Сделай Сам Свою Работу на 5

СРЕДСТВА, СЛУЖАЩИЕ ДЛЯ ЗАКРЕПЛЕНИЯ ЖИВОТНОГО КЛЕЯ





 

Формалин. Получается окислением древесного спирта. При обыкновенной температуре — газ. Препарат, находящийся в продаже, есть 35—40%-ный раствор формалина в воде.

Формалин обладает едким запахом, вызывающим слезотече­ние, и сильно консервирующими и окисляющими свойствами. Животный клей, смоченный 4%-ным раствором формалина, ста­новится нерастворимым в воде.

Сулема. Хлорная ртуть. Растворяется в воде (1 часть су­лемы в 15 частях воды) и в спирту (1 часть сулемы в 3 частях спирта). Сильный яд.

Квасцы. Двойная сернокислая соль калия или алюминия. В продаже имеется в виде порошка и кристаллов.

1 часть квасцов растворяется в 10 частях воды. Раствор имеет, кислую реакцию. Будучи примешан к раствору животно­го клея, делает его по высыхании нерастворимым в воде, но ос­лабляет его склеивающую силу; в первый момент смешения квасцов с клеем последний становится густым, тянущимся, но затем снова жидким. Слишком большое количество квасцов, введенных в клей, делает его непригодным для работы. Раство­ром квасцов можно смачивать и засохший клей, достигая луч­ших результатов.

Уксуснокислый глинозем, или уксусноалюминиевая соль. За­сохший клей смачивается раствором уксуснокислого глинозема.



КЛЕЙ РАСТИТЕЛЬНОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ

 

Из многочисленных видов клея растительного происхожде­ния применение в живописи находят крахмалы: картофельный и пшеничный, кроме того, пшеничная мука.

Клей растительного происхождения находит применение в клеевых грунтах уже старинной живописи. Его преимущество перед животным клеем состоит в том, что он не поддается так действию сырости и разложению, как первый, но зато расти­тельный клей лишен той эластичности, которую дает животный клей.

Картофельный крахмал, в торговле носящий название так же картофельной муки, всем хорошо знакомый материал. От пшеничного крахмала он отличается и своей внешностью, и сво­им химическим составом. По внешности он более крупнозернист, что заметно даже невооруженным глазом. При пробе на ощупь между пальцами картофельный крахмал скрипит и скользит, тогда, как пшеничный крахмал ощущается в этом случае как обыкновенная мука. Различие между этими двумя видами крах­мала лучше всего определяется микроскопом, с помощью которо­го хорошо видно строение зерен крахмалов.



Клей, приготовленный из крахмалов и муки, носит название клейстеров.

Лучший способ приготовления клейстеров таков.

Крахмал или мука всыпается в данное количество воды и ос­торожно смешивается с нею, чтобы не получилось комков, т. е. чтобы каждое зернышко муки или крахмала было окружено во­дой. После этого сосуд ставится на огонь и помешивается, при­чем держится на огне до тех пор, пока мука или крахмал не обратятся в клейстер.

Клейстер по охлаждении студенится, особенно если он в го­рячем состоянии густ, что следует учитывать при работе с ним. Употреблять в дело лучше всего только что сваренный клей­стер, так как на другой день он уже начинает выделять из себя воду, и качество клейстера снижается.

ГРУНТЫ

 

Под грунтом подразумевается первоначальная обработка ма­териала, предназначенного для живописи, состоящая в вырав­нивании его поверхности и окраске в тот или иной цвет, для чего пользуются различными красящими и связующими веще­ствами.

Назначение грунта состоит в следующем:

1) придавать поверхности грунтуемого материала на всем его протяжении, предназначенном для живописи, однородную плотность и шероховатость;

2) препятствовать просачиванию связующего вещества из красок в холст, дерево и пр., служащих базой для нанесения грунта, а также непосредственному их соприкосновению с крас­ками;

3) придавать поверхности материала желаемый цвет. Красящими материалами для грунта служат: гипс, мел, шпат, свинцовые и цинковые белила, а также углекислая магнезия, могущая заменить мел, каолин, трубочные белые глины и все прочие краски.



Связующими веществами для той же цели служат: крах­мал, пшеничная мука, кожный и рыбий клей, желатина, казе­ин, яйцо, высыхающие масла и смолы.

