ОБЛИЧЕНИЕ САМОМУ СЕБЕ И ИСПОВЕДЬ 7 глава
Бегаешь, возлюбленный, огня, чтобы не сгорело у тебя тело; бегай греха, чтобы телу твоему вместе с душой не гореть в огне неугасимом.
Что два борца, то монах в обществе с женщиной; трезвенный же соберет корысти, а сам не будет окраден.
Верный придверник – по Богу верный хранитель душ, а неверный и свою душу предает на разграбление.
Высчитываем время, которое прожили мы в уединенной жизни, и по неведению превозносимся нерадением, какому предавались в ней.
Похвала человеку не одно время, но успех, а успех не в том, чтобы нажить седины, но чтобы приобрести доблестную жизнь.
Воин добывает отличия щитом, мечом и шлемом, а новоначальный монах – верой, покаянием и любовью. Вера рождает чистоту, смиренномудрие, послушание, долготерпение и воздержание; покаяние же – слезы; а любовь – терпение и надежду.
Кто постоянно переходит из одной кельи в другую, тот приобретет суетные помыслы; кто пребывает на одном месте, тот более безмолвствует.
От юности твоея, возлюбленный, избери наказание, и даже до седин обрящеши премудрость (Сир.6:18).
С юности своей засевай поле свое, и тщательно смотри, чтобы не взошли на нем терния, как на невозделанном каком поле. Принеси на нем добрый плод, и воздай славу Подающему тебе крепость.
Дожди размножают сорные травы, а обращение с людьми мирскими производит страсть высокоумия. Но боящийся Господа не превозносится.
Если сподобился ты дарования, не высокомудрствуй, ибо не имеешь у себя ни одного совершенства, егоже неси приял от Бога (1Кор.4: 7); и если не будешь ходить по Его заповеди и воле, отнимет Он у тебя собственность Свою, и отдаст это лучшему; и тогда будешь походить на человека, у которого отнимают перо, только что омоченное в чернила.
Что два петуха в одном месте, то два помысла в сердце монаха. Устранись от того, что для тебя чуждо, и душа твоя придет в безмолвие.
Человек благоразумный соблюдет заповеди, а кто соблюдет их, тот приобрел рай вечных утех.
Лучше имя доброе, неже богатство много, паче же сребра и злата благодать благая (Притч.22:1).
Изреки слово утешения душе нерадивой, и Господь подкрепит сердце твое.
Если после молитвы благовремение употребишь чашу вина, то иди поспешно в келью свою и, затворив двери, благодари Господа, Который снабжал и снабжает тебя. Ибо если множишь речи после обеда, то производит это привидения и сокрушения.
Человек, упивающийся вечером, делает и говорит, что не должно, и поутру раскаивается, но если опять сыщет вино, снова поступает так же.
Если однажды впал ты в искушение, то впредь остерегайся. Ибо написано: рожденный от Бога блюдет себе, и лукавый не прикасается ему (1Ин.5:18).
Не пей вина до упоения, возлюбленный, хотя бы и упрашивали тебя находящиеся с тобой друзья, ибо если одолеет тебя вино, то упрашивавшие тебя прежде всех соблазнятся тобой.
Будь особенно внимателен к себе, чтобы не овладело тобой забвение.
Чревоугодник трудится и сокрушается о том, как наполнить чрево свое яствами, а когда поел, – мучается во время пищеварения; воздержание же сопровождается здравием и трезвенностью.
Бродящий монах не неуязвим, если не будет трезвиться, а пребывающий на том месте, куда призван, скорее найдет покой.
Кто малое ставит в ничто, тот постепенно будет падать, а леность мало-помалу рождает невольную бедность.
Если ты и сведущ, не отвергай наставления мужей святых, потому что и это есть плод знания.
Унизительно монаху входить в общение с каким-нибудь скопищем людей; наградой за это бывают печаль и раскаяние.
Написано: Похваляемым праведным, возвеселятся людие (Притч.29: 2); имя же нечестивых угасает (Притч.10:7). Да хвалит тя искренний, а не твоя уста, чуждый, а не твои устне (Притч.27:2). Искушение сребру и злату раздежение (огненное испытание); и человек искушается усты хвалящих его (Притч.27:21).
