Сделай Сам Свою Работу на 5

ОБЛИЧЕНИЕ САМОМУ СЕБЕ И ИСПОВЕДЬ 2 глава





Итак, что же? Не слезы ли нужны нам, чтобы омыть скверну, вос­певая со святым Давидом: Омыеши мя, и паче снега убелюся (Пс.50:9); и еще: измыю на всяку нощь ложе мое, слезами моими постелю мою омо­чу? (Пс.6:7). В одну ночь согрешил он, а плакал каждую ночь, поэто­му и стал блаженным. Ибо пророк этот ясно предузрел Сказавшего: блажени плачущии.

Поэтому не плачь ни о чем преходящем в веке сем; не услаждай­ся приятностями житейскими; не желай себе богатства мира сего; с отвращением смотри на мягкие одежды и нарядные убранства; с от­вращением смотри на пестроту красок, на сурмление бровей, на при­красы и пышность, на бесовские их песни, на гусли, свирели и руко­плескания, на бесчинные и неблагоприличные взывания. Не знаешь раз­ве, несчастный, что все это диавольский посев? Все это делают язычники, у которых нет надежды спасения. А мы не будем уподоб­ляться язычникам, у которых нет надежды спасения, чтобы не под­пасть одному с ними осуждению. Послушайте апостола, который го­ворит: Сие убо глаголю и послушествую о Господе, ктому не ходити вам, якоже и прочии языцы ходят в суете ума их, помрачены смыслом (Еф.4:17). Поэтому, оставив дела языческие, не станем опять возвра­щаться назад и делать то же самое.



Однажды навсегда отрекся ты от сатаны и от ангелов его, и при многих свидетелях вступил в завет со Христом. Смотри же, с Кем всту­пил в завет и не пренебрегай этим. Но знай, что в тот же час Ангелы записали слова твои и завет твой, и отречение твое, и хранят это на небесах до страшного дня судного. Ужели же не устрашает тебя это и не приводит в ужас? В день суда Ангелы принесут рукописание твое и слова уст твоих на Страшное Судилище, которому и Ангелы предсто­ят с трепетом. И тогда услышишь неприятное для тебя слово: от уст твоих сужду ти, лукавый рабе (Лк.19:22). Действительно, горько тогда вздохнешь и восплачещь в тот час, но это не принесет тебе пользы.

Будь же милостив к себе самому и не питай ненависти в душе сво­ей. Открой глаза свои и посмотри на многих, как они подвизаются, как стараются спастись, сколько употребляют усилий на всякое доб­рое дело, как оберегают себя от зависти, от злоречия, от ненависти, от смеха, от блуда, от роскоши, от ссоры, и от всякого иного худого дела, как возлюбили путь узкий и тесный, постятся, бодрствуют, злостраж­дут и плачут, как уготовили светлые светильники свои, как уста их воспевают и славят всегда бессмертного Жениха, а очи их всегда ви­дят красоту Его, и душа их веселится. Подумай и смотри: Жених уже приближается, и не замедлит. Он идет обрадовать любящих Его, идет призвать плакавших и рыдавших не ради мертвеца, не ради времен­ной потери имений, но чтобы мы свергли с себя удобь обстоятельный (запинающий нас) грех (Евр.12:1) ради Царствия, которому не будет конца, и ради блаженного наслаждения раем, из которого мы были изгнаны, когда преступили заповедь Божию, и в который опять воз­вращаются плачущие и рыдающие. Он идет увенчать подвизавшихся законно и возлюбивших узкий и тесный путь. Идет помиловать мило­стивых. Идет соделать блаженными обнищавших ради Него. Идет ис­полнить благами алкавших и жаждавших ради Него. Идет осветить тайная тмы и объявить советы сердечныя (1Кор.4:5). И почему не сказать короче? Идет воздать коемуждо по делом его (Рим.2:6). Идет уже не с земли, как прежде, но с небес, с силою и славою многою (Мф.24:30). Тогда вострубят трубы с небес и силы небесныя подвиг­нутся (Мф.24:29); вся земля, как вода в море, восколеблется от славы Его; потечет перед Ним река огненная, очищая землю от беззаконий. Потом вдруг вопль: се, Жених грядет (Мф.25:6). Вот идет ожидаемая Радость; вот идет Похвала праведных, Солнце правды; вот идет Царь царствующих, Царствию Которого не будет конца! Вот идет Судия праведный! Се... грядет, исходите во сретение Его! (Мф.25:6). Тогда с радостью приидут те, у кого есть светло горящие светильники и чис­тая одежда, и они услышат глас Жениха, Который скажет им: прииди­те, благословеннии Отца Моего, наследуйте уготованное вам Царствие от сложения мира (Мф.25:34).





