Сделай Сам Свою Работу на 5

СЛОВО О ДОБРОДЕТЕЛЯХ И ПОРОКАХ





Оглавление 1-го тома

ЖИЗНЬ И ТРУДЫ ПРЕПОДОБНОГО ЕФРЕМА СИРИНА

СЛОВО О ДОБРОДЕТЕЛЯХ И ПОРОКАХ

ОБЛИЧЕНИЕ САМОМУ СЕБЕ И ИСПОВЕДЬ

В НИЗЛОЖЕНИЕ ГОРДЫНИ

СЛОВО УМИЛИТЕЛЬНОЕ

СЛОВО ПОДВИЖНИЧЕСКОЕ

В ПОДРАЖАНИЕ ПРИТЧАМ

В ИСПРАВЛЕНИЕ ТЕХ, КОТОРЫЕ ПРЕДАЮТСЯ СТРАСТЯМ И ДОМОГАЮТСЯ ПОЧЕСТЕЙ

ОБЛИЧЕНИЕ СЕБЕ САМОМУ И ИСПОВЕДЬ

О СТРАСТЯХ

О ПОКАЯНИИ

О СЕРДЕЧНОМ СОКРУШЕНИИ

СЛОВО УМИЛИТЕЛЬНОЕ ПЕРВОЕ

СЛОВО УМИЛИТЕЛЬНОЕ ВТОРОЕ

СЛОВО УВЕЩАТЕЛЬНОЕ

СЛОВО О ВТОРОМ ПРИШЕСТВИИ ГОСПОДА НАШЕГО ИИСУСА ХРИСТА

СЛОВО ПЕРВОЕ О СКОНЧАВШИХСЯ ОТЦАХ

СЛОВО ВТОРОЕ О СКОНЧАВШИХСЯ ОТЦАХ

О БРАНИ С ДИАВОЛОМ

О ДУШЕВНОМ СТРАХЕ

ПОСЛАНИЕ

СЛОВО О ТОМ, КАК ДУША, КОГДА ИСКУШАЕТ ЕЕ ВРАГ, ДОЛЖНА СО СЛЕЗАМИ МОЛИТЬСЯ БОГУ

О ДОБРОДЕТЕЛИ. К МЛАДШЕМУ ПОДВИЖНИКУ

О ДОБРОДЕТЕЛИ

НА СЛОВА: ВОНМИ СЕБЕ... (ВТОР.4; 9)

О ТОМ, ЧТО ДОЛЖНО НЕ СМЕЯТЬСЯ И РАССЕИВАТЬСЯ, НО ПЛАКАТЬ И ПРОЛИВАТЬ О СЕБЕ СЛЕЗЫ

СОВЕТЫ НОВОНАЧАЛЬНОМУ МОНАХУ О ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ

БЛАЖЕНСТВА

БЛАЖЕНСТВА

О ТОМ, КАК ПРИОБРЕТАЕТСЯ ЧЕЛОВЕКОМ СМИРЕННОМУДРИЕ

ЖИЗНЬ БЛАЖЕННОГО АВРАМИЯ И ПЛЕМЯННИЦЫ ЕГО МАРИИ

СЛОВО О ПРЕКРАСНОМ ИОСИФЕ

СЛОВО НА ПРЕОБРАЖЕНИЕ ГОСПОДА И БОГА СПАСИТЕЛЯ НАШЕГО ИИСУСА ХРИСТА



СЛОВО О СУДЕ И ОБ УМИЛЕНИИ

О ПРАВОЙ ЖИЗНИ

ПОУЧИТЕЛЬНЫЕ СЛОВА К ЕГИПЕТСКИМ МОНАХАМ

Поучение I

Поучение 2

Поучение 3

Поучение 4

Поучение 5

Поучение 6

Поучение 7

Поучение 8

Поучение 9

Поучение 10

Поучение 11

Поучение 12

Поучение 13

Поучение 14

Поучение 15

Поучение 16

Поучение 17

Поучение 18

Поучение 19

Поучение 20

Поучение 21

Поучение 22

Поучение 23

Поучение 24

Поучение 25

Поучение 26

Поучение 27

Поучение 28

Поучение 29

Поучение 30

Поучение 31

Поучение 32

Поучение 33

Поучение 34

Поучение 35

Поучение 36

Поучение 37

Поучение 38

Поучение 39

Поучение 40

Поучение 41

Поучение 42

Поучение 43

Поучение 44

Поучение 45

Поучение 46

Поучение 47

Поучение 48

Поучение 49

Поучение 50

 

СЛОВО НА ВТОРОЕ ПРИШЕСТВИЕ ГОСПОДА НАШЕГО ИИСУСА ХРИСТА

 

СЛОВО О ВСЕОБЩЕМ ВОСКРЕСЕНИИ, О ПОКАЯНИИ И ЛЮБВИ, О

ВТОРОМ ПРИШЕСТВИИ ГОСПОДА НАШЕГО ИИСУСА ХРИСТА

 

СЛОВО НА ПРИШЕСТВИЕ ГОСПОДНЕ, НА СКОНЧАНИЕ МИРА И НА

ПРИШЕСТВИЕ АНТИХРИСТОВО

 

