Сделай Сам Свою Работу на 5

Лермонтов «Три пальмы». Прочитайте стихотворение. Каков его финал? За что наказаны пальмы? Как литературная отсылка в Лермонтову помогает раскрыть образ и судьбу Раскольникова?





Три пальмы
(Восточное сказание)
В песчаных степях аравийской земли
Три гордые пальмы высоко росли.
Родник между ними из почвы бесплодной,
Журча, пробивался волною холодной,
Хранимый, под сенью зеленых листов,
От знойных лучей и летучих песков.

И многие годы неслышно прошли;
Но странник усталый из чуждой земли
Пылающей грудью ко влаге студеной
Еще не склонялся под кущей зеленой,
И стали уж сохнуть от знойных лучей
Роскошные листья и звучный ручей.

И стали три пальмы на бога роптать:
"На то ль мы родились, чтоб здесь увядать?
Без пользы в пустыне росли и цвели мы,
Колеблемы вихрем и зноем палимы,
Ничей благосклонный не радуя взор?..
Не прав твой, о небо, святой приговор!"

И только замолкли - в дали голубой
Столбом уж крутился песок золотой,
Звонком раздавались нестройные звуки,
Пестрели коврами покрытые вьюки,
И шел, колыхаясь, как в море челнок,
Верблюд за верблюдом, взрывая песок.

Мотаясь, висели меж твердых горбов
Узорные полы походных шатров;
Их смуглые ручки порой подымали,
И черные очи оттуда сверкали...
И, стан худощавый к луке наклоня,
Араб горячил вороного коня.

И конь на дыбы подымался порой,
И прыгал, как барс, пораженный стрелой;
И белой одежды красивые складки
По плечам фариса вились в беспорядке;
И с криком и свистом несясь по песку,
Бросал и ловил он копье на скаку.



Вот к пальмам подходит, шумя, караван:
В тени их веселый раскинулся стан.
Кувшины звуча налилися водою,
И, гордо кивая махровой главою,
Приветствуют пальмы нежданных гостей,
И щедро их поит студеный ручей.

Но только что сумрак на землю упал,
По корням упругим топор застучал,
И пали без жизни питомцы столетий!
Одежду их сорвали малые дети,
Изрублены были тела их потом,
И медленно жгли до утра их огнем.

Когда же на запад умчался туман,
Урочный свой путь совершал караван;
И следом печальный на почве бесплодной
Виднелся лишь пепел седой и холодный;
И солнце остатки сухие дожгло,
А ветром их в степи потом разнесло.

И ныне все дико и пусто кругом -
Не шепчутся листья с гремучим ключом:
Напрасно пророка о тени он просит -
Его лишь песок раскаленный заносит
Да коршун хохлатый, степной нелюдим,
Добычу терзает и щиплет над ним.



 

Четвертый сон

Учитывая две функции сна у Достоевского, определите, о каком психологическом состоянии героя свидетельствует сон и какое развитие сюжета он предвещает? Что странного в поведении старухи? Как выглядит Раскольников в этом сне? Какое положение в пространстве занимает герой по отношению к людям? Как это соотносится с теорией Раскольникова? Принимают ли люди такое положение героя?

 


Самостоятельная работа № 8

Война 1805 г. и партизанское движение в романе «Война и мир»

Цели: выявить авторскую оценку войны 1805 г. в романе «Война и мир», сформулировать толстовское понимание героизма; определить особенности изображения партизанского движения в романе.

 

Задание . Прочитайте указанные главы романа Л.Н. Толстого «Война и мир». Последовательно ответьте на вопросы (не переписывая вопросы, дайте полный ответ на них). В результате выполнения задания у вас должен получиться связный текст.

Война 1805 года в романе

Том 1, часть 2, главы VII, XIV-XV, XX-XXI.

На чьей территории происходит военная компания 1805 г.? Чьи интересы защищает русская армия?

Каково состояние русских воск? Почему в этот период не возможен такой подъем духа, который русская армия проявит в войне 1812 года?

Шенграбенское сражение – подвиг малочисленной армии Багратиона, прикрывающей отступление русского войска.

Каким мы впервые видим капитана Тушина?

Какова роль батареи Тушина в Шенграбенском сражении? Было ли ее место определено заранее? Кто принимал стратегически важные решения на поле боя?

Как Толстой описывает обстановку на батарее во время сражения? В чем причина парадоксальной веселости Тушина? Толстой описывает важную подробность: Тушин дает имена своим орудиям. Как помогает передать дух, царящий на батарее?



Как относится к подвигу Тушина командование и он сам?

Сравните поведение Тушина и Долохова. В чем различие храбрости этих людей? Как вы считаете, кому больше симпатизирует автор?

Соответствует ли описанный эпизод традиционным представлением о герое и героизме (которых придерживается, в частности, князь Андрей)? Какие стереотипы стремится разрушить Л.Толстой?

Партизанское движение в войне 1812 г.

Том 4, Часть 3, главы I, V-VI.

В чем Толстой видит особенность войны 1812 года, в чем ее непохожесть на другие европейские войны? Какова роль в войне партизанского движения?

Какую развернутую метафору использует Толстой, характеризуя народную войну? Какие черты войны он тем самым подчеркивает?

Какие качества отличают Тихона Щербатого? Каково его место в отряде?

С каким зверем сравнивает Тихона Толстой и почему?

Можно ли назвать образ Тихона однозначным? Какие черты пробудила в народе война?

 


Самостоятельная работа № 9

«Футлярная» трилогия А.П. Чехова

Цели: расширить представление о прозаическом творчестве А.П. Чехова; сформировать представление о «футлярности» как образе жизни; совершенствовать навык аспектного анализа художественного произведения.

