Сделай Сам Свою Работу на 5

ОБЛИЧЕНИЕ САМОМУ СЕБЕ И ИСПОВЕДЬ 8 глава





 

Будь горящ духом, подобно святым, чтобы водвориться с ними в Царствии Небесном.

 

Кто празднословит во время дела, тот развлекается в деле; а кто углубляется мыслью в святое слово, тот больше успеет. Если во время работы потревожит тебя дух блуда, не поленись про­стереть руки свои на молитву; а если еще сильнее нападет на тебя, при­клони и колени на молитву, и молитва веры противостанет за тебя.

 

Не засыпай с дурной о ком-либо мыслью, чтобы дурные мечты не стали тревожить тебя ночью.

 

Не только взор пусть будет поникшим долу, но и сердце да не пре­возносится над другим.

 

Избавь брата своего от греха, и тебя избавит Господь в день гнева.

 

Трудящийся в монастыре да не гнушается и очищением отхожих мест, потому что ничуть не стыдно терпеть ради благочестивых.

 

Не бойся труда и не говори: «Не изнемочь бы мне», а представляй лучше в уме, что все святые страданиями благоугождали Богу.

 

Ленивый монах ни себе, ни ближнему не полезен, а неленостный возбуждает к добродетели нерадивых.

 

Презирающий настоятеля – грешник, а послушливый о Господе наследует славу.

 



Не развращай новоначального монаха и душу, жаждущую Госпо­да, яко узрит Господь, и не угодно Ему будет (Притч.24:18).

 

Порочный сын будет злословить родителя своего, и слушающие его осудят его.

 

Что потерпит немилостивый, который воздает злом за добро?

 

Не люби слушать о чужих падениях, чтобы и твой грех не был вы­слушиваем всеми.

 

Кто молчит за трапезой, тот подобен вкушающему хлеб с медом; а кто многословен, тот возмутит и безмолвного.

 

Неспешно ешь рыбу, и питие твое пусть будет нешумно.

 

Монаху, любящему праздность, не понравится верный приврат­ник; а кто заботится о справедливости, тот не соблазнит ближнего.

 

Подавляй в себе похоть, возлюбленный, пока она не подавила тебя; потому что покоряющихся ей приводит она на дно адово.

 

Нет и меры терпению, если только оно срастворено (соединено с) любовью.

 

Господи Царю! Даруй мне видеть мои грехопадения и не осуж­дать брата моего.

 

Если двое новоначальных живут со старцем, кто из двоих больше перед Господом? Тот, кто смиряет себя перед братом своим в стра­хе Божием. Ибо не лжив Сказавший: смиряяй же себе вознесется (Лк.18:14).



 

Кто имеет при себе двоих новоначальных, тому нужна великая трезвенность, чтобы противник, отыскав удобный случай, не сделал с ними чего-либо, свойственного ему.

 

Если новоначальный любит смех и вольность, то он готовит себе сокрушение и бедствия.

 

Люби не кощуны, ямсе неподобная, но паче благодарение (Еф.5:4).

 

Не будь непокорным, упрямым и презрителем, чтобы не сделать вреда и себе, и тем, кто слушает тебя.

 

Если будешь правдив, благоговеен и смиренномудр, то Господь изольет на тебя щедроты Свои.

 

Слушай, возлюбленный, того, кто вразумляет тебя о Господе, что­бы мог ты принести плоды Господу Богу.

 

Бойся Господа, и будет Он тебе стеной, и в день кончины обре­тешь благодать.

 

Не уничижай, монах, в уме своем мирянина, потому что Господь один знает тайны сердечные.

 

Всех почитай ради Господа, чтобы и тебя почтил Господь всех.

 

Кто хочет сдвинуть камень, тот не сверху, а снизу подложит рычаг, и тогда легко повернет камень. Это – образец для смиренномудрия.

 

Оставил ты келью, монах, и ходишь по миру? Ужели же не боишь­ся беззакония и пререкания во граде? (Пс.54:10).

 

Кто совершенно совлекся мирского образа мыслей, тот пребыва­ет неуязвимым; а кто не совлекся, тот часто принимает на себя удары.

 

Когда случится что монастырь, в котором живешь, терпит край­нюю нужду в потребном для тела, не оставляй места, потому что най­дешь тогда в этом месте много для себя работы.

 

Нечестивым не понравится благочестивый настоятель, и правед­нику – всякая неправда.



 

Прости брата своего, если согрешил он против тебя, и Господь простит тебе прегрешения твои.

 

Предускори прийти в келью к брату, который оскорбил тебя, и раскайся перед ним от чистого сердца, по слову Повелевшего отпус­кать брату грехи не только до седмь крат, но до седмьдесят крат сед­мерицею (Мф.18:22).