По составу связующих веществ грунты разделяются на масляные, полумасляные, или полуклеевые (эмульсионные), и клеевые грунты.

 

ДОБАВЛЕНИЯ

К ОТДЕЛУ „ГРУНТЫ‟

 

Количество расходуемого материала для грунта зависит не только от размеров холста, дерева, картона и т. п., но и от це­лого ряда других условий: скважности грунтуемой ткани, ее фактуры, плотности прочих материалов, а также и того, чем наносится грунт — щеткой или кистью, а, следовательно, и сте­пени его разжиженности.

В приведенных выше рецептах эмульсионных грунтов с клеем и клеем и яйцом не указывается количество всей необходимой для грунта воды, которая добавляется к ним, смотря по надоб­ности.

При пользовании названными грунтами, равно как и жела­тиновым эмульсионным грунтом, следует брать на 1 кв. м грун­туемого материала от 10 до 14 г клея или желатины и соответствующее им количество прочих материалов грунта. Такого ко­личества грунта достаточно для покрытия грунтуемого материа­ла за два раза, если он предварительно был проклеен.

Количество грунтовочного материала, указанного в первом рецепте казеинового грунта, достаточно для покрытия за два раза двухквадратных метров холста и пр. Во втором рецепте с казеином — 2,5 кв. м, причем в обоих случаях грунтуемый ма­териал должен быть предварительно проклеен жидким раство­ром казеина.

В первом рецепте яично-масляного грунта заключается ко­личество его, достаточное для покрытия за два раза почти 1 кв. м проклеенного материала, в другом рецепте — 1 кв. м.

Масляный грунт

 

Сущность масляного грунта заключается в том, что грун­туемый материал покрывается слоем масляной краски. Будучи сильно просушенным, масляный грунт почти или совершенно не втягивает масла из наносимых на него масляных красок, почему последние не «жухнут» на нем, т. е. не теряют из свое­го состава масла, что в значительной мере облегчает живопись. Но наряду с этими преимуществами масляный грунт имеет и крупные недостатки, а именно: масляные краски скользят на нем, особенно если он гладок, что представляет, конечно, боль­шое неудобство при работе по сырому грунту, но еще более су­щественным недостатком такого грунта является слабое его скрепление с красками.

Применение масляного грунта, начало которому было по­ложено уже во времена Ренессанса и барокко, очень дурно от­разилось на сохранности живописи позднейших эпох (XVIII и XIX столетий), так как в этот промежуток времени состав связующего вещества масляных красок сильно изменился к худшему, а сам грунт сделался в XIX столетии предметом фабричного производства. Масляный грунт прельщает живо­писцев своей «непроницаемостью», вследствие которой полу­чается живопись без вжухания, и потому при фабрикации его особенное внимание обращается на это его свойство, для дости­жения которого фабрики не стесняются в средствах. На нера­циональность применения масляного грунта в живописи одним из первых указал французский художник Вибер, и в настоящее время относятся к масляному грунту с большой осторожностью.

Вред, нанесенный живописи масляным грунтом фабричного производства, весьма ощутителен. Достаточно можно убе­диться в этом на ряде произведений лучших русских мастеров позднейшей школы живописи, которые более или менее постра­дали от него. Между таковыми приходится, к сожалению, на­звать произведения И. Репина, В. Сурикова, братьев Маков­ских, Нестерова, Левитана, Сведомского, В. Верещагина и многих других живописцев, писавших на непроницаемом для масла масляном грунте[70]. Удары ножа, которым подверглось известное произведение И. Репина «Иван Грозный», исполненное на довольно гладком масляном грунте, обнаружили в нем слабую связь красочного слоя с грунтом: осыпание красок произошло не только в местах прореза холста картины ножом, но и там, где холст подвергся лишь давлению руки. При аналогичном печальном случае с картиной Веласкеза в Лондонском музее «Венера с зеркалом и амуром» на ней получились лишь разрезы холста, но краски не осыпались в местах, близких к разрезам, что обнаруживает крепкую связь красок с грунтом.

Произведения, выполненные на масляном (не тянущем) грун­те, особенно пастозной манерой, требуют тщательного ухода за собой в известном возрасте и полного покоя. Их опасно снимать с подрамника, скатывать в рулон и т. п., так как каждое не­осторожное движение, даже при простом перевешивании картин, может нанести живописи их не только существенный, но даже непоправимый вред.

