Сделай Сам Свою Работу на 5

Реплики как проблема интервью





Реплика — это краткое замечание, в повествовательной форме раскрывающее отношение человека к чему-либо или кому-либо; в ряде случаев — дополнительная информация о чем-либо. Своего рода «высшим пилотажем» применения реплики является презентативный прием «реплика в сторону», мастерски описанный в романе С.Моэма «Луна и грош». Героиня романа, известная актриса, постоянно комментирует свои жизненные перипетии и ситуации, в которых она не может откровенно высказать свое отношение окружающим, репликами, не предназначенными для уха того, кому они адресованы. Это мысли вслух, предназначенные одновременно для всех и ни для кого. Помимо психологической поддержки самому себе такие реплики могут выполнять и презентативные функции, основная из которых — расстановка акцентов в межличностных отношениях.

Главными отличительными особенностями коммуникации в форме реплики являются краткость формы и относительно малая продолжительность по времени. Этим и объясняются ее основные специфические черты, а также преимущества и ограничения по сравнению с другими формами коммуникации.

Преимущества коммуникации в форме реплики:



— лаконизм, краткость формы;

— непродолжительность;

— возможность использования практически в любых формах делового и личного общения;

— возможность преодоления социальных дистанций;

— возможность демонстрации своей позиции;

— возможность воздействия на присутствующих, на содержание и форму коммуникации; как на интервьюируемого, так и на интервьюера и присутствующих.

Эти положительные стороны и эффективность коммуникации в форме реплики обязывают интервьюера особенно строго придерживаться «правил жанра», то есть учитывать возможность воздействия реплики на участников интервью и присутствующих. Поэтому главными интсрументами противостояния столь грозному коммуникативному оружию являются:

— обеспечение специального отводимого для проведения интервью помещений без присутствия посторонних лиц и

— введение самозапретов на репликацию событий.

Краткость, лаконизм и, особенно, меткость, остроумие и сарказм реплики могут вывести из состояния равновесия любого человека. Поскольку реплика будто бы параллельна, независима и не имеет прямого отношения к делу (в данном случае — к содержанию интервью), при её конструировании могут непроизвольно допускаться определенное снижение требований или даже несоблюдение этических и профессиональных норм общения. А это недопустимо.



Особенно важно в данном отношении заботиться об интервьюируемых, имеющих сравнительно небольшой коммуникативный опыт: о молодых специалистах, новичках в организации, а также людях, по тем или иным причинам стесняющихся своих мнимых или реальных недостатков (в том числе — физических) и чувствующих неуверенность. Имеет значение абсолютно всё: и температура воздуха в помещении, и необремененность пальто, сумками и иными предметами, и удобство и надежность предлагаемых интервьюеру стульев, и

Еще одна типичная проблема «жанра» — это использование афоризмов и ярких высказываний известных авторитетных людей. С одной стороны, такой прием подчас позволяет продемонстрировать эрудицию и умение использовать ее «к месту и ко времени» и тем самым выполнить презентативные и одновременно — рекреативные функции. Но с другой стороны может быть воспринято и как «давление авторитета», и как душевная черствость, и как несерьезность и неуместное веселье в напряженной для интервьюируемого ситуации.

 

Управление диалогом

Как проблема интервью

Диалог — это достаточно сложная форма общения, требующая не только овладения коммуникативными навыками, но и предполагающая известную готовность к коммуникативному творчеству и достаточно высокую уверенность в возможности управления коммуникативной ситуацией.



Основными структурными единицами диалога являются: вопрос; ответ; смысловые и функциональные блоки; композиция.

 

Главные проблемы диалога:

— композиция вопросов;

— применение навыков активного слушания;

— предвидение возможных позиций и ответов других участников диалога;

— управление очередностью участия в диалоге (при наличии трех и более участников);

— подведение итогов (резюмирование) диалога.

Поскольку вопросы нами достаточно глубоко изучены, обратимся к еще не проанализированной проблеме слушания.

 

Грамотное слушание

Наверное, нет ни одного пособия по ораторскому искусству или книги, посвященной проблемам общения, в которой не подчеркивалась бы роль внимательного, грамотного, эффективного, активного слушания в процессе общения. И действительно, мы все по собственному опыту очень хорошо знаем, что для достижения взаимопонимания это совершенно необходимо. Но почему же лишь немногие люди умеют слушая слышать своего собеседника? Дело здесь в том, что слушают или, по крайней мере, стараются слушать все. Но слушание бывает различным: одни слушают поверхностно, другие — вдумчиво, третьи — вслушиваются, четвертые — заслушиваются. При этом кто-то действительно слушает собеседника, кто-то — самого себя и свои собственные мысли, а кто-то — и воображаемого слушателя, который, как правило, является авторитетным или значимым человеком для кого-либо из собеседников.

Научиться слушая слышать прежде всего означает научиться различать виды слушания. Попробуем это сделать с помощью следующей таблицы.

