ОБЛИЧЕНИЕ САМОМУ СЕБЕ И ИСПОВЕДЬ 6 глава
Превозношение ослепляет умные очи, а смирение просвещает их любовью, ибо научит кроткия путем Своим (Пс.24:9).
Не заходи, брат, в тину брения (поползновений) и удаляйся от людей, ходящих бесстрашно.
Опасно человеку надеяться на себя самого; спасется надеющийся на Господа.
Украшающий одежды свои возгордится, а гордый монах – неоперившийся орел.
Смиренномудрый монах – легкий скороход и как бы меткий стрелок. Как железо (меч) все утончает и покоряет, так и смирение по Богу разрушает козни врага.
Что рогатина – для зверолова, и оружие – для воина, то для монаха – смирение.
Спеши, брат, добровольно вступить на путь узкий и тесный, пока невольно не вступил на путь еще теснейший.
Мирскому человеку похвальба – его выходы, а монаху похвала – и помыслом не переступать за порог своего дома.
Возлюбленный, слушай: борец во время подвига сжимает уста свои: и ты сомкни уста свои для всего излишнего, и будешь иметь упование.
Сказано: Коль велик, иже мудрость обрете, но несть паче боящагося Господа (Сир.25:13).
Велик и начавший, но не как продолживший; велик и первый, но не как совершивший.
Не люби плотского покоя, чтобы не найти себе в нем духовного вреда.
Не любопытствуй о чужом, чтобы не погубить своего.
Не вдавайся в непомерную работу, потому что хорошо и полезно делать все в меру и в порядке.
Кто не имеет страха Божия в сердце своем, хотя бы каждый день стал есть мед и млеко, не может быть в покое; а верующий все переносит мужественно.
Оставайся под благим игом Господним, чтобы избежать тебе недоброго и тяжкого ига мира сего.
Не учащай в келью к брату своему.
Ежели есть у тебя полезная книга, и брат, услышав, захочет попользоваться ею, не скупясь, дай ему.
А ты, возлюбленный, пользуйся книгой тщательно и с миром возврати ее тому, кому она принадлежит.
Если имеешь у себя в келье монастырскую книгу, то не бросай ее с пренебрежением, но береги и тщательно обверни ее, как Божию.
Дерзкий монах стыдит настоятеля и братию, а мудрый сберегает их честь.
Воздержание измождает плоть, а многоядение делает грубым ум.
Монаху в келье дает терпение не то, что он, не скорбя, совершает дело по установленному порядку, но страх Божий, памятование о смерти и о мучениях.
Лучше заниматься делом, молитвой и размышлением при Чтении Божественных Писаний, чем прекращать это не вовремя и предаваться празднословию, от чего рождается клевета.
Не искушай брата своего, преследуя его насмешками, чтобы самого не выдали в нужде; ибо написано: иже раздражает словесы, не спасется (Притч.19:7). Кто своей злонамеренностью сам себя делает ненавистным, тот кем будет любим? А любящие любящих вас, кую мзду имате, как сказал Господь. Не и грешники ли тожде творят? (Мф.5:46).
Человек горячий возмутит души братии, а долготерпеливый в любви побоится Господа.
Юного труженика не обременяй, и со старцем неразумным не ходи вместе; а разумные старцы – о Боге опора братии.
Великое дело – воздержание очей, чрева и языка, а если еще в изобилии при нем милость, воссияет оно, как светило.
Человек, который хвалит ближнего в его отсутствии, то же, что собирающий доброе в свою сокровищницу.
Бойся Господа, – и наследуешь блага.
Не ходи по путям грешных, но следуй по стезям праведных.
Если возлюбишь пути правды, то обретешь вечную жизнь.
Если возлюбишь безмолвие, то совершишь плавание в тишине.
Если возлюбишь молчание, то будешь любим многими.
Если отвратишь очи свои, еже не видети суеты (Пс.118:37), обретешь помыслы чистые.
Если возлюбишь воздержание, то обуздаешь демона блуда.
Если возлюбишь нищету, то обратишь в бегство демона сребролюбия.
