|
Религиозные свадебные обряды.
Брак у греков был священным обрядом, приобщавшим девушку к культу ее новой семьи. Греческие писатели обыкновенно прилагают к нему слова, означающие религиозный акт. Поллукс15 говорит, что в древние времена вместо того, чтобы называть брак его собственным именем, γάμος, употребляли просто слово τέλος, которое означало священную церемонию, будто брак был обрядом священным по преимуществу.
Греческое свадебное шествие (рис. на вазе).
| Этот обряд совершался не в храме, а дома, и именно домашнее божество брало его под свое покровительство. Правда, в молитвах призывали также и небесных богов; вошло даже в обычай предварительно ходить в храмы и приносить богам жертвоприношения, носящие названия преддверия к браку — προτέλεια, προγάμια. Но главная и важнейшая часть церемонии должна была совершаться у домашнего очага.
Свадьба состояла, так сказать, из 3 актов. Первый происходил у очага отца,ἐγγύησις; третий — у очага мужа, с. 34 τέλος; второй был переходом от одного к другому, πομπή.
В родительском доме отец, окруженный обыкновенно всем своим семейством и в присутствии жениха, приносил жертвоприношение. По окончании этого обряда он, произнося священную формулу, объявлял, что выдает свою дочь за поименованного молодого человека. Это заявление было совершенно необходимо при заключении брака, потому что девушка не могла бы принять участие в поклонении очагу мужа, если бы ее отец не отлучил ее предварительно от родительского очага. Для принятия новой религии она должна быть свободной от всякой связи со своей первоначальной религией, от всякой привязанности к ней.
После этого девушку переводили в дом мужа. Иногда ее сопровождал туда сам муж. В некоторых же городах обязанность провожать невесту лежала на особом лице, исполнявшем в известном смысле должность священнослужителя и называвшемся герольдом.
Невесту сажали обыкновенно на колесницу; на лицо ее набрасывалось покрывало, а на голову возлагался венок, который вообще употреблялся при всех религиозных обрядах. Одета она была в белое платье; белый цвет одежд также был обычным при всех обрядах, имеющих религиозный характер. Перед девушкой несли факел; это — брачный факел. Во время всего пути около нее пели религиозный гимн, имеющий такой припев: «Ὦ Ὑμήν, ὦ Ὑμέναιε» («О Гимен, о Гименей!»).
Девушка не вступала сама в свое новое жилище. Требовалось, чтобы муж ее, разыгрывая притворное похищенье, схватил ее, чтобы она вскрикнула несколько раз и чтобы сопровождающие ее женщины сделали вид, что защищают ее. Этими действиями хотели, несомненно, подчеркнуть, что женщина, которая будет совершать жертвоприношения у этого очага, не имела на это никакого права, что она приближалась к очагу не по своей воле и вводилась сюда властью хозяина данного места и бога. с. 35 После этой притворной борьбы новобрачный подымал невесту на руки и вносил ее в двери, принимая все меры к тому, чтобы ноги ее не коснулись порога.
Все описанное является лишь подготовлением, введением к церемонии. Священное действие происходит внутри дома. При приближении к очагу новобрачную подводили к домашним божествам, ее кропили очистительной водой, она прикасалась к священному огню. По произнесении молитв супруги делили между собой пирог, хлеб, несколько фруктов. Это подобие легкой трапезы, которая начиналась и кончалась возлияниями и молитвой, это разделение еды перед очагом создавало религиозное единение новобрачных, общение их друг с другом и с домашними богами.
(Фюстель де-Куланж. Гражданская община древнего мира).
Приданое.
Обыкновенно жена приносила своему мужу приданое. Но неправильно думать, что отец был обязан давать что-нибудь дочери при выходе ее замуж; если он это делал, то совершенно добровольно. Сын, наоборот, сделавшись главою семьи, должен был нести эту обязанность по отношению к своей сестре. Действительно, сын один получал все наследство; поэтому считалось справедливым, чтобы он отделил часть своего имущества с целью оказать помощь своей сестре при выходе ее замуж. Это было тем более справедливо, что в том случае, когда сестра оставалась незамужней, брат должен был содержать ее. Афинский закон предписывал ближайшим родственникам дать бедной сироте приданое или жениться на ней.
Приданое никогда не принимало больших размеров, кроме, может быть, Спарты во 2-й половине IV века. Самая высокая цифра, которая встречалась до сих пор, составляла 10 талантов (около 22 200 р.). В Афинах 30 мин (около 1 100 р.)считались средним приданым. Приданое с. 36 заключалось обыкновенно в деньгах и движимом имуществе. Но не запрещалось давать невесте недвижимость и даже землю.
При назначении невесте приданого не требовалось посредничества какого-нибудь государственного чиновника. Достаточно было простого заявления об этом перед свидетелями. Не запрещалось приобщать к устному заявлению письменный документ или прибегать к разным способам огласки. Но это не являлось обязательным. Когда кто-нибудь выдавал замуж свою дочь, то, вручая приданое, отец требовал от своего зятя в виде обеспечения этого имущества закладную на его состояние. Залог подтверждался надписью, помещенной на недвижимом имуществе. Например: «именье, заложенное Евфидике за ее приданое».
Муж управлял имуществом, полученным в приданое, но он должен был передать его своему потомству в целости. Если брак был расторгнут, муж возвращал приданое родственникам жены или выплачивал им ежегодно сумму в 18 % стоимости состояния. Если жена умирала бездетной и раньше мужа, состояние возвращалось тем, кто ей его дал, или их заместителям.
Приведем несколько выдержек из одной надписи, где перечисляются цифры приданых:
«Сострат выдал замуж свою дочь Ксанфу за Эпархида и дал ей приданое в 1300 драхм (около 480 р.). Сверх того, он внес 100 драхм (около 37 р.) серебра и одежду ценностью в 200 драхм (около 74 руб.).
Калипп выдал замуж свою дочь Аристолоху за Сострата с приданым в 14 000драхм (около 5170 р.) и прибавил 406 драхм (около 150 р.) процентов, которые Сострат ему должен был за приданое (уплаченное вперед).
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|