Сделай Сам Свою Работу на 5

ОБЛИЧЕНИЕ САМОМУ СЕБЕ И ИСПОВЕДЬ 5 глава





 

Написано: Премудр сердцем приимет заповеди (Притч.10:8). Даждь премудрому вину, и премудрейший будет; сказуй праведному, и приложит приимати (Притч.9:9). Сын наказан премудр будет, безум­ный же слугою употребится (Притч.10:5).

Богатства ленивии скудни бывают, крепцыи же утверждаются бо­гатством (Притч.11:16). Премудрый, убоявшись, уклонится от зла; бе­зумный же на себе надеявся смешивается со беззаконным. Острояростный без совета творит, муж же мудрый многая терпит (Притч.14:16-17).

 

Чти Господа, – и благоуспешны будут пути твои. Почитай иерея и старейшего, да низойдет на тебя благословение уст их. Почитай стар­цев, как много послуживших Христу. Почитай братий своих, как ра­бов Христовых, чтобы они возлюбили тебя.

Если полюбишь безмолвие, брат, то плавание свое совершишь в тишине. Кто бегает безмолвия кельи своей, тот мечтает о земном, а кто имеет попечение о внутреннем делании, тот вожделеет уготован­ного святым на небесах.

 

Господь наперед знает мысль монаха, который желает себе священ­ства; а священство – высокая степень, если проходят его беспорочно.

 

Христолюбивый царь – всех блаженнее: в благословение оставит он память свою, и хвала ему на небе и на земле. Царь неверный не познал мудрости в жизни своей и, скончавшись, на проклятие оставил память свою, и укоризна ему не изгладится вовек. Престол же верного преуспевает вовеки.



 

Судия правдивый будет взыскан, и уста праведных благословят его. А неправедный не пожалеет душу свою, потому что не сотворит суда и правды на земле. Написано: Обидяй убогаго многая себе зла творит. Не насильствуй нищаго, зане убог есть, и не досаждай немощному во вратех: Господь бо имать судити его суд (Притч.22:17,22-23).

 

Написано: Избави ведомыя на смерть (Притч.24:11), и не выдавай слугу в руки господина, чтобы не проклял он тебя, и не погиб ты.

 

Написано: радуяйся... о погибающем не обезвинится: милуяй же по­милован будет (Притч.17:5).

 

У верного целый мир имения, а у неверного нет и обола.

Милуяй нища взаим дает Богови, по даянию же его воздастся ему (Притч.19:17).

 

Написано: Вес велик и мал, и мера сугуба, нечиста пред Господем обоя (Притч.20:10). Изрываяй яму искреннему впадется в ню (Притч.26: 27). Но бойся Господа, и в день лют избавит тебя (Пс.40:1).



 

Царь благочестивый позаботится о пристанях на море, а опыт­ный и разумный не оставит в небрежении крепостей на пределах сво­их. То и другое возникает на сердце царя по его многоопытности и человеколюбию.

 

Верный царь всегда имеет памятование о вечном суде и, помня праведного Судию, не забудет об освобождении душ, содержащихся в нуждах и тесноте, в темницах и заточении.

 

Блажен человек, который временной властью приобрел вечную славу. Кто сегодня царь, тот наутро скончается, а кто творит волю Господню, тот пребывает вовек.

 

Врач делается искусным через действительный опыт.

 

Большая роскошь порождает страсти и недуги, а трудная работа в самое время труда утомляет, по утомлении же доставляет здравие и благосостояние.

 

Не имей, монах, пожелания есть мясо, и не пей вина до упоения, иначе огрубеет твой ум, и житейским попечениям не будет у тебя конца.

 

Обрежь пальму, – и даст побеги вверх; очисти душу от житей­ских попечений, – и возрастет в добродетели.

 

Кто терпеливо переносит, когда его злословят или обижают, тот подобен заключившему льва в зверинце; а кто отражает злословие и обиду, тот походит на человека, который сам себя губит.

 

Хорошо прийти к службе Божией прежде всех, но нехорошо без нужды оставить службу прежде отпуста.

 

Приходи, брат, и слушай Божественное Писание, чтобы получить от этого пользу. Как путнику в жаркое время дорога чаша холодной воды, так слово Божие орошает душу.

