Сделай Сам Свою Работу на 5

ОБЛИЧЕНИЕ САМОМУ СЕБЕ И ИСПОВЕДЬ 6 глава





 

Превозношение ослепляет умные очи, а смирение просвещает их любовью, ибо научит кроткия путем Своим (Пс.24:9).

 

Не заходи, брат, в тину брения (поползновений) и удаляйся от лю­дей, ходящих бесстрашно.

 

Опасно человеку надеяться на себя самого; спасется надеющийся на Господа.

 

Украшающий одежды свои возгордится, а гордый монах – нео­перившийся орел.

 

Смиренномудрый монах – легкий скороход и как бы меткий стрелок. Как железо (меч) все утончает и покоряет, так и смирение по Богу разрушает козни врага.

 

Что рогатина – для зверолова, и оружие – для воина, то для мо­наха – смирение.

 

Спеши, брат, добровольно вступить на путь узкий и тесный, пока невольно не вступил на путь еще теснейший.

 

Мирскому человеку похвальба – его выходы, а монаху похвала – и помыслом не переступать за порог своего дома.

 

Возлюбленный, слушай: борец во время подвига сжимает уста свои: и ты сомкни уста свои для всего излишнего, и будешь иметь упование.

 

Сказано: Коль велик, иже мудрость обрете, но несть паче бояща­гося Господа (Сир.25:13).

 

Велик и начавший, но не как продолживший; велик и первый, но не как совершивший.



 

Не люби плотского покоя, чтобы не найти себе в нем духовного вреда.

 

Не любопытствуй о чужом, чтобы не погубить своего.

 

Не вдавайся в непомерную работу, потому что хорошо и полезно делать все в меру и в порядке.

 

Кто не имеет страха Божия в сердце своем, хотя бы каждый день стал есть мед и млеко, не может быть в покое; а верующий все перено­сит мужественно.

 

Оставайся под благим игом Господним, чтобы избежать тебе недоброго и тяжкого ига мира сего.

 

Не учащай в келью к брату своему.

 

Ежели есть у тебя полезная книга, и брат, услышав, захочет по­пользоваться ею, не скупясь, дай ему.

 

А ты, возлюбленный, пользуйся книгой тщательно и с миром воз­врати ее тому, кому она принадлежит.

 

Если имеешь у себя в келье монастырскую книгу, то не бросай ее с пренебрежением, но береги и тщательно обверни ее, как Божию.

 

Дерзкий монах стыдит настоятеля и братию, а мудрый сберегает их честь.

 

Воздержание измождает плоть, а многоядение делает грубым ум.



 

Монаху в келье дает терпение не то, что он, не скорбя, совершает дело по установленному порядку, но страх Божий, памятование о смер­ти и о мучениях.

 

Лучше заниматься делом, молитвой и размышлением при Чтении Божественных Писаний, чем прекращать это не вовремя и предавать­ся празднословию, от чего рождается клевета.

 

Не искушай брата своего, преследуя его насмешками, чтобы самого не выдали в нужде; ибо написано: иже раздражает словесы, не спасется (Притч.19:7). Кто своей злонамеренностью сам себя делает ненавистным, тот кем будет любим? А любящие любящих вас, кую мзду имате, как ска­зал Господь. Не и грешники ли тожде творят? (Мф.5:46).

 

Человек горячий возмутит души братии, а долготерпеливый в люб­ви побоится Господа.

 

Юного труженика не обременяй, и со старцем неразумным не ходи вместе; а разумные старцы – о Боге опора братии.

 

Великое дело – воздержание очей, чрева и языка, а если еще в изо­билии при нем милость, воссияет оно, как светило.

 

Человек, который хвалит ближнего в его отсутствии, то же, что собирающий доброе в свою сокровищницу.

 

Бойся Господа, – и наследуешь блага.

 

Не ходи по путям грешных, но следуй по стезям праведных.

 

Если возлюбишь пути правды, то обретешь вечную жизнь.

 

Если возлюбишь безмолвие, то совершишь плавание в тишине.

 

Если возлюбишь молчание, то будешь любим многими.

 

Если отвратишь очи свои, еже не видети суеты (Пс.118:37), обретешь помыслы чистые.

 

Если возлюбишь воздержание, то обуздаешь демона блуда.