Хранит закон сын разумный, а иже пасет несытость, безчестит отца своего (Притч.28:7).
Всем воздавай честь ради Господа, не требуя чести себе, – и обретешь благодать у Господа.
Написано: Иже не срамляется лица праведных, не благ: таковый за укрух хлеба продаст мужа (Притч.28:21). Еще написано: Блажен муж, иже боится всех за благоговение, а жестосердый впадает во злая (Притч.28:14).
Мужу любящу премудрость, веселится отец его: а иже пасет любодейцы, погубит богатство (Притч.29:3).
Лучше быть рачительно пасомым, нежели пасти нерачительно. Лучше учиться рачительно, нежели учить и делать, как не должно.
Кто вразумляет сам себя, тот вразумляет и другого; кто учит себя, тот учит ближнего.
Не обременяй брата своего, ибо если и на скота своего возложишь груз не по силам, встанет он на половине пути.
Во всем, что ни встретится с тобой, веди себя умно и помни, что от Бога подана тебе помощь.
Не склоняй слуха своего к речам срамным, чтобы не осквернился ум твой. Якоже... неполезен... дым очима (Притч.25:20), так и срамное слово вредно душе.
Если беспокоит тебя дух блуда, запрети ему, говоря: "Господь да потребит тебя, исполненный зловония, бес нечистоты!" Ибо знаем сказавшего: мудрование плотское вражда на Бога (Рим.8:7).
Нет мудрости, нет благоразумия, где нет страха Божия, ибо полнота премудрости – бояться Господа.
Написано: Свет праведным всегда, свет же нечестивых угасает (Притч.13:9). Древо бо жизни желание праведного (Притч.13:12); ненавидяй же обличения безумен (Притч.12:1). От многословия не избежиши греха: щадя же устне, разумен будет (Притч.10:19). Мысли праведных судьбы; управляют же нечестивии лести (Помышления
праведных – правда, а замыслы нечестивых – коварство)(Притч.12:5).
Кто предваряет честью ближнего, тот обретет честь, а кто не уважает лица брата своего, тот вразумлен будет затруднительностью своего положения.
Если вкушаешь пищу вместе с братиями, то по правилу заноси руку к блюду; ибо горлица и ластовица селная, врабие (воробьи) сохраниша времена входов своих (Иер.8:7).
Заноси руку, и не будь юн потому, что другие моложе тебя. А ты, возлюбленный, целый день проведя в посте, в одну минуту приходишь в смятение!
Приятна тебе праздность, но горек конец ее. Изнемогаешь, работая, но возвеселишься впоследствии.
Написано: Мерзость Господеви устне лживы: творяй же верно приятен Ему (Притч.12:22). Кто плодит слова свои, тот сделается мерзким; а кто воздерживает уста свои, тот будет любим.
Если видишь, что нерадивый человек обратился к добродетели, не ослабевай помыслом, но тем более мужайся, и во время искушения подвизайся в большей мере.
Не будем мы, монахи, преступать меры смиренномудрия, чтобы чем-нибудь, по-видимому основательно сделанным, не нарушить своего благоговения. Таким образом, не в великое поставим понести и утрату, потому что сказано: рабу же Господню не подобает сваритися (2Тим.2:24); блажен муж, иже боится всех за благоговение (Притч.28: 14); не тщися в дусе своем яритися, яко ярость в недре безумных почиет (Еккл.7:10).
Написано: Сын благоразумный послушлив отцу, сын же непокорливый в бесчестии (Притч.13:1). Иже хранит своя уста, соблюдает свою душу: продерзивый же устнама устрашит себе (Притч.13:3). Сыну лукавому ничтоже есть благо (Притч.13:14), а соблюдающий заповеди блажен. Закон мудрому источник жизни: безумный же от сети умрет (Притч.13:15). Ходяй право боится Господа: развращаяй же пути своя обезчестится (Притч.14:2). Взыщеши премудрости у злых, и не обрящеши: чувство же у мудрых удобно (Притч.14:6).