СЛОВО НА ЧЕСТНЫЙ И ЖИВОТВОРЯЩИЙ КРЕСТ И НА ВТОРОЕ



ПРИШЕСТВИЕ ГОСПОДА, А ТАКЖЕ О ЛЮБВИ И МИЛОСТЫНЕ

 

СЛОВО НА ЕРЕТИКОВ, В КОТОРОМ ПРИТЧЕЙ О БИСЕРЕ

(ЖЕМЧУЖИНЕ) И ДРУГИМИ СТОЛЬ ЖЕ ЯСНЫМИ УКАЗАНИЯМИ

ДОКАЗЫВАЕТСЯ НЕОБХОДИМОСТЬ ВЕРОВАНИЯ, ЧТО СВЯТАЯ

БОГОРОДИЦА ДЛЯ СПАСЕНИЯ МИРА ЗАЧАЛА И РОДИЛА ГОСПОДА

И БОГА НАШЕГО НЕ ПО ЕСТЕСТВЕННЫМ ЗАКОНАМ

 

СЛОВО О ЗЛОЯЗЫЧИИ И СТРАСТЯХ

 

ПОХВАЛЬНОЕ СЛОВО ИЖЕ ВО СВЯТЫХ ОТЦУ НАШЕМУ ВАСИЛИЮ

ВЕЛИКОМУ

 

О ЖЕНЕ ГРЕШНИЦЕ, ПОМАЗАВШЕЙ ГОСПОДА МИРОМ

 

ПОХВАЛЬНОЕ СЛОВО СЛАВНЫМ МУЧЕНИКАМ, ВО ВСЕМ МИРЕ

ПОСТРАДАВШИМ

 

СЛОВО ОБ АВРААМЕ И ИСААКЕ

 

СЛОВО О ПРОРОКЕ ДАНИИЛЕ И О ТРЕХ СВЯТЫХ ОТРОКАХ, КАК

ОТВЕТ ТЕМ, КТО УТВЕРЖДАЕТ: «ВРЕМЯ ЛУКАВО, НЕ МОГУ

СПАСТИСЬ»

 

О ТЕРПЕНИИ

 

О БЛАЖЕНСТВАХ И ГОРЕ

 

ПОХВАЛЬНОЕ СЛОВО СВЯТЫМ ЧЕТЫРЕДЕСЯТИ МУЧЕНИКАМ

 

СОВЕТЫ ПОДВИЖНИКАМ

 

ПОУЧЕНИЕ ПОДВИЖНИКАМ

 

ОТВЕТЫ НА НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ

 

УВЕЩАНИЕ, ИЛИ ОГЛАСИТЕЛЬНОЕ НАСТАВЛЕНИЕ, МОНАХАМ

 

СКАЗАНИЕ О ЮРОДИВОЙ

 

О ВОСЬМИ ПОМЫСЛАХ

 

О ДУХОВНОМ СОСТОЯНИИ

 

СЛОВО О СВЯЩЕНСТВЕ

 

О ТОМ, КАК МОНАХУ БЫТЬ СОВЕРШЕННЫМ

 

ОТВЕТ БРАТУ О СВЯЩЕННИКЕ ИЛИИ

 

ПРИМЕЧАНИЯ К ВСТУПИТЕЛЬНОМУ ОЧЕРКУ «ЖИЗНЬ И ТРУДЫ

ПРЕПОДОБНОГО ЕФРЕМА СИРИНА»

 

ЖИЗНЬ И ТРУДЫ ПРЕПОДОБНОГО ЕФРЕМА СИРИНА1

 

Преподобный Ефрем Сирин2 родился, вероятно, в первых годах четвертого столетия3, в Низибии, главном городе северо-восточной части Месопотамии, или в окрестностях его. Предки его, как сам он свидетельствует, были нищими, которые питались милостыней; деды уже стали земледельцами и жили в достатке; родители также были зе­мледельцами и находились в родстве с незнатными городскими жителя­ми4. Но незнатность рода вознаграждалась христианскими доброде­телями и попечительностью родителей о воспитании своего сына в страхе Божием. Сам преподобный Ефрем говорит о летах своей юнос­ти: «Я был уже причастником благодати, – от отцов получил настав­ление о Христе. Родившие меня по плоти внушили мне страх Госпо­день. Видел я соседей, живущих в благочестии, слышал о многих, по­страдавших за Христа; отцы при мне исповедали Его перед судьей, я родственник мученикам»5.



Еще в первые годы жизни Ефрема Бог показал будущее величие дитяти в знаменательном видении, или сне, вследствие которого, мо­жет быть, он и назван был Ефремом, то есть плодоносным. Было от­крыто, что на языке дитяти выросло виноградное дерево, которое так, наконец, разрослось, что ветвями своими покрыло всю землю, и было так плодоносно, что чем более птицы питались плодами его, тем бо­лее умножались плоды6.

