Сделай Сам Свою Работу на 5

Учиться,учиться и еще раз учиться





В этой главе:

* Вы узнаете, каков ваш познавательный стиль.

* Вы сможете научиться оставаться спокойным до и во время тестирования.

* О выступлениях перед людьми.

* О том, как разговаривать с начальством.

Книжные магазины, интернет, секции, колледж, аспирантура, аудиокассеты, кинофильмы, видеозаписи, лекции, семинары, учеба за границей, симпозиумы — возможности обучения не имеют границ. Гипноз может помочь вам узнать новую информацию, запомнить ее, воспроизвести и использовать в дальнейшем.

Вы живете в мире, сильно отличающемся от того, в котором жили родители; вы живете в двадцать первом веке — он обязывает вас получать знания, овладевать несколькими профессиями, быть настойчивым й деятельным человеком на протяжении всей жизни. Возраст не является оправданием; школы для детей и учебные заведения для взрослых по-дружески сотрудничают между собой. Пусть гипноз поможет вам лучше учиться и стать более сообразительным.

 

Как вы учитесь?

Дэйв посмотрел на мой разобранный велосипед-тренажер и собрал его в считанные секунды, даже не спросив про инструкцию. Кроме того, он хороший шофер, он знает, как добраться до любого места, а потом вернуться обратно, не заработав при этом никаких неприятностей. Дэйв — очень энергичный человек и лучше всего соображает и учится, когда находится в движении. Он справляется хуже, если ему приходится читать или слушать чьи-то долгие объяснения. Кроме того, он не может спокойно сидеть на месте.



Карен смогла собрать велотренажер, понаблюдав за тем, как это делает Дейв. Она легко осваивает материал с помощью описаний и схем. Она запоминает все, что видит, всегда помнит лица. Пока она наблюдала, как Дейв собирает тренажер, ее ничуть не беспокоил громкий звук от дрели, но ее спокойствие нарушила собачка, которая вбежала в комнату и начала резвиться. Движения отвлекают ее, а звуки — нет.

Левис внимательно слушал объяснения Дейва. Он задавал вопросы и сосредотачивался после каждого ответа. Он обучался с помощью диалога о том, что было и будет, он обсуждал каждую деталь, относящуюся к строению велотре-нажера. Он всегда помнит названия — как частей велосипедов, так и людей. Его отвлекал звук дрели, но собака ему не помешала.



Я могла бы и сама собрать велосипед, но, во-первых, поблизости находились мои родственники, а во-вторых, мне бы пришлось сначала прочитать инструкцию, а потом записать всю процедуру своими словами.

У всех у нас свой индивидуальный стиль обучения. Учитель, стоящий перед классом и раздающий жемчужины мудрости, не сможет передать мне какой бы то ни было существенной информации, если у меня не будет возможности делать заметки. Если бы Карен не могла делать рисунки, Дейву не разрешалось

бы двигаться, а Левису — говорить, ни один из них не взял бы ничего даже от самого выдающегося учителя.

Как только вы определите свой стиль обучения, вы сможете достичь лучших результатов, используя гипноз. Вы лучше обучаетесь:

* Слушая и обсуждая?

* Записывая?

* Наблюдая?

* Действуя?

Если вы не уверены в том, что сможете правильно определить свой стиль, спросите свою маму.

Представьте себе, что вы получаете дополнительное образование в классе коллекционеров марок. Инструктор говорит о новом выпуске марок и посылает их по рядам, чтобы студенты могли все внимательно посмотреть. Инструктор показывает, как наклеивать марки в альбом, а потом предлагает желающим доклеить остальные марки.

 

Интересные подробности

Полезно знать свой стиль обучения, так как последнее время образование приобретает особое значение в нашей стране Раньше или позже вам придется чему-то учиться, вас может вынудить к этому ваш работодатель. Практически в каждом колледже учатся студенты, которые могли бы быть дедушками и бабушками другим студентам.



 

Как вы ведете себя во время занятия? Вы

* Задаете вопросы?

* Трогаете марки, когда они доходят до вашей парты?

* Наблюдаете за процедурой наклеивания?

* Приклеиваете остальные марки?

Большинство из нас имеют смешанный стиль, никто не может сказать, что имеет лишь один конкретный стиль обучения. Какой стиль обычно характерен вас?

Вы больше похожи на Дейва? Если так, то вы

* Очень подвижны.

* Дотрагиваетесь до материала и много разговариваете, пытаясь разобраться в ситуации.

* Любите спорт.

* Любите работать руками.

* Обучаетесь, действуя.