Сад без ограды будет потоптан и опустеет; и кто не хранит уст своих, тот погубит плоды.
Надеяйся на богатство свое, сей падет: заступаяй же праведных, той возсияет (Притч.11:28).
Кто расточает имение свое безрассудно, тот делается беден; а кто расточает с верой в Господа, тот не будет оставлен вовек. Ибо написано: Расточи, даде убогим, правда его пребывает во век века, рог его вознесется в славе (Пс.111:9).
Умножали богатство свое с лихвами и прибытки милующему нищыя собирает е (Притч.28:8).
Сколько ни превозносится человек в гордыне сердца своего, все же попирает он землю, из которой взят, и в землю пойдет; возвышает же Господь смиренных.
Дым прочь гонит пчел, а памятозлобие изгоняет из сердца ведение.
Моли Господа, и проливай слезы перед Его благостью, тогда памятозлобие не водворится в душе твоей, и молитва твоя будет яко кадило (Пс.140:2) пред Ним.
Написано: Нечист пред Богом всяк высокосердый (Притч.16:5): предыдет же смиренным слава (Притч.15:33).
Еще написано: Вины ищет муж: хотя отлучитися от другов, на всяко же время поносимь будет (Притч.18:1). Так и монах, удаляющийся из обители, винит настоятеля и братию.
Написано: Есть путь, иже мнится человеком прав быти, последняя же его приходят во дно ада (Притч.14:12). И еще говорит: Путий своих насытится дерзосердый, от размышлений же своих муж благ (Притч.14:14).
Будем утешать друг друга, возлюбленные; будем служить друг другу, поучать друг друга страху Господню, пока не войдем в пристань жизни.
Монах чревоугодник будет заботиться о многом, а воздержный подобен серне в поле.
Что рыбам – вода, то монаху – безмолвие в смиренномудрии и любви.
Путевый запас монаху – благоговение в страхе Божием.
Страх Господень – пробное золото; кто приобрел его, тот не будет оставлен.
Враги стараются мысль твою, монах, занять слухом о плотских родителях, но преизобильны будут и радость, и утешение твое в Царстве Небесном, если в терпении до конца поработаешь Господу.
Кто хочет жить мирно на всяком месте, тот пусть ищет не собственного своего успокоения, но успокоения других о Господе, и найдет успокоение себе. А сварливый и злонравный никогда не успокоится.
Пока не пренебрежет кто страхом Божиим, дотоле он не согрешит. Хочешь ли не грешить? Храни страх Божий.
А грех представляй себе подобным высоким горам, или взволнованной поверхности моря, или огненному пламени, который пожирает ввергаемых в него. Ибо враг старается уменьшить грех в глазах твоих, пока не впадешь в него.
Не имей желания грешить и, в извинение свое, не указывай на отца своего, потому что Самуил жил у Илия, а Гиезий у Елисея.
Тебя поставили пастырем? Не вводи в свою паству губительных волков, чтобы не опустошили они паствы твоей, и когда придет Архипастырь, неприятно будет Ему это.
Удаляй от овец всякую вредную для них вещь, и не будешь назван лукавым делателем.
Посреде братии старейшина их честен, и боящийся Господа пред очима Его (Сир.10:24).
Прежде начала дела представляй себе конец его, и прежде ссоры вини в ней сатану. Ибо написано, что рожденный от Бога блюдет себе, и лукавый не прикасается ему (1Ин.5:18).
Нетрудно дойти до порока, но страшно и тяжело пребывать в том же пороке. Если случится ссора между двумя братьями, то первый раскаивавшийся получит венец победы, но венчается и другой, если не отвергнет раскаяния, но с готовностью сделает, что нужно для мира.
Признак невежества в монахе – сидя при братиях своих, обнажать голени свои; благоговейный же будет сидеть благообразно.
О многоглаголании, монах, рассуждай, что концом тысячи слов будет молчание; поэтому, воспользовавшись наперед выгодой, избегай потерь.