Но лета юности не прошли для Ефрема без некоторых преткнове­ний. От природы пламенный, он был раздражителен, а в юной плоти по временам возбуждались нечистые желания. В таких чертах пред­ставлял впоследствии сам Ефрем первые годы своей юности, хотя, без сомнения, в его изображении нельзя не заметить того глубокого сми­рения, которое составляло отличительную черту его характера в ино­честве. «Еще в молодых летах, – говорит он в своей "Исповеди", – произнес я обет; однако же в краткие эти годы был я злоязычен, бил, ссорил других, препирался с соседями, завидовал, к странным был бесчеловечен, с друзьями жесток, с бедными груб, из-за маловажных дел входил в ссоры, поступал безрассудно, предавался худым замыслам и блудным мыслям, даже и не во время плотского возбуждения». А пыт­ливость молодого, еще незрелого ума, усиливающегося постигнуть то, что выше сил его, или легкомыслие молодости вовлекли его в некото­рые сомнения относительно Промысла Божия. «В юности, – говорит он, – когда жил я еще в миру, нападал на меня враг; и в это время юность моя едва не уверила меня, что совершающееся с нами в жизни случай­но. Как корабль без руля, хотя кормчий и стоит на корме, идет назад, или вовсе не трогается с места, а иногда и опрокидывается, если не при­дет к нему на помощь или Ангел, или человек, так было и со мной»7.

Но Промысл Божий не оставил без вразумления колеблющегося юношу, и следующие события, рассказанные самим Ефремом с глубо­ким сокрушением, послужили ему вразумительным уроком о Промысле и переходом к новому образу жизни8. Однажды, по приказанию роди­телей отправившись за город, Ефрем запоздал и остановился ночевать в лесу вместе с пастухом овец. Ночью напали на стадо волки и растер­зали овец. Когда пастух объявил об этом хозяевам стада, те не повери­ли и обвинили Ефрема в том, будто он привел воров, которые расхи­тили овец. Ефрем был представлен судье. «Я оправдывался, – гово­рит он, – рассказывая, как было дело. Вслед за мной был приведен некто, пойманный в прелюбодеянии с одной женщиной, которая убе­жала и скрылась. Судья, отложив исследование дела, обоих нас вместе отослал в тюрьму. В заключении нашли мы одного земледельца, при­веденного туда за убийство. Но и приведенный со мной не был прелю­бодеем, а земледелец – убийцей, равно как и я – похитителем овец. Между тем, взяты под сохранение по делу земледельца – мертвое тело, по моему делу – пастух, а по делу прелюбодея – муж виновной жен­щины; поэтому их и стерегли в другом доме.

Проведя там семь дней, на восьмой вижу во сне, что кто-то гово­рит мне: "Будь благочестив, и уразумеешь Промысл; перебери в мыс­лях, о чем ты думал, и что делал, и по себе познаешь, что эти люди страждут не несправедливо; но не избегнут наказания и виновные". Итак, пробудившись, стал я размышлять о видении, и, отыскивая свой проступок, вспомнил, что однажды, будучи в этом же селении, на поле, среди ночи, со злым намерением выгнал я из загона корову одного бедного странника. Она обессилела от холода и от того, что была не­праздна; ее настиг там зверь и растерзал. Как только я рассказал за­ключенным со мной этот сон и свою вину, они, возбужденные моим примером, начали рассказывать о своих: поселянин, – что видел че­ловека, тонувшего в реке, и мог ему помочь, однако же не помог; а городской житель, – о том, что присоединился к обвинителям одной женщины, оклеветанной в прелюбодеянии. "Она, – говорил он, – была вдова; братья ее, возведя на нее вину эту, лишили ее отцовского наследства, дав из него часть мне, по условию". При этих рассказах начал я приходить в сокрушение, потому что в этом было некоторое явное воздаяние. И если бы все это случилось только со мной, можно было бы сказать, что все это случилось со мной по человеческим при­чинам. Но нас троих постигла одна и та же участь. И значит, есть не­кто четвертый, отмститель, который не в родстве с терпящими напрас­ную обиду и не знаком нам, потому что ни я, ни они никогда не видели его, – так как я описал им наружность того, кто явился ко мне во сне.

Заснул я в другой раз, и вижу, что тот же говорит мне: "Завтра увидите и тех, из-за кого терпите вы обиду, и освобождение от возве­денной на вас клеветы"».

На другой день действительно представлены были градоначаль­нику вместе с Ефремом и другими товарищами его по заключению еще пять человек, обвиняемых в разных преступлениях. Из них двое были братьями оклеветанной вдовы и взяты в темницу за другие, действи­тельно ими совершенные преступления; а трое остальных были неви­новны в том, за что были посажены в темницу, но, как сами они от­крылись Ефрему, были виновны в лжесвидетельстве. Исследование всех этих дел не могло быть скоро закончено. Между тем, был назначен другой судья. Новый судья был знаком с родителями Ефрема и с ним самим, но Ефрем не сразу узнал его. Накануне того дня, когда всем заключенным надлежало предстать перед ним на суде, Ефрем снова увидел во сне говорящего: «На следующий день будешь ты освобож­ден, а прочие подпадут справедливому суду; будь же верующим и воз­вещай Промысл Божий». Действительно, на другой день судья рас­смотрел дела обвиняемых; признал невинными посаженных в темни­цу по ошибке или злонамеренности, и предал на съедение зверям уличенных или сознавшихся в злодеяниях.