Если вы действуете, как Дейв, вы активны и вовлечены в процесс обучения. Или вы больше похожи на Карен? Если так, то

* У вас хорошее воображение.

* Вы любите экспериментировать.

* Вы способны к математике.

* Любите все категоризировать.

* Лучше работаете в одиночку.

* Учитесь, наблюдая.

Если вы действуете, как Карен, вы учитесь с помощью зрения.

Возможно, вам кажется, что вы больше похожи на Левиса? В таком случае:

* Вы можете долгое время сохранять к чему-либо внимание.

* Вы легко запоминаете.

* Вам мешают звуки.

* Вы умеете точно подбирать слова.

* Любите читать и писать.

Если вы похожи на Левиса, то вы обучаетесь, слушая и разговаривая.

Если вы предпочитаете быть активным и вовлеченным в процесс обучения учащимся, а вам велят сидеть смирно и слушать лекцию, то, всего вероятней, поможет техника гипноза, которая называется “искривление времени”.

Если вы легче понимаете материал при его демонстрации, а вместо этого вам предлагают читать книгу, — гипноз поможет вашему воображению превратить буквы в картинки.

Если вы предпочитаете слушать, а потом задавать вопросы, но вынуждены вместо этого просто смотреть фильм, — гипноз поможет вам вести внутренний Диалог.

Согласно сложной теории структуры интеллекта гарвардского профессора Говарда Гарднера, ребенок может принадлежать к одному из следующих типов учащихся:

* Обучающийся речью (преимущество словам)

* Обучающийся логикой (преимущество цифрам)

* Обучающийся пространственно (преимущество зрительному представлению)

* Обучающийся музыкой (преимущество музыке)

* Обучающийся кинестетически (преимущество физической активности)

* Обучающийся через личностное общение (преимущество отношениям между людьми)

* Самообучающийся (преимущество самостоятельной работе)

К какому типу учащегося вы себя относите?

В кабинете у гипнолога

Говард Гарднер, профессор Гарвардского университета, развил теорию сложной структуры интеллекта. Он считает, что существует наиболее приемлемый тип обучения для каждого ребенка, и учитель должен использовать именно этот тип, чтобы ребенок мог добиться наилучших для него результатов. Не нужно заставлять подвижного и активного ребенка слушать лекцию, не нужно показывать фильм ребенку, который лучше всего обучается через общение. Доктор Гарднер категоризовал детей в соответствии с их стилем обучения.

 

Гипнотическое внушение для вашего стиля обучения

Ваш гипнолог должен составить внушение в соответствии с вашим типом обучения. В этом разделе вы прочтете о трех моих клиентах, у каждого из которых был свой собственный стиль обучения. Гипнотические внушения для них были написаны в соответствии с их стилем; ваши внушения должны быть подобраны так, чтобы они подходили именно вам.

 

Обучающийся кинестетически

Если вы предпочитаете активное обучение, но вынуждены сидеть в большой переполненной аудитории и слушать пространные речи профессора, гипноз может помочь вам ускорить время, создавая интересные образы.

Мириам — игрок женской баскетбольной команды. Она яркая и энергичная девочка, и ей тяжело заниматься в классе всемирной истории. Через 15 минут истекает тот предел времени, когда она в состоянии сидеть спокойно, тогда как лекция длится два часа. Во время гипноза я попросила Мириам представить себя сидящей на лекции и затем дала ей следующее гипнотическое внушение:

* В то время, когда вы пытаетесь сосредоточиться на лекции, медленно подвигайте правой ногой вперед и назад. После каждого движения вам будет казаться, что вы шли пешком в течение одной минуты. Проделав количество движений, соответствующее 10-минутной прогулке, вы перестанете шевелить ногой и будете готовы впитывать информацию, которую предлагает вам лектор.

* Когда вы будете слушать лекторшу, вам будет приятен тон ее голоса. Вас так заинтересует тема и материал лекции, что время пролетит незаметно.

Мириам приходит ко мне на сеанс в начале каждого нового семестра в школе, и мы вместе разрабатываем стратегию предстоящей учебы. Последний раз, когда я ее видела, она рассказала мне, что, покидая аудиторию, она воскликнула: “Как, неужели лекция так быстро закончилась?”. Оглянувшись, она увидела уставших, скучающих студентов, медленно плетущихся из аудитории. Это привело ее в замешательство.

 

Будьте внимательны

Директор Гарвардского университета Дерек Бук был уверен, что жертвы, на которые идут родители, чтобы отправить своих детей в престижные университеты, будут оправданы. Он говорил: “Если вы думаете, что образование слишком дорого стоит, попробуйте прожить в невежестве”.

