Лермонтов «Три пальмы». Прочитайте стихотворение. Каков его финал? За что наказаны пальмы? Как литературная отсылка в Лермонтову помогает раскрыть образ и судьбу Раскольникова?
Три пальмы (Восточное сказание) В песчаных степях аравийской земли Три гордые пальмы высоко росли. Родник между ними из почвы бесплодной, Журча, пробивался волною холодной, Хранимый, под сенью зеленых листов, От знойных лучей и летучих песков.
И многие годы неслышно прошли; Но странник усталый из чуждой земли Пылающей грудью ко влаге студеной Еще не склонялся под кущей зеленой, И стали уж сохнуть от знойных лучей Роскошные листья и звучный ручей.
И стали три пальмы на бога роптать: "На то ль мы родились, чтоб здесь увядать? Без пользы в пустыне росли и цвели мы, Колеблемы вихрем и зноем палимы, Ничей благосклонный не радуя взор?.. Не прав твой, о небо, святой приговор!"
И только замолкли - в дали голубой Столбом уж крутился песок золотой, Звонком раздавались нестройные звуки, Пестрели коврами покрытые вьюки, И шел, колыхаясь, как в море челнок, Верблюд за верблюдом, взрывая песок.
Мотаясь, висели меж твердых горбов Узорные полы походных шатров; Их смуглые ручки порой подымали, И черные очи оттуда сверкали... И, стан худощавый к луке наклоня, Араб горячил вороного коня.
И конь на дыбы подымался порой, И прыгал, как барс, пораженный стрелой; И белой одежды красивые складки По плечам фариса вились в беспорядке; И с криком и свистом несясь по песку, Бросал и ловил он копье на скаку.
Вот к пальмам подходит, шумя, караван: В тени их веселый раскинулся стан. Кувшины звуча налилися водою, И, гордо кивая махровой главою, Приветствуют пальмы нежданных гостей, И щедро их поит студеный ручей.
Но только что сумрак на землю упал, По корням упругим топор застучал, И пали без жизни питомцы столетий! Одежду их сорвали малые дети, Изрублены были тела их потом, И медленно жгли до утра их огнем.
Когда же на запад умчался туман, Урочный свой путь совершал караван; И следом печальный на почве бесплодной Виднелся лишь пепел седой и холодный; И солнце остатки сухие дожгло, А ветром их в степи потом разнесло.
И ныне все дико и пусто кругом - Не шепчутся листья с гремучим ключом: Напрасно пророка о тени он просит - Его лишь песок раскаленный заносит Да коршун хохлатый, степной нелюдим, Добычу терзает и щиплет над ним.
Четвертый сон
Учитывая две функции сна у Достоевского, определите, о каком психологическом состоянии героя свидетельствует сон и какое развитие сюжета он предвещает? Что странного в поведении старухи? Как выглядит Раскольников в этом сне? Какое положение в пространстве занимает герой по отношению к людям? Как это соотносится с теорией Раскольникова? Принимают ли люди такое положение героя?
Самостоятельная работа № 8
Война 1805 г. и партизанское движение в романе «Война и мир»
Цели: выявить авторскую оценку войны 1805 г. в романе «Война и мир», сформулировать толстовское понимание героизма; определить особенности изображения партизанского движения в романе.
Задание . Прочитайте указанные главы романа Л.Н. Толстого «Война и мир». Последовательно ответьте на вопросы (не переписывая вопросы, дайте полный ответ на них). В результате выполнения задания у вас должен получиться связный текст.
Война 1805 года в романе
Том 1, часть 2, главы VII, XIV-XV, XX-XXI.
На чьей территории происходит военная компания 1805 г.? Чьи интересы защищает русская армия?
Каково состояние русских воск? Почему в этот период не возможен такой подъем духа, который русская армия проявит в войне 1812 года?
Шенграбенское сражение – подвиг малочисленной армии Багратиона, прикрывающей отступление русского войска.
Каким мы впервые видим капитана Тушина?
Какова роль батареи Тушина в Шенграбенском сражении? Было ли ее место определено заранее? Кто принимал стратегически важные решения на поле боя?
Как Толстой описывает обстановку на батарее во время сражения? В чем причина парадоксальной веселости Тушина? Толстой описывает важную подробность: Тушин дает имена своим орудиям. Как помогает передать дух, царящий на батарее?
Как относится к подвигу Тушина командование и он сам?
Сравните поведение Тушина и Долохова. В чем различие храбрости этих людей? Как вы считаете, кому больше симпатизирует автор?
Соответствует ли описанный эпизод традиционным представлением о герое и героизме (которых придерживается, в частности, князь Андрей)? Какие стереотипы стремится разрушить Л.Толстой?
Партизанское движение в войне 1812 г.
Том 4, Часть 3, главы I, V-VI.
В чем Толстой видит особенность войны 1812 года, в чем ее непохожесть на другие европейские войны? Какова роль в войне партизанского движения?
Какую развернутую метафору использует Толстой, характеризуя народную войну? Какие черты войны он тем самым подчеркивает?
Какие качества отличают Тихона Щербатого? Каково его место в отряде?
С каким зверем сравнивает Тихона Толстой и почему?
Можно ли назвать образ Тихона однозначным? Какие черты пробудила в народе война?
Самостоятельная работа № 9
«Футлярная» трилогия А.П. Чехова
Цели: расширить представление о прозаическом творчестве А.П. Чехова; сформировать представление о «футлярности» как образе жизни; совершенствовать навык аспектного анализа художественного произведения.
Задание 1.Прочитайте рассказы, составляющие «футлярную трилогию»: «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви»
Задание 2.Прочитайте статью учебника, посвященную «футлярной трилогии». Письменно ответьте на вопросы.
