Сделай Сам Свою Работу на 5

Построение понятийной базы шкалы





И шкалы оценок

 

шкала оценок

 

В приведенной схеме на шкале понятийной базы (I) использованы следующие условные обозначения:

— точка «max(–)» обозначена понятием, выражающим макси­мальную представленность анализируемого отрицательного признака (допустим, «ненависть»);

— точка «min(–)» обозначена понятием, выражающим минималь­ную выраженность анализируемого отрицательного признака (допустим, «отсутствие ненависти»);

— точка «0» обозначена понятием, выражающим невыраженность (непроявленность) ни анализируемого отрицательного, ни анализи­руемого положительного признака (допустим, «безразличное отноше­ние»);

— точка «min(+)» обозначена понятием, выражающим мини­мальную представленность анализируемого положительного признака (допустим, «отсутствие любви»);

— точка «max(+)» обозначена понятием, выражающим макси­мальную представленность анализируемого положительного признака (допустим, «любовь»).

Тогда на шкале оценок (II) зона «х» (вместе со всеми понятиями, попавшими в нее) бу­дет обозначать отсутствие анализируемого признака и все вопросы (подвопросы, варианты ответов), адресованные к этим понятиям, бу­дут соответствовать шкальной оценке «отсутствие анализируемого признака». Обе зоны «у», вместе со всеми понятиями, попавшими в них, будут соответствовать шкальной оценке «яркая выраженность анализируемого признака» (соответственно положительного и отри­цательного). Обе зоны «z» будут соответствовать шкальной оценке «умеренная (или умеренно-слабая) выраженность анализируемого признака». Что касается зон, условно обозначенных символом «n», то они обозначают переход анализируемого признака в другое качество и, в зависимости от специфики предмета и целей исследования могут не анализироваться, как в приведенном примере, где шкала оценок распространяется до границ обеих зон «n».



Из схемы видно, что если нас интересует только положительный признак (допустим, «любовь»), то в зависимости от целей и глубины исследования могут анализироваться и, соответственно, включаться в вопрос (вопросы) как все (с 1-го по 21-е) 21 понятия, так и с 11-го по 21-е понятия, лишь с той разницей, что в этом случае шкала оценок будет соответствовать именно этим понятиям и иметь соответствую­щее содержание. Следует иметь в виду, что социальная сфера не под­дается строгому числовому выражению и могут быть ситуации, при которых два или три анализируемых понятия нельзя четко разграни­чить, так как они являются пересекающимися. В этой связи иногда нельзя строго определить указанные в схеме фундаментальные поня­тия-признаки, соответствующие максимальной и минимальной выра­женности анализируемого признака. В этом случае составляется менее жесткая интервальная шкала оценок, делаются специальные оговорки и т.д.



Только после такой подробной интерпретации понятий можно говорить об абсолютно осмысленном применении вопроса-шкалы и о научном измерении предмета исследования.

В принципе все вопросы-шкалы, применяемые при ранжирова­нии, представляют собой различные виды вопросов закрытого типа. Этим и определяются те требования, которые необходимо учитывать при составлении ранжирующего вопроса.

Поскольку в основном при­меняются шкалы вербального типа, то следует напомнить правила их составления.

Основные требования, предъявляемые к вопросам вербального типа, используемым при ранжировании:

1. Строгое соответствие вопроса теме и предмету исследования.

2. Логическая самостоятельность, логическая отдельность каж­дого вопроса.

3. Ясность, четкость; лаконизм, максимальная краткость смысла вопроса и каждого варианта ответа (элемента анализа).

4. Адекватность терминов (смысл каждого употребленного слова должен быть точно известен исследователю); понятность, минималь­ное использование редко употребляемых слов и выражений, а также узкоспециальных терминов, языковых штампов и жаргонных слов.



5. Языковая грамотность; стилевое единство всех элементов во­проса.

6. Этическая корректность вопроса и задания.

7. Максимальная полнота вариантов ответа или перечня элемен­тов анализа.

8. Уравновешенность вариантов ответа (элементов, анализа) как количественная (уравновешенность количества положительных и от­рицательных ответов; по возможности включение нейтральных вари­антов ответов), так и качественная (соразмерность ценностей).

Также следует иметь в виду общие правила составле­ния шкал.

1. Правило равных интервалов: интервалы между анализируе­мыми качествами должны быть хотя бы приблизительно одинаковы.

2. Правило однозначности признака (применяется при одномер­ных исследованиях).

