуюся на поверхности воды, в которой растворена известь, а также изве­сткового молока, теста и известковых штукатурных раство­ров в виде пленки или корочки, наподобие льда. Гашеная известь, растворенная в воде, уподобляется, таким образом, мине­ральному клею, который способен связывать частицы красок, песчинки и т. п., в чем и заключаются ценные свойства из­вести.

Известковое тесто, применяемое для связи кирпича и состав­ления известковой штукатурки, не может быть употребляемо в цельном виде, так как при высыхании сильно уменьшается в объеме и вследствие этого растрескивается. Устранение этого недостатка извести достигается разъединением ее частиц с по­мощью примеси к ней в достаточном количестве посторонних веществ, простейшим из которых является песок. Составлен­ное таким образом тесто называется «известковым раство­ром».

3) Жженая известь при долгом хранении с доступом возду­ха, в зависимости от влажности его, более или менее скоро поглощает из него влагу и обращается в так называемую «пушонку», т. е. гашеную известь, которая обычно во фреске не применяется.

4) На воздухе гашеная известь верхним своим слоем погло­щает углекислоту и переходит в углекислую известь; вследствие этого при хранении извести в тонком слое с доступом воздуха значительная часть ее переходит в углекислую. Частое переме­шивание известкового теста и раствора содействует названному химическому процессу. Гашеная известь, содержащая в своем составе углекислую известь в количестве, не превышающем Уз или 2/3 своего объема, дает особенно прочную штукатурку; при большом же ее количестве цементирующая сила гашеной извести заметно ослабляется.

5) При затвердевании гашеная известь сначала выделяет избыток воды простым испарением, затем остальная вода вытес­няется углекислотой, поглощаемой из воздуха, и, таким образом, водная -окись кальция переходит в углекислый кальций и обра­зует на поверхности кристаллическую корочку. Эта особенность извести и служит основой фресковой живописи.

Превращение едкой извести в углекислую возможно лишь при наличии воды (и влаги вообще); таким образом, известко­вый раствор, быстро потерявший воду (при естественной или искусственной сушке), не имеет прочной связи и легко рассы­пается в порошок.

6) Гашеная известь, сохраняемая с водой без притока возду­ха, остается без изменения неопределенное время и всегда при­годна для употребления в дело. Ее сохраняют также под зем­лей и в сосудах, наливая поверх теста известки воду и не давая последней выпариваться и замерзать. Засохнув и затвер­дев, известь делается непригодной для дела.

7) С казеином, маслом, сахаром, яичным белком и животным клеем известь образует нерастворимые соединения.

К сказанному о свойствах извести необходимо добавить сле­дующее.

Выше было указано, что для фресковых штукатурных работ принято пользоваться давно гашеной известью во избежание плохих результатов. Но так как не всегда, однако, можно иметь под руками старую известь, то необходимо знать, как следует поступать и в этом случае.

Рекомендуется пользоваться известью, приготовленной сле­дующим образом. Известь гасится чистой водой обыкновен­ным способом, после чего густое тесто ее помещают в пло­ские резервуары (из шифера) и, слегка прикрыв их, остав­ляют в покое на два месяца. Через этот промежуток времени известь уже годна для грубых работ, для более же тонких ее перемешивают, пропускают через волосяное сито и помещают в глиняные горшки, хорошо закрыв их, чтобы предохранить известь от дальнейшего поглощения углекислоты. Приготовлен­ная описанным образом известь употреблялась для работ при росписи фресками Лондонского парламента и дала хорошие ре­зультаты.

Для очень спешных работ рекомендуется поступать еще проще. Смешиваются три части тонкого порошка жженой извес­ти с двумя частями лучшего мела и замешиваются с водой, а затем пропускаются через волосяное сито. В таком виде известь готова и тотчас же употребляется в дело. На одну часть этой извести берется одна часть песка или толченого мрамора, на пять частей извести — три части пемзы. Медленный химический процесс образования углекислой извести в известковых раство­рах заменен в этом случае примесью к извести мела (т. е. угле­кислой извести). Для лучшего и скорейшего погашения жженой извести она превращается в мелкий порошок.

Находят, что со свежегашеной известью можно делать весьма прочную штукатурку, если прибавлять к ней в достаточ­ном количестве мел, или же, сделав раствор из нее, подвергнуть его до употребления на несколько дней действию воздуха, от поры до времени перемешивая.

Исходя из сказанного выше и личного опыта, автор предла­гаемого труда о фреске считает важнейшим условием для дости­жения в ней хороших результатов тонкое мучнистое строение употребляемой в дело извести, а потому и операция пропускания теста извести через волосяное сито всегда необходима.

