Виды опросов, применяемых
В управлении персоналом
ОПРОСЫ
В УПРАВЛЕНИИ ПЕРСОНАЛОМ
| Развивающие опросы
(предназначены для развития, мотивирования и обучения)
| Оценивающие опросы (предназначены для оценки, аттестации, экспертизы)
| Информационные опросы (предназначены для сбора информации и общественного мнения)
| Измеряющие, диагностические опросы (предназначены для измерения характеристик и показателей)
| Аналитические опросы (предназначены для разработки рекомендаций и мониторингов)
|
Не правильно считать, что главными в управлении персоналом являются диагностические и оценивающие опросы. В современных преуспевающих организациях, рассматривающих персонал как главный фактор конкурентоспособности организации, наибольшее значение придается развивающим и аналитическим опросам, вместе с тем не мало внимания уделяется информационным опросам.
Для каждой группы опросов применяются специфические методы оценки качества. Одним из важнейших показателей качества опросов являются метрологические характеристики его инструментария. К ним можно отнести следующие характеристики.
Таблица 13
Метрологические характеристики
Опросного инструментария
Метрологические характеристики опросов
| 1. Дифференцированная чувствительность
| 2. Надежность
2.1. Стабильность во времени.
2.2. Эквивалентность.
2.3. Гомогенность.
2.4 Надежность исследователя.
| 3. Валидность
3.1. Содержательная валидность:
3.1.1. Внешняя (в т.ч. мнимая) валидность содержания;
3.1.2. Объективная валидность содержания;
3.1.3. Субъективная валидность содержания.
3.2. Валидность, использующая внешний критерий.
3.3. Конструктная валидность.
|
Оценка качества разрабатываемого и применяемого инструментария обычно осуществляется параллельно с его апробацией и может включать множество измерений и этапов исследования. Поэтому оценка качества инструментария может занимать достаточно много времени, и это необходимое время необходимо также закладывать в программы подготовки и проведения опроса.
_________________________________________________
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, мы рассмотрели кадровое интервью, имея в виду прежде всего основную его функцию получение целеориентированной информации о персонале организации.
Разработка программы и проведение кадрового интервью на основе выработанных в социологии и психологии принципов, правил, приемов, техник, методик и процедур, значительно повышает качество его результатов, позволяет объективно соизмерять результаты, продемонстрированные различными сотрудниками и позволяет привносить в кадровую работу научную основу.
Проведение учебного прикладного исследования является эффективным способом получения знаний, формирования и развития навыков и благодарной и достаточно интересной формой получения общетеоретических знаний и практических навыков и умений по современным методам прикладного менеджмента, а также может быть активно использовано в качестве самостоятельного и дополнительного источника информации при подготовке курсовых и дипломных работ, при написании научных и научно-популярных статей, эффективным подспорьем при осуществлении различных кадровых работ во время прохождения практики или работы в отделах и службах персонала организаций и компаний, а также необычайно эффективной формой саморазвития и самопрезентации студента-исследователя в профессиональной сфере и в обществе.
Желаем Вам профессионального и личного успеха!
ЛИТЕРАТУРА
1. Айви А. Лицом к лицу. Практическое пособие для освоения приемов и навыков делового общения. – Новосибирск: Экор, 1995.
2. Айзенштат Р.Г. Эстетика и психология для менеджера. – Калуга, 1992.
3. Андреева Г.М. Социальная психология: Учебник для ВУЗов. – М.: Аспект-Пресс, 1999.
4. Артемов О.Ю., Архипова Н.И. Кадровый менеджмент. – М.: Приор, 2001.
5. Атаманова Р.И. Работодателей выбирают. Работодателей воспитывают // Управление персоналом. 1998. № 8.
6. Базаров Т.Ю. Управление персоналом развивающейся организации. – М.: ИПК ГС, 1996.
7. Бурнард Ф. Тренинг навыков консультирования. – СПб.: Питер, 2002.
8. Бутенко И.А. Анкетный опрос как общение социолога с респондентами. – М.: Высшая школа, 1989.
9. Васильев А.П., Маригодов В.К., Слободянюк А.А. Содержание, формы и методы обучения в высшей школе: Обзор информации / Под ред. А.А. Слободянюка. Вып. 2.Социологические исследования в педагогической практике. – М.: НИИВО, 1992.
