|
ГРЕКО (ДОМЕНИКО ТЕОТОКОПУЛИ)
(1547—1614)
Греко учился у Тициана. Техника живописи его, однако, мало походит на технику его учителя, от которой отличается и быстротой и нервозностью исполнения, приближающей ее, до известной степени, к современной технике живописи.
Большинство его произведений исполнены следующим образом.
Рисунок выполнен твердыми энергичными линиями на белом клеевом грунте, который вслед за тем покрыт коричневой краской, подобной жженой умбре, притом таким образом, что белый грунт виден через нее. Затем следовала моделировка форм в светах и полутонах белилами, причем полутоны получали серый перламутровый тон, недостижимый простым смешением красок. Белила наносились поверх коричневой прокладки без примеси других красок, в тенях же коричневый тон оставался часто совершенно нетронутым. Поверх этой хорошо просохшей подготовки следовала прописка светов широко и корпусно, в значительно более светлом тоне, нежели первая прокладка белилами, с расчетом на заканчивание живописи главным образом прозрачными лессировками, придававшими произведению тон и глубину теней. Света, полутоны и тени давали уже подмалевок, и потому следовавшая затем прописка (в прозрачных тонах) и заканчивала произведение, вероятно, в один прием.
Желая воспроизвести эту технику современными средствами, следует поступать таким образом.
Берегся белый меловой грунт и на нем выполняется рисунок так, чтобы он сквозил через прозрачный слой коричневой краски (жженой умбры), наносимой тотчас же поверх рисунка на всю плоскость картины. Умбра разводится с яйцом, казеином или же с масляным лаком. В последнем случае краска должна быть хорошо просушена. Для быстроты работы по масляной лаковой коричневой прокраске можно моделировать формы белилами на яичной или казеиновой темпере или же тертыми на масляном лаке, который составляется из 3/4даммарового или мастичного скипидарного лака и 1/4льняного масла. В последнем случае белила должны быть приготовлены таким образом, чтобы они не нуждались в разжижении их скипидаром при живописи полутонов, что могло бы растворять краску и, следовательно, испортить эффект. После просыхания этой подготовки дальнейшая живопись ведется вышеуказанным путем.
Техника живописи Греко может быть, при случае, использована и в современной живописи. Произведения даже больших размеров при этом методе исполняются быстро и требуют ничтожного количества красок, причем прочность живописи при употреблении постоянных красок гарантирована безусловно.
МОНУМЕНТАЛЬНАЯ ЖИВОПИСЬ
ВВЕДЕНИЕ
Монументальной живописью называется живопись, непосредственно связанная с архитектурой. Базой для нее служат плоские и сферические поверхности наружных и внутренних стен здания, потолков, сводов и других его частей. Она состоит из орнаментов, арабесок и картин.
Чем больше такая живопись дополняет и выявляет стиль здания, тем более она соответствует названию монументальной. Та живопись, которая служит лишь украшением архитектуры, но мало или ничего не прибавляет к стилю ее, называется просто декоративной живописью. Прекрасными образцами монументальной живописи являются росписи, покрывающие здания древнего Египта, Помпеи, росписи времен Ренессанса и др.
В задачу монументальной живописи входит прежде всего выявление архитектурных форм и их стиля, что возможно лишь при достижении наибольшей гармонии между живописью и архитектурой. Живопись в данном случае не имеет самостоятельного значения, а находится до известной степени в подчинении у архитектуры. Это сообщает ей своеобразный характер, выражающийся в особой трактовке изображаемых форм, красок, света и тени и пр. Декоративная стенная живопись, назначение которой состоит лишь в украшении архитектуры, также подчиняется особым законам по отношению к трактовке форм, красок, и пр., так как и она должна быть в гармонии со своей архитектурой. Во всякой стенной декоративной живописи, таким образом, подход к разрешению живописной задачи всегда отличен от подхода станковой живописи, так как в данном случае разрешается не только живописная задача, но и архитектурная.