 

Если хочешь слушать, – приходи; и если выслушаешь, – будешь мудр. А если и слушать слово тяжело для твоего терпения, то тем более тяжело для тебя исполнение его на деле. Итак, заключай из этого о себе, что ты так же нерадив, как и я.



 

Войдя в дом Божий, не будем парить умом; напротив того, внут­ренний человек наш да займется созерцанием и молитвой. А молясь, будем говорить: «Отче наш, Иже еси на небесех...», чтобы никакие другие помыслы не смущали ум наш.

 

Стоя же на молитве, знай, Кому предстоишь. К Нему да будут обра­щены и вся твоя душа и все твое сердце. Разумей, что говорю. Если кто, взяв в руки узел с деньгами, пойдет на торг с намерением купить быков, то станет ли смотреть на собак? Не занята ли вся мысль его тем, чего ему хочется, чтобы иначе не быть осмеянным и не погубить понапрасну того, что есть у него в руках?

 

Если ставший близ тебя брат немощен телом, и случится ему каш­лять, или часто плевать, то не смущайся этим, но вспомни, что многие предали себя на услужение недужным и увечным.

 

Если здоров ты телом, то не превозносись, а бойся; ибо как мно­гострунные гусли в руке человека, так всякая плоть в руках Иисуса Христа, Спасителя нашего.

 

Написано: На всяко время очи злых приемлют злая; добрый же без­молвствуют присно (Притч.15:15). Путие живота помышления ра­зумнаго, да уклонився от ада спасется (Притч.15:24).

 

Написано: Не возлюбит ненаказанный обличающих его, с мудрыми же не побеседует (Притч.15:12).

Безчестяй убогия согрешает, милуяй же нищыя блажен (Притч.14:21).

 

Написано: Аще падет враг твой, не обрадуйся ему, в преткновении же его не возносися. Яко узрит Господь, и не угодно Ему будет, и от­вратит ярость Свою от него (Притч.24:17-18).

Иже затыкает ушеса своя, еже не послушати немощнаго, и той призовет, и не будет послушаяй его (Притч.21:13).

Не хвалися о утрии, не веси бо, что родит (день) находяй (Притч.27:1).

Не твори зла, и не постигнет тя зло (Сир.7:1).

Не люби клеветати, да не вознесешися (Притч.20:13).

 

Написано: Иже отвещает слово прежде слышания, безумие ему есть и поношение (Притч.18:13).

Не веселится отец о сыне ненаказаннем (Притч.17:21).

Сын наказан премудр будет (Притч.10:5).

 

Не в основательном изучении Писаний мудрость, но, как пишет­ся, начало премудрости страх Господень... разумети бо закон, помысла есть благаго (Притч.9:10).

 

Вера рождает добрую мысль, а добрая мысль – река воды живой. Кто приобрел ее, тот наполнится водами ее. Без елея не будет гореть светильник, и без веры никто не приобретает доброй мысли.

 

Написано: Иже отметает наказание, ненавидит себе: соблюдаяй же обличения любит свою душу (Притч.15:32).

Не впадай в тяжбу скоро, да не раскаешися послежди (Притч.25:8).

Лучше имя доброе, неже богатство много, паче же сребра и злата благодать благая (Притч.22:1).

 

Без терпения не построишь башню, и без ведения не преуспеешь в добродетели.

 

Нет и меры терпению, если оно растворено смиренномудрием.

 

Дарование терпения – от Господа, и любящим Его дарует Он оное; обладающие им избавятся от многих скорбей.

Со безумным не множи словес (Сир.22:12), щадя же устне, разу­мен будеши (Притч.10:19).

 

Если благоразумный монах послан на служение, то видящие его воздадут славу Господу. А безумный и упившийся срамно бесчинству­ет в селениях, он стыдит настоятеля и братию.

 

Бесстрашие рождает юношеский помысел, а страх Господень и юных делает старцами.

 

Чти Господа, и не соблазняй мирянина. Подражай пророку Саму­илу, потому что он и Богу угождал, и людей назидал. А сыны бесстра­шия пали от меча.

 

Отважному юноше и старцу не придавай смелости делать непри­личное. Ибо боящийся Господа попечется о людях Своих.

 

Благоговение при смиренномудрии и любви возносит голову мо­наха, и во время посещения его воссияет он (Прем.3:7).