И у кого светильники горят светло, те, без сомнения, при этом воп­ле пойдут во сретение весело, с великим дерзновением, радуясь и наде­ясь, что светильники их не угаснут. А ты, увидев тогда себя в великой скорби, в ужасном несчастье, в нестерпимой нужде и, примечая, что светильник твой угас, со стыдом скажешь: «Братия мои, ссудите мне немного елея, потому что светильник мой угас»; и скажут тебе в ответ: еда како не достанет нам и вам: идите же паче к продающим и купите себе (Мф.25:9). И пойдешь от них со скорбью, с болезнью, с воздыха­ниями, горько плача, и не находя, где купить, потому что купля жизни кончена, и вся жизнь колеблется, как вода в море. Не стало уже тех нищих, которые сидели у дверей церковных и продавали там елей.

Итак, приведенный в крайнее затруднение и совершенно не видя себе помощи, плача и сетуя, скажешь: «Пойду, ударю в двери Христо­ва милосердия. Кто знает, может быть, Христос и отворит мне их?» Идешь, ударяешь, и Жених ответствует тебе изнутри: «аминь глаголю тебе, не вем тя (Мф.25:12). Отойди от меня, делатель беззакония. Ты не миловал, и не будешь помилован. Ты не внимал голосу нищего, и Я не внимаю твоему голосу. Ты слышал Святые Мои Писания, и смеял­ся над ними, поэтому не дозволяю тебе войти. Ты не принял Моих пророков и апостолов, поэтому слово, еже глаголах, то судит тебя в этот последний день (Ин.12:48). Отойди от Меня, узкие врата не при­емлют тебя, ты питал плоть свою и убивал душу свою; как же хочешь войти сюда и осквернить Царство Мое? Ты запятнал одежду плоти своей, наполнил уста свои злословием, ненавидел ближнего свое­го, выполнял волю диавола, отвергал же Мою волю; как же теперь просишь позволения войти, куда ничего не предпослал, где ничего тобой не запасено, – ни слез, ни плача, ни поста, ни бдения, ни псал­мопения, ни девства, ни терпения, ни милостыни? Ничего такого не предпослал ты сюда, – чего же здесь ищешь? Обитель эту населяют обнищавшие ради Меня. Это – царство милостивых; это – веселие плакавших; это – радость каявшихся и рыдавших и оплакивавших грехи свои; это – покой бодрствующих и постившихся; это – жизнь вдов и сирот. Здесь алкавшие и жаждавшие возвеселятся вовеки; ты же восприял еси благая... в животе твоем (Лк.16:25); иди от Мене... во огнь вечный (Мф.25:41).

Слушая это, ты будешь стоять пристыженный. И в то же время дойдет до ушей твоих глас веселия и радости, и узнаешь голос каждо­го из друзей своих и горько вздохнешь тогда, говоря: «Увы мне, несчаст­ному! Как я лишился этой славы и разлучен стал с ними за лукавые и негодные дела свои? Действительно справедлив суд Божий. Действи­тельно пострадал я справедливо. Они жили воздержно, а я гонялся за обедами и ужинами. Они распевали псалмы, а я молчал. Они моли­лись, а я парил умом. Они смиряли себя, а я предавался гордости. Они не занимались собой, а я любовался собой. Они плакали, а я смеялся. Поэтому они теперь радуются, а я сетую; они веселятся, а я плачу; они будут царствовать со Христом в бесконечные веки, а я с антихристом ввергаюсь в огнь вечный. Увы мне, злосчастному! Что со мной стало? Сколько благ утратил я для того, чтобы некоторое время исполнять мне волю диавола! Теперь узнал я, что каждый приемлет по делам сво­им. Теперь узнал я, что насмеялся надо мной и запнул меня (подставил мне ногу) суетный мир. О, скольких благ лишил я сам себя! О, какому подвергся я стыду! О, сколькими бедствиями обременил я себя!»