 

Образное обучение

Мистер Дэниел пришел в мой кабинет, потому что к 20 годам он еще не смог получить водительские права. Он рассказал, что он хороший водитель и сдал экзамен по вождению, но у него проблема с письменным тестом. Ему легче давалось образное обучение, поэтому я дала ему следующее внушение: “Читая каждый вопрос, вы будете представлять в уме картинку. Изучая эту картинку, вы быстро найдете ответ”.

 

Речевое обучение

Боб и Вера пришли ко мне на консультацию перед женитьбой своего сына. Его невеста была из семьи танцоров. Во время празднования свадьбы Боб и Вера должны были танцевать вместе с семьей невесты в центре зала перед всеми гостями — таков обычай, это главный свадебный танец. Семья невесты прислала им видеокассету с танцевальными движениями. Вера, посмотрев кассету, стала легко повторять движения. Бобу было труднее. “Я воспринимаю слова, а не картинки”, — жаловался он за несколько дней до свадьбы. Следующее гипнотическое внушение помогло Бобу: “Просматривая кассету, ты будешь быстро и естественно рассказывать себе все, что видишь. Твои слова направят твои движения”.

 

Тесты и экзамены

“Я люблю школу. Я знаю свои обязанности. Но у меня совсем не получается писать тесты и сдавать экзамены. Если бы не было этих экзаменов, я бы хорошо учился”. Вы узнаете свою проблему? Гипноз может помочь вам

* Учиться более эффективно.

* Сохранять спокойствие перед экзаменами.

* Помнить весь необходимый материал, который может пригодиться на экзаменах.

* Сохранять спокойствие во время экзаменов.

 

Учеба

Гипноз способен помочь вам помнить обо всем изученном вами материале. Самая главная хитрость: главное, вы должны, во-первых, учиться. Организуйте свой учебный процесс в соответствии с вашим характерным стилем, и вы сможете изучать гораздо больше материала в меньшие сроки. Вы знаете, что нужно делать: прогуляйтесь, нарисуйте диаграмму, поговорите с кем-нибудь о проблеме, послушайте музыку, занимайтесь учебой с приятелем, сделайте краткие записи, запритесь в своей комнате и никого туда не пускайте. Используйте все возможные способы, чтобы вам было удобно учиться, чтобы это соответствовало вашему стилю учебы.

Приготовьте себе место для учебы. Соберите весь необходимый инвентарь, а также решите наперед, нужно ли вам отключить телефон, выключить телевизор, завести какую-нибудь музыку или приготовить небольшой продуктовый запас, — в общем, предусмотрите все, что может претендовать на ваше внимание во время занятий. Вам решать, где ваша учеба будет продуктивней: на полу, сидя на стуле или лежа в кровати. После того как вы разберетесь со всем вышеперечисленным, запланируйте себе реальные временные рамки, в течение которых вы будете заниматься определенным куском работы, и, конечно, наметьте перерыв. Вы можете отметить на листе бумаги время, выделенное вами для учебы, и время для отдыха. Теперь вы полностью готовы. Либо с помощью гипнолога, либо прочитав главы 24 “Вызывайте гипнотическое состояние самостоятельно” и 25 “Вы пишете свой сценарий”, самостоятельно примените гипноз с простым внушением: “Вы всегда будете следовать своему учебному плану”.

 

Интересные подробности

Новый материал лучше всего укладывается в голове, если: 1) вы его повторяете и 2) вам интересно и нужно его учить. Ежедневно вы смотрите на большое количество автомобильных номеров, на самом деле не замечая букв и цифр, обозначенных на них, но если вас вознаградят за нахождение определенной комбинации, вы будете внимательно вглядываться в номерной знак каждой проезжающей машины. Думайте об оценках как о вознаграждении за учебу.

 

Все это проделать вполне реально и просто!

Когда вы закончите учебу, проверьте себя. Представьте себе, что вы учитель, и задайте себе вопросы по пройденному материалу, чтобы проверить, как вы его усвоили. Вы можете отвечать вслух, письменно или зарисовывая диаграммы — в зависимости от вашего характерного стиля (но даже если вы музыкальны, пропевать ответ не следует, так же, как и танцевать, если вы спортивны).

 

Сохраняем спокойствие

Вы поучились, вы сами проверяли себя, а теперь пришло время для большой проверки —для экзаменов или тестирования. Вы сильно нервничаете? Или вы спокойно можете проспать всю ночь перед экзаменами? Способны ли вы утром позавтракать? Начиная экзаменационную работу, будете ли вы спокойны или зажаты и закомплексованны?