 

 

Ненависть или зависть под покровом благочестия – горькая вода в золотых сосудах. Вложи в нее древо жизни, и сделается сладкой, по­тому что древом услаждена была вода (Исх.15:25), и все наветы ко­варного врага упразднены Крестом Спасителя нашего Иисуса Христа.

 

Любовь просвещает мысленные очи, а кто любит вражду и ссору, тот подобен человеку, который часто влагает руку свою в нору к аспи­дам.

 

Что червь в дереве, то тщеславие в монахе; и что моль в одежде, то страсть сребролюбия в сердце человеческом.

Не возносися, да не падеши и наведеши души твоей безчестие (Сир.1: 30). Ибо приемляй кроткия Господь, смиряяй же грешники до земли (Пс.146:6). Кто сам себя возвышает, – тот готовит себе бесчестие; а кто служит ближнему в смиренномудрии, – тот прославится.

 

Кто сердоболен к ближнему в день скорби, к тому и Господь все­гда будет милосерд, потому что милостыня человека – как печать при нем.

 

Иной человек, пока не имеет никакой власти, оказывается крот­ким и милостивым; потом, как скоро получит власть, готов уже приказывать и повелевать, ничего не разбирая; но если отнята у него власть, невыносимы для него собственные его постановления. Он, как немудрый, не познал своей немощи.

 

Во всех делах твоих, брат, поминай последняя твоя, и во веки не согрешиши (Сир.7:39); не кичись и не ширься, но смиряйся; наказание нечестивым – огонь и червь.

 

Приобрети страх Божий, чтобы и бесы боялись тебя; одно наруж­ное всегда суетно.

 

Если все захотим приказывать и начальствовать, кто будет подчи­ненным или повинующимся? Если все будем желать себе чести, кто бу­дет воздавать честь? Мудрый муж отказывается давать, а не получать приказания, исполняя заповедь Сказавшего: иже аще хощет в вас вящ­ший быти, да будет вам слуга: и иже аще хощет в вас быти первый, буди вам раб: якоже Сын Человеческий не прииде, да послужат Ему, но послу­жити и дати душу Свою избавление за многих (Мф.20:26-29).

Старейшину ли тя поставиша, не возносися, но буди в них яко един от них (Сир.32:1). Взвесь прежние свои труды, и знай, что подчинен­ные несут те же труды, и не будь о них нерадив, но приложи попечение.

 

Написано: Во мнозе языце слава царю: во оскудении же людсте со­крушение сильному. Долготерпелив муж мног в разуме, малодушный же крепко безумен (Притч.14:28-29).

 

Будем молиться, чтобы сподобиться нам дарования, а сподобив­шись, невысоко будем думать о себе.

 

Если кто имеет попечение о братиях своих и преподает им вразум­ление и учение Господне, то душа его угодна будет Господу.

 

Кто пренебрегает жизнью своей, тот грешит пред Богом.

 

Не радуйся невежеству братии своих, потому что нет тебе славы в бесчестии.

 

Не завидуй успеху братии своих, ибо Писание говорит: Болши сея не имам радости, да слышу моя чада во истине ходяща (3Ин.1:4).

 

Написано: Имже несть управления, падают аки листвие, спасение же есть во мнозе совете (Притч.11:14).

 

Если брат сведущ, не печаль духа его, если живет он свято. Как Иаков к Сириянину Лавану, так и ты обрати к нему лицо свое.

 

Ты называешь себя сведущим? Пусть знают это по делам твоим. Как тело без духа мертво, так и знание без деятельности праздно.

 

Признаки доброй жизни в молодом монахе – смиренномудрен­ное воздержание от винопития и многословия. Кто любит их, тот не доведет до конца своей доброй жизни.

 

Не принуждай брата своего пить вино до опьянения, хотя бы из­давна он вкушал, ибо корабль строится долгое время, а сокрушается мгновенно от одного удара. Кроткого юношу да возлюбит душа твоя, и не возлагай на него бремени ему не по силам, чтобы спасти тебе душу его о Господе и по­лучить неувядающий венец славы в явление Архипастыря.

 

Со всех сторон обнеси дом свой стеной, и не оставляй скважины в ограде, чтобы враг, войдя через нее, не разграбил дом твой и ты не стал виной твоей погибели.

 

Снабди нуждающегося, а не говори: «Он не имеет нужды», чтобы доброе вразумление впоследствии не приводило к скудости.