 

Принимай, возлюбленный, покаяние от брата, как от посланного Богом, чтобы, уничижив Пославшего, не подвигнуть Его на гнев про­тив себя.

 

Люби мир и святыню, чтобы сподобиться узреть лицо Господа Бога.

 

Не нападай на брата своего в день скорби его, и к душевной скор­би его не прилагай новой скорби.

 

Трудолюбивый настоятель – благочиние братии, и благоразум­ные старцы – утешение для младших.

 

Не должно доверять говорящим худо, потому что часто бывает клевета по зависти, но надобно лучше доискиваться истины. Должно заграждать уста дерзким и замышляющим беспорядки, чтобы братство пребывало безмятежным.

 

Если видишь братий, сговаривающихся на худое дело, не приоб­щайся к их беспорядку, но, уклонясь, войди в келью свою, памятуя сказавшего: рабу же Господню не подобает сваритися (2Тим.2:24).

 

А если увидишь брата малодушествующего, или немощного, то прекрасно иметь к нему сострадание.

 

Правда возвеселит сердце делающего правду.

 

Удерживайся, брат, от шуток, чтобы не сделали они тебя бесстыд­ным; бесстыдство же есть матерь непотребства.

 

Не ходи в келью к упивающимся, чтобы не погубить тебе внезап­но богатства целомудрия.

 

Не помни зла на брата своего, ибо написано: путие... злопомнящих в смерть (Притч.12:28).

 

Не можешь ты сносить оскорбления? Молчи – и успокойся.

 

Не можешь видеть, если кто смотрит на тебя? И ты не смотри ни на кого.

 

Не соглашайся с тем, кто внушает тебе что-либо подобное этому: «Долго ли будешь терпеливо угождать каждому брату?» Мы ответим ему: спешу стать свободным сегодня, а о завтрашнем дне попечется Господь. Ибо Он Сам сказал: не пецытеся убо на утрей (Мф.6:34).

 

Блажен, кто нашел добрых спутников и возненавидел собствен­ную свою волю.

 

Без обмана делай дело свое, брат, ибо так прилично верным; и обретешь благодать в трудах своих.

 

Не пей вина до упоения в угождение людям, ибо тогда будет тебе великий стыд, когда найдут тебя упившимся.

 

Как золотая цепь на шее, монаха красит благоговение.

 

Что сладкий мед устам человека, то словеса Божии душе, боящей­ся Господа.

 

Мудрые старцы – опора братии, а не мудрые будут сварливы.

 

И Богу и людям ненавистна гордыня, а любящих смирение возвы­шает Господь.

 

Держащаяся добрых правил обитель – безопасная пристань; а имже несть управления, падают, аки листвие (Притч.11:14), потому что служащий должен служить как Господу, от Которого получит на­граду, а не как человекам; и тот, кому служит, должен вести себя сми­ренномудренно, так, как бы служил ему Господь.

 

Вкусил ты хлеба и насытился? Воздай славу Богу, напитавшему тебя. А если хочешь довольствовать чрево свое малым, воздай славу укрепившему тебя Богу и не говори перед всеми: «Не сеял я и такой-то доли хлеба». Что придаешь этим себе? Не осуждаешь ли только яду­щих и благодарящих?

 

Потерпи Господа в день скорби, чтобы покрыл тебя в день гнева.

 

Не смейся над огорченным, не радуйся, видя развращающегося, чтобы не прогневался на тебя Господь, и не остаться тебе без защиты в день скорби.

 

Не преследуй братий по любоначалию; ибо если не от Бога совет сей, то не состоится; а если от Бога, то, хотя в сосудех скроешься, как Саул (1Цар.10:22), и оттуда возьмет тебя Господь и поставит старей­шиной над народом Своим.

 

Кто не вздохнет, видя, что, не показав в себе ни одной добродете­ли монашеского жития, домогаемся начальства?

 

Отчего мы часто и на суше терпим кораблекрушение? Не от неве­рия ли и невежества? Не умея владеть веслом, беремся править кормилом.

 

Кто лукавее человека, который имеет у себя сладкую воду и не напоит жаждущей души? Или кто завистливее человека, который име­ет у себя полезную книгу, и не дает ее в назидание брату? Но кто лени­вее того жаждущего, который сидит близ источника, а не протянет руки, чтобы, взяв воду, утолить жажду? И кто нерадивее человека, который владеет книгой, и нерадит о чтении?

 

Потрудись с тем, кому нужно обучиться грамоте, чтобы, читая о чудных делах Божиих, благословлял он чудное имя; и Бог будет твоим мздовоздаятелем.