Кто в келье своей скрывает золото, тот копит в себе страсти высокоумия и неподчинения. А кто собирает в свою сокровищницу молитвы и милостыни, тот богатеет в Бога.
Другие копят себе деньги, а ты, монах, копи себе молитвы и милостыни.
Другие увеселяются свирелями и музыкой, а ты, монах, увеселяйся псалмопением и прославлением Господа.
Другие увеселяются роскошью и пьянством, а ты, монах, увеселяйся воздержанием и святостью.
Иные находят веселье в удовольствиях, а ты, монах, находи веселье в Боге, Который тебе и возлюбившим Его уготовил венец славы.
Человек христолюбивый – это неодолимая башня, а совершенный в любви – несокрушимая стена.
Если, прохаживаясь, хочешь заняться размышлением, то размышляй молча, – и избежишь тщеславия.
Подвергшегося падению хорошо поднять на ноги, а не осмеять.
Северный ветер приводит море в волнение, а вспыльчивость волнует мысли в человеке; но великодушие гонит прочь раздражительность; без раздражительности же прекращается и гнев.
Если не хочешь строить, возлюбленный, то не разрушай построенного; если не хочешь сажать, то не вырывай посаженного. Если не хочешь безмолвствовать, брат, то не развращай безмолвствующих. Если не хочешь, брат, вознести песнопения Господу, то не прерывай поющих.
Богатый возглагола, и вси умолчаша и слово его вознесоша даже до облак (Сир.13:28). И нам глаголет Бог во Святых Писаниях, но не хотим умолкнуть и послушать; напротив того, кто говорит, кто дремлет, а иной кружится помыслами где-нибудь далеко. Но что говорит Писание? Уклоняяй ухо свое не послушати закона Всевышнего, и сам молитву свою омерзил (Притч.28:9).
Нерадивый монах думает на молитве о том, чтобы услышать: «Аминь», а кто молится трезвенным умом, тот не смущается.
Да не падет на нас сказанное пророком: приближаются мне людие сии усты своими... сердце же их далече (Ис.29:13).
Не соблазняй брата, и не сговаривайся с ним на грех, чтобы не прогневался на тебя Господь и не предал тебя в руки злых людей.
Блажен человек, который ничем не соблазнил ближнего, потому что мзда его многа на небесех (Мф.5:12); а кто безрассудно соблазняется, тот соблазнит многих.
Если человек прежде всего не будет иметь грехи свои перед очами своими, то ни в каком месте не может он безмолвствовать.
Блажен, кто начал хорошую жизнь, и совершил ее богоугодно.
Написано: Чтый отца возвеселится о чадех и в день мольбы своея услышан будет. Прославляяй отца долгоденствовати будет, и в день кончины обретет благодать. Делом и словом чти отца твоего... да найдет ти благословение от него. Не славися в безчестии отца твоего, несть бо ти слава отчее безчестие. Слава бо человеку от чести отца его, и поношение чадом мати в безславии (Сир.3:5-11).
Есть у тебя, монах, вместо плотских родителей, родившие тебя о Господе по духу и путеводствующие тебя к вечной жизни.
Послушай того, кто говорит: Чадо, в кротости дела твоя препровождай, и человеком приятным возлюблен будеши. Елико велик еси, толико смиряйся, и пред Господем обрящеши благодать... яко велия сила Господня, и смиренными славится. В наведении величавого несть изцеления: сад бо лукавствия вкоренися в нем (Сир.3:17-18,20,28).
Три рода дел умножают суету, и четвертый род не принадлежит к числу добрых: если юные не подчиняются; если старцы завидуют успехам младших; если благоговейный уклоняется в дела негодные, и если настоятель неведением своим стесняет души братии.