Монументальная живопись получила свое начало в глубокой древности и достигла высокой степени развития еще задолго до того времени, когда живопись развилась в самостоятельное искусство, отделившееся от архитектуры и получившее название станковой живописи. Монументальная и вообще стенная декоративная живопись представляет самостоятельный отдел в живописном искусстве; вот почему художник, приступающий к украшению стен росписями, должен иметь специальную художественную подготовку. Живопись эта имеет и самостоятельную технику; базой для нее служит не холст, а стены здания, построенные из материалов, свойства которых необходимо знать, и освоение их требует специальной подготовки. Технические познания в стенной живописи поэтому живописцу также необходимы, и при отсутствии их ему не следует выступать на поприще стенной декоративной живописи.
ЗДАНИЕ И ЕГО СТРОИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
СТРОИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Живопись, именующаяся монументальной, в художественном и материальном отношениях тесно связана с архитектурой. Естественно поэтому, что живописец, расписывающий здание, должен вести свою работу в полном контакте с архитектором — строителем его.
Контакт этот может быть наиболее тесным и полным лишь в том случае, когда архитектор имеет ясное представление о технических процессах монументальной живописи, живописец же в свою очередь обладает хотя бы элементарными познаниями в строительном деле и его материалах, с которыми он приходит в непосредственное соприкосновение в своей работе.
Исходя из сказанного, автор дает здесь краткие сведения о строительных материалах, знакомство с которыми, он полагает, принесет живописцу-монументалисту несомненную пользу.
СТРОЕВОЙ КИРПИЧ
Кирпич — строительный материал, долговечность которого испытана тысячелетиями, поэтому большинство жилых зданий создается и поныне из так называемого строевого кирпича, получающегося, подобно прочим видам кирпича, обжигом глины.
Нормальный строевой кирпич должен быть в меру обожжен, притом на дровах, а не на минеральном топливе. Он не должен содержать в себе зерен кварца, извести и растворимых солей: хлористых, сернокислых, азотнокислых (селитры) и углекислых. Эти соли при растворении выделяются на поверхности кирпичей в виде кристаллов преимущественно белого цвета, но иногда и желтого и зеленого; они делают штукатурку рыхлой и портят живопись.
Описываемые отрицательные явления имеют место, когда при фабрикации кирпичей глина и вода перед употреблением в дело не были достаточно очищены.
Нормальный кирпич хорошо впитывает в себя воду, и потому крепкое сцепление с ним наносимых на него штукатурок вполне обеспечено. На этом основании как для фресковой живописи, так и для других способов ее очень важно получать стены в кирпиче, кроме того, подготовка их под живопись должна вестись с растворами особого состава, притом специалистами. Со стен, оштукатуренных общепринятым способом, необходимо снимать штукатурку, когда требуется подготовка их под живопись специального характера. Очищая их поверхность, приходится открывать их поры, заполненные известью прежней штукатурки, и делая насечку на самих кирпичах и в порах их.
ПЕСОК
Песок — продукт разрушения различных горных пород — находится на берегах морей и рек, в оврагах и у подножия гор, почему и носит названия: горный, морской, речной и овражный песок. В зависимости от происхождения состав его бывает различным.
Хороший песок как для строительного дела, так и для фрески должен быть острого, твердого и прочного зерна, не содержать в себе глинистых и землистых примесей, органических частей, слюды, растворимых водою веществ и пр. Все посторонние примеси, находящиеся в песке, тщательно удаляются из него. Органические вещества уничтожаются прокаливанием песка, минеральные же удаляются промыванием и просеиванием его.
Очистка песка необходима, так как пыль и ил, находящиеся в нем, окутывая песчинки, препятствуют им непосредственно соприкасаться с цементирующим веществом в растворах и, таким образом, парализуют его действие. Глина, содержащаяся в песке в значительном количестве, способствует растрескиванию штукатурок. Присутствие ее в песке практически узнается опусканием незначительного количества песка в стакан с чистой водой и взбалтыванием. При наличии глины в песке вода становится мутной.
Просушенный песок после промывки просеивается через соответствующие сита. Крупным песком называется песок с зерном в 2—5 миллиметров в поперечнике; средним — с зерном от 0,5 до 2 миллиметров; мелкий песок имеет зерна в поперечнике менее 0,5 миллиметра.