ЦЕМЕНТ

 

Под названием цементов имеется ряд вяжущих материалов, широко применяющихся в строительном деле, причем они носят название гидравлических, т. е. не только не боящихся воды, но и вяжущих под водой. Таковы: романский, портландский, пуц­цоланский, шлаковый и бокситовый цементы. Здесь будет дано краткое описание лишь важнейших из них.

Портланд-цемент среди других цементов имеет наибольшее применение у нас в строительном деле. Главные составные части его: известь, кремнезем и глинозем. Он получается прокалива­нием горной породы, мергелей, состоящих из углекислой извести (25%) и глины (75%), но главным образом из искусственно составленной смеси извести и глины.

При прокалке названных веществ получается химическое соединение кремневой кислоты, извести и глинозема, сообщаю­щих цементу способность затвердевать при смешении с водой.

Будучи размолот в тонкий порошок и замешан с водою, цемент вскоре начинает твердеть, т. е. «схватывать», причем про­цесс этот протекает более или менее медленно и заканчивается приблизительно в 12 часов. Окончательное же отвердение порт­ланд-цемента наступает лишь через продолжительный промежу­ток времени. Исследование процесса затвердения цемента показа­ло, что и через 30 лет еще не все его частицы соединились с водой. Портландский цемент имеет разнообразное применение. Им пользуются в виде раствора, при желании повысить крепость сооружения, в каменных кладках, т. е. для связи камня и кир­пича. Он служит также для фабрикации искусственных кам­ней — бетона, — которые состоят из смеси цемента и песка, а также щебня (битого камня), гравия и гальки. Позднейшее при­менение его есть железобетон, т. е. бетон, усиленный железом. Железобетон есть новый строительный материал, являющий­ся достижением нашего времени. Он внес большие изменения в строительное дело вообще и в архитектурное в частности, вызвав в них новые, характерные для нашего времени оригинальные формы, свойственные только этому материалу. Применение железобетона весьма обширно. Он часто предпочитается камен­ной кладке и металлическим конструкциям при постройке различных зданий. Кроме того, он имеет самое разнообразное применение: при постройке мостов, дорог, бассейнов и пр.

В жилых зданиях, однако, вследствие своей большой тепло­проводности железобетонные стены у нас неприменимы, но в по­толочных перекрытиях, имеющих много конструкций, железобе­тон играет в настоящее время большую роль, с чем живописцу плафонов нельзя не считаться.

Обладая большими положительными свойствами, портланд­цемент в то же время имеет и серьезные недостатки, особенно с точки зрения стенописи. Помимо содержания извести, он редко бывает свободен от щелочей, которые поступают в цемент глав­ным образом из входящей в его состав глины. Штукатурки, ис­полненные с цементом, даже и после долгого выстаивания, бла­годаря этой особенности цемента не являются с химической точ­ки зрения нейтральными и требуют искусственной нейтрализа­ции.

Крупным недостатком этого строительного материала и с точки зрения строительства является способность цемента даже через большой промежуток времени под влиянием воды, посту­пившей так или иначе в цемент, тотчас же откладывать на поверх­ности цемента некоторое количество свободной едкой извести (гидрата окиси кальция), сохранившейся в цементе и не пере­шедшей в углекислую известь. Обращение свободной едкой из­вести в углекислую значительно замедляется в цементе благода­ря плотности и малой проницаемости цементной массы для углекислоты воздуха. Углекислые щелочи, находящиеся в цемен­те, под влиянием едкой извести переходят в едкие щелочи. Особенно опасен цемент для живописи на сырых стенах вооб­ще и стенах, в которые поступает почвенная влага, в ча­стности.

Пуццоланский цемент. В последнее время для по­вышения качеств портландского цемента практикуется примеши­вание к нему так называемых гидравлических добавок, т. е. веществ, соединяющихся со свободной известью, которая так отрицательно влияет на качество портланд-цемента. Обработан­ный таким образом цемент носит название пуццоланского це­мента, по качествам своим стоящего выше обыкновенного порт­ландского цемента. Он твердеет медленнее, чем портландский цемент, но превышает его по своей крепости.

Бокситовый цемент. Для самых ответственных стро­ительных работ в настоящее время стал применяться цемент, но­сящий названия: бокситовый цемент, алюминиевый плавленый цемент, или, наконец, глиноземный цемент, сравнительно недав­но изобретенный. По отзывам специалистов, этот цемент являет­ся самым лучшим из цементов, когда бы то ни было существо­вавших. Единственным недостатком является дороговизна его, что вполне понятно, так как он получается из алюминиевой руды, которая необходима для получения такого нужного металла, каким является алюминий. Применение бокситового цемента, та­ким образом, возможно лишь в исключительно ответственных случаях. Можно надеяться, что он будет применим и в технике стенной живописи.

 

РАСТВОРЫ

 

Растворами в строительном деле называются соединения изве­сти или цементов с песком и водою, служащие для связывания кирпича или камня при кладке стен, для покрытия каменных или деревянных стен слоем, называемым штукатуркой, и, нако­нец, для образования искусственных камней и целых сооруже­ний.