3. Правило достаточной полноты (перечни ранжируемых качеств должны «перекрывать» исследуемую проблему и удовлетворять целям и задачам исследования).

4. Правило максимальной простоты и краткости задания.

5. Правило исчерпывающей подробности инструкции.

Помимо указанных специальных правил, при подготовке и про­ведении ранжирования следует выполнять все основные правила, на­правленные на удовлетворение требований, предъявляемых к социо­логическим исследованиям: исследование должно быть логически пра­вильным и этически корректным, по возможности — простым и отве­чающим требованиям объективного научного исследования.

В принципе для каждого вида шкал эмпирически выработаны определенные требования, к примеру, для такого вида вербальных шкал как шкала суждений[40]. При разработке шкалы суждений их обычно отбирают в соответствии с принципами, задаваемыми целями, задачами и гипотезами исследова­ния. Например, могут отбираться только утвердительные или только отрицательные суждения; суждения только о настоящем («Я сейчас...») или только о прошлом (будущем); суждения типа «я всегда...» или ти­па «я никогда...». Отобранные таким образом суждения дополнительно анализируются на предмет краткости, точности отражения анализи­руемого признака (качества, характеристики), а также на предмет воз­можности оценки (отнесения к оценочным категориям) и на предмет вероятности одинаковой оценки различными категориями опраши­ваемых. Этот последний критерий анализа необходим, чтобы реализо­вать предположения (гипотезы) относительно различных категорий опрашиваемых.

Ошибки, допускаемые при первом самостоятельном состав­лении ранжирующих вопросов, достаточно типичны и могут быть продемонстрированы на примере следующих двух вопросов.

Пример 1. «4. Как Вы думаете, чаще всего откладывание рожде­ния ребенка происходит:

— не хотелось пока заводить детей, надо пожить без забот (для се­бя);

— учеба создает дополнительные проблемы;

— не хочется расставаться с работой;

— стесненные жилищные условия;

— материальные трудности;

— трудно устроить в ясли, сад.

Проранжируйте перечисленные факторы, присвоив I ранг са­мому негативному фактору».

Пример 2. «16. Как Вы считаете, что больше способствует укреп­лению семьи? Проранжируйте, пожалуйста, перечисленные ниже фак­торы.

а) любовь между супругами;

б) взаимопонимание, уважение, взаимопомощь;

в) совместная работа;

г) материальный достаток;

д) рождение ребенка;

е) что еще, напишите _______________________.»

В первом примере варианты ответов грамматически не являются ответами на поставленный вопрос. Проверяем: «Как Вы думаете, чаще всего откладывание рождения ребенка происходит ... материальные трудности». В этом случае нарушено следующее правило: каждый ва­риант ответа должен быть полными правильным ответом на постав­ленный вопрос. Инструкция расположена в конце вопроса и не полна: респонденту, прочитавшему такую инструкцию не вполне ясно, что он должен делать.

Во втором примере, во-первых, отсутствует инструкция, и это может привести к серьезным ошибкам в выводах относительно резуль­татов исследования. Дело в том, что сами условия проведения опроса могут не позволить респонденту уточнить, какой именно элемент ана­лиза должен быть обозначен рангом I, а также возможна ситуация, что кто-то из респондентов даже и не подумает задавать уточняющий во­прос, а будет руководствоваться своим предшествующим опытом от­ветов на вопросы анкет. В этом случае может случиться так, что часть респондентов присвоит первый ранг наиболее значимому, а другая часть — наименее значимому элементу анализа. Все последующие ана­литические процедуры в этом случае дадут неверную социальную ин­формацию. Во-вторых, в набор вариантов ответов вклю­чен свободный вариант ответа (е). Выполняя важную функцию в обычных вопросах, в случае ранжирующего вопроса включение свободного варианта ответа приведет к несопоставимости результатов ранжирования[41].

После составления вопросов-шкал, имеющих отношение к про­грамме проводимого социологического исследования, необходимо осуществить отбор вопросов, которые будут представлены опраши­ваемым. Затем необходимо:

1) расставить вопросы в определенной по­следовательности;

2) откорректировать форму и конструкцию вопроса в соответствии с его функцией и местом в вопроснике;

3) составить вступительную и заключительную части, отработать инструктирую­щий фрагмент;

4) осуществить все виды контроля в соответствии с вышеперечисленными требованиями;

5) провести пробное ранжирова­ние;

6) откорректировать вопросник в соответствии с результатами пробного опроса;

7) провести итоговый контроль;

8) организовать тиражирование нужного количества экземпляров опросника (бланков, регистрационных листов и другой документации).

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.