Четыре рода дел умножают славу, и четвертый род благ пред Господом и пред людьми: если братия единодушны в кротости и в правде, если брат поучает брата страху Господню, если младшие подчинены старшим, как своим владыкам, и если настоятель любит братии своих, как себя самого, и истинно печется о спасении душ их. Опасна человеку гордыня, в каком бы то ни было виде. Не люби гордыню, возлюбленный, потому что нет в ней пользы. Всякая немощь при попечительности исцеляется, но недуг гордыни – с трудом врачуемое зло; потому что она отвергает целительное врачевство и вымышляет для себя смертную отраву. Да не будет ее в рабах Христовых!
Слово верное и скромное – похвала монаху, а кто любит шутки; тот безумен.
Праздник монаху – соблюдение заповедей Христовых; утешение же – не делать худого.
Радость монаху –преселение ко Господу, и хвала его – страх Господень.
Не мог я иметь части в мирском любомудрии; благодати же и отпущения грехов прошу у Господа более, нежели изумруда, гиацинта, и полных золотом бочек, и многоучености мира сего.
Исповедаюсь Тебе, Владыка Отче, что не лишил Ты меня просимого мной и не презрел молитвы непотребного раба Твоего, потому что Ты надежда безнадежных и помощь беспомощных. Да будет имя величества Твоего благословенно во веки! Аминь.
Проси, монах, у Господа приличного обету твоему, и даст тебе тмократно более.
Без воды не построится башня, и без ведения не успешна добродетель.
Видел я юного, который разумно утешал старца, и за это воздадим славу Богу.
Вслед похотей твоих не ходи, монах, и от похотений своих возбраняйся. Аще, сказано, даси души твоей благоволение благостыни, сотвориши обрадование врагом твоим (Сир.18:30-31).
Кто питает плоть тела своего, тот питает злые похоти, и срамные помыслы не оскудеют у него.
Угнетай, монах, и порабощай плоть свою, чтобы не быть тебе отверженным.
Делай во плоти своей доброе, – и принесёшь плод Богу.
Хочешь ты, монах, достигнуть успокоения в обществе братии? Довольствуйся общей трапезой братии и изцеление будет телу твоему и уврачевание костем твоим (Притч.3:8), и душа твоя не потерпит вреда. Аще бо на чашы и сткляницы вдаси очи твои, последи (после) заболеешь... яко от змия уязвен (Притч.23:31-32).
Если видишь, что благоговейный муж держит в руках своих снеди, не осуждай его в уме своем, потому что не знаешь, кому их предложит.
Имей попечение, монах, о внутреннем делании, и не украшай бесполезных стен, потому что благолепие кельи не дает монаху терпения. Будем искать удовлетворяющего потребности, ибо излишнее и служащее к развлечению нашему бесполезно.
Ленивый монах ищет предлог и говорит: «Сегодня здесь живу, а завтра пойду в другое место; для чего же мне трудиться?»
Как бы молот и наковальню помести в уме своем, монах, и испытывай помыслы сердца своего; и которые окажутся негодными, бросай прочь.
Кто радуется падению благочестивого, тот двукратно падает. А кто обращает человека от заблуждения пути его, тот спасется (Иак.5:20).
Если брат согрешил, с удовольствием обвиняем его, а если согрешим сами, не с приятностью принимаем обличение.
Сражайся, брат, не за диавола, а лучше с диаволом.
Прими, брат, от юности твоея... наказание, и даже до седин обрящеши благодать и благоразумие (Сир.6:18).
Монах, готовый мужественно претерпеть все, что ни случится, отчасти только будет иметь печали.
Собственное свое предательство есть нерадение. Нерадение – и опасный плен; а трезвенность и пленивших делает пленниками.
В празднестве рук прокаплет храмина (Еккл.10:18), и живущий в ней, когда захочет, убежит из нее.
Ленивый монах не замкнет двери своей кельи, пока не разобьется она, хлопая от ветра; а монах трезвящийся будет неукоризнен.
Кто обуздывает очи свои, тот сделается легким; а у кого взор блуждает, тот возложит на себя бремя. Ибо сказано: парение похоти пременяет (развращает) ум незлобив (Прем.4:12).
Если по увлечению дашь волю глазам смотреть на суету, то скорее останови их, чтобы не впасть в срамоту плотоугодия.