«Судья, – говорит Ефрем, – велит также и меня вывести на сере­дину. Хотя и сближала его со мной единоплеменность, однако же стал он осведомляться о деле по порядку и пытался выспросить у меня, как было дело об овцах. Я сказал правду, как все происходило. Узнав меня по голосу и по имени, он приказал высечь пастуха для дознания исти­ны, а потом освободил меня от обвинения, по прошествии без малого семидесяти дней. Знакомство же мое с судьей происходило от того, что родители мои жили за городом с воспитавшими этого человека; да и я, по временам, имел у него жительство...

После этого, в ту же ночь, вижу прежнего мужа, и он говорит мне: "Возвратись в место свое и покайся в неправде, убедившись, что есть Око, над всем назирающее". И, сделав мне сильные угрозы, он уда­лился; с тех пор и до ныне не видал я его»9.

Ефрем был верен наставлению явившегося. Еще в темнице дав обет посвятить всю свою жизнь покаянию, он вскоре оставил мир и уда­лился в окрестные горы к отшельникам10. Между тем, и в поздние годы он не переставал каяться в грехе юности и просить у других молитв перед Господом о прощении.

Жизнь отшельническая рано стала известна между христианами низибийскими. В окрестных горах (Синьджар) пещеры служили жи­лищем подвижникам; растения и плоды, свободно произращаемые зем­лей, доставляли им пищу; молитва и Богомыслие, не прерываемые шу­мом и суетой мирской, составляли их постоянное упражнение. Ученик преподобного Антония Аон или Евгений принес первый пример жиз­ни отшельнической из пустынь Египетских на крайний восток Рим­ской Империи и вскоре нашел здесь многих себе подражателей11. К чи­слу их принадлежал и святой Иаков, епископ Низибийский, столь же из­вестный своими подвигами отшельническими и чудесами, сколь и рев­ностью в распространении и защите правой веры христианской. Для утверждения христианства в Персии он отправляется в эту страну, смежную с Низибией12, а для ограждения православных от нечестиво­го учения ариан пишет на него опровержения, на которые ссылался святой Афанасий Александрийский13. Преподобный Ефрем вскоре стал учеником святого Иакова и строгим исполнителем правил жизни пус­тыннической, которые святитель свято соблюдал и среди многолюд­ного города.

Несчастный случай заключения в темницу произвел большую пе­ремену в Ефреме. Вместо пламенного, но гневливого, любознательно­го, но колеблемого сомнениями юноши, Ефрем является смиренным и сокрушенным пустынником, день и ночь оплакивающим свои грехи и с благоговением поучающимся в законе Господнем. Пример святого Иакова довершил духовное образование достойного ученика его. И уже в это время мы видим в Ефреме совершенную покорность путям Про­мысла и истинно подвижническую твердость в перенесении искушений.

В клире Церкви Низибийской был один человек, также по имени Ефрем14. Опасаясь обличения своей преступной связи с дочерью одно­го из важных граждан Низибийских, он научил соучастницу в грехе, чтобы она, когда сделаются явными следы ее преступления, возложи­ла вину на соименного ему Ефрема, ученика епископа, который за свое благочестие уже приобрел себе любовь и уважение других. Наученная девица так и поступила. Когда ей нельзя было более скрывать свой позор, она указала своим родителям, как на виновника своего позора, на преподобного Ефрема. Скоро молва об этом распространилась по городу, и родители девицы вместе со многими другими обратились к епископу с обвинением на ученика его. Святой старец, убежденный в непритворном благочестии ученика, не хотел верить обвинению, не получив признания от самого Ефрема. Ефрем, уже опытом наученный не прекословить судьбам Промысла, наводящего искушения, пал к ногам епископа и сокрушенным голосом сказал: «Действительно, отец мой, я согрешил!» Вскоре после этого отец девицы принес к епископу младенца и при полном собрании клира отдал его Ефрему, сказав: «Вот твой сын, воспитывай его!». Как бы действительно виновный, он с горькими слезами взял младенца и перед лицом всех сказал: «Поисти­не, отцы мои, я согрешил!» Но Господь, испытав покорность и твер­дость Ефрема в перенесении искушения, дал ему и средства выйти из испытания со славой, достойной его смирения. Он внушил беспрекос­ловному страдальцу, что его добродетель не должна остаться помра­ченной в глазах людей, поношением порока, и Сам содействовал об­личению виновного. Однажды, когда народ собрался в храм для бого­служения, пришел и Ефрем с младенцем и, испросив у епископа позволения взойти на амвон, поднял вверх младенца, и сказал ему: «Заклинаю тебя именем Господа нашего Иисуса Христа, открой исти­ну, скажи, кто твой отец?». Младенец отвечал: «Ефрем, эконом цер­ковный». Три раза сказав это, младенец умер. Тогда со слезами проси­ли прощения у преподобного Ефрема все обвинявшие его, и с этого времени слава о его святости еще более распространилась.

