Сделай Сам Свою Работу на 5

Обработка ответов респондентов





 

Вопрос: Какие факторы наиболее существенно влияют на мотивацию персонала к эффективной профессиональной деятельности?(Наиболее значимый фактор — 1; наименее значимый — 7) Ранги, проставленные респондентом Ранги после их обработки исследователем
Профессионализм руководителя отдела 3,5
Высокая заработная плата
Весомый социальный пакет
Систематический контроль качества работы
Понимание сотрудниками миссии организации
Участие персонала в принятии решений 3,5
Другие факторы (какие именно?) честность 1 честность 1

 

Опыт применения ранжирующих методик показывает, что лишать опрашиваемых возможности присваивать равные ранги элементам анализа, занимающим, по их мнению, равное положение, целесо­образно только в исключительных случаях, продиктованных целями, задачами и гипотезами исследования. Лучше все-таки предусматривать возможность проставления равных рангов и вносить в инструкции соответствующие указания. Особенно это важно, если ранжируется боль­шое количество элементов анализа и если некоторые элементы анали­за могут быть трудно различимы опрашиваемыми.



Количество элементов анализа (объем перечня) в принципе не ограничен объектом исследования и может включать и 3, и 5, и 70, и 1000 элементов анализа. Но предмет исследования может задавать ко­личественные границы включаемых элементов анализа. В этой связи и качестве примера можно привести микроскоп, позволяющий, в прин­ципе, увеличивать исследуемые предметы в разное количество раз; но, применив слишком большое или слишком маленькое увеличение, можно «потерять» сам предмет исследования.

Помимо предметных ограничений существуют интеллектуаль­ные, биологические, психо-физиологические, технико-процедурные барьеры и ограничения, не позволяющие составлять и использовать сколь угодно большие перечни элементов анализа[32]. Поэтому обычно при ранжировании используются шкалы, включающие от 9–10 до 20–25 элементов анализа. Выбор количества элементов анализа за­висит главным образом от предмета, цели, задач и гипотез исследова­ния; от специфики конкретного инструментария, применяемого в ис­следовании, а также от уровня подготовленности респондентов и сте­пени их заинтересованности в исследовании. Учитывая этот последний фактор, для облегчения процедуры ранжирования иногда применяют особые методики, например, методику парных сравнений или методи­ку типологических отнесений (сравнений).



При подготовке опросов специалистов высокой квалификации (так называемых экспертных опросов) в перечни включают значитель­но большее количество элементов анализа (40–50). Но при этом при организации опроса обязательно учитывается, что такое ранжирование требует большого напряжения, больших затрат времени, а также определенной подготовленности эксперта. Для выполнения такого ранжирования необходимы большой объем памяти, умение профес­сионально различать элементы анализа, умение управлять своим вни­манием и некоторые другие качества.

Итак, смысл ранжирования заключается в том, что значению каждого элемента из предлагаемого перечня приписывается определенное место и таким образом формируется некоторая порядковая последова­тельность, то есть каждый опрашиваемый составляет шкалу[33]. Эта по­рядковая последовательность социальных качеств, параметров, харак­теристик в итоге процедуры ранжирования заменяется числовой по­следовательностью, которая и подлежит дальнейшему статистико-математическому анализу. Применение статистических и математиче­ских методов позволяет быстро выполнять обработку эмпирической информации, поэтому метод ранжирования представляет собой очень эффективный метод сбора и обработки информации. Во многих слу­чаях именно за счет возможности применения статистико-математического инструментария удается повысить качество итоговой социальной информации, валидность и надежность исследования.



Сфера применения методик ранжирования очень широка. Мно­гофакторность, сложность, вариативность социальных процессов, из­учение которых являются предметом многих гуманитарных и социаль­ных наук и обусловливают необходимость изуче­ния взаимосвязей и взаимозависимостей, имеющих место в обществе. Во всех сферах социально-гуманитарного знания, где возникает по­требность изучения такого типа процессов, возможно применение раз­личных методик ранжирования.

Применение методик ранжирования достаточно эффективно, например:

— при выявлении и анализе различ­ных производственных и социальных показателей;

— при оценке переменных величин;

— при сравнительных исследованиях систем ценностей, установок, мотива­ций;

— при необходимости исследовать степень согласованности мнений, сплоченности коллективов и социальных групп;

— при определении до­минант и детерминант социального поведения;

— при выявлении меры воздействия тех или иных факторов и в ряде других случаев.

Поэтому методики ранжирования применяются во всех сферах социально-экономических и гуманитарных наук, не говоря уже о социологии: в психологии, экономической теории, культурологии, политологии и т.д. Особенно часто используется ранжирование в так называемых междисциплинарных исследованиях на стыках различных наук: в экономической психологии, менеджменте, политической психологии, этносоциологии, политической культурологии и т.д. Весьма значимыми представляются перспективы применения ранжирования в управлении персоналом.

Несмотря на широкий диапазон использования методики ран­жирования, существуют определенные границы ее применения. В каж­дом конкретном случае, в каждом конкретном исследовании эти гра­ницы определяются особо. Но, вместе с тем, можно отметить, что в целом ограничения применения методики ранжирования совпадают с ограничениями применения опросных методов исследования и в основном связаны с (1) психо-интеллектуальными и социокультурны­ми характеристиками опрашиваемых, (2) организационными и (3) ма­териально-техническими проблемами и ограничениями. К примеру, при отсутствии компьютерной техники осуществле­ние многоэлементного ранжирования при участии большого коли­чества опрашиваемых исключительно трудоемко и требует больших временных и материальных затрат. Или, другой пример, трудно представить себе выполняющим процедуру ранжирования человека с низким уровнем интеллектуальной и языковой и профессиональной культуры.

Ранжирование, как способ выявления социальной информации можно с высокой степенью эффективности применять в социологии труда для выявления взаимоотношений в коллективе (в параллель с социометрическими методиками), степени сплоченности коллектива; степени согласованности интересов, потребностей, ориентации со­трудников, а также для решения ряда других задач, возникающих в трудовых коллективах.

Ранжирование как методика исследования достаточно широко апробирована в социологии семьи и семейных отношений, в частности, при организации работы служб семейной консультации; при исследо­вании психосоциальной совместимости будущих супругов, при анали­зе семейных затруднений, причин семейных конфликтов и разводов.

Значительное место разработке конкретных ранжирующих ме­тодик уделяется в социологии конфликтов, социологии образования и других отраслях социологического знания.

Широко используются методики ранжирования в социологии личности: для оценки личностных характеристик, при осуществлении типологии личности, при выявлении и исследовании личностных пси­хосоциальных ролей, статусов личности в социальных группах и т.д.

Более того, некоторые элементы методики ранжирования многие люди используют в повседневной жизни, даже не подозревая об этом и довольно часто допуская ошибки[34].

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.