Растворы должны быть пластичными, чтобы принимать лю­бую форму, не должны уменьшаться и увеличиваться в объеме, иметь хорошую сцепляющую силу. Материалы, входящие в со­став растворов, состоят из вяжущих веществ: глины, извести, цемента и гипса; отощающих, вводимых для устранения сжи­мания раствора песка, щебня, гравия и т. п., при высыхании и для удешевления материала, и, наконец, воды, придающей растворам подвижность, пластичность и химически действую­щей на вяжущие вещества.

Самая лучшая вода для растворов — речная.

Применяющиеся на практике растворы делятся на так назы­ваемые воздушные, которые твердеют на воздухе, и гидравличес­кие, твердеющие под водой.

Воздушные растворы составляются из извести и песка и слу­жат для обыкновенных штукатурок, причем извести берется столько, чтобы заполнить пустоты между песком. Практически на 1 объем известкового теста берется от 2 до 4 объемов песка в том случае, если оперируют с жирной известью; от 11/2 до 2 объемов при средней извести и до 1 объема при тощей изве­сти. Чем больше входит извести в раствор, тем дольше он твер­деет.

Твердение воздушных растворов состоит в испарении из них воды и поглощении ими углекислого газа из воздуха, который превращает гидрат окиси кальция в кристаллическую углекислую известь. Чем больше будет содержать ее штукатурка, тем будет она прочнее. Скоро высохшие стены здания непрочны. Искусст­венная сушка стен с помощью жаровен образует на поверхности штукатурки крепкую корку, которая препятствует выходу влаги из стен и дальнейшему поглощению известью углекислого газа, и потому стены остаются сырыми[122] и прочность их уменьшается. Толщина углекислой корки извести на поверхности штукатурки тем тоньше, чем глаже ее поверхность. Вот почему фресковая жи­вопись с зернистой поверхностью прочнее фрески с гладкой по­верхностью.

Кроме воздушных известковых растворов, имеет применение на практике и так называемая гидравлическая известь, обладаю­щая большей или меньшей способностью твердеть под водой и в присутствии воды. Свойства эти у извести обусловливаются со­держанием в ней аморфного кремнезема, который при обыкно­венной температуре вступает в соединение с гидратом извести и дает нерастворенную кремнекислую известь.

Поскольку в извести содержится кремнезем, постольку она и является гидравлической.

Кроме гидравлической извести, получаемой из природного материала (известняка, содержащего значительное количество кремнезема), гидравлическая известь получается и с помощью добавок некоторых веществ к известковому тесту обыкновенной извести. Подобные растворы носят название «цемяночных».

Названными добавками служат: толченый кирпич и черепица, трепел, пемза, пуццолана и пр. Ими пользовались для укрепле­ния известковых растворов уже в глубокой древности и в сред­ние века, что делалось не только для простых стен, но и для фресковых штукатурок. Толченый кирпич находится и в левкасе древнерусской фресковой живописи.

С открытием цементов широко стали пользоваться ими для составления цементных растворов, находящих различное приме­нение в строительном деле, причем применяются чисто цемент­ные растворы и растворы смешанного состава, где цемент в известных пропорциях замешивается с известью и сюда же примешивается песок.

Для цементных растворов на 1 часть цемента берется от 1 до 5 и даже 6 частей песка. Последний раствор еще доста­точно прочен, но уже значительно более рыхл, чем те, в кото­рые входит меньшее количество песка.

Сложные растворы (смешанного состава) имеют в строи­тельном отношении следующие преимущества перед чистыми цементными и известковыми растворами: они дешевле первых и крепче вторых.

Пропорции между составными частями весьма разнообраз­ны: на 1 часть цемента берется от 5 до 10 частей песка и от 1/2 до 2 частей извести или от 2 до 6 частей песка и от 1/2 до 2 частей извести. Изменение в пропорциях составных ча­стей всецело зависит от назначения изготовляемого раствора. Для воздушных целей применяется первый состав, для водо­непроницаемого слоя — второй.

Кроме описанных выше растворов, имеют применение в строительном деле и алебастровые (гипсовые) растворы.

Гипс, будучи смешанным с водой, дает тесто, которое вско­ре начинает твердеть. При растворении с 50% воды гипс должен сильно затвердеть в течение 5—10 минут. Обыкновенно же для растворов на 1 часть гипса берется 21/2 части воды, что делается для замедления твердения гипса. С этой же целью к гипсу примешивается клей, камедь, глицерин, спирт и т. п., причем клей увеличивает крепость гипса. Известь, примешанная к гипсу, также задерживает его отвердение.