· Какую группу людей принято называть интеллигенцией? (Для ответа можете воспользоваться толковым словарем или свормулировать свое определение.)
· Почему к этой группе людей Чехов предъявлял особые требования?
· Кто ввел понятие «футляр» в литературу?
· Что является футляром для героев каждого из рассказов?
· Что такое «футляр» в понимании Чехова?
Литература
Литература : учебник для студ. ссузов / под ред. Г.А. Обернихиной. − М. : Академия, 2008. – С. 340-342.
Задание 3.Ответьте на один из предложенных вопросов на ваш выбор. Ответ должен представлять собой законченное высказывание из 5-10 предложений (верхний предел условен).
Вариант 1. «Человек в футляре»
Какое значение имеет фраза «Как бы чего не вышло»?
Вариант 2. «Человек в футляре»
Какое значение в судьбе Беликова имеет встреча с Варей?
Вариант 3. «Человек в футляре»
Почему жители города боятся Беликова?
Вариант 4 «Крыжовник»
Изменяет ли покупка имения характер Николая Чимши-Гималайского?
Вариант 5 «Крыжовник»
Почему воплощение мечты привело Николая Чимшу-Гималайского к краху?
Вариант 6. «О любви»
Почему Алехину так и не дано узнать, что Анна Алексеевна живет в соседнем городе?
Вариант 7. «О любви»
Почему осторожность Алехина не уберегла героев от несчастья?
Самостоятельная работа №10
Образ сильной личности в рассказе М.Горького «Старуха Изергуль»
Цели: познакомиться с тестом рассказа, выявить композиционные и концептуальные особенности текста, анализ художественного текста.
Задание 1. Прочитайте литературоведческую статью. Составьте тезисы.
«Старуха Изергиль» (1894 г.)
В «Старухе Изергиль», как и в большинстве ранних рассказов, Горький поднимает тему сильной личности и ставит философскую проблему: каким должен быть человек? возможно ли существование сильной личности? «Сказки», рассказанные Изергиль, должны дать ответы на эти вопросы.
Первой следует легенда о Ларре, в которой представлен «антигерой», в каком-то смысле соотносимый со сверхчеловеком Ницше. Он попирает общепринятые законы и освященные веками традиции. Однако убийство девушки оборачивается для него страшным наказанием — вечным изгнанием. Ларра предстает как воплощение абсолютного зла. Не случайно сюжет этой «сказки» заставляет вспомнить о вечном жиде Агасфере, который совершает преступление против Бога.
Вторая легенда — легенда о Данко. Данко тоже в определенном смысле сверхчеловек: он выделяется среди соплеменников своей статностью, смелостью и красотой. Данко знает людям цену, понимает, что они слабы телом и духом. Когда люди испугались, что не смогут выйти из болот, то обвинили во всем Данко и тот посмотрел на своих будущих убийц с презрением. Очевидно сходство с первой легендой, где JIappa презрительно говорил со старейшинами племени. Но все же в Данко, в отличие от персонажа первой легенды, живет неугасимое пламя любви к людям, которое затмевает презрение к ним. Он вырывает из своей груди сердце, чтобы осветить им путь.
Первая и последняя легенды противопоставлены друг другу не только композиционно, но и по смыслу. В них отражены два различных варианта ницшеанского типа личности. Если для Jlap- ры имеют значение только его личные потребности и желания, то Данко на первое место ставит счастье своего народа. Но, несмотря на противоположность, они имеют немало общего. Прежде всего, Данко и Ларра отличаются от своих соплеменников — они неординарные личности. Ларра необычайно горд и жесток, а Данко слишком смел и благороден; к тому же оба героя одиноки. И, наконец, оба очень высоко ценят свободу. И Ларра, и Данко сродни ницшеанскому сверхчеловеку, но счастье они понимают по-разному. Данко, жертвуя жизнью, ведет за собою толпу, чтобы спасти ее, а Ларра, презирая всех, лишает людей жизни и свободы, чтобы быть свободным самому. Однако поведение смельчака Данко вызывает у толпы почти ту же реакцию, что и жестокость Ларры, — их боятся.
Финал обеих легенд трагичен. Для Ларры, в котором просыпается, в конце концов, человеческое сердце, свободная, но одинокая жизнь становится мукой, а смелое сердце Данко «один осторожный человек» затаптывает в грязь. Нужно отметить и то, что Горький эстетизирует не только образ Данко, но и Ларры. Описывая беседу Ларры со старейшинами племени, автор любуется смелостью и независимостью своего героя, несмотря на его жестокость.
Оба героя — Данко и Ларра — фигуры очень яркие, но достаточно условные и обобщенные. Видимо, не случайно произведение названо именем третьей героини — Изергиль, воплощающей в себе вполне конкретные человеческие качества. На фоне легенд о Ларре и Данко и рассказ старухи Изергиль о своей жизни приобретает легендарное звучание. Образ Изергиль — уже не абстрактная и условная, а вполне жизнеподобная вариация сильного типа личности, соотносимого со сверхчеловеком. Ее волнует только то, чего она хочет, и тот, кого она любит. И тем не менее, автор восхищается ею, как и своими сказочными и легендарными персонажами, потому что она не «примеряется» к жизни, а берет от нее все, что может. Любой человек — и Изергиль это доказывает личным примером — должен стремиться к высшему, потому что в жизни «всегда есть место подвигу».
Задание 2.Письменно ответьте на вопрос. Высказывание должно быть аргументировано обращением к тексту, представленному в виде указания на эпизод, пересказа или цитирования.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|