Это и подобное этому будешь говорить, терзаясь, и никакой не получишь от того пользы, потому что там нет пользы и в покаянии. Потому-то Божественные Писания апостолов и пророков возвещают и свидетельствуют нам, что благ, яже уготова Бог любящим Его... око не виде, и ухо не слыша, и на сердце человеку грешнику не взыдоша (1Кор.2:9). Слышал ты еще, что говорил Господь: И не убойтеся от убивающих тело (Мф.10:28). И еще в другом месте: блаженны гони­мые ради Меня (Мф.5:10-11). Потому и апостол говорит: Не льстите­ся: Бог поругаем не бывает. Еже бо аще сеет человек, тожде и по­жнет: яко сеяй в плоть свою, от плоти пожнет истление: а сеяй в дух, от духа пожнет живот вечный (Гал.6:7-8). Ибо сеющий слезами, радо­стию пожнут (Пс.125:5). Будьте внимательны с этого времени, бра­тия мои, и помните написанное: изыде сеяй сеяти Семене своего (Лк.8:5). Кто же исшедший и сеющий? Добрый Домовладыка, Господь наш Иисус Христос! Что же Он сеет? Евангельское слово, святые Свои за­поведи! Где же Он сеет? На какой земле? На сердцах человеческих, во всех концах мира. Но не все повинуются Евангелию, не все возделыва­ют ниву, чтобы падшее на нее семя Господне принесло плод. Напротив того, оставаясь невозделанными, заросшими тернием, находясь в обольщении, принимают слово, и от печали и богатства и сластьми

житейскими ходяще подавляются, и не совершают плода (Лк.8:14). Вы же, возлюбленные, уготовьте сердца свои к принятию Евангелия, и да не подавляет ума вашего многое попечение о житейском. Будем забо­титься о необходимом, а не о роскоши. Если станете держаться уме­ренности, то будете иметь покой. А если погонитесь за роскошью и за тем, чтобы иметь у себя больше, чем у других, то труда много, путь ненадежен, скорбь неутолима, и жизнь многопопечительна.

Едино же есть на потребу, братия мои, – говорит Господь (Лк.10: 42). И одно должно делать отчасти, по телесной потребности, а дру­гое непрестанно, для спасения души своей, потому что душа выше все­го. Для души, братия, будем подвизаться, и заботиться, и готовить­ся каждый день. Не будем тратить всего своего времени на попечение о теле. Но когда тело взалчет и потребует пищи, тогда приведи себе на мысль, что и душа требует удовлетворения собственных ее нужд. И как тело не может жить, если не вкусит хлеба, так и душа мертва, если не приобщится духовной мудрости. Человек состоит их двух частей: души и тела. И потому Спаситель сказал: не о хлебе единем жив будет человек (Мф.4:4). И ты, как хороший приставник дома, душе давай душевные снеди, а телу – телесные, и не одно тело свое питай, остав­ляя душу свою нуждающейся во всем и голодной. Не дай душе уме­реть, но питай ее словом Божиим, псалмами, пениями и песнями ду­ховными; чтением Божественных Писаний, постом, бдением, молит­вами, слезами, надеждой, помышлениями о будущих благах. Все это и подобное этому есть пища и жизнь для души.