Фабричного приготовления масляный грунт обыкновенно не досушен, так как сохраняется свернутым в рулон. Живопись на подобном грунте без добавочной его просушки трескается и, кроме того, зачастую жухнет.

Работая на масляном готовом грунте, живописец получает лишний масляный слой, с которым нельзя не считаться, тем бо­лее, что он составлен из неизвестных ему материалов, которые так или иначе могут повлиять на прочность живописи.

Приготовленный домашним путем и выдержанный грунт мо­жет дать лучшие результаты. Рекомендуется готовить масляный грунт таким образом.

На подрамник (без креста) натягивается хороший плотный холст, который проклеивается затем один раз слабым раство­ром перчаточного клея или желатины. Раствор клея приготов­ляется настолько жидким (1/2 : 100), что при охлаждении не студенится; наносится на холст он в горячем виде. Высушив холст, очищают его пемзой от узлов и пр., затем берут обыкно­венные свинцовые масляные белила (чистые или в смеси с цин­ковыми)[71], примешивают к ним небольшое количество масла и наносят их на холст металлическим шпателем, который должен быть крепким, гибким и гладким. Краска сильным нажиманием на холст вдавливается в скважины холста и его углубления: толщина слоя краски должна быть ничтожна и определяется са­ма собою зернистостью холста. Загрунтованный таким образом холст выставляется для просушки на солнце и воздух; менее чем через год он становится готовым для живописи.

При изготовлении масляного грунта рекомендуется посту­пать и таким образом: сперва покрывают холст обыкновенным клеевым грунтом, а затем кроют его свинцовыми белилами на льняном масле; прежде чем последние засохнут на поверхности, их посыпают цинковыми белилами.

Пожелтевший и потемневший масляный грунт можно выбе­лить, прикладывая к нему пропускную бумагу, смоченную пере­кисью водорода, и выставляя на солнце или перед печкой, кото­рая топится.

Хороший масляный грунт при заламывании с угла и сжима­нии между пальцами ломается, но после приведения в обычное положение не дает видеть изломов; если же при этом приподы­маются частицы грунта и отскакивают, то это указывает на ломкость и хрупкость грунта.

Приступая к живописи на гладком непроницаемом масляном грунте, необходимо механическим или химическим способом от­крыть его поры и придать ему некоторую шероховатость. Для этого можно пользоваться смесью винного с нашатырным спиртом.

Клеевой грунт

 

Клеевые и полуклеевые, т. е. полумасляные, грунты во мно­гом отличны по своим свойствам от масляного грунта, перед которым они имеют значительные преимущества:

1) масляные краски крепко соединяются с клеевыми и полу­клеевыми грунтами вследствие большего или меньшего всасыва­ния ими масла из красок;

2) на тех же основаниях масляные краски лучше просыхают на клеевых и полуклеевых грунтах, чем на масляном грунте, осо­бенно в нижних слоях, что предохраняет живопись от трещин; это свойство названных грунтов имеет особенно важное значе­ние в наше время, когда масляная живопись ведется обыкновен­но бессистемно;

3) грунты эти не требуют много времени на их подготовку, выдерживание и просушивание.

Составляя клеевой грунт, следует строго придерживаться данных рецептуры, отвешивая и измеряя точно количество ма­териалов и воды, полагающихся для составления грунта, но ни в коем случае не беря их на глаз. Даже при большой практике при подобном подходе к делу могут произойти неприятные ошибки. Наиболее безопасным в этом отношении грунтом яв­ляется не клеевой, а эмульсионный.

Для облегчения работы по составлению грунтов считаю по­лезным привести здесь ряд объемных мер, сопоставленных с ве­совыми измерениями некоторых материалов, которые могут по­мочь делу в том случае, когда у работающего нет под рукой ве­сов, но имеется мензурка или простой чайный стакан.

 

100 куб. см олифы............................................................................................................ = 93 г

100 куб. см цинковых белил........................................................................................ = 108 г

100 куб. см обыкновенного мела.................................................................................. = 70 г

100 куб. см тонкого мела (зубного порошка)............................................................ = 56 г

1 плитка столярного клея.................................................................................... = от 65 до 80 г

1 листик пищевой желатины................................................................................................. = 2 г

 

Примечание

 

1 чайный стакан обыкновенной емкости............................................................ = 200... куб. см

1 столовая ложка........................................................................................................ = 15... куб. см

1 чайная ложка........................................................................................................... = 15... куб. см

 

С той же целью облегчения работы большинство рецептов грунта дается в этой книге в упрощенных объемных измерениях.

