Сделай Сам Свою Работу на 5

Российские литературные премии

Цели: знакомство с современными литературными премиями России, формирование ориентиров для выбора книг для самостоятельного чтения.

Задание 1. Прочитайте материал о современной литературной ситуации с России.

В России в год выходит до 10 000 наименований книг. Проводится около 600 литературных конкурсов — чуть ли не по два ежедневно!

Если верить рекламе и оценкам разных литературных критиков, то буквально каждая вторая книга претендует как минимум на бестселлер. И как тогда уберечь рядового читателя от помешательства?

Самые уважаемые премии − «Букер», «Большая книга», «Русская премия», «Нос», «Поэт», и еще несколько. К работе в их жюри привлекают серьезных профессионалов, премии эти уже обрели неформальный статус премий экспертных, тут минимум вкусовщины и каких-то групповых литературных пристрастий. И участие в жюри таких премий − это не почетная синекура, а действительно работа.

Работа «над премией» начинается за три-четыре месяца до того, как будет объявлен результат. Вначале собирается экспертный совет (в той же «Большой книге» он очень авторитетный!), и эти люди прочитывают неимоверное количество текстов, чтобы отобрать 30-40 произведений, которые реально могут претендовать на премию, затем уже 10-15, и так далее. Потом побеждает какое–то одно произведение. Но! Читателям следует обращать внимание не только на автора–победителя, но главным образом на так называемый короткий список − произведения, которые прошли уже тщательнейший отбор критиками, и каждое из них достойно прочтения.

Где выходят рецензии, которым можно верить? Ведь если читать рецензии на заднике книги, то каждая из них шедевр. Читайте газеты «Книжное обозрение» и «Экслибрис НГ», из тонких журналов − «Афишу», ну и, разумеется, разделы критики журналов «Новый мир», «Знамя», «Октябрь», «Урал» и других. Электронные версии журналов представлены в интернет-проекте «Журнальный зал» (http://magazines.russ.ru/)

Задание 2. Дайте краткую характеристику основным литературным премиям России. Это «Русский Букер», «Большая книга», «Национальный бестселлер». Укажите когда была организована премия, каковы принципы отбора материала, кто являлся победителем премии за последние 7 лет.



Литература

1. Википедия : свободная энциклопедия [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/

2. Литературные премии России [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.rulit.org/read/317

3. Литературные премии России и мира: вместе к читающей нации [Электронный ресурс]. – Челябинск, 2009. – Режим доступа: http://www.unbi74.ru/lib_pub/Polnotext/Lit_premii.pdf

4. Литературные премии России: путеводитель [Электронный ресурс] / М-во культуры Моск. обл.; ГУК МО «Моск. обл. гос. науч. б-ка им. Н.К.Крупской»; сост. Р.М. Рубен – М., 2008.– 39 с.: ил. – Режим доступа: http://mognb.narod.ru/el-resurs/lit-premii.htm


ПРИЛОЖЕНИЕ

Методические рекомендации по составлению конспекта

Конспект (от лат.conspectus − “обзор”, “изложение”) − это сокращённая запись информации. В конспекте, как и в тезисах, должны быть отражены основные положения текста, которые при необходимости дополняются, аргументируются, иллюстрируются одним или двумя самыми яркими и, в то же время, краткими примерами. Конспект может быть кратким или подробным. Он может содержать без изменения предложения конспектируемого текста или использовать другие, более сжатые формулировки.

Типы конспектов:

1. Плановый.
2. Текстуальный.
3. Свободный.
4. Тематический.

Краткая характеристика типов конспектов:

1. Плановый конспект: являясь сжатым, в форме плана, пересказом прочитанного. Такой конспект краток, прост и ясен по своей форме. Это делает его незаменимым пособием при быстрой подготовке доклада, выступления. Недостаток: по прошествии времени с момента написания трудно восстановить в памяти содержание источника.

2. Текстуальный конспект– это конспект, созданный в основном из отрывков подлинника – цитат. Это прекрасный источник дословных высказываний автора и приводимых им фактов, прекрасный источник для цитат в сочинениях. Недостаток: не активизирует внимание и память.

