Сделай Сам Свою Работу на 5

ОБЛИЧЕНИЕ САМОМУ СЕБЕ И ИСПОВЕДЬ 7 глава





 

Бегаешь, возлюбленный, огня, чтобы не сгорело у тебя тело; бе­гай греха, чтобы телу твоему вместе с душой не гореть в огне неуга­симом.

 

Что два борца, то монах в обществе с женщиной; трезвенный же соберет корысти, а сам не будет окраден.

 

Верный придверник – по Богу верный хранитель душ, а невер­ный и свою душу предает на разграбление.

 

Высчитываем время, которое прожили мы в уединенной жизни, и по неведению превозносимся нерадением, какому предавались в ней.

 

Похвала человеку не одно время, но успех, а успех не в том, чтобы нажить седины, но чтобы приобрести доблестную жизнь.

 

Воин добывает отличия щитом, мечом и шлемом, а новоначаль­ный монах – верой, покаянием и любовью. Вера рождает чистоту, сми­ренномудрие, послушание, долготерпение и воздержание; покаяние же – слезы; а любовь – терпение и надежду.

 

Кто постоянно переходит из одной кельи в другую, тот приобре­тет суетные помыслы; кто пребывает на одном месте, тот более без­молвствует.

От юности твоея, возлюбленный, избери наказание, и даже до се­дин обрящеши премудрость (Сир.6:18).

 

С юности своей засевай поле свое, и тщательно смотри, чтобы не взошли на нем терния, как на невозделанном каком поле. Принеси на нем добрый плод, и воздай славу Подающему тебе крепость.



 

 

Дожди размножают сорные травы, а обращение с людьми мир­скими производит страсть высокоумия. Но боящийся Господа не пре­возносится.

 

Если сподобился ты дарования, не высокомудрствуй, ибо не име­ешь у себя ни одного совершенства, егоже неси приял от Бога (1Кор.4: 7); и если не будешь ходить по Его заповеди и воле, отнимет Он у те­бя собственность Свою, и отдаст это лучшему; и тогда будешь похо­дить на человека, у которого отнимают перо, только что омоченное в чернила.

 

Что два петуха в одном месте, то два помысла в сердце монаха. Устранись от того, что для тебя чуждо, и душа твоя придет в без­молвие.

 

Человек благоразумный соблюдет заповеди, а кто соблюдет их, тот приобрел рай вечных утех.

Лучше имя доброе, неже богатство много, паче же сребра и злата благодать благая (Притч.22:1).

 

Изреки слово утешения душе нерадивой, и Господь подкрепит сердце твое.



 

Если после молитвы благовремение употребишь чашу вина, то иди поспешно в келью свою и, затворив двери, благодари Господа, Кото­рый снабжал и снабжает тебя. Ибо если множишь речи после обеда, то производит это привидения и сокрушения.

 

Человек, упивающийся вечером, делает и говорит, что не должно, и поутру раскаивается, но если опять сыщет вино, снова поступает так же.

 

Если однажды впал ты в искушение, то впредь остерегайся. Ибо написано: рожденный от Бога блюдет себе, и лукавый не прикасается ему (1Ин.5:18).

 

Не пей вина до упоения, возлюбленный, хотя бы и упрашивали тебя находящиеся с тобой друзья, ибо если одолеет тебя вино, то упра­шивавшие тебя прежде всех соблазнятся тобой.

 

Будь особенно внимателен к себе, чтобы не овладело тобой заб­вение.

 

Чревоугодник трудится и сокрушается о том, как наполнить чре­во свое яствами, а когда поел, – мучается во время пищеварения; воз­держание же сопровождается здравием и трезвенностью.

 

Бродящий монах не неуязвим, если не будет трезвиться, а пребы­вающий на том месте, куда призван, скорее найдет покой.

 

Кто малое ставит в ничто, тот постепенно будет падать, а леность мало-помалу рождает невольную бедность.

 

Если ты и сведущ, не отвергай наставления мужей святых, потому что и это есть плод знания.

 

Унизительно монаху входить в общение с каким-нибудь скопищем людей; наградой за это бывают печаль и раскаяние.