Таблица 3

Характеристики различных видов слушания

 

Виды слушания
Активное слушание Пассивное слушание
  Обычное Отвлеченное Имитирующее
Основная коммуникативная установка: “Говори, затем и я выскажу свое мнение” Основная коммуникативная установка: “Говори, я послушаю” Основная коммуникативная установка: “Говори, я занят” Основная коммуникативная установка: Эхо” или: “Говори, ты всегда прав”

 

В сущности, видов слушания великое множество, например столько, сколько существует видов целей, которые люди могут себе поставить в процессе общения, а также мотивов, установок и иных элементов психической деятельности, участвующих в получении, фиксации и обработке информации, полученной в процессе слушания. Например, всем хорошо известны такие виды слушания как критическое и оценивающее слушание. В некоторых видах профессиональной деятельности эти виды слушания специально тренируются.

Перечислим характеристики активного слушания, которое является самым результативным и в смысле понимания позиции других участников общения, и в смысле его презентативной силы.

 

Коммуникативные характеристики

Активного слушателя

Двигательная активность — нормальная, адекватная, своевременная.

Особенности визуального контакта — активный контакт глазами.

Управление дистанцией — активное, своевременное реагирование на изменения дистанции.

Уровень вербальной речевой активности — нормально-сниженный.

Общие речевые характеристики — средняя громкость речи, адекватная ситуации.

Невербальная речевая активность — заметна и адекватна.

Уровень внимания к собеседнику — очень высокий.

Эпицентр внимания — содержание общения, предмет общения, передаваемая информация.

Понимание смысла сказанного — высокий уровень понимания.

Возможность неотсроченного осмысленного воспроизведения (например, перефразирования) — высокая.

Общий уровень запоминания информации — высокий.

Готовность к анализу информации — высокая.

Готовность к ответу (диалогу) — высокая.

Доминирующая психологическая ориентация — экстравертивная.

Удовлетворенность общением — обычно очень высокая.

Стремление к управлению продолжительностью общения — стремление активно управлять временем общения.

Способность адекватно реагировать на изменение внешней ситуации общения — высокая.

Готовность к лидерству в общении — высокая, ситуативно детерминированная.

Готовность к сопереживанию — высокая готовность к достаточно глубокому сопереживанию.

Наличие фильтров восприятия — при умеренной речевой активности не заметно[10].

Готовность к восприятию нового — высокая.

Готовность к сотворчеству — высокая.

Эти характеристики и следует развивать в себе профессиональным коммуникаторам.

Если слушатель в своей коммуникативной деятельности отталкивается от установки на предвзятое отношение к собеседнику, т.е. его сознание заранее определенным образом ориентировано на восприятие сообщения, то это не что иное, как предвзятое слушание. Механизмы работы предвзятого слушания и сходного с ним отсеивающего слушания, в процессе которого человек опирается на установку «не слышать того-то и то-то» довольно похожи.

Как это не парадоксально, но итоговая информация часто представляется реципиенту как более разнообразная, яркая, содержательно и эмоционально богатая. Это происходит потому, что пропущенная через сознание информация приобретает новые краски и оттенки, связывается тысячью нитей с уже имеющимися впечатлениями, прежними восприятиями и ранее полученной информацией. Со слуховыми восприятиями в итоге происходит то же, что происходит и со зрительными. Например, выставленные светофильтры или очки с цветными стеклами меняют воспринимаемую действительность, которая «честно» видится совершенно иной. Поэтому те, кто не умеют слушать или часто используют пассивное слушание иногда совершенно искренне удивляются, когда собеседники уличают их в непонимании или даже в сознательном искажении услышанного. Такая проблема возникает в том случае, когда без сознательного, тем более — волевого, контроля субъекта блокируется часть каналов восприятия и он, добросовестно проделав всю дальнейшую работу по переработке информации, оказывается неэффективным слушателем.

 

? Контрольные вопросы, задания и упражнения

 

1. Опишите по приведенным параметрам Ваш индивидуальный стиль слушания. Определите его положительные и (если они есть) отрицательные особенности.

2. Составьте отдельные перечни или единую таблицу с описанием коммуникативных характеристик обычного, отвлеченного и имитирующего слушателя.

3. Попробуйте составить сценарий небольшого, включающего 5–8 вопросов с предполагаемыми ответами адресного (т.е. имея в виду кого-либо из реальных собеседников) диалога. Видоизмените некоторые из своих вопросов так, чтобы они выполняли презентативные функции. Просмотрите внимательно варианты ответов, не изменятся ли они, на Ваш взгляд, вследствие перемены вопроса. В случае несоответствия обязательно внесите правки. Проиграйте диалог перед зеркалом. Попробуйте при случае реализовать его, а в ситуации неуверенности в своих силах — реализовать хотя бы некоторые его фрагменты.

4. Как Вы думаете, нельзя ли сделать вывод о том, что, коль скоро уж в сознании человека существуют фильтры или цензоры восприятия, то при эффективном активном слушании человек должен использовать принципиально иные установки? Если да, перечислите эти установки. Если нет, то аргументируйте свою позицию.

5. Перечислите основные поведенческие признаки предвзятого слушания и определите, каким образом и с помощью каких коммуникативных средств можно повлиять на предвзятого слушателя.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.