Святой Иаков, более всех знавший о высоких достоинствах свое­го ученика, взял его с собой на Первый Вселенский (Никейский) Со­бор (в 325 году), богомудрое изложение веры которого суждено было защищать Ефрему против лжеучителей15. Еще около двенадцати или тринадцати лет он пользовался наставлениями своего епископа. Упраж­няясь под его руководством в подвигах иноческих, строгим постом и молитвами очищая дух свой, он в то же время прилежно изучал сло­во Божие, приготовляемый и сам Духом Божиим к высокому служе­нию Церкви в качестве учителя. Как глубоко сознавал он связь между жизнью христианской и знанием слова Божия, передает одно из его поучений: «Природа, – говорит он, – это земля, нами возделывае­мая; произволение – земледелатель; а Божественные Писания – совет­ники и учители, научающие нашего земледелателя, какие худые навы­ки ему искоренять, и какие благие добродетели насаждать. Сколь бы ни был наш земледелатель трезвен и ревностен, однако же без учения Божественных Писаний он и не силен и не сведущ, потому что законопо­ложение Божественных Писаний дает ему разумение и силу, а вместе с тем от собственных ветвей своих и благие добродетели, чтобы при­вить их к древу природы: веру – к неверию, надежду – к безнадежности, любовь – к ненависти, знание – к неведению, прилежание – к нера­дению, славу и похвалу – к безславию, безсмертие – к смертности, Божество – к человечеству»16.

Преподобный Ефрем оставил своего наставника только тогда, когда тот оставил мир. Последнее благодеяние пастыря Низибийского сво­ему городу, оказанное во время нашествия царя Персидского Сапора II, памятью народной так же приписывается и Ефрему, ученику свято­го Иакова. Царь Персидский, услышав о кончине императора Кон­стантина (в 337 году) и рассчитывая на слабость преемников его, взду­мал овладеть пограничным укрепленным городом Низибией. Около двух месяцев продолжалась осада; жители начали терять надежду со­хранить город. Святой Иаков всех воодушевлял своими молитвами и своими распоряжениями. А ученик его Ефрем, взяв благословение у епископа, взошел на городскую стену и молитвой своей навел на вой­ско персидское множество насекомых. В стане персидском все пришло в безпорядок. И животные и люди не знали, чем защищаться от мучи­тельного действия многочисленных врагов. Сапор принужден был немедленно снять осаду и без успеха возвратиться в свою землю17.

После кончины святого Иакова (в 338 году)18 Ефрем посетил ро­дину матери своей, город Амиду, находившийся также в Месопота­мии19, и после кратковременного пребывания здесь предпринял путе­шествие в Едессу. «Влекло его туда, – говорит святитель Григорий Нисский, – желание поклониться тамошней святыне, а, прежде все­го – желание найти ученого мужа, от которого он мог бы получить или ему сообщить плод ведения»20.

Город Едесса, славный в летописях христианства усердием своего владетеля (Авгаря) принять к себе Господа Иисуса Христа, гонимого от Иудеев, имел что представить благочестивому и любознательному поклоннику. Там хранилось ответное послание Христа Спасителя к Авгарю21. Оттуда сделался известным Нерукотворенный Образ Хри­стов22. Там погребен был сам благовестник, просветивший Авгаря ве­рой, – апостол Фаддей23. Христианская вера имела здесь больше сво­их последователей, нежели во многих других городах Империи Рим­ской24; и во время последнего гонения на христиан при Диоклетиане, они искали себе убежища в Едессе, так как в прочих областях импе­рии25 их преследовали. Славу благочестия этого города составляло и то, что в окрестностях Едессы процветала жизнь иноческая.

Едесса славилась между городами Месопотамии и своим просве­щением. Не знаем, какого именно ученого мужа желал видеть здесь преподобный Ефрем, и нашел ли он его, но он мог встретить здесь людей, знакомых и со Священным Писанием, и с разными науками. Незадолго до того как он пришел в Едессу, отсюда выбыл некто Евсевий, славившийся своей образованностью и впоследствии возведенный на кафедру Едесскую. Евсевий происходил из одного благородного се­мейства в Едессе; в молодых годах, по обычаю отечественному, как пишет Созомен, он изучал Священные Писания, а после того и науки, преподаваемые у Еллинов, посещая тамошних учителей26. Преподоб­ный Ефрем не имел желания знакомиться с еллинской, языческой, муд­ростью, но изучение слова Божия было постоянной целью его духов­ных занятий.

Приближаясь к городу, Ефрем просил Бога, чтобы Он послал ему навстречу человека, с которым бы он для пользы души своей мог по­беседовать на темы Священного Писания27. Но в городских воротах он встретил женщину, наружный вид которой достаточно обличал ее недобрую жизнь и зазорное поведение. Смущенный такой встречей Ефрем подумал, что Господь не внял его молению. Между тем женщина, шедшая ему навстречу, остановилась и пристально смотрела на него. Это заставило его обратиться к ней с такими укоризненными слова­ми: «Зачем ты, забыв стыд, смотришь не в землю, как следовало бы стыдливой женщине?» Женщина отвечала, что она должна смотреть на него, потому что жена от мужа взята, а ему надлежало бы смотреть не на нее, а в землю, потому что он, как муж, от земли взят28. Ефрем удивился ответу женщины и прославил Бога, Который устами греш­ной жены сделал ему наставление и вразумил, что не должно пренеб­регать и грешниками29.