 

Написано: Похваляемым праведным, возвеселятся людие (Притч.29: 2); имя же нечестивых угасает (Притч.10:7). Да хвалит тя искренний, а не твоя уста, чуждый, а не твои устне (Притч.27:2). Искушение сребру и злату раздежение (огненное испытание); и человек искуша­ется усты хвалящих его (Притч.27:21).



Хранит закон сын разумный, а иже пасет несытость, безчестит отца своего (Притч.28:7).

 

Всем воздавай честь ради Господа, не требуя чести себе, – и обретешь благодать у Господа.

 

Написано: Иже не срамляется лица праведных, не благ: таковый за укрух хлеба продаст мужа (Притч.28:21). Еще написано: Блажен муж, иже боится всех за благоговение, а жестосердый впадает во злая (Притч.28:14).

Мужу любящу премудрость, веселится отец его: а иже пасет лю­бодейцы, погубит богатство (Притч.29:3).

 

Лучше быть рачительно пасомым, нежели пасти нерачительно. Лучше учиться рачительно, нежели учить и делать, как не должно.

 

Кто вразумляет сам себя, тот вразумляет и другого; кто учит себя, тот учит ближнего.

 

Не обременяй брата своего, ибо если и на скота своего возложишь груз не по силам, встанет он на половине пути.

 

Во всем, что ни встретится с тобой, веди себя умно и помни, что от Бога подана тебе помощь.

 

Не склоняй слуха своего к речам срамным, чтобы не осквернился ум твой. Якоже... неполезен... дым очима (Притч.25:20), так и срамное слово вредно душе.

 

Если беспокоит тебя дух блуда, запрети ему, говоря: "Господь да потребит тебя, исполненный зловония, бес нечистоты!" Ибо знаем ска­завшего: мудрование плотское вражда на Бога (Рим.8:7).

 

Нет мудрости, нет благоразумия, где нет страха Божия, ибо пол­нота премудрости – бояться Господа.

 

Написано: Свет праведным всегда, свет же нечестивых угасает (Притч.13:9). Древо бо жизни желание праведного (Притч.13:12); ненавидяй же обличения безумен (Притч.12:1). От многословия не из­бежиши греха: щадя же устне, разумен будет (Притч.10:19). Мысли праведных судьбы; управляют же нечестивии лести (Помышления

праведных – правда, а замыслы нечестивых – коварство)(Притч.12:5).

 

Кто предваряет честью ближнего, тот обретет честь, а кто не ува­жает лица брата своего, тот вразумлен будет затруднительностью сво­его положения.

 

Если вкушаешь пищу вместе с братиями, то по правилу заноси руку к блюду; ибо горлица и ластовица селная, врабие (воробьи) сохраниша времена входов своих (Иер.8:7).

 

Заноси руку, и не будь юн потому, что другие моложе тебя. А ты, возлюбленный, целый день проведя в по­сте, в одну минуту приходишь в смятение!

 

Приятна тебе праздность, но горек конец ее. Изнемогаешь, рабо­тая, но возвеселишься впоследствии.

 

Написано: Мерзость Господеви устне лживы: творяй же верно при­ятен Ему (Притч.12:22). Кто плодит слова свои, тот сделается мерзким; а кто воздержива­ет уста свои, тот будет любим.

 

Если видишь, что нерадивый человек обратился к добродетели, не ослабевай помыслом, но тем более мужайся, и во время искушения подвизайся в большей мере.

 

Не будем мы, монахи, преступать меры смиренномудрия, чтобы чем-нибудь, по-видимому основательно сделанным, не нарушить сво­его благоговения. Таким образом, не в великое поставим понести и утрату, потому что сказано: рабу же Господню не подобает сваритися (2Тим.2:24); блажен муж, иже боится всех за благоговение (Притч.28: 14); не тщися в дусе своем яритися, яко ярость в недре безумных почиет (Еккл.7:10).

 

Написано: Сын благоразумный послушлив отцу, сын же непокорли­вый в бесчестии (Притч.13:1). Иже хранит своя уста, соблюдает свою душу: продерзивый же устнама устрашит себе (Притч.13:3). Сыну лукавому ничтоже есть благо (Притч.13:14), а соблюдающий запове­ди блажен. Закон мудрому источник жизни: безумный же от сети ум­рет (Притч.13:15). Ходяй право боится Господа: развращаяй же пути своя обезчестится (Притч.14:2). Взыщеши премудрости у злых, и не обрящеши: чувство же у мудрых удобно (Притч.14:6).

