Сделай Сам Свою Работу на 5

РАЗЛИЧНЫЕ МЕТОДЫ ПОЛЬЗОВАНИЯ КЛЕЕВЫМИ ГРУНТАМИ





 

Положенные на клеевой грунт масляные краски уже через небольшой промежуток времени теряют известное количество масла (большее или меньшее, что зависит от плотности его) и становятся вязкими, малоподвижными, не скользят по грунту. Эти особенности клеевого грунта представляют, с одной стороны, большие удобства в живописи, так как позволяют легко накла­дывать на нем светлые краски на темные, перемешивать тона, моделировать и пр., почему клеевой грунт очень популярен у современных живописцев. Но, лишаясь определенного количества масла, краски на клеевом грунте принимают вид тусклый, мато­вый, «жухлый», и живопись, исполненная на нем «алла прима», не может быть раскрываема лаком без ущерба для нее, так как под лаком теряет свою прежнюю гармонию.

При желании задержать до известной степени просачивание масла из красок в клеевой грунт пользуются различными средствами: 1) покрыванием грунта жидким раствором шеллака в спирту, 2) пропитыванием его небольшим количеством вареного масла, разбавленного скипидаром, бензином или нефтью, 3) добавочным проклеиванием грунта слабым раствором жела­тины и пр.



Наиболее простым и практичным средством является покры­вание грунта раствором желатины, чем с давних пор пользуют­ся английские художники. Для этой цели служит 4—5%-ный раствор ее, который наносится широкой мягкой кистью на го­товый и просохший грунт до рисунка или, еще лучше, после его окончания и обводки акварелью, темперой или клеевой краской. Обработанный таким образом грунт закрепляется 4%-ным рас­твором формалина. Следует избегать, однако, излишнего наслое­ния желатины и не доводить грунт до блеска.

Клеевые грунты, обработанные указанными способами, пре­доставляют живописцу все удобства масляного грунта без недо­статков последнего.

ЦВЕТ ГРУНТА

 

Цвет грунта может играть большую роль в живописи, если пользоваться им по методу старых мастеров, т. е. давать ему возможность просвечивать через слои красок и таким образом принимать деятельное участие в общем эффекте живописи.

Так как просвечивание белого грунта весьма благоприятно отражается на лежащих на нем красках (прозрачных или полу­прозрачных), то обыкновенно грунту дают белый цвет, которо­му при желании различными способами можно легко придать любой оттенок. При умении использовать цвет грунта его мож­но выдерживать в сером, красном, коричневом, темно-коричневом др. тонах, в зависимости от живописной задачи. Каков бы ни был цвет грунта, он проявляет свою активность по отно­шению к тону лежащей на нем живописи лишь при том условии, если краски на нем лежат не слишком непроницаемым слоем. Обильным наслоением красок можно уничтожить действие вся­кого цвета грунта на тон живописи. Работая на цветных грун­тах, не надо забывать, что масляному слою красок с течением времени свойственно приобретать большую степень просвечива­ния, и потому цвет грунта в дальнейшем будет проступать силь­нее, чем в свеженаписанной картине.



Цвет грунта в живописи имеет и иное значение, подобное ка­мертону в музыке. Так, на сером грунте легче выдержать живо­пись в серых тонах, на красном и вообще теплом грунте — в горячих тонах, на темном грунте — и темных тонах и т. д.

 

ПАЛИТРЫ, КИСТИ И ПР.

 

ПАЛИТРЫ

 

В масляной живописи пользуются деревянными палитрами различной формы из ольхового, орехового и красного дерева, из которых получаются темного цвета палитры, но можно пользо­ваться и светлым деревом, лишь бы оно не было колко и лом­ко. Палитры не должны втягивать масла из положенных на них красок, почему пропитываются или вареным маслом до тех пор, пока они не перестают принимать масло, или горячим воском; покрываются также масляным лаком, который в этом случае наиболее уместен, так как не растворяется маслом красок.



Палитры следует держать в чистоте, для чего свежие смеси красок следует снимать тотчас же после работы (особенно в присутствии сикативов) и протирать палитру тряпкой, ватой и пр. В противном случае придется срезывать засохшие краски, т. е. прибегать к скребку, который режет не только краску, но и дерево палитры, уродуя, таким образом, последнюю. Красок не следует накладывать на палитру слишком много, чтобы не да­вать им подсыхать на палитре в кучках. Чтобы задержать вы­сыхание красок на палитре, можно держать ее в темном месте.