Ефрем остановился в городе. Бедный странник вскоре должен был испытать неудобства своего положения среди разнородной толпы, но он умел извлекать для себя пользу из всего и все обращать во благо других. Принужденный трудами рук своих снискивать себе пропита­ние, он не почел для себя уничижением наняться в работники к содер­жателю бани. По соседству с домом, в котором он поселился, жила одна женщина бесчестного поведения, которая один раз вступила с Ефремом в непристойный разговор, желая склонить его ко греху. Су­ровые слова, сказанные им на первое покушение женщины, только усилили ее бесстыдную наглость. Но Ефрем, предложив совершить грех посреди города, у всех на виду, тем самым искусно заставил ее ска­зать, что она стыдится людей, и воспользовался ее ответом, чтобы обратить ее на путь добродетели, и сильными словами сумел возбу­дить в ее сердце стыд и страх Божий. «Если мы, – сказал он, – сты­димся людей, то не более ли должны стыдиться и бояться Бога, Кото­рому известны и сокровенные мысли людей, и Который некогда приидет судить всех и воздать каждому по делам?» Тронутая этими словами женщина молила преподобного наставить ее на путь добродетели и, по совету Ефрема, удалилась в один из ближних монастырей30. Так же действовал Ефрем и на других. В городе еще были язычники. Все сво­бодное время после молитвы и занятий по должности он употреблял на беседы с язычниками, заботясь об обращении их на путь спасения31.

Среди таких трудов однажды встретил Ефрема какой-то благоче­стивый старец из соседнего с городом монастыря. Услышав беседу его с язычниками, инок удивился, найдя в таком месте и с такими людьми истинно христианского мудреца, и с некоторым огорчением спросил Ефрема: «Откуда ты, сын?», как бы показывая, что ему надлежало бы быть не среди толпы порочных и неверных. Ефрем рассказал ему ис­торию своей жизни. «Для чего же, – говорит ему инок, – будучи хри­стианином, позволяешь себе оставаться в толпе язычников? Или ты намерен жить в миру?» Ефрем отвечал отрицательно, – и инок посо­ветовал ему вступить в один из монастырей в окрестностях Едессы, под руководство какого-либо мудрого старца. Ефрем объявил, что жизнь иноческая есть единственное его желание, – и последовал за иноком в гору, где обитали иноки32.

Едесса, так же как и Низибия, имела своих великих подвижников, главное занятие которых состояло в молитвах, псалмопении и славо­словии Богу, которые не имели другого убежища, кроме пещер, не упо­требляли и обыкновенной пищи, а питались единственно растениями. С такими людьми скоро могла сблизиться душа пустыннолюбивого Ефрема. Он нашел себе друга в одном из подвижников, Иулиана, близ­кого ему и по келье, а еще более по духу, столь же сокрушенному, как и у Ефрема, и столь же неослабному в подвигах. Умилительно благо­говейное сокрушение, с которым читал слово Божие этот старец, с пути погибели обращенный благодатью Божией. «Однажды, – говорит пре­подобный Ефрем, – придя к Иулиану, я увидел, что книги его не только мокры, но там, где встречаются слова: Бог, Господь, Иисус Христос и Спаситель, – буквы почти изглажены. Я спросил его: "Кто так ис­портил книги?" – "Не скрою от тебя ничего, – отвечал Иулиан. – Когда грешная жена приблизилась к Спасителю, она омыла ноги Его своими слезами и власами главы своей отерла их; так и я, где нахожу написанным имя Бога моего, орошаю его слезами, чтобы получить от Него прощение грехов моих". – "Бог благ и милосерд, – сказал я ему, – Он примет твое благое расположение, но, – прибавил я дру­жески, – прошу поберечь книги"»33.

Ефрем и сам в уединении пещеры не переставал заниматься сло­вом Божиим, черпая из него умиление и мудрость. Но сокровища его познания, по большей части, оставались сокрытыми от других, по сми­рению Ефрема. Вскоре тот же прозорливый старец, который привел Ефрема к инокам Едесским, открыл в нем богопросвещенного настав­ника. Старец поведал братии, что однажды ночью, выйдя из своей пещеры, он увидел лик Ангелов, блистающих небесным светом. Один из них держал в руках большую книгу, или свиток, снаружи и внутри ис­писанный, и, обращаясь к другим, говорил: «Кому, думаете, я отдам эту книгу?» И когда одни указывали на Иулиана, вероятно, того подвижника Месопотамского, который во время господства арианского был опорой православных в Антиохии34, другие на других, Ангел ска­зал: «В настоящее время никто столь не достоин этой книги, как Ефрем Сирин», – и тут же вложил в уста его таинственную книгу35. Это ви­дение, напоминающее собой в некоторых чертах видение, бывшее пророку Иезекиилю (Иез.2:9–3:2), может быть, и дало Ефрему наи­менование пророка Сирийского36. Оно вызвало Ефрема на труды для общественной пользы.