 

Сад без ограды будет потоптан и опустеет; и кто не хранит уст своих, тот погубит плоды.

Надеяйся на богатство свое, сей падет: заступаяй же праведных, той возсияет (Притч.11:28).

 

Кто расточает имение свое безрассудно, тот делается беден; а кто расточает с верой в Господа, тот не будет оставлен вовек. Ибо написа­но: Расточи, даде убогим, правда его пребывает во век века, рог его воз­несется в славе (Пс.111:9).

Умножали богатство свое с лихвами и прибытки милующему ни­щыя собирает е (Притч.28:8).

 

Сколько ни превозносится человек в гордыне сердца своего, все же попирает он землю, из которой взят, и в землю пойдет; возвышает же Господь смиренных.

 

Дым прочь гонит пчел, а памятозлобие изгоняет из сердца ведение.

 

Моли Господа, и проливай слезы перед Его благостью, тогда па­мятозлобие не водворится в душе твоей, и молитва твоя будет яко ка­дило (Пс.140:2) пред Ним.

 

Написано: Нечист пред Богом всяк высокосердый (Притч.16:5): предыдет же смиренным слава (Притч.15:33).

 

 

Еще написано: Вины ищет муж: хотя отлучитися от другов, на всяко же время поносимь будет (Притч.18:1). Так и монах, удаля­ющийся из обители, винит настоятеля и братию.

 

Написано: Есть путь, иже мнится человеком прав быти, последняя же его приходят во дно ада (Притч.14:12). И еще говорит: Путий сво­их насытится дерзосердый, от размышлений же своих муж благ (Притч.14:14).

 

Будем утешать друг друга, возлюбленные; будем служить друг дру­гу, поучать друг друга страху Господню, пока не войдем в пристань жизни.

 

Монах чревоугодник будет заботиться о многом, а воздержный подобен серне в поле.

 

Что рыбам – вода, то монаху – безмолвие в смиренномудрии и любви.

 

Путевый запас монаху – благоговение в страхе Божием.

 

Страх Господень – пробное золото; кто приобрел его, тот не бу­дет оставлен.

 

Враги стараются мысль твою, монах, занять слухом о плотских родителях, но преизобильны будут и радость, и утешение твое в Цар­стве Небесном, если в терпении до конца поработаешь Господу.

 

Кто хочет жить мирно на всяком месте, тот пусть ищет не соб­ственного своего успокоения, но успокоения других о Господе, и найдет успокоение себе. А сварливый и злонравный никогда не успокоится.

 

Пока не пренебрежет кто страхом Божиим, дотоле он не согре­шит. Хочешь ли не грешить? Храни страх Божий.

 

А грех представляй себе подобным высоким горам, или взволно­ванной поверхности моря, или огненному пламени, который пожира­ет ввергаемых в него. Ибо враг старается уменьшить грех в глазах тво­их, пока не впадешь в него.

 

Не имей желания грешить и, в извинение свое, не указывай на отца своего, потому что Самуил жил у Илия, а Гиезий у Елисея.

 

Тебя поставили пастырем? Не вводи в свою паству губительных волков, чтобы не опустошили они паствы твоей, и когда придет Архи­пастырь, неприятно будет Ему это.

 

Удаляй от овец всякую вредную для них вещь, и не будешь назван лукавым делателем.

Посреде братии старейшина их честен, и боящийся Господа пред очима Его (Сир.10:24).

 

Прежде начала дела представляй себе конец его, и прежде ссоры вини в ней сатану. Ибо написано, что рожденный от Бога блюдет себе, и лукавый не прикасается ему (1Ин.5:18).

 

 

Нетрудно дойти до порока, но страшно и тяжело пребывать в том же пороке. Если случится ссора между двумя братьями, то первый раскаива­вшийся получит венец победы, но венчается и другой, если не отверг­нет раскаяния, но с готовностью сделает, что нужно для мира.

 

Признак невежества в монахе – сидя при братиях своих, обна­жать голени свои; благоговейный же будет сидеть благообразно.

 

О многоглаголании, монах, рассуждай, что концом тысячи слов будет молчание; поэтому, воспользовавшись наперед выгодой, избе­гай потерь.

