Почему Изергиль можно назвать исключительной личностью?
Самостоятельная работа № 11
Тема Родины в лирике А.А. Блока
Цели:рассмотреть особенность образа Родины в лирике Блока, выявить отражение фактов национальной истории в создании образа России. Задание 1. Прочитайте стихотворения «Русь», «Россия», «Осенний день», «Выхожу я в путь, открытый взорам…», «Русь моя, жизнь моя, вместе ль нам маяться?» Задание 2. Выпишите из текста фрагменты, согласно заданию. Обозначьте группу, к которой относятся фрагменты. (Помните, что однозначно отнести фрагмент в тот или иной раздел не всегда представляется возможным – повторите цитату или поместите в более подходящий, по вашему усмотрению, раздел.) Сформулируйте вывод на основе отобранных цитат. В формулировке вывода вам могут помочь материалы учебника.
Пейзаж. Выпишите из текстов пейзажные реалии. Какой предстает природа Родины?
Приметы русской жизни. Выпишите из стихотворений приметы русской жизни: обычаи, нравы, характерные для Руси сцены. Почему выбраны именно они?
Дух России. Выпишите фрагменты, характеризующие дух России, содержащие общую оценку русской жизни, русской атмосферы. Каков ореол, которым окружена Родина у Блока?
Персонификация России. Выпишите фрагменты, в которых представлена персонификация России – воплощение в виде человека. Какой образ выбран для этого, почему именно он?
Связь поэта с Родиной. Выпишите фрагменты, говорящие о чувстве поэта к Родине, о его отношении к России. Насколько крепко связан поэт с Родиной?
Мотив пути, дороги. Выпишите фрагменты, в которых реализован мотив пути, дороги. В чем Блок видит особенность пути России?
Литература
Литература : учебник для студ. сузов / под ред. Г.А. Обернихиной. – изд. 3-е, стереотип. – М. : Академия, 2008. – С. 474-477.
ЕГЭ. Литература : универсальный справочник / Л.А. Скубачевская и др. – М. : Эксмо, 2010. – С. 256-261.
Самостоятельная работа №12
Зрелая лирика А.А. Ахматовой
Цели: дать представление о тематической разнообразии зрелой лирики Ахматовой; развивать умение анализировать поэтику стихотворного текста.
Задание. Перепишите лекцию, посвященную зрелой лирике Ахматовой. На места пропусков вставьте названия стихотворения, о которых идет речь, и примеры указанных образных средств. Работа может быть выполнена как в печатном, так и в рукописном виде.
Художественные тексты: «Когда б вы знали, из какого сора…», «Родная земля», «Мужество», «Мне голос был…», «Истлевают звуки в эфире», «Приморский сонет», «Заплаканная осень, как вдова…».
Зрелая лирика А. Ахматовой
Анна Ахматова вошла в русскую литературу, прежде всего, как певец любви. Однако с течением времени лирика поэтессы, родившейся на рубеже веков, жившей в период тяжелейших общественных потрясений, неизбежно обрела высокое гражданское звучание. Уже в годы первой мировой войны происходит расширение тематического диапазона лирики Ахматовой.
Даже в интимную тему история внесла новое, трагическое, содержание. Стихотворение ________ было написано осенью 1921 года вскоре после расстрела первого мужа А.Ахматовой Н.Гумилева. В основе стихотворения сравнение, персонифицирующее природу ____________. Лирическая героиня передоверяет её свои чувства. С одной стороны, этот акт подчеркивает безмерность горя женщины, видящей трагический отсвет во всем. С другой − природа воплощает мудрость бытия, и ее круговорот обещает героине забвение боли.
Гражданская позиция Ахматовой укрепилась в годы революции, когда перед поколением поэтессы встал вопрос: отправиться в эмиграцию или перенести страдания вместе с Родиной. В центре стихотворения ___________ внутренний конфликт: неприятии революционных событий и невозможности оставить родину. Конфликт воссоздан в величественной форме искушения человека праведного, важность и судьбоносность решения подчеркнута высокой лексикой ______.
Стихи Ахматовой в период второй мировой войны − своеобразная формула гневного, воинственного патриотизма. Стихотворение _________ звучит как страстная молитва и заклинание, а его последняя укороченная строка ________ напоминает торжественное «Аминь». Голос поэта сливается с голосом народа, поэтому в тексте звучит слитное и согласное «мы». Главную ценность, отстаиваемую перед врагом, поэт видит в сохранении культуры, которая для акмеистки по-прежнему заключается в сохранении _________.
Центральная тема стихотворения __________ дана в заглавии. В начальных строках отрицается восторженное и благоговейное отношение к родной земле. Ему противопоставляется тесная, даже не духовная, а физическая связь с родиной. Эстетический эффект достигается обращением к разным значениям центрального многозначного слова ______: это и почва в прямом смысле, и страна.
В зрелой лирике Ахматова обращается к традиционной теме «поэта и поэзии». «Тайны ремесла» − так называется цикл стихов Анны Андреевны Ахматовой, в котором она размышляет о поэтическом творчестве. Центральное стихотворение цикла ________. Написанное в 1940 г., оно сохраняет установку акмеизма на воспроизведение мелочей _________. Поэт отвергает канонические жанры _________ и связывает свое творчество с живой жизнью. Естественность появления стихов подчеркивает природная метафора ______. Ключевой глагол усилен повтором.