Некоторые студенты хорошо учатся и прекрасно знают материал, но плохо пишут тесты из-за боязни таких проверок. У вас есть шанс выйти из числа таких студентов. Гипноз в состоянии освободить вас от этого страха. Следующие внушения я использую для учеников, боящихся экзаменов:

* Перед вами будет находиться один лист бумаги, на котором вы отразите некоторую информацию, которая напомнит о вашей хорошей подготовке и знании материала.

* Вы спокойно заснете, зная, что этот листик близко.

* Когда вы утром проснетесь, вы с легкостью вспомните все, что написа-i но на этом листочке.

* Ваши чувства спокойствия и своей компетенции будут возрастать каждую минуту.

* Вы знаете все, что вам необходимо знать. Вы будете спокойны и собраны, идя на экзамен. Вы будете терпеливо ждать начала тестирования. Как только начнется тестирование, вы заметите, что вам очень уютно и что вы полностью готовы к экзамену

* У вас очень хорошая память, вы можете извлечь из нее все, что вам необходимо.

* Правильные ответы сами приходят вам на ум.

* Вы будете работать организованно, последовательно отвечая на каждый вопрос.

* Вы будете понятно изъясняться, так, что любой, проверяющий вашу работу, поймет, что вы хотели сказать.

* Закончив отвечать на вопросы, вы один раз проверите свои ответы и потом, в хорошем расположении духа, уйдете с экзамена.

* Вы будете гордиться собой, потому что сделали все, зависящее от вас. Эти внушения хорошо работают для всех стадий и возрастов — для подростков и старшеклассников, для юношей, учащихся в колледжах, для студентов медицинских институтов и до смерти испуганной мамаши, вернувшейся к учебе, чтобы получить свой диплом, когда она стала уже бабушкой.

Группа студентов медицинского вуза была обучена самогипнозу для того, чтобы справляться со стрессом в течение первого года обучения. Другую группу на том же курсе обучили техникам релаксации, но не самому гипнозу. В конце семестра каждый студент заполнил опросник, и оказалось, что группа, которую обучали гипнозу,

* Испытывала меньшую тревогу в течение всего семестра.

* Была менее чувствительна к стрессу.

* Студенты спали лучше, чем студенты другой группы.

Гипноз часто дает побочный эффект, помогая вам быстро и легко уснуть.

Группа докторов посетила гипнолога своей больницы. Каждый из них считался знающим человеком, однако все они провалились на экзамене по своей специальности. Все они хотели пройти гипноз перед тем, как будут пересдавать тест; они были уверены, что не сдали его из-за сильного волнения.

Гипнолог использовал технику Стейна “сжатый кулак”, и это очень помогло многим из докторов сдать экзамен Ниже я подробно приведу все этапы этой техники, так что вы сами сможете ее использовать. Но сначала вы, наверное, захотите познакомиться с техниками самогипноза, описанными в главах 24, 25. Если вы нервничаете перед тестом — эта техника для вас!

 

Будьте внимательны

Несмотря на то, что современные педагоги стремятся учить детей, доставляя им радость, это не всегда получается. В 1828 году эссеист X Л Менкен писал: “Школьные дни — это самые несчастные дни человеческого бытия. Они наполнены скучными, бессмысленными занятиями”.

 

1. Перед гипнозом сожмите кулаки правой и левой рук.

2. Войдите в гипнотическое состояние.

3. Вспомните ситуацию, в которой вы чувствовали себя уверенно и расслабленно, и сожмите руку в кулак.

4. Вы услышите внушение, что, когда бы вы ни сжали правую руку в кулак, вы будете переживать те же хорошие чувства.

5. Повторите третий этап.

6. Вспомните волнение, чувство неуверенности в себе, появлявшееся у вас во время экзаменов.

7. Все эти негативные чувства поместите в вашу левую руку. Сожмите эту руку в кулак.

8. Повторите третий этап и еще крепче и сильнее сожмите правую руку.

9. Сожмите слабой левой ладонью сильный, крепкий кулак правой руки. С силой стукните правым кулаком левую ладонь.

10. Неуверенность в себе и волнения были потеснены уверенностью в себе, спокойствием и расслабленностью.

11. Именно это чувство будет появляться у вас в ситуациях экзамена. Если вы захотите подбодрить себя перед или во время теста, все, что вам нужно, — это вложить ваш правый кулак в левую ладонь, и вы будете чувствовать себя так же комфортно, как и сейчас.