КИСТИ

 

Успешность работы художника во многом зависит от хоро­ших кистей, а потому нужно серьезно относиться к их вы­бору.

Кисти, употребляемые в масляной живописи, выделываются из различного волоса. Наиболее применимы, особенно при ис­полнении живописи больших размеров, щетинные кисти. Они имеют белый цвет и различны по качеству. Хорошая щетинная кисть эластична, гибка, богата волосом, и каждый волосок ее имеет естественный необрезной конец равной величины. Кисти, выровненные обрезыванием кончиков волоса, чаще встречаются, так как легче подрезывать волоса, чем подобрать кисть есте­ственными концами волос к волосу. Такие кисти относятся к плохому сорту, так как не дают правильного мазка и оставляют

бороздки в краске.

Кисти выделываются в виде лопаток, лопаточек и в круглой форме. Форма кистей также имеет большое значение. В зависи­мости от формы кисти дают различный мазок и потому имеют различное назначение. Кисти в форме лопаток хороши для по­крывания больших плоскостей: неба, фонов, драпировок и вообще там, где требуется особая «плановая» прокладка, в которой ясно видны были бы границы мазка. Круглые кисти, напротив, дают мазок, лишенный резкости и определенности формы, и по­тому хороши в тушевке и моделировке тела[72].

Старые, подержанные кисти, обрезая их и придавая им нуж­ную форму, также можно использовать для того или иного на­значения: протирки и пр., а также для передачи листвы, травы и т. п.

Кроме щетинных кистей, которыми очень хорошо достигают­ся переходы из тона в тон и которые очень удобны в масляной живописи, имеется несколько сортов мягких кистей для более тонких работ; таковы колонковые, хорьковые, барсуковые, бычьи (или коровьей шерсти) и беличьи. Кисти эти также при­менимы для масляной живописи и имеют различную форму: плоские, круглые, тупоконечные и остроконечные. Лучшими из них считаются колонковые кисти —мягкие и эластичные, пре­красные в работе. Кисти мягкого волоса, сгибающегося легко при нажиме, относятся к худшим сортам — таковы беличьи кисти. Остроконечные кисти этого порядка служат для выписки деталей, исполнение которых с их помощью сильно уско­ряется.

Круглые кисти барсукового волоса с тупым окончанием но­сят название «флейцев», назначение которых — в тонких пе­реходах из тона в тон и в разравнивании лессировочных красок.

Для грунтов пользуются широкими щетинными кистями, обильными волосом, имеющими форму лопатки (от 3 и более дюймов ширины); чем шире и гуще кисть, тем ровнее наносится и распределяется грунт. Кисти, применяемые для нанесения картинных лаков, также имеют форму лопатки и могут состоять или из мягкой щетины или из другого мягкого волоса.

Уход за кистями. Кисти могут служить очень долго, если применять к ним правильный уход, и потому не следует кистей бросать после работы, не приведя их в порядок. Запач­канные в краске кисти моются жидким зеленым мылом и теплой водой; твердого мыла следует избегать, чтобы не изнашивать волос трением. Но частое мытье кистей в воде также не полезно для них и расклеивает их связь. Вместо мытья кистей водою и мылом рекомендуется мыть их бензином и ставить затем в ка­кое-либо невысыхающее масло: оливковое или минеральное, вынув из которого перед работой, снова необходимо промыть в бензине для удаления масла.

Чтобы не причинять искривления волосу кистей, следует подвешивать кисти таким образом, чтобы волос их был погру­жен в масло, но не прикасался ко дну сосуда. Имеются для на­званной цели и специальные ванночки, в которых кисти сохра­няются в лежачем положении.

При долгом хранении кистей без употребления следует по­гружать их в раствор гумми-арабика, декстрина или другого клея и высушивать напитанными клеем, чтобы защитить таким образом волос кисти от растрепывания и порчи насекомыми, заводящимися в волосе кистей.

Крепко засохшие кисти в масляной краске очищаются рас­творением краски в щелоке, мыльном растворе, в растворе ед­ких щелочей (слишком крепкий раствор последних действует вредно на волос кисти) и, наконец, сильными растворителями масла: сероуглеродом, хлороформом и т. п.

 

ШПАТЕЛИ И СКРЕБКИ

 

Инструменты этого рода выделываются из стали и рога. Хорошим стальным шпателем (или мастихином) не только чи­стят палитру, но иногда и наносят и разравнивают краску на плоскости картины, т. е. пишут. Для последней цели мастихин должен быть тонким и эластичным.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.