 

На монаха в унынии нападает нерадение, а когда есть у него тер­пение, нападает высокоумие; но кто действительно любит Господа, тот отклоняет от себя то и другое.

 

Ленивый монах во многом потерпит утрату, а трезвенный не пре­небрежет ни одним часом.

 

Монах ленивый и любящий споры не приобретет себе славы, по­тому что раздражает против себя.

 

Непокорный монах изведает многие места, а смиренномудрый по­корится о Господе.

 

Благоразумный новоначальный послушен старшим о Господе, а непослушный будет в бесчестии.

 

Кто хранит чистоту тела своего, тот заслужит удивление от мно­гих; а кто пренебрегает чистотой, того большая часть людей будет осуждать.

 

Примечай, возлюбленный, меру каждого из подчиненных, по сло­ву Сказавшего: иже убо плод приносит и творит ово сто, ово же ше­стьдесят, ово тридесять (Мф.13:23). Монах-чревоугодник называет пост временем печали, а воздерж­ный и в посте не смотрит угрюмо.

 

Не делай того, что печалит ближнего, но будь вежлив в обраще­нии со всяким.

 

Человек невежливый подсматривает за своим соседом; а кто хо­дит во свете, тот не останавливается мыслью на худом.

 

Кто любит Господа, тот не раздражает ближнего, но хранит себя, по слову Сказавшего: елика аще хощете, да творят вам человецы, тако и вы творите им: се бо есть закон и пророцы (Мф.7:12).

 

Потрудись, монах, во время бури, чтобы возвеселиться тебе, вой­дя в пристань жизни.

 

Враг вооружает нерадивых братий против ревностных, а ревност­ные при нерадивых находят себе дело, ради Господа неся на себе их немощи.

 

Кто оказывает милость ближнему, тот найдет милость у Господа, но суд... без милости не сотворшему милости (Иак.2:13).

 

Не соглашайся с братом своим на грех, но лучше и его избавь от греха, да жива будет душа ваша о Господе.

 

Страх Божий да будет всегда перед очами твоими, и грех не во­зобладает тобой. Не говори: «Сегодня грешу, а завтра покаюсь». Ибо о завтрашнем дне ничего нет у тебя верного; будем сегодня каяться, а о завтрашнем дне попечется Господь.

 

Иной гуляет, а как скоро слышит призывающего на молитву, бе­рется за дело; но ты, возлюбленный, не будь нерадив к службе Божи­ей, чтобы просветилось око ума твоего.

 

У кого дерзкие уста, тому посмеяние; а боящийся Господа будет уважаем.

 

Всем сердцем своим веруй в Господа, и во всякое время обретешь благодать. Если в Нем пребываешь, то не погубишь мзды своей.

 

Водолейные трубы употребляются в дело во время пожара, и сле­зы – во время искушения. Вода угашает пламень в доме, а слезы во время молитвы угашают злые вожделения.

 

Что пальма, растущая на берегах, то единомыслие братии о Господе.

 

Кто почитает старших, того будут радовать младшие, и в день мо­литвы своей будет он услышан.

 

Если дашь что взаем брату своему, и медлит он с возвращением, а ты хочешь напомнить ему, то напомни однажды, потому что часто находит забвение.

 

Если взял ты что взаем у брата своего, и он из богобоязненности не напомнит тебе, сам ты, как боящийся Бога, не лишай его взятого взаем, по написанному: ни единому же ничимже должни бывайте, то­чию еже любити друг друга (Рим.13:8). Всем тленным, братия, пренебрегать должно, заботиться же об од­ной жизни.

 

Если поручено тебе посредничество в каком-нибудь деле, не будь нерадив о своем спасении, представляя в предлог грехи свои, потому что и Иосиф в Египте был посредником в деле, и принял на себя попе­чение не об одном только доме, а о целом Египте, но не уклонился от пути истины, и Господь прославил его.

 

Если душа твоя будет здравой пред Господом, то из всего извле­чешь пользу.

 

Если видишь торгующего чем-нибудь, скажи про себя: «Этот че­ловек, вожделевая временного, столько терпит, чтобы собрать скоро­преходящие блага. Ужели же ты, душа моя, вознерадишь о непрехо­дящем?» Если видишь спорящих между собой, скажи про себя: «Эти люди столько прилагают старания и спорят между собой о том, что нимало не полезно. Ужели же ты, душа моя, должна будучи тму талан­тов, не припадешь, как следует, к Богу, чтобы прощен был тебе долг?» Если видишь строящих дом из глины, то скажи про себя: «Эти люди, строя дом из глины, употребляют свое старание совершить дело. Уже­ли же ты, душа моя, пренебрежешь вечными обителями?» Но чтобы, говоря о том и о другом порознь, не продлить слова, скажу: что ни увидим в жизни, – мирские помыслы и житейские рассуждения – за­меним духовными, и при содействующей нам благодати непременно получим пользу.