 

Если возлюбишь нищету, то обратишь в бегство демона сребро­любия.



 

Кто в келье своей скрывает золото, тот копит в себе страсти высо­коумия и неподчинения. А кто собирает в свою сокровищницу молит­вы и милостыни, тот богатеет в Бога.

 

Другие копят себе деньги, а ты, монах, копи себе молитвы и мило­стыни.

 

Другие увеселяются свирелями и музыкой, а ты, монах, увеселяй­ся псалмопением и прославлением Господа.

 

Другие увеселяются роскошью и пьянством, а ты, монах, увесе­ляйся воздержанием и святостью.

 

Иные находят веселье в удовольствиях, а ты, монах, находи ве­селье в Боге, Который тебе и возлюбившим Его уготовил венец славы.

 

Человек христолюбивый – это неодолимая башня, а совершен­ный в любви – несокрушимая стена.

 

Если, прохаживаясь, хочешь заняться размышлением, то размыш­ляй молча, – и избежишь тщеславия.

 

Подвергшегося падению хорошо поднять на ноги, а не осмеять.

 

Северный ветер приводит море в волнение, а вспыльчивость вол­нует мысли в человеке; но великодушие гонит прочь раздражитель­ность; без раздражительности же прекращается и гнев.

 

Если не хочешь строить, возлюбленный, то не разрушай построен­ного; если не хочешь сажать, то не вырывай посаженного. Если не хочешь безмолвствовать, брат, то не развращай безмолвствующих. Если не хочешь, брат, вознести песнопения Господу, то не прерывай поющих.

Богатый возглагола, и вси умолчаша и слово его вознесоша даже до облак (Сир.13:28). И нам глаголет Бог во Святых Писаниях, но не хотим умолкнуть и послушать; напротив того, кто говорит, кто дрем­лет, а иной кружится помыслами где-нибудь далеко. Но что говорит Писание? Уклоняяй ухо свое не послушати закона Всевышнего, и сам молитву свою омерзил (Притч.28:9).

 

Нерадивый монах думает на молитве о том, чтобы услышать: «Аминь», а кто молится трезвенным умом, тот не смущается.

 

Да не падет на нас сказанное пророком: приближаются мне людие сии усты своими... сердце же их далече (Ис.29:13).

 

Не соблазняй брата, и не сговаривайся с ним на грех, чтобы не прогневался на тебя Господь и не предал тебя в руки злых людей.

 

Блажен человек, который ничем не соблазнил ближнего, потому что мзда его многа на небесех (Мф.5:12); а кто безрассудно соблазня­ется, тот соблазнит многих.

 

Если человек прежде всего не будет иметь грехи свои перед очами своими, то ни в каком месте не может он безмолвствовать.

 

Блажен, кто начал хорошую жизнь, и совершил ее богоугодно.

 

Написано: Чтый отца возвеселится о чадех и в день мольбы своея услышан будет. Прославляяй отца долгоденствовати будет, и в день кончины обретет благодать. Делом и словом чти отца твоего... да най­дет ти благословение от него. Не славися в безчестии отца твоего, несть бо ти слава отчее безчестие. Слава бо человеку от чести отца его, и поношение чадом мати в безславии (Сир.3:5-11).

 

Есть у тебя, монах, вместо плотских родителей, родившие тебя о Господе по духу и путеводствующие тебя к вечной жизни.

 

Послушай того, кто говорит: Чадо, в кротости дела твоя препро­вождай, и человеком приятным возлюблен будеши. Елико велик еси, то­лико смиряйся, и пред Господем обрящеши благодать... яко велия сила Господня, и смиренными славится. В наведении величавого несть изцеле­ния: сад бо лукавствия вкоренися в нем (Сир.3:17-18,20,28).

 

Три рода дел умножают суету, и четвертый род не принадлежит к числу добрых: если юные не подчиняются; если старцы завидуют успехам младших; если благоговейный уклоняется в дела негодные, и если настоятель неведением своим стесняет души братии.