 

Одноклассники

Некоторые люди могут спокойно говорить как с равными себе, так и с начальством. Они легко ведут разговор и легко выражают свои мысли. Увы, многие другие зрелые, сильные, здоровые, устойчивые люди — как дети, так и взрослые — с трудом высказываются, не находясь в кругу своих близких друзей.

 

Кто больше получил

Миссис Винтере посещала курсы по кулинарии. В течение многих лет каждый, кто пробовал ее стряпню, говорил, что ей следовало бы стать профессиональным поваром. И, наконец, когда ей исполнилось пятьдесят, она почти заканчивала кулинарную школу. Фактически оставалось учиться всего один семестр, и поэтому она пришла в мой кабинет. У нее была проблема с кондитерскими изделиями.

 

Интересные подробности

Если вы легко отвлекаетесь, выполняя тестовое задание, попробуйте фокус с резинкой. Завяжите резинку вокруг запястья, и как только вы заметите, что погружаетесь в пространные размышления, ударьте себя резинкой, чтобы вернуться к реальности

 

На самом деле миссис Винтере печет великолепные изделия, и выпечка, которой она меня угощает, всегда имеет необыкновенный, восхитительный вкус. Ее смущали ребята, которые с ней учились. Миссис Винтере никогда не умела общаться с чужими людьми. Все студенты использовали собственную амуницию, и миссис Винтере пользовалась чудесными приборами, которые она приобрела во Франции в последнюю поездку. На прошлой неделе, во время экзамена, она не смогла найти свою безупречно острую стальную терку. И ей пришлось воспользоваться чужой. А потом она увидела свою терку на столе у Джоя.

Вы или я тут же закричали или отобрали бы свою собственность у Джоя, сделали бы хоть что-то, но не миссис Винтере. Она смутилась и в буквальном смысле слова потеряла дар речи. Ее проблема заключалась в том, что она не умела говорить в свою защиту. Она думала, что, в конце концов, могла и ошибиться: может быть, это была вовсе не ее терка. Она боялась, что покажется грубой, и поэтому, возможно, не хотела ничего говорить Джою. Она считала, что, если она станет высказываться публично, все обратят на нее внимание, а это, возможно, вовсе не стоит того. Таким образом, никаких проблем с обучением у нее не было, кроме того, что она стеснялась проявлять себя в общении и ей было трудно выражать свои мысли.

Миссис Винтере понадобилось несколько сеансов гипноза. На первом сеансе я внушила ей, что она ничем не хуже, чем кто-либо другой в этом классе, и так же, как все, имеет право на успех. На втором сеансе мы проигрывали роли, спрашивая Джоя, какие вещи принадлежали ему, а какие нет. На последнем сеансе я предложила ей представить себя принятой на работу на должность шеф-повара.

Если у вас есть трудности с публичными высказываниями, вам будет полезно следующее внушение: вы ничуть не хуже, чем другие люди в этом классе; в этом классе все равны.

Если вам трудно попросить что-то у определенного человека, попробуйте проиграть эту ситуацию. Пусть ваш гипнолог играет роль другого человека. Когда я играла роль Джоя, я сделала несколько злобных замечаний, которые сначала огорчили миссис Винтере. Постепенно она научилась отвечать мне на оскорбления. Например, играя Джоя, я сказала:

* Да кого вы из себя строите, какое мне дело до ваших шикарных приборов.

* Уберите руки, я работаю с этими приборами.

* Спокойно, леди, держите себя в руках.

Будучи погруженной в транс, миссис Винтере смогла адекватно отреагировать. Она репетировала свой ответ. Когда она, в конце концов, обратилась к Джою с вопросом, он оказался гораздо милее, чем я его изображала, так что ей было легко. Она вела себя уверенно и твердо, и четко произнесла: “Это — моя вещь. Никогда больше не берите ее”.

Нам приходилось повторять эту фразу снова и снова, потому что она постоянно добавляла одну или две фразы в конце, и у нее получалось: “Никогда больше не берите ее, ладно?” или “Никогда больше не берите это, если это вас, конечно, не затруднит”. Мы справились с ее проблемами, она окончила кулинарные курсы и отблагодарила меня большим количеством всяких вкусных вещей.

 

Перестаньте меня дразнить!