Смотрите, братия, чтобы кому из вас не оказаться бесплодным. Кто в плоть свою сеет мирское наслаждение, роскошь, ужины и обеды, тот от плоти пожнет истление. А кто в дух сеет молитву, пост, бде­ние, тот от духа пожнет живот вечный (Гал.6:7-8). Рассудите и по­смотрите, что нигде не восхваляются роскошные, и рассеянные, и сме­ющиеся. Ибо это делают язычники, а наш закон таков: Блажени ни­щии духом... блажени плачущии... блажени милостивии... блажени изгнани... блажени поносимые... блажени чистии сердцем (Мф.5:2-10); блаженны воздержные; блаженны, сохранившие в чистоте крещение; блаженны для Христа отрекшиеся от этого мира; блаженны тела девственников; блаженны имущии жены, якоже не имущии (1Кор.7:29); блаженны бодрствующие и молящиеся; блаженны предусматривающие Грядущего судить живых и мертвых; блаженны плачущие в молитве. Таковы уроки Божественного Писания православных. Какое же писа­ние ублажает играющих на свирелях и гуслях, или смеющихся, или рос­кошествующих, или упивающихся и пляшущих, любящих мир, и яже в мире? (Ин.12:48). Не такие советы дает закон наш; не тому учил Господь наш; напротив того, угрожает Он за это горем, говоря: горе вам, смеющимся ныне: яко возрыдаете и восплачете... горе вам, насы­щеннии ныне: яко взалчете... горе вам, богатым (Лк.6:24-25). И через пророка еще говорит: Горе глаголющим лукавое доброе, и доброе лука­вое... полагающим горькое сладкое, и сладкое горькое... Горе... оправды­вающим нечестива даров ради, и, еже есть праведное праведнаго взем­лющым от него (Ис.5:20,23). Горе востающым заутра и сикер гоня­щим, ждущым вечера: вино бо сожжет я: со гусльми бо... и тимпаны и свирельми вино пиют, на дела же Господня не взирают и дел руку Его не помышляют (Ин.5:12).

Таковы и подобны этим дела людей миролюбивых и плотолюби­вых, а не христолюбивых.

Но хочешь ли немногое выслушать о христолюбцах, которые идут узким путем? Слушай, что говорит апостол: во всем представляюще себе якоже Божия слуги, в терпении мнозе, в скорбех, в бедах, в теснотах, в ранах, в темницах, в нестроениих, в трудех, во бдениих, в поще­ниих, и так далее (2Кор.6:4-5). И еще Господь говорит: воставше молитеся, да не внидете в напасть (Лк.22:46): дух убо бодр, плоть же немощна (Мф.26:41).

Итак, что же? Сотворите должное, братия мои. Вот слышали вы, как ублажаются идущие узким путем, и какое горе предсказано всту­пившим на путь широкий и пространный. Оставим путь широкий, ве­дущий в пагубу; потрудимся некоторое время, чтобы царствовать в бесконечные веки; потрудимся, всегда имея перед очами Грядущего судить живых и мертвых, непрестанно содержа в памяти вечную жизнь, бессмертное Царство, ликостояние с Ангелами, пребывание со Хри­стом. Размысли, что жизнь ничего не имеет в себе кроме слез, укоризн, злословия, лености, трудов, болезней, старости, греха и смерти, – и не возлюбишь мира. Смотри, чтобы этот мир не обольстил тебя свои­ми приятностями, и не запнул, и в век будущий не препроводил от себя обнаженным. Помни сказавшего: Непрестанно молитеся (1Фес.5:17). Не увеселяйся цветами жизни. Пусть в устах у тебя всегда будет пса­лом, потому что произносимое имя Божие обращает в бегство бесов. Если и к делу простираешь руки, то пусть язык творит псалом, а ум молится. Сам Господь дает от Себя совет, и увещавает здесь еще при­готовлять себя; и если в чем согрешили и преткнулись, уврачуем это слезами, пока есть время на покаяние. Время покаяния коротко; Цар­ствию же Небесному нет конца.

Мы ублажаем святых и желаем себе их венцов, но не хотим подра­жать их подвигам. Или думаете, что просто так удостоились они вен­цов, без трудов и скорбей, чего бы и вам хотелось? Угодно ли тебе услышать, какое упокоение имели в этой жизни святые? Одни избиени быша... друзии же руганием и ранами искушение прияша, еще же и уза­ми и темницею, камением побиени быша, претрени быша... убийством меча умроша, проидоша в милотех (и) в козиях кожах, лишены, скорбя­ще, озлоблены: ихже не бе достоин (весь) мир, в пустынех скитающеся и в горах и в вертепах и в пропастех земных (Евр.11:35-38). Вот, услы­шали вы малую часть из многого о наслаждении и покое святых в жиз­ни этой и о том, с каким весельем терпели они это, потому что предви­дели те блага, которые уготованы на небесах: ихже око не виде, и ухо не слыша, и на сердце человеку не взыдоша (1Кор.2:9).

