Сделай Сам Свою Работу на 5

Прочитайте приведенные высказывания литературоведов. Два из них характеризуют раннюю лирику С.А. Есенина. Выберите их и запишите в тетради.

1. Природа — всеобъемлющая, главная стихия творчества поэта, и с ней лирический герой связан врожденно и пожизненно (М. Эпштейн).

2. Русь с ее красками, запахами движется перед нами, как большой обжитой мир, родина, данная человеку для жизни. Все здесь мило поэту. Строй сравнений, образов, метафор, всех словесных средств взят из родной крестьянской жизни, родной и понятной (К.Л. Зелинский).

3. Мир не раскрывает свои тайны перед поэтом, и он недоуменно вопрошает <…>. Несовершенство жизнеустройства, резкое несоответствие мечты и действительности порождало эти недоуменные вопросы (А.А. Михайлов).

4. В природе, как ее видит поэт, преобладает беспорядок, свежий хаос, наплыв безудержных влечений, хлещущих через край. Причем это не таинственная, неодолимая, страшная стихия <…>, а скорее беспрестанная игра, веселая и дерзкая (М. Эпштейн).


Самостоятельная работа № 15

Характеристика образной системы повести А. Платонова «Котлован»

Цели: сформировать представление о системе персонажей в повести «Котлован», дать характеристику основным героям повести;

Задание 1. Прочитайте литературоведческую статью.

Любимый герой А. Платонова (хотя далеко не его идеал!) — герой мыслящий, «сокровенный человек». В эпоху торжества моды на персонажей волевых, не знающих сомнений и твердо уверенных в правоте усвоен­ных ими идей, писатель пошел против течения, не без иро­нии, однако всегда с симпатией рассказывая о своих «усом­нившихся Макарах», вдруг впервые решивших самостоятель­но найти ответ на мучающие их вопросы.

Типичный пример «сокровенного человека» в повести «Котлован» — Вощев. Суть его столкновения с «администра­цией» в том, что он «стоял и думал среди производства». Во­щев размышлял над «планом общей жизни» — метафора, обо­значающая смысл существования, который придает бытию человека разумную упорядоченность и целеустремленность. Ведь «план» означает продуманность, рациональность, поря­док. Однако, по мнению «администрации», задача человека — жить «по готовому плану треста», подчиняться уже проду­манному за него порядку, потому что «если все мы сразу заду­маемся, то кто действовать будет?» Однако Вощев убежден: «Без думы люди действуют бессмысленно», ведь если человек не «пропустил через себя» навязанную ему извне истину, он не сможет в полной мере отдаться служению ей, тогда как «от душевного смысла улучшилась бы производительность». Таким образом, уже с первых страниц произведения задается важнейшая проблема всего творчества Платонова — проблема осознанности человеческого существования, проблема зарож­дения сознательности в тех, кто прежде жил лишь чувством удивления перед огромным и непонятным миром. Истинный коммунизм возможен лишь в том случае, если каждый добро­вольно и отдавая самому себе отчет примкнет к всемирному братству людей.



Прообраз такого подлинного единства — бригада строите­лей «общепролетарского дома», к которой примкнул Вощев. Бригада представляет собой своеобразный срез общества тех лет: представителей различных общественных групп и просло­ек, образовательного и духовного уровня объединяет коллек­тивная высокая цель— они строят «то единое здание, куда войдет на поселение весь местный класс пролетариата». Каж­дый из строителей вошел в бригаду добровольно, хотя у каж­дого на то свой резон. Безногий «урод империализма» Жа- чев— человек, «задержавшийся» сознанием в эпохе «военно­го коммунизма»: из него, по причине его увечности, плохой работник, и он больше озабочен справедливым распределени­ем благ, отбирая излишек продуктов у функционеров вроде то­варища Пашкина. Однако и душевно, и идейно ему ближе строители, чем те, за счет кого он живет. Интеллигент Пру- шевский имеет право на отдельную жилплощадь, однако он предпочитает вскоре поселиться в бригадном бараке: здесь он спасается от трагического одиночества и неотступных мыслей о самоубийстве. Чиклин — типичный пролетарий: в нем ки­пит избыток жизненных сил и мечта о том, чтобы всем жилось хорошо. Строительство «общепролетарского дома» дает при­менение его «бредущему куда попало телу» и делает мечту осу­ществимой. Сафронов реализует здесь свое стремление к ли­дерству, хотя и сам не брезгует физическим трудом. И даже индивидуалисту Козлову есть место среди строителей: «он еще верил в наступление жизни после постройки больших домов и боялся, что в ту жизнь его не примут, если он представится ту­да жалобным нетрудовым элементом». Ради построения «об­щепролетарского дома» его зодчие готовы переносить лише­ния, жить в ветхом, продуваемом бараке. В бригаде каждый из них ищет преодоления своего «сиротства» в этом мире, пыта­ется восполнить собственную «неполноту», даже ущербность.