Рональд учится в шестом классе, его постоянно дразнят сверстники, а учителя, кажется, бессильны что-либо с этим сделать. Родители привели его ко мне, ошибочно полагая, что я могла научить его гипнотизировать других людей так, чтобы они относились к нему хорошо. Я объяснила им, что гипноз учит людей владеть собой, а не другими. И они согласились попробовать один сеанс гипноза. Рональду помогли следующие внушения:

* Когда ребята скажут тебе что-то обидное, ты не будешь на это реагировать. Ты будешь вести себя так, как будто не слышал их, и продолжишь делать то, чем занимался до этого.

* Каждый раз, когда у тебя получится игнорировать дразнилки, ты будешь гордиться собой.

* У тебя хватит смелости поговорить с некоторыми ребятами из твоего класса. Посмотрев на них внимательней, ты заметишь, что один или даже два твоих одноклассника могут стать тебе хорошими друзьями. Как вы прочитаете в главе 16 “Дети и гипноз”, процедура гипноза проходит для детей очень интересно и весело. Встречаются учителя, грубо критикующие ребенка, и школьные программы, которые не годятся детям, но даже в этих условиях некоторые учащиеся адаптируются к учебному процессу. Это те немногие чувствительные ребята, которые могут получить поддержку с помощью гипноза.

Гипноз может сделать посещение школы более приятным, предоставляя детям защиту от скуки, от вредных влияний или от чего бы то ни было, что ребенку трудно перенести. Иногда в своем внушении я просто обращаюсь к здравому смыслу.

Интересные подробности

Гарольд Тейлор, в тридцать лет ставший президентом колледжа Сарры Лавренс, говорил: “Образовательная система превратилась в набор программ-насмешек, в которой призы достаются наиболее предприимчивым, восприимчивым и хорошо информированным ребятам, которые первыми поднимают руку”. Гипноз может помочь робким ребятам, которые не умеют себя показать, получить внимание учителя, которое им так необходимо.

 

Прогулка пешком

Девушка Джона послала его ко мне, так как была сильно расстроена тем, что он бросал колледж. Какие у него были на это причины? Он не набрал достаточного количества очков, поэтому у него не было места в парковке рядом с колледжем. Ему пришлось бы идти пешком (он не может позволить себе два раза в день брать такси), несмотря на то, что там очень хорошая дорога, это целых три мили. С согласия Джона я переформулировала его проблему:

* У тебя есть редкая возможность укрепить икроножные мышцы.

* У тебя есть шанс гулять по шесть миль в день, не занимаясь тасканием тяжестей и не оплачивая членский взнос в клуб здоровья.

* Прогулка — это потрясающая зарядка. Ты будешь гордиться тем, как выглядишь.

* После этих прогулок в колледж ты заметишь, что стал более проворным, чем во время поездок на машине.

Сначала я пыталась убедить Джона без гипноза, что прогулки будут доставлять ему удовольствие, но это не изменило его мнения. Пять минут в трансе — и он сию же минуту был готов к пешим переходам.

 

Молчаливый человек

Родители привели Келли ко мне в кабинет, так как учителя постоянно жаловались, что за все годы обучения-в школе она никогда не участвовала в работе класса, хотя дома девочка вела себя очень хорошо. У нее был диагноз “избирательная задержка речи” — она разговаривала только при определенных обстоятельствах. Родители на протяжении многих лет водили дочь к психотерапевту, что помогло ей поднять самооценку, но ничего не сделало с ее молчаливостью в школе. В таких случаях гипноз может хорошо помочь человеку.

 

Гипнословарь

Дети, которые имеют нормальные речевые способности, но отказываются издавать какие-либо звуки, кроме как во время пребывания с определенными людьми, как правило, с членами семьи, страдают от избирательной задержки речи. Это одна из крайних степеней застенчивости, сохраняющаяся на протяжении многих лет.

 

Это интересное состояние недавно было определено психиатрами как психическое расстройство, и оно вполне успешно подвергается лечению гипнозом. Келли, как и другие люди с аналогичными расстройствами, пользовалась жестами, чтобы объясняться в школе. Келли понадобилось три сеанса, чтобы достичь желаемого результата: говорить, как все другие дети в ее пятом классе.

На нашем первом сеансе больше говорила я, а Келли только кивала. Я говорила о том, каково это — чувствовать свою индивидуальность, отличающуюся от других, я говорила с ней про ее общение с мамой и папой, о том, как это ей нравится, как это весело и хорошо. Еще я завела разговор о ее единственном друге, которого она очень любит, но не разговаривает с ним. Она говорила с Робином, но только когда они были у нее дома. Она не разговаривала в гостях у Робина и не говорила с ним в школе. Я сказала Келли, что она очень сильная девочка; я знаю не так много людей, которые приняли обет молчания. Я похвалила ее за настойчивость.