При неправильном пользовании клеевыми грунтами и слиш­ком сильном поглощении ими масла получается изменение тона красок во время работы, что затрудняет живопись и при боль­шой потере масла делает ее непрочной. Клей грунта, не будучи закрепленным, подвергается действию воды и сырости, что ведет к порче грунта и живописи. При недостаточной плотности грун­та и сильном пропитывании холста маслом ткань его теряет со временем эластичность и становится легко прорываемой.

Правильно приготовленный клеевой и полуклеевой грунт должен отвечать следующим условиям:

1) иметь достаточную толщину и плотность (при исследова­нии на просвет не должен иметь отверстий);

2) не иметь и следов трещин — их не должно быть видно даже в лупу;

3) иметь достаточное количество связующего вещества, поче­му при сгибании и заламывании не должен осыпаться;

4) должен быть эластичным (при сильном нажимании паль­цем на изнанку холста не должен давать трещин);

5) изнанка холста должна быть чистой и не иметь следов протекания жидкого грунта, так как холст в этих местах может коробиться и съеживаться.

При выполнении клеевых и полуклеевых грунтов, рецепты которых приводятся ниже, необходимо иметь в виду следу­ющее.

1) Скважные ткани должны перед нанесением на них грунта проклеиваться застуженным раствором клея или густого клей­стера в чистом виде или с небольшой прибавкой мела, что про­изводится гибким металлическим шпателем; или же составлен­ный грунт с уменьшенным количеством воды наносится на ткань шпателем или, лучше, втирается в ткань с помощью щетки, как то практикуется декораторами при грунтовке холста для декора­ций; таким образом, легко заполнить все скважины в холсте; для этой цели хороши щетки, которые употребляются для мытья рук.

При несоблюдении этого условия в готовом грунте всегда ос­танутся скважины.

2) Количество воды в грунте, когда жидкий грунт готов, может быть увеличено произвольно без вреда для последнего, но чем больше вводится воды, тем большее количество раз при­дется покрывать грунтом грунтуемую поверхность, чтобы достичь нужного наслоения.

3) Грунт наносится широкой щетинной кистью (лопаткой), пропорциональной размерам грунтуемой поверхности и обильной волосом. С помощью кисти быстро раскрывают поверхность и затем разравнивают той же кистью без погружения ее в жид­кий грунт, водя кистью то в одном, то в противоположном на­правлениях.

4) Шлифовка грунта (пемзой и пр.) на холстах может про­изводиться после нанесения каждого слоя, за исключением по­следнего, который не должен шлифоваться.

5) Жидкий грунт может наноситься во много приемов, но, сколько бы раз он ни был нанесен, должно быть сохранено «зерно» ткани.

6) Каждое последующее нанесение грунта должно произво­диться лишь после полного просыхания предыдущего слоя.

Это правило должно соблюдаться при подготовке клеевых и масляных грунтов, но не эмульсионных.

7) При просушке грунта следует пользоваться обыкновенной комнатной температурой, летом — на открытом воздухе, но необходимо избегать искусственной сушки: вблизи горячей печ­ки или под палящими лучами солнца.

8) Пользуясь клеем животного происхождения для, подго­товки различных грунтов, необходимо закреплять его, приме­няя для этого формалин или квасцы, так как при отсутствии закрепления живописное произведение не будет иметь проч­ности.

Формалин для названной цели применяется в виде 4%-ко­го раствора. Квасцов же берется 2 весовые части на каждые 10 весовых частей клея.

9) Неудавшийся грунт (потрескавшийся и пр.) не может быть исправлен, а должен быть смыт и переделан снова.

Желатиновый грунт для картона и дерева

 

Доска или картон проклеивается горячим раствором жела­тины, которой берется 1 часть на 10 частей воды. Затем к то­му же раствору желатины добавляется такое количество мела, гипса или цинковых белил, или смеси названных веществ, что­бы получилась густая масса, размешивающаяся с трудом. По­сле тщательного перемешивания последней к ней прибавляется такое количество воды, чтобы грунт легко можно было нано­сить кистью. Просохшая доска или картон многократно покры­вается грунтом (просушивая каждый предыдущий слой до на­несения последующего), который шлифуется, при смачивании водой, пемзой и по высыхании — стеклянной бумагой.