Лучшим песком для фрески является кварцевый, но он редко встречается в природе в большом количестве и притом в чистом виде. Из других видов песка весьма пригодны пески, получившиеся от разрушения шиферных, известковых и трахитовых пород.
Песок с успехом может быть заменен во фреске толченым и просеянным мрамором, кроме того, пемзой, фарфором, фаянсом, обожженным бисквитом и трепелом (инфузорной землей).
АЛЕБАСТР (ГИПС)
Гипс — сернокислый кальций, встречающийся в природе в различных видах. Один из них, имеющий чешуйчатое строение, носит название алебастра.
В обожженном (до известной степени) виде гипс приобретает способность твердеть с водою, чем пользуются для применения его в архитектуре и скульптуре. Гипс служит для приготовления штукатурок и искусственного мрамора. Он отчасти растворим в воде.
ИЗВЕСТЬ
Материал этот, издавна применяющийся в архитектуре и живописи, получается обжигом горных пород известняков, состоящих главным образом из углекислой извести (углекислого кальция) и бОльших или меньших примесей, состоящих из окислов железа, марганца, магния, глины, кварцевого песка, слюды, графита, битума и угля. Количество и состав примесей и обусловливают цвет этой горной породы[121].
Высший сорт извести получается обжигом белого мрамора, состоящего почти целиком из кристаллических зерен кальцита (известкового шпата).
Обжиг известняков ведется различными способами и с различным топливом. Здесь применяются дерево, каменный уголь и пр. Для фресковой живописи пригодна лишь известь, получающаяся только при древесном топливе, так как при обжиге камня с помощью угля известь переходит частично в гипс. Под продолжительным действием довольно высокой температуры камень теряет воду и углекислый газ, уменьшается значительно в весе и обращается в так называемую «жженую», или «негашеную», известь, именующуюся также «кипелкою». Весьма важно, чтобы камень-известняк был в меру обожжен, т. е. чтобы все его части были освобождены от углекислого газа и чтобы, таким образом, в нем не было «недожога». При большом содержании в известняке глины и излишка высокой температуры получается «пережог» его. Недожженная и пережженная известь к употреблению негодна.
Чистая известь, т. е. содержащая незначительное количество посторонних примесей, обладает белым цветом, образует хорошее тесто и носит название «жирной извести», тогда как известь, в которой содержится от 30 до 45% магнезии, называется «тощей». В присутствии магнезии и глины известь лишена белизны, и другие свойства ее также иные.
Во фреске обычно пользуются жирной известью, содержащей ничтожное количество магнезии. Позднейшее изучение фрескового дела, однако, указывает на то, что и тощая известь дает также в ней хорошие результаты, причем позволяет писать по свежей штукатурке значительно дольше, нежели жирная известь, так как «схватывает» медленнее. При исследовании фресковых росписей в Аугсбурге в их извести найдено большое количество магнезии, тем не менее живопись сохранилась прекрасно.
Жженая известь по извлечении ее из печи сохраняет форму камня, бывшую до обжига, и потому носит название «комовой». Ее необходимо предохранять от действия на нее влаги и углекислого газа, содержащегося в воздухе, для чего рекомендуется держать жженую известь в сухом помещении на каменном полу, засыпав ее слоем порошка сухой гашеной извести.
Жженая известь, т. е. безводная окись кальция, имеет способность химически соединяться с водой, жадно поглощать ее даже из воздуха, причем она рассыпается — «гасится», отделяя большое количество тепла, и превращается «в гашеную известь» (или «морянку»), т. е. в водную окись кальция, сильно увеличиваясь в объеме, в хороших сортах — в 31/2 раза.
Известь хороших качеств, в меру и свежеобожженная, с тройным по весу извести количеством воды гасится очень быстро, развивая высокую температуру, и обращается в тестообразную массу тонкого мучнистого строения без крупинок и твердых кусков; известь пережженная не гасится вовсе, слабо обожженная — медленно, даже годами.