Ефрем начал писать толкование на Пятикнижие Моисея37. Уже написано было изъяснение на книгу Бытие, как посетил его тот же ста­рец. Прочитав написанное и усмотрев в творении Ефрема обилие бла­годати Божией, излившейся на него, старец пришел в удивление и еще более уверился в истинности бывшего о нем видения. Взяв у Ефрема рукопись, старец показал ее клиру Едесскому и ученейшим лицам в городе. Все разделяли со старцем удивление перед мудростью писате­ля и, считая виновником этого труда самого старца, благодарили его. Старец принужден был объявить имя действительного писателя и, желая еще более уверить всех в справедливости своих слов, рассказал о видении, бывшем ему о Ефреме. Это привлекло общее внимание к иноку, дотоле неизвестному; его начали посещать.

Для смиренного инока тяжела была слава; любовь к уединению не могла примириться с многолюдством приходящих, и Ефрем решил оставить свою пещеру и скрыться на горе, находившейся недалеко, в густом лесу. Но Богу неугодно было его бегство от народа, которому он был нужен. На пути явился ему Ангел и сказал: «Смотри, чтобы к тебе нельзя было приложить сказанного в Писании: Ефрем юница на­ученая, еже любити прение (Ос.10:11). Ниже вжигают светилника и поставляют его под спудом, но на свещнице (Мф.5:15)». Покорный воле Божией, Ефрем не только возвратился в свое место, но и стал посещать город. Его духовная опытность и ревность о благочестии сделала его наставником иноков, а нужды Церкви – помощником пастырей Едесских, особенно в борьбе с еретиками38.

«Вера рождает добрую мысль; а добрая мысль – река воды живой. Кто приобрел ее, тот наполнится водами ее». Эти слова преподобного Ефрема39 справедливо могут быть приложены к нему самому. Душа его, напоенная живой водой слова Божия, изливалась неудержимым потоком умилительных наставлений. Согретые живым чувством, исходившие от полноты сердца, освященного благодатью Божией, слова его были исполнены помазания духовного. Чудно плодились в устах его самые убедительные увещания, трогательные обличения са­мого себя и других, мудрые правила и советы, и часто вдруг – неожи­данным полетом благоговейная мысль его возносилась к Богу, вечному, благому, чтобы исповедать славу Его любви беспредельной, или просить у Него прощения грехов. Примеры и изречения библейские, опыты из жизни подвижнической, притчи и сравнения из царства при­роды, – все было готово и являлось само собой в его простых, безыс­кусственных беседах.

В кругу иноков Ефрем чаще всего беседовал об обязанностях ино­ческих. Для некоторых писал и особые наставления, давал ответы на предложенные вопросы, предлагал уроки и новоначальным инокам, и настоятелям. Замечая ослабление правил строгой монашеской жизни, он старался восстановить прежнюю ее чистоту. Стоя на высоте совер­шенства духовного, он желал возвести и всех туда же. Так, в одной беседе, говоренной, вероятно, в первые годы его пребывания между Едесскими иноками, напоминая о бедствиях, постигших страну, – о землетрясениях и опустошении от Персов, – он призывал своих слу­шателей к исправлению и указывал им на высокие древние образцы. «Отцы наши, – с болезнью сердечной говорил он, – как светила оси­яли всю землю; по причине высокого и чистого жития их самые враги сделались их подражателями... Наше же учение, оставив прямые пути, идет по стремнинам и местам негладким. Ибо нет человека, который бы ради Бога оставил имение, и для вечной жизни отрекся от мира. Нет ни кротких, ни смиренных, ни безмолвных. Никто не воздержива­ется от оскорбления, никто не терпит злословия... Земля, приходя час­то в страх от лица Господня, колеблется под нами к устрашению на­шему, а мы и этого не убоялись. Города поглощены и селения опусто­шены гневом Божиим, а мы и того не устрашились. Воздвигнуты брани Персами и варварами, и опустошили нашу страну40, чтобы мы, убоясь Бога, пришли в раскаяние, но и это нас не изменило... ». С той же целью, чтобы возбудить ревность к подражанию первым пустынножителям, он не раз изображал в беседах своих правила и образ жизни «отцов41 скончавшихся».

Не менее заботила Ефрема судьба Православия в Церкви Едес­ской, которая, по значению города и кафедры Едесской, могла иметь влияние и на всю Месопотамию. Тогда как в других странах пали или ослабели гностические (примиряющие христианство и язычество) лже­учения, волновавшие Церковь во втором столетии, в Едессе еще дер­жалась секта Вардесана, последователя Валентинова и Маркиона42; кроме него лжеучение Манеса, распространившееся из Персии, также оставило свои следы в Месопотамии. В четвертом веке ей не только угрожала общая болезнь времени – зараза арианства, но уже в самой Месопотамии возникли и отсюда распространились по другим стра­нам заблуждения Аудия и Мессалиян.