Клеевой грунт (левкас) для картона и дерева

 

Ольховое или липовое дерево (или картин) проклеивается, как в желатиновом грунте, и на него наклеивается серпянка.

Берется 1 вес. часть клея на 6 частей воды и такое коли­чество плавленого мела, чтобы лопатка, которой размешивается мел с клеем, могла стоять в них вертикально без поддержки.

Грунт этот наносится в несколько приемов широким шпате­лем и после высыхания шлифуется пемзой (при смачивании водой) и стеклянной бумагой различных номеров по-сухому.

Левкас с гипсом

 

Предварительная подготовка дерева и картона ведется здесь так же, как и в клеевом левкасе. Для составления грун­та пользуются клеем и гипсом, имеющим применение в скульп­турном деле, т. е. способным затвердевать с водой.

Приготовление левкаса ведется таким образом.

Составляется 10%-ный раствор клея, который затем сме­шивается в равном объеме с названным выше гипсом. Получен­ную тестообразную замазку наносят шпателем на проклеенный картон или дерево столько раз, сколько это необходимо. По высыхании левкаса он подвергается шлифовке. Левкас, состав­ленный описанным способом, может годиться в дело лишь в продолжение 8 часов, так как приблизительно после этого времени он твердеет даже в закрытом сосуде и становится не­годным к употреблению.

Клеевой грунт для холста

 

Грунт, предназначенный для холста, должен быть по свое­му составу гибким и эластичным. Его эластичность достигает­ся использованием естественных свойств, присущих потребля­емым в дело видам клея, так как все разновидности его жи­вотного и растительного происхождения, взятые в надлежащих пропорциях, дают эластичный грунт без всяких добавок к ним, вроде меда, патоки, глицерина и т. п.

Нежелательность введения названных веществ в грунт объ­ясняется тем, что при наличии их в грунте получается неполное просыхание клея в нем, что, разумеется, небезразлично для сохранности живописного произведения. Глицерин, введенный в малом количестве в клей, окисляясь, с течением времени исчезает из него без остатка. Таким образом, он играет лишь временную роль и, в сущности, излишен, тогда как мел и пр. остаются в грунте все время его существования, неизменно вредя грунту и живописи. Это свойство мела и прочих добавок было известно уже старым мастерам.

Рецепт клеевого грунта для холста будет таков.

На одну весовую часть столярного или рыбьего клея, или желатины берется от 8 до 10 весовых частей цинковых белил чистых или в смешении с мелом. Чем меньшее количество вво­дится белил и мела в грунт, тем последний становится плотнее, чем большее — тем рыхлее. Воды для составления грунта берет­ся, в зависимости от надобности, от 5 до 12 и более частей на единицу клея.

На 1 кв. м холста требуется около 9 г клея.

Различный состав клея дает различную плотность грунту. Так, при тех же весовых количествах клея грунт с рыбьим кле­ем получает наибольшую плотность. Масляные краски на нем не жухнут и без применения каких-либо мер.

Перед нанесением грунта холст проклеивается 5%-ным раствором клея.

При желании ввести в грунт большее количество клея, бу­дучи уверенным в том, что он от этого не пострадает, следует вводить в клей небольшое количество масла, обращая, таким образом, клеевой раствор в эмульсию с небольшим содержани­ем масла. Уместен также в качестве добавки яичный желток.

Грунт с клейстером

Берется 1 часть пшеничной муки и 15 частей холодной воды, тщательно перемешивается и ставится на огонь. Когда жидкость закипит, клейстер готов; его снимают с огня и при­бавляют к нему равное по объему количество гипса или мела и тщательно размешивают, после чего добавляют еще столько теплой воды, сколько нужно, чтобы сделать его пригодным для нанесения кистью.

Холст (или картон), предназначенный для грунтовки, мо­жет быть проклеен жидким клеем. Грунт наносится не менее двух раз.

Клейстерный грунт сильно втягивает масло из красок.