Наилучший способ гашения извести есть тот, при котором она сразу смешивается с необходимым для этого количеством (дождевой или речной) воды, так как только в этом случае получается материал с тонкой мучнистой организацией и известь сохраняет всю свою вяжущую силу. Три весовые части воды на одну весовую часть извести есть максимум воды, необходимой в данном случае, причем все указанное количество воды должно быть влито в сосуд перед погружением в него извести, так как при недостаточном количестве воды известь гасится неправильно и в результате получается зернистый материал, мало пригодный для дела.
На практике, однако, не всегда приходится иметь дело с безукоризненным материалом, а обыкновенно одна из частей извести гасится скорее, другие медленнее, и потому принято за правило выдерживать гашеную известь более или менее долго до употребления, так как только при таком условии можно быть уверенным в погашении всех ее частиц. Опасность употребления в дело не вполне погасившейся извести заключается в том, что не погасившиеся части ее погасятся позднее, причем, поглотив воду из воздуха и увеличиваясь в объеме, нарушат целость слоя штукатурки. Поэтому для большей гарантии прочности штукатурки рекомендуется обыкновенно употреблять в дело давно гашеную известь, пробывшую с водой не менее одного года.
Жженая и гашеная извести обладают следующими свойствами:
1) Они имеют едкий щелочной характер и потому изменяют растительные и некоторые минеральные краски, разлагают жиры, обмыливая их, вследствие чего разрушается и масляная живопись, написанная по непросохшей и невыстоявшейся штукатурке.
2) С водой жженая известь образует известковое тесто, обладающее склеивающими свойствами; с большим количеством воды образует молочного цвета жидкость — «известковое молоко», при отстаивании которого получается прозрачная «известковая вода», содержащая в себе растворенную известь. Во всех названных видах известь сохраняет свои вяжущие свойства.
Гашеная известь — единственный строительный материал, вяжущими свойствами которого давно уже пользуются не только в архитектуре, но и в живописи. Все прочие материалы (цемент, гипс и т. п.) лишены этих свойств. Эта особенность гашеной извести вытекает из следующих ее свойств. Она способна растворяться в воде, причем 1 г извести растворяется приблизительно в 11/2 литрах ее. В этом растворе гидрат окиси кальция под действием углекислого газа, находящегося в воздухе, переходит в углекислую известь, быстро образующуюся на поверхности воды, в которой растворена известь, а также известкового молока, теста и известковых штукатурных растворов в виде пленки или корочки, наподобие льда. Гашеная известь, растворенная в воде, уподобляется, таким образом, минеральному клею, который способен связывать частицы красок, песчинки и т. п., в чем и заключаются ценные свойства извести.
Известковое тесто, применяемое для связи кирпича и составления известковой штукатурки, не может быть употребляемо в цельном виде, так как при высыхании сильно уменьшается в объеме и вследствие этого растрескивается. Устранение этого недостатка извести достигается разъединением ее частиц с помощью примеси к ней в достаточном количестве посторонних веществ, простейшим из которых является песок. Составленное таким образом тесто называется «известковым раствором».
3) Жженая известь при долгом хранении с доступом воздуха, в зависимости от влажности его, более или менее скоро поглощает из него влагу и обращается в так называемую «пушонку», т. е. гашеную известь, которая обычно во фреске не применяется.
4) На воздухе гашеная известь верхним своим слоем поглощает углекислоту и переходит в углекислую известь; вследствие этого при хранении извести в тонком слое с доступом воздуха значительная часть ее переходит в углекислую. Частое перемешивание известкового теста и раствора содействует названному химическому процессу. Гашеная известь, содержащая в своем составе углекислую известь в количестве, не превышающем Уз или 2/3 своего объема, дает особенно прочную штукатурку; при большом же ее количестве цементирующая сила гашеной извести заметно ослабляется.
5) При затвердевании гашеная известь сначала выделяет избыток воды простым испарением, затем остальная вода вытесняется углекислотой, поглощаемой из воздуха, и, таким образом, водная -окись кальция переходит в углекислый кальций и образует на поверхности кристаллическую корочку. Эта особенность извести и служит основой фресковой живописи.
Превращение едкой извести в углекислую возможно лишь при наличии воды (и влаги вообще); таким образом, известковый раствор, быстро потерявший воду (при естественной или искусственной сушке), не имеет прочной связи и легко рассыпается в порошок.
