Сделай Сам Свою Работу на 5

Исследования (обследования)





Общенаучный алгоритм применения выборочного метода Специфика применения выборочного метода
1. Определение генеральной совокупности. — Дополнительное определение генеральной совокупности под каждую методику. — Мониторинг динамики генеральной совокупности с учетом значимых изменений.
2. Конкретизация направлений исследований (диагностический срез) и районирование выборки (стратификация). — Необходимость многопараметровой образовательной статистики. — Многократное районирование выборки (под каждую методику).
3. Выбор метода отбора. — Определение методов отбора для каждой методики и соответствующей выборки.
4. Определение объема выборки. — Существенно уместный объем выборок для углубляющей и фоновой диагностики, пилотажных исследований.
5. Определение критериев отклонения. — Экспертиза психологов и управленцев при определении критериев отклонений. — Определение критериев отклонения по типичным изучаемым объектам и явлениям.
6. Организация выборочного исследования. — Мониторинг динамики всех выборок.
7. Анализ результата исследования. — Повышение внимания и оценка достоверности, привлечение экспертов.
8. Анализ репрезентативности выводов эмпирического исследования. — Обязательный анализ народности, критериальной и педагогической валидности инструментария.

 



Можно спорить о необходимости применения абсолютно всех выделенных автором этапов выборочного исследования, однако приведенный подход свидетельствует, что выборочные методы и методики позволяют при определенных условиях получать вполне достоверные результаты, истинность и качество которых обеспечивается множеством контрольных процедур, в частности, на основе экспертных опросов.

В данном случае мы ограничимся следующими рекомендациями при проведении выборочных интервью.

· Современные научные исследования должны проектироваться с учетом необходимости определения (расчета и обоснования) репрезентативной выборки, то есть такой представительной выборки, которая отражает наиболее значимые характеристики изучаемой (генеральной) совокупности. Вместе с тем для ряда исследований возможно применение целевых выборок, ориентированных на исследование проблемных групп.



· Выборочные методики разнообразны, важными критериями их выбора наряду с качеством научных измерений являются простота реализации, дешевизна и полифункциональность.

· Объем выборки и её структура напрямую связаны с объемом и характером трудозатрат исследования. Чем более сложным (многочисленным, многообразным и структурно дифференцированным) является исследуемый контингент, тем сложнее структура выборки.

· Особое значение для расчета выборки имеют существенные для предмета исследования демографические, социальные, профессиональные, экономические, культурные, социальные, профессиональные факторы.

· Тип выборки задается спецификой изучаемого предмета и комплексом особенностей обследуемого контингента.

· Важными способами обеспечения высокого качества результатов исследования являются систематический контроль и текущая коррекция выборок, предназначенные для обеспечения их репрезентативности.

· Важно также использовать солидные пакеты компьютерных программ для обработки собранной эмпирической информации.

 

Ранжирующие методики

Ранжирование является современным сравнительно быстрым и эффективным способом получения социальной информации. Методика ранжирования может быть использована в качестве самостоятельного метода, дополнительного метода или частной методики в очень широком тематическом диапазоне. Особенно выигрышна методика ранжирования при разработке инструментария для различных видов опросов, гак как включение ранжирующих вопросов позволяет исследователям в рамках сравнительно небольшого по объему опросника получать достаточно большой объем социальной информации. Ранжирование является наиболее привлекательным методом для тех исследователей, которые целью своей работы имеют не только получение массива социальной информации, но и выявление качественных характеристик исследуемых объектов. Применение данной методики позволяет выявлять и анализировать закономерности, тенденции, соответствия — одним словом, позволяет сопоставлять эмпирические данные и получать социальную информацию, удовлетворяющую современным критериям научности. В некоторых случаях методика ранжирования является единственно возможной для получения социальной информации — например, при необходимости объективного сопоставления мнений, установок, настроений, интересов, мотивов поведения и таких глубинных компонентов структуры личности как личностные ценности представителей различных социальных групп и категорий людей.



Однако при выборе методики ранжирования в качестве инструментария исследования следует иметь в виду, что ее применение пред­полагает глубокое овладение предметом исследования и, как правило, требует от исследователя специальной теоретической подготовки. Действительно, чтобы составить ранжирующий вопрос с десятью, двадцатью или, тем более, пятьюдесятью ранжируемыми качествами, требуется хорошее знание того, о чем собирается спрашивать своих респондентов исследователь, то есть знание предмета исследования. При выборе методики ранжирования в качестве основной необходимо также учитывать уровень подготовленности предполагаемых респондентов. Этот фактор весьма значим, так как опрашиваемый должен, во-первых, обладать достаточной компетенцией, быть достаточно уверенным (и готовым — психологически, интеллектуально) и выполнить, сопоставле­ние ранжируемых качеств. Во-вторых, также (и это тоже немаловажно) он должен распола­гать достаточным количеством времени для участия в опросе. И, наконец, в-третьих. Выбор методики ранжирования предполагает статистико-математическую обработку информации по существующим концептуальным схемам, при этом используются различные формулы и таблицы. Поэтому при выборе ранжирующей методики необходимо полностью обеспечить исследование статистико-математическим инструментарием.