Не заботься, монах, о чреве, – и будешь иметь упокоение.
Высокоумие низлагает, а смиренномудрие получает победную награду.
Если введешь кого, возлюбленный, в келью свою, старайся отпустить его от себя не соблазнившимся, то есть ничего не делай без страха Божия, чтобы не стать тебе для него примером непотребного дела. Ибо апостол говорит: Безпреткновени бывайте Иудеем и Еллином и Церкви Божией (1Кор.10:32).
Всем воздавай честь, монах, не ради вознаграждения, но ради Господа.
Без гнилости не разводится червь, и не истребляется без тщательного присмотра.
Без нерадения не зарождается небрежность, и не искореняется она без рачительности. Но бойся Господа, и обретешь благодать.
Враг да не застигнет тебя, монах, делающим что-нибудь чуждое твоему обету.
Никогда да не приводит тебя в удивление человекоугодник, старающийся угодить многим, но не для Господа. Боящийся Господа не преткнется, потому что ходит во свете заповедей Его.
Раздражительность в человеке – ров для него; а кто преодолел в себе раздражительность, тот миновал этот ров.
Кто образует людей своих, тот имеет мир с внешними; а самонадеянный увеличивает вражду к себе.
Блажен человек, который с кротостью нес на себе до конца иго Владыки Христа, потому что гордыня опасна.
В единомыслии братии обитает Господь, а вражда их увеселяет лукавого.
Долго ли земля будет скрывать в себе посеянное на ней семя? Пока не приимет вони (благоухание) воды (Иов.14:9).
Втайне, возлюбленный, исполняй заповеди Господни, и Господь воздаст тебе явно.
Монах ленивый и самолюбивый, как скоро увидел работу, – прячется, а за ужином ставит себя в числе первых. Благоразумный монах не предпочитает себя смиренным братиям, но бывает образцом для верных.
Тот не милостив, кто не состраждет немощному. Ибо блажени милостивии: яко тии помилованы будут (Мф.5:7).
Верный домоправитель не будет обманывать братии своих, и доблестный все делает по Богу.
Не обижай наемника, который отдает тебе душу свою, и не удерживай платы у работника, потому что он служит тебе. Отдай плату вовремя, – и получишь вознаграждение вовремя.
Кто молчит, обличаемый в пороке, тот скрывает в сердце памятозлобие, а кто защищается с кротостью и мирно, тот не памятозлобен.
Невежда смеется над старцами, а образованный будет любим; и кто любит учение, тот любит жизнь.
Как от инея и снега вянет трава, так грех иссушает сердце в делающем грех. И как семя дает росток, когда пойдет дождь, так расцветает сердце при добрых делах.
Человек раздражительный и шумливый щедр на клятвы, а безмолвствующий разумен.
Что же такое раздражительность? Это страсть наглая и бесстыдная, за которой следует печаль и раскаяние; печаль же снедает сердце человека, впадшего в нее.
Не давай печали сердцу своему, но утешай себя о Господе.
Неверие породило двоедушие, а двоедушие привело за собой лжеучение, а за лжеучением следует заблуждение; поэтому, кто впал в заблуждение, тот да возопиет к Архипастырю и Спасителю душ наших, чтобы обратил и ввел его во двор овец Своих.
Не любопытствуй, возлюбленный, говоря: «Как бывает то, или это?» Но веруй в Господа, и Он просветит ум твой. По мере веры и благодать обитает в душе. Ибо верен Господь во всех словесех Своих и преподобен во всех делех Своих (Пс.144:13).
Кованые трубы оглашали стан сынов Израилевых в пустыне, и проповедь апостольская огласила все народы. Что призывная труба, то и муж верный.
Человек деятельный – розга Христова. Как виноградная кисть, лежащая на земле, делается негодной, так и рассудок, развлекаемый земным, не способен к добродетели.
Кто замышляет мятежи, того внезапно постигнут погибель, разделение и неисцельное сокрушение, потому что он радуется всему, что ненавистно Господу; а кто любит мир, тот наследует мир; кротость же в человеке предотвращает раздражительность.
