Сделай Сам Свою Работу на 5

Развитие мифа об Аполлоне.





Чтобы показать развитие мифов в эллинской религии, я беру в качестве примера миф об Аполлоне.

Аполлон или Феб (от φῶς — свет) — бог светлый, сверкающий. Матерью его была Латона — олицетворение ночи, и родился он на острове Делосе, т. е. Ясном, который назывался также Астерией. Едва выйдя из пеленок, Аполлон требует лук и стрелы; он идет, и весь остров «расцветает золотом». Как солнце прежде всего освещает горные вершины, а потом уже проникает в глубокие долины, так и юный бог взбирается на скалы горы Кинфа; ему приятно быть только «на возвышенных местах, на острых вершинах высоких гор».

Первым важным событием в его жизни была победа над змеем Пифоном. Этот миф можно встретить во всех религиях арийской расы. В индийских Ведах1 бог света Индра поражает змея Аги — облако, простершееся по небу, или небесного дракона Вритру, которому он разбивает голову. В персидской Авесте2 бог ясного неба Митра побеждает ужа — символ бога зла Аримана. Подобную же роль в норвежской мифологии играет Зигфрид. Эта борьба в самом общем значении есть борьба света и тьмы.

По некоторым сказаниям, Аполлон провел девять лет на службе у фессалийского царя Адмета, который заставлял его пасти кобылиц и быков. В этом сказании Аполлон является богом страдающим, подвергающимся временным испытаниям. Это — намек на те испытания, которым подвергается солнце. с. 299Могущественное светило, в жаркое время года побеждающее своих врагов и выказывающее перед взорами людей свою силу, впадает затем в рабство; зима оковывает его своими цепями, оно теряет свою мощь и блеск, бледнеет и часто исчезает; оно принуждено, по-видимому, удаляться на север Греции, в страны, откуда приходят снег и иней.



Тот же самый образ выступает яснее в сказаниях об Аполлоне Гиперборейском. Греки думали, что в дальней стране, на крайнем севере, совсем не бывает зимы; ночь неизвестна в этой земле, всегда освещенной солнечными лучами. Аполлон любит переноситься туда и жить там часть года среди счастливого и справедливого народа, воздающего ему хвалу; затем, весной он садится на колесницу, запряженную сверкающими, как свет, лебедями, и возвращается в Грецию.



Бог солнца Аполлон оказывает благодетельное или гибельное влияние на земные плоды: благодаря ему они растут и созревают, но он же сушит и сжигает их. Отсюда — двоякое значение празднеств под названием Таргелии, устраиваемых в его честь около середины мая, в месяце Таргелионе, наименование которого означает зной летнего солнца. Хлеба в это время в Греции почти созревали и стояли в ожидании ударов серпа. Людям хотелось поблагодарить бога за счастливое созревание хлеба, а в то же время заслужить его милость: да не разрушит он чрезмерным жаром своих лучей надежд земледельцев.

Аполлон — небесный стрелок, стрелы которого летят далеко и попадают верно в цель, — должен был казаться своим врагам грозным богом. Гиганты Алоады и дети Ниобеи гибнут от его стрел3. Когда в Илиаде он вмешивается в битвы, то проявляет несокрушимую силу; легко и без напряжений он все ниспровергает и разрушает на своем пути. Естественно поэтому, с. 300 что он часто делается богом-опустошителем. Когда чума поражает греков перед Троей, это происходит потому, что он мечет свои стрелы на животных, потом на людей. Таким образом, по странной противоположности Аполлон, бог жизни и радости, превращается в бога разрушения и смерти.

Аполлон Дельфиний.

Но если Аполлон посылает смерть, то он же дает и спасение. Летнее солнце иногда губительно, но вместе с тем лучи его очищают воздух, осушают почву, рассеивают миазмы и восстановляют изнуренное болезнями тело. Следовательно, Аполлон — бог здоровья; он может прекратить эпидемию, предотвратить зло; он — прибежище и целитель людей; наконец, он — отец Асклепия, бога врачевания.



Его благодетельное влияние сначала ограничивалось только областью физических болезней, но впоследствии распространилось и на врачевание в области нравственной. Целитель тела, он делается также целителем души; он — бог-очиститель, омывающий душу от загрязнивших ее пятен. Всякое совершенное преступление влечет за собой наказание или искупление. Но Аполлон — бог блеска и света — не гневается на виновных. По своей благости, он укрывает их; он дает им помощь для исправления и спасения; он примиряет их с людьми и богами; он поистине — бог-спаситель, искупитель нравственного зла.

Аполлон — бог музыки, потому что музыка в большинстве случаев благотворно действует на душу. Он услаждает на Олимпе своими звуками досуги с. 301бессмертных. Он руководит хором Муз, и кифара — его постоянная принадлежность. Он вдохновляет поэтов, и так как пророческое вдохновение казалось грекам одним из видов поэтического вдохновения, то он через посредство прорицателей и сивилл4изрекает пророчества. С ним всегда советуются, когда речь идет об основании города или отдаленной колонии.

Поэтому-то законы, устанавливавшие строй государств-городов, находились под его покровительством или считались исходящими от него, — в особенности у дорян, которые почитали Аполлона своим главным богом.

Под именем Аполлона Дельфийского он почитался богом мореплавания и был покровителем колонистов, громадное количество которых он переправил через моря; иногда он располагался на носу корабля, чтобы управлять его ходом; и ионяне, так сильно расселившиеся за пределами своей родины, верили, что происходят от него; они считали его отцом Иона5 и родоначальником их племени.

(По Decharme. Mythologie de la Grèce antique, кн. I, гл. V).

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.