При распалении плоти не касайся тайных членов, чтобы не произвести сильнейшего распаления.
Блажен, кто победил всякую плотскую похоть.
Лукавому помыслу так же худо давать возрастать в душе, как и траве на гряде с овощами.
Остров, лежащий среди моря, может ли остановить волны, чтобы они не ударяли в него? По крайней мере, остров противится волнам. Так и мы не можем остановить помыслы, но можем противиться помыслам. Может быть спросит иной: «Отчего же иногда душа побеждается помыслами?» Оттого, что душа не противится помыслам, но позволяет входить им внутрь, и они, находя там себе пищу, понемногу расстраивают душу.
Четыре страсти с трудом допускают уврачевание (Притч.30:16), и это есть самолюбие, сребролюбие, тщеславие и любоначалие, ибо не говорят: довлеет (Довольно!). Однако же не невозможно Богу и от них уврачевать.
Прежде нежели укоренится в тебе страсть, вырви ее из себя, и прежде нежели даст отростки, исторгни корень ее из самых глубин. Ибо если попустишь ей укорениться в тебе, она возобладает над тобой.
Кто молится трезвенно, тот попаляет демонов; а кто молится рассеянно, над тем смеются они.
Кто увлекается своими пожеланиями и приятностью помыслов, тот легко делается пленником, а воздерживающийся спасется.
Неверие рождает двоедушие, а двоедушие – нерадение; нерадение же – забвение, забвение же – отчаяние, а отчаяние – смерть.
От чего преобладают в нас страсти? Не от нерадения ли нашего?
Не будь рабом своих членов, чтобы члены твои не властвовали над тобой. Употребляй их на дело благое, а не на лукавое, и будешь стяжанием (приобретением) драгоценным для твоего Владыки.
Знак души ленивой – неохотно слушать Писание. А трезвенная душа принимает словеса Божии, как жаждущая земля – дождь.
Хорошая постель питает сон, а небогобоязненность увеличивает его.
Есть у тебя овца? Не запирай вместе с ней волка. И какой вещью воюет против тебя враг твой, с той вместе не вводи его к себе в дом. А если и введешь, не ослабевай помыслом, но имей перед очами своими страх Божий, чтобы не посмеялись над тобой враги твои.
Дом, построенный на песке, не устоит; и подвижничество, к которому примешано что-нибудь, непродолжительно. А кто трудится в страхе Божием, тот не утратит мзды.
Во время молитвы не заводи посторонней беседы, и не омрачится ум твой для молитвы.
Стал ли ты, брат, на псалмопение Богу? Отверзи уста свои слову Божию, по слову сказавшего: пою Богу моему, дондеже есмь (Пс.103: 33). Смотри, чтобы, по нерадению твоему, чуждые помыслы не возмутили мысли твоей. Но, воспев духом, воспой же и умом (1Кор.14:15).
Великий дар – слезы в молитве, а увлекаться бесовскими помыслами – то же, что смерть.
Сердце, падшее с высоты небесных мыслей, бесы делают привязанным к вещам земным. А когда пренебрежет оно тленным, тогда приимет нетленное.
К мертвечине соберутся неясыти; и к душе, которая отчаялась в себе самой, соберутся бесы; идеже бо аще будет труп, тамо соберутся неясыти (Мф.24:28). Горе вознесем ум, возлюбленный, еще немного времени, и прейдем отсюда, а яже уготовал еси, кому будут? (Лк.12:20).
Как дым отгоняет пчел, так порок гонит из сердца ведение.
Никого не веселит правда, но всякого веселит любостяжательность (корыстолюбие); никто не радуется тому, что не обидел ближнего, но всякий рад, если на малое выторгует многое.
Прежде грома предваряет молния (Сир.32:12), и от лица густого облака удаляется всякая птица.
Хвастливость охотника, который гонится за вепрем, сама себя предает на заклание; и гнев мужа готовит ему падение.
Лев, гоняясь за добычей для своего чрева, делается пленником; и чревоугодник унижается для удовольствия чрева.
Необузданный конь предает всадника своего в руки злодеев; и человек жестоковыйный (бесчувственный) впадает в беды.