 

Какие способы дал тебе Господь, те и употреби в помощь бедно­му, чтобы не быть нам осужденными в недостатке любви и в немило­сердии.

 

Послушаем, братия, того, кто говорит: Имеюще же пищу и одея­ние, сими доволни будем. А хотящии богатитися впадают в напасти и сеть, и в похоти многи несмысленны и вреждающыя, яже погружают человеки во всегубителство и погибель. Корень бо всем злым сребролю­бие есть (1Тим.6:8-10).

 

Из всех сил своих чти отца своего, и не нарушай уставов того, кто родил тебя о Господе; в этом случае не одолеют тебя лукавые бесы. Особенно смиряй душу свою пред Господом – и обретешь благодать. Ибо домы досадителей разоряет Господь (Притч.15:25), и посади кроткия вместо их (Сир.10:17).

Не поноси человеку обращающуся от греха... Не безчести человека в старости его: ибо и ты сам состареешися (Сир.8:6-7).

 

Не оставляй в пренебрежении недужного, ибо написано: Иже за­тыкает ушеса своя, еже не послушати немощнаго, и той призовет, и не будет послушаяй его (Притч.21:13).

 

Ненавистен в соседстве, кто переносит речи из дома в дом; муж же мудр безмолвие водит (Притч.11:12).

 

Не входи в келью брата своего, не постучав прежде в дверь, пото­му что возмущение неприлично безмолвию.

 

Умный настоятель укрепляет души братии своей вразумлением и учением Господним, а пренебрегающий ими потерпит вред.

 

Оказывай честь старцам ради Господа и ради наиболее ведущих из братии.

 

Не приневоливай старцев к делу, потому что они сокрушили под­вигами плоть юности своей.

 

Боящемуся Господа достаточно свидетельства совести.

 

Человеку, который в силах работать, нехорошо есть хлеб в празд­ности, когда апостол говорит: без стужения вам себе соблюдох и со­блюду (2Кор.11:9).

 

Написано: Блажени милостивии: яко тии помиловани будут (Мф.5:7). Не обижай ближнего под предлогом, что он не на месте стоит; цер­ковь составляют не столпы, а люди; потому написано: горе умножа­ющему себе не сущая его, доколе? и отягчающему узу свою тяжце. Яко внезапу востанут угрызающии его, и ободрятся наветницы твои, и бу­деши в разграбление им (Авв.2:6-7).

 

Кто строит себе дом неправдой, тот сооружает себе памятник, сви­детельствующий о его любостяжательности, ибо святые возненавиде­ли всякий неправедный путь.

 

Большая опасность – жить детям в монастыре, если нет там над­лежащего управления. А кто воспитает детей благоугодно Богу, тот блажен.

 

Немалый ущерб готовит себе пастырь, который спит вне овчего двора, потому что сон пастырей – радость волкам.

 

Если брат смиряется под руку твою, то разумей, что не тебя боясь делает это; и потому памятуй о Господе, для Которого и он терпит, и ты не должен озлоблять его.

 

Не домогайся прибыли, в которой есть вред для души, ибо что дороже души?

 

Бедный монах, который в смиренномудрии безмолвствует, лучше богатого монаха, который исполнен гордости и надменности.

 

Союза с братом не подтверждай клятвой, но имей с ним едино­мыслие в страхе Божием.

 

Смотри, монах, и желая угодить рассуждающим по-мирскому, не погуби жизни монашеской, но в страхе Божием пребывай целый день.

 

Ропотливый монах потерпит большой вред, а если все переносит он мужественно, то наследует он радость.

 

Не будем малодушествовать, возлюбленные, потому что нам не вечно жить в этой жизни.

 

 

Что ни сделает кто для Господа, – все это прибыток ему. Ибо брашна чреву, и чрево брашном: Бог же и сие и сия упразднит (1Кор.6:13).

 

Если ты, монах, внимателен к самому себе, то, во-первых, себе тем сделаешь милость, а потом доставишь радость и любящим тебя, так как Премудрость говорит: Сыне, аще премудр будеши, себе премудр бу­деши и искренним твоим: аще же зол будеши, един почерпнеши злая (Притч.9:12).