Вардесан, ученый Едесский, живший при дворе владетеля Озро­енского Авгаря, сына Маанова (152-187 годы), известен своей борь­бой против учения астрологов о влиянии планет на нравственное со­стояние людей и даже против Маркиона43; но вместе с тем он и сам проповедовал учение о двух началах: о Боге непостижимом и о мате­рии вечной, об исшедших из Божества зонах и их сочетаниях (συςυγιαι), об устроении ими мира и человека, и о пришедшем для искупления человека одном из эонов Христе; в видимой, но не вещественной, а небесной плоти, и прочее44. Чтобы привлечь к себе народ, он излагал свое учение в поэтической форме; написанные увлекательным языком, но изобретенным самим Вардесаном размером, песни его, равно как и песни сына его Гармония, получившего образование в Афинах, рас­пространили его учение даже за пределы Месопотамии, и надолго уко­ренили его заблуждения45.

Для того чтобы рассеять заблуждение, достаточно было противо­поставить ему истину. Но для привлечения заблуждающихся к истине, Ефрем считал необходимым облечь ее в те же приятные формы, каки­ми прикрывалось заблуждение. Поборнику истины нетрудно было усвоить простую метрику стиха Вардесана. Богатые природные дарова­ния, постоянная возвышенность духа Ефрема, неистощимо обильное чувство, навык представлять свою мысль в светлых и выразительных образах, то же чистое наречие, на котором писал Вардесан46, – все это обещало успех предприятию. Остальное довершит сила истины и дух благодати, изливавшийся во всех словах святого поэта.

Сколь ни тяжко, сколь ни оскорбительно было для святого чув­ства строгого инока знакомиться с хульными мнениями лжеучителя и читать в его песнях грубые изображения сладострастной фантазии, но Ефрем не отрекся от горького труда, чтобы тем вернее поразить свое­го противника. «Я нашел, – говорит он в одном из своих песнопе­ний, – книгу Вардесана, и смущен был на время скорбью, потому что она осквернила мой слух и сердце зловонием своих хулений. Я слышал в стихах его хулы, и в его чтениях злословия... Для рассеивания мрака заблуждений, которые раздавались у меня в ушах, я обратился к Свя­щенному Писанию»47. Вардесан не отвергал ни Ветхозаветных, ни Новозаветных книг Писания, поэтому Ефрем находил достаточным из­ложить в своих песнопениях только чистое учение слова Божия о Боге и Его отношении к нам, чтобы обличить суемудрие и лжетолкова­ния еретика. Воодушевляемый ревностью к истине, он смело предает позору и проклятию тайны мнимой мудрости Вардесана, и от скопищ еретических призывает в недра Церкви – хранительницы чистого уче­ния48. «Мы не полагаем упования нашего в семи (планетах), в которые верует Вардесан, – говорит Ефрем в одном из своих песнопений. – Да будет проклят, кто будет говорить, как Вардесан говорил, что от них исходят дожди и роса, снег и голод, семена и плоды земледельцам, что от них голод и изобилие, лето и зима. Да будет анафема тот, кто отверг твердое упование на Господа, усвояет всемогущество семи (пла­нетам) и на них полагает упование. Да будет проклят читающий Писа­ния и противоречащий им, читающий апостолов и противящийся их учению. Блаженна ты, Церковь верных, ибо Царь царей утвердил в тебе Свое жилище. Твои основания никогда не поколеблются, ибо Гос­подь страж твой; и врата адова не одолеют тебя, и хищные волки не смогут сокрушить или ослабить твоей крепости. О как велик ты, дом Божий! Как ты прекрасен! Как великолепна ты, дщерь народов»49.

Так как лжеучение Вардесана в некоторых пунктах сходилось с еретическими мнениями Маркиона и Манеса, то часто Ефрем, опро­вергая одного, касался так же и других. Например, когда говорил про­тив вечного существования материи, против учения о причине зла в материи, о раздроблении Божества на эоны50.

Оружие, избранное Ефремом для поражения ересей гностических, оказалось правильным. Народ с жадностью внимал песнопениям свя­того отшельника и забывал песни Вардесана. Поэтому Ефрем употре­бил то же оружие и против новых лжеучений, распространившихся в IV столетии. Под покровительством Констанция, многие престолы епископские на Востоке были заняты арианами. Лжеучители, восстав­шие против Божества Иисуса Христа, дошли наконец до такого безу­мия, что Самое Божество не считали для себя непостижимым. С гор­дым презрением к смиренной вере, которая не дерзает переступать за указанные человеку пределы, они утверждали, что, признавая суще­ство Божие, а равно и образ рождения Сына от Отца неведомым, нельзя именоваться и христианами51. «Вы не знаете, кому кланяетесь», – го­ворили они в упрек верующим52. Провозвестниками таких ложных и вредных начал были Аетий и ученик его Евномий. Сверх того, господ­ство ариан на Востоке сопровождалось множеством разделений и рас­прей церковных53. Все это отвлекало внимание от предметов, каса­ющихся жизни христианской, и святое дело – благоговейное размыш­ление о тайнах Божественных – часто обращалось в предмет праздного, а иногда и нечестивого суесловия.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.