Задание 1.Прочитайте рассказы, составляющие «футлярную трилогию»: «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви»

Задание 2.Прочитайте статью учебника, посвященную «футлярной трилогии». Письменно ответьте на вопросы.

· Какую группу людей принято называть интеллигенцией? (Для ответа можете воспользоваться толковым словарем или свормулировать свое определение.)

· Почему к этой группе людей Чехов предъявлял особые требования?

· Кто ввел понятие «футляр» в литературу?

· Что является футляром для героев каждого из рассказов?

· Что такое «футляр» в понимании Чехова?

Литература

Литература : учебник для студ. ссузов / под ред. Г.А. Обернихиной. − М. : Академия, 2008. – С. 340-342.

Задание 3.Ответьте на один из предложенных вопросов на ваш выбор. Ответ должен представлять собой законченное высказывание из 5-10 предложений (верхний предел условен).

Вариант 1. «Человек в футляре»

Какое значение имеет фраза «Как бы чего не вышло»?

Вариант 2. «Человек в футляре»

Какое значение в судьбе Беликова имеет встреча с Варей?

Вариант 3. «Человек в футляре»

Почему жители города боятся Беликова?

Вариант 4 «Крыжовник»

Изменяет ли покупка имения характер Николая Чимши-Гималайского?

Вариант 5 «Крыжовник»

Почему воплощение мечты привело Николая Чимшу-Гималайского к краху?

Вариант 6. «О любви»

Почему Алехину так и не дано узнать, что Анна Алексеевна живет в соседнем городе?

Вариант 7. «О любви»

Почему осторожность Алехина не уберегла героев от несчастья?

 

 


Самостоятельная работа №10

Образ сильной личности в рассказе М.Горького «Старуха Изергуль»

Цели: познакомиться с тестом рассказа, выявить композиционные и концептуальные особенности текста, анализ художественного текста.

Задание 1. Прочитайте литературоведческую статью. Составьте тезисы.

«Старуха Изергиль» (1894 г.)

В «Старухе Изергиль», как и в большинстве ранних рассказов, Горький поднимает тему силь­ной личности и ставит философскую проблему: каким должен быть человек? возможно ли су­ществование сильной личности? «Сказки», рассказанные Изергиль, должны дать ответы на эти вопросы.

Первой следует легенда о Ларре, в которой представлен «антигерой», в каком-то смысле соот­носимый со сверхчеловеком Ницше. Он попирает общепринятые законы и освященные веками традиции. Однако убийство девушки оборачивается для него страшным наказанием — вечным изгнанием. Ларра предстает как воплощение абсолютного зла. Не случайно сюжет этой «сказки» заставляет вспомнить о вечном жиде Агасфере, который совершает преступление против Бога.

Вторая легенда — легенда о Данко. Данко тоже в определенном смысле сверхчеловек: он выде­ляется среди соплеменников своей статностью, смелостью и красотой. Данко знает людям цену, понимает, что они слабы телом и духом. Когда люди испугались, что не смогут выйти из болот, то обвинили во всем Данко и тот посмотрел на своих будущих убийц с презрением. Очевидно сходство с первой легендой, где JIappa презрительно говорил со старейшинами племени. Но все же в Данко, в отличие от персонажа первой легенды, живет неугасимое пламя любви к людям, кото­рое затмевает презрение к ним. Он вырывает из своей груди сердце, чтобы осветить им путь.

Первая и последняя легенды противопоставлены друг другу не только композиционно, но и по смыслу. В них отражены два различных варианта ницшеанского типа личности. Если для Jlap- ры имеют значение только его личные потребности и желания, то Данко на первое место ставит счастье своего народа. Но, несмотря на противоположность, они имеют немало общего. Прежде всего, Данко и Ларра отличаются от своих соплеменников — они неординарные личности. Ларра необычайно горд и жесток, а Данко слишком смел и благороден; к тому же оба героя одиноки. И, наконец, оба очень высоко ценят свободу. И Ларра, и Данко сродни ницшеанскому сверхчело­веку, но счастье они понимают по-разному. Данко, жертвуя жизнью, ведет за собою толпу, чтобы спасти ее, а Ларра, презирая всех, лишает людей жизни и свободы, чтобы быть свободным само­му. Однако поведение смельчака Данко вызывает у толпы почти ту же реакцию, что и жестокость Ларры, — их боятся.

Финал обеих легенд трагичен. Для Ларры, в котором просыпается, в конце концов, человечес­кое сердце, свободная, но одинокая жизнь становится мукой, а смелое сердце Данко «один осто­рожный человек» затаптывает в грязь. Нужно отметить и то, что Горький эстетизирует не только образ Данко, но и Ларры. Описывая беседу Ларры со старейшинами племени, автор любуется смелостью и независимостью своего героя, несмотря на его жестокость.

Оба героя — Данко и Ларра — фигуры очень яркие, но достаточно условные и обобщенные. Видимо, не случайно произведение названо именем третьей героини — Изергиль, воплощающей в себе вполне конкретные человеческие качества. На фоне легенд о Ларре и Данко и рассказ старухи Изергиль о своей жизни приобретает легендарное звучание. Образ Изергиль — уже не абстрактная и условная, а вполне жизнеподобная вариация сильного типа личности, соотносимого со сверхчеловеком. Ее волнует только то, чего она хочет, и тот, кого она любит. И тем не менее, автор восхищается ею, как и своими сказочными и легендарными персонажами, потому что она не «примеряется» к жизни, а берет от нее все, что может. Любой человек — и Изергиль это до­казывает личным примером — должен стремиться к высшему, потому что в жизни «всегда есть место подвигу».

 

Задание 2.Письменно ответьте на вопрос. Высказывание должно быть аргументировано обращением к тексту, представленному в виде указания на эпизод, пересказа или цитирования.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.