Однако достижение их высокой цели постоянно откладыва­ется на будущее. Одна из причин тому — служебное рвение бюрократов наподобие товарища Пашкина, который сперва доложил «главному в городе, что масштаб дома узок», а полу­чив указание вчетверо увеличить котлован, отдал затем при­казание «увеличить котлован не вчетверо, а в шесть раз, дабы угодить наверняка и забежать вперед главной линии, чтобы впоследствии встретить ее на чистом месте». Другая же причина — в том, что часть строителей была призвана на про­ведение коллективизации в деревне, обернувшейся убийством Софронова и Козлова.

Задание 2. Дайте краткую характеристику основным героям повести А. Платонова «Котлован».


Самостоятельная работа № 16

Творчество М. Джалиля

Цели: знакомство с ярким представителем региональной литературы – М. Джалилем.

Задание 1.Прочитайте материал, посвященный творчеству М. Джалиля. Составьте хронологическую таблицу, посвященную жизни и творчеству поэта.

Мустафин, Р. Живые нити : Биография М. Джалиля // Сайт Национальной библиотеки Республики Татарстан [Электронный ресурс]. – Режим доступа: kitaphane.tatarstan.ru/jal_1.htm

 

Задание 2. Прочитайте наиболее яркие стихотворения из М. Джалиля: «Слеза», «Варварство», «Мои песни», «Раб», «Сон в тюрьме», «Палачу», «Любимой».

 


Самостоятельная работа № 17

М. Шолохов «Судьба человека»

Цели: познакомиться с рассказом М.Шолохова «Судьба человека», дать оценку главному герою произведения, выявить концепцию героизма в рассказе.

Задание 1. Прочитайте рассказ М.А Шолохова «Судьба человека»

Задание 2.Выясните по словарю значение слова «судьба». Почему в заголовок своего рассказа Шолохов не вынес имя героя, а сопоставил два эти понятия?

Задание 3. Напишите сочинение (приблизительно 200 слов) на одну из тем по вашему выбору.

· Смысл заглавия рассказа М. Шолохова «Судьба человека»

· Самый запоминающийся эпизод рассказа «Судьба человека»

· Мужчина с ребенком на руках в финале романа «Тихий Дон » и рассказа «Судьба человека» (сходство и различие эпизодов)

· Героизм в рассказе М. Шолохова «Судьба человека»

 


Самостоятельная работа № 18

Великая Отечественная война в творчестве отечественных поэтов

Цели: познакомиться с биографией поэтов-фронтовиков, раскрыть тематические и художественные особенности лирики о Великой Отечественной войне.

Задание.Подготовьте сообщение о военной лирике одного из поэтов. Дайте краткую биографическую справку. Определите был ли известен поэт до войны, участвовал ли он в войне, если да, то в каком качестве, является ли тема войны центральной в его творчестве. Назовите самые известные стихотворения поэта о войне, остановитесь на 2-3 из них. Стихотворения необходимо зачитывать. Одно необходимо выучить наизусть.

Персоналии:Б. Пастернак, А. Ахматова, Н. Тихонов, М. Исаковский, А. Сурков, А. Твардовский, К. Симонов, Ю. Друнина, Б. Слуцкий.

Литература

1. Банчуков, Р.Поэзия Бориса Слуцкого // Вестник. − №11(218. − 25 мая 1999. – Режим доступа: www.vestnik.com/issues/1999/0525/win/banch.htm

2. Литература : учебник для студ. сузов / под ред. В.К. Сигова. – изд. 2-е, испр. – М. : Дрофа, 2008. – 559 с. – ISBN 978-5-358-05688-6. – (Среднее профессиональное образование). – С. 395-403.

3. Сочинения по произведению "О Великой Отечественной войне" [Электронный ресурс] // Сайт LItra.ru/ − Режим доступа: www.litra.ru/composition/work/woid/00047101184773070886

4. Шевчук, Ю.В. Героика и трагизм в лирике А. Ахматовой 1941-1945 годов // Анна Ахматова: эпоха, судьба, творчество.
Крымский Ахматовский научный сборник. Выпуск 3. - Симферополь: Крымский архив, 2005. - C. 73 - 84. – Режим доступа: www.akhmatova.org/articles/shevchuk2.htm

 

 

 


Самостоятельная работа № 19



©2015- 2019 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.