 

Что такое монах? Монах подобен человеку, который несется с вы­соты и, найдя вервь (веревку), висящую высоко над землей, хватается за нее, виснет на ней и непрестанно вопиет ко Господу о помощи, зная, что если ослабеет и выпустит вервь из обеих рук, то упадет и умрет.

 

Емлись (хватайся), монах, за вечную жизнь, к которой ты призван, перед многими свидетелями исповедав доброе свое исповедание: еще бо мало елико елико, Грядый приидет и не укоснит (Евр.10:37).

 

Оттого что не хотим ради Господа потерпеть и малой скорби, невольно впадаем во многие и тяжкие скорби. Оттого что не хотим ради Господа оставить собственную свою волю, сами себе уготовляем душевный вред. Оттого что не терпим ради Господа быть в подчине­нии и уничижении, сами себя лишаем утешения праведных. Оттого что не слушаемся вразумления, какое делают нам ради Господа, сами себя делаем игралищем лукавых бесов. Оттого что не принимаем наказа­ния жезлом, ожидает нас коноб (котел, сковорода), в котором не будет утешающего.

Кто даст главе моей воду и очесем моим источник слез? И лицо, веселое для посторонних, и плачуся о грехах моих день и нощь (Иер.9:1). Смеху рекох (Еккл.2:2): «Прочь от меня»; и слезам: «Приидите ко мне», ибо очень велик грех мой пред Господом, и нет числа грехо­падениям моим.

 

Знаете ли, что у людей бывают слезы трех различных родов? Бы­вают слезы о вещах видимых, – и они очень горьки и суетны. Бывают слезы покаяния, когда душа возжелает вечных благ, – и они весьма сладки и полезны. И бывают слезы раскаяния там, где плачь и скре­жет зубом (Мф.8:12), – и эти слезы горьки и бесполезны, потому что вовсе безуспешны, когда уже нет времени покаянию.

 

Трезвись во время юности своей, возлюбленный, чтобы оказаться тебе достойным похвалы при кончине своей.

 

Не полагайся на лукавого, который внушает тебе обманчивые по­мыслы и говорит: «Еще ты молод; еще много лет должно тебе жить, поэтому теперь веселись и не печаль душу свою; в старости своей бу­дешь приносить покаяние». Ужели ты так неразумен, брат, и не зна­ешь, что лукавый обманет тебя в этом? Если не каешься ты в молодос­ти своей и в возрасте, полном сил, когда в состоянии перенести всякий труд и выдержать подвиг, то, состарившись, не будешь ли представ­лять в предлог бессилия старости? А если еще в юности своей похищен будешь отсюда, что тогда делать тебе? Поэтому оставь путь вражес­кий, и послушай гласа истинного Владыки, Который сказал: Бдите убо... и молитеся... яко не весте дне ни часа (Мф.25:13. Мк.13:33).

 

Господи Иисусе Христе, Царю царствующих, Ты, Который име­ешь власть над жизнью и смертью, знаешь сокровенное и тайное, от Которого не сокрыты ни помышление, ни рассуждение! От тайных моих очисти мя (Пс.18:13), яко лукавое пред Тобою сотворих (Пс.50:6). Ибо вот дни мои со дня на день оскудевают, а грехи мои умножаются. Ты, Господи Боже духов и всякия плоти, знаешь великую немощь души моей и тела; дай, Господи, мне крепость в безсилии моем и помоги мне, бедному. Ибо знаешь, что яко чудо бых многим, и Ты помощник мой крепок (Пс.70:7). Дай мне, Господи, сердце благопризнательное, чтобы всегда помнить Твои благодеяния, благий Господи, и не помя­ни моих грехов, не злопамятен будь к моим грехопадениям! Не пре­зри, Господи, моления, приносимого мною, ничтожным и грешным; но как доныне покрывала меня благодать Твоя, так и до конца не от­нимай ее от меня. Она умудрила меня уразуметь все, и блаженны те, которые сохраняют пути ее, потому что это будет для них венцом сла­вы. Исповедуюсь Тебе, Господи, и восхваляю я, недостойный, Тебя, показавшего на мне множество щедрот, потому что был Ты моим по­кровителем и помощником, так как имя величия Твоего благословен­но вовеки. Тебе подобает величие, Господу Богу нашему!

 

Научай брата своего, возлюбленный, не тому пути, который уво­дит в мир, но тому, который вводит в Царство Небесное. Бойся же Господа всей силой твоей, и не соревнуй делам нечестивых, потому что огонь их не угаснет, и червь их не умрет (Мк.9:44).

 

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.