3. Свободный конспектпредставляет собой сочетание выписок, цитат, иногда тезисов, часть его текста может быть снабжена планом.

4. Тематический конспект дает более или менее исчерпывающий ответ на поставленный вопрос темы. Составление тематического конспекта учит работать над темой, всесторонне обдумывая ее, анализируя различные точки зрения на один и тот же вопрос. Этот конспект облегчает работу над темой при условии использования нескольких источников, может являться составной частью реферата.

Правила конспектирования

1. Записывайте не только темы, но и источник конспекта. В случает необходимости вы легко сможете восстановить название первоисточника и обратиться непосредственно к нему. (Название главы(раздела) // Автор. Произведение (учебник, статья), место и год издания. )

2. Составлению хорошего конспекта предшествует полное чтение текста с осознанием его структуры, логики, выделением логических частей, т.е. с составлением плана текста.

3. Наиболее распространенной ошибкой является ведение записи параллельно чтению. Конспекты, созданные таким образом, оказываются громоздкими, а материал, из-за отсутствия логической обработки, плохо запоминается.

4. В случае, если у вас нет времени на первоначальное знакомство с текстом, используйте навыки прогнозирующего чтения. Просматривая начала и концовки фраз, выделите логическую часть текста (часто она равна абзацу, но может состоять и из нескольких абзацев).

5. Не начинайте запись, не просмотрев абзац до конца, часто вывод содержится в конце абзаца, также далее вам могут встретиться более лаконичные формулировки и краткие примеры.

6. Выберите наиболее удачные авторские формулировки или перескажите содержание абзаца своими словами, запишите получившийся текст.

7. Определения, данные в тексте, записывайте полностью.

8. Не заменяйте термины своими слова.

9. Не отказывайтесь от примеров, они облегчат понимание текста в дальнейшем.

10. Конспектируя, пишите аккуратно через строчку, оставляйте широкие поля. Это место может потребоваться для дополнений и заметок.

11. Пользуйтесь приемами графического сокращения и графического выделения текста. Они помогут сделать конспект кратким, но информативным.

Критерии оценки конспекта

1. Наличие сведений об источнике.

2. Информативность конспекта: отражение всех значимых частей первоисточника.

3. Умение сворачивать информацию.

4. Умение структурировать текст.

5. Аккуратность ведения записей.


Методические рекомендации по подготовке сообщения

Сообщение − устный рассказ на основании письменного источника. Сообщение не следует отличать от доклада – более сложного вида работы, предполагающего элементы научного исследования и сравнения источников. Целью сообщения является донесение новой фактической информации до аудитории. Сообщение может представлять собой комментированную историческую справку, повествование об интересном факте или явлении в рамках изучаемой темы или же постановку проблемы.

Этапы подготовки сообщения

1. Уясните для себя суть темы, четко осознайте ее рамки. Как правило, сообщение посвящено узкой теме, не следует необоснованно расширять ее. Определите вопросы, ответы на которые предполагает освещение данной темы.

Тщательно изучите материал учебника по данной теме, чтобы легче ориентироваться в необходимой вам литературе и не сделать элементарных ошибок. Подберите необходимую литературу (старайтесь пользоваться несколькими источниками для более полного получения информации).

Изучите подобранный материал, по возможности графически выделяйте самое главное по ходу чтения. Отберите необходимую информацию. Избегайте включения лишней информации и уклонения от темы. Например, если сообщение посвящено отдельному произведению или герою, текст не следует начинать с изложения биографии или подробной характеристики произведения. Достаточно обозначить место темы (малоизученная, наиболее спорная, хорошо исследованная) в более широком куге вопросов. Доверяйте собственному восприятию. Выбирайте факты, наиболее поразившие вас, наверняка, они будут интересны вашим сокурсникам. Сохраняйте живые цитаты, интересную статистику, избегайте перенасыщения сообщения цифрами, неизвестными именами, давайте определение неизвестным, или малоизвестным понятиям.

4. Напишите текст сообщения. Избегайте сложных громоздких конструкций. Не делайте сообщения очень громоздким. Оно может составить 1-3 листа. В конце сообщения составьте список литературы, которой вы пользовались при подготовке.



©2015- 2019 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.