Если хочешь избавиться от мучения, то никого никогда не зло­словь. Горе беззаконному! Когда все просвещаются, он омрачается. Горе хульнику! Язык у него связан, и не в состоянии оправдаться он перед Судией. Горе любостяжательному! Богатство от него бежит, ожидает же его огонь. Горе ленивому! Взыщет он время, которое по­тратил худо, и, поискав, не найдет. Горе прелюбодею! Оскверняет он брачную одежду, и со стыдом изгоняется из царского брачного черто­га. Горе злоязычному, а вместе с ним и упивающемуся! Они причисля­ются к убийцам, их мучают с прелюбодеями. Горе тому, кто краткое это время проводит в роскоши. Его потребуют, как агнца, на заколе­ние. Горе лицемеру! Пастырь от него отказывается, и волк похищает его. Блажен, кто идет путем узким: он вводит в небо венценосцев. Бла­жен, кто имеет высокую жизнь, но смиренный образ мыслей: он по­дражает Христу, и с Ним будет восседать. Блажен, кто благодетель­ствует многим нищим: он найдет на суде многих защитников. Блажен, кто принуждает себя ко всякому доброму делу, потому что употребля­ющие усилие восхищают Царствие Небесное (Мф.11:12).

Итак, будем понуждать себя, братия, на всякое дело благое, будем убеждать и увещавать себя самих, будем назидать друг друга, как и всегда вы делаете. Беседа ваша пусть будет о суде и об оправдании вашем. Дело ли какое делаете, или идете путем, или во время трапезы, или на ложах своих, или чем бы другим ни занимались вы, непрестан­но с заботливостью думайте о суде и о пришествии праведного Судии; помышляйте в сердцах своих и говорите друг другу: «Какая это кро­мешная тьма! Какой этот неугасимый огонь и неусыпающий червь! Какой этот скрежет зубов!» Об этом беседуйте друг с другом непрес­танно, день и ночь: как течет огненная река, и очищает землю от беззаконий, какие есть на ней; как свивается небо аки свиток, звезды пада­ют, якоже... листвие смоковницы (Ис.34:4); как затмеваются солнце и луна; как разверзаются небеса, по повелению Владыки; как, подобно молнии, сходит с неба Судия; как текут смятенные Силы Небесные; как уготовляется страшный престол; как колеблется основание земли, ожидая сошествия Судии; как звучат трубы, как отверзаются гробницы, как потрясаются гробы, как усопшие от века пробуждаются, как бы от сна, как души спешат опять к телам; как святые текут во сретение, как готовые удостаиваются входа, как Жених затворяет двери нерадивым. Прекрасно об этом размышлять, с заботливостью думать об этом день и ночь. Кто всегда помнит о смерти, тот много не согрешит.

Не все время жизни своей будем заботиться о чреве и об одеяниях, так поступают язычники, не имеющие упования жизни вечной. Не бу­дем же уподобляться им, но выслушаем, что говорит Господь: Ищите же прежде Царствия Божия и правды Его, и сия вся приложатся вам (Мф.6:33). Будем, братия, искать то Царствие, которое не имеет кон­ца; будем искать той радости, которая вводит в бесконечные веки. Бу­дем, возлюбленные, молиться с болезнью сердечной, с воздыханиями и слезами, чтобы не осталось не исполненным нами оное блаженное слово. Прекратим здешнюю роскошь, – чтобы там приобрести рай­ское наслаждение. Поплачем недолго здесь, – чтобы там воссмеяться (получить утешение). Будем алчущими, – чтобы там насытиться. Пой­дем узкими вратами и тесным путем, – чтобы там шествовать путем широким и пространным. И еще повторяю: смотрите, чтобы не зап­нул вас и не посмеялся над вами мир, и чтобы в будущий век не пре­проводил он вас обнаженными и бедствующими, потому что обольще­ние мира сего многих запнуло, над многими насмеялось, многих осле­пило. А мы, братия, будем внимательны к себе самим: послушаем Господа, Который говорит: грядите по Мне (Мф.4;19), все оставим и последуем за Ним одним; презрим всякую радость мира сего, потому что издевается он над всеми, любящими его. Постараемся же достиг­нуть вечной жизни, ангельского ликостояния и пребывания со Хри­стом, потому что Ему слава и держава со Отцом и Святым Духом во веки веков. Аминь!