 

Не заботься, монах, о чреве, – и будешь иметь упокоение.

 

Высокоумие низлагает, а смиренномудрие получает победную на­граду.

 

Если введешь кого, возлюбленный, в келью свою, старайся отпус­тить его от себя не соблазнившимся, то есть ничего не делай без стра­ха Божия, чтобы не стать тебе для него примером непотребного дела. Ибо апостол говорит: Безпреткновени бывайте Иудеем и Еллином и Церкви Божией (1Кор.10:32).

 

Всем воздавай честь, монах, не ради вознаграждения, но ради Господа.

 

Без гнилости не разводится червь, и не истребляется без тщатель­ного присмотра.

 

Без нерадения не зарождается небрежность, и не искореняется она без рачительности. Но бойся Господа, и обретешь благодать.

 

Враг да не застигнет тебя, монах, делающим что-нибудь чуждое твоему обету.

 

Никогда да не приводит тебя в удивление человекоугодник, ста­рающийся угодить многим, но не для Господа. Боящийся Господа не преткнется, потому что ходит во свете заповедей Его.

 

Раздражительность в человеке – ров для него; а кто преодолел в себе раздражительность, тот миновал этот ров.

 

Кто образует людей своих, тот имеет мир с внешними; а самона­деянный увеличивает вражду к себе.

 

Блажен человек, который с кротостью нес на себе до конца иго Владыки Христа, потому что гордыня опасна.

 

В единомыслии братии обитает Господь, а вражда их увеселяет лукавого.

 

Долго ли земля будет скрывать в себе посеянное на ней семя? Пока не приимет вони (благоухание) воды (Иов.14:9).

 

Втайне, возлюбленный, исполняй заповеди Господни, и Господь воздаст тебе явно.

 

Монах ленивый и самолюбивый, как скоро увидел работу, – пря­чется, а за ужином ставит себя в числе первых. Благоразумный монах не предпочитает себя смиренным братиям, но бывает образцом для верных.

 

Тот не милостив, кто не состраждет немощному. Ибо блажени ми­лостивии: яко тии помилованы будут (Мф.5:7).

 

Верный домоправитель не будет обманывать братии своих, и до­блестный все делает по Богу.

 

Не обижай наемника, который отдает тебе душу свою, и не удер­живай платы у работника, потому что он служит тебе. Отдай плату вовремя, – и получишь вознаграждение вовремя.

 

Кто молчит, обличаемый в пороке, тот скрывает в сердце памято­злобие, а кто защищается с кротостью и мирно, тот не памятозлобен.

 

Невежда смеется над старцами, а образованный будет любим; и кто любит учение, тот любит жизнь.

 

Как от инея и снега вянет трава, так грех иссушает сердце в делаю­щем грех. И как семя дает росток, когда пойдет дождь, так расцветает сердце при добрых делах.

 

Человек раздражительный и шумливый щедр на клятвы, а безмолв­ствующий разумен.

 

Что же такое раздражительность? Это страсть наглая и бесстыд­ная, за которой следует печаль и раскаяние; печаль же снедает сердце человека, впадшего в нее.

 

Не давай печали сердцу своему, но утешай себя о Господе.

 

Неверие породило двоедушие, а двоедушие привело за собой лже­учение, а за лжеучением следует заблуждение; поэтому, кто впал в заб­луждение, тот да возопиет к Архипастырю и Спасителю душ наших, чтобы обратил и ввел его во двор овец Своих.

 

Не любопытствуй, возлюбленный, говоря: «Как бывает то, или это?» Но веруй в Господа, и Он просветит ум твой. По мере веры и благодать обитает в душе. Ибо верен Господь во всех словесех Своих и преподобен во всех делех Своих (Пс.144:13).

 

Кованые трубы оглашали стан сынов Израилевых в пустыне, и проповедь апостольская огласила все народы. Что призывная труба, то и муж верный.

 

Человек деятельный – розга Христова. Как виноградная кисть, лежащая на земле, делается негодной, так и рассудок, развлекаемый земным, не способен к добродетели.

 

Кто замышляет мятежи, того внезапно постигнут погибель, раз­деление и неисцельное сокрушение, потому что он радуется всему, что ненавистно Господу; а кто любит мир, тот наследует мир; кротость же в человеке предотвращает раздражительность.

