Сделай Сам Свою Работу на 5

Художественный мир и поэтика

1. В лирике Мандельштама человеческое существование осмысляется через широкий спектр культурных ассоциаций. По словам Л. Гинзбург, «Поэзия Мандельштама возникала на стыке жизнебоязни и жизнелюбия». Человек сам по себе – малое и слабое существо, заброшенное в историю, как в перемалывающий его водоворот. Только культурная память, осмысление себя на фоне времени помогает человеку спасаться в мире. Чтобы быть полноценной и осмысленной наша, жизнь должна закрепляться в культуре. Спасительное начало культуры в разные моменты творчества поэта представала то в форме грандиозных памятников искусства, то как цепь повторяющихся в культуре мыслей и слов, то как обживание земли, наполнение ее вещами, утварью.

2. Восприятие человека в контексте культуры заставляет Мандельштама искать читателя-собеседника не в настоящем, а в далеком будущем, которое выявит своеобразие современного поэту мира.

3. В творчестве поэта выделяю три периода, характеризующиеся сменой художественной манеры. 1910-1916 гг. – время неоклассической ясности и гармонии, 1916-1928 гг. – период ассоциативной поэзии, 1930-1938 гг. − культ творческого порыва и культ метафорического шифра, создание напряженно личностных, но и максимально затемненных по форме стихов.

4. Стихотворения раннего периода составили сборник «Камень». Лирическое «я» почти отсутствует в раннем творчестве, поэт только наблюдатель, созерцатель жизни. Мандельштам стремится совместить философскую глубину темы с легкостью подачи, «суровость Тютчева с ребячеством Верлэна».

Мандельштам принимает и воплощает принципы творчества акмеизма. Слово уподобляется камню, закрепляющему земную пестроту жизни, осязаемость вещей. Образы его стихотворений весомо-конкретны. Ядро сборника составляют «архитектурные» стихи, одновременно и живописующие памятники культуры, и находящие в них ориентир творчества. Мандельштам обращает взор к приметам времени: кинематографу, футболу и т.д. Но, чтобы поднять эти темы на достойный поэзии уровень, выстраивает цепь ассоциаций «современность – прошлое» и тем самым включает настоящее в культурный контекст. Так, футбольный мяч уподобляется голове враждебного Олоферна, осеченной израильтянкой:



Неизъяснимо лицемерноНе так ли кончиком ногиНад теплым трупом ОлофернаЮдифь глумилась...

Так рождается поэтика реминисценций − литературных и культурных перекличек.

5. Во второй период творчества, сборник “Tristia” («Скорбные элегии») лирика поэта обретает гораздо более личностное звучание. Стихи строятся на сочетании тем любви, смерти и эллинизма. Мандельштам ценил «домашний эллинизм», удивительно родственный духу русской культуры. «Эллинизм — это печной горшок, ухват, крынка с молоком, это домашняя утварь, посуда, все окружение тела; эллинизм — это тепло очага, ощущаемое, как священное, всякая собственность, приобщающая часть внешнего мира к человеку, всякая одежда, возлагаемая на плечи любимой с тем же самым чувством священной дрожи».

Во второй период творчества меняет авторское представление о слове и его задачах. Слово теперь уподоблено музыке, оно лишено конкретного смысла. «Любое слово является пучком, и смысл торчит из него в разные стороны, а не устремляется в одну официальную точку». В поэзии остаются только узловые образы, сложный ассоциативный ряд, связавший их, изымается из текста, что затрудняет понимание.

6. В 1924-1925 гг. в поэзию Мандельштама начинает входить тема времени: не его общих звеньев, соединяющих различные исторические пласты, а современности. Современность угрожает разрывом с культурой, разрушением связи, разрушением преемственности. Поэт видит задачу художников в окультуривании, обживании 20 века, наполнении его смыслами:

Чтобы вырвать век из плена,

Чтобы новый мир начать,

Узловатых дней колена

Нужно флейтою связать.

7. Стихи третьего периода, составляющие так называемые «московские» и «воронежские тетради» увидели свет много лет спустя после гибели поэта. Мандельштам разрывает с официальной культурой, как бы присвоенной государством, и возвращается к первоосновам жизни. В его стихах этого периода чрезвычайно усиливается стремление дать предмету конкретное имя, облечь его в тяжелое, грубо-весомое слово. Но эта простота первозданности соседствует с все затемняющейся поэтикой, все больше подчиненной ассоциациям.

8. Поэзия Мандельштама метафорична, основана на сцеплениях смыслов, и в этом поэт выступает наследником символистов. Однако он верит в строгую логичность жизни, неочевидную, но прочную связь явлений. Поэтому метафоры поэта не личностно произвольны, они стремятся раскрыть глубинную связь предметов. Для поэтики Мандельштама характерны предметные символы: кровь (основа жизни), соль (также основа жизни, но иногда и нежизненность), сухость (умирание, иссякание жизни), ласточка (поэтическое слово), звезды (враждебная холодность необжитого космоса).

 

Задание 2. Ответьте на вопросы к одному из стихотворений.

«Возьми на радость из моих ладоней»

· Что символизируют собой пчелы в стихотворении? Какое превращение связано с их образом?

· Как передана неизбежность судьбы человека?

· В чем лирический герой находит спасение?

· Что значит странный подарок героя?

 

«Адмиралтейство»

· Как в данном стихотворении реализуется установка акмеистов на точность и предметность?

· Башню Адмиралтейства венчает шпиль с кораблем. В каких метафорических образах запечатлена эта предметная деталь?

· Почему созерцание Адмиралтейства становится основой оптимизма лирического героя?

 

«Кому зима − арак и пунш голубоглазый…»

· К чему стремится лирический герой? Какой литотой выражается его потребность в человеческом участии?

· С какими деталями ассоциируется жизнь у лирического героя? Сравните их с деталями названными в начале стихотворения.

· Какое значение приобретают символы звезд и соли в данном тексте?

· Можно ли назвать мир дружелюбным к человеку? Любит ли герой этот мир?

 

«Я слово позабыл, что я хотел сказать»

· Какое состояние мучит лирического героя? Чем страшна утрата слова?

· Обратите внимание на дату создания текста? Как проблематика связана с культурной ситуацией той поры?

· Какую роль играют в тексте мифологические образы? Расшифруйте основные из них.

· Почему позабытое слово связано с темой смерти?


Самостоятельная работа № 14

Мифопоэтика в ранней лирике С.А. Есенина

Цели: выявить тематические и художественные особенности ранней лирики С.А. Есенина, определить компоненты мифологического мирообраза поэта.

Прочитайте фрагменты стихотворений и стихотворения раннего периоды творчества С.Есенина. Выпишите по несколько цитат, иллюстрирующих следующие положения:

1. Пейзажные зарисовки являются воплощением темы Родины. Страна предстает в сугубо крестьянском обличье.

2. Красочность описаний, использование традиционных в иконописи цветов и ярких красок народного лубка.

3. Гармоничное единство сферы крестьянского труда, традиционной религиозности, русской природы.

а. Природа обытовлена, вовлечена в каждодневный круг дел человека, воспринимается как большое крестьянское хозяйство.

б. Природа является объектом поклонения. Христианская образность сочетается с языческим обожествлением природы.

в. Природа раскрывается через природу. Далекие, «космические», объекты приближаются через метафоры из иных, близких человеку, сфер природы.


ФРАГМЕНТЫ

О край дождей и непогоды,
Кочующая тишина,
Ковригой хлебною под сводом
Надломлена твоя луна!

За перепаханною нивой
Малиновая лебеда.
На ветке облака, как слива,
Златится спелая звезда.

***

О верю, верю, счастье есть!
Еще и солнце не погасло.
Заря молитвенником красным
Пророчит благостную весть.
О верю, верю, счастье есть.

Звени, звени, златая Русь,
Волнуйся, неуемный ветер!
Блажен, кто радостью отметил
Твою пастушескую грусть.
Звени, звени, златая Русь.

***

Родился я с песнями в травном одеяле.
Зори меня вешние в радугу свивали.

***

За ровной гладью вздрогнувшее небо
Выводит облако из стойла под уздцы

***

Там, где капустные грядки
Красной водой поливает восход,
Клененочек маленький матке
Зеленое вымя сосет.

***

Тихо в чаще можжевеля по обрыву.
Осень, рыжая кобыла, чешет гриву.

Над речным покровом берегов
Слышен синий лязг ее подков.

Схимник-ветер шагом осторожным
Мнет листву по выступам дорожным

И целует на рябиновом кусту
Язвы красные незримому Христу.

***

Топи да болота,
Синий плат небес.
Хвойной позолотой
Вззвенивает лес. ***

За темной прядью перелесиц,
В неколебимой синеве,
Ягненочек кудрявый — месяц
Гуляет в голубой траве.

В затихшем озере с осокой
Бодаются его рога,
И кажется с тропы далекой —
Вода качает берега.

***

Но мелкий дождь своей молитвой ранней
Еще стучит по мутному стеклу.

***

Золотою лягушкой луна
Распласталась на тихой воде.
Словно яблонный цвет, седина
У отца пролилась в бороде.

Я не скоро, не скоро вернусь!
Долго петь и звенеть пурге.
Стережет голубую Русь
Старый клен на одной ноге.

***

О Русь, малиновое поле
И синь, упавшая в реку,
Люблю до радости и боли
Твою озерную тоску.


СТИХОТВОРЕНИЯ

Край любимый! Сердцу снятся
Скирды солнца в водах лонных.
Я хотел бы затеряться
В зеленях твоих стозвонных.

По меже на переметке
Резеда и риза кашки.
И вызванивают в четки
Ивы, кроткие монашки.

Курит облаком болото,
Гарь в небесном коромысле.
С тихой тайной для кого-то
Затаил я в сердце мысли.

Все встречаю, все приемлю,
Рад и счастлив душу вынуть.
Я пришел на эту землю,
Чтоб скорей ее покинуть.

***

Гой ты, Русь, моя родная,
Хаты — в ризах образа...
Не видать конца и края —
Только синь сосет глаза.
Как захожий богомолец,
Я смотрю твои поля.
А у низеньких околиц
Звонно чахнут тополя.


Пахнет яблоком и медом
По церквам твой кроткий Спас.
И гудит за корогодом
На лугах веселый пляс.

Побегу по мятой стежке
На приволь зеленых лех,
Мне навстречу, как сережки,
Прозвенит девичий смех.

Если крикнет рать святая:
«Кинь ты Русь, живи в раю!»
Я скажу: «Не надо рая,
Дайте родину мою».

***

Я пастух, мои палаты -
Межи зыбистых полей,
По горам зеленым - скаты
С гарком гулких дупелей.

Вяжут кружево над лесом
В желтой пене облака.
В тихой дреме под навесом
Слышу шепот сосняка.

Светят зелено в сутемы
Под росою тополя.
Я - пастух; мои хоромы -
В мягкой зелени поля.

Говорят со мной коровы
На кивливом языке.
Духовитые дубровы
Кличут ветками к реке.



©2015- 2019 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.