Если подвергнешься клевете, и после откроется чистота совести твоей, не высокомудрствуй, но Господу, избавившему тебя от клеветы человеческой, работай в смиренномудрии, чтобы не пасть чрезвычайным падением.
Как желуди питают свиней, так злые помыслы питают злые вожделения.
Что яд аспидов, то раздражительность и памятозлобие, потому что они и лицо изменяют, и мысль возмущают, и жилы расслабляют, и производят в человеке недостаток сил к совершению дела; а кротость и любовь отдаляют все это.
Чем истребляется памятозлобие? Содержанием в памяти страха Господня и дня кончины. Помяни последняя твоя, возлюбленный, и престани предаваться гневу (Сир.28:6). Памятуй о смерти и не возносись, ибо еще немного, и сведен будешь во гроб; и какую пользу принесут тебе злые дела?
Поддерживай немощного, возлюбленный, потому что сильный не имеет в тебе нужды. Написано: не требуют здравии врача, но болящии (Мф.9:12); и еще: вы, сильнии, немощи немощных носите (Рим.15:1).
Если видишь, что человек на земле достиг великого достоинства, не дивись этому; но дивись тому, кто возненавидел земную славу.
Если перед братиями своими окажешься чистым, как золото, то и тогда почитай себя сосудом непотребным, – и избежишь гордыни, ненавистной Богу и людям.
Молодой монах, ходя по монашеским кельям, обучается не только быть праздным, но болтливым, любопытным, толкующим о чем не должно; а безмолвствующий в смиренномудрии будет любим.
Не пей вина наедине с братом, о котором идет худая молва; не шути с невеждой, никого не поноси. Соблюдай себя чистым, бегай пиров, чтобы не болезновать об этом при конце жизни.
Если не тверд ты во нравах, не дружись с человеком, который слаб рассудком; говорю же это не с тем, чтобы гнушался ты кем-либо, как грешником, но чтобы, когда обе стороны слабы, и ты не потерпел от него вреда, и он от тебя.
Если в состоянии ты подать совет о Господе, подай, – и получишь награду.
Если видишь, что брат грешит, и наутро свидишься с ним, то не признавай его в мысли своей грешником; ибо не знаешь, что, может быть, когда ушел ты от него, сделал он, по падении своем, что-нибудь доброе, и умилостивил Господа воздыханиями и горькими слезами.
Поэтому надобно удерживаться от суждения о другом; каждому из нас надлежит смирять себя, по слову сказавшего: беззакония моя превзыдоша главу мою, яко бремя тяжкое отяготеша на мне (Пс.37:5).
Всех дров в лесу не достанет для огня; и плоть не насытится покоем.
Страх Господень – рай сладости; а бесстрашие наследуют лисицы. Если брат, уступив врагу, бежит из монастыря, и ты, монах, пойдешь искать его, и найдешь, то говори с ним мирно, чтобы не приложить болезнь на болезнь души его. Озирайся и сам на себя, чтобы и тебе не подпасть искушению.
Если ты, возлюбленный, искусен во врачевании, и врачуешь, то будь трезвен, чтобы, врачуя других, самому не оказаться страждущим. Послушай что говорит апостол: да не хулится убо наше благо (Рим.14:16). Положил ты хорошее начало, старайся и кончить хорошо, чтобы получить полную награду.
Не дай мне, общий всех Владыка, такого сердца, которое ненавидит подчинение и отеческое вразумление; удали от меня и горделивые помыслы, ибо Ты, Господи, запретил еси гордым (Пс.118:21).
Написано: приятна соборищу твори себе и князю смиряй главу твою (Сир.4:7), и о души твоей не постыдися: есть бо стыд наводяй грех, и есть стыд слава и благодать (Сир.4:24-25).
Не огорчай брата клеветой на брата его, ибо не дело любви – возбуждать ближнего на погибель души.
Будь миротворцем, чтобы сподобиться наименования сыном Божиим.