 

Если подвергнешься клевете, и после откроется чистота совести твоей, не высокомудрствуй, но Господу, избавившему тебя от клеветы человеческой, работай в смиренномудрии, чтобы не пасть чрезвычай­ным падением.

 

Как желуди питают свиней, так злые помыслы питают злые вож­деления.

 

Что яд аспидов, то раздражительность и памятозлобие, потому что они и лицо изменяют, и мысль возмущают, и жилы расслабляют, и производят в человеке недостаток сил к совершению дела; а кротость и любовь отдаляют все это.

 

Чем истребляется памятозлобие? Содержанием в памяти страха Господня и дня кончины. Помяни последняя твоя, возлюбленный, и пре­стани предаваться гневу (Сир.28:6). Памятуй о смерти и не возно­сись, ибо еще немного, и сведен будешь во гроб; и какую пользу при­несут тебе злые дела?

 

Поддерживай немощного, возлюбленный, потому что сильный не имеет в тебе нужды. Написано: не требуют здравии врача, но болящии (Мф.9:12); и еще: вы, сильнии, немощи немощных носите (Рим.15:1).

 

Если видишь, что человек на земле достиг великого достоинства, не дивись этому; но дивись тому, кто возненавидел земную славу.

 

Если перед братиями своими окажешься чистым, как золото, то и тогда почитай себя сосудом непотребным, – и избежишь гордыни, ненавистной Богу и людям.

 

Молодой монах, ходя по монашеским кельям, обучается не толь­ко быть праздным, но болтливым, любопытным, толкующим о чем не должно; а безмолвствующий в смиренномудрии будет любим.

 

Не пей вина наедине с братом, о котором идет худая молва; не шути с невеждой, никого не поноси. Соблюдай себя чистым, бегай пиров, чтобы не болезновать об этом при конце жизни.

 

Если не тверд ты во нравах, не дружись с человеком, который слаб рассудком; говорю же это не с тем, чтобы гнушался ты кем-либо, как грешником, но чтобы, когда обе стороны слабы, и ты не потерпел от него вреда, и он от тебя.

 

Если в состоянии ты подать совет о Господе, подай, – и полу­чишь награду.

 

Если видишь, что брат грешит, и наутро свидишься с ним, то не признавай его в мысли своей грешником; ибо не знаешь, что, может быть, когда ушел ты от него, сделал он, по падении своем, что-нибудь доброе, и умилостивил Господа воздыханиями и горькими слезами.

 

Поэтому надобно удерживаться от суждения о другом; каждому из нас надлежит смирять себя, по слову сказавшего: беззакония моя превзыдоша главу мою, яко бремя тяжкое отяготеша на мне (Пс.37:5).

 

Всех дров в лесу не достанет для огня; и плоть не насытится покоем.

 

Страх Господень – рай сладости; а бесстрашие наследуют лисицы. Если брат, уступив врагу, бежит из монастыря, и ты, монах, пой­дешь искать его, и найдешь, то говори с ним мирно, чтобы не прило­жить болезнь на болезнь души его. Озирайся и сам на себя, чтобы и тебе не подпасть искушению.

 

 

Если ты, возлюбленный, искусен во врачевании, и врачуешь, то будь трезвен, чтобы, врачуя других, самому не оказаться страждущим. По­слушай что говорит апостол: да не хулится убо наше благо (Рим.14:16). Положил ты хорошее начало, старайся и кончить хорошо, чтобы получить полную награду.

 

Не дай мне, общий всех Владыка, такого сердца, которое ненави­дит подчинение и отеческое вразумление; удали от меня и горделивые помыслы, ибо Ты, Господи, запретил еси гордым (Пс.118:21).

 

Написано: приятна соборищу твори себе и князю смиряй главу твою (Сир.4:7), и о души твоей не постыдися: есть бо стыд наводяй грех, и есть стыд слава и благодать (Сир.4:24-25).

 

Не огорчай брата клеветой на брата его, ибо не дело любви – воз­буждать ближнего на погибель души.

 

Будь миротворцем, чтобы сподобиться наименования сыном Божиим.