 

Разумей, монах, что говорю; пусть не будет у нас внешне – бла­гоговение, а в келье – роскошь, чтобы не уподобиться гробом повап­ленным (окрашенным), иже внеуду (снаружи) убо являются красны, внутрьуду (внутри) же полни суть костей человеческих... и нечисто­ты (Мф.23:27). Ибо на всяком месте один Бог, Которому слава во веки! Аминь. Смири помысел гордыни прежде, нежели гордыня смирит тебя. Низложи помысел высокоумия прежде, нежели оно низложит тебя. Со­круши похоть прежде, нежели похоть сокрушит тебя.

 

Не укоряй брата в непостоянстве, чтобы и самому тебе не впасть в ту же немощь.

 

Если будешь жить с великим старцем, то не только пересказывай его добродетели, но и подражай его жизни, ибо это полезно для тебя.

 

К новоначальному, монах, оказывай долготерпение, потому что все возможно Господу.

 

Новоначальный же, который ненавидит смирение, не имеет у себя оружия на сопротивного; и таковой потерпит великое поражение.

 

Кто желает плотского успокоения, тот готовит себе много болез­ней, а долготерпеливый спасается.

 

Умный настоятель не почтет маловажным выслушать недоумение между новоначальным и старшим его, а сведущий исследует дело в точности и примирит их страхом Божиим.

 

Кто множит словеса в монастыре, тот умножает ссоры и ненависть к себе, а кто блюдет уста свои, тот будет любим.

 

Хорошо послушание, ради Бога соблюдаемое, возлюбленные; по­этому узнавай, какое послушание благоугодно Богу.

 

Послушание, соблюдаемое ради Бога, исполнено святыни даже до смерти.

 

Прилагай старание о душе своей, и не смущайся падением своим, ибо есть стыд, который ведет за собой грех, и есть стыд, в котором слава и благодать.

 

Если впадешь в недуг, возлюбленный, помни, кто говорит: Сыне, не пренебрегай наказания Господня, ниже ослабевай от Него обличаем: егоже бо любит Господь, наказует, биет же всякаго сына, егоже при­емлет (Притч.3:11-12).

 

Кто заключен в темницу и думает воспротивиться царю, тот сде­лает ли себе какую пользу? А кто припадает к ногам и умоляет, тот скорее возбудит к себе сострадание.

 

Брат однажды занемог и сказал себе: «Увы мне, грешнику! Соста­реюсь я в этой немощи». Он выздоровел, и снова постигла его другая немощь, которая была тяжелее прежней; и он опять сказал то же сло­во; между тем, не рассказывал о своих страданиях человеку, но стал просить милости у Господа, Который подает здравие в болезни и кре­пость в немощи.

 

Если приидет на тебя дух уныния, не оставляй своего дома, но про­тивостань этому духу с терпением. Да не убедит тебя помысел, внуша­ющий перейти с места на место. Ибо если склонишься на этот помы­сел, то никогда не будет у тебя терпения. Написано: В чесом исправит юнейший путь свой? Внегда сохрани­ти словеса Твоя (Пс.118:9). Этим наипаче спасется живущий в обще­стве с братиями.

 

Должно приобрести страх Господень и в высшей степени цело­мудрие, от которых рождаются любовь, радость, мир, послушание, ве­ликодушие, воздержание, терпение и все, что прилично христианам.

Да будет всяк человек скор услышати, и косен глаголати, косен во гнев, гнев бо мужа правды Божия не соделовает (Иак.1:19-20). Пусть и видя, как бы не видит того, что ему неполезно, и слыша, не слышит того, что непристойно.

 

Пусть из последних сделает себя последним, и обретет себе упо­вание. Ибо всяк возносяйся смирится, а смиряяй же себе вознесется (Лк.18:14).

 

Если начнет кто приказывать, но не будет помогать в труде по мере сил, то будет иметь труд при конце.

 

Не всегда дует одинаковый ветер, но в ветрах бывают перемены; поэтому надобно приучать себя к делу, ибо не знаем, что родит (день) находяй (Притч.27:1).

 

Имей всегда перед очами Сказавшего: Не судите, да не судими бу­дете: имже бо судом судите, судят вам; и в нюже меру мерите, возме­рится вам. Что же видиши сучец, иже во оце брата твоего, бервна же, еже есть во оце твоем, не чуеши? Или како речеши брату твоему: оста­ви, да изму сучец из очесе твоего: и се, бервно во оце твоем? Лицемере, изми первее бервно из очесе твоего, и тогда узриши изъяты сучец из очесе брата твоего (Мф.7:1-6), и, без сомнения, приобретешь благо­дать перед Господом и перед людьми.