По снегу выслеживают зверя; и во время искушения сатана следит за монахом. Достоинство же монаха познается в искушениях.
Старайся, возлюбленный, приобрести рассудительность; в ней сокрыты добродетели монашеской жизни.
А что такое значит иметь рассудительность? Предохранять другого от соблазна, и избирать то, что лучше и что ведет к спасению.
Хочешь ли быть великим? Будь меньше всех (Мк.9:35).
Хочешь ли приобрести доброе имя? В кротости дела твоя препровождай (Сир.3:17).
Боящемуся Господа благо будет на последок (Сир.1:13), потому что боящихся Его прославит.
Не слушайся, монах, зависти; не строй козней брату своему и не давай ему укоризненного имени. Желая со стыдом согнать его с места его, смотри, сам не подвергнись тому, что умышлял другому. Копаяй яму ближнему впадет в ню (Еккл.10:8). Слушай, что написано: Падут во мрежу (сеть) свою грешницы (Пс.140:10). А на нем исполнится сказанное: вси же хотящии благочестно жити о Христе Иисусе, гоними будут (2Тим.3:12).
Не представляй, брат, предлога, говоря: «Этот брат делает вред товариществу». Но ты не делай зла другому, и не входи в сообщество с делающими зло, потому что Бог испытует сердца и утробы (Пс.7:10).
Если выйдет брат твой из монастыря, не превозносись, брат, перед ним мыслью, и да не будет он бесчестным в глазах твоих: не веси бо, что родит (день) находяй (Притч.27:1).
Слушай того, кто говорит: мняйся стояти да блюдется, да не падет (1Кор.10:12); не хваляй бо себе сей искусен, но егоже Бог восхваляет (2Кор.10:18). Ибо многие думали о себе, что одержали они верх и начальствуют, но они стали из кромешных кромешными, а люди отчаянные прияли благодать, потому что Господь гордым противится, смиренным же дает благодать (Иак.4:6).
Если видишь человека непослушного и невоздержного, гордого и мудрого для себя (Притч.9:12), то корень его уже полумертв, потому что не приемлет в себя тука (сладости), сообщаемого страхом Божиим (Пс.16:10). А если видишь человека безмолвного и смиренного, то знай, что корень его прочен; потому что напоен туком страха Божия.
Если настоятелей наших и нет с нами, братия, но где-нибудь в другом они месте, то с нами Великий. Ибо не лжив Сказавший: идеже... собраны во имя Мое, ту есмь посреде их (Мф.18:20). Итак, будем внимательны к себе, возлюбленные!
Неблагочинный монах налагает руки свои на человека, а милостивый будет помилован.
Давая брату дело, делаешь доброе дело, если только воздашь ему награду в любви Божией, потому что не делать другому вреда – дело благоговейное.
Кто нашел путь долготерпения и незлобия, тот нашел путь жизни.
Человек рассеянный в праздник работает, и в рабочий день прислуживает.
Воробей воробья заманивает в западню; и грешник, подобного себе, вовлекает во глубину зол.
Избегай, монах, быть вместе с теми, которые любят праздность и не хотят безмолвствовать.
Бегай, монах, тех, которые любят пиры, и говорят: «Я делаю пир сегодня, а ты сделаешь в следующий день». Ибо если склонишься на слова эти, то не совершишь доблестной жизни. Напротив того, чтобы получить вечную жизнь, подражай тем, которые горят духом и идут путем узким и тесным, потому что широкий и пространный путь идущих по нему вводит в пагубу (Мф.7:13).
Нерадивый и беспечный монах, как скоро придет ему какой-нибудь помысел, заперев дверь своей кельи, сам носится туда и сюда, как корабль без кормила; а кто с терпением сидит в келье, тот не увлекается суетными помыслами.
Завидующий успехам брата своего отлучает себя от вечной жизни, а содействующий брату будет сообщником его и в вечной жизни. Ибо если по суду наказываются и делающие худо и соучаствующие с ними, то не тем ли более Господь наградит того, кто споспешествует исполнению воли Его?