 

Того желай, возлюбленный, чтобы любили тебя любовью Спаси­теля нашего Иисуса Христа, и питай ненависть к плотской любви, ко­торая заключает в себе следующее: чревоугодие, пьянство, роскошь, зависть, злобу, непотребство, страсть, сокрушение, печаль и подобное этому, конец же всего этого – смерть. А любовь о Христе заключает в себе следующее: благость, скромность и ведение, а конец этого – жизнь вечная.

 

Прилепись, возлюбленный, к человеку, боящемуся Господа, но не люби проводить время с небрежными.

Потерпи, возлюбленный, Господа (Пс.26:14), чтобы Он возвели­чил тебя, потому что слава мира сего непостоянна.

 

Всегда перед очами своими имей Господа, потому что спасает Он уповающих на Него.

 

Вооруженный воин страшен на брани; и облекшийся в веру стра­шен невидимым врагам.

 

Безумный человек скажет: «Кто меня устрашит?» А смиренномуд­рый окажется благорассудным (благорассуждаемым).

 

Пища для огня – дрова, а пища для раздражительности – высокоумие.

 

Хочешь ли укротить раздражительность? Возьмись за смиренно­мудрие, и ходи путем кротких и смиренных.

 

Если братия в сильном огорчении друг на друга, то блажен миротворец; а кто поджигает их к ссорам, тот не останется ненаказанным.

 

Песчаный камень и неверная душа вскоре рассыплются, а в душе верного рассудок неподвижен.

 

 

На человеке кротком и смиренном почиет дух премудрости, пото­му что Господь любит ходящих по премудрости.

 

Смотри, возлюбленный, чтобы, желая себе излишней чести, не на­влечь тебе на себя бесчестия; в подлинном смысле честь человеку – делать все по Богу; великое же бесчестие – преступать заповеди.

 

Упивающийся пастырь не спасет вверенных ему овец, а сонливый и сам сделается добычей зверей. Ибо терния прозябают в руце пияницы (Притч.26:9), а душа воздержного припадает к Богу.

 

Золото не дает терпения, а вера ставит на прочном основании того, кто приобрел ее.

 

Недостаток в человеке – не знать Писания; но двойной недоста­ток имеет тот, кто знает оное и пренебрегает им.

 

Сам себя утешай, возлюбленный, терпя всякую скорбь, чтобы не сделаться тебе высокоумным, если часто будут утешать другие. Ибо апостол говорит: утешайте себе на всяк день дондеже днесь нарицает­ся, да не ожесточится некто от вас лестию греховною. Причастницы бо быхом Христу, аще точию начаток... удержим (Евр.3:13-14), а на­чаток всякой добродетели – вера.

 

Доблестную жизнь приобретает монах, слушая наставление отца.

 

Безоружным делается монах, если любит неподчинение и путь про­странный.

 

Диавольская мысль – монаху желать чужой степени.

 

Легко уловляется монах, который вмешивается в житейские дела.

 

Жизнь вечную наследует монах кроткий и безмолвный.

 

Солнце, луна и все звезды радуются о тех, которые право служат Владыке Христу.

 

Сокровище собирает себе на небо тот, кто любит безмолвие в любви.

 

Кто подлинно боится Господа, тот делается врачом страстей.

 

Кроткий монах есть страж, наблюдающий за страстями.

 

Народы восхвалят Господа при виде человека, который не нера­дит о своем спасении, но заботится о своем исходе и о том, как пред­стать Страшному Судилищу Христову.

 

Всякий, кто любит собственное спасение, делается обителью Свя­таго Духа.

 

Всякий, кто любит чистоту и целомудрие, делается храмом Божиим.

 

Памятование о смерти и наказаниях есть меч против беса уныния.

 

Благоразумный монах не осуждает ближнего.

 

Словеса жизни вечной поверяются мужу Христолюбивому. Человек страннолюбивый – чистая пшеница.

 

Во всякое время человеку укорять себя самого есть очищение грехов.

 

Воздержание есть нерв терпения.

 

Убивает душу свою тот, кто уклоняется от заповедей Господних; неизглаголанную же радость наследует всякий, кто в действительнос­ти их соблюдает.

 

Пой, возлюбленный, духом, пой и умом: коль сладка гортани мое­му словеса Твоя, паче меда и сота устом моим (Пс.118:103).

