Художественный мир и поэтика
1. В лирике Мандельштама человеческое существование осмысляется через широкий спектр культурных ассоциаций. По словам Л. Гинзбург, «Поэзия Мандельштама возникала на стыке жизнебоязни и жизнелюбия». Человек сам по себе – малое и слабое существо, заброшенное в историю, как в перемалывающий его водоворот. Только культурная память, осмысление себя на фоне времени помогает человеку спасаться в мире. Чтобы быть полноценной и осмысленной наша, жизнь должна закрепляться в культуре. Спасительное начало культуры в разные моменты творчества поэта представала то в форме грандиозных памятников искусства, то как цепь повторяющихся в культуре мыслей и слов, то как обживание земли, наполнение ее вещами, утварью.
2. Восприятие человека в контексте культуры заставляет Мандельштама искать читателя-собеседника не в настоящем, а в далеком будущем, которое выявит своеобразие современного поэту мира.
3. В творчестве поэта выделяю три периода, характеризующиеся сменой художественной манеры. 1910-1916 гг. – время неоклассической ясности и гармонии, 1916-1928 гг. – период ассоциативной поэзии, 1930-1938 гг. − культ творческого порыва и культ метафорического шифра, создание напряженно личностных, но и максимально затемненных по форме стихов.
4. Стихотворения раннего периода составили сборник «Камень». Лирическое «я» почти отсутствует в раннем творчестве, поэт только наблюдатель, созерцатель жизни. Мандельштам стремится совместить философскую глубину темы с легкостью подачи, «суровость Тютчева с ребячеством Верлэна».
Мандельштам принимает и воплощает принципы творчества акмеизма. Слово уподобляется камню, закрепляющему земную пестроту жизни, осязаемость вещей. Образы его стихотворений весомо-конкретны. Ядро сборника составляют «архитектурные» стихи, одновременно и живописующие памятники культуры, и находящие в них ориентир творчества. Мандельштам обращает взор к приметам времени: кинематографу, футболу и т.д. Но, чтобы поднять эти темы на достойный поэзии уровень, выстраивает цепь ассоциаций «современность – прошлое» и тем самым включает настоящее в культурный контекст. Так, футбольный мяч уподобляется голове враждебного Олоферна, осеченной израильтянкой:
Неизъяснимо лицемерноНе так ли кончиком ногиНад теплым трупом ОлофернаЮдифь глумилась... Так рождается поэтика реминисценций − литературных и культурных перекличек.
5. Во второй период творчества, сборник “Tristia” («Скорбные элегии») лирика поэта обретает гораздо более личностное звучание. Стихи строятся на сочетании тем любви, смерти и эллинизма. Мандельштам ценил «домашний эллинизм», удивительно родственный духу русской культуры. «Эллинизм — это печной горшок, ухват, крынка с молоком, это домашняя утварь, посуда, все окружение тела; эллинизм — это тепло очага, ощущаемое, как священное, всякая собственность, приобщающая часть внешнего мира к человеку, всякая одежда, возлагаемая на плечи любимой с тем же самым чувством священной дрожи».
Во второй период творчества меняет авторское представление о слове и его задачах. Слово теперь уподоблено музыке, оно лишено конкретного смысла. «Любое слово является пучком, и смысл торчит из него в разные стороны, а не устремляется в одну официальную точку». В поэзии остаются только узловые образы, сложный ассоциативный ряд, связавший их, изымается из текста, что затрудняет понимание.
6. В 1924-1925 гг. в поэзию Мандельштама начинает входить тема времени: не его общих звеньев, соединяющих различные исторические пласты, а современности. Современность угрожает разрывом с культурой, разрушением связи, разрушением преемственности. Поэт видит задачу художников в окультуривании, обживании 20 века, наполнении его смыслами:
Чтобы вырвать век из плена,
Чтобы новый мир начать,
Узловатых дней колена
Нужно флейтою связать.
7. Стихи третьего периода, составляющие так называемые «московские» и «воронежские тетради» увидели свет много лет спустя после гибели поэта. Мандельштам разрывает с официальной культурой, как бы присвоенной государством, и возвращается к первоосновам жизни. В его стихах этого периода чрезвычайно усиливается стремление дать предмету конкретное имя, облечь его в тяжелое, грубо-весомое слово. Но эта простота первозданности соседствует с все затемняющейся поэтикой, все больше подчиненной ассоциациям.
8. Поэзия Мандельштама метафорична, основана на сцеплениях смыслов, и в этом поэт выступает наследником символистов. Однако он верит в строгую логичность жизни, неочевидную, но прочную связь явлений. Поэтому метафоры поэта не личностно произвольны, они стремятся раскрыть глубинную связь предметов. Для поэтики Мандельштама характерны предметные символы: кровь (основа жизни), соль (также основа жизни, но иногда и нежизненность), сухость (умирание, иссякание жизни), ласточка (поэтическое слово), звезды (враждебная холодность необжитого космоса).
Задание 2. Ответьте на вопросы к одному из стихотворений.
«Возьми на радость из моих ладоней» · Что символизируют собой пчелы в стихотворении? Какое превращение связано с их образом?
· Как передана неизбежность судьбы человека?
· В чем лирический герой находит спасение?
· Что значит странный подарок героя?
«Адмиралтейство»
· Как в данном стихотворении реализуется установка акмеистов на точность и предметность?
· Башню Адмиралтейства венчает шпиль с кораблем. В каких метафорических образах запечатлена эта предметная деталь?