Эмульсионный грунт

Полуклеевой грунт занимает среднее место между масляным грунтом и клеевым как по своему составу, так и по свойствам. Связующее вещество его состоит из различного вида клея и масла или раствора смол, т. е. из различно составленных эмульсий. Чем меньше связующее вещество грунта содержит масла или смолы, тем больше грунт приближается по своим свойствам к клеевому и наоборот.

Полуклеевой, т. е. эмульсионный, грунт давно уже занял в живописи подобающее ему место и все более и более вытесняет масляный грунт, причем на Западе он сделался так же предме­том фабричного производства, как и масляный. Грунт этот следует считать наиболее отвечающим на запросы масляной живописи. Лучшие сорта эмульсионного грунта нерастворимы в воде и не поддаются действию сырости. Отрицательные сто­роны масла, находящегося в эмульсии в раздробленном состо­янии, не ощущаются в эмульсионном грунте, и вместе с тем масло хорошо выполняет в нем роль укрепителя и сообщает грунту необходимую эластичность, при этом оно быстрее вы­сыхает.

В отличие от масляного грунта полуклеевой грунт быстро высыхает и позволяет работать на нем через 1—2 дня после приготовления, причем, даже будучи с большим содержанием масла и смол, всегда, до известной степени, втягивает в себя масло из красок. Это свойство грунта весьма характерно для него и весьма ценно, так как даже при минимальном всасыва­нии масла из красок получается полная гарантия в прочном прикреплении к нему слоев масляной живописи; кроме того, он не нуждается ни в каких предварительных обработках до приступления к живописи, как при употреблении клеевого грунта (см. «Различные методы пользования клеевыми грунтами»).

Составляется эмульсионный грунт различно. Можно сперва приготовить эмульсию из данного в рецепте раствора клея и масла и затем уже вводить в нее белила, мел и порошок крас­ки, замешанные с водой. При таком методе составления грунта краски легко и хорошо соединяются с эмульсией; необходимо лишь, чтобы клей разводился в возможно меньшем количестве воды, так как с жидким клеевым раствором масло не обратит­ся в эмульсию и будет плавать на поверхности грунта. Для упрощения дела масло можно вводить в клеевой раствор уже после того, как к нему была присоединена краска. В последнем случае клеевой раствор становится настолько густым, что он легко обращается с маслом в эмульсию.

Неудавшуюся эмульсию можно исправить добавкой к ней небольшого количества мыла или, еще лучше, нашатырного спирта.

Холст перед нанесением грунта может проклеиваться пред­варительно клеевым раствором с содержанием клея от 5 до 7%, с добавкой к нему квасцов, которых берется 2 части на каждые 10 частей клея. Но можно обойтись и без предвари­тельной проклейки его, нанося грунт непосредственно на холст, что всецело зависит от плотности ткани и ее зернистости. Холст без проклейки приходится покрывать лишний раз грун­том. Грунт, исполненный без проклейки холста и при недоста­точном его наслоении, тянет масло сильнее, чем грунт с про­клейкой.

Расчет количества расходуемого материала для грунта на 1 кв. м зависит во многом от плотности ткани и ее зернисто­сти. Чем тоньше и плотнее ткань, тем меньше идет на нее грун­та, и, наоборот, чем зернистее и грубее ткань, тем больше рас­ходуется грунта. Цифра, указывающая количество потребного грунта на 1 кв. м, поставленная при каждом рецепте, имеет лишь приблизительную точность.

Даем рецептуру эмульсионных грунтов:

 

Клеевой эмульсионный грунт

 

Столярного клея.................................................................. 20 г или ¼ больш. плитки

Воды к нему....................................................................... 100 г или ½ стакана

Олифы льняной................................................................. 100 куб. см или 1/2 стакана

Цинковых белил................................................................ 110 г или 3/4 стакана

Тонкого мела....................................................................... 35 г или 3/4 стакана

 

Данного количества материалов достаточно для загрунтовки 2 кв. м.

Клеевой эмульсионный грунт с яйцом

 

Столярного клея................................................................................. 1/4 большой плитки (20 г)

Воды к нему......................................................................................... 1/2 стакана

Яйцо цельное........................................................................................ 1 штука

Олифы льняной................................................................................... 1/4 стакана

Мелу тонкого...................................................................................... 1/2 стакана

Цинковых белил................................................................................. 1/5 стакана

 

Воды для разжижения грунта добавляется по надобности.

