Сделай Сам Свою Работу на 5

Основные виды ранжирования





Виды ранжирования можно выявить на основании различения целей исследования (ранжирование установок, ценностей, стимулов, спосо­бов оценивания и т. д.) и предмета исследования.

Учитывая количество ранжирующих процедур, можно различать простое (разовое) и сложное (п-разовое) ранжирование. Особо ин­тересны результаты сложного ранжирования, так как получаемые в результате порядковые шкалы при сопоставлении и применении осо­бых приемов выборочного анализа позволяют делать выводы относи­тельно меры совпадения (согласования) мнений, ценностей, позиций опрашиваемых и т.д. Ранжирование одних и тех же элементов анализа с определенным временным интервалом (панельное ранжирование) по­зволяет обнаружить динамику как отдельной личности, так и целой социальной группы.

Мониторинговое (многоплановое, регулярно проводимое) ранжирование позволяет не только определить тенденции изменения исследуемого объекта, но и выстраивать прогнозы.

По способу оценивания можно различать восходящее и нисхо­дящее ранжирование (за основание здесь берется направление оцени­вания). Учитывая способ сравнения, различают одновременное ран­жирование и поэтапное ранжирование. Поэтапное ранжирование чаще всего встречается в двух видах: ранжирование посредством пар­ных сравнений и ранжирование посредством блоковых сравнений. Иногда применяется методика ранжирования посредством множе­ственных сравнений.



Поэтапное ранжирование позволяет разбить на фрагменты и, тем самым, в некоторой мере упростить процедуру ранжирования. Особый интерес этот метод вызывает у исследователей, стремящихся выявить скрытые (в том числе сознательно скрываемые) предпочтения, противоречия во мнениях, оценках, системах ценностей личности и социальных групп и в ряде других случаев (например, когда исследо­ватель предполагает, что опрашиваемым трудно будет справиться с одновременным ранжированием предлагаемых элементов анализа).

Несколько подробнее следует остановиться на описании методи­ки парных сравнений, которая может быть рекомендована для исполь­зования при подготовке и проведении пилотных и студенческих учебных эмпирических исследований. За основу методики парных сравнений взята процедура поэтапного попарного соотнесения всех элементов анализа. При этом число парных сравнений, вошедших в шкалу анализа, будет равно числу всех логически возможных сочетаний элементов анализа.



? Контрольные вопросы, задания и упражнения

1. В чем суть методики ранжирования, каковы её основные преимущества?

2. Перечислите, пожалуйста, виды ранжирования.

3. Если анализу подлежат 5 элементов (условно обозначим их А, Б, В, Г, Д), то сколько парных сравнений должно иметь место, чтобы получить полную информацию? Можно ли вывести математи­ческую формулу, ускоряющую определение количества логически воз­можных сочетаний (и, соответственно, парных сравнений). Если да, то как она будет выглядеть? Если нет, то почему?

 

Методика парных сравнений широко используется в социологи­ческих исследованиях, так как считается высоко надежным и доста­точно точным способом получения информации.

Трудности в применении данной методики возникают при уве­личении числа элементов анализа. Проблемы также возникают в связи с невозможностью составления абсолютно равноценных пар для срав­нения (всегда один элемент указывается первым, что само по себе, и, особенно, при достаточно большом количестве пар для сравнения, мо­жет оказывать влияние на результаты), а также в связи с тем, что в ря­де случаев различные пары элементов анализа сравниваются респон­дентами по различным основаниям (признакам)[35].

При использовании методики парных сравнений обычно состав­ляют специальную таблицу, называемую матрицей пар­ных сравнений, которая позволяет понять основной принцип методи­ки составления пар для сравнения, а также быстро анализировать по­лученный эмпирический материал.



Таблица 10

Матрица парных сравнений

 

  Столбцы
Строки Элементы анализа А Б В Г Д
А +1 –1 +1 +1
Б   Х   У
В   Х    
Г        
Д   У    

 

В приведенной выше матрице парных сравнений в клетках, образуемых на пересечении столбцов и строк, проставлены символы «0», «+1», «–1»; при этом:

«0» обозначает равноценность элементов анализа;

«+1» обозначает предпочтение (выбор) элемента анализа, распо­ложенного в строке;

«–1» обозначает предпочтение (выбор) элемента анализа, распо­ложенного в столбце.