Перечисленные условия применения методики ранжирования, разумеется, не исчерпывают всех требований, предъявляемых к исследованию данного вида, но представляют собой тот необходимый минимум условий, который должен быть учтен при ее выборе.

Краткое описание методики ранжирования. Ранжирование — термин, обозначающий (1) самостоятельный метод социологических исследований, а также (2) методику, применяемую при проведении социологических исследований. По сути, и в том, и в другом случае речь идет об одном и том же — о наборе процедур и приемов социологического сбора информации и ее обработки. При этом следует учитывать, что когда говорят о методе ранжирования имеют в виду, что эти приемы, процедуры и техники являются центральными в исследовании. Если же речь идет о частных приемах, отдельных фрагментах исследования, то обычно их обозначают терминами «ранжирующая методика» или «методика ранжирования».

Ранжирование— это методика, применяемая в социологических исследованиях, позволяющая выявлять степень предпочтения, необходимости, важности, значимости для опрашиваемых различных социальных фактов, параметров, характеристик; а также позволяющая выявлять согласованность во мнениях различных категорий респондентов..

Каждому из нас интересно знать, какие, например, качества его характера или элементы его поведения вызывают наибольше неодобрение или, наоборот, являются наиболее привлекательными для окружающих. Это можно (причем с достаточно высокой степенью объективности) узнать, применив методику ранжирования. Исследователей-социологов может интересовать, к примеру, какие из факторов, оказывающих влияние на исследуемые социальные явления, считаются наиболее активными (действенными, эффективными, важными и т.д.). Получить информацию, позволяющую ответить на эти вопросы при помощи обычных, неранжирующих вопросов, разумеется, можно, но объем полученной в этом случае информации будет значительно меньше, чем при использовании ранжирующего вопроса. Значительным преимуществом применения ранжирования является возможность изучения посредством достаточно быстрого и точного расчета степени сходства различных людей во мнениях, в интересах, подходах социальных оценках. При обычном опросе для этого требуется масса времени и усилий.

Суть методики ранжирования заключается в следующем. Опрашиваемому предлагается перечень элементов анализа, представляющий собой список определенным образом расположенных факторов качеств, свойств, отношений, ситуаций, характеристик и т.д. Этот перечень элементов анализа дополняется инструкцией, предлагающей опрашиваемым расположить все элементы анализа в определенной последовательности. Для этого задается механизм распределения последовательности и отправная точка (точка отсчета)[30].

Существуют два основных способа нумерации элементов анализа. При нумерации с убыванием степени важности элементов анализа важнейшему элементу анализа присваивается порядковый номер, равный единице (№ = 1); наименее важному элементу анализа присваивается порядковый номер, равный n (№ = n), где n равно числу элементов анализа. Нумерация с возрастанием степени важности элементов анализа, наоборот, предполагает присвоение номера один элементу анализа, имеющему наименьшее значение.

Как правило, опрашиваемому легче выполнять распределение по рангам в числовой форме и начинать ранжирование с самого главного. Поэтому в инструктирующем фрагменте вводной части опросного листа (или ранжирующего вопроса) чаще всего предлагается пронумеровать предложенный список элементов анализа, поставив на первое месте самое важное, значимое, основное, то есть чаще всего используется первый способ ранжирования (нумерации).

Необходимо иметь в виду, что возможны ситуации, при которых опрашиваемый испытывает значительные затруднения при ранжировании некоторых качеств. Для таких случаев исследователь должен предусмотреть условия и допустимость присвоения двум и более различным элементам анализа одинаковых порядковых номеров (рангов)[31]. Разумеется, обработка опросного листа, в котором некоторым элементам анализа присвоены равные ранги, займет несколько больше времени, так как для удобства обсчета результатов такой опросный лист должен быть предварительно обработан исследователем, осуществляющим итоговый анализ. Для этого напротив каждого из элементов анализа, получивших равные ранги, либо сам опрашиваемый, либо исследователь должны поставить ранг, равный среднему арифметическому от суммы рангов, которые были бы присвоены всем элементам анализа с равными рангами, если бы ранжирование осуществлялось обычным образом (то есть номера присваивались по порядку).

Пример 1. Допустим, на вопрос «Какая из дисциплин гуманитар­ного и социально-экономического циклов представляется Вам наиболее интересной?» в каком-то опросном листе вы получили следующую ранговую последовательность:

 

история
философия
экономическая теория
социология
культурология
политология
культура речи

 

После приведения ранговой шкалы к рабочему виду получается следующая ранговая последовательность:

 

история
философия
экономическая теория
социология
культурология
политология
культура речи

 

При этом были выполнены следующие математические операции:

4 + 5 + 6 = 15 (сумма рангов качеств, получивших равный ранг);

15 : 3 = 5 (среднеарифметическое рангов данных качеств).

Следует подчеркнуть, что в данном случае культура речи получает следующий по порядку ранг 7 (так как место в шкале с 4-го по 6-й ранг занято дисциплинами, получившими равные ранги).

Пример 2.

Таблица 9

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.