Написано: Многи скорби праведным, и от всех их избавит я Господь (Пс.33:20). Многи раны грешному (Пс.31:10). Смерть грешников люта (Пс.33:22). Это еще не добродетель – быть обесчещенным и не чувствовать этого; напротив того, вот добродетель – сознавать это и презирать ради благочестия, ибо сказано: Поносимь ленивый не усрамляется (Притч.20:4).
Лучше улыбкой пресечь раздражение, нежели свирепствовать неукротимо.
А человеку мудрому плач усладительнее смеха.
Кто даст ми во уста моя хранилище и на устне мои печать разумну? Да не падуся от них, и язык мой да не погубит мя... Владыко живота моего, не остави мене в совете их и не даждь ми впасти в ня (Сир.22: 31;23:1). Ибо Ты сказал, Господи: от словес своих оправдишися и от словес своих осудишися (Мф.12:37).
Если пророк сказал: якоже порт (тряпка) нечистыя вся правда наша (Ис.64:6), что скажу я, рожденный во грехах? И теперь, Владыко, все упование мое держится на Твоих щедротах. Боже, милостив буди мне грешнику (Лк.18:13). Господи... не даждъ возношения очима моима и вожделение злое отврати от мене (Сир.23:4).
Не верь обманчивым снам, возлюбленный; многих бо прельстиша сония, и отпадоша надеющеся на ня (Сир.34:7). Ибо какой меры совершенств достигли мы, чтобы видеть нам видения Ангелов?
Велико преспеяние и велика слава – смиренномудрие, и нет в нем падения. Признак смиренномудрия – обеими руками удовлетворять потребности брата, так, как бы и сам ты принимал пособие.
Монах, домогающийся наследства от плотских родителей, впадет в искушения, а взыскующий Господа спасется.
Не говори: «Чем буду питаться, если состарюсь?» Нам не позволено заботиться и об утрешнем дне, а ты заботишься уже о старости. Будем искать Царствия Божия и правды Его, и сия вся приложатся нам (Мф.6:33). Ибо Сам Он сказал: весть бо Отец ваш Небесный, ихже требуете, прежде прошения вашего (Мф.6:8). Если же не будем искать этого прежде всего, то явно будет, что и не заботимся о том. Итак, возверзи на Господа печаль твою, и Той тя препитает (Пс.54:23).
Если Господь благопоспешит (преуспеет) что в руках твоих, то позаботься об этом так, как бы Сам Он имел дать в этом отчет.
Кто милует нищих, тот исполнится благ, а для немилующего затворен будет небесный брачный чертог.
Кто понадеялся на человека, тот не узрит благ, а уповающий на Господа спасется (Притч.29:25).
Не буди скор языком твоим (Сир.4:33), потому что устне мужей праведных каплют благодати (Притч.10:32).
От множества снедей делается грубым ум, а доброе воздержание очищает его. Будь внимателен к себе, монах, будь внимателен к себе, встречаясь с женщинами.
Смотри, возлюбленный, чтобы под предлогом куколя, или аналава, или другого какого одеяния не уловлена была душа твоя, ибо много засад у злокозненного. Лучше носить ветхое, – и заботиться о душе в страхе Божием, нежели одеваться пышно, – и жить неблагочинно.
Кто соблюдает заповеди, тот любит себя, а кто пренебрегает ими, тот вредит душе своей.
Человек упивающийся и раздражительный возмущает души братии, и посрамление его постоянно при нем.
На струп наложи мягчительное врачевство, а на юного нелицемерного – благоговение.
Пустыней делается молодой монах, который следует собственному своему помыслу и не принимает совета опытных.
Дурная ошибка в молодом монахе – непокорность, а покорность о Господе – крепкий покров.
Человек гордый и непокорный увидит горькие дни; смиренномудрый же и терпеливый возвеселится всегда о Господе.
Великое дело – найти человека смиренномудрого и терпеливого; доброте его нет меры.