 

Начало и конец для верных – вера, надежда и любовь; а из тяж­кого тяжкое – уныние, особенно если имеет оно споборником (союз­ником) неверие, ибо плоды его исполнены смертоносного яда.

 

Всегда памятуй, возлюбленный, о Страшном Судилище Божием, и это будет для тебя подпорой; и ты отразишь злоумышляющих про­тив души твоей.

 

Благоразумный монах, посылаемый на служение, душу свою по­ложит ради мира, а безумный и невежественный готовит ссоры.

 

Господи и Владыка жизни моей! Не дай мне духа праздности, пыт­ливости и любоначалия, но даруй рабу Твоему духа целомудрия и терпения.

 

Лучше в чистом сердце ради добродетели нечистота ног, нежели выставляемая в предлог чистота, и омовение пристрастное.

Аще кто Божий храм растлит, растлит сего Бог (1Кор.3:17), – говорит Божественное Писание. Как псу, усиленно противься демону блуда; никак не соглашайся увлечься таковым помыслом, потому что от искры много будет угольев, и от худой мысли умножаются худые пожелания. Старайся истребить воспоминание о них паче зловония тай­ного.

 

Как благоухание веселит обоняние, так и Дух Святый увеселяется чистотой и обитает в человеке.

 

Как свинье приятно валяться в грязи, так и бесы находят для себя приятность в блуде и нечистоте.

 

В чистоте обитают великий свет, и радость, и мир, и терпение, а в блуде обитают печаль, уныние, ненасытный сон и густая тма (ложь).

 

Возлюби, монах, чистоту в любви Христовой; она так же прилич­на твоему житию, как плотнику прилично иметь скобель.

 

Один брат, терпя брань от блуда, запрещал бесу и говорил: «Иди во тьму, сатана! Разве не знаешь, что, хотя и недостоин я, однако же ношу члены Христовы?» И тотчас мгновенно прекращалось распаде­ние (как будто кто, дунув, погашает светильник); поэтому он про себя дивился этому, и прославлял Господа.

 

Велика чистота в любви Христовой, а блуд – великое бесчестие. Для чего ты с такой небоязненностыо любишь наряжаться? По­слушай, что говорит апостол: похотей юных бегай (2Тим.2:22). Раз­ве не знаешь, с каким врагом борешься? Разве не знаешь, как тяжко быть сетью для другой души? Как не размыслишь, какую гнилость и какое тление наследуют делающие подобные дела? Желательно мне сделать тебе известным, что если внешний человек и наряден, но жи­лище души осквернено, то красота его не замедлит повредиться. А если приобретешь душевную красоту, то из этой красоты и из этого света изливается нечто и на внешнего человека, и такая красота бы­вает постоянна.

 

Кто украшает одежды свои и наполняет чрево свое, тот выдержит много браней, а трезвенный страшен противникам.

 

Лукавая душа, когда льстят ей, превозносится, а когда оскорбля­ют ее, приходит в неистовство; а добрая душа и лести не радуется и на оскорбление не негодует.

 

Молчание юному то же, что узда коню; а необузданный впадает в беды.

 

Страх Божий в сердце твоем, возлюбленный, да будет тем же, чем оружие в руках воина: им отражай в смиренномудрии искушения, ка­кие наводит на тебя диавол; да истончатся, как прах, враги твои от лица твоего. Будь смел, потому что не потерпишь поражения, имея такое оружие.

 

Кто не любит Господа, тот вводит во искушение домоправителя и раздражает своих настоятелей; а кто любит Господа, тот соблюдает Его заповеди.

 

Мудрый придверник умеет дать ответ бедному и малодушному, а не мудрый будет горд.

 

Если не снабжаем, брат, ничем другим, то снабдим хотя бы доб­рым словом, промышляя о себе самих, чтобы и нам не впасть в то же. Ибо сказано: во всех делах твоих поминай последняя твоя, и во веки не согрешиши (Сир.7:39).

 

Ленивый придверник потерпит много вреда, а горящий духом уго­товит себе венец.

 

Братия, стоя во время службы Божией, благословляют Бога; как же ты, монах, паришь умом вне? Не знаешь разве, что делаешь этим вред себе? Скажи помыслу: «Если бывает раздача, не стараемся ли прийти прежде всех; а если таковое старание о плотском, то не тем ли большее должно быть о духовном?»

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.