Того желай, возлюбленный, чтобы любили тебя любовью Спасителя нашего Иисуса Христа, и питай ненависть к плотской любви, которая заключает в себе следующее: чревоугодие, пьянство, роскошь, зависть, злобу, непотребство, страсть, сокрушение, печаль и подобное этому, конец же всего этого – смерть. А любовь о Христе заключает в себе следующее: благость, скромность и ведение, а конец этого – жизнь вечная.
Прилепись, возлюбленный, к человеку, боящемуся Господа, но не люби проводить время с небрежными.
Потерпи, возлюбленный, Господа (Пс.26:14), чтобы Он возвеличил тебя, потому что слава мира сего непостоянна.
Всегда перед очами своими имей Господа, потому что спасает Он уповающих на Него.
Вооруженный воин страшен на брани; и облекшийся в веру страшен невидимым врагам.
Безумный человек скажет: «Кто меня устрашит?» А смиренномудрый окажется благорассудным (благорассуждаемым).
Пища для огня – дрова, а пища для раздражительности – высокоумие.
Хочешь ли укротить раздражительность? Возьмись за смиренномудрие, и ходи путем кротких и смиренных.
Если братия в сильном огорчении друг на друга, то блажен миротворец; а кто поджигает их к ссорам, тот не останется ненаказанным.
Песчаный камень и неверная душа вскоре рассыплются, а в душе верного рассудок неподвижен.
На человеке кротком и смиренном почиет дух премудрости, потому что Господь любит ходящих по премудрости.
Смотри, возлюбленный, чтобы, желая себе излишней чести, не навлечь тебе на себя бесчестия; в подлинном смысле честь человеку – делать все по Богу; великое же бесчестие – преступать заповеди.
Упивающийся пастырь не спасет вверенных ему овец, а сонливый и сам сделается добычей зверей. Ибо терния прозябают в руце пияницы (Притч.26:9), а душа воздержного припадает к Богу.
Золото не дает терпения, а вера ставит на прочном основании того, кто приобрел ее.
Недостаток в человеке – не знать Писания; но двойной недостаток имеет тот, кто знает оное и пренебрегает им.
Сам себя утешай, возлюбленный, терпя всякую скорбь, чтобы не сделаться тебе высокоумным, если часто будут утешать другие. Ибо апостол говорит: утешайте себе на всяк день дондеже днесь нарицается, да не ожесточится некто от вас лестию греховною. Причастницы бо быхом Христу, аще точию начаток... удержим (Евр.3:13-14), а начаток всякой добродетели – вера.
Доблестную жизнь приобретает монах, слушая наставление отца.
Безоружным делается монах, если любит неподчинение и путь пространный.
Диавольская мысль – монаху желать чужой степени.
Легко уловляется монах, который вмешивается в житейские дела.
Жизнь вечную наследует монах кроткий и безмолвный.
Солнце, луна и все звезды радуются о тех, которые право служат Владыке Христу.
Сокровище собирает себе на небо тот, кто любит безмолвие в любви.
Кто подлинно боится Господа, тот делается врачом страстей.
Кроткий монах есть страж, наблюдающий за страстями.
Народы восхвалят Господа при виде человека, который не нерадит о своем спасении, но заботится о своем исходе и о том, как предстать Страшному Судилищу Христову.
Всякий, кто любит собственное спасение, делается обителью Святаго Духа.
Всякий, кто любит чистоту и целомудрие, делается храмом Божиим.
Памятование о смерти и наказаниях есть меч против беса уныния.
Благоразумный монах не осуждает ближнего.
Словеса жизни вечной поверяются мужу Христолюбивому. Человек страннолюбивый – чистая пшеница.
Во всякое время человеку укорять себя самого есть очищение грехов.
Воздержание есть нерв терпения.
Убивает душу свою тот, кто уклоняется от заповедей Господних; неизглаголанную же радость наследует всякий, кто в действительности их соблюдает.
Пой, возлюбленный, духом, пой и умом: коль сладка гортани моему словеса Твоя, паче меда и сота устом моим (Пс.118:103).
Начало и конец для верных – вера, надежда и любовь; а из тяжкого тяжкое – уныние, особенно если имеет оно споборником (союзником) неверие, ибо плоды его исполнены смертоносного яда.