· Почему созерцание Адмиралтейства становится основой оптимизма лирического героя?
«Кому зима − арак и пунш голубоглазый…»
· К чему стремится лирический герой? Какой литотой выражается его потребность в человеческом участии?
· С какими деталями ассоциируется жизнь у лирического героя? Сравните их с деталями названными в начале стихотворения.
· Какое значение приобретают символы звезд и соли в данном тексте?
· Можно ли назвать мир дружелюбным к человеку? Любит ли герой этот мир?
«Я слово позабыл, что я хотел сказать»
· Какое состояние мучит лирического героя? Чем страшна утрата слова?
· Обратите внимание на дату создания текста? Как проблематика связана с культурной ситуацией той поры?
· Какую роль играют в тексте мифологические образы? Расшифруйте основные из них.
· Почему позабытое слово связано с темой смерти?
Самостоятельная работа № 14
Мифопоэтика в ранней лирике С.А. Есенина
Цели: выявить тематические и художественные особенности ранней лирики С.А. Есенина, определить компоненты мифологического мирообраза поэта.
Прочитайте фрагменты стихотворений и стихотворения раннего периоды творчества С.Есенина. Выпишите по несколько цитат, иллюстрирующих следующие положения:
1. Пейзажные зарисовки являются воплощением темы Родины. Страна предстает в сугубо крестьянском обличье.
2. Красочность описаний, использование традиционных в иконописи цветов и ярких красок народного лубка.
3. Гармоничное единство сферы крестьянского труда, традиционной религиозности, русской природы.
а. Природа обытовлена, вовлечена в каждодневный круг дел человека, воспринимается как большое крестьянское хозяйство.
б. Природа является объектом поклонения. Христианская образность сочетается с языческим обожествлением природы.
в. Природа раскрывается через природу. Далекие, «космические», объекты приближаются через метафоры из иных, близких человеку, сфер природы.
ФРАГМЕНТЫ
О край дождей и непогоды, Кочующая тишина, Ковригой хлебною под сводом Надломлена твоя луна!
За перепаханною нивой Малиновая лебеда. На ветке облака, как слива, Златится спелая звезда.
***
О верю, верю, счастье есть! Еще и солнце не погасло. Заря молитвенником красным Пророчит благостную весть. О верю, верю, счастье есть.
Звени, звени, златая Русь, Волнуйся, неуемный ветер! Блажен, кто радостью отметил Твою пастушескую грусть. Звени, звени, златая Русь.
***
Родился я с песнями в травном одеяле. Зори меня вешние в радугу свивали.
***
За ровной гладью вздрогнувшее небо Выводит облако из стойла под уздцы
***
Там, где капустные грядки Красной водой поливает восход, Клененочек маленький матке Зеленое вымя сосет.
***
Тихо в чаще можжевеля по обрыву. Осень, рыжая кобыла, чешет гриву.
Над речным покровом берегов Слышен синий лязг ее подков.
Схимник-ветер шагом осторожным Мнет листву по выступам дорожным
И целует на рябиновом кусту Язвы красные незримому Христу.
***
Топи да болота, Синий плат небес. Хвойной позолотой Вззвенивает лес. *** За темной прядью перелесиц, В неколебимой синеве, Ягненочек кудрявый — месяц Гуляет в голубой траве.
В затихшем озере с осокой Бодаются его рога, И кажется с тропы далекой — Вода качает берега.
***
Но мелкий дождь своей молитвой ранней Еще стучит по мутному стеклу.
***
Золотою лягушкой луна Распласталась на тихой воде. Словно яблонный цвет, седина У отца пролилась в бороде.
Я не скоро, не скоро вернусь! Долго петь и звенеть пурге. Стережет голубую Русь Старый клен на одной ноге. ***
О Русь, малиновое поле И синь, упавшая в реку, Люблю до радости и боли Твою озерную тоску.
СТИХОТВОРЕНИЯ
Край любимый! Сердцу снятся Скирды солнца в водах лонных. Я хотел бы затеряться В зеленях твоих стозвонных.
По меже на переметке Резеда и риза кашки. И вызванивают в четки Ивы, кроткие монашки.
Курит облаком болото, Гарь в небесном коромысле. С тихой тайной для кого-то Затаил я в сердце мысли.
Все встречаю, все приемлю, Рад и счастлив душу вынуть. Я пришел на эту землю, Чтоб скорей ее покинуть.
***
Гой ты, Русь, моя родная, Хаты — в ризах образа... Не видать конца и края — Только синь сосет глаза. Как захожий богомолец, Я смотрю твои поля. А у низеньких околиц Звонно чахнут тополя.
Пахнет яблоком и медом По церквам твой кроткий Спас. И гудит за корогодом На лугах веселый пляс.
Побегу по мятой стежке На приволь зеленых лех, Мне навстречу, как сережки, Прозвенит девичий смех.
Если крикнет рать святая: «Кинь ты Русь, живи в раю!» Я скажу: «Не надо рая, Дайте родину мою».
***
Я пастух, мои палаты - Межи зыбистых полей, По горам зеленым - скаты С гарком гулких дупелей.
Вяжут кружево над лесом В желтой пене облака. В тихой дреме под навесом Слышу шепот сосняка.
Светят зелено в сутемы Под росою тополя. Я - пастух; мои хоромы - В мягкой зелени поля.
Говорят со мной коровы На кивливом языке. Духовитые дубровы Кличут ветками к реке.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|