|
Основные виды ранжирования
Виды ранжирования можно выявить на основании различения целей исследования (ранжирование установок, ценностей, стимулов, способов оценивания и т. д.) и предмета исследования.
Учитывая количество ранжирующих процедур, можно различать простое (разовое) и сложное (п-разовое) ранжирование. Особо интересны результаты сложного ранжирования, так как получаемые в результате порядковые шкалы при сопоставлении и применении особых приемов выборочного анализа позволяют делать выводы относительно меры совпадения (согласования) мнений, ценностей, позиций опрашиваемых и т.д. Ранжирование одних и тех же элементов анализа с определенным временным интервалом (панельное ранжирование) позволяет обнаружить динамику как отдельной личности, так и целой социальной группы.
Мониторинговое (многоплановое, регулярно проводимое) ранжирование позволяет не только определить тенденции изменения исследуемого объекта, но и выстраивать прогнозы.
По способу оценивания можно различать восходящее и нисходящее ранжирование (за основание здесь берется направление оценивания). Учитывая способ сравнения, различают одновременное ранжирование и поэтапное ранжирование. Поэтапное ранжирование чаще всего встречается в двух видах: ранжирование посредством парных сравнений и ранжирование посредством блоковых сравнений. Иногда применяется методика ранжирования посредством множественных сравнений.
Поэтапное ранжирование позволяет разбить на фрагменты и, тем самым, в некоторой мере упростить процедуру ранжирования. Особый интерес этот метод вызывает у исследователей, стремящихся выявить скрытые (в том числе сознательно скрываемые) предпочтения, противоречия во мнениях, оценках, системах ценностей личности и социальных групп и в ряде других случаев (например, когда исследователь предполагает, что опрашиваемым трудно будет справиться с одновременным ранжированием предлагаемых элементов анализа).
Несколько подробнее следует остановиться на описании методики парных сравнений, которая может быть рекомендована для использования при подготовке и проведении пилотных и студенческих учебных эмпирических исследований. За основу методики парных сравнений взята процедура поэтапного попарного соотнесения всех элементов анализа. При этом число парных сравнений, вошедших в шкалу анализа, будет равно числу всех логически возможных сочетаний элементов анализа.
? Контрольные вопросы, задания и упражнения
1. В чем суть методики ранжирования, каковы её основные преимущества?
2. Перечислите, пожалуйста, виды ранжирования.
3. Если анализу подлежат 5 элементов (условно обозначим их А, Б, В, Г, Д), то сколько парных сравнений должно иметь место, чтобы получить полную информацию? Можно ли вывести математическую формулу, ускоряющую определение количества логически возможных сочетаний (и, соответственно, парных сравнений). Если да, то как она будет выглядеть? Если нет, то почему?
Методика парных сравнений широко используется в социологических исследованиях, так как считается высоко надежным и достаточно точным способом получения информации.
Трудности в применении данной методики возникают при увеличении числа элементов анализа. Проблемы также возникают в связи с невозможностью составления абсолютно равноценных пар для сравнения (всегда один элемент указывается первым, что само по себе, и, особенно, при достаточно большом количестве пар для сравнения, может оказывать влияние на результаты), а также в связи с тем, что в ряде случаев различные пары элементов анализа сравниваются респондентами по различным основаниям (признакам)[35].
При использовании методики парных сравнений обычно составляют специальную таблицу, называемую матрицей парных сравнений, которая позволяет понять основной принцип методики составления пар для сравнения, а также быстро анализировать полученный эмпирический материал.
Таблица 10
Матрица парных сравнений
| Столбцы
|
|
|
|
|
| Строки
| Элементы анализа
| А
| Б
| В
| Г
| Д
|
| А
|
| +1
| –1
| +1
| +1
|
| Б
|
|
| Х
|
| У
|
| В
|
| Х
|
|
|
|
| Г
|
|
|
|
|
|
| Д
|
| У
|
|
|
|
В приведенной выше матрице парных сравнений в клетках, образуемых на пересечении столбцов и строк, проставлены символы «0», «+1», «–1»; при этом:
«0» обозначает равноценность элементов анализа;
«+1» обозначает предпочтение (выбор) элемента анализа, расположенного в строке;
«–1» обозначает предпочтение (выбор) элемента анализа, расположенного в столбце.