 

Четыре рода дел умножают славу, и четвертый род благ пред Гос­подом и пред людьми: если братия единодушны в кротости и в правде, если брат поучает брата страху Господню, если младшие подчинены старшим, как своим владыкам, и если настоятель любит братии своих, как себя самого, и истинно печется о спасении душ их. Опасна человеку гордыня, в каком бы то ни было виде. Не люби гордыню, возлюбленный, потому что нет в ней пользы. Всякая немощь при попечительности исцеляется, но недуг гордыни – с трудом врачу­емое зло; потому что она отвергает целительное врачевство и вымыш­ляет для себя смертную отраву. Да не будет ее в рабах Христовых!

 

Слово верное и скромное – похвала монаху, а кто любит шутки; тот безумен.

 

Праздник монаху – соблюдение заповедей Христовых; утешение же – не делать худого.

 

Радость монаху –преселение ко Господу, и хвала его – страх Гос­подень.

 

Не мог я иметь части в мирском любомудрии; благодати же и от­пущения грехов прошу у Господа более, нежели изумруда, гиацинта, и полных золотом бочек, и многоучености мира сего.

 

Исповедаюсь Тебе, Владыка Отче, что не лишил Ты меня проси­мого мной и не презрел молитвы непотребного раба Твоего, потому что Ты надежда безнадежных и помощь беспомощных. Да будет имя величества Твоего благословенно во веки! Аминь.

 

Проси, монах, у Господа приличного обету твоему, и даст тебе тмократно более.

 

Без воды не построится башня, и без ведения не успешна доброде­тель.

 

Видел я юного, который разумно утешал старца, и за это возда­дим славу Богу.

Вслед похотей твоих не ходи, монах, и от похотений своих возбра­няйся. Аще, сказано, даси души твоей благоволение благостыни, сотво­риши обрадование врагом твоим (Сир.18:30-31).

 

Кто питает плоть тела своего, тот питает злые похоти, и срамные помыслы не оскудеют у него.

 

Угнетай, монах, и порабощай плоть свою, чтобы не быть тебе отверженным.

 

Делай во плоти своей доброе, – и принесёшь плод Богу.

 

Хочешь ты, монах, достигнуть успокоения в обществе братии? До­вольствуйся общей трапезой братии и изцеление будет телу твоему и уврачевание костем твоим (Притч.3:8), и душа твоя не потерпит вре­да. Аще бо на чашы и сткляницы вдаси очи твои, последи (после) заболе­ешь... яко от змия уязвен (Притч.23:31-32).

 

Если видишь, что благоговейный муж держит в руках своих сне­ди, не осуждай его в уме своем, потому что не знаешь, кому их предло­жит.

 

Имей попечение, монах, о внутреннем делании, и не украшай бесполезных стен, потому что благолепие кельи не дает монаху терпения. Будем искать удовлетворяющего потребности, ибо излишнее и слу­жащее к развлечению нашему бесполезно.

 

Ленивый монах ищет предлог и говорит: «Сегодня здесь живу, а завтра пойду в другое место; для чего же мне трудиться?»

 

Как бы молот и наковальню помести в уме своем, монах, и испы­тывай помыслы сердца своего; и которые окажутся негодными, бро­сай прочь.

 

Кто радуется падению благочестивого, тот двукратно падает. А кто обращает человека от заблуждения пути его, тот спасется (Иак.5:20).

 

Если брат согрешил, с удовольствием обвиняем его, а если согре­шим сами, не с приятностью принимаем обличение.

 

Сражайся, брат, не за диавола, а лучше с диаволом.

 

Прими, брат, от юности твоея... наказание, и даже до седин обря­щеши благодать и благоразумие (Сир.6:18).

 

Монах, готовый мужественно претерпеть все, что ни случится, от­части только будет иметь печали.

 

Собственное свое предательство есть нерадение. Нерадение – и опасный плен; а трезвенность и пленивших делает пленниками.

В празднестве рук прокаплет храмина (Еккл.10:18), и живущий в ней, когда захочет, убежит из нее.

 

Ленивый монах не замкнет двери своей кельи, пока не разобьется она, хлопая от ветра; а монах трезвящийся будет неукоризнен.

 

Кто обуздывает очи свои, тот сделается легким; а у кого взор блуж­дает, тот возложит на себя бремя. Ибо сказано: парение похоти преме­няет (развращает) ум незлобив (Прем.4:12).

 

Если по увлечению дашь волю глазам смотреть на суету, то скорее останови их, чтобы не впасть в срамоту плотоугодия.