 

Не дозволяй глазам своим кружиться туда и сюда, и не всматри­вайся в чужую красоту, чтобы с помощью глаз твоих низложил тебя противник твой.

 

Соревнуйся не с теми, которые нерадивее тебя, но с теми, которые украшены всякой добродетелью.

 

Не будь, брат, легкомыслен; что делается без страха Божия, то не имеет иного последствия, кроме осуждения и раскаяния.

 

Блаженна душа, работающая Господу во истине, потому что на­последок обретет себе упокоение от Господа.

 

Малое нерадение рождает грех, и малая трезвенность отвращает великий вред.

 

 

Лучше есть о Господе и благодарить Господа, нежели не есть и осуждать едящих и благодарящих Господа.

 

Сел ты за трапезу? Ешь хлеб, а не клевещи на ближнего, чтобы че­рез клевету не сделаться тебе пожирающим брата своего. Ибо написа­но: снедающий люди моя в снедь хлеба, Господа не призваша (Пс.13:4). Будь здрав в вере, и ешь все предлагаемое тебе о Господе. Если же предложено вам что снедное, чего не хочешь ты есть, не отсылай его с трапезы, когда многие хотят есть и благодарить Господа.

 

Сел ты за трапезу? Ешь как человек, и не озирайся, как невежда.

 

Один брат сказал: «Не по разборчивости какой-нибудь отказыва­юсь вкушать мясо: зане всякое создание Божие добро, и ничтоже от­метно, со благодарением приемлемо, освящается бо словом Божиим и молитвою (1Тим.4:4). Но поскольку написано: Не пользует безумному сладость (Притч.19:10), то неразумно – монаху есть мясо животных».

 

Когда предложены куски, не гнушайся и кусками, ибо Господь по­велел ученикам Своим собрать избытки укрух, да не погибнет ничто­же (Ин.6:12).

 

Если брат, уступив искушению, отлучится с места своего, и по­том, раскаявшись, захочет возвратиться, то не препятствуй этому, воз­любленный, но скорее присоветуй сделать это; не веси бо, что родит (день) находяй (Притч.27:1). Таких людей не должно презирать, как вдавшихся в обман, но скорее надобно опять принять их, как освободившихся от немощи.

 

Если живешь с братией, не подавай никому повода отлучаться от братства, чтобы не быть тебе осужденным в том мире.

 

Всего более остерегайся соблазнить кого-нибудь, чтобы не быть тебе исключенным из Небесного Царства вместе с творящими соблазны.

 

Если затрудняется делом брат твой, раздели с ним труд, чтобы спо­добиться тебе в оный день услышать от Господа: «Что сделал ты еди­ному сих братии Моих менших, то для Меня сделал» (Мф.25:40).

 

Кто нерадит о немощных, тот прогневляет Учителя, и кто радует­ся падению брата своего, тот подвергается гибельному падению.

 

Не говори: «Сегодня согрешу, а завтра покаюсь». Но лучше се­годня покаемся, ибо не знаем, доживем ли до завтра.

 

Согрешили мы, возлюбленные? Покаемся, потому что Господь приемлет покаяние истинно кающихся.

 

Монах, не говори: «Здесь брань и теснота, а там упокоение и без­заботная жизнь». Ибо знаешь ли, кто ведет с нами брань? Не враг ли наш диавол? Итак, выслушай, что говорится у Иова: И рече Господь диаволу: откуду ты грядеши? Тогда рече диавол пред Господем: прошед поднебесную и обшед всю землю, приидох (Иов.2:2). Поэтому знай, что куда бы ни пошел ты, везде выше тебя небо. Поэтому оставайся на том месте, куда ты призван, и противостой диаволу; и он убежит от тебя. И приблизься к Богу, и Он приблизится к тебе.

 

Кто любит золото, тот не будет оправдан; а кто любит Господа, тот будет благословен. Кто возложил упование на золото, тот падет; а кто возложил упование на Господа, тот спасется. Горе тому, в кого вошли неверие, бесстрашие, неведение, неразумие и бесстыдство, потому что части лисовом будут(достанутся они в добычу лисицам) (Пс.62:11). Но блаженна душа, в которой обитает страх Божий.