Келли вошла в легкий транс, и я попросила ее представить себя в школе. Я придумывала ситуации, в которых учитель задавал вопрос, и никто, кроме Келли, не знал ответа. Я похвалила ее за то, что она сохраняла молчание, хотя могла получить поощрение за знание правильного ответа. В то время, когда она представляла свой образ в классе, я попросила ее вообразить, что у нее пропал дар речи, и она уже никогда не сможет высказываться в классе, она больше не имеет над этим контроля. Я попросила ее прочувствовать переживания, которые появились бы у нее, если бы она знала все ответы, но никогда бы не смогла их произнести.

Затем я попросила ее мысленно вернуться в обычное состояние, в котором она, в принципе, могла говорить, но не хотела. Дальше мы проработали много сценариев, в которых Келли не могла высказывать свои мысли, иногда по собственному выбору, иногда потому, что просто не могла произнести вслух.

Первый сеанс я закончила тем, что попросила Келли представить, что в класс пришла новая девочка, которая тоже не могла общаться с чужими людьми. Я попросила Келли прислушаться к чувствам, которые она испытывала к этой девочке. Перед завершением сеанса я дала возможность Келли еще побыть в трансе и насладиться этим опытом, потом я сказала, чтобы она готовилась к следующему сеансу.

Я никогда не давала Келли внушения — “говори!”. Ни со мной, ни с учительницей, ни со школьными друзьями. Изменение при-вычки может быть очень продолжительным < процессом, кроме того, это имеет смысл только, если перемены исходят от самого человека, а не от меня или кого-нибудь другого.

Двумя неделями позже, на втором сеансе, мама Келли сообщила об изменении, произошедшем в домашнем поведении дочери. Она рассказала, что Келли стала более открыта, стала чаще и продолжительней встречаться глазами с людьми, а также стремилась больше общаться. Кроме того, она добавила, что Робин рассказал, как она несколько раз обращалась к нему в школе по различным поводам.

 

 

Интересные подробности

Ваш гипнолог может рассматривать негативные ситуации и находить в них какую-либо позитивную сторону. Из человека, ставшего жертвой болезни, вы можете превратиться в человека, контролирующего себя. Это может произойти в процессе предварительного общения, даже до формальной гипнотической индукции.

Будьте внимательны

Помните, что ваш гипнолог должен иметь терпение. Если у вас есть проблемы, с которыми вы живете уже не один год, ничего удивительного нет в том, что на представление себя в ситуации, где вы совершаете действия, которые вам нужно выработать, уходит больше пятнадцати минут. Очень часто действительно получается так, что “тише едешь — дальше будешь”.

 

Келли была полна энтузиазма приступить к сеансу гипноза, но первым делом я завела разговор о Робине. Я предложила Келли, чтобы она представила, что Робин вдруг перестал говорить, находясь в школе, и им обоим пришлось общаться жестами. Девочка засмеялась. Когда она вошла в транс, я попросила ее увидеть, что молчаливая девочка стала часто находиться возле Робина. Затем я попросила ее поменяться местами с той девочкой, но со своими речевыми способностями. Все это заняло некоторое время, так как иногда галлюцинации не так просто создать. В конце концов она кивнула, когда услышала свою речь, обращенную к Робину в классе.

После этого я попросила Келли выбрать трех ребят из класса, с которыми она могла бы поговорить о домашнем задании, о задачках или о новой однокласснице. Это заняло не меньше десяти минут, после чего Келли кивнула головой в знак того, что она поговорила с этими ребятами. Я поздравила ее и поблагодарила за то, что она попыталась изменить свою молчаливую позицию. Постгипнотические внушения Келли были следующими:

* Теперь, когда ты знаешь, что можешь говорить с этими тремя ребятами и с Робином, пожалуйста, будь очень осторожна. Не говори больше ни с кем в школе, так как это будет очень неожиданно, если ты вдруг начнешь со всеми болтать.

* Теперь ты знаешь, что свободно можешь участвовать в дискуссиях, которые возникают в классе. Но, я думаю, это очень сильно может шокировать учительницу. Лучше всего, если в первое время ты будешь обращаться только к ней или если рядом будет немного одноклассников.

* На тебе лежит немалая ответственность. Если ты решишь говорить с людьми, это очень хорошо, но пусть это будет только со мной и никак не за обедом. Ребята будут просто шокированы. Все присутствующие в кафетерии будут ошеломлены. Пожалуйста, оставайся молчаливой во время обеда.