 

При распалении плоти не касайся тайных членов, чтобы не произ­вести сильнейшего распаления.

 

Блажен, кто победил всякую плотскую похоть.

 

Лукавому помыслу так же худо давать возрастать в душе, как и траве на гряде с овощами.

 

Остров, лежащий среди моря, может ли остановить волны, чтобы они не ударяли в него? По крайней мере, остров противится волнам. Так и мы не можем остановить помыслы, но можем противиться по­мыслам. Может быть спросит иной: «Отчего же иногда душа побеж­дается помыслами?» Оттого, что душа не противится помыслам, но позволяет входить им внутрь, и они, находя там себе пищу, понемногу расстраивают душу.

 

Четыре страсти с трудом допускают уврачевание (Притч.30:16), и это есть самолюбие, сребролюбие, тщеславие и любоначалие, ибо не говорят: довлеет (Довольно!). Однако же не невозможно Богу и от них уврачевать.

 

Прежде нежели укоренится в тебе страсть, вырви ее из себя, и преж­де нежели даст отростки, исторгни корень ее из самых глубин. Ибо если попустишь ей укорениться в тебе, она возобладает над тобой.

 

Кто молится трезвенно, тот попаляет демонов; а кто молится рас­сеянно, над тем смеются они.

 

Кто увлекается своими пожеланиями и приятностью помыслов, тот легко делается пленником, а воздерживающийся спасется.

 

Неверие рождает двоедушие, а двоедушие – нерадение; нераде­ние же – забвение, забвение же – отчаяние, а отчаяние – смерть.

 

От чего преобладают в нас страсти? Не от нерадения ли нашего?

 

Не будь рабом своих членов, чтобы члены твои не властвовали над тобой. Употребляй их на дело благое, а не на лукавое, и будешь стяжанием (приобретением) драгоценным для твоего Владыки.

 

Знак души ленивой – неохотно слушать Писание. А трезвенная душа принимает словеса Божии, как жаждущая земля – дождь.

 

Хорошая постель питает сон, а небогобоязненность увеличива­ет его.

 

Есть у тебя овца? Не запирай вместе с ней волка. И какой вещью воюет против тебя враг твой, с той вместе не вводи его к себе в дом. А если и введешь, не ослабевай помыслом, но имей перед очами своими страх Божий, чтобы не посмеялись над тобой враги твои.

 

Дом, построенный на песке, не устоит; и подвижничество, к кото­рому примешано что-нибудь, непродолжительно. А кто трудится в страхе Божием, тот не утратит мзды.

 

Во время молитвы не заводи посторонней беседы, и не омрачится ум твой для молитвы.

 

Стал ли ты, брат, на псалмопение Богу? Отверзи уста свои слову Божию, по слову сказавшего: пою Богу моему, дондеже есмь (Пс.103: 33). Смотри, чтобы, по нерадению твоему, чуждые помыслы не возму­тили мысли твоей. Но, воспев духом, воспой же и умом (1Кор.14:15).

 

Великий дар – слезы в молитве, а увлекаться бесовскими помыс­лами – то же, что смерть.

 

Сердце, падшее с высоты небесных мыслей, бесы делают привя­занным к вещам земным. А когда пренебрежет оно тленным, тогда приимет нетленное.

 

К мертвечине соберутся неясыти; и к душе, которая отчаялась в себе самой, соберутся бесы; идеже бо аще будет труп, тамо соберут­ся неясыти (Мф.24:28). Горе вознесем ум, возлюбленный, еще немного времени, и прей­дем отсюда, а яже уготовал еси, кому будут? (Лк.12:20).

 

Как дым отгоняет пчел, так порок гонит из сердца ведение.

 

Никого не веселит правда, но всякого веселит любостяжательность (корыстолюбие); никто не радуется тому, что не обидел ближнего, но всякий рад, если на малое выторгует многое.

 

Прежде грома предваряет молния (Сир.32:12), и от лица густого облака удаляется всякая птица.

 

Хвастливость охотника, который гонится за вепрем, сама себя пре­дает на заклание; и гнев мужа готовит ему падение.

 

Лев, гоняясь за добычей для своего чрева, делается пленником; и чревоугодник унижается для удовольствия чрева.