 

Кому не нравится служить одному господину, тот поработает мно­гим, и кто не хочет подчиниться одному настоятелю, тот подчинится многим в разных местах. Кто не остается при одном рукоделии, тот будет завален разными делами.

 

Кто украшает одежды свои, тот вредит душе своей, потому что дорогие одежды срамят душу монаха; приличны же монаху бедные одежды.

 

Злая укоризна монаху – гордыня, дерзость, бесчувственность, бес­стыдство, безрассудность, вспыльчивость, безумие.

 

Укоризна монаху – блуждающее око; ибо блуждающее око при­чиняет много скорбей тому, кто следует за ним. Если не воздержишься от блуждания очей, то не проложишь прямых стезей целомудрия.

 

Укоризна человеку – упиваться вином; видев многих, никого не нашел я подобных упивающемуся.

 

Монах, который хвалится своей крепостью, первый безумец; стыд и укоризна монаху – хвалиться собственной своей силой: хваляйся, о Господе да хвалится (1Кор.1:31).

Буй (глупый) во смехе возносит глас свой (Сир.21:23), а еще бе­зумнее тот, кто, расхаживая, сильно двигает плечами и машет руками.

 

Признак невежества в монахе, если в сильном волнении он подни­мает левую часть своей сорочки; обучившийся благоприличию во всем будет благоговеен.

 

Гибельная страсть в человеке – сделать клятвы привычными для языка своего. Не делай клятв привычными языку своему, чтобы не умножилось твое неведение, и вместо оправдания не собрать тебе ку­чи грехов.

 

Слава монаху – бояться Господа и соблюдать заповеди Его; сла­ва монаху – смиряться перед малыми и перед великими. Слава мона­ху – рассудительность и смиренномудрие. Слава монаху – непамя­тозлобие, и терпение, и трезвенность во всяком деле благом.

 

Не презирай старца, если пожелает войти в труд монашеской жиз­ни, потому что и Господь не отверг пришедших в единыйнадесять час (Мф.20:9), и ты не знаешь, что, может быть, и он есть сосуд избран (Деян.9:15).

 

Если возлюбишь гордыню, будешь часть бесам; если возлюбишь смиренномудрие, будешь часть Владыке Христу. Если возлюбишь сребролюбие, пойдешь отсюда ни с чем, а если возлюбишь нестяжательность, не лишишься небесного богатства.

 

Если будешь скрывать в сердце своем страсть памятозлобия, то сделаешься обителью ярости и неведения, а вместе с ними и печали, и вид лица в тебе изменится. Ибо сказано: путие же злопомнящих в смерть (Притч.12:28).

 

Высокоумный человек много понесет печалей, а смиренномудрый всегда будет веселиться о Господе.

 

Высокоумие во всякое время домогается чести, а смиренномудрие в славе не превозносится, и в бесславии не беспокоится, потому что ожидает награды от Господа.

 

Кто скрывает в сердце своем памятозлобие, тот подобен откарм­ливающему змия на груди своей.

 

Не давай печали сердцу своему, ибо мира печаль смерть соделова­ет, а печаль, еже по Бозе, доставляет тебе жизнь вечную (2Кор.7:10).

 

Взыщи Господа, возлюбленный, всеми силами твоими, чтобы спас­лась душа твоя, и порок не водворился в сердце твоем.

 

Как порог в реке обращает в другую сторону стремление вод, так порок отвращает ведение от сердца.

Аще гониши правду, постигнеши ю и облечешися в ню яко в подир (Подир (ц.-сл.) – длинная одежда ветхозаветных священников, вроде саккоса) славы (Сир.27:8).

 

Монах, вмешивающийся в дела житейские, потерпит много вре­да, а пребывающий в подвижнических трудах не потерпит вреда.

 

Кто по отречении и удалении от мира обращает свой помысел к мирскому, тот ничем не отличается от человека, который сам себе остригает волосы. Кто думает шутить тем и другим, тот сам себя обманывает, ибо написано: Бог поругаемь не бывает. Еже бо аще сеет человек, тожде и пожнет (Гал.6:7).

 

Не заглядывай, монах, в городские улицы, и не скитайся по город­ским площадям, чтобы не встретилось тебе что-нибудь, и не пополз­нулась (уклонилась) душа твоя в погибель.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.