 

 

СЛОВО ПОДВИЖНИЧЕСКОЕ

(По славянскому переводу, часть I. Слово 51-58)

 

Горесть принуждает меня говорить, а недостоинство мое осужда­ет меня на молчание; и как болезни сердца насильно заставляют от­верзать уста, так грехи мои неотступно требуют, чтобы оставался я безмолвным. Поскольку же с обеих сторон мне тесно, то полезнее из­речь слово, чтобы получить облегчение от сердечных моих болезней, потому что душа моя скорбит, и глаза мои желают слез. Кто даст гла­ве моей воду и очесем моим источник слез; и плачу я день и нощь (Иер.9:1) о язвах души моей и об ослаблении огласительного учения, какое преподается в наши дни! Как изъязвлена вся душа моя, и она не знает этого, потому что высокомерие ее не позволяет ей обратить внимание на язвы свои, чтобы уврачевать их!

Одно только есть огласительное учение, преподанное во дни от­цов наших; ибо они, как светила, осияли всю землю, пожив на ней сре­ди терний и волчцев, – среди еретиков и людей нечестивых, как мно­гоценные камни и дорогие жемчужины. По причине высокого и чис­того жития их самые враги сделались их подражателями. Кто не приходил в сокрушение, видя их смиренномудрие? Или кто не изум­лялся, видя их кротость и безмолвие? Какой сребролюбец, увидев их нестяжательность, не делался ненавистником мира? Какой хищник и гордец, видя честность их жизни, не изменялся в нравах и не исправ­лялся? Какой блудник, или оскверненный, увидев их стоящими на мо­литве, не оказывался вдруг целомудренным и чистым? Кто в гневе, или в раздражении, встретившись с ними, не переменялся и не делался крот­ким? И так они здесь подвизались, а там радуются, потому что и Бог прославлялся в них, и люди от них назидались.

Наше же учение, оставив прямые пути, идет по стремнинам и мес­там негладким. Ибо нет человека, который бы ради Бога оставил име­ние и для вечной жизни отрекся от мира. Ни один не кроток, не сми­рен, не безмолвен. Никто не воздерживается от оскорбления, никто не терпит злословия, но все склонны к гневу, любят прекословить, все ленивы и раздражительны, и заботятся о нарядных одеждах, все тще­славны и славолюбивы, все самолюбивы. Приходящий слушать огла­сительное учение, прежде оглашения, уже учит; не обучившись, – дает законы; не поняв еще складов (не читая еще и по складам), – любо­мудрствует; сам не подчинившись, – других себе подчиняет; не приняв приказания, – приказывает; не вняв советам других, – дает свои уставы. И если стар, – то с высокомерием приказывает; если молод, – противоречит; если богат, – тотчас требует себе чести; если беден, – домогается упокоения; если ремесленник, – заботится о нежности пальцев. Поэтому, возлюбленные, кто не будет плакать о нашем огла­сительном учении?

Отрекшись от мира, думаем мы о земном; у нас земледельцы оста­вили в пренебрежении землю, а почитающие себя духовными привя­заны к земле. Или не знаем, братия, на что мы призваны? Не знаем, возлюбленные, ради чего мы пришли? Призваны мы к воздержанию, а вожделеем изысканных яств; пришли ради наготы, а стараемся друг перед другом отличиться одеждой; призваны мы к подчинению и кро­тости, а противоречим с ожесточением; читая, – не понимаем, и, слу­шая, – не принимаем слухом.