 

Необузданный конь предает всадника своего в руки злодеев; и че­ловек жестоковыйный (бесчувственный) впадает в беды.

 

По снегу выслеживают зверя; и во время искушения сатана следит за монахом. Достоинство же монаха познается в искушениях.

 

Старайся, возлюбленный, приобрести рассудительность; в ней со­крыты добродетели монашеской жизни.

 

А что такое значит иметь рассудительность? Предохранять друго­го от соблазна, и избирать то, что лучше и что ведет к спасению.

 

Хочешь ли быть великим? Будь меньше всех (Мк.9:35).

 

Хочешь ли приобрести доброе имя? В кротости дела твоя препро­вождай (Сир.3:17).

Боящемуся Господа благо будет на последок (Сир.1:13), потому что боящихся Его прославит.

 

Не слушайся, монах, зависти; не строй козней брату своему и не давай ему укоризненного имени. Желая со стыдом согнать его с места его, смотри, сам не подвергнись тому, что умышлял другому. Копаяй яму ближнему впадет в ню (Еккл.10:8). Слушай, что написано: Падут во мрежу (сеть) свою грешницы (Пс.140:10). А на нем исполнится ска­занное: вси же хотящии благочестно жити о Христе Иисусе, гоними будут (2Тим.3:12).

 

Не представляй, брат, предлога, говоря: «Этот брат делает вред то­вариществу». Но ты не делай зла другому, и не входи в сообщество с делающими зло, потому что Бог испытует сердца и утробы (Пс.7:10).

 

Если выйдет брат твой из монастыря, не превозносись, брат, пе­ред ним мыслью, и да не будет он бесчестным в глазах твоих: не веси бо, что родит (день) находяй (Притч.27:1).

 

Слушай того, кто говорит: мняйся стояти да блюдется, да не па­дет (1Кор.10:12); не хваляй бо себе сей искусен, но егоже Бог восхваля­ет (2Кор.10:18). Ибо многие думали о себе, что одержали они верх и начальствуют, но они стали из кромешных кромешными, а люди отча­янные прияли благодать, потому что Господь гордым противится, сми­ренным же дает благодать (Иак.4:6).

 

Если видишь человека непослушного и невоздержного, гордого и мудрого для себя (Притч.9:12), то корень его уже полумертв, потому что не приемлет в себя тука (сладости), сообщаемого страхом Божиим (Пс.16:10). А если видишь человека безмолвного и смиренного, то знай, что корень его прочен; потому что напоен туком страха Божия.

 

Если настоятелей наших и нет с нами, братия, но где-нибудь в дру­гом они месте, то с нами Великий. Ибо не лжив Сказавший: идеже... собраны во имя Мое, ту есмь посреде их (Мф.18:20). Итак, будем вни­мательны к себе, возлюбленные!

 

Неблагочинный монах налагает руки свои на человека, а милос­тивый будет помилован.

 

Давая брату дело, делаешь доброе дело, если только воздашь ему награду в любви Божией, потому что не делать другому вреда – дело благоговейное.

 

Кто нашел путь долготерпения и незлобия, тот нашел путь жизни.

 

Человек рассеянный в праздник работает, и в рабочий день при­служивает.

 

Воробей воробья заманивает в западню; и грешник, подобного себе, вовлекает во глубину зол.

 

Избегай, монах, быть вместе с теми, которые любят праздность и не хотят безмолвствовать.

 

Бегай, монах, тех, которые любят пиры, и говорят: «Я делаю пир сегодня, а ты сделаешь в следующий день». Ибо если склонишься на слова эти, то не совершишь доблестной жизни. Напротив того, чтобы получить вечную жизнь, подражай тем, которые горят духом и идут путем узким и тесным, потому что широкий и пространный путь идущих по нему вводит в пагубу (Мф.7:13).

 

Нерадивый и беспечный монах, как скоро придет ему какой-ни­будь помысел, заперев дверь своей кельи, сам носится туда и сюда, как корабль без кормила; а кто с терпением сидит в келье, тот не увлекает­ся суетными помыслами.

 

Завидующий успехам брата своего отлучает себя от вечной жиз­ни, а содействующий брату будет сообщником его и в вечной жизни. Ибо если по суду наказываются и делающие худо и соучаствующие с ними, то не тем ли более Господь наградит того, кто споспешествует исполнению воли Его?

