Сюжетные коллизии романа «Доктор Живаго»
Цели: познакомиться с особенностью сюжетной организации романа «Доктор Живаго», выявить черты музыкальной композиции в построении романа.
Задание 1. Прочитайте статью. Выпишите ее основные тезисы.
Судьбы скрещенья
Главная, наиболее резко бросающаяся в глаза композиционная черта романа «Доктор Живаго» состоит в нагромождении всевозможных совпадений, случайных встреч и стечений обстоятельств, которые самими героями (кроме, пожалуй, Юрия Живаго) оцениваются как «невозможные» и «невероятные»; а ведь без них действие не могло бы развиваться вовсе. Такая «поэтика совпадений», уместная скорее в приключенческой литературе или таинственно-романтической прозе, в XX веке считается достоянием массовой культуры, признаком низкопробной литературы. Однако следует отметить, что природа появления таких совпадений в произведении Б. Л. Пастернака совсем иная: они обоснованы мироощущением самого автора, художественным своеобразием его романа.
Нет необходимости распространяться о том, какую роль в творческой биографии Пастернака играла музыка. Поэтому ключ к пониманию значения музыки лежит не в том, что Пастернак непосредственно пишет о ней, а в том, каким образом глубинные принципы музыкального мышления могли повлиять на весь строй его творчества. Поиски музыкальной темы у Пастернака должны быть обращены не на материал, а на внутреннее строение его произведений. С этой точки зрения исключительный интерес представляет "Доктор Живаго".
Для музыки вообще, а для музыки XX века, с ее повышенным интересом к возрождению и развитию всевозможных полифонических форм в особенности, в высшей степени характерен принцип контрапункта, то есть совмещения нескольких относительно автономных и параллельно текущих во времени линий, по которым развивается текст, − будь то мелодические линии, полиритмические и политембровые построения либо все эти факторы в совокупности. Неодновременное и неравномерное вступление разных линий и различная скорость их протекания создают бесконечное разнообразие их переплетений, при которых любые отдельные линии развития то далеко расходятся, то на какое-то время сливаются в один поток, каждый раз совмещаясь друг с другом различными своими фазами. Психологически и символически весь этот процесс может быть интерпретирован как преодоление линейного течения времени: благодаря одновременному восприятию разнотекущих, то есть как бы находящихся на разных временных фазах своего развития, линий слушатель оказывается способен выйти из однонаправленного, однородного и необратимого временного потока и тем самым совершить символический акт преодоления времени, а значит, и "преодоления смерти".
Принцип неравномерного движения времени, "относительности" различных феноменов, текущих с разной скоростью, пронизывает всю фактуру "Доктора Живаго". Примеры реализации данного принципа в тексте романа поистине бесконечны, так же как и разнообразие конкретных явлений, выражающих эту общую идею. Можно заметить, что временной контрапункт принимает у Пастернака две главные формы. Первая, более простая, состоит в неравномерности течения одного временного потока, в придании одному ряду событий нарочито неровного, изменчивого ритма. Излюбленным образом, выражающим эту идею, служит движение поезда. Поезда в романе всегда движутся неравномерно (что, конечно, на уровне реалистического повествования мотивируется условиями изображаемой эпохи), то набирая большую скорость, то останавливаясь на непредсказуемо длительный срок, и эта неравномерность движения корреспондирует с внезапными сменами освещения, перспективы, слышимости, а также самоощущения героя.
Другая, более развитая и наиболее типичная для романа форма временного контрапункта состоит в совмещении нескольких событийных рядов, движущихся с различной скоростью, в различных ритмах и направлениях. Эмблематическим выражением данного принципа может служить не один движущийся поезд, а скорее "поездов расписанье": полифония узловой станции и железнодорожного депо.
Задание 2. Подтвердите мысль о пересечениях судеб героев, ответив на вопросы.
· Первой узловой точкой является самоубийство отца Юрия Живаго. Судьбы каких героев пересеклись здесь? Кто являлся косвенным виновником самоубийства героя? Рядом с чьим имением произошло самоубийство? Кто являлся свидетелем самоубийства?