Для штукатурок идет смесь гипса с водой, а также с раз­личными добавками. Если гипс соединяется с известью, то на 1 ведро последней берется 4 килограмма гипса. В одном из видов потолочных железобетонных перекрытий нижнее пере­крытие состоит из гипсовых досок толщиной в 2—3 сантиметра или же состоит в том, что туго натянутая сетка проволок из оцинкованного железа толщиной в 2—3 миллиметра с клеткой, сторона которой равняется 30 миллиметрам, покрывается слоем известкового раствора с добавкой к нему гипса и коровьих волос толщиной в 3—5 сантиметров.

Гипсово-известковые штукатурки выстаиваются скорее из­вестковых, состоящих из извести и песка. Они обладают до­статочной твердостью и белизной, но от сырости разрушают­ся скорее известковых, так как гипс более растворим водою.

Закончив обзор строительных материалов, необходимо те­перь остановиться на том, какие же из описанных выше ра­створов дают в виде штукатурки наилучшую подготовку стен для живописи.

Многовековой опыт применения для стен известковых шту­катурок показывает нам полную пригодность этого вида подго­товки их для живописи, хотя он и не лишен некоторых не­удобств, так как для большинства способов живописи, за исключением фрески, требуется длительное выстаивание ее.

То же должно сказать и об оштукатуривании стен цемя­ночными растворами, дающими также хорошие результаты для живописи.

Что касается до чисто цементных штукатурок, обладаю­щих большой крепостью и водонепроницаемостью, то под фрес­ковую живопись они не пригодны именно потому, что мало проницаемы водой, вследствие чего не могут создать для фрески необходимой ей среды, насыщенной влагою. Даже нозд­реватый вид портландского цемента, носящий название «пено­бетон», по своей непроницаемости для воды не пригоден для фресковой живописи. Содержание свободных щелочей и сво­бодной извести в портландском цементе также препятствует его применению в подготовке стен под фресковую живопись. Для остальных способов живописи необходима особая обработ­ка цементных штукатурок, нейтрализующая их, наставление к которой дается при описании применения на стенах масляной живописи.

Нанесение штукатурок смешанного состава на стены, осо­бенно с малым содержанием цемента, уже более применимо для всех родов живописи, но только не для фрески, так как и в данном случае свойства портланд-цемента остаются теми же. Выстаивание для штукатурок и этого состава необходимо, а также желательна и нейтрализация их.

Гипсовые и смешанного состава штукатурки (с известью) пригодны после их выстаивания для всех видов живописи, за исключением лишь фрески, в которой присутствие гипса, раст­воренного в воде, в красках совершенно недопустимо.

К сказанному о пригодности различных по составу штука­турок для живописи следует добавить, что фресковая живопись, при применении в зданиях современной системы железобетон­ных потолочных перекрытий и оштукатуривании их, например, не может, конечно, служить для росписи плафонов этих зданий.

Росписи подлежат обыкновенно стены каменных построек, важнейшим строительным материалом которых, составляющим главный массив здания, служит камень, чаще кирпич. Мате­риалы эти связываются между собой известью или цементом, требующим для своего применения воды, которая необходима для составления цементных и известковых растворов и для смачивания строительного камня и кирпича, что придает боль­шую прочность связи. Вода входит в большом количестве в постройку, и потому только что выведенное здание долгое вре­мя представляет собой сырую массу, просыхание которой идет очень медленно.

Процесс «выстаивания» новой постройки длителен и должен протекать в естественных условиях. Стены здания долго со­храняют в себе влагу, еще больший промежуток времени не­обходим для полной просушки таких частей его, каковыми яв­ляются пилоны, своды и т. п. Само просыхание постройки не ограничивается только физическими процессами, но сопровож­дается и химическими. Избыток воды, введенной в постройку, выделяется из нее через поры строительных материалов и испаряется; одновременно с этим воздух проникает в поры их и приносит с собой углекислоту, которая необходима для за­твердения известковых растворов. Выстаивающееся здание та­ким образом «вдыхает» в себя необходимые для его прочности элементы из воздуха и «выдыхает» ненужные ему. Ничто не должно препятствовать этому естественному процессу, от пра­вильности протекания которого зависит прочность здания; от­сюда и роспись здания не должна предприниматься в тот период времени, когда оно еще не выстоялось вполне, так как в противном случае это дурно отразилось бы как на самом зда­нии, так и на его росписи.

Просушка здания в более массивных его частях особенно затягивается. Приступая к росписи новой постройки, необхо­димо действовать с большой осторожностью даже в том слу­чае, если здание выстаивалось, по-видимому, достаточное время, и применять при экстренной необходимости лишь те из спосо­бов живописи, которые наименьшим образом препятствовали бы в дальнейшем свободному протеканию указанных выше процессов.

Все имеющиеся в распоряжении декоративного живописца способы монументальной живописи мо

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.