 

Написано: Многи скорби праведным, и от всех их избавит я Гос­подь (Пс.33:20). Многи раны грешному (Пс.31:10). Смерть грешников люта (Пс.33:22). Это еще не добродетель – быть обесчещенным и не чувствовать этого; напротив того, вот добродетель – сознавать это и презирать ради благочестия, ибо сказано: Поносимь ленивый не усрамляется (Притч.20:4).

 

Лучше улыбкой пресечь раздражение, нежели свирепствовать неукротимо.

 

А человеку мудрому плач усладительнее смеха.

Кто даст ми во уста моя хранилище и на устне мои печать разум­ну? Да не падуся от них, и язык мой да не погубит мя... Владыко живота моего, не остави мене в совете их и не даждь ми впасти в ня (Сир.22: 31;23:1). Ибо Ты сказал, Господи: от словес своих оправдишися и от словес своих осудишися (Мф.12:37).

 

Если пророк сказал: якоже порт (тряпка) нечистыя вся правда наша (Ис.64:6), что скажу я, рожденный во грехах? И теперь, Владыко, все упование мое держится на Твоих щедротах. Боже, милостив буди мне грешнику (Лк.18:13). Господи... не даждъ возношения очима моима и вожделение злое отврати от мене (Сир.23:4).

 

Не верь обманчивым снам, возлюбленный; многих бо прельстиша сония, и отпадоша надеющеся на ня (Сир.34:7). Ибо какой меры совер­шенств достигли мы, чтобы видеть нам видения Ангелов?

 

Велико преспеяние и велика слава – смиренномудрие, и нет в нем падения. Признак смиренномудрия – обеими руками удовлетворять потребности брата, так, как бы и сам ты принимал пособие.

 

Монах, домогающийся наследства от плотских родителей, впадет в искушения, а взыскующий Господа спасется.

 

Не говори: «Чем буду питаться, если состарюсь?» Нам не позволе­но заботиться и об утрешнем дне, а ты заботишься уже о старости. Будем искать Царствия Божия и правды Его, и сия вся приложатся нам (Мф.6:33). Ибо Сам Он сказал: весть бо Отец ваш Небесный, ихже требуете, прежде прошения вашего (Мф.6:8). Если же не будем ис­кать этого прежде всего, то явно будет, что и не заботимся о том. Итак, возверзи на Господа печаль твою, и Той тя препитает (Пс.54:23).

 

Если Господь благопоспешит (преуспеет) что в руках твоих, то по­заботься об этом так, как бы Сам Он имел дать в этом отчет.

 

Кто милует нищих, тот исполнится благ, а для немилующего за­творен будет небесный брачный чертог.

 

Кто понадеялся на человека, тот не узрит благ, а уповающий на Господа спасется (Притч.29:25).

Не буди скор языком твоим (Сир.4:33), потому что устне мужей праведных каплют благодати (Притч.10:32).

 

От множества снедей делается грубым ум, а доброе воздержание очищает его. Будь внимателен к себе, монах, будь внимателен к себе, встре­чаясь с женщинами.

 

Смотри, возлюбленный, чтобы под предлогом куколя, или анала­ва, или другого какого одеяния не уловлена была душа твоя, ибо много засад у злокозненного. Лучше носить ветхое, – и заботиться о душе в страхе Божием, нежели одеваться пышно, – и жить неблагочинно.

 

Кто соблюдает заповеди, тот любит себя, а кто пренебрегает ими, тот вредит душе своей.

 

Человек упивающийся и раздражительный возмущает души бра­тии, и посрамление его постоянно при нем.

 

На струп наложи мягчительное врачевство, а на юного нелице­мерного – благоговение.

 

Пустыней делается молодой монах, который следует собственно­му своему помыслу и не принимает совета опытных.

 

Дурная ошибка в молодом монахе – непокорность, а покорность о Господе – крепкий покров.

 

Человек гордый и непокорный увидит горькие дни; смиренномуд­рый же и терпеливый возвеселится всегда о Господе.

 

Великое дело – найти человека смиренномудрого и терпеливого; доброте его нет меры.