Если кто на дороге внезапно встретит убийство, изменяется в лице и ужасается в сердце; а мы, читая, что апостолы умерщвлены и пророки побиты камнями, думаем, что напрасно об этом говорится. И что я говорю о пророках и апостолах? Слышим, что Сам Бог Слово за гре­хи наши пригвожден к древу и умерщвлен, но смеемся, предаваясь рас­сеянию. Солнце, не терпя поругания Владыки, изменило светлость свою на тьму, а мы не хотим выйти из тьмы нашей греховности. Завеса хра­ма, нимало не согрешив, раздралась сама собой, а мы не хотим, чтобы сердце наше пришло в сокрушение о грехах наших. Земля, приходя часто в страх от лица Господня, колеблется под нами для устрашения нашего, – а мы и этого не убоялись. Города поглощены и селения опу­стошены гневом Божиим, – а мы и того не устрашились. Солнце не раз и не два омрачалось над нами в полдень, – а мы и этим не приве­дены в ужас. Воздвигнуты брани Персами и варварами, опустошена наша страна, чтобы мы, убоясь Бога, пришли в раскаяние, хотя мы должны каяться не дни только или месяцы, но многие годы, – но и это нас не изменило.

Итак, покаемся, братия, чтобы в грехах своих умилостивить нам Бога. Призовем Его, потому что раздражили Его; смиримся, чтобы возвеличил Он нас; будем плакать, чтобы утешил Он нас; бросим ху­дой навык и облечемся в добродетель, как в одежду, особенно мы, спо­добившиеся этого ангельского жития. Так, возлюбленные, примем эту меру, это прекрасное и совершенное правило отцов, до нас живших: «Не сего дня только воздерживайся, а завтра давай обеды; не сегодня только пей воду, а завтра домогайся вина; не сегодня только ходи необу­тый, а завтра ищи себе башмаков или туфель; не сегодня только носи власяницу, а завтра дорогую ткань; не сегодня только храни простоту, а завтра убранство; не сегодня только будь кроток и смирен, а зав­тра высокомерен и горд; не сегодня только безмолвен и послушен, а завтра безчинен и неуступчив; не сегодня только предавайся плачу и рыданию, а завтра смеху и равнодушию; не сегодня только спи на го­лой земле, а завтра почивай на мягком ложе». Но удержи для себя одно правило, возлюбленный, по которому мог бы ты благоугодить Богу и принести пользу себе и ближнему. Если будешь сам себя умерщвлять и живешь один, то послушай, что говорит Владыка: И якоже хощете да творят вам человецы, и вы творите им такожде (Лк.6:31). А если по причине умерщвления плоти тебе всегда нужна услуга других, то бе­регись делать вред своему ближнему.

Поэтому-то совершенные отцы, утвердившись в оном правиле, на­чатое ими до самой кончины совершали беспрепятственно; по сорок или по пятьдесят лет не изменяли своего правила, то есть прекрасного и безукоризненного воздержания, соблюдаемого относительно пищи, языка, возлежания на голой земле, смиренномудрия, кротости, веры и любви, которая составляет узел совершенного и духовного назидания, а сверх этого нестяжательности, безмолвия от всего земного, честной жизни, неусыпности и молитвы, соединенной с плачем и сокрушени­ем, а от смеха удерживались, не дозволяя себе даже улыбки; гордость была ими попрана; гнев и раздражение, остыв, не имели в них места; золото и серебро потеряло для них всякую цену; и, одним словом, они очистили себя. Поэтому и Бог вселился и прославился в них, и одни, сами их видя, а другие, слыша о них, прославляли Бога.

А если кто не очистит себя от всякого лукавого дела, от нечистых помыслов, от порочных желаний, от гнева, раздражительности, зави­сти, гордыни, тщеславия, ненависти, прекословия, клеветы, пустосло­вия, беспечности (и к чему перечислять мне все теперь поодиночке?), одним словом, от всего, что ненавистно Богу, и если, отвратившись, не будет держать себя вдали от этого, то не вселится в нем Бог. Скажи мне: если бы кто вздумал бросить тебя в грязь, для того чтобы ты на­всегда там оставался, то перенес ли бы ты это? Итак, если даже ты, червь, не согласишься терпеть этого, то как же нескверному, пречис­тому, единому, святому и во святых почивающему Богу можно обитать в тебе, наполненном таким зловонием.