Яйцо вводится в раствор клея, и затем сюда примешивается масло. Составленную эмульсию после этого смешивают с цинко­выми белилами и мелом, которые предварительно замешиваются с водой. Но можно вводить масло в грунт после того, как клей, яйцо, белила, и мел уже соединены в одно целое. В заключение грунт разжижается потребным количеством воды.

Веймарский грунт

В малом количестве воды намачивается и разводится 102,38 г клея и после того к нему примешивается 5 яиц, затем понемногу туда же прибавляется 204,7 г олифы. Можно, впрочем, олифу примешивать прямо в хорошо размешанные яйца и затем уже получившуюся эмульсию присоединять к охлажден­ному клеевому раствору.

Отдельно с водой смешивается 409,5 г плавленого мела и 136,5 г цинковых белил; к смеси этой присоединяется получен­ная выше эмульсия и затем прибавляется такое количество во­ды, чтобы можно было легко наносить кистью. Грунт наносит­ся на грунтуемую поверхность 2—3 раза. Данное количество материалов достаточно для покрытия 7 кв. м холста.

Грунт этот почти не втягивает масла из красок. До употреб­ления его в дело грунт следует выдержать несколько дней.

 

Желатиновый эмульсионный грунт

 

Желатины технической....................................................... 20 г

Воды к ней............................................................................ 200 г (1 стакан)

Цинковых белил.................................................................. 100 куб. см (1/2 стак.)

Олифы льняной.......................................................... 40—100 куб. см (от 1/5 до 1/2 стак.)

Воды...................................................................................... 100 куб. см (1/2 стак.)

 

Казеиновый грунт с маслом

Казеина........................................ 10 г Казеина..................................... 20 г

Воды к нему............................... 60 куб. см Воды к нему.......................... 145 куб. см

Нашат. спирта.............................. 4 куб. см Нашат. спирта......................... 10 куб. см

Вареного масла......................... 50 куб. см Вареного масла.................... 100 куб. см

К эмульсии прибавляется: К эмульсии прибавляется:

Цинковых белил...................... 105 г Цинковых белил................... 150 г

Воды.......................................... 220 куб. см Воды....................................... 350 куб. см

 

Казеиновый грунт можно составлять и следующим образом: в раствор казеина в буре или в нашатырном спирте средней густоты (почти жидкий) примешивается равный ему объем ме­ла и такой же объем цинковых белил в порошке и затем от 1/2 до 2/3 объема льняной олифы. Грунт разжижается сильно водою и наносится тонким слоем.

 

Грунт Вибера

Пшеничной муки или крахмала...................................................................................... 10 г

Желатины................................................................................................................................ 5 г

Воды.................................................................................................................................... 175 куб. см

Цинковых белил.................................................................................................................. 60 г

Терпентина венецианского................................................................................................. 5 г

 

Мука (или крахмал), желатина и терпентин варятся на огне с данным количеством воды и к полученной эмульсии прибав­ляются белила, разведенные с небольшим количеством воды.

 

Яично - масляные грунты

Яйцо............................................... 1 Яйцо............................................ 1

Вареного масла......................... 20 куб. см Вареного масла...................... 40 куб. см

Цинковых белил........................ 30 гЦинковых белил..................... 40 г

Воды............................................. 60 г Воды.......................................... 80 г

 

Эмульсионный грунт с тюбиковыми цинковыми белилами

 

За неимением под руками цинковых белил в порошке мож­но приготовить эмульсионный грунт с масляными цинковыми белилами, продающимися в тюбиках для живописи. В этом слу­чае поступают так:

Составив средней густоты, раствор столярного клея, в него замешивают такое количество тонкого порошка мела, чтобы по­лучилась смесь, подобная густой сметане. В эту смесь вводят, затем тюбиковые белила в количестве от 2/3 до 3/4 объема ее, хорошо перемешивают и добавляют затем необходимое количест­во воды, в зависимости от предполагаемого способа разложения грунта на холсте, щеткой или кистью.

Пропорции материалов, входящих в этот грунт, можно изме­нять на глаз, причем следует иметь в виду, что если белила взяты в должной мере, то густой грунт легко разжижается во­дой; если же их взято больше, чем следует, то для разжижения грунта потребуется скипидар.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.