6) Гашеная известь, сохраняемая с водой без притока воздуха, остается без изменения неопределенное время и всегда пригодна для употребления в дело. Ее сохраняют также под землей и в сосудах, наливая поверх теста известки воду и не давая последней выпариваться и замерзать. Засохнув и затвердев, известь делается непригодной для дела.
7) С казеином, маслом, сахаром, яичным белком и животным клеем известь образует нерастворимые соединения.
К сказанному о свойствах извести необходимо добавить следующее.
Выше было указано, что для фресковых штукатурных работ принято пользоваться давно гашеной известью во избежание плохих результатов. Но так как не всегда, однако, можно иметь под руками старую известь, то необходимо знать, как следует поступать и в этом случае.
Рекомендуется пользоваться известью, приготовленной следующим образом. Известь гасится чистой водой обыкновенным способом, после чего густое тесто ее помещают в плоские резервуары (из шифера) и, слегка прикрыв их, оставляют в покое на два месяца. Через этот промежуток времени известь уже годна для грубых работ, для более же тонких ее перемешивают, пропускают через волосяное сито и помещают в глиняные горшки, хорошо закрыв их, чтобы предохранить известь от дальнейшего поглощения углекислоты. Приготовленная описанным образом известь употреблялась для работ при росписи фресками Лондонского парламента и дала хорошие результаты.
Для очень спешных работ рекомендуется поступать еще проще. Смешиваются три части тонкого порошка жженой извести с двумя частями лучшего мела и замешиваются с водой, а затем пропускаются через волосяное сито. В таком виде известь готова и тотчас же употребляется в дело. На одну часть этой извести берется одна часть песка или толченого мрамора, на пять частей извести — три части пемзы. Медленный химический процесс образования углекислой извести в известковых растворах заменен в этом случае примесью к извести мела (т. е. углекислой извести). Для лучшего и скорейшего погашения жженой извести она превращается в мелкий порошок.
Находят, что со свежегашеной известью можно делать весьма прочную штукатурку, если прибавлять к ней в достаточном количестве мел, или же, сделав раствор из нее, подвергнуть его до употребления на несколько дней действию воздуха, от поры до времени перемешивая.
Исходя из сказанного выше и личного опыта, автор предлагаемого труда о фреске считает важнейшим условием для достижения в ней хороших результатов тонкое мучнистое строение употребляемой в дело извести, а потому и операция пропускания теста извести через волосяное сито всегда необходима.
ЦЕМЕНТ
Под названием цементов имеется ряд вяжущих материалов, широко применяющихся в строительном деле, причем они носят название гидравлических, т. е. не только не боящихся воды, но и вяжущих под водой. Таковы: романский, портландский, пуццоланский, шлаковый и бокситовый цементы. Здесь будет дано краткое описание лишь важнейших из них.
Портланд-цемент среди других цементов имеет наибольшее применение у нас в строительном деле. Главные составные части его: известь, кремнезем и глинозем. Он получается прокаливанием горной породы, мергелей, состоящих из углекислой извести (25%) и глины (75%), но главным образом из искусственно составленной смеси извести и глины.
При прокалке названных веществ получается химическое соединение кремневой кислоты, извести и глинозема, сообщающих цементу способность затвердевать при смешении с водой.
Будучи размолот в тонкий порошок и замешан с водою, цемент вскоре начинает твердеть, т. е. «схватывать», причем процесс этот протекает более или менее медленно и заканчивается приблизительно в 12 часов. Окончательное же отвердение портланд-цемента наступает лишь через продолжительный промежуток времени. Исследование процесса затвердения цемента показало, что и через 30 лет еще не все его частицы соединились с водой. Портландский цемент имеет разнообразное применение. Им пользуются в виде раствора, при желании повысить крепость сооружения, в каменных кладках, т. е. для связи камня и кирпича. Он служит также для фабрикации искусственных камней — бетона, — которые состоят из смеси цемента и песка, а также щебня (битого камня), гравия и гальки. Позднейшее применение его есть железобетон, т. е. бетон, усиленный железом. Железобетон есть новый строительный материал, являющийся достижением нашего времени. Он внес большие изменения в строительное дело вообще и в архитектурное в частности, вызвав в них новые, характерные для нашего времени оригинальные формы, свойственные только этому материалу. Применение железобетона весьма обширно. Он часто предпочитается каменной кладке и металлическим конструкциям при постройке различных зданий. Кроме того, он имеет самое разнообразное применение: при постройке мостов, дорог, бассейнов и пр.