10. Веснин В.Р. Менеджмент персонала. – М.: Элит-2000, 2001.
11. Веснин В.Р. Практический менеджмент персонала: пособие по кадровой работе. – М.: Юристъ, 1998.
12. Винокур Т.Г. Говорящий и слушающий: варианты речевого поведения. – М.: Наука, 1993.
13. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. – М.: Гардарика, 1998.
14. Волков И.П. Руководителю о человеческом факторе: Социально-психологический практикум. – Л.: Лениздат, 1989.
15. Волкова Т. Рекрутмент: трудоустройство или менеджмент? Анализ работодателя // Управление персоналом. 2001. № 9. С. 18–19.
16. Горянина В.А. Психологические предпосылки непродуктивности стиля межличностного взаимодействия // Психологический журнал. 1997. № 6. С. 73–83.
17. Грачев М.В. Суперкадры: управление персоналом и международные корпорации. – М.: Дело, 1993.
18. Десслер Г. Управление персоналом. – М.: Бином, 1997.
19. Дуракова И.Б. Управление персоналом: отбор и найм. – М.: Центр, 1998.
20. Дятлов В.А., Травин В.В. Менеджмент персонала предприятия. – М.: Дело, 2000.
21. Егоршин А.П. Управление персоналом. – М.: Логос, 2001.
22. Ельцов А.Н. Руководитель не может позволить себе иметь плохое настроение // Управление персоналом. 1998. № 2. С. 42–47.
23. Ефремов О.Ю., Скопылатов И.А. Управление персоналом. – СПб., 2000.
24. Жариков Е.С. Психология управления. – М.: МЦФЭР, 2002.
25. Журавлев П.В., Карташов С.А., Маусов Н.К., Одегов Ю.Г. Персонал. Словарь понятий и определений. – М.: Экзамен, 1999.
26. Закс Л. Статистическое оценивание / Под ред.Ю.П. Адлера и В.Г. Горского. – М.: Статистика, 1976.
27. Захаров Д.К., Кибанов А.Я. Организация управления персоналом на предприятии. – М.: ГАУ, 1994.
28. Звездина Ю. О психологических аспектах интервьюирования // www.lawclinic.ru/download/0002.zip
29. Здравомыслов А.Г. Методология и процедура социологических исследований. – М.: Мысль, 1969.
30. Иванов Г. Особенности применения интервью при отборе персонала // www.psycho.ru/magazine/current/_00802.htm
31. Иванцевич Д.М., Лобанов А.А. Человеческие ресурсы управления: основы управления персоналом. – М.: Дело, 1993.
32. Информация о возможностях психологии в сфере подбора и управления персоналом // www.gain.ru
33. Искусство разговаривать и получать информацию / Сост. Б.Н. Лозовский. – М.: Высшая школа, 1993.
34. Кабаченко Т.С. Психология управления. – М., 1996.
35. Каган М.С. Мир общения: проблемы межсубъектных отношений. – М., 1988.
36. Казаринова Н.В. Межличностное общение. – СПб., 2000.
37. Как люди производят впечатление друг на друга или с чем едят имидж // www.gain.ru
38. Как подготовиться к собеседованию с кандидатом // www.psychology.ru
39. Как провести социологическое исследование. – М.: Политиздат, 1985.
40. Как успешно пройти интервью // www.ancor.ru
41. Карнеги Д. Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей. – М.: Прогресс, 1990.
42. Кендалл М.Г. Ранговая корреляция. – М.: Наука, 1975.
43. Кимбл Г. Как правильно пользоваться статистикой. – М.: Финансы и статистика, 1976.
44. Книга работника кадровой службы. Учебно-справочное пособие / Ред. Охотский Е.В., Анисимов В.М. – М.: ОАО «Издательство «Экономика», 1998.
45. Комозин А.Н., Кравченко А.И. Популярная социология. – М.: Политиздат, 1991.
46. Коханов В.Ф. Отбор персонала и введение в должность. – М., 1996.
47. Кочеткова А.И. Психологические основы современного управления персоналом. – М.: Зерцало, 1999.
48. Кочеткова А.И., Уткин Э.А. Управление персоналом в малом и среднем бизнесе. – М., 1996.