Таким образом, в приведенной матрице[36] элемент анализа А предпочтительнее Б, Г и Д; но элемент анализа В предпочтительнее А.
Использование матрицы парных сравнений позволяет снять, по крайней мере, одну из проблем, возникающих при применении методики парных сравнений, а именно: позволяет, если не предложить абсолютно равноценные (статусно, логически и вербально уравновешенные) пары для сравнений, то в большей мере их уравновесить, или, по крайней мере, перепроверить ответы респондента. В приведенной матрице клетки перепроверки для элементов Б и В помечены символом «Х», а для элементов Б и Д — символом «У».
Ранжирование посредством блоковых сравнений предполагает, что опрашиваемому предлагается не хаотичный, а предварительно структурированный (разбитый на блоки) перечень элементов анализа. Сравнение при использовании данной методики может осуществляться самым различным образом: блок и ряд других блоков, элемент анализа и блок и т.д. Очень близкой к данной методике ранжирования по смыслу и технике выполнения является методика типологических сравнений, при которой каждый элемент анализа относится к определенной категории (типу, классу). При этом исследователь может фиксировать и анализировать не только полученные порядковые шкалы, но и саму последовательность работы респондентов с элементами анализа, выстраивая дополнительные порядковые шкалы.
Помимо указанных видов ранжирования часто используются различные типологии на основании различения типов используемых при ранжировании шкал. По количеству измеряемых параметров различают многомерное и одномерное ранжирование. По количеству ранжируемых качеств принято различать n-шаговое (или n-элементное) ранжирование, при этом конкретно указывается количество элементов, подлежащих ранжированию (например, 20-шаговое ранжирование). В некоторых случаях на основании различения плотности ранжируемых качеств говорят о плотном и неплотном (разрыхленном) ранжировании[37].
Помимо упоминаемых выше основных видов ранжирования в социологической и психологической литературе можно встретить массу других названий. Все они представляют собой комплексные методики ранжирования, в которых различным образом сочетаются разные типы шкал, методики и техники опроса, измерения и анализа. Среди этого множества комплексных методик ранжирования особое место занимают так называемые Q-методики: Q-классификация и Q-сортировка. Q-методики основаны на применении следующего приема. Опрашиваемому предлагается список ранжируемых качеств, достаточно большой по объему. Например, Вы можете найти описания методик, предполагающих ранжирование 74 или 100 качеств[38]. Эти качества опрашиваемому предлагается распределить, разбить на несколько групп по заранее определенным правилам. Например, список из 100 ранжируемых качеств личности предлагается разбить на 9 групп или соотнести с 9 категориями (понятиями, оценками), каждой из которых приписывается определенный балл. Таким образом формируются числовые ряды, которые затем анализируются при помощи статистических и математических методик расчета, в том числе применяются многомерные статистические методы. Или, например, исследуемому предлагается список, включающий 300 профессиональных черт (характеристик), из которых он должен выбрать черты, которые у него представлены наиболее ярко (то есть отнести к 1 категории); черты, которые у него имеют место быть (2 категория); черты, которые он не в состоянии самоидентифицировать (3 категория); черты, которых у него нет (4 категория) и, наконец, черты, которых у него нет и быть не может (5 категория).
В последнем случае приведен пример Q-сортировки, точнее ее разновидности, которая имеет общее название личностное ранжирование. Личностное ранжирование отличается от другой разновидности Q-сортировки — от нормативного ранжирования — нежесткостью процедуры, при которой, например, опрашиваемому разрешается произвольно выбирать ранжируемые качества (элементы анализа) из предложенного списка. Также имеют место некоторые другие особенности: данная методика требует меньших затрат времени и допускает оценивание большого количества элементов анализа.
Впрочем, если еще точнее определить вид методики, применяемой в последнем примере, то его можно обозначить как личностное саморанжирование, так как данная методика предполагает самооценку респондентом своих собственных качеств. В полном смысле слова личностное ранжирование предполагает осуществление оценки обследуемой личности самим исследователем или экспертом (группой экспертов). Впрочем, эти две методики довольно часто применяются параллельно, дополняя друг друга.
Основные виды шкал,
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|