В жилых зданиях, однако, вследствие своей большой теплопроводности железобетонные стены у нас неприменимы, но в потолочных перекрытиях, имеющих много конструкций, железобетон играет в настоящее время большую роль, с чем живописцу плафонов нельзя не считаться.
Обладая большими положительными свойствами, портландцемент в то же время имеет и серьезные недостатки, особенно с точки зрения стенописи. Помимо содержания извести, он редко бывает свободен от щелочей, которые поступают в цемент главным образом из входящей в его состав глины. Штукатурки, исполненные с цементом, даже и после долгого выстаивания, благодаря этой особенности цемента не являются с химической точки зрения нейтральными и требуют искусственной нейтрализации.
Крупным недостатком этого строительного материала и с точки зрения строительства является способность цемента даже через большой промежуток времени под влиянием воды, поступившей так или иначе в цемент, тотчас же откладывать на поверхности цемента некоторое количество свободной едкой извести (гидрата окиси кальция), сохранившейся в цементе и не перешедшей в углекислую известь. Обращение свободной едкой извести в углекислую значительно замедляется в цементе благодаря плотности и малой проницаемости цементной массы для углекислоты воздуха. Углекислые щелочи, находящиеся в цементе, под влиянием едкой извести переходят в едкие щелочи. Особенно опасен цемент для живописи на сырых стенах вообще и стенах, в которые поступает почвенная влага, в частности.
Пуццоланский цемент. В последнее время для повышения качеств портландского цемента практикуется примешивание к нему так называемых гидравлических добавок, т. е. веществ, соединяющихся со свободной известью, которая так отрицательно влияет на качество портланд-цемента. Обработанный таким образом цемент носит название пуццоланского цемента, по качествам своим стоящего выше обыкновенного портландского цемента. Он твердеет медленнее, чем портландский цемент, но превышает его по своей крепости.
Бокситовый цемент. Для самых ответственных строительных работ в настоящее время стал применяться цемент, носящий названия: бокситовый цемент, алюминиевый плавленый цемент, или, наконец, глиноземный цемент, сравнительно недавно изобретенный. По отзывам специалистов, этот цемент является самым лучшим из цементов, когда бы то ни было существовавших. Единственным недостатком является дороговизна его, что вполне понятно, так как он получается из алюминиевой руды, которая необходима для получения такого нужного металла, каким является алюминий. Применение бокситового цемента, таким образом, возможно лишь в исключительно ответственных случаях. Можно надеяться, что он будет применим и в технике стенной живописи.
РАСТВОРЫ
Растворами в строительном деле называются соединения извести или цементов с песком и водою, служащие для связывания кирпича или камня при кладке стен, для покрытия каменных или деревянных стен слоем, называемым штукатуркой, и, наконец, для образования искусственных камней и целых сооружений.
Растворы должны быть пластичными, чтобы принимать любую форму, не должны уменьшаться и увеличиваться в объеме, иметь хорошую сцепляющую силу. Материалы, входящие в состав растворов, состоят из вяжущих веществ: глины, извести, цемента и гипса; отощающих, вводимых для устранения сжимания раствора песка, щебня, гравия и т. п., при высыхании и для удешевления материала, и, наконец, воды, придающей растворам подвижность, пластичность и химически действующей на вяжущие вещества.
Самая лучшая вода для растворов — речная.
Применяющиеся на практике растворы делятся на так называемые воздушные, которые твердеют на воздухе, и гидравлические, твердеющие под водой.