49. Краткий словарь по социологии. – М.: Политиздат, 1988.
50. Крижанская Ю.С., Третьяков В.П. Грамматика общения. – М.: Смысл. (Акад. проект), 1999.
51. Кричевский Р.Л. Если Вы – руководитель. – М.: Дело, 1998.
52. Куницына В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М. Межличностное общение: Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2002.
53. Курбатова М.Б., Магура М.И. Современные персонал-технологии. – М.: Интел-Синтез, 2001.
54. Ладанов И.Д. Психология управления рыночными структурами: Преобразующее лидерство. – М.: Перспектива, 1997.
55. Ладанов И.Д. Стратегия кадрового менеджмента // Управление персоналом. 1996. № 10 (4).
56. Ларин В.М., Петросян Д.С., Русинов Ф.М. Кадровые проблемы современного менеджмента. – Саратов: Изд. Центр СГА, 1996.
57. Лекции по методике конкретных социальных исследований. – М.: Изд-во Мос. ун-та, 1972.
58. Леонтьев А. А. Психология общения. – М.: Смысл, 1999.
59. Личная тектология руководителя / Ред. Варламов. – М., 1994.
60. Личность. Общение. Групповые процессы / АН СССР, ИНИОН: Сборник обзоров. – М., 1991.
61. Магура М.И. Поиск и отбор персонала. – М.: Интел-Синтез, 2001.
62. Майерс Д. Социальная психология. – СПб.: Питер, 1999.
63. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. – М.: Дело, 1997.
64. Методы социальной психологии. – Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1977.
65. Михайлов С. Эмпирическое социологическое исследование / Пер. с болг. – М.: Прогресс, 1975.
66. Михайлов Ф.Б. Управление персоналом: классические концепции и новые подходы. – Казань, 1994.
67. Модели и методы управления персоналом / Под ред. Е.Б. Моргунова. – М.: Интел-Синтез, 2001.
68. Мордовин С.К. Управление человеческими ресурсами. – М.: ИНФРА-М, 1999.
69. Навыки проведения интервью: Семинар–тренинг / Компания «Kelly Services». – М., 2000.
70. Найм персонала: Семинар–тренинг / Разработан специалистами Группы Компаний «Институт Тренинга». – СПб., 2001.
71. Никольская Е., Прибылова М. Подбор персонала без ошибок // Career Forum. 2001. № 15, № 17, № 21.
72. Никольская Е., Прибылова М. Подбор персонала без ошибок // Career Forum. 2002. № 24.
73. Ноэль Э. Массовые опросы. – М.: Прогресс, 1978.
74. Общение с трудными людьми. (Реферат книги: Аксельрод А., Хольти Д. 201 способ победить в ситуациях трудного общения. – Челябинск: Урал LTD, 1999) // Кадры. 1999. № 12. С. 32–34.
75. Омаров А.М. Управление: искусство общения. М., 1983.
76. Осипов Г.В., Андреев Э.П. Методы измерения в социологии. – М.: Наука, 1977.
77. Основы психологии управления: учебное пособие. – Сыктывкар, 1997.
78. Паниотто В.И., Максименко В.С. Количественные методы в социологических исследованиях. – Киев: Наукова думка, 1982.
79. Панкратов В.Н. Психотехнология управления людьми. – М.: Изд-во Института психотерапии, 2001.
80. Практикум по социологии / Ред. И.М. Слепенков и др. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1992.
81. Психологическое самообразование: читая зарубежные учебники: Проблемы психологии личности / Под ред. А.М. Матюшкина. – М.: Школа-Пресс, 1992.
82. Психология делового преуспевания. – М.: Издательство ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001.
83. Психология и этика делового общения / Под ред. В.Н. Лавриненко. – М.: Культура и спорт: ЮНИТИ, 1997.
84. Психология работы с персоналом в трудах отечественных специалистов / Под ред. Л.В. Винокурова. – СПб.: Питер, 2001.
85. Психология. Словарь / Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. Изд. 2-е. – М.: Политиздат, 1990.
86. Пугачев В.П. Руководство персоналом организации. – М.: Аспект Пресс, 1998.
87. Пушкарев Н.Ф. Практикум по кадровому менеджменту. – М.: Финансы и статистика, 2000.