Поэтому очистим себя, возлюбленные, чтобы Бог вселился в нас, и мы сподобились обетовании Его. Не будем оскорблять святого Его имени, призванного на нас, да не хулится ради нас имя Бога нашего. Пощадим самих себя и уразумеем, что имя наше однозвучно с именем Христовым. Ему имя Христос, а мы называемся христианами. Дух (есть) Бог (Ин.4:24); станем и мы духовными. А идеже Дух Госпо­день, ту свобода (2Кор.3:17). Постараемся приобрести эту свободу. Размыслим, какого жития удостоил Он нас; вразумимся, что на брак Свой призвал Он нас; возлюбим сами себя, как Он возлюбил нас; воз­любим Его, чтобы прославил Он нас; будем внимательны к себе, что­бы в день суда не подпасть двойному наказанию, потому что оставили мы мир, – и думаем о мирском, пренебрегли имуществом, – и забо­тимся об имуществе, бежали плотского, – и гонимся за плотским.

Боюсь, чтобы оный день не застиг нас внезапно, и чтобы мы, ока­завшись нагими, бедными и неготовыми, не стали упрекать сами себя. Ибо это самое было с жившими во дни Ноевы: ядяху, пияху, женяху­ся, посягаху... куповаху, продаяху, пока не прииде потоп и погуби вся (Лк.17:27-28). Дивное было дело, братия! Видели, что дикие звери собираются вместе, слоны приходят из Индии и Персии, львы и барсы толпятся с овцами и козлами и не делают им обиды, пресмыкающиеся и птицы, хотя никто их не гонит, стекаются и располагаются вокруг ковчега, – и это продолжается много дней, а сам Ной прилежно сна­ряжает ковчег и вопиет им: «Покайтесь!». Но они не уважили его и, глядя на необыкновенное стечение бессловесных и диких животных, не пришли в сокрушение для своего спасения. Поэтому убоимся, воз­любленные, чтобы и с нами не было того же, потому что написанное уже исполнилось, предсказанные знамения кончились; ничего не ос­тается более, как прийти врагу нашему, антихристу; ибо всему долж­но исполниться до скончания Римского Царства.

Итак, кто хочет спастись, – тот старайся, и кто желает войти в Царство, – тот не будь нерадив; кто хочет избавиться огня геенско­го, – тот подвизайся законно; кому нежелательно, чтобы бросили его червю неусыпающему, – тот трезвись. Кто хочет быть возвышен, – тот смиряйся; кто желает быть утешен, – тот плачь. Кому угодно войти в брачный чертог и возвеселиться, тот возьми светло горящий светиль­ник и елей в сосуде. Кто ожидает, что пригласят его на оный брак, тот приобрети себе светлую одежду.

Град Царя полон веселья и радования, полон света и услаждения, и обитающим в нем вместе с вечной жизнью источает приятность. Итак, кому угодно жить в одном городе с Царем, тот ускори свое шествие, ибо день преклонился, и никто не знает, что встретится на пути. Как иной путник, хотя и знает, что длинен путь, но прилег и спит до вечера, а потом, проснувшись, видит, что день уже преклонился, и едва начина­ет он путь, – вдруг туча, град, громы, молнии, и отовсюду беды, и он уже не в состоянии ни до ночлега дойти, ни вернуться в прежнее свое место; так и мы будем терпеть то же самое, если вознерадим во время покаяния, потому что каждый из нас пресельник... и пришлец (Пс.38:13). Постараемся же с богатством войти в наш город и Отечество.

Мы, братия, духовные купцы и ищем драгоценную жемчужину, которая есть Христос наш Спаситель, похвала и непохищаемое сокро­вище, поэтому с великим старанием приобретем эту жемчужину. Бла­жен и троекратно блажен тот, кто постарался приобрести ее; но весь­ма беден тот, кто вознерадел и сам приобрести общего нам Творца, и от Него быть приобретенным.

Не знаете разве, братия, что мы розги (веточки) истинной вино­градной лозы, которая есть Господь? Смотрите же, чтобы кто-либо из нас не оказался бесплодным. Ибо Отец Истины есть делатель; возде­лывает виноградник Свой и с любовью ухаживает за теми, которые приносят плоды, чтобы приносили еще больше плодов; а кто не при­носит плодов, тех посекает и извергает вон из виноградника, что­бы пожжены были огнем. Поэтому будьте внимательны к самим се­бе, чтобы не оказаться бесплодными, не быть посеченными и предан­ными огню.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.