Воздушные растворы составляются из извести и песка и служат для обыкновенных штукатурок, причем извести берется столько, чтобы заполнить пустоты между песком. Практически на 1 объем известкового теста берется от 2 до 4 объемов песка в том случае, если оперируют с жирной известью; от 11/2 до 2 объемов при средней извести и до 1 объема при тощей извести. Чем больше входит извести в раствор, тем дольше он твердеет.
Твердение воздушных растворов состоит в испарении из них воды и поглощении ими углекислого газа из воздуха, который превращает гидрат окиси кальция в кристаллическую углекислую известь. Чем больше будет содержать ее штукатурка, тем будет она прочнее. Скоро высохшие стены здания непрочны. Искусственная сушка стен с помощью жаровен образует на поверхности штукатурки крепкую корку, которая препятствует выходу влаги из стен и дальнейшему поглощению известью углекислого газа, и потому стены остаются сырыми[122] и прочность их уменьшается. Толщина углекислой корки извести на поверхности штукатурки тем тоньше, чем глаже ее поверхность. Вот почему фресковая живопись с зернистой поверхностью прочнее фрески с гладкой поверхностью.
Кроме воздушных известковых растворов, имеет применение на практике и так называемая гидравлическая известь, обладающая большей или меньшей способностью твердеть под водой и в присутствии воды. Свойства эти у извести обусловливаются содержанием в ней аморфного кремнезема, который при обыкновенной температуре вступает в соединение с гидратом извести и дает нерастворенную кремнекислую известь.
Поскольку в извести содержится кремнезем, постольку она и является гидравлической.
Кроме гидравлической извести, получаемой из природного материала (известняка, содержащего значительное количество кремнезема), гидравлическая известь получается и с помощью добавок некоторых веществ к известковому тесту обыкновенной извести. Подобные растворы носят название «цемяночных».
Названными добавками служат: толченый кирпич и черепица, трепел, пемза, пуццолана и пр. Ими пользовались для укрепления известковых растворов уже в глубокой древности и в средние века, что делалось не только для простых стен, но и для фресковых штукатурок. Толченый кирпич находится и в левкасе древнерусской фресковой живописи.
С открытием цементов широко стали пользоваться ими для составления цементных растворов, находящих различное применение в строительном деле, причем применяются чисто цементные растворы и растворы смешанного состава, где цемент в известных пропорциях замешивается с известью и сюда же примешивается песок.
Для цементных растворов на 1 часть цемента берется от 1 до 5 и даже 6 частей песка. Последний раствор еще достаточно прочен, но уже значительно более рыхл, чем те, в которые входит меньшее количество песка.
Сложные растворы (смешанного состава) имеют в строительном отношении следующие преимущества перед чистыми цементными и известковыми растворами: они дешевле первых и крепче вторых.
Пропорции между составными частями весьма разнообразны: на 1 часть цемента берется от 5 до 10 частей песка и от 1/2 до 2 частей извести или от 2 до 6 частей песка и от 1/2 до 2 частей извести. Изменение в пропорциях составных частей всецело зависит от назначения изготовляемого раствора. Для воздушных целей применяется первый состав, для водонепроницаемого слоя — второй.
Кроме описанных выше растворов, имеют применение в строительном деле и алебастровые (гипсовые) растворы.
Гипс, будучи смешанным с водой, дает тесто, которое вскоре начинает твердеть. При растворении с 50% воды гипс должен сильно затвердеть в течение 5—10 минут. Обыкновенно же для растворов на 1 часть гипса берется 21/2 части воды, что делается для замедления твердения гипса. С этой же целью к гипсу примешивается клей, камедь, глицерин, спирт и т. п., причем клей увеличивает крепость гипса. Известь, примешанная к гипсу, также задерживает его отвердение.
Для штукатурок идет смесь гипса с водой, а также с различными добавками. Если гипс соединяется с известью, то на 1 ведро последней берется 4 килограмма гипса. В одном из видов потолочных железобетонных перекрытий нижнее перекрытие состоит из гипсовых досок толщиной в 2—3 сантиметра или же состоит в том, что туго натянутая сетка проволок из оцинкованного железа толщиной в 2—3 миллиметра с клеткой, сторона которой равняется 30 миллиметрам, покрывается слоем известкового раствора с добавкой к нему гипса и коровьих волос толщиной в 3—5 сантиметров.