Не пререкай противу истины и о ненаказании твоем срамляйся: не стыдися исповедати грехи твоя (Сир.4:29-30). Не рцы: согреших, и что ми бысть? Господь бо есть долготерпелив. Не медли обратитися ко Господу и не отлагай день от дне (Сир.5:4,8). Помяни, яко гнев не замедлит (Сир.7:18).

Не буди рука твоя простерта на взятие, а на отдаяние согбена (Сир.4:35).

 

Благоразумный монах оградит себя любовью, а неразумный умножит к себе ненависть.

 

Кто превозносится над братом своим, над тем издеваются бесы.

 

Никогда не уничижай брата, потому что написано: Мнози мучи­телие седоша на земли, нечаемый же увязеся венцем (Сир.11:5).

 

Веселись о правде, на грех же лучше смотри с унынием.

 

Славолюбие – душевный недуг, лукавая страсть.

 

 

Вышел ли ты, монах, из кельи своей по делам службы? Наблюдай за своими чувствами, чтобы не навлечь на себя браней и смятения по­мыслов. Идеже несть ограды, расхищено будет имение, и идеже несть терпения, воздохнет скитаяся (Сир.36:27).

 

Много предлогов собирает себе ленивый монах, и сонливый впа­дает в беды. Монах любостяжательный – бесплодная пальма, а нестяжатель­ный – то же, что подстриженная пальма, которая растет в высоту.

 

Монах, привязанный к вещественному, подобен ястребу, летяще­му с ремнями на ногах; где ни сядет он, тотчас запутается; а не привя­занный к вещественному – то же, что путник, снарядившийся в дорогу.

 

Многие кажутся сами себе благоразумными, и не могут предста­вить, что мнимое их благоразумие обратится во вред душе их.

 

Нет мудрости, нет благоразумия, нет доброго совета в душе, ко­торая ненавидит страх Божий.

 

Истинная мудрость делает все по Богу.

Гортань сладок умножит други (Сир.6:5), и любящий Господа соблюдет пути Его.

 

Оказывай честь брату перед знакомыми его, и будешь почтен пред Господом.

 

Верный домоправитель приобретет души братии своих, а распо­ряжение злопамятного рассеет их.

 

Благоразумный домоправитель разделит справедливо, а неразум­ный подготовит ссоры.

 

Ненасытного монаха не удовлетворит справедливая доля, и болт­ливый произведет смятения, боящийся же Господа безмолвие водит (Притч.11:12).

 

Упивающийся домоправитель лишен будет славы, а воздержный, скромный и смиренномудрый преуспеет в славе.

 

Не прикрывай себя немощью, монах, когда ты здоров, ибо напи­сано: и желание их принесе им (Пс.77:29).

 

Не отвергнем, братия, благодать Господа, подающего нам кре­пость к соделанию доброго, но, этой силой совершая добро, будем непрестанно благодарить Господа.

 

Кто смеется над ближним, тот как бы клевещет на него, а клевета ненавистна Богу и людям.

 

Кто огорчает ближнего, тот возбуждает его к раздражению, а ми­ротворцы блаженны, яко тии сынове Божии нарекутся (Мф.5:9).

 

Старцам оказывай честь ради Господа, к юноше, остающемуся по­зади, будь сострадателен, – и получишь награду от Господа.

 

 

Написано: делайте не брашно гиблющее, но брашно пребывающее в живот вечный (Ин.6:27).

 

Пусть руки твои делают благое, чтобы мог ты и нуждающемуся подать (Еф.4:28). И пусть сердце твое всегда будет обращено ко Гос­поду, и тогда будешь делать брашно пребывающее, а не гиблющее.

 

Работай, брат, а не гуляй, ибо праздность научала великому пороку.

 

Монах ропщущий много потерпит вреда, а переносящий все му­жественно найдет напоследок богатство свое. Благоразумный служитель не будет нерадив к делу своему, и боя­щийся Господа не соблазнит братии своих.

 

Бегаешь, возлюбленный, язвящих стрелами тело; лучше бегай язвящих душу.

 

Бегаешь змеи, которая угрызает тело; лучше бегай женщины, ко­торая угрызает душу.

 

Кто занимается красотой женщины, тот в душе своей насаждает пожелание красоты ее, а кто замедляет у дверей дома ее, тот уподобля­ется идущему по льду, потому что недалеко от него поползновение.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.