88. Рабочая книга социолога / Ред. колл. Г.В. Осипов и др. 2-е изд., перераб. – М.: Наука, 1983.
89. Розанова В.А. Психология управления. – М.: ЗАО «Бизнес-Школа «Интел-Синтез», 1997.
90. Розанова В.А. Психология управления. – М.: Интел-Синтез, 2002.
91. Саакян А. Управление персоналом в организации. – М.: Питер, 2001.
92. Савруков Н.Т. Управление персоналом. – М., 2000.
93. Самоукин А.И., Самоукина Н.В., Шишов А.П. Психология бизнеса. – М.: Ассоциация авторов и издателей «Тандем»: Издательство ЭКМОС, 1997.
94. Секреты успешного интервью (для работодателей) // www.gain.ru
95. Семиков В.Л. Менеджер: советы и рекомендации: учебно-справочное пособие. – М.: Вузовская книга, 1998.
96. Словарь прикладной социологии / Ред. колл. П.П. Давидюк и др. – Минск: Изд-во «Университетское», 1984.
97. Современная западная социология: Словарь / Сост. Ю.Н. Давыдов и др. – М.: Политиздат, 1990.
98. Соловьева О.В. Обратная связь в межличностном общении. – М.: МГУ, 1992.
99. Спивак В.А. Организационное поведение и управление персоналом. – СПб., Питер, 2000.
100. Спивак В.А. Управление персоналом. Практикум по курсу. – СПб.: Питер, 2000.
101. Станкин М. Перцептивное общение (как понимать себя и людей) // Управление персоналом. 1999. № 10. С. 75–79.
102. Старобинский Э.Е. Как управлять персоналом // Управление персоналом. 1999. № 7. С. 106–111.
103. Тарасов В.К. Персонал-технология: отбор и подготовка менеджеров. – СПб., 1997.
104. Техника интервьюирования при приеме кандидатов на работу. Программа // www.emd.ru/education/opn_sem/hr_manager/hr_manager_18.html
105. Томсон П. Самоучитель общения. – СПб.: Питер, 2001.
106. Управление персоналом / Под редакцией Т.Ю. Базарова, Б.Л. Еремина. – М.: ЮНИТИ, 2001.
107. Управление персоналом организации / Под ред. А.Я. Кибанова. – М.: Инфра-М, 1997.
108. Управление персоналом. Энциклопедический словарь / Под ред. А.Я. Кибанова. – М.: Инфра-М, 1998.
109. Урбанович А.А. Психология управления: учебное пособие. – Минск: Харвест, 2002.
110. Фомин Ю.А. Психология делового общения. – Минск: Амалфея, 1999.
111. Цуканова Е.В. Психологические трудности в межличностном общении. – Киев, 1985.
112. Цыпкин Ю.А. Управление персоналом. – М.: ЮНИТИ, 2001.
113. Чижов Н.А. Кадровые технологии. – М.: Экзамен, 2002.
114. Шекшня С.В. Управление персоналом современной организации. – М.: ЗАО «Бизнес-школа “Интел-синтез”», 1998.
115. Шекшня С.В. Управление персоналом современной организации. – М.: Интел-Синтез, 2002.
116. Шкатулла В.И. Настольная книга менеджера по кадрам. – М.: Норма, 2000.
117. Щекин Г.В. Основы кадрового менеджмента. – Киев, 1991.
118. Щербина В.В. Измерение уровня сплоченности первичного произвол темного коллектива // Известия СПб. отделения АН СССР. Сер. «Экономика и прикладная социология». 1985. № 12.
119. Энкельманн Н.Б. Преуспевать с радостью. – М., 1993.
120. Юрчук В.В. Современный словарь по психологии. – Минск: Элайда, 2000.
121. Ядов В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. Изд. 2-е, перераб. – М.: Наука, 1987.
122. Яковенко Ю.И., Паниотто В.И. Почтовый опрос в социологическом исследовании. – Киев: Наукова думка, 1988.
__________________________________________________
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Вопросы интервьюера в биографическом интервью
(на примере фрагмента интервью, приведенного в книге: Семенова В.В. Качественные методы: Введение в гуманистическую социологию. – М.: Добросвет, 1998. – С. 252–264.)
Таблица 14
Бланк для анализа
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|