Всегда памятуй, возлюбленный, о Страшном Судилище Божием, и это будет для тебя подпорой; и ты отразишь злоумышляющих против души твоей.
Благоразумный монах, посылаемый на служение, душу свою положит ради мира, а безумный и невежественный готовит ссоры.
Господи и Владыка жизни моей! Не дай мне духа праздности, пытливости и любоначалия, но даруй рабу Твоему духа целомудрия и терпения.
Лучше в чистом сердце ради добродетели нечистота ног, нежели выставляемая в предлог чистота, и омовение пристрастное.
Аще кто Божий храм растлит, растлит сего Бог (1Кор.3:17), – говорит Божественное Писание. Как псу, усиленно противься демону блуда; никак не соглашайся увлечься таковым помыслом, потому что от искры много будет угольев, и от худой мысли умножаются худые пожелания. Старайся истребить воспоминание о них паче зловония тайного.
Как благоухание веселит обоняние, так и Дух Святый увеселяется чистотой и обитает в человеке.
Как свинье приятно валяться в грязи, так и бесы находят для себя приятность в блуде и нечистоте.
В чистоте обитают великий свет, и радость, и мир, и терпение, а в блуде обитают печаль, уныние, ненасытный сон и густая тма (ложь).
Возлюби, монах, чистоту в любви Христовой; она так же прилична твоему житию, как плотнику прилично иметь скобель.
Один брат, терпя брань от блуда, запрещал бесу и говорил: «Иди во тьму, сатана! Разве не знаешь, что, хотя и недостоин я, однако же ношу члены Христовы?» И тотчас мгновенно прекращалось распадение (как будто кто, дунув, погашает светильник); поэтому он про себя дивился этому, и прославлял Господа.
Велика чистота в любви Христовой, а блуд – великое бесчестие. Для чего ты с такой небоязненностыо любишь наряжаться? Послушай, что говорит апостол: похотей юных бегай (2Тим.2:22). Разве не знаешь, с каким врагом борешься? Разве не знаешь, как тяжко быть сетью для другой души? Как не размыслишь, какую гнилость и какое тление наследуют делающие подобные дела? Желательно мне сделать тебе известным, что если внешний человек и наряден, но жилище души осквернено, то красота его не замедлит повредиться. А если приобретешь душевную красоту, то из этой красоты и из этого света изливается нечто и на внешнего человека, и такая красота бывает постоянна.
Кто украшает одежды свои и наполняет чрево свое, тот выдержит много браней, а трезвенный страшен противникам.
Лукавая душа, когда льстят ей, превозносится, а когда оскорбляют ее, приходит в неистовство; а добрая душа и лести не радуется и на оскорбление не негодует.
Молчание юному то же, что узда коню; а необузданный впадает в беды.
Страх Божий в сердце твоем, возлюбленный, да будет тем же, чем оружие в руках воина: им отражай в смиренномудрии искушения, какие наводит на тебя диавол; да истончатся, как прах, враги твои от лица твоего. Будь смел, потому что не потерпишь поражения, имея такое оружие.
Кто не любит Господа, тот вводит во искушение домоправителя и раздражает своих настоятелей; а кто любит Господа, тот соблюдает Его заповеди.
Мудрый придверник умеет дать ответ бедному и малодушному, а не мудрый будет горд.
Если не снабжаем, брат, ничем другим, то снабдим хотя бы добрым словом, промышляя о себе самих, чтобы и нам не впасть в то же. Ибо сказано: во всех делах твоих поминай последняя твоя, и во веки не согрешиши (Сир.7:39).
Ленивый придверник потерпит много вреда, а горящий духом уготовит себе венец.
Братия, стоя во время службы Божией, благословляют Бога; как же ты, монах, паришь умом вне? Не знаешь разве, что делаешь этим вред себе? Скажи помыслу: «Если бывает раздача, не стараемся ли прийти прежде всех; а если таковое старание о плотском, то не тем ли большее должно быть о духовном?»
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|