Не пререкай противу истины и о ненаказании твоем срамляйся: не стыдися исповедати грехи твоя (Сир.4:29-30). Не рцы: согреших, и что ми бысть? Господь бо есть долготерпелив. Не медли обратитися ко Господу и не отлагай день от дне (Сир.5:4,8). Помяни, яко гнев не замедлит (Сир.7:18).
Не буди рука твоя простерта на взятие, а на отдаяние согбена (Сир.4:35).
Благоразумный монах оградит себя любовью, а неразумный умножит к себе ненависть.
Кто превозносится над братом своим, над тем издеваются бесы.
Никогда не уничижай брата, потому что написано: Мнози мучителие седоша на земли, нечаемый же увязеся венцем (Сир.11:5).
Веселись о правде, на грех же лучше смотри с унынием.
Славолюбие – душевный недуг, лукавая страсть.
Вышел ли ты, монах, из кельи своей по делам службы? Наблюдай за своими чувствами, чтобы не навлечь на себя браней и смятения помыслов. Идеже несть ограды, расхищено будет имение, и идеже несть терпения, воздохнет скитаяся (Сир.36:27).
Много предлогов собирает себе ленивый монах, и сонливый впадает в беды. Монах любостяжательный – бесплодная пальма, а нестяжательный – то же, что подстриженная пальма, которая растет в высоту.
Монах, привязанный к вещественному, подобен ястребу, летящему с ремнями на ногах; где ни сядет он, тотчас запутается; а не привязанный к вещественному – то же, что путник, снарядившийся в дорогу.
Многие кажутся сами себе благоразумными, и не могут представить, что мнимое их благоразумие обратится во вред душе их.
Нет мудрости, нет благоразумия, нет доброго совета в душе, которая ненавидит страх Божий.
Истинная мудрость делает все по Богу.
Гортань сладок умножит други (Сир.6:5), и любящий Господа соблюдет пути Его.
Оказывай честь брату перед знакомыми его, и будешь почтен пред Господом.
Верный домоправитель приобретет души братии своих, а распоряжение злопамятного рассеет их.
Благоразумный домоправитель разделит справедливо, а неразумный подготовит ссоры.
Ненасытного монаха не удовлетворит справедливая доля, и болтливый произведет смятения, боящийся же Господа безмолвие водит (Притч.11:12).
Упивающийся домоправитель лишен будет славы, а воздержный, скромный и смиренномудрый преуспеет в славе.
Не прикрывай себя немощью, монах, когда ты здоров, ибо написано: и желание их принесе им (Пс.77:29).
Не отвергнем, братия, благодать Господа, подающего нам крепость к соделанию доброго, но, этой силой совершая добро, будем непрестанно благодарить Господа.
Кто смеется над ближним, тот как бы клевещет на него, а клевета ненавистна Богу и людям.
Кто огорчает ближнего, тот возбуждает его к раздражению, а миротворцы блаженны, яко тии сынове Божии нарекутся (Мф.5:9).
Старцам оказывай честь ради Господа, к юноше, остающемуся позади, будь сострадателен, – и получишь награду от Господа.
Написано: делайте не брашно гиблющее, но брашно пребывающее в живот вечный (Ин.6:27).
Пусть руки твои делают благое, чтобы мог ты и нуждающемуся подать (Еф.4:28). И пусть сердце твое всегда будет обращено ко Господу, и тогда будешь делать брашно пребывающее, а не гиблющее.
Работай, брат, а не гуляй, ибо праздность научала великому пороку.
Монах ропщущий много потерпит вреда, а переносящий все мужественно найдет напоследок богатство свое. Благоразумный служитель не будет нерадив к делу своему, и боящийся Господа не соблазнит братии своих.
Бегаешь, возлюбленный, язвящих стрелами тело; лучше бегай язвящих душу.
Бегаешь змеи, которая угрызает тело; лучше бегай женщины, которая угрызает душу.
Кто занимается красотой женщины, тот в душе своей насаждает пожелание красоты ее, а кто замедляет у дверей дома ее, тот уподобляется идущему по льду, потому что недалеко от него поползновение.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|