· Какое судьбоносное значение в жизни Юрия Живаго имела установка черного гардероба (часть 3, гл. 1)? Как это событие связано с его личной жизнью?
· Сколько раз и при каких обстоятельствах Юрий Живаго видел Лару, прежде чем познакомиться с ней в военном госпитале?
· В какие моменты жизни Юрия Живаго появляется его брат Евграф? Какова функция героя в романе?
· Когда Юрий Живаго познакомился с Антиповым-Стрельниковым?
· Кто такой глава лесных братьев Ливерий Микулицын? С кем из его родственником встречается Живаго в романе?
· Кто такая мадемуазель Флери, чье время обгоняет в момент смерти Юрия Живаго ее время? Где он встречался с этой дамой?
Самостоятельная работа №20
Повесть А.И. Солженицына “Матренин двор”
Цели: познакомиться с повесть. А.И. Солженицына «Матренин двор», выделить наиболее значимые детали и мотивы.
Задание 1. Прочитайте повесть А.И. Солженицына «Матрёнин двор».
Задание 2. Выполните тесты на знание содержания и художественных особенностей произведения.
1.Первоначальное название рассказа:
а) «Не стоит село без праведника» б) «Не стоит село без Матрены» в) «Матренины страдания» г)«Житие Матрены-праведницы»
2.Какая фамилия у Матрены:
а) Григорьева б) Фадеева в) Васильева г) Ефимова
3.Какая информация о Матрене верная:
а) любила Фаддея, вышла за Ефима б) любила и Ефима, и Фаддея, замуж не вышла в) никогда никого не любила г) любила Ефима, вышла за Фаддея б)
4.Закончите фразу: «у Матрены из живности были колченогая старая кошка, грязно-белая коза с кривыми рогами, …?.. да …?….»
а) «котята да козлята» б) «корова да теленок» в) «мыши да тараканы» г) «собака да овечка»
5.Объясните, что значит: родила Матрена шестерых детей, но «они не стояли»
а) не вставали на ноги б) не выживали в) были не самостоятельными г) долго не бегали
6.На какой войне пропал без вести муж Матрены:
а) на Первой мировой б) в гражданскую в) в годы финской г) в годы Великой Отечественной
7.Какая информация о Матрене неверна:
а) дом отдала воспитаннице Кире б) конь когда-то ее чуть в озере не сшиб под прорубь в) горницу отдала воспитаннице Кире г) вечно она в мужичьи дела мешалась
8.Какая характеристика подходит для главной героини:
а) «крестьянка 80 лет, безработная» б)«крестьянка, одинокая женщина 60 лет, отпущенная из колхоза» в) «одинокая крестьянка 60 лет, репрессированная» г) «крестьянка, 60 лет, всю жизнь работавшая где-то на заводе»
9.Воспитанница Кира – это:
а) Матренина незаконная дочь б) девочка из детдома в) дочь Фаддея г) дочь председателя колхоза
10.Зачем Кире срочно нужно было перевозить часть Матрениного дома:
а) дают участок, но на нем должно стоять строение б) дали участок, построили дом, нужны сухие дрова в) для перепродажи и выручки денег г) построить сарай рядом с домом
11.Как погибла Матрена?
а) попала под грузовик б) попала под трактор в) убили на станции г)попала под поезд
12.О ком идет речь: тоже Матрена, муж всю жизнь бьет, родила тоже шестерых?
а) жена председателя б) давняя подруга Матрены в) родная сестра г) жена Фаддея
13.Матренин постоялец работал:
а) почтальоном б) председателем в) ветеринаром г)учителем
14.Матренин постоялец, наблюдая за дележом нехитрого ее добра, вспоминая живую Матрену, вдруг отчетливо понимает, что все эти люди, и он в том числе, жили рядом с нею и не поняли, Матрена и есть тот самый:
а) праведник б) человек-надёжа в) страдалец г) настоящий человек
15. Рассказчик – это:
а)автобиографический персонаж б) сосед Матрены в) Фаддей г) Кира
Самостоятельная работа № 21
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|