Перед третьим сеансом, который планировалось провести через месяц, мне позвонила мама Келли — с ней связывалась учительница, которая рассказала, что девочка стала общаться. Она стала принимать участие в классных мероприятиях и сошлась с некоторыми девочками из класса.

В назначенный день я услышала, как Келли вошла в комнату для ожидания и поздоровалась с Дженни — моей секретаршей. Когда Келли увидела меня, она улыбнулась и скромно сказала: “Привет”. Мы начали сеанс, я надеялась, что она даст мне какой-нибудь самоотчет. Мне было любопытно, и я вслух поинтересовалась, как изменилась ее жизнь, но Келли просто ответила: “Я разговариваю”. Я спросила, помог ли ей образ новой девочки измениться. (Я думаю, так и было. Девочки ее возраста готовы сделать многое ради друзей, могут даже участвовать в соревнованиях ради дружбы.) Она вздрогнула и сказала: “Я не знаю”. Это была достаточно мудрая фраза для человека, который так долго молчал, но все-таки заговорил.

На нашем последнем сеансе я поддерживала Келли в состоянии гипнотического транса столько, сколько ей требовалось, чтобы представить себя способной говорить все время школьных занятий, а потом и при некоторых других обстоятельствах. В итоге наша работа была успешно завершена, и ее избирательная задержка речи исчезла.

 

Учимся говорить с учителями

Люди, имеющие власть, иногда превращают нас в детей. Некоторые учащиеся столбенеют из-за страха перед разговором с учителем, деканом или директором. Другие пугаются, когда им нужно что-то спросить у человека, имеющего власть: “Почему вы сняли за этот ответ десять очков? ”, или “Можно я принесу свою работу не в понедельник, а во вторник?”, или “Я думаю, вы забыли обсудить вчерашнее задание”.

У детей, которых учили бояться людей, обладающих властью, с возрастом этот нелепый страх остается. Необходимо различать уважение, которое вполне соответствует этим ситуациям, и страх, который совершенно неуместен. Ко мне обращались родители, которые были не в состоянии заступиться за собственного ребенка, потому что одна мысль, что им придется оказывать сопротивление учителю, повергала их в ужас. Возможно, что ваше мнение будет сильно отличаться, но защита своей стороны или прав вашего ребенка не обязательно предполагает противоборство.

Гипнословарь

Уважение — это высшее проявление внимания и заботы в отношении к человеку. Страх — это чувство беспокойства и тревоги, которое вызвано ожиданием опасности.

 

Ролевая игра — очень полезная гипнотическая техника, которая может хорошо помочь людям, боящимся контактов с власть имущими. Иногда ролевая игра очень хорошо работает даже без гипноза, но многие люди достигают гораздо больших результатов, если игра подкрепляется гипнозом. Перед вами два разных вида ролевой игры, нацеленной на разговор с авторитетными персонами. Попробуйте обе возможности.

 

Ролевая игра №1

Ситуация: вы (или ваш ребенок) купили в дорогом магазине новую рубашку. Вы надели ее в первый раз и обнаружили, что один карман разорван. Очевидно, что он был поврежден с самого начала, но в магазине вы этого не заметили. Вы хотите обменять эту рубашку на другую, вы возвращаетесь в магазин, подходите к отделу обслуживания и ждете своей очереди.

Менеджер: “Почему вы принесли это обратно?”

Вы: “Посмотрите на карман. Он порван”.

Менеджер: “Что вы хотите?”

Вы: “Я хочу получить такую же рубашку, но целую”.

Менеджер: “Никаких проблем, я сейчас вам ее принесу”.

Вы получили то, что хотели.

Ролевая игра №2

Ситуация: теперь представьте себе, что вы посетили другой магазин, по соседству, владелец которого оказался брюзгой, грубияном, к тому же у него был не самый удачный день.

Владелец: “Почему вы принесли это обратно?”

Вы: “Карман порван”.

Владелец: “Это не моя вина, деньги я вам не верну, возможно, вы порвали его сами”.

Вы: “Сэр, я не рвал ее”.

Владелец: “Вы что, думаете, что можете приносить мне свои рваные вещи, а получать взамен новые?”

Вы: “Пожалуйста, разрешите взять мне другую рубашку взамен этой. Спасибо”.

Обыграйте второй тип обмена, находясь под гипнозом. Это хороший тренинг для вас, повышающий вашу настойчивость.

* Вежливо формулируйте ваши послания (“Сэр, я ее не рвал”), спокойно, беззлобно, не защищаясь.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.