Таким образом, в приведенной матрице[36] элемент анализа А предпочтительнее Б, Г и Д; но элемент анализа В предпочтительнее А.

Использование матрицы парных сравнений позволяет снять, по крайней мере, одну из проблем, возникающих при применении методи­ки парных сравнений, а именно: позволяет, если не предложить абсо­лютно равноценные (статусно, логически и вербально уравновешен­ные) пары для сравнений, то в большей мере их уравновесить, или, по крайней мере, перепроверить ответы респондента. В приведенной мат­рице клетки перепроверки для элементов Б и В помечены симво­лом «Х», а для элементов Б и Д — символом «У».

Ранжирование посредством блоковых сравнений предполагает, что опрашиваемому предлагается не хаотичный, а предварительно структурированный (разбитый на блоки) перечень элементов анализа. Сравнение при использовании данной методики может осуществлять­ся самым различным образом: блок и ряд других блоков, элемент ана­лиза и блок и т.д. Очень близкой к данной методике ранжирования по смыслу и технике выполнения является методика типологических сравнений, при которой каждый элемент анализа относится к опреде­ленной категории (типу, классу). При этом исследователь может фик­сировать и анализировать не только полученные порядковые шкалы, но и саму последовательность работы респондентов с элементами ана­лиза, выстраивая дополнительные порядковые шкалы.

Помимо указанных видов ранжирования часто используются раз­личные типологии на основании различения типов используемых при ранжировании шкал. По количеству измеряемых параметров различают многомерное и одномерное ранжирование. По количеству ранжируемых качеств принято различать n-шаговое (или n-элементное) ранжирование, при этом конкретно указывается количество элементов, подлежащих ран­жированию (например, 20-шаговое ранжирование). В некоторых случаях на основании различения плотности ранжируемых качеств говорят о плотном и неплотном (разрыхленном) ранжировании[37].

Помимо упоминаемых выше основных видов ранжирования в социологической и психологической литературе можно встретить массу других названий. Все они представляют собой комплексные методики ранжирования, в которых различным образом сочетаются разные типы шкал, методики и техники опроса, измерения и анализа. Среди этого множества ком­плексных методик ранжирования особое место занимают так назы­ваемые Q-методики: Q-классификация и Q-сортировка. Q-методики основаны на применении следующего приема. Опрашиваемому предлагается список ранжируемых качеств, достаточно большой по объ­ему. Например, Вы можете найти описания методик, предполагающих ранжирование 74 или 100 качеств[38]. Эти качества опрашиваемому предлагается распределить, разбить на несколько групп по заранее определенным правилам. Например, список из 100 ранжируемых ка­честв личности предлагается разбить на 9 групп или соотнести с 9 ка­тегориями (понятиями, оценками), каждой из которых приписы­вается определенный балл. Таким образом формируются числовые ря­ды, которые затем анализируются при помощи статистических и ма­тематических методик расчета, в том числе применяются многомерные статистические методы. Или, например, исследуемому предлагается список, включающий 300 профессиональных черт (характеристик), из которых он должен выбрать черты, которые у него представлены наи­более ярко (то есть отнести к 1 категории); черты, которые у него имеют место быть (2 категория); черты, которые он не в состоянии са­моидентифицировать (3 категория); черты, которых у него нет (4 кате­гория) и, наконец, черты, которых у него нет и быть не может (5 кате­гория).

В последнем случае приведен пример Q-сортировки, точнее ее разновидности, которая имеет общее название личностное ранжиро­вание. Личностное ранжирование отличается от другой разновид­ности Q-сортировки — от нормативного ранжирования — нежесткостью процедуры, при которой, например, опрашиваемому разре­шается произвольно выбирать ранжируемые качества (элементы ана­лиза) из предложенного списка. Также имеют место некоторые другие особенности: данная методика требует меньших затрат времени и до­пускает оценивание большого количества элементов анализа.

Впрочем, если еще точнее определить вид методики, применяе­мой в последнем примере, то его можно обозначить как личностное саморанжирование, так как данная методика предполагает самооцен­ку респондентом своих собственных качеств. В полном смысле слова личностное ранжирование предполагает осуществление оценки обсле­дуемой личности самим исследователем или экспертом (группой экс­пертов). Впрочем, эти две методики довольно часто применяются па­раллельно, дополняя друг друга.

 

Основные виды шкал,

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.