Гипсово-известковые штукатурки выстаиваются скорее известковых, состоящих из извести и песка. Они обладают достаточной твердостью и белизной, но от сырости разрушаются скорее известковых, так как гипс более растворим водою.
Закончив обзор строительных материалов, необходимо теперь остановиться на том, какие же из описанных выше растворов дают в виде штукатурки наилучшую подготовку стен для живописи.
Многовековой опыт применения для стен известковых штукатурок показывает нам полную пригодность этого вида подготовки их для живописи, хотя он и не лишен некоторых неудобств, так как для большинства способов живописи, за исключением фрески, требуется длительное выстаивание ее.
То же должно сказать и об оштукатуривании стен цемяночными растворами, дающими также хорошие результаты для живописи.
Что касается до чисто цементных штукатурок, обладающих большой крепостью и водонепроницаемостью, то под фресковую живопись они не пригодны именно потому, что мало проницаемы водой, вследствие чего не могут создать для фрески необходимой ей среды, насыщенной влагою. Даже ноздреватый вид портландского цемента, носящий название «пенобетон», по своей непроницаемости для воды не пригоден для фресковой живописи. Содержание свободных щелочей и свободной извести в портландском цементе также препятствует его применению в подготовке стен под фресковую живопись. Для остальных способов живописи необходима особая обработка цементных штукатурок, нейтрализующая их, наставление к которой дается при описании применения на стенах масляной живописи.
Нанесение штукатурок смешанного состава на стены, особенно с малым содержанием цемента, уже более применимо для всех родов живописи, но только не для фрески, так как и в данном случае свойства портланд-цемента остаются теми же. Выстаивание для штукатурок и этого состава необходимо, а также желательна и нейтрализация их.
Гипсовые и смешанного состава штукатурки (с известью) пригодны после их выстаивания для всех видов живописи, за исключением лишь фрески, в которой присутствие гипса, растворенного в воде, в красках совершенно недопустимо.
К сказанному о пригодности различных по составу штукатурок для живописи следует добавить, что фресковая живопись, при применении в зданиях современной системы железобетонных потолочных перекрытий и оштукатуривании их, например, не может, конечно, служить для росписи плафонов этих зданий.
Росписи подлежат обыкновенно стены каменных построек, важнейшим строительным материалом которых, составляющим главный массив здания, служит камень, чаще кирпич. Материалы эти связываются между собой известью или цементом, требующим для своего применения воды, которая необходима для составления цементных и известковых растворов и для смачивания строительного камня и кирпича, что придает большую прочность связи. Вода входит в большом количестве в постройку, и потому только что выведенное здание долгое время представляет собой сырую массу, просыхание которой идет очень медленно.
Процесс «выстаивания» новой постройки длителен и должен протекать в естественных условиях. Стены здания долго сохраняют в себе влагу, еще больший промежуток времени необходим для полной просушки таких частей его, каковыми являются пилоны, своды и т. п. Само просыхание постройки не ограничивается только физическими процессами, но сопровождается и химическими. Избыток воды, введенной в постройку, выделяется из нее через поры строительных материалов и испаряется; одновременно с этим воздух проникает в поры их и приносит с собой углекислоту, которая необходима для затвердения известковых растворов. Выстаивающееся здание таким образом «вдыхает» в себя необходимые для его прочности элементы из воздуха и «выдыхает» ненужные ему. Ничто не должно препятствовать этому естественному процессу, от правильности протекания которого зависит прочность здания; отсюда и роспись здания не должна предприниматься в тот период времени, когда оно еще не выстоялось вполне, так как в противном случае это дурно отразилось бы как на самом здании, так и на его росписи.
Просушка здания в более массивных его частях особенно затягивается. Приступая к росписи новой постройки, необходимо действовать с большой осторожностью даже в том случае, если здание выстаивалось, по-видимому, достаточное время, и применять при экстренной необходимости лишь те из способов живописи, которые наименьшим образом препятствовали бы в дальнейшем свободному протеканию указанных выше процессов.
Все имеющиеся в распоряжении декоративного живописца способы монументальной живописи мо
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|