Любовная тема не исчезает из зрелой лирики поэта. Но происходит ее значительная трансформация. Эти тексты лишены акмеистических деталей и посвящены тайному сродству душ, что привносит в них символистскую размытость образов. В стихотворении ___________ лирические герои как бы вовсе лишены плоти, от них остаются лишь __________. Но им дана высокая миссия прервать равнодушие и немоту вселенной. связь героев выступает единственной хрупкой опорой жизни. Идея преображения мира реализуется в финальной метафоре _________.
В зрелой лирике поэта усиливается звучание философской темы. Для стихотворения Ахматова ________ избирает твердую форму __________, традиционно включающую 14 строк, отражающих развитие мысли от тезиса через антитезис к синтезу. Тезис − тема скоротечности жизни: ________. Ей противопоставляется мысль о вечности: __________. В финале два плана совмещаются в одном пространстве, вырисовывается путь, незаметный переход от земной жизни к вечной: ___________. Вечность «обживается», наполняется приметами личного прошлого героини.
Самостоятельная работа №13
Творчество О.Э.Мандельштама
Цели: познакомиться с биографией поэта; изучить особенности художественного мира и поэтики поэта; выполнить частичный анализ поэтического текста.
Задание 1. Познакомьтесь с материалом о жизни и творчестве О.Э. Мандельштама.
Осип Эмильевич Мандельштам (1891-1938)
Жизнь и творчество
Судьба и творчество Мандельштама – сложная попытка примирить стремление жить в вечности, в пространстве, созданном человеческой культурой, и необходимость жить во времени, требовательном и жестоком.
Осип Эмильевич родился в семье купца первой гильдии, специализирующегося на кожевенном товаре, и учительницы музыки. Мальчик оказался зажат в тиски двух очень жестких идеологических доктрин: изолированности еврейства, к которому принадлежал по рождению, и народнических взглядов матери. Уже в юном возрасте от отказывается от культурной идентичности, данной ему от рождения, взамен выбирается ориентация на открытость широким, прежде всего и почти исключительно европейским влияниям.
Осип Эмильевич окончил Тенишевское училище – одно из передовых заведений Петербурга. В 1905 г. будущий поэт переживает короткий «роман» с русской революцией: его увлекает смелость протеста, самоотречение и готовность на гибель. После окончания училища поэт, с детства страдавший астмой и заболеванием сердца, отправляется на лечение за границу. Там же он пытается завершить образование. Полгода в Париже (1907 − 1908), два семестра в Гейдельбергском университете в Германии (1909 −1910) он изучает старофранцузскую словесность и искусство Возрождения, два месяца в проводит в санатории под Берлином (1910). Но гораздо глубже университетских знаний проникал в юношу сам дух европейской культуры. По возвращении в Петербург, Мандельштам учится на романском отделении Петербургского университета, но курса не кончает.
Проводником в литературу для поэта стал Вас. Гиппиус, директор Тенишевского училища, поэт-символист. Но искушение отцветавшим тогда символизмом длилось недолго. Мандельштам входит в Цех поэтов, возглавляемый Н.С. Гумилевым, а позже становится одним из шести акмеистов. От этого имени он не отказывался до конца жизни.
Большевистская революция не вызвала в поэте горячего сочувствия, тем не менее он выбрал жизнь на Родине, хотя понимал, что путь в Европу, бывшую колыбелью его творчества закрывается, вероятно, навсегда. Но, в спасаясь в от голода гражданской войны на юге – на Украине, в Крыму, в Грузии − поэт открывает для себя родное средиземноморье, овеянное эллинистическим духом. В Киеве он знакомится в Надеждой Хазиной, ставшей его женой и другом до конца жизни.
В 1920-е гг. поэт работает в советских издательствах, занимается переводами. Но укорененности, стабильного статуса ему обрести не удается. Вторая половина 1920-х − время поэтического молчания Мандельштама, его творчество сосредоточено на создании прозы, мемуарной, публицистической, теоретико-литературной. В 1928 г. благодаря содействию Н. Бухарина, покровительствовавшего поэту, Мандельштаму удается выпустить сразу 3 книги («Стихотворения», «Египетская марка» и «О поэзии»). Но это были последние прижизненные публикации, после удалось пристроить в журналы только несколько стихотворений.
От творческого кризиса поэта спасает поездка в Армению и соприкосновение с древней, сохранившей черты первозданной простоты культурой этого региона. В 1933 г. поэт пишет эпиграмму на Сталина и читает под строжайшим секретом 14 людям. Пастернак, также слышавший эти стихи, назвал поступок Мандельштама самоубийством. Вскоре последовал арест. Но приговор был исключительно мягок, согласно воспоминания, Сталин приказал «изолировать, но сохранить» поэта. Местом трехлетней ссылки Мандельштамы (а Надежда Яковлевна добровольна последовала за мужем) избрала Воронеж. Несмотря на удручающе тяжелое материальное положение поэт создает стихи, составившие так называемые «Воронежские тетради». В 1937 г. срок ссылки заканчивается. Лето Мандельштамы проводят в санатории, а 1938 г. поэта арестовывают вновь (началось дело его покровителя Бухарина). Тяжело больного поэта отправляют по этапу на дальний Восток, где он должен был пробыть 5 лет. Мандельштам умер на пересыльном лагере от сердечной недостаточности, усугубленной общим истощением. В 